мусульмане едят рыбу или нет
Мусульмане едят рыбу или нет
Можно ли есть рыбу и морепродукты?
Все, что рождается и живет в воде, не дозволено, кроме рыбы.
ولا يؤكل من حيوان الماء إلا السمك, ويكره اكل الطافي منها ولابأس باكل الجريث
(القدوري، ص497، مؤسسةالريان)
(وَلَا) يَحِلُّ (حَيَوَانٌ مَائِيٌّ إلَّا السَّمَكُ) الَّذِي مَاتَ بِآفَةٍ وَلَوْ مُتَوَلِّدًا فِي مَاءٍ نَجِسٍ
(الدرالمختار، ص642، دارالكتبالعلمية)
انواع السمكوالجراد حلال ولايشترط فيه الذكاة
(الفتاوىالسراجية، ص376، زمزم)
وَالْمُسْتَوْحَشُ نَوْعَانِ: مِنْهَا صَيْدُ الْبَحْرِ لَا يَحِلُّ تَنَاوُلُ شَيْءٍ مِنْهَا سِوَى السَّمَكِ
(المبسوط، ج11، ص220، دار المعرفة)
ثُمَّ جَمِيعُ أَنْوَاعِ السَّمَكِ حَلَالٌ الْجِرِّيثُ وَالْمَارِهِيجُ وَغَيْرُهُ فِي ذَلِكَ سَوَاءٌ، وَلَا يُؤْكَلُ مِنْ سِوَى السَّمَكِ مِنْ حَيَوَانَاتِ الْمَاءِ عِنْدَنَا
(المبسوط، ج11، ص248، دار المعرفة)
Таким образом, не разрешается есть крабов, гребешки, мидии, устриц, осьминогов и так далее, поскольку все эти животные не считаются рыбами и живут в воде.
وقال شيخ الإسلام خواهر زاده: ويكره أكل ما سوى السمك من دواب البحر عندنا كالسرطان، والسلحفاة، والضفدع
البناية، ج11،ص604، دار الكتب العلمية)
Отдельно отметим, что крабовые палочки — это имитация крабового мяса, делают их, как правило, не из крабов. Основа этого продукта — особым образом измельченный рыбный фарш (сурими). Сурими делают из белой рыбы, по технологии — свежевыловленной: из трески, хека, минтая, ставриды и других видов белой рыбы. Тем не менее, на российском рынке крабовые палочки часто изготовлены с использованием кармина, который употреблять в пищу не дозволено.
Рыбу не требуется закалывать в отличие от наземных дозволенных животных. Рыба становится запретной только в том случае, если умирает естественной смертью и всплывает на поверхность.
ولا يؤكل من حيوان الماء إلا السمك، ويكره أكل الطافي منه ولا بأس بأكل الجريث والمار ما هي
(القدوري، ص497، مؤسسةالريان)
Если она умирает не естественным образом: от жары, или от холода, или в сетях рыбаков, или ее заклевывает птица, или ее выносит на берег, — ее можно употреблять в пищу.
لأصل عندنا في إباحة السمك؛ أن ما مات بآفة يؤكل، وما مات منه بغير آفة لا يؤكل، وإن قتلها شيء من طير الماء أكل؛ لأنها ماتت بآفة، وإن القاها في حب ماء، وماتت؛ فكذلك لأن ضيق المكان آفة، وكذلك إذا جمعها في حظيرة لا يستطيع الخروج منها، وهو يقدر على أخذها بغير صيد فمتن كلهن فلا بأس بأكلهن؛ لأنهن متن لضيق المكان
) المحيط البرهاني، ج6، ص70، دار الكتب العلمية)
Можно есть всех рыб: треску, тунца, лосося (семгу), угря, морского черта (рыбу отряда удильщикообразных), морскую щуку, сома, скумбрию, форель и прочих. Подчеркнем, что сом и угорь тоже дозволены: они считаются рыбами, хотя внешне и отличаются от большинства рыб.
Какие морепродукты дозволены, а какие запрещены для мусульманина?
Кого из морских животных можно употреблять в пищу, кроме рыбы?
Аллах Всевышний говорит в Коране:
«Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите» (ан-Нахль 16/14).
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам» (аль-Маида 5/96).
В этих аятах говорится о том, что моря являются кладезем божественной милости, из которой люди извлекают пользу. Также в этих аятах говорится о том, что все животные, живущие в море, являются дозволенными к употреблению в пищу.
Как известно, животные делятся на два вида: те, которые живут в воде, и те, которые живут на суше. В книгах по фикху подробно разъясняется, какие из сухопутных животных дозволены к употреблению в пищу, а какие запрещены.
Если мы взглянем в книги по фикху, то увидим, что среди мазхабов существуют разногласия по поводу того, какие из животных, живущих в воде, дозволены к употреблению в пищу, а какие нет.
Исходя из вышеприведенных аятов, алимы шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов пришли к выводу, что абсолютно все животные, живущие только в воде, дозволены для употребления в пищу, будь то рыба или иное животное. Точно так же, по мнению этих мазхабов, все эти животные, живущие в воде, дозволены к употреблению в пищу вне зависимости от того, пойманы они живыми или мертвыми, а также вне зависимости от того, кто их поймал, мусульманин или немусульманин.
Что же касается ханафитского мазхаба, то, по его мнению, употребление в пищу мидий, креветок, крабов, устриц и других морских животных, не похожих на рыб, считается макрухом.
Мусульмане едят рыбу или нет
Вопрос: если не обращаться к хадисам и решениям мазхабов, то можно ли из Корана узнать, что рыбу можно употреблять в пищу?
Ответ: это невозможно, если обращаться только к Священному Корану. В переводе 14-го аята суры Нахль говорится: «Он подчинил вам море, для того, чтобы вы питались из него свежим мясом и доставали бы из него украшения, которые вы надеваете».
По мазхабу Ханафи, под »свежим мясом» подразумевается только рыба и то, что относится к рыбе.
«Вам запрещаются: мертвое животное, кровь, свиное мясо, все, что убито во имя кого-либо другого кроме Бога, животные, задушенные, убитые ударом, убитые падением, ударом рога, умерщвленные диким зверем». (Маида 3)
В следующем аяте говорится о необходимости упоминания имени Аллаха, т.е. о необходимости произнести: «Бисмилля».
Животные дохлые, убитые удушением, зарезанные не по канонам Ислама, считаются мертвечиной. Если животное убито другим животным, то его не едят, потому что забито не по канонам Ислама. В аяте говорится, что рыба тоже должна быть зарезана. Но никто не режет рыбу. Можно выловить даже без произнесения «Бисмилля». Если следовать аяту, то рыбу нельзя есть без забивания по мусульманскому обычаю и без «Бисмилля». Но наш пророк разъяснил «резать рыбу не нужно», и даже «не нужно произносить Бисмилля».
Также можно есть рыбу, которую оглушили динамитом. Даже можно есть рыбу, вышедшую из брюха другой рыбы. Но оленя, растерзанного львом есть нельзя. Если нет разъяснения пророка, то из Корана понять это невозможно.
В аяте также говорится о запрете крови. Селезенка тоже относится к крови. Были невежды, которые сказали, что запрещено есть селезенку. Пророк сообщил о двух видах крови, которые разрешены. Одна из них это, селезенка, вторая, печень.
Наш пророк сообщил «Морская вода чистая, мертвое (убитое по какой-либо причине) в нем дозволено» и «Не ешь рыбу, которая подохла и плавает на поверхности, ешь рыбу, которая погибла, оставшись на суше после того как ушла вода! Также ешь то, что погибло таким образом в море!»
Не едят рыбу, которая погибла в воде и плавает вверх брюхом. Но можно есть рыбу, которая погибла в сетях, неводе, от каких-то лекарств, от удара молнии, взрыва динамита или от попадания каких-либо веществ. Можно есть рыбу, которая погибла в результате высыхания воды, сильной жары или холода, убитую птицами, погибшей в садке, погибшую зажатой между льдами. Можно есть рыбу, погибшую еще будучи в воде, убитую в воде ударами колотушками, или если отрезали в воде голову. Можно есть рыбу с грязного водоема предварительно помыв. Если с брюха пойманной рыбы вышла целая, еще не переварившаяся рыба, то ее тоже можно есть.
Вопрос: можно ли есть рыбу, пойманную без «Бисмилля»?
Ответ: произнесение «Бисмилля» при ловле рыбы не обязательно, а тот, кто ловит рыбу не обязательно должен быть мусульманином.
Вопрос: рыбу вялят, не почистив внутренности, также в рассоле солят сардины. Можно ли есть такую рыбу?
Ответ: перед употреблением нужно почистить внутренности (Тахтави)
Вопрос: можно ли есть погибшую в воде рыбу?
Ответ: если рыба подохла сама, то считается умершей от болезни и есть ее нельзя. Но если умерла, попав в тесное место или притертой льдинами, или от электрического разряда, есть можно.
Вопрос: можно ли ловить рыбу на удочку?
Ответ: ловить на удочку можно. Можно убивать рыбу динамитом. Можно есть, если рыба убита ножом. Зарезать барана ножом не является для него мучением.
Вопрос: если консервированная рыба изготовлена не почищенной, то можно ли почистить и съесть?
Ответ: да есть можно. Нельзя есть рыбу, которую приготовили на огне без предварительной чистки. Но соленую рыбу нужно есть, предварительно почистив.
Вопрос: можно ли начинать чистить рыбу, отрезав голову, пока она еще живая?
Ответ: пока рыба не умерла, нельзя начинать чистить. Но если и будет отрезана голова еще живой рыбы, есть ее можно.
Вопрос: можно ли есть рыбу, погибшую от лекарств?
Ответ: можно есть, если не нанесет вреда человеку.
Вопрос: можно есть икру рыбы?
Отчего рыбу в исламе можно есть только в чешуе
Конфессиональные правила касательно еды разнятся довольно сильно, поэтому часто возникают вопросы. Например, почему нельзя есть рыбу без чешуи — по Библии и исламу всё это описывается по-разному, но принцип прослеживается один и тот же — животная пища может быть чистой и нечистой. Но почему?
В исламе мясо нечистых животных в пищу не употребляется ни под каким соусом. В иудаизме тоже есть «черный список» живности, чье мясо еврей есть не станет, дабы не осквернять свое тело — храм божий. Возникает вопрос: есть ли в христианстве нечистые животные?
Вкусная и здоровая пища в исламе
В исламе разрешено всё, что не запрещено. А всё, что запрещено — это харам, под него попадает:
А вот почему рыба в исламе кушается исключительно с чешуей? Это исключительно привычка, религия к этому отношения не имеет. Как правило, базовые рецепты той или иной народности приходят к нам от предков. А в древности на Ближнем Востоке было не до изысков: рыбу пекли вместе с чешуей, не заморачиваясь на ее чистку. Слой чешуи после термообработки все равно отпадал, никому не мешая при трапезе.
Как едят рыбу христиане — с чешуей или без?
В христианстве всё базируется на Новом Завете, который утверждает, что человек не может осквернить себя едой. Дегенерация личности идет в мозгу, так что мысли должны быть чистыми. «Чистому всё чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть», — сигналит нам Послание к Титу, стих 1:15.
Так что способ приготовления рыбы — в чешуе или без нее — значения для христианина не имеет. Это относится исключительно к личным гастрономическим предпочтениям. Если прочесть Книгу деяний апостолов, то главе Х описано видение Петра. Дескать, было апостолу видение, в котором всевышний ему сказал, что он очистил скверную еду и позволил ему есть всё, что было запрещено [по Ветхому завету].
«И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым», — сообщают «Деяния апостолов» 10:13-15.
Но самое главное правило у христиан — следить за своими мыслями и словами. Не рекомендуется выпускать в эфир хулу, проклятия или подобным образом демонстрировать недостаток культуры. Пищевые привычки тут ни при чем, это сказал и Иисус в «Послании к Колоссянам».
«Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а выходящее из уст оскверняет человека», — вторит ему Евангелие от Матфея в стихе 15:11.
Эксперты по религии предполагают, что в раннем христианстве тоже был списки запретов на пищевые привычки. Но для популяризации новой религии среди язычников эти запреты были сняты. Единственным «нельзя» для истинно верующего осталась идоложертвенная еда — ту, что приносили в жертву других богам.
Халяль и кошер: разбираемся, что разрешается и запрещается в религиях
В чем разница между этими понятиями и можно ли мусульманам употреблять кошерную пищу?
Фотография: Иллюстрация Эмилии Хан
Халяльная и кошерная пища стала чаще появляться на прилавках магазинов. Решили внести ясность для тех, кто не понимает разницы между этими категориями или считает, что это одно и то же.
«Халяль» в переводе с арабского означает «дозволенное» — это всё то, что разрешается мусульманам в рамках ислама. Это разрешение касается не только пищи, но и денег, работы, одежды, косметики, отношений и всего того, что окружает мусульман в современном мире. Противоположное по значению слово «харам» — «недозволенное».
Ивритское слово «кошер» также означает «дозволенное» в рамках иудейского закона Галаха. В основе закона лежат заповеди Торы и некоторые правила, установленные раввинистическими авторитетами. Этот термин тоже имеет широкий спектр применения. Противоположным по смыслу считается термин «трефной», дословно переводящийся как «растерзанное».
Различие кошерной и халяльной пищи
В исламе приверженцы разных течений по разному определяют дозволенность того или иного продукта питания. Однако есть общий так называемый стандарт, которому все они следуют. В священной книге Коран, в третьем аяте суры «Аль-Маида», определён перечень продуктов, употребление которых в исламе строго запрещено.
Кошер бывает разным для разных течений иудаизма. Например, для особо верующих существует термин «глат кошер». Правила кошер схожи с халяльными, однако практикующие иудеи строго следуют всем правилам писания Торы. В этом случае список кошерных продуктов сокращается до минимума.
Продукты животного происхождения
Нельзя
Халяль: мясо скота, забитого без соблюдения ритуала или питавшегося харамной пищей; кровь животных; мясо хищников, свиней и обезьян; мясо животных и рыб, умерших естественным путем; продукты из жира или костей харамных животных являются недозволенными.
Кошер: мясо скота, забитого без соблюдения ритуала; свинья, верблюд, даман и заяц; больное или убитое на охоте животное; сало возле желудка и кишечника, а также бедро, из которого не удален седалищный нерв.
Можно:
Халяль: всё, что не попадает под категорию харам и не соприкасается с харамными продуктами; все виды яиц и морепродуктов халяльны.
Кошер: всё, что не попадает под категорию трефной; только мясо и яйца домашних птиц; только рыбы с чешуей и плавниками кошерны.
Забой животных
Халяль: Забой осуществляется совершеннолетним мусульманином в здравом уме. Перед забоем забойщик должен произнести краткую молитву. Затачивание ножа на глазах животного строго запрещается, чтоб животное не испытывало страха. Артерии перерезают за один раз, острым ровным ножом, без промедления и перерывов, чтобы существо не чувствовало боли и не испытывало страданий.
Кошер: Процедура забоя схожа с халяльным забоем животного. Только забой осуществляется специальным человеком, которого называют «шохет».
Фрукты и овощи
Халяль: Все виды фруктов и овощей разрешены. В Коране упоминается польза фиников, бананов, инжира, винограда, оливок и маслин.
Кошер: В иудаизме все фрукты и овощи можно употреблять за пределами израильской земли. Однако в используемых в пищу фруктах и овощах не должно быть насекомых.
Употребление насекомых в пищу запрещено. Для урожая, выращенного в Израиле, есть определенные правила, чтобы он считался кошерным. Этим процессом должен заниматься истинно верующий человек.
Молочные продукты
Халяль: Молочные продукты не должны содержать что-то запрещённое и не должны быть продуктом, полученным от недозволенных в религии животных. Кроме того, согласно писания пророк Мухаммад считал молоко одним из самых любимых напитков.
Кошер: Законы кошер запрещают совместное употребление молочных и мясных продуктов. Так как в священной книге иудеев говорится: «Не вари козленка в молоке матери его». По этому закону они не только не смешивают в потреблении молочные и мясные продукты, но и делают перерыв между ними.
Напитки и алкоголь
Халяль: В исламе категорически запрещено употребление всех видов алкогольных напитков, остальные напитки разрешаются к употреблению, за исключением тех, что содержат вышеуказанные недозволенные компоненты.
Кошер: Алкоголь считается запретным напитком. Однако, вино, которое было приготовлено с соблюдением особых правил, разрешается. Все этапы виноделия, от сбора урожая до конечной стадии, должны производиться исключительно верующими людьми. Только в этом случае напиток считается кошерным.
Иудеи и мусульмане употребляют только дозволенное. А по канонам ислама и иудаизма, дозволенная пища считается полезной и приносящей благо.
Считается, что использование халяльной и кошерной продукции выгодно всем. Продукты этих категорий проходят жесткий контроль от стадии приготовления сырья до того, как оказаться в руках потребителя.
Не каждая компания может получить сертификаты на халяльность или кошерность. Например, сеть ресторанов быстрого питания KFC лишилась сертификата халяль в Казахстане еще в 2018 году и до сих пор не получила его.
В некоторых странах есть специальные прилавки в супермаркетах или магазинах для таких продуктов. Для них существует специальная маркировка, по которой легко определить принадлежность к халяльной или кошерной группе.
Эти знаки или печать предоставляются только таким продуктам, которые прошли специальную сертификацию. В Казахстане халяльный сертификат выдает ДУМК(Духовное Управление Мусульман Казахстана). Сертификат ДУМК в халяльных продуктах выглядит следующим образом:
Все кошерные продукты, кроме алкоголя, являются халяльными. Однако не все халяльные продукты —кошерные.
В Коране, в пятом аяте суры Аль-Маида, говорится о дозволенности еды людей писания (иудеев и христиан) для мусульман. Поэтому мусульмане часто употребляют в пищу кошерные продукты, а иудеи же обычно предпочитают только кошер: не все халяльные продукты соответствуют кошерным стандартам.