мука и йод реакция
Опыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках». Экспериментальная работа с детьми
Марина
Опыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках». Экспериментальная работа с детьми
Опыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках».
Рассказала ребятам о том, что крахмал одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Крахмал является основным углеводом нашей пищи, он выполняет энергетическую функцию. Крахмал превращается в глюкозу, которая даёт нашему организму энергию. Крахмал содержится в продуктах растительного происхождения: в бобовых, в хлебе, в макаронах, крупе, муке, картофеле и других продуктах.
Цели:
— определить наличие крахмала в клубнях картофеля и в яблоках;
— способствовать развитию познавательных интересов у детей;
— привлекать детей к непосредственному участию в проведении несложных опытов;
— поощрять стремление детей на основе наблюдений во время экспериментальной деятельности рассуждать и делать простейшие умозаключения.
Материалы для проведения опыта:
— клубень картофеля и яблоко;
— флакон настойки йода с пипеткой.
Описание опыта.
Разрезаем клубень картофеля и спелое яблоко.
Ребята с большим интересом и активностью принимают участие в экспериментальной деятельности.
Рассматриваем срезы клубня картофеля и яблока.
Вика пипеткой капает несколько капель йода на срез клубня картофеля.
Захар капает каплю йода на срез кусочка спелого яблока.
Ребята внимательно наблюдают за происходящими изменениями. С удивлением отмечают синее окрашивание среза клубня картофеля, а через некоторое время оно становится сине – фиолетовым.
Объясняю ребятам, что произошла химическая реакция между йодом и крахмалом, который содержится в картофеле, и получилось новое вещество сине – фиолетового цвета.
Вывод.
При сравнении яблока и картофеля мы можем увидеть, что йодное сине – фиолетовое окрашивание на срезе клубня картофеля заметно ярче, а на спелом яблоке йод не изменил своего цвета – значит в картофеле крахмала больше. В созревших яблоках нет крахмала.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Чудесные свойства крахмала» Волшебные свойства крахмала. Бабушка любит внуков встречать. Готова всегда она с нами играть, Песни учить, лепить, рисовать, А, главное,.
Опыт «Определение прозрачности снега» Цель: учить определить, прозрачен ли снег;формировать представления детей о свойствах снега и воды, используя метод Савенкова А. И. – карточки,.
Опыт работы «Летняя оздоровительная работа во второй группе раннего возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №20 «Рябинушка» Информация о проведении летней оздоровительной.
Опытно-экспериментальная работа по теме «Вода» Опытно-экспериментальная работа по теме «Вода» Цель: Сформирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; Развивать.
Опытно-экспериментальная работа «Здорово быть здоровым» Актуальность. Выбор темы вызван тем, что здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа жизни ухудшается с каждым годом,.
Занятие по изодеятельности в подготовительной к школе группе «Экспериментальная работа с цветом: «Кто как видит?» Тема: Экспериментальная работа с цветом: «Кто как видит?» (заняти по изодеятельности, в подготовительной к школе группе, рисование акварельными.
Тема урока: «Химический состав растений»
Разделы: Биология
Цели урока: Изучить химический состав растений на основе изучения состава семян; выработать практические умения по обнаружению питательных веществ в семени.
Оборудование: стаканы с водой, пробирки, марлевые салфетки, йод, сухое горючее, семена пшеницы или других растений, проростки Фасоли и пшеницы, семена подсолнечника, белая бумага, таблица “Строение семян”.
Ход урока:
1. Изучение нового материала.
Мы знаем, что все живые организмы имеют сходный химический состав.
Запись в тетрадь. Тема: Химический состав растений
Цель нашего урока, узнать из каких веществ состоят растения, на какие группы они делятся.
Внимательно следите за тем, что я буду, делать и говорить и по ходу рассказа надо будет заполнять таблицу.
№п/п | Что брали | Что делали | Что получили |
1 | Пшеница в пробирке | Нагревали на огне | На стенках пробирки появилась вода. |
2. | Тесто в марле | Промывали в стакане с водой. | Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса. |
3. | Стакан с мутной водой | Капнули йод | Вода посинела |
4. | Семянка подсолнечника | Раздавили на белом листе бумаги | Жирное пятно |
Демонстрация 1 опыта:
Вы, конечно знаете, что у меня за семена.
Вопрос: Из каких веществ состоят эти семена? Что в них есть?
Семена кладут на дно пробирки и нагревают.
Вопрос: Что вы видите? (на стенках пробирки появилась вода)
Вопрос: Правильно. А откуда она взялась? (Она была в семенах)
Вывод: Вещество которое находится в семенах – это вода.
Вопрос: Какие вещества кроме воды находятся в семенах
Демонстрация 2 опыта:
Опыт: В маленький тигель кладут 10-15 семян пшеницы и нагревают. Когда при прокаливании начнут выделяться бурые пары, зажечь семена. Когда пламя погаснет показать ученикам обуглившие семена.
Вывод: В семенах есть вещества, которые могут гореть. Эти вещества обугливаются и сгорают. Такие вещества называют минеральными.
После сгорания минеральных веществ остается зола. Зола не горит. Зола- это минеральное вещество.
Демонстрация 3 опыта:
Вопрос: Что это? (мука)
Из чего приготавливают муку? (из зерен пшеницы)
Как делают муку? (Семена пшеницы размалывают на мельнице.
Вывод: Значит все то, что есть в семенах, есть в муке.
Опыт. Взять пшеничную муку и замесить тесто. Затем тесто промыть в воде. После промывания опустить в чистую воду и промывать до тех пор, пока вода не будет мутнеть.
Вопрос: Что осталось в тряпочке?
Это вещество беловатое, тягучее (растянуть) и клейкое(потрогать).Это вещество растительный белок, который содержится в клейковине.
Вывод: В состав растений входит белок.
Опыт. Кроме белка в состав растений входит еще одно вещество. Если мы капнем в стакан с мутной водой йод, то вода посинеет, т.к. в состав растений входит крахмал, который синеет под действием йода.
В состав растений входит еще вещества.
Демонстрация 4 опыта:
Раздавить семена подсолнечника.
Вопрос: Что вы обнаружили? (Если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием). Из семян этих растений добывают масло.
Вопрос: Какие это растения? (подсолнечник, лен, конопля)
Вывод: В семенах обнаружили еще одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество. Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы) минеральные вещества и вода.
Вопрос: Во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды?
Вопрос: Почему? (вода необходима для всех жизненных процессов, происходящих в организме растений).
Работа с учебником.
Записать в тетрадь.
Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица
Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис.
Практическая работа 5 класс химический состав клетки
Выбранный для просмотра документ Практическая 5 класс Химический состав клетки.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Практическая работа Химический состав клетки
Опыт №1 Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем на слабом огне. Что вы наблюдаете? Какой можно сделать вывод? Вопрос: Какое содержание воды в клетках?
Опыт №2 Нагревание семян в ложке. Что наблюдаем при прокаливании? Что остаётся после сгорания? Какой вывод мы можем сделать? Вопрос: Сколько % минеральных солей содержится в клетках?
Опыт №3 Муку помещаем в марлю и хорошо промываем в стакане с водой. Что осталось в марле? Эта тягучая клейкая масса – клейковина (белок растений) Проведём реакцию на белок Какой вывод можно сделать? Вопрос: Из чего делают муку? Какие продукты содержат много белка?
Опыт №4 Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали муку, каплю йода. На срез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что наблюдаем? Какой вывод можно сделать? Вопрос: в каких продуктах много углеводов?
Опыт №5 Положите на бумагу семена подсолнечника и лист капусты раздавите их. Просушите бумагу Что вы наблюдали? Какой вывод можно сделать? Вопрос:
В состав клеток входят белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. Вывод
Домашняя работа Из каких растений получают масло? Из каких растений получают сахар? Приведите не менее 5 примеров
Выбранный для просмотра документ Практическая работа 5 класс химический состав клетки.doc
Практическая работа №1 Химический состав клетки
Стакан с водой после промывания муки Срез клубня
Семя подсолнечника Лист капусты
Вывод: В клетке около 80 химических элементов, но 99% составляют лишь 4 элемента __________________________________________ их называют _____________________________________. В состав клетки входят__________________________вещества (белки, жиры, углеводы) и _______________________вещества (вода и минеральные соли). С троительным материалом клеток являются __________________ и нужны человеку для роста. Обеспечивают организм энергией ____________________, их много в ягодах. У человека про запас откладываются питательные вещества в виде _______________ который находится под кожей и защищает нас от холода. Большую часть массы клетки составляет __________________ она выполняет транспортную функцию в организме и придаёт клеткам упругость.
Демонстрация опыта № 1
Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.
Вопрос: Что вы наблюдаете?
Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.
Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?
Ответ: Она была в семенах (из семян)
Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?
Демонстрация опыта № 2
Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?
Демонстрация опыта № 3
Для проведения этого опыта я приготовила муку.
Вопрос: Из чего делают муку?
Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).
Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.
Делаем вывод: в состав растений входит белок.
Демонстрация опыта № 4
Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.
(приглашаю ученика для проведения опыта)
Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.
Вопрос: что мы наблюдаем?
Йод является индикатором крахмала.
Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.
Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.
Проведение учащимися опыта № 5
У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.
Вопрос: Что вы обнаружили?
Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).
Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.
Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.
Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.
В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.
Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.
Содержание минеральных веществ:
— в корнях и стеблях – 5 %
Остальное приходится на органические вещества.
Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.
Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?
Вопрос: В каких семенах больше воды?
Ответ: у зерновок пшеницы
Вопрос: А минеральных веществ?
Ответ: у семянок подсолнечника.
Вывод: В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.
Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:
Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:
Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица
Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.
Мука и йод реакция
Опыт 1. Крахмал и йод.
Цель: проверить присутствие крахмала при помощи йода.
Налил воду в два стакана. В один из них насыпал крахмал. В каждую воду добавили 2-3капли йода. В том стакане, где была простая вода, она пожелтела. А в том стакане, где был раствор с крахмалом, он посинел.
Вывод: можно проверить присутствие крахмала одной каплей раствора йода.
Опыт 2. Крахмал в продуктах
Мне понадобилось: йод, пипетка, пищевые продукты.
Цель: выявить наличие крахмала в продуктах.
С помощью пипетки капнул йод на маленький кусочек хлеба, сыра, печенья, картофеля, лимона
Вывод: йод изменил свой цвет на хлебе, печенье, картофеле, значит, в этих продуктах присутствует крахмал. А вот на сыре и лимоне цвет йода не изменился, значит, крахмала нет.
Опыт 3. Твёрдая жидкость
Мне понадобилось: 1,5 части кукурузного крахмала;1 часть воды; пищевые красители.
Цель: узнать, что образуют вода и крахмал. Смешал крахмал и воду. Медленно опустил в полученную жидкость пальцы. Жидкость стекает. Со всей силы ударил по ней кулаком. Поверхность жидкости превратилась в упругую массу.
Цель: узнать, что происходит с крахмалом в холодной воде.
Мне понадобилось: крахмал, стакан холодной воды.
В холодную воду крахмал опустили. Мутный раствор недолго стоял, на дно опустился осадок – крахмал.
Вывод: крахмал не растворяется в холодной воде и не набухает.
Опыт 5. Крахмальный клейстер
Цель: узнать, как кипяток влияет на крахмал.
Мне понадобилось: крахмал, стакан кипятка.
Решил я опыт свой повторить, крахмал кипятком в стакан заварить. В липкую массу он превратился, как клей. И кисель получился!
Вывод: крахмал, залитый кипятком, набухает и становится клейким. Это свойство крахмала используют как загуститель, в качестве бумажного клея.
Опыт 6. Молочные продукты и крахмал
Цель: узнать, есть ли в составе молочных продуктов крахмал.
Мне понадобилось: молочный продукт и крахмал.
Капнул несколько капель йода на творог. Реакции йода с крахмалом нет.
Вывод: в натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Но некоторые производители, для того чтобы сделать продукт более густым, добавляют крахмал или муку.
Опыт 7. Магическая надпись
Цель: посмотреть взаимодействие крахмала и йода.
Мне понадобилось: Ватман, вода, йод, крахмал, распылитель.
Ватман обработал смесью воды с крахмалом, кроме отдельных частей, где написано название «УДИВИТЕЛЬНЫЙ КРАХМАЛ». Взял распылитель и побрызгал на него раствором – это смесь воды с йодом. В результате, название моей работы «УДИВИТЕЛЬНЫЙ КРАХМАЛ» выглядит как белые буквы на фиолетовом фоне.
Вывод: при взаимодействии крахмала и йода происходит химическая реакция, которая образует сложные молекулы фиолетового цвета. Соответственно, участки листа, необработанные смесью воды с крахмалом, остаются белыми. (Приложение № 8)
Таким образом, опыты помогли мне узнать много нового и интересного. Свойства крахмала можно использовать в самых разных сферах жизни. В ходе экспериментов обнаружил продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал, нашёл продукты, в которых его нет.
Это исследование еще раз убедило меня в том, что для получения ответов на вопросы, не обязательно ждать, когда мы начнём изучать химию. Можно просто устроить лабораторию на кухне!
Заключение
Практическая значимость моего проекта заключается в том, что о результатах исследования можно рассказать на уроках окружающего мира, конференции или классном часе. Познакомить одноклассников с технологией опытов по обнаружению крахмала в продуктах питания. Предложить памятки по использованию крахмала в домашних условиях.
Список литературы
Приложение
Вопросы анкетирования
Положительные свойства крахмала
Приложение № 2. Рецепт приготовления крахмала в домашних условиях
Пошаговый рецепт
Для начала я начистил 5 средних картофелин, натёр их в крупную терку. Поставил чашку с водой в тёплое место.
Залил тёплой водой натёртый картофель. Затем тщательно отжал и дал постоять 30 минут, затем еще раз отжал. Через дуршлаг отделил воду от картофеля.
После того, как испарилась вся вода, на дне остался чистый картофельный крахмал!
Изготовление лизунаиз крахмала в домашних условиях
Нам понадобится: крахмал; вода; клей ПВА; красители; плотный пакетик небольшого размера.
Изготовление игрушкииз крахмала в домашних условиях
Нам понадобится: воздушный шарик (без картинки), крахмал, чайная ложка, воронка, перманентный несмываемый маркер, разные ленточки, разноцветная шерсть (для украшения).
Нам его не хватает: факты о йоде и список самых йодсодержащих продуктов
«Из минеральных веществ для жителей Беларуси особенно необходимо дополнительное количество йода», — рассказала нам в одном из интервью доктор медицинских наук, профессор и фармаколог. Все мы в курсе, что этого элемента нам не хватает, но часто не знаем конкретики. Какая суточная норма йода, чем плох его недостаток и переизбыток, и, конечно, где его больше всего?
Зачем нам нужен йод
Самое главное, почему нашему организму так необходим этот элемент: он — залог нормальной работы нашей щитовидной железы. Если йода хватает, то щитовидная железа вырабатывает необходимое количество гормонов, которые контролируют углеводный и жировой обмен, нервную и мышечную системы, а также температуру тела.
Кроме того, йод участвует в формировании защитных клеток организма — фагоцитов, — которые ликвидируют поврежденные и чужеродные клетки, в синтезе белка, образовании костно-хрящевых тканей, стимулирует работоспособность и умственные способности человека.
Недостаток йода в организме опасен. В этом случае могут возникнуть серьезные нарушения психического и умственного развития, обмена веществ, развитие зоба и онкологических заболеваний.
Беременные женщины особенно внимательно должны следить за уровнем йода в организме. Согласно выводам Всемирной организации здравоохранения, недостаточное количество этого элемента — одна из главных причин умственной отсталости у новорожденных во всем мире.
Примерные симптомы: что должно насторожить
С учетом того, что нам с нашим регионом проживания йода не хватает, нужно быть внимательными. Точно его дефицит можно выявить только с помощью лабораторного исследования.
Но мы все же советуем прислушиваться к своему организму.
Недостаток этого микроэлемента может сопровождаться следующими симптомами:
Подобные симптомы могут возникать и по другим причинам, но если у вас есть какие-то подозрения, стоит обратиться к эндокринологу.
К сожалению, наш организм не может вырабатывать йод, поэтому нуждается в том, чтобы его запасы пополнялись извне — из продуктов питания или из минеральных комплексов.
Последний вариант возможен только после консультации с врачом, а первый можем обеспечить сами.
Многие покупают йодированную соль, считая, что такой вариант решит все проблемы. Он хорош, но одной йодированной солью вы точно не обойдетесь. Йод быстро разрушается от влажности, света и высоких температур, чему часто подвергается соль. То есть после варки или жарки его остается очень мало.
Используйте йодированную соль в комплексе с другими продуктами. Можно чередовать ее с морской, в которой также содержится йод и которая более полезна сама по себе.
Во времена Советского Союза это был эффективный, по мнению родителей, и отвратительный, по мнению детей, способ уберечься от рахита и пополнить содержание йода. Количество йода в рыбьем жире может достигать 770 мг в 100 граммах продукта.
Сейчас необязательно покупать жидкий и не самый приятный жир, можно приобрести его в аптеке в виде капсул.
Наибольшее количество йода содержится в морских водорослях. В самой популярной у нас морской капусте может быть от 300 до 3000 мкг. Пусть у нас нет возможности точно измерить содержание йода в разных видах водорослей, но это точно отличный продукт. Кроме того, в морской капусте всего 25-40 калорий (на 100 граммов), почти нет жиров и углеводов — настоящая находка для тех, кто следит за фигурой.
Морская рыба и морепродукты
Дары моря тоже богаты этим элементом, и чем жирнее рыба, тем лучше. Лосось (от 50 до 200 мкг), пикша (от 240 до 270 мкг), горбуша, камбала (от 50 до 200 мкг), треска, особенно ее печень (от 130 до 370 мкг) и другие виды морской рыбы.
Кальмары, креветки и гребешки не отстают от своих рыбных собратьев (содержание йода в них — от 110 до 250 мкг).
Также эти продукты богаты омега-3 и омега-6 полиненасыщенными жирными кислотами.
Только не стоит долго жарить или варить рыбу, потому как при излишне агрессивной термической обработке йод распадается.
Отличный продукт, который не подвергается термической обработке и содержит неплохое количество йода, — икра (например, мойвы, красная или черная икра).
Орехи и сухофрукты
Среди орехов лидерами по содержанию йода считаются грецкие (от 3,1 до 5 мкг) и кедровые (от 2,8 до 4,5 мкг). А среди сухофруктов самый «йодированный» чернослив. В зависимости от того, в какой почве росла слива, каким образом ее высушивали, в итоговом продукте может содержаться до 13 мкг йода.
Из ягод — неплохое количество йода есть в клубнике (от 13 до 20 мкг), винограде (от 8 до 10 мкг), чернике (от 10 до 30 мкг) и клюкве. Клюква — ягодный гигант по содержанию йода (от 220 до 350 мкг).
Что касается фруктов, то самые йодные — сезонная хурма (до 20 мкг) и экзотический фейхоа (до 230 мкг).
Как нельзя получать йод
Некоторые считают, что можно капнуть несколько капелек аптечного йода в молоко или воду и выпить. «Так делать категорически нельзя», — рассказала сайту «Амурская правда» эндокринолог Ирина Колодина.
Также не стоит бесконтрольно приобретать препараты с содержанием йода. Обязательно нужно проконсультироваться с эндокринологом».
Чем опасен переизбыток йода
Если буквально «попивать» аптечный йод, можно привести свой организм к переизбытку этого элемента.
При этом отмечаются следующие симптомы:
Самое распространенное заболевание, связанное с увеличенным количеством йода в организме, — базедова болезнь (которая приводит к тому, что глаза будут буквально выпирать из орбит).
Следите за своим рационом и в случае подозрений сразу идите к врачу.