муж постоянно меня перебивает
Не перебивай меня: как достучаться до собеседника
Что вы чувствуете, когда вас перебивают? Наверняка, что вы и ваше мнение неинтересны собеседнику. Перебивать — вредная привычка, которая негативно сказывается на любых отношениях — личных, рабочих, общественных. Специалисты рассказали, откуда берется такая манера, что она означает на самом деле и можно ли научиться и научить вести себя иначе.
Тот, кто перебивает, в первую очередь хочет высказаться сам. Даже если его об этом не просили, он всё равно уличит удобный момент и вставит свою реплику. Особенно обидно становится, когда рассказываешь свою личную историю, которую никому другому бы её не доверил; и ждёшь, что после рассказа проявят сочувствие или дадут совет, а вместо этого: «Кстати, был забавный случай…». После этого, вряд ли захочется делиться сокровенным с этим человеком, ведь каждый раз будешь чувствовать, что собеседника больше волнуют его собственные мысли.
Или другой типичный сценарий. Нередко все начинают говорить хором на рабочих совещаниях, родительских собраниях и других дискуссионных обсуждениях, что делает их совершенно неконструктивными.
Плохое воспитание?
Есть несколько объяснений такого поведения, и одно из них — социокультурное. Собеседник, который чувствует себя выше другого, будет чаще прерывать и вставлять свои «пять копеек».
Исследователи поставили эксперимент — они попросили несколько пар поговорить на одну и ту же тему, их разговор записывали на аудио- и видеоплёнку. Участников разбили на пары: мужчина-женщина, женщина-женщина, мужчина-мужчина, человек с более высоким социально-экономическим положением и с более низким, а также равные друг другу. Наблюдатели подсчитывали, кто чаще перебивал и давали оценки поведению каждого из участников эксперимента.Как мы попадаемся в руки кукловодов
Оказалось, что мужчины в два раза чаще прерывали речь женщин, а начальники подчинённых. У наблюдателей люди, которые чаще перебивали, вызывали неприязнь, но женщин, прерывавших мужчин, оценивали более негативно. При этом если дама перебивала даму, то это во внимание практически не принималось.
«Женщина, перебившая мужчину, не только нарушает правила общения, но и ставит под сомнение стереотипные полоролевые нормы приличия, принятые в обществе. Действия женщины воспринимаются как словестное оскорбление и расцениваются больше как дерзость, чем стремление оспорить точку зрения мужчины», — комментирует доктор психологических наук, профессор Тамбовского государственного университета Игорь Грошев.
Эксперимент проведён ещё в 1970-х годах в США. Но и сегодня, в эпоху гендерного равенства многие мужчины всё ещё чувствуют за собой моральное право наглым образом оборвать речь оппонентки. Новосибирский психолог Евгения Дашкова отмечает, что мужчина может внимательно слушать женщину примерно 15 секунд, а потом ищет первую зацепку, чтобы начать доказывать свою точку зрения.
Таким образом, перебивать — означает показывать своё преимущество, доминировать, демонстрировать превосходство. Это подтверждает и эксперимент, в котором люди одного пола или равные друг другу в обществе реже прерывали разговор собеседника.
«В любом диалоге лидер тот, кто чаще говорит, занимает канал коммуникации. Мужчину-врача перебивать нельзя, даже если пациент тоже мужчина. А вот с женщиной-врачом пациент будет вести себя по-другому, думая, что имеет право её перебить. Так что пол и социальные нормы очень важны в коммуникации, от женщины ждут мягкости и деликатности, а от мужчины напористости», — поясняет Дашкова.
Нервы шалят?
Кроме культурных норм, которые обуславливают наше поведение, имеют значение психологические особенности человека. «Я боюсь забыть, что хотел сказать», — самое частое оправдание, которое можно услышать от «говорунов». Это, уверена невролог новосибирской клиники «Сибнейромед» Ксения Доронина, может быть одним из симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Его чаще всего диагностируют у детей, но если в детстве с этим не боролись, то синдром может проявлять себя всю оставшуюся жизнь.
Причин у СДВГ много, это могут быть и проблемы перинатального развития или гипоксия при родах. Кроме этого, воспитание и отношение взрослых могут наложить определённый отпечаток на психике, и даже строение мозга может стать причиной синдрома.
«Привычка перебивать не является самостоятельным неврологическим заболеванием, но бывают состояния, при которых наиболее вероятно, что человек будет перебивать, например, СДВГ. В детстве они не могли долго удерживать на чём-то внимание, а на уроках плохо слушали, были гиперподвижными, брались за несколько дел одновременно и ничего не доводили до конца. Если с ними не занимались, то вырастали в гиперактивных взрослых», — прокомментировала Доронина.
Как с этим жить?
По словам невролога, скорректировать симптомы СДВГ можно и у взрослого, чаще всего для этого достаточно высокой мотивации побороть вредную привычку перебивать. Нужно просто следить за своим поведением, одёргивать себя каждый раз и делать в голове мысленные «зарубки» — какую фразу сказать после того, как собеседник договорит. Если сложно справиться самому, то помочь могут психологи.
А как быть пострадавшей стороне? Специалисты советуют — если можно, то дистанцируйтесь от того, кто всё время норовит заткнуть вам рот. Если это невозможно, потому что такой привычкой страдает близкий человек, то надо попробовать выстроить коммуникацию так, что бы был шанс закончить речь. Для этого важно знать несколько волшебных фраз.
«Первое, что нужно сделать во время разговора — обозначить сам факт того, что человек прервал вас. Прям так и сказать: «Ты меня перебил». Без эмоций и претензий, не указывать, что делать. Можно сделать пазу, потом сказать: «Ты меня перебил, я продолжу свою речь»», — посоветовала психолог. Интроверт любит вас: как об этом догадаться?
Это может удивить «говоруна», ведь он, скорее всего, и не замечал, что страдает такой привычкой. Второй шаг — сказать человеку о своих чувствах. Фраза может начинаться так: «Когда ты меня перебиваешь …», далее сказать, что чувствуете: «… мне становится обидно», «… я сбиваюсь с мысли и потом не знаю, что сказать», «… мне кажется, тебе безразлично, что я говорю».
И третий шаг — сделать конкретное предложение, чтобы всем в этой ситуации стало лучше. Фразы должны подчёркивать, что вы настроены вести диалог на равных: «Я прошу, дослушай меня до конца», «Давай я договорю, и ты выскажешься», «Давай, когда ты меня перебьёшь, я тебе остановлю».
«Эта привычка не уйдёт, если вы сказали эти фразы однажды, их нужно произносить каждый раз. И через какое-то время человек научится сдерживать себя. Правда, нельзя утверждать, что он раз и навсегда изменится, если сам не заинтересован в этом», — добавила Дашкова.
Что делать, если вас все время перебивают
Да, в любой спонтанной беседе мы иногда перебиваем друг друга. Наш мозг порождает какие-то ассоциации, нас может переполнять энтузиазм — и нам срочно хочется всем этим поделиться. Порой даже кажется, что такое поведение сближает нас с собеседником. Но если слушатель постоянно и будто намеренно перебивает говорящего, не давая ему закончить мысль, то он «перетягивает одеяло» на себя, нарушая динамику диалога.
Почему нас перебивают?
Часто это происходит потому, что наши слова вызывают у оппонента сильную эмоциональную реакцию. Возможно, причина его желания прервать нашу речь кроется в «негативном эго» собеседника: подсознательно он хочет выглядеть правильным, хорошим человеком, контролирующим ситуацию. И именно «негативное эго» заставляет человека реагировать на что-то, с его точки зрения неправильное или непонятное в ваших словах.
Бурная реакция может возникнуть также из-за того, что ваш спич вызывает у собеседника чувство неуверенности или стыда. В результате он начинает агрессивно защищаться и пылает праведным гневом. А если вы укажете на то, что он вас перебивает, собеседник может категорически отказаться признавать свою неправоту.
В результате у вас складывается стойкое ощущение, что вас не слушают и не уважают. Кроме того, невозможность спокойно выговориться нарушает эмоциональный контакт. Если подобное происходит регулярно, то ваши отношения с этим человеком неизбежно начинают разрушаться. К счастью, научиться защищать свои границы и вежливо ставить нетерпеливого собеседника на место не так уж и сложно.
Как себя вести, если вашу речь прерывают
1. Сделайте глубокий вдох
Если вы не знаете, как реагировать, то для начала стоит сделать несколько глубоких вдохов. Желательно, чтобы выдох продолжался примерно вдвое дольше, чем вдох. И постарайтесь не спешить. Это поможет успокоить вашу нервную систему и даст вам возможность реагировать взвешенно, а не импульсивно.
2. Поинтересуйтесь у собеседника, хочет ли он получить обратную связь
Вы можете спокойно спросить «Меня кое-что смущает в нашем разговоре, не против, если скажу, что именно?» Этим вы вместо того, чтобы сразу ругать или критиковать собеседника, переключаете его внимание: прерываете поток мыслей человека и возвращаете его в настоящий момент.
Он будет вынужден остановиться и ответить — допустим, он произнесет «Давай» или «Не надо». Если собеседник откажется от вашего фидбэка, вы поймете, что он сейчас не готов идти вам навстречу. И тогда стоит попробовать вернуться к этой теме позже.
© Предоставлено: Psychologies.Ru Что делать, если вас все время перебивают?
3. Поблагодарите собеседника
Это может показаться странным: ведь он же постоянно вас перебивает! Но помните: если вы хотите добиться результата, не стоит зацикливаться на одной-единственной линии поведения.
Постарайтесь посмотреть на этого человека по-новому и найти в нем что-то, что вы цените. Ваша благодарность и признательность поможет разрядить напряженную обстановку и уменьшить накопившуюся взаимную неприязнь. Например, вы можете сказать: «Я рад, что ты с таким энтузиазмом меня слушаешь и у тебя есть что сказать по этой теме» или «Мне нравится, что у нас с тобой случаются такие живые дискуссии».
4. Объясните, что вы ощущаете, когда вас перебивают
Достаточно фразы: «Когда я что-то рассказываю и меня прерывают, я сбиваюсь с мысли и забываю, что хотел сказать». Или «Когда я что-то рассказываю и меня перебивают, мне кажется, что меня не слушают. Это очень неприятно». Обратите внимание, что вы говорите о себе, а не о собеседнике: так вы не заденете его самолюбие. Вы просто поделитесь своими чувствами и эмоциями, никого не обвиняя.
5. Будьте открыты и избегайте осуждения
Собеседник может перебивать вас по самым разным причинам, поэтому не спешите с обвинениями. Возможно, он сам не осознает, что не особо красиво себя ведет. А может быть, его нетерпеливость вызвана радостью и энтузиазмом — и тогда неуважение к вам здесь ни при чем.
6. Попросите больше вас не перебивать
Гармоничные отношения строятся на просьбах и договоренностях, а не на требованиях. Чем четче будет звучать ваша просьба, тем вероятнее, что ваш собеседник к ней прислушается. К примеру: «Мне будет гораздо проще, если ты позволишь мне договорить, прежде чем отвечать. Ты не против?»
Соблюдая эти правила, вы сможете вести диалог в атмосфере взаимного уважения и полной вовлеченности и снова начнете по-настоящему слушать и слышать друг друга.
Как общаться с человеком, который постоянно вас перебивает
Мы живем в культуре, где принято перебивать собеседника. Когда тебя перебивают – это очень неприятно, но, если вы застенчивый и мягкий человек, это может также сильно затруднить общение.
Связано это с тем, что тот, кто прерывает собеседника (осознанно или нет) утверждает своё превосходство.
«Перебивание — это способ продемонстрировать силу в межличностных отношениях», — объясняет доктор Джоэл Минден, клинический психолог и профессор Калифорнийского университета.
Возможно, это покажется преувеличением. В конце концов, отмечает Минден, многие люди перебивают для того, чтобы просто что-нибудь уточнить или добавить. Правда, здесь есть различие: в одном случае вы можете закончить предложение за своего друга, а в другом –«заткнуть» своего собеседника.
Тем не менее, даже если мы перебиваем из хороших побуждений, эффект остается тем же: мы уменьшаем роль другого человека в разговоре. Как отметил Минден, этим мы как будто говорим: «Я хочу, чтобы вы замолчали» или «То, что я хочу сказать сейчас, более важно».
В ходе исследований выяснилось, что некоторых людей перебивают чаще, чем других. Здесь я хочу отметить, что, когда мы с подругой проводили наш небольшой эксперимент, мы обе беседовали с мужчинами. Большое количество исследований в этой сфере показало, что мужчины гораздо чаще перебивают женщин.
В одном из таких исследований, проведённом в Калифорнийском университете в 1975 году, учёные наблюдали за 31 разговором в различных общественных местах: кафе, библиотеках, аптеках. Треть разговоров была между двумя мужчинами, вторая треть – между двумя женщинами, а остальные – между мужчиной и женщиной. Исследователи обнаружили небольшое количество перебиваний в первых двух случаях, а в беседе между мужчиной и женщиной – 48 случаев перебиваний, 46 из которых были на совести мужчин.
В 2014 году был проведено аналогичное исследование, в ходе которого выяснилось, что мужчины перебивали женщин в среднем 2,1 раза в течение трехминутного разговора. В случаях разговоров между двумя мужчинами эта цифра снижалась до 1,8. Также выяснилось, что женщины перебивают других женщин значительно чаще, чем мужчин.
Некоторые исследователи склонны объяснять эти различия тем, что мужчины и женщины имеют разные стили общения. Если вас постоянно перебивают, корень проблемы может заключаться в том, что тот, кто это делает, просто не знает об этом.
«Почему ты меня перебиваешь?», — спросила я как-то у своего мужа.
«Я перебил тебя?» — спросил он, «Я даже не осознавал, что делаю это».
«Во многих случаях, постоянно перебивающий человек не знает о своей привычке», — утверждает Карла Мари Мэнли, клинический психолог из Калифорнии. «Если это возможно, поговорите с таким человеком наедине и дайте ему несколько советов».
Одним из таких советов, по мнению Мэнли, может быть метод рефлексивного слушания, когда собеседник пересказывает услышанное и только после этого говорит свои мысли. Это может помочь улучшить понимание и прекратить перебивания. К тому же, этот способ подойдёт застенчивым людям.
Продолжение разговора после перебивания не является удачной стратегией. Я довольно мягкий собеседник. Во время разговора я полагаюсь на визуальную составляющую разговора: язык тела и другие подсказки, которые дают мне понять, верно ли понимают меня. Если мой собеседник говорит одновременно со мной, то обратной связи нет, что делает разговор не только бессмысленным, но и невозможным по определению.
«Попытка говорить громче и перебивать в ответ может привести к неприятным последствиям», — утверждает Минден. «Это показывает, что вы готовитесь к битве за власть, которую вы вряд ли выиграете, если вы мягкий человек».
Совет Мэнли побуждает перебивающего человека соответствовать вашему стилю общения, а не наоборот. Однако это не всегда возможно. В других ситуациях может помочь язык тела. В одном из исследований, опубликованном в 1983 году в журнале о невербальном поведении, было отмечено, что мужчины чаще прерывали женщин, когда у них не был установлен зрительный контакт. Это говорит о том, что, когда вы смотрите в глаза своему собеседнику, вы демонстрируете таким образом свое участие в разговоре, и в этом случае вас перебьют с меньшей вероятностью.
Однако в конечном итоге вам может потребоваться стать более настойчивым. Если это сложно для вас, попробуйте думать об этом иначе: вы не пытаетесь спровоцировать конфликт, вы просто прямолинейны.
«Примером прямолинейности является информирование вашего собеседника, что вам не нравится, когда вас перебивают, и вы готовы слушать после того, как договорите», — говорит Минден. «Если люди отказывают вам в этой обоснованной просьбе, можно вежливо сказать о том, что этот разговор не продуктивен и лучше поговорить в другой раз».
Источник
перевод Дмитрий Уточкин
Постоянное недовольство одного из супругов: в чем причины
Через кризисы проходит каждая семья. Вопрос только в том, каким образом супруги их них выходят: работают над отношениями и улучшают их или расстаются. Один из факторов, который говорит об уже затянувшемся семейном кризисе, — это постоянное недовольство, уныние, агрессивность одного из супругов по отношению к другому. Собственно, довольно большое количество клиентов, которые обращаются за консультацией к семейному психологу, это те, чья проблема именно так и звучит: «мой муж/жена постоянно мной недовольны». Или: «что бы я не делала/делал, все не так», «от мужа/жены слышу много критики, придирок и никогда — слов поддержки».
Не знаю, что происходит. В последнее время я никогда не вижу Марину (так зовут его жену) довольной, улыбчивой, какой она была раньше. От ее постоянных упреков не хочется идти домой. А когда задерживаюсь, еще больше обид и подозрений. Чувствую себя постоянно виноватым, но не могу понять в чем именно моя вина. Я хорошо зарабатываю, но сколько бы я не приносил денег, никогда не слышу благодарности.
У женщин в свою очередь другие претензии.
В каждой семье свои нюансы, но важно понимать: подобное поведение — это уже следствие. Причина, как правило, кроется глубже. Давайте рассмотрим, что это может быть.
● Скопление обиды и недовольства, нереализованные надежды, связанные с супругой/супругом.
Часто претензии, критика, недовольство мужа или жены — это следствие невысказанной, не проработанной обиды из-за чего-то. Или целой серии таких обид. Поводом может послужить и не вынесенный вовремя мусор, и забытая покупка чего-то, и вскользь брошенное слово, или даже просто отсутствие элементарных слов благодарности.
Когда супруги не проговаривают проблему, до конца все не проясняют и не договариваются, как они будут действовать в подобных ситуациях дальше, глубоко в душе остается недовольство, раздражение чувство непонимания. Если ситуация повторяется, эти эмоции накапливаются и «выходят» в виде претензий и критики. Усиливает ситуацию то, что практически всегда партнеры не умеют выходить из конфликтной ситуации экологично, то есть, без ссор, агрессии, обид, с чувством легкости и завершенности. В абсолютном большинстве случаев после конфликтов остается осадок, который и провоцирует дальнейшее ухудшение отношений.
● Действие родительских сценариев.
Хорошая новость в том, что мы можем изменить свои способы поведения в семье, когда осознаем их, увидим, как они действуют на партнера. И после этого уже можно искать другие методы выхода из конфликта, чем крик и упреки. Находясь внутри ситуации, очень сложно посмотреть на нее со стороны, поэтому в этом случае помощь психолога может быть очень ценной.
● Проблемы на работе/бизнесе, которые отображаются на отношениях в семье.
Подобная ситуация, к сожалению, тоже довольно распространенная — когда неурядицы на работе провоцируют стресс, плохое настроение, которое супруги несут домой и выливают на своего партнера. Проблема в большинстве случаев заключается в неумении отслеживать свои состояния и работать с ними. Здесь важно понимать: речь идет не о контроле эмоций, который предполагает их подавление. Подавленные чувства рано или поздно все-равно выйдут наружу. Речь о том, чтобы уметь распознавать эмоции в конкретный момент — злость, агрессию, обиду — понимать их причину и уметь их проживать и отпускать без вреда для себя и окружающих. Но в данном случае речь уже идет об определенных практиках, которые можно пройти на приеме у специалиста.
Почему никто не говорит: “Стоп!”
Конечно, это далеко не полный перечень возможных причин недовольства кого-то из супругов в семье. Но важно понимать, что есть и другая сторона медали — терпение, соглашение второй половинки с постоянным недовольством мужа/жены. И в этом случае причин также может быть множество.
Комбинации могут быть разными. Но важно понимать, что каждый в этом треугольнике получает свою выгоду от сложившейся ситуации. Жертва, обидевшись, потом может получать от раскаявшегося тирана внимание, заботу, извинения. Агрессор, выливая свою злость и недовольство, на время успокаивается. «Спасатель» получает ощущение собственного превосходства от того, что он снова примирил, «спас» семью, выполнил свой долг.
Такой круговорот ролей может сменяться до бесконечности, пока кто-то не решиться выйти из треугольника.
Роль психолога в разрешении ситуации
Если конфликт зашел далеко, выбраться из кризиса самостоятельно уже довольно трудно. Груз взаимных обид и претензий друг к другу не позволяют воспринимать спокойно объяснения партнера, в них мужу или жене снова будет слышаться критика. Вместе с тем, если у обоих есть желание наладить отношения, стоит обратиться к психологу. Выступая «посредником», он поможет супругам понять друг друга.
Только специалист может увидеть родительские сценарии, страхи, отследить их действие в семье клиентов, и, соответственно, помочь устранить их негативное действие.
Кроме того, с помощью специалиста можно научиться новой модели общения — без претензий и обид, а позиции уважения и любви.
Важно отметить, что результат придет скорее, если работать с обоими партнерами. Но даже если ваша вторая половинка не хочет в данный момент идти к психологу, — не нужно принуждать. Можно работать и одному, главное — начать.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Почему перебивают на полуслове?
На полуслове: что делать, если вас перебивают
Франческа Джино
Вы выступаете с презентацией о стратегии развития компании, и вдруг один из коллег вас перебивает на полуслове. Вы останавливаетесь, отвечаете на вопрос и продолжаете дальше — но лишь до следующей его ремарки. Знакомо? У каждого из нас есть коллеги, друзья или партнеры, которые, кажется, не способны дослушать до конца даже одно предложение. Как эффективно общаться с ними? Есть несколько тактических приемов. Но важно понимать, когда и почему люди вообще перебивают.
Разные культурные нормы. Когда я начинала встречаться со своим мужем, я постоянно его перебивала. Зная, что я обожаю аргументы, основанные на объективных данных и доказательствах, на одну из встреч он пришел с распечаткой исследования под названием «Параллельный разговор и организация очередности в беседе». Первое предложение звучало так: «Упорядоченное распределение возможностей для участия в социальном взаимодействии — одна из самых фундаментальных предпосылок устойчивой социальной организации».
Его прием сработал. После этого я начала стараться контролировать свою привычку перебивать, которую связывала со своими итальянскими корнями. (Итальянцы часто экспрессивны, многословны и склонны относиться к прерыванию речи как к признаку интереса к разговору, а не недостатка интереса к тому, что говорит собеседник.) Позднее я даже нашла некоторые доказательства того, что культура индивидуализма или коллективизма, к которой относятся собеседники, играет роль в их склонности перебивать.
В одном из исследований в пример приводятся японцы, культура которых отличается коллективизмом. В разговоре по-английски с американцами они были склонны переключаться со своего стиля общения (при котором обычно перебивают с целью облегчения сотрудничества, то есть для прояснения смысла сказанного) на более агрессивный американский стиль. При этом количество прерываний было выше в беседах между японскими и американскими участниками на английском языке, чем в разговорах между двумя участниками исследования из Японии на японском языке. Точно так же в других исследованиях разных культур человек, разговаривающий на неродном языке, часто переключался на стиль носителя языка.
Из-за собственной склонности перебивать мне было любопытно узнать побольше о прерываниях в разговоре и о том, почему один из собеседников во время переговоров и встреч начинает доминировать.
Статус. Из литературы я узнала, что национальность не единственный фактор, влияющий на привычку перебивать. Исследователи, изучавшие групповые обсуждения и обмен мнениями во время собраний, выяснили, что есть еще один важный фактор — статус. Людей с высоким статусом чаще спрашивают об их мнении. Они больше говорят, чаще получают положительную реакцию и становятся лидерами. У них больше возможностей повлиять на групповое решение. В целом они склонны доминировать в разговоре. Те же моменты выявились при изучении обсуждений в паре и в семьях с детьми.
Люди склонны доминировать в беседе и перебивать, если они чувствуют свою власть над другими или если они хотят заявить о своем статусе. Вместе с Ли Тост (университет Южной Калифорнии) и Риком Лэрриком (университет Дьюка) мы обнаружили следующее: если нам удавалось внушить людям ощущение собственного могущества (мы просили их написать о ситуациях, когда у них была власть над другими людьми), при принятии решения они придавали больше значения своему мнению, а не советам консультанта. В другом исследовании лидеры команд, которым помогли почувствовать свою важность, занимали львиную долю времени в процессе обсуждений в команде и часто перебивали. В результате они пропускали важную информацию, которую усваивали другие члены команды.
На своих семинарах с руководителями я замечаю, что студенты, которым случайно досталась роль лидера команды, ощущают свою власть и излишнюю самоуверенность, что побуждает их доминировать в разговоре. Они больше говорят, перебивают, дают указания — а слушают очень мало. Соответственно, у них не получается узнать нужную информацию, и это плохо отражается на результатах команды.
Как же справиться с перебивающими? Можно познакомить их с научным исследованием, показывающим, как они неправы, как сделал мой муж на этапе ухаживания. Но я готова поспорить, что приведенные ниже простые действия могут принести больше пользы.
Упредите комментарии. Разумеется, вы можете попросить того, кто перебил, позволить вам закончить мысль. Но еще лучше в самом начале дать небольшой обзор темы и оговорить, когда слушатели смогут вставить свое слово. Консультант Лаура Роуз предлагает произнести такую фразу: «Мое выступление состоит из нескольких частей, поэтому, прошу вас, будьте терпеливы. Я хочу рассказать вам все по порядку. Затем мы подведем итоги, и я буду рада узнать ваши мысли о конкретных деталях». Такое предварительное объяснение способно остановить перебивающего еще до того, как он начнет перебивать.
Проведите конструктивную личную беседу с нарушителем. Если отвлекающие ремарки не прекратились, поговорите с человеком один на один. Не следует сразу же думать, что он поступает так специально. Приведу в пример свой случай: человек может не подозревать о своей привычке перебивать. Объясните ему, как это отражается на вас (и на других, если это уместно). Такой откровенный разговор, если он правильно построен, имеет больше шансов повлечь за собой изменение поведения.
Заручитесь поддержкой группы. Если вы предпочитаете не ставить перебивающего в неловкое положение, можно обратиться ко всей группе, не называя имен. Попросите всех участников подумать о том, насколько эффективно протекает общение и что можно улучшить. Эта стратегия позволит каждому участнику, включая вас, повысить осведомленность о проблемах, стоящих перед группой. А это первый важный шаг в решении подобных проблем. Разобравшись с прошлым, вы можете избежать помех в будущем и добиться эффективных дискуссий.