можно ли спать после обеда по исламу
Сон с точки зрения Ислама
Эта статья адресована тем, кто полдня проводит в постели, кто всю ночь просиживает за компьютером или перед телевизором и засыпает к утру.
Что говорит наша религия об этике сна? На что стоит обращать внимание мусульманину до и после сна?
Не стоит пренебрегать ночным сном
«Мы сотворили вас парами, и сделали ваш сон отдыхом, и сделали ночь покрывалом» (Сура ан-Наба, 8-10 аяты).
Каким бывает сон?
Имам аль-Газали и многие другие ученые Ислама утверждали, что человек должен спать не более восьми часов в день.
Порой некоторые виды поклонения приходятся на ночное время, в таких случаях человек может выспаться после полудня, так делал и наш Пророк (с.а.с.). Этот сон называется кайлюля.
В какое время суток не желательно спать?
Наряду с дозволенными ночным и кайлюля, существует время, в которое сон нежелателен. Они называются гайлюля и файлюля.
время во сне, в течение дня будет испытывать слабость и тяжесть, у него будет плохое настроение и не возникнет желания работать.
Действия лучшего из людей, Мухаммада (с.а.с.):
Пророк (с.а.с.) не любил спать до ночной молитвы и бодрствовать после нее. Таким образом, руководствуясь этим, планируйте отход ко сну правильно.
Стоит проявлять умеренность в вечернем приеме пищи, это значительно улучшит самочувствие, и вы с легкостью отойдете ко сну.
Зная, что ангелы любят чистоту и приятный запах, Пророк ( с.а.с.) держал постель в чистоте и пользовался перед сном благовониями.
Пророк Мухаммад всегда помнил о смерти. Не стоит забывать, что это путешествие в мирах может оказаться последним. Именно поэтому перед сном он( с.а.с.) читал молитвы.
Он произносил: «О Аллах! Я поручил себя Тебе! Я обратился к Тебе! Прося Твоей милости и опасаясь Твоего гнева, я надеюсь только на Тебя! У меня против Тебя нет защиты от Тебя же! Я уверовал в ниспосланные Тобою книги и в посланных Тобой Пророков».
Одному из своих сподвижников Пророк ( с.а.с.) советовал:
«Если ты ляжешь отдыхать, прочитав эту молитву, и в эту ночь вдруг внезапно умрешь, то умрешь мусульманином. Пусть эта молитва будет последним, что ты произнес перед сном!» (Бухари)
Можно ли спать после обеда по исламу
Можно ли спать после намаза Аср? (фото: freepik.com)
Сон – одно из самых загадочных и еще до конца неизведанных явлений жизнедеятельности человека. Сон – это милость Аллаха, время, когда человек отдыхает и набирается сил. В Священном Коране о сне говорится:
«Аллах – Тот, Кто сделал для вас ночь одеянием [временем для вашего отдыха, укрывающим вас темнотой], сон – покоем, а день – оживлением [для удовлетворения насущных потребностей]» (сура «Фуркан», аят 47),
«А ваш сон Мы сделали покоем» (сура «Наба», аят 9).
Из хадисов пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) нам известно, что полуденный намаз является сунной. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) очень трепетно относился к вопросу сна и бодрствования, оставив нам в наследство правила правильного сна.
Дневной сон очень благоприятно влияет на организм. Сон в обеденное время, протяженностью в тридцать минут, равноценен двум часам ночного сна. Наверняка и вы замечали, что после дневного сна работать и учиться намного легче, так как организм перенастраивается на другой темп работы.
Адабы сна: можно ли мусульманам спать на животе?
В некоторых книгах адабах говорится о нежелательности сна после аср (послеполуденного) намаза. Например, приводятся следующие хадисы:
«Сон в первой части дня – глупость, в середине дня – нравственность пророков, в конце дня – притупление» (Мухаммед ибн Абу Бакр, Шир’атуль-Ислам, 502).
«Кто спит после аср-намаза, и его разум подвергается притуплению, пусть винит в этом только себя» (Кешфуль-Хафа, Аджлуни, II, 284; Муснад Абу Я’ла, VIII, 316).
Однако эти риваяты слабые. Скорее всего, нежелательность сна после намаза аср связана с тем, что есть вероятность проспать вечерний намаз. Ряд ученых отмечают, что этот период времени является более продуктивным, поэтому лучше провести это время с пользой, а не тратить его на сон.
Мусульманин должен выстроить наиболее удобный для себя режим дня, с учетом времени намазов и своих повседневных дел. Верующий должен ценить каждый миг своей жизни, стараясь провести день с максимальной пользой для жизни земной и вечной.
3 дуа для тех, кто хочет видеть только хорошие сны
В какое время нельзя спать в Исламе
Задают вопрос: «Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракятух. В какое время будет правильно спать? После зухра до асра и все или в утреннее время можно после восхода солнца?»
Ответ: Нет каких либо запретов для сна в какое-то определенное время дня или ночи. Однако в Исламе есть часы, когда спать желательно, и есть время, когда спать нежелательно. Какие это часы Вы узнаете, прослушав короткий аудиоответ Али Хазрата Котенева:
Как мы узнали из аудио, нежелательно спать в промежутке между Магрибом (вечерней молитвой) и Иша (ночная молитва, которая идет сразу после магриба). Это связано с риском проспать ночную молитву — Иша.
Также лучше не спать сразу после Фаджра (утренняя молитва) и до восхода солнца. В это время лучше совершать зикры (поминание Аллаха, дуа). Можно ли спать в сторону киблы. 🕋
А вот желательно немного поспать днем, в середине дня. Например, после Зухра (полуденный намаз). И это является сунной. Это делается для того, чтобы вставать ночью для совершения Ташаххуда (дополнительный ночной намаз). Так делал пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует.
В остальное время человек может спать, если он устал и нуждается во сне или не спать, если он не чувствует усталости и бодр. И пусть совершает благие дела, зарабатывает пропитание, заботится о семье, навещает родственников или читает Коран. Ассаляму алейкум, уа рахматулЛахи уа Баракатуху.
Оставьте комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Spread the Word of your God
The Religion of Islam
Можно ли спать после времен Аль-Фаджр и Аль-Аср?
Сон после времени Аль-Аср.
Вопрос: Является ли макрухом спать после времени Аль-Аср?
Ответ: Хвала Аллаху.
Передано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:»Тот, кто спит после времени Аср и сходит с ума, пусть винит никого, кроме себя». Этот хадис был оценен как даиф (слабый) по мнению Шейха Аль-Албанив Аль-Сильсиля Аль-Да’ифа, 39.
Шейх Аль-Албани сказал:
Я говорю, я поражен ответом Аль-Лейса, потому что это свидетельствует о понимании и знании, и не удивительно, ибо он был одним из имамов мусульман и хорошо известным фукаха. Я знаю, что многие из сегодняшних шейхов не позволяют себе спать после времени Аср, даже если им это нужно. Если им сказать, что хадис по этому поводу является даиф, они сразу же ответят, сказав: «Слабых хадисов следует придерживаться в отношении добродетельных поступков».
Подумайте о разнице между пониманием саляфов (предыдущего поколения) и знанием последующего поколения.
Аль-Сильсиля аль-Да’ифа (хадис №39).
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
http://islamqa.com/en/ref/21647/sleeping
Хукм относительно сна после времени Аль-Аср.
Вопрос: Какой статус у хадиса: «Тот, кто спит после времени Аср и теряет свой разум, пусть винит только себя»?
Ответ: Хвала Аллаху.
Этот хадис даиф джиддан (очень слабый).
См. аль-Mакдуат Ибн аль-Джаузи, 3 / 69; Аль-Ля’али «Mаснуа от Аль-Суюти, 2 / 279; Тартиб аль-Маудуат от Аль-Захаби, 839
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
Сон после времени Аль-Аср и Аль-Фаджр.
Вопрос: Ассаламу алейкум! Я хотел бы знать, есть ли какое-либо постановлениеотносительно сна после утреннего намаза (аль-фаджр)? ДжаззакумуЛлаху хайран!
Ответ: Хвала Аллаху.
Что касается сна человека после молитвы фаджр, то нет текста(из Корана или хадиса), которые говорили бы о запрещенности, так что здесь применяетсяобщий принцип (то есть, все разрешено, кроме того, что было категорическизапрещено).
Но практикой Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и егосподвижников после молитвы Фаджр было в сидении на месте, где они молились, довосхода солнца, как передается в Сахих Муслиме (1/463) в хадисе от Саммак ибнХарба, который сказал: «Я спросил Джабира ибн Самура:» Ты, бывало, сиделвместе с Посланником Аллаха?», Он сказал: «Да, часто. Он не вставал сместа, где он молился утреннюю молитву до восхода солнца. Когда солнце всходило,он вставал. Они обычно говорили о том, что случалось во времена джахилии, и онисмеялись и улыбались».
Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил Господаблагословить его умму по утрам, как сообщается в хадисе от Сахра Аль-Гамиди, которыйсказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «ОАллах, благослави мою умму по утрам». Всякий раз, когда он посылал войскаили армии, он направлял их в начале дня». «Сахр был торговцем, иобычно он отправлял свои караваны в начале дня, он был успешным и зарабатывалденьги». (Сообщил Абу Дауд, Ат-Тирмизи и Ибн Маджа, с иснадом, в котороместь некоторые джахаля (т.е. рассказчик неизвестен); подтверждающиедоказательства можно найти в хадисе от ‘Али, Ибн ‘Умара, Ибн’ Аббаса, Ибн Масудаи других, да будет доволен ими всеми Аллах)
По этой причине некоторые из саляфов не любили идею о снепосле фаджра. Ибн Аби Шайба сообщил в своем Мусаннафе (5/222, № 25442) с достовернымиснадом от Урвы ибн аль-Зубайра, который сказал:»Аз-Зубайр обычно запрещалсвоим детям спать утром». Урва сказал: «Если я слышал о человеке, которыйспит по утрам, я терял к нему интерес».
Таким образом, люди должны использовать большую часть этоговремени, так, чтобы оно принесло много пользы в этой и последней жизни, но есличеловек спит в это время, чтобы набраться сил, для совершения своей работы, то нетничего плохого в этом, особенно если у него не получается спать в любое другоевремя суток. Ибн Аби Шайба сообщил в своем Мусаннафе (5/223, №.25454) из хадисаот Абу Аль-Язид Мадини, который сказал: «Умар однажды утром приехал кСухайбу и обнаружил его спящим, и он присел, пока тот не проснулся. Сухайбсказал: «Амир Аль-Му’минин сидит на своем месте и Сухайб спит!», Умарсказал ему: «Я не хотел нарушать твой сон, который может быть полезным длятебя».
Что касается сна после Асра, это также разрешено, нет достоверногохадиса от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающего, что спать вэто время запрещено.
Что касается слов: «Тот, кто спит после времени Аср исходит с ума, в итоге не виноват никто, кроме него самого», которыеотносят к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), то это ложный хадис и нетникаких доказательств того, что эти слова были произнесены Пророком (мир ему иблагословение Аллаха). См.: Сильсилят Аль-Да’ифа, №39.
Мусульманский этикет сна
Всевышний даровал верующим сон, как средство для успокоения и избавления от усталости и дурных мыслей. Когда мы спим, наш организм восстанавливается и получает силы для того, чтобы успешно провести следующий день.
В Коране сказано: «Я сделал для вас сон успокоением и отдыхом и сделал ночь для вас покрывалом, и сделал день временем для занятия житейскими делами». Потому исламский этикет предписывает соблюдать правила отхода ко сну.
Что полагается делать перед сном
Вы можете немного задержаться, если разговариваете с гостем, читаете Коран или у вас есть дела, которые не терпят отлагательств. В остальных случаях этикет сна требует раннего укладывания в ночь. Польза этого доказана современными исследованиями. Самый глубокий сон длится до часа ночи, поэтому человек восстанавливает силы именно в это время.
Мусульманский этикет предписывает отходить ко сну, лежа на правом боку, положив руку под щеку. При этом необходимо повернуться лицом к кибле (направление в сторону Каабы).
Обязательно обратитесь к Всевышнему перед тем, как заснете. Скажите: «С именем Твоим, Господь мой, я улегся на бок, и по воле Твоей я поднимусь. Если Ты заберешь душу мою, то помилуй ее, а если отпустишь, то защити ее посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов».
Перед сном нельзя держать зла на кого бы то ни было. Отходите в ночь с чистым сердцем, прощая людей, даже если они заслужили ваше негодование. Говорил Пророк Мухаммад: «Кто из вас сможет быть подобным Абу Замзаму?» Сподвижники удивились: «А что Абу Замзам?» Он был обычным мусульманином, но когда ложился спать, он говорил: «О мой Господь! Кто причинил мне вред, делал за меня гибат (сплетни), говорил обо мне нехорошее – всех прощаю».
Исламский этикет предписывает также читать короткие суры и произносить «Субханаллах», «Альхамдуллилях» и «Аллаху акбар». Если же в течение дня вы совершили какой-либо неблаговидный поступок, покайтесь перед Аллахом. Сказано в хадисах: «Мусульманину следует каждую ночь перед сном размышлять над своими поступками, совершенными в течение дня. Если совершил хорошее, то следует благодарить Аллаха за наставление на истинный путь, а если совершил плохое – следует покаяться и просить Аллаха о прощении грехов».
После молитвы плюньте на ладони и проведите по телу. Можно это сделать для маленьких детей, что поможет сохранить их от несчастий.
Правильный сон по сунне
Не следует спать в комфорте, поскольку в таком случае вы не сможете проснуться для ночной молитвы. Этикет сна предписывает спать на боку, ноги согнуты в коленях. Эта поза считается самой полезной.
Запрещено лежать на животе, поскольку это вредно и не одобряется исламом. В хадисах описывают случай, когда Пророк застал верующего, который спал на животе. Он сказал: «Встань, такой сон вызывает гнев Аллаха».
Если вы не можете заснуть, почитайте Коран, чтобы успокоиться. Пророк Мухаммад советовал верующим при бессоннице произносить следующие слова: «О Аллах, звезды исчезли, глаза успокоились. Ты вечно существующий. О Вечно Существующий, усыпи мои глаза и сделай спокойной ночь мою».
Когда снится что-то хорошее, вознесите хвалу Всевышнему и расскажите близким о том, что видели во сне. Дурной сон лучше держать при себе. Мусульманский этикет одобряет непродолжительный дневной сон. Прилягте на полчаса до обеда, чтобы восстановить силы и без усилий встать для ночного намаза.
Чтобы сон был спокойным, проведите 1 – 2 часа в общении с близкими или читая Коран. Избегайте любых занятий, которые помешают настроиться на отдых. А после пробуждения не забудьте сказать: «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил, и к Нему – возвращение».