можно ли вернуть еду в кафе которая не понравилась
Жуём бесплатно. Как не платить в кафе, если не понравилась еда
Наконец-то открылись летние кафе и веранды. Но что делать, если за время пандемии в заведениях испортилась кухня? А может, в вашей тарелке оказалось то, чего там быть не должно? Разбираемся, за что нужно платить в ресторане, а где закон защищает ваши права на бесплатный ужин.
Я ем, но мне не нравится
Некоторые клиенты общепита любят пробовать в ресторанах новые и экзотические блюда, а другие всегда во всех заведениях заказывают салат «Цезарь» и зелёный чай. Но независимо от того, экспериментатор вы или нет, любое блюдо может быть плохо приготовлено. Даже картофельное пюре или гречка.
Удары цен точно в голову. Магазины заставляют вас покупать, используя эти приёмы в акциях и скидках
Допустим, блюдо вам не понравилось, закон «О защите прав потребителей» в данном случае — на стороне заведения. Заказ еды — это устная договорённость между клиентом и общепитом. А вкусовые предпочтения — это субъективная причина. Может, салат или суп не нравится вам, но понравится другому клиенту. Кафе не станет менять рецепт под каждого гостя.
Нормы права в этой истории не действуют. Поэтому расплатиться за невкусный ужин всё равно придётся. Если вам совсем не нравится еда, можно попросить повара переделать ваш заказ. Но тут нужно проявить деликатность и вежливость, чтобы не обидеть повара и официанта, которые могут плюнуть вам в тарелку, если вы как-то их расстроите.
Я ем, а там всё плохо
На плохо приготовленную еду можно жаловаться. Но «плохо» не в смысле «невкусно», а в смысле «некачественно». Пережаренное мясо или недожаренное, блюдо подано холодным, хотя должно было быть горячим, вместо баранины вам принесли свинину, а вместо утки — курицу, в тарелке плавает муха — эти ситуации или подобные можно обсуждать с официантом, поваром или администратором заведения.
Правила оказания услуг общественного питания регламентируют все требования к предоставляемой услуге. Если что-то не соблюдено, клиент вправе отказаться от заказа и потребовать заменить блюдо на такое же или аналогичное в той же ценовой категории.
Как правило, заведения идут навстречу и не раздувают скандал, а выполняют просьбу посетителя. Иногда ещё и комплимент дают — десерт или напиток, например.
Я ем, но я просил без лука
Предположим, вы очень любите салат «Греческий». Но у вас вечером свидание, поэтому лук в салате может стать причиной неудачной встречи. Вы можете попросить, чтобы лук вам не клали. Но что делать, если вы попросили, а лук всё равно оказался в вашей тарелке?
Возможен ли возврат денежных средств в общепите?
Здравствуйте!имею ли я право вернуть деньги за блюдо в кафе,внешний вид которого не устроил,не соответствовал ожиданиям,если к блюду не притронулись,блюдо было заказано на вынос,и принесли уже после оплаты.
ВЫ имеете право потребовать вовзрата денег за некачественное блюдо. Блюдо, которое не соответствует описанию ы меню и качеству вляется некачественным. В соответствии со ст. 18 закона о защите прв потребителей ВЫ вправе:
-потребовать возврата денег за блюдо
-безвозмездное устранение недостатков блюда
В случае отказа обращайтесь в суд. имеете право требовать также коменсации морального вреда.
Добрый день! Если внешний вид отличается не сильно — то нет, не имеете такого права. При этом вопрос в том насколько существенно отличается внешний вид и были ли в меню оговорки о том, что внешний вид может отличаться от того, что подадут. А вот если нарушен состав — то вправе.
Вернуть продукты питания надлежащего качества в магазин невозможно. Что касается возврата непригодных к употреблению продуктов, но они возвращаются при наличии следующих обстоятельств: Истечение срока годность купленного продукта питания; Нехарактерный запах; Нехарактерный цвет; Вскрытая упаковка; Так, например, нарушение герметизации многих продуктов питания (молочных, мясных) может привести к обсеменению вредоносными бактериями и их скорой порче. Несоответствие описания продукта питания увиденной «действительности» Пример: на упаковке говяжьих колбасок написано, что они имеют ярко выраженный багровый оттенок. На деле они оказались бледно-розовыми. Покупатель вправе вернуть их в магазин на основании несоответствия ожидаемого и заявленного. Наличие каких-то насекомых в купленном продукте питания; Если одно из перечисленных условий для возврата имеют место быть, то такие продукты подлежат возврату.
Можно ли отказаться от еды в ресторане, если она невкусная? Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни, которыми задаются горожане
Гипотетическая ситуация: в ресторане вам приносят заказанное блюдо, вы пробуете — и понимаете, что съесть его не сможете. Что на вкус оно как несвежие носки, вдобавок пересоленные и пережаренные. Что делать? Учинить скандал и потребовать замену, ведь клиент всегда прав? The Village спросил у юристов, можно ли отказаться от малосъедобной еды, если вы по собственной воле выбрали её в меню.
Александр Пашинцев
юридическая фирма «Эксперт-Т»
Исходя из общих положений закона «О защите прав потребителей», продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п. 1, ст. 4). Пункт 3 этой же статьи гласит: «Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, он обязан передать товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями».
То есть если потребитель поставил в известность исполнителя о том, что он желает употребить вкусное для него блюдо, а исполнитель согласился на исполнение данного договора без дополнительных уточнений, то потребитель вправе требовать:
безвозмездного устранения недостатка;
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы, при этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь.
Но в данном случае стоит учитывать, что не была соблюдена простая письменная форма договора. А значит, бремя доказывания условий договора и обстоятельств, при которых данный договор был заключён, ляжет на стороны в равной мере. Причём стороны будут лишены права ссылаться на свидетельские показания. При этом стоит отметить, что при заключении договора путём заказа блюда из меню без дополнительных условий факт того, что еда оказалась невкусной для данного конкретного потребителя, не даёт ему права предъявлять вышеуказанные требования.
Что касается ситуации, когда принесли блюдо с ингредиентом, не указанным в меню, — стоит понимать: это обычный ингредиент данного блюда, либо новшество? Если обычный, то потребитель не может отказаться
(либо он до начала приготовления должен был указать на нежелательность ингредиента в блюде). Если новшество — то тут уже исполнитель обязан был заранее предупредить клиента, так что от блюда можно отказаться.
София Мацола
руководитель юридической службы Союза потребителей Петербурга
На самом деле понятие «невкусная еда» довольно субъективно. Отказаться от исполнения договора на оказание услуг, коим является наш случай, можно в том случае, если речь идёт об объективных недостатках: например, если вам принесли блюдо, приготовленное из просроченных продуктов. Или бывают случаи, когда в еде попадаются инородные объекты, что для клиента-потребителя не очень приятно. Но в подобных случаях рестораны и прочие сети общественного питания урегулируют ситуацию полюбовно, не придавая огласке происшествие. В противном случае при некачественном оказании услуг у потребителя есть право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
По поводу возможности отказа от блюда, если вы его попробовали и оно субъективно показалось вам невкусным, не могу предложить никакой нормы права. Но знаю, что хорошие рестораны при наличии жалобы от клиента, например, на недосоленное или пересоленное блюдо в целях сохранения клиентской базы всё-таки меняют заказ и приносят то, что ему нравится. Существуют «Правила оказания услуг общественного питания», но они также регламентируют порядок отказа от договора лишь при наличии недостатков оказанной услуги.
Эльдар Кабиров
владелец ресторана Red. Steak and Wine
У нас были такие случаи, но очень-очень мало. Мы забираем блюдо и предлагаем альтернативный вариант. То блюдо, которое не понравилось, убираем из счёта.
Тут нет одного решения, нужно смотреть в контексте. Если ты идёшь в, условно, мишленовский ресторан, то тебе будут предлагать альтернативу по блюдам. Но деньги ты заплатил, и тебе их не вернут. Те рестораны, которым важен имидж, поступают максимально лояльно. Но гость должен понимать, куда он идёт. Если он идёт в стейк-хаус, а хочет получить пасту, то тут не о чем разговаривать.
Защита прав потребителей при оказании услуг по доставке готовой еды.
При растущем спросе на услуги доставки готовой еды, качество их оказания в ряде случаев вызывает претензии со стороны граждан.
Поэтому потребителю следует знать о своих правах при пользовании данными услугами посредством заказа готовой еды из дома.
Отношения в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей), Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036 (далее — Правила).
Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация должна содержать:
— перечень услуг и условия их оказания;
— цены в рублях и условия оплаты услуг;
— фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
— сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания,
Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.
Некоторые заведения, работающие на производство готовый еды, к цене блюд взимают дополнительную плату за курьерскую доставку. Информацию об этом также необходимо доводить до потребителей, в противном случае потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг.
Исполнитель обязан проводить контроль качества и безопасности оказываемых услуг, включая продукцию общественного питания, в соответствии с требованиями нормативных документов.
К оказанию услуг, связанных с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие профессиональную гигиеническую подготовку, аттестацию и медицинские осмотры в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов (п.22 Правил).
Одним из самых частых нарушений со стороны Исполнителя, является несоблюдение сроков доставки (курьер задерживается, перепутал адрес и т.п.)
Согласно п. 16 Правил исполнитель обязан оказать потребителю услугу на условиях, согласованных сторонами. Пункт 18 Правил устанавливает, что исполнитель обязан оказать потребителю услуги в сроки, согласованные с потребителем. В соответствии со ст. 28 Закона о защите прав потребителей в случае причинения Вам убытков в связи с нарушением сроков оказания услуги Вы в праве требовать полного возмещения соответствующих убытков. Согласно п. 1 ст. 31 Закона о защите прав потребителей требования потребителя об уменьшении цены за оказанную услугу и возмещении убытков подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующих требований.
Так же не стоит забывать про рекомендации Всемирной организации здравоохранения в связи c распространением нового коронавируса (2019-nCoV), главным образом передающегося воздушно-капельным путем, т.е. в результате вдыхания капель, выделяемых из дыхательных путей больного, например при кашле или чихании, а также капель слюны или выделений из носа. Чтобы защититься от инфекции, необходимо держаться на расстоянии от людей, у которых наблюдается кашель или повышенная температура, а также соблюдать правила гигиены рук и респираторной гигиены.
Ваши права при посещении кафе, бара, ресторана
При растущем спросе на услуги общественного питания, качество их оказания в ряде случаев вызывает претензии со стороны граждан.
Поэтому потребителю следует знать о своих правах при пользовании данными услугами.
Отношения в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей), Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036 (далее — Правила).
Все предприятия общественного питания подразделяются на пять типов: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.
В свою очередь, рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса: люкс, высший и первый, которые должны соответствовать определенным требованиям. Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяются.
Право на информацию
На вывеске организации общественного питания размещается следующая информация: фирменное наименование (наименование) организации; место ее нахождения (адрес); тип, класс и режим работы.
Индивидуальный предприниматель также должен также предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавш его его органа.
Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию (розничная продажа алкогольной продукции), то он обязан довести до потребителя информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем, которая размещается в удобных для ознакомления потребителем местах (уголок потребителя).
Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация должна содержать:
перечень услуг и условия их оказания;
цены в рублях и условия оплаты услуг;
наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции.
сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно- модифицированных организмов).
обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга.
правила оказания услуг общественного питания.
Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.
Каким образом доводится информация?
Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей на русском языке посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Причем, потребитель должен иметь возможность ознакомиться с информацией, как в зале, так и вне зала обслуживания.
В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).
Порядок оказания услуг
Оказать услугу исполнитель обязан любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами.
При этом исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей (запрет курения, запрет на нахождение в верхней одежде и другие правила, не противоречащие законодательству РФ).
Зачастую при входе в некоторые заведения общественного питания можно встретить объявление о праве охраны отказать в посещении без объяснения причин. Это в свою очередь ограничивает права потребителей, ведь заведение обязано предоставлять свои услуги любому обратившемуся потребителю, причем условия должны быть одинаковы для всех. К тому же посетитель имеет право на получение всей необходимой информации, в т.ч. и по условиям прохода в заведение. Таким образом, формулировка «без объяснения причин» противоречит нормам закона. Информация должна быть полной и не должна носить дискриминирующий характер.
Предварительный заказ столика
Предварительный заказ оформляется документом, содержащим такие необходимые сведения, как: а) наименование исполнителя; б) ФИО потребителя; в) вид услуги, ее цена и условия оплаты; г) даты приема и исполнения заказа; д) условия выполнения услуги; е) ответственность сторон; ж) должность лица, ответственного за прием и оформление заказа; з) подпись лица, принявшего заказ; и) другие сведения.
При оплате заказа, потребителю должны выдать документ, подтверждающий внесение денег (кассовый чек, счет или другие).
Услуги непременно должны быть оказаны потребителю в сроки, согласованные с ним (п. 18 Правил).
Право на отказ потребителя от услуг
Право потребителя на отказ от заказанной им услуги закреплено в ст. 32 Закона о защите прав потребителей и п. 27 Правил. При отказе от заказанной услуги потребитель обязан оплатить тому же ресторану фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.
Таким образом, при заключении договора об оказании услуг по организации и проведению банкетов, предприятия общественного питания не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, внесенная сумма предоплаты возврату не подлежит. Исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. Причем все расходы должны быть подтверждены документально.
Потребитель хочет взвесить блюдо
Исполнитель обязан предоставить потребителю возможность проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции (п.21 Правил). Для проверки потребителем правильности меры и веса приобретенного блюда на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование (весы).
Нарушены права потребителя
При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору: а) назначить исполнителю новый срок; б) потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу; в) отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
Если потребитель обнаружит недостатки оказанной услуги, то он в силу п. 26 Правил вправе по своему выбору потребовать: а)безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общепита; б) уменьшения цены оказанной услуги, включая продукцию общепита; в) безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества.
Так, если в блюде были обнаружены посторонние предметы (например, мухи, стекло), то потребитель вправе потребовать повторно бесплатно приготовить блюдо надлежащего качества в срок, предусмотренный договором об оказании услуги, который был ненадлежаще исполнен (другими словами, в первоначально установленный срок).
Если еда просто приготовлена некачественно, то он на основании п.п. 2 п. 26 Правил вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания (например, разогреть, охладить, досолить, дожарить, доварить до готовности и т.д.).
Кроме всего прочего, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
Необходимо помнить, что исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию, а потребителю следует получить у исполнителя документ, подтверждающий оплату оказанных услуг (кассовый чек и т.д.).
Претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в двух экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).
в случае нарушения его прав при предоставлении услуг общественного питания может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:
Управление Роспотребнадзора по городу Москве (территориальные отделы в административных округах);
Департамент торговли и услуг города Москвы (выполняет функции по предоставлению государственных услуг в сфере общественного питания, защиты прав потребителей; осуществляет государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; контроль за розничной продажей алкогольной продукции и т.д.).
Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства РФ);
По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей
ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»
Адрес: 129626, г.Москва, Графский пер., д.4/9
Часы работы: понедельник-пятн ица с 9-00 до 17-30