мусульмане после еды руками лицо
Почему мусульмане после молитвы протирают руками лицо?
Почему мусульмане после молитвы вытирают руками лицо?
По некоторым преданиям это является повелением и сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Так по преданию от Ибн Аббаса (да будет им доволен Аллах) Благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Обращаясь с молитвой к Аллаху, раскрывайте свои ладони, и не поворачивайте их тыльной стороной. Закончив молитву, протрите своими ладонями лицо».
В другом предании Благословенная Айша (да будет ею доволен Аллах) поведала, что: «Перед сном Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читал, раскрыв руки, суры «Фаляк» и «Нас», а также «Ихлас» и дул в ладони, протирал все тело. Так Он делал по три раза. Когда же Он (да благословит его Аллах и приветствует) болел, то велел мне делать ему тоже самое» (Бухари, Фадаилуль-Кур’ан 14, Тыбб 39, Да’ават 12, Муслим, Салам 50, (2192); Тирмизи, Да’ават 21(3399); Абу Дауд, Тыбб 19).
А праведный халиф Умар (да будет им доволен ) рассказал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подняв руки для молитвы, не опускал их, не протерев свое лицо» (Тирмизи, Да’ават, 11)
Некоторые ученые поясняют это действие следующим обоснованием: «Всевышний Аллах никогда не оставляет молитвы без Своего внимания, и наполняет раскрытые перед Ним руки Милостью и Благом. Поэтому лучшим является довести эту милость до своего лица, который является наиболее видной и важной частью тела человека».
Правила приема пищи у мусульман
Самое главное правило, относящееся к приготовлению и приему пищи у мусульман, заключается в соблюдении пищевых запретов, налагаемых исламом. И хотя в современном мире они стали менее строгими, большинство верующих придерживается их и старается употреблять в пищу только разрешенные продукты (халял).
Эти запреты связаны еще с доисламскими традициями, когда древние арабы, убивая животное, быстро перерезали ему горло и сливали кровь, спеша при этом произнести имя своего божества.
И лишь одно оправдание есть у мусульманина, принявшего в пищу запрещенный продукт, если сделал он это не намеренно, а по принуждению.
Кроме того, мусульманин может есть мясо только в том случае, если животное было забито правоверным, то есть мусульманином. Итак, мясо животных, забитых не по исламскому закону, свинина, алкоголь, змеи, лягушки, а также сладости, приготовленные с добавлением алкоголя, и блюда, содержащие желатин из соединительных тканей свиньи, являются харамом и не могут быть употреблены в пищу.
Если при сервировке стола используется посуда, которая принадлежит не мусульманам, ее необходимо хорошо помыть.
Прежде чем приступить к еде, мусульмане, причем все без исключения сидящие за столом, сначала произносят: «Бисмиллях Ал-Рахмани Ал-Рахим» (Во имя Аллаха, милостивого и милосердного), а затем: «Аллахума барик лана фима разактана ва кина адхаб ал нар» (О, Аллах! Благо твоя пища и защити нас от дьявола).
Имя бога («Бисмиллях») произносится перед каждой переменой блюд.
Если кто-то по забывчивости не упомянул имя Аллаха в начале трапезы, то в ее конце он должен сказать следующее: «Бисмилляхи ва ахириху» (С именем Аллаха начинаю и заканчиваю).
Перёд тем как встать из-за стола, мусульмане благодарят Аллаха за пищу словами: «Альхамдулиллахи лази ат амана ва сакана ва джа алана муслимин» (Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами).
До и после еды полагается мыть руки. Причем делается это не в специально предназначенной для этого комнате, а прямо за столом. Сын или дочь хозяина дома, не достигшие совершеннолетия, подносят гостям по очереди тазик и льют им на руки воду из кувшина, после чего гости вытирают руки полотенцем. Особо почетным гостям воду приносит сам хозяин.
По этикету первым моет руки самый уважаемый гость, затем гость, сидящий от него справа и т. д. После еды первым споласкивает руки гость, который до еды сделал это последним.
Мусульманская трапеза начинается и заканчивается щепоткой соли. Перед тем как отведать первое блюдо, надо взять соль и сказать: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного».
Брать пищу полагается только правой рукой (левая предназначена для гигиенических целей) и только тремя пальцами. В шариате ничего не сказано про столовые приборы, поэтому под влиянием Запада они стали широко использоваться и в мусульманском мире. Однако держать их полагается тоже только в правой руке.
Хлеб на Востоке считается священным, на нем дают клятву, поэтому на стол его подают первым. Есть его надо начинать сразу же, не спеша, не дожидаясь других блюд. Хлеб берут двумя руками и ломают, причем делает это, как правило, хозяин дома. Резать его ножом не рекомендуется по 2 причинам. Во-первых, на Востоке его пекут в виде лаваша или лепешек, которые удобнее ломать, чем резать.
Лепешек на стол кладут ровно столько, сколько за ним сидит едоков. И следующую лепешку ломают только после того, как была съедена предыдущая. В противном случае это была бы неоправданная трата, грех (исраф).
Очень четкие рекомендации дает ислам в отношении питья воды, чая, кофе и других напитков. Воду рекомендуется пить сидя. Исключение из этого правила делается только в двух случаях. Во-первых, стоя пьют воду из источника Зам-Зам во время Хаджа. Во-вторых, стоя можно выпить воду из кувшина, оставшуюся после омовения, но только в том случае, если человек очень захочет пить.
Воду или прохладительный напиток рекомендуется пить маленькими глотками. А чтобы остудить горячий чай или кофе, на них не надо дуть: следует подождать, пока они остынут.
И последнее: нельзя пить воду помногу или после употребления жирной пищи.
Процесс приема пищи строго регламентирован шариатом и с точки зрения здоровья. Мусульманину настоятельно рекомендуется есть медленно, не спеша и тщательно пережевывая пищу, поскольку торопливость в еде или проглатывание слишком больших кусков может нанести большой вред пищеварению.
Одновременно нельзя употреблять холодную и горячую пищу. В противном случае могут начаться проблемы с зубами и желудком.
Ислам запрещает питаться одним мясом, но и не есть мяса более 40 дней тоже не рекомендуется.
После еды необходимо помыть руки и ополоснуть рот. Особенно это рекомендуется сделать после употребления жирной пищи. Затем следует почистить зубы зубочисткой. Использовать для этого палочки из гранатового дерева, базилика, камыша или финиковой ветки запрещено. Спать после еды считается вредным, лучше полежать на спине, закинув правую ногу на левую.
Кроме того, сесть надо таким образом, чтобы не съесть лишнего и потратить на еду оптимальное количество времени. Законы гостеприимства у мусульман священны, поэтому в шариате самым тщательным образом прописан ритуал приема гостей, который верующие должны соблюдать неукоснительно.
Приглашать в гости следует не только богатых и обеспеченных родных и знакомых, но и малоимущих: «Плоха та пища, которую подают, пригласив только богатых и не пригласив также нуждающихся».
Если в гости приглашают отца, надо обязательно пригласить и его сына, а также всех родственников, находящихся в этот момент в доме. Гостей встречают у входа, радушно угощают и оказывают им всяческие знаки внимания и уважения. Если они прибыли с продолжительным визитом, то первые 3 дня забота о них должна быть максимальной, а на 4-й день предупредительность хозяев может быть несколько умеренной.
Угощение на стол подается сразу же, как только гость переступит порог дома, поскольку заставлять его ждать считается неприличным. Также неприлично уговаривать гостя съесть сверх того, что он может съесть.
За столом хозяин предлагает гостю самые вкусные блюда, сам же старается есть еду попроще. Если же гость проголодался и ест с большим аппетитом, а еды на столе может на всех не хватить, тогда хозяину следует есть меньше, чтобы гость обязательно насытился. Если после застолья гость сразу же захочет уйти, настойчиво уговаривать его остаться не надо. В этом случае хозяин провожает его до двери и на пороге благодарит его словами: «Вы сделали нам честь своим посещением, да воздаст вам за это Всевышний своею милостью». Не менее подробные правила существуют в шариате и для гостей. Например, если вас пригласили в гости, принимать приглашение следует в любом случае, даже если вы знаете, что материальное положение хозяина дома позволяет купить ему только одну баранью ногу. Обижать отказом нельзя ни богатого, ни бедного.
Неприлично ходить в гости без приглашения. Если вы получили приглашение от 2 человек на одно и то же время, пойти следует к тому, кто живет ближе. Если же оба живут на одинаковом расстоянии от вас, предпочтение надо отдать тому, с кем вы более близки. Получив приглашение, нехорошо приходить в гости со своим родственником или знакомым, у которого такого приглашения нет. Если же такое случится, тогда приглашенный, еще не войдя в дом, должен сказать хозяину: «Этот человек пришел по своей воле, без моего приглашения. Если вам угодно, пусть войдет, если же вы этого не желаете, то пусть удалится». Эти слова снимают с приглашенного нравственную ответственность за незваного гостя.
Прежде чем отправиться в гости, дома следует немного поесть, чтобы не выказывать излишнюю торопливость в еде. За столом следует занять то место, которое укажет гостю хозяин дома. Во время застолья гостю надлежит вести себя скромно, не озираться по сторонам, разговаривать вежливо, не спорить. Свое мнение можно высказывать только в том случае, если хозяин дома приходится гостю давним другом. До конца застолья необходимо поддерживать за столом мир, согласие и веселое расположение духа у всех присутствующих. Вставать из-за стола можно только после того, как хозяин начнет сворачивать разостланную на нем скатерть. Причем сначала надо помолиться о благополучии хозяина: «О Аллах! Пошли изобилие хозяину дома, предложившему угощение, и увеличь его достояние своею милостью к нему». Затем следует попросить у хозяина разрешения покинуть его дом: вести долгие разговоры после обильного застолья не рекомендуется.
Хотя ислам и не запрещает есть одному, но по возможности принимать пищу рекомендуется всей семьей. Считается, что чем больше рук протянется к пище, тем больше Аллах пошлет ее на пользу людям и тем больше увеличится благосостояние хозяина дома.
Нужно ли обтирать лицо руками после мольбы?
Законоведы единодушны в том, что при обращении с мольбой к Аллаху желательно воздевать руки к небу. Это относится к этикету мольбы, и на это указывают слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Воистину, ваш Всеблагой и Всевышний Господь застенчивый и щедрый. Он стесняется возвращать пустыми руки раба, воздевшего их к Нему» (Ахмад 5/438, Абу Давуд 1488, ат-Тирмизи 3556). Также в пользу этого свидетельствуют и другие хадисы и практика праведных предшественников. Что же касается обтирания лица после завершения мольбы, то на этот счёт есть два мнения.
По мнению большинства законоведов, поступать так желательно. Имам ан-Навави пишет: «Желательно воздевать руки при каждой мольбе вне молитвы, а затем протирать ими лицо» [Тахкик, с. 219]. Ханбалитский законовед аль-Мардави пишет: «По мнению имама Ахмада, лицо обтирают руками после мольбы вне намаза» [Инсаф 2/173]. Это мнение опирается на следующие доводы.
1. ‘Умар рассказывал, что когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, воздевал руки во время мольбы, то он не опускал их, пока не протирал ими лицо (ат-Тирмизи 3386). Этот хадис слабый по причине слабого рассказчика Хаммада ибн ‘Исы, на что указал имам ан-Навави [Азкар, с. 398, 399].
2. Ибн ‘Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Просите Аллаха внутренней стороной ладоней и не просите Его их внешней стороной. А по завершении [мольбы] оботрите ими лица» (Абу Давуд 1485, Ибн Маджа 1181). Этот хадис не достоверный, так как одну из его версий передал некий Салих ибн Хассан, которого считали выдумщиком имамы аль-Бухари и ан-Насаи, а другую — некий ‘Иса ибн Маймун, которого также называли выдумщиком имамы ан-Насаи [Ду‘афа, с. 177], Абу Хатим [Аль-Джарх ва-т-та‘диль 6/287] и Ибн Хиббан [Маджрухин 2/120].
Существует ещё одна версия данного хадиса, но в ней присутствует некий Абу аль-Микдад Хишам ибн Зияд, которого имам Ахмад ибн Ханбаль назвал слабым, а имамы Яхья ибн Ма‘ин и ан-Насаи — выдумщиком [Аль-Джарх ва-т-та‘диль 9/58]. Также в иснаде версии Абу Давуда есть неизвестные передатчики. Поэтому данный хадис слабый, и разные его версии не усиливают друг друга, как об этом говорили Абу Давуд, Абу Хатим ар-Рази, ан-Навави, аль-Байхаки, Ибн аль-Джаузи и др.
3. ‘Абдаллах ибн ‘Умар рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, ваш Господь застенчивый и щедрый. Он стесняется вернуть пустыми и без добра руки Своего раба, который воздел их к Нему. Поэтому, когда кто-либо из вас поднимает руки, пусть трижды скажет: “О Живой! О Вседержитель! Нет божества, кроме Тебя! О милостивейший из милующих!” Когда же он опустит руки, то пусть прольет это благо себе на лицо» (Маджма‘ аз-заваид 10/172). Этот хадис тоже слабый из-за наличия в его иснаде аль-Джаруда ибн Язида, которого называли выдумщиком аль-Хайсами [Маджма‘ аз-заваид 10/169] и Ибн ‘Ади [Аль-Камиль фи-д-ду‘афа 2/173,174].
4. Язид ибн Са‘ид аль-Кинди рассказывал, что когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обращался с мольбой, воздев руки, то он обтирал ими лицо (Ахмад 4/221, Абу Давуд 1275). Этот хадис тоже слабый из-за наличия в его иснаде неизвестного человека по имени Хафс ибн Хишам [Такриб 1/189].
5. Аль-Валид ибн ‘Абдаллах рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-нибудь из вас воздевает руки в мольбе, то Всемогущий и Великий Аллах кладёт в них благодать и милость. Поэтому, завершив мольбу, протирайте ими лицо». Этот хадис, переданный имамом ат-Табарани в сборнике «Ду‘а» (214), тоже слабый по причине отсутствия в его иснаде сподвижника и табия, а также из-за того, что присутствующий в ней Ибрахим ибн Язид был выдумщиком [Такриб 1/46].
6. ‘Абд-ар-Раззак передал со слов Ма‘мара, что аз-Зухри сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, во время мольбы поднимал руки к груди, а затем протирал ими лицо». ‘Абд-ар-Раззак сказал: «Кажется, я видел, как Ма’мар делал это, и я поступаю так же» (Мусаннаф 3234). Это отосланный хадис, так как аз-Зухри не упомянул сподвижника, от которого он слышал его. Отосланные хадисы считаются слабыми, по мнению большинства хадисоведов. Имамы Яхья ибн Са‘ид аль-Каттан, аш-Шафи‘и, Ахмад ибн Ханбаль, Яхья ибн Ма‘ин и др. считали исключением из этого правила табиев, которые всегда передавали хадисы только от надёжных лиц, как, например, Са‘ид ибн аль-Мусаййиб. Что же касается отосланных хадисов имама аз-Зухри, то большинство богословов не принимают их [Сияр а‘лям ан-нубаля 5/338, 339].
7. ‘Абд-ар-Раззак рассказывал со слов Яхьи ибн Са‘ида, что Ибн ‘Умар раскрывал ладони, [молясь] вместе с рассказчиком, и что предшественники обращались с мольбой, а затем возвращали руки на лица, чтобы направить на себя мольбу и благодать. Потом он добавил: «Я видел, как Ма‘мар молился, держа руки возле груди, а затем возвращал их на себя и обтирал лицо» (Мусаннаф 3256). Знатоки хадисов разошлись во мнениях в том, видел ли Яхья ибн Са‘ид ‘Абдаллаха ибн ‘Умара. Имам аль-Хаким считал, что он видел его, тогда как аль-Аляи упомянул, что Яхья ибн Са‘ид не дожил до Мухаммада ибн аль-Ханафийи. Известно, что Мухаммад ибн аль-Ханафийя умер после 80-го года от Хиджры, тогда как Ибн ‘Умар — после 70-го, из чего следует, что Яхья его не видел. Поэтому данный асар тоже следует считать слабым.
Несмотря на сказанное выше, некоторые богословы считают, что в совокупности эти предания подкрепляют друг друга. Особенно это касается тех сообщений, слабость которых незначительна и в иснадах которых нет лжецов. К их числу можно отнести хадис ‘Умара, отосланный хадис аз-Зурхи и асар Яхьи ибн Са‘ида.
Согласно другому мнению, обтирать лицо после мольбы не относится к желательным действиям. Имам аль-‘Изз ибн ‘Абд-ас-Салям пишет: «Только невежественный человек обтирает лицо руками после мольбы» [Китаб аль-фатава, с. 47].
Сторонники этого мнения опираются на то, что во многих достоверных хадисах сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, воздевал руки во время мольбы, но ни в одном из них не говорится, что он обтирал ими лицо или побуждал поступать так. Что же касается перечисленных выше хадисов, то все они слабые и не убедительные.
Ибн Таймийя пишет: «Есть много достоверных хадисов о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднимал руки во время мольбы. Что же касается обтирания лица руками, то на этот счёт от него передан один или два хадиса, которые не могут служить в качестве довода. А Аллах знает лучше» [Маджму‘ аль-фатава 22/519].
Из двух мнений первое представляется более сильным, потому что хадисов о том, что можно обтирать лицо после мольбы, достаточно много, чтобы мы могли считать, что это действие имеет под собой основу, и то, что во многих других хадисах ничего не говорится об обтирании лица, не означает, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, никогда не поступал так. Ведь он мог обтирать лицо после мольбы не каждый раз, а время от времени, и этого достаточно для утверждения сунны. Тем более что так поступали многие имамы, такие как ‘Абд-ар-Раззак ас-Сан‘ани, Ма‘мар ибн Рашид и Исхак ибн Рахавайхи.
Кроме того, некоторые из этих сообщений не настолько слабы, чтобы их можно было назвать вымышленными. Ибн Хаджар, упомянув хадис ‘Умара, сказал: «Есть другие хадисы, свидетельствующие в его пользу, в числе которых хадис Ибн ‘Аббаса, переданный Абу Давудом и др. Из их совокупности следует, что этот хадис хороший» [Булюг аль-марам, с. 464].
Что же касается слов аль-‘Изза ибн ‘Абд-ас-Саляма о том, что так поступает только невежда, то аз-Заркаши допустил, что ученый, возможно, не знал всех хадисов на эту тему [Азхия, с. 106].
Имам ас-Сан‘ани разъяснил смысл обтирания лица следующим образом: «Говорят, что поскольку Всевышний не возвращает руки пустыми, то как будто бы милость коснулась их, и поэтому подобает излить это содержимое на лицо, так как оно является самой почтенной и заслуживающей уважение частью тела» [Субуль ас-салям 2/709].
В заключении отметим, что разногласие между улемами касается только обтирания лица. Что же касается обтирания век при упоминании имени пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, как делают некоторые люди в наше время, то подобного нет ни в хадисах, ни в практике праведных предшественников, и таких нововведений следует избегать. Имам ан-Навави в «Маджму‘» (3/501) пишет: «Что же касается обтирания других частей тела, таких как грудь и прочих, то наши ученые не считают это желательным. Ибн ас-Саббаг и другие считали это действие нежелательным. А Аллах знает лучше».
Протирание лица после дуа
Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
سَلُوا اللَّهَ بِبُطُونِ أَكُفِّكُمْ، وَلاَ تَسْأَلُوهُ بِظُهُورِهَا، فَإِذَا فَرَغْتُمْ فَامْسَحُوا بِهَا وُجُوهَكُمْ
«И просите Аллаха о чём-либо, подняв руки ладонями вверх, и не просите Его, поднимая руки ладонями вниз, и когда закончите, проводите ими по своим лицам». (Абу Дауд, хадис № 1487)
Шейх Шуайб аль-Арнаут сказал в своём издании «Сунан Абу Дауда» (2/607), что иснад этого хадиса слабый.
Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا رَفَعَ يَدَيْهِ فِي الدُّعَاءِ، لَمْ يَحُطَّهُمَا حَتَّى يَمْسَحَ بِهِمَا وَجْهَهُ
«Воздев руки к небу во время обращения к Аллаху с мольбой, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) опускал их только после того, как проводил ими по лицу». (Ат-Тирмизи, хадис № 3386)
Хафиз аль-Ираки в своём тахридже (с. 362) к труду «Ихья» назвал этот хадис слабым.
Но есть два примечания:
1. слабые хадисы можно практиковать в области благих дел, как говорят большинство мухаддисов.
Доказательством того, что эти хадисы можно практиковать, является то, что шейх уль-Ислам, имам ан-Навави (631–676 гг. х.) привёл оба хадиса в своей книге «Аль-Азкар» (с. 641) в главе «Обращаясь с мольбами к Аллаху, следует воздеть руки к небу, а потом провести ими по лицу».
Также имам Мухаммад ибн Наср аль-Марвази (202–294 гг. х.) сказал в книге «Китаб аль-Витр» (с. 327):
ورأيت إسحاق يستحسن العمل بهذه الأحاديث
«И я видел, что Исхак ибн Рахавейх считает одобряемым практикование этих хадисов (о протирании лица)».
Исхак ибн Рахавейх (161–238 гг.х.) – один из имамов-саляфов;
2. вместе оба эти хадиса усиливают друг друга и достигают степени хадиса хасан (хадис с хорошим иснадом).
Шейх уль-Ислам, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.) сказал в книге «Булюг-уль-марам» (с. 464), комментируя хадис, который передал ат-Тирмизи:
أخرجه الترمذي. وله شواهد منها حديث ابن عباس عند أبي داود ومجموعها يقتضي أنه حديث حسن
«Его привёл ат-Тирмизи, и у него имеются свидетельства, в том числе приведённый Абу Даудом хадис от ибн Аббаса. В совокупности они ведут к тому, что этот хадис обладает степенью хасан (хороший хадис)».
Таким образом, мы имеем доказательство из Сунны в пользу этой практики.
Помимо этого, на дозволенность протирания лица после дуа указывает практика сподвижников, табиинов и их последователей из саляфов.
Передаётся, что Вахб Абу Нуайм сказал:
رَأيتُ ابْنَ عُمر وَابْنَ الزبيرِ يَدعوان، يديرَانِ بَالرَّاحتين عَلى الوجه
«Я видел, как Абдуллах ибн Умар и Абдуллах ибн аз-Зубейр делали дуа и обтирали ладонями свои лица». (Аль-Бухари, «Аль-Адаб аль-Муфрад», 609)
Имам Абу Бакр аль-Фирьяби (207–301 гг.х.) сказал:
«Исхак ибн Рахавейх рассказал нам, что аль-Мутамар ибн Сулейман сказал ему: “Я видел, как Абу Ка’б делает дуа, подняв руки, и когда закончил, то провёл руками по своему лицу. И я спросил у него: “Кого ты видел, кто делал бы так?” Он ответил: “Хасана аль-Басри””». (Ас-Суюты, «Фадд аль-виа», с. 101. Ас-Суюты назвал иснад хорошим).
Хасан аль-Басри (21–110 гг.х.) был одним из великих табиинов.
Хафиз Абдур-Раззак ас-Сан’ани (126–211 гг. х.) сообщил в своём сборнике «Мусаннаф» (2/247–254) следующее:
بَابُ مَسْحِ الرَّجُلِ وَجْهَهُ بِيَدِهِ إِذَا دَعَا عَنِ ابْنِ جُرَيْجٍ، عَنْ يَحْيَى بْنِ سَعِيدٍ، «أَنَّ ابْنَ عُمَرَ، كَانَ يَبْسُطُ يَدَيْهِ مَعَ الْقاصِ» وَذَكَرُوا أَنَّ مَنْ مَضَى كَانُوا يَدْعُونَ، ثُمَّ يَرُدُّونَ أَيْدِيَهُمْ عَلَى وُجُوهِمْ لَيَرُدُّوا الدُّعَاءَ وَالْبَرَكَةَ ” قَالَ عَبْدُ الرَّزَّاقِ: «رَأَيْتُ أَنَا مَعْمَرًا يَدْعُو بِيَدَيْهِ عِنْدَ صَدْرِهِ، ثُمَّ يَرُدُّ يَدَيْهِ فَيَمْسَحُ وَجْهَهُ وَأَنَا أَفْعَلُهُ
«Раздел о том, что человек протирает лицо руками после дуа.
От Ибн Джурейджа, а ему от Яхьи ибн Саида передаётся, что Ибн Умар простирал свои руки вместе с рассказчиком.
И говорят, что те, кто был до нас, делали дуа, а затем возвращали свои руки на лицо, чтобы пролить баракат дуа на своё лицо.
И я видел, как Ма’мар ибн Рашид делал дуа, держа свои руки у груди, а затем вернул свои руки на лицо и протёр его.
Имам Абдур-Раззак свидетельствует, что это было в обычае у саляфов. Он передал это от табиу табиина Ма’мара ибн Рашида (95–153 гг. х.) и сказал, что делает это сам.
Сын имама Ахмада Абдуллах ибн Ахмад (213–290 гг.х.)сказал:
قلت لأبي يمسح بهما وجهه قال أرجو أن لا يكون به بأس وكان الحسن إذا دعا مسح وجهه
«Я спросил у своего отца, протирает ли он лицо двумя руками. Ахмад сказал: “Я надеюсь, что в этом нет проблемы, и когда аль-Хасан аль-Басри делал дуа, он протирал своё лицо”». (Ибн Кайим, «Бада аль-Фаваид», 4/113)
Имам Исхак ибн Мансур аль-Каусадж (умер в 251 г. х.), ученик Ахмада и Исхака, сказал:
ولا يمسح بهماوجهه في شيء من الصلوات1، إنما يستحب مسح الوجه بعد الدعاء
«И не протирает никто руками лицо при любой молитве, а лишь желательно протирание лица после дуа». (Аль-Кавсадж, «Масаиль Ахмад уа Исхак», 2/820)
Некоторые недобросовестные люди, категорично заявляющие, что протирание лица после дуа является нововведением, в качестве аргументации приводят слова учёных-факихов, порицающих протирание лица после чтения дуа-кунут в намазе. Таким образом, они занимаются подтасовкой.
Имам Абу Бакр аль-Байхаки (384–458 гг. х.) сказал в своём сборнике «Сунан аль-Кубра» (2/212):
«А что касается протирания лица по окончании кунут-дуа, то ни от одного саляфа нет сообщений об этом, несмотря на то, что от некоторых из них передаются слова о протирании лица вне молитвы, и на эту тему есть хадис от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), имеющий слабость, на который, [тем не менее], ссылались некоторые саляфы в вопросе о протирании лица вне молитвы. Тогда как о протирании лица по окончании дуа-кунут не установлено ничего достоверного».
Здесь мы видим, что имам аль-Байхаки чётко разделил протирание дуа в молитве и вне её.
А в книге «Шуаб аль-Иман» (2/374) имам аль-Байхаки сказал:
وَمِنْهَا: أَنْ يَمْسَحَ وَجْهَهُ بِيَدَيْهِ إِذَا فَرَغَ مِنَ الدُّعَاءِ
«[И к адабам дуа относится] протирать лицо руками после его окончания».
Далее мы приведём высказывания наших шафиитских факихов на этот счёт.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) сказал в книге «Тухфат уль-мухтадж»:
(لَا يَمْسَحُ وَجْهَهُ) أَيْ الْأَوْلَى تَرْكُهُ إذَا لَمْ يَرِدْ وَالْخَبَرُ فِيهِ وَاهٍ عَلَى أَنَّهُ غَيْرُ مُقَيَّدٍ بِالْقُنُوتِ أَمَّا خَارِجَهَا فَغَيْرُ مَنْدُوبٍ عَلَى مَا فِي الْمَجْمُوعِ وَمَنْدُوبٍ عَلَى مَا جَزَمَ بِهِ فِي التَّحْقِيقِ
«Не следует протирать лицо по окончании дуа-кунут, потому что на эту тему не пришло никакого хадиса. А что касается протирания лица вне молитвы, то согласно тому, что сказано [в книге имама ан-Навави] “Аль-Маджму’”, это не является желательным; согласно же сказанному в [его] книге “Ат-Тахкык” это желательно (мандуб)».
То, что имам ан-Навави не считал желательным протирание лица после дуа в книге «Аль-Маджму», не означает, что он считал это недозволенным. Речь лишь о том, есть желательность или нет.
Ведь в этой же книге имам ан-Навави посчитал, что протирание лица относится к этикету (адабам) дуа.
Имам ан-Навави (631–676 гг. х.) сказал в книге «Аль-Маджму» (4/656):
وَرَفْعُ يَدَيْهِ وَمَسْحُ وَجْهِهِ بَعْدَ فَرَاغِهِ
«[И к адабам дуа относится] поднятие рук и протирание лица после его окончания».
Но, как сказал имам Ибн Хаджар в книге “Тахкык”, которая является последней, имам ан-Навави посчитал протирание желательным действием.
Имам Яхья аль-Имрани (489–558 гг. х.) сказал в своей книге «Аль-Байан» (2/257):
يستحب أن يمسح يديه على وجهه عند الفراغ من الدعاء
«Желательно протирать лицо после дуа».
Имам Бафадль аль-Хадрами (умер в 918 г. х.) в своей книге «Аль-Мукаддиматуль хадрамийа» (с. 74) сказал:
ويندب فيه وفي كل دعاء رفع اليدين ثم مسح الوجه بهما
«В дуа по окончании молитвы и в любом другом дуа рекомендуется поднимать руки, а затем протирать ими своё лицо».