можно ли рыбу в пост на поминки
Постные блюда на поминки
Организация похорон в пост включает некоторые ограничения, в том числе и в приготовлении поминальной трапезы. Запрещается использовать любые виды мяса, яйца, молоко, творог, сметану. Но даже с ограниченным набором продуктов можно приготовить вкусный и разнообразный обед. Главное на поминках – употреблять пищу с любовью и уважением к покойному.
Особенности приготовления постного обеда
В православии выделяют 4 основные поста, которые соблюдаются в разные сезоны года. Также учитываются отдельные дни, которые выпадают на каждую пятницу и среду. Растительные блюда готовятся на Воздвижение Креста Господня, Сочевник, Усекновение главы Иоанна Предтечи. Особенности приготовления еды в разные поста:
Примерное меню
Вне зависимости от того, строго ли верующие гости, на поминки подготавливается постное меню. Из трапезы исключаются любые продукты животного происхождения. Примерное меню:
За обедом ведутся тихие беседы о покойном и его земной жизни. По окончанию застолья все приглашенные встают и молятся. Остатки еды раздаются гостям.
Закуски
Выбор пищи зависит от сезона года. Летом подают свежие овощи (редис, помидоры, перец, прочее). Зимой используют больше солений, квашеные и консервированные лакомства. Популярные закуски:
Салаты
В салаты не добавляется мясо, копчености, сало. Для заправки запрещено использовать сметану и майонез. Холодные кушанья заправляют растительным маслом, соевым соусом, соусами на основе зелени. К наиболее популярным вариантам для поминального застолья относится винегрет, овощные ассорти, вегетарианское оливье. С разрешения священнослужителя делается шуба, мимоза, крабовье.
Горячие блюда
На горячее подают свекольник, овощную похлебку, борщ без мяса. Чтобы сделать угощенье более сытным, добавляют фасоль или бобы, украшают суп гренками, предлагают бутерброды с легкими намазками. На второе готовят жаркое из картофеля, бобов, шампиньонов. В качестве гарнира используются разные каши (гречка, горох, прочее) или картофельное пюре.
Для поминовения отвариваются спагетти с помидорами и перцем, питательное рагу, грибные подливки, рис с опятами, фаршированные шампиньоны, тушеная капуста или картофель в томатном соке. В некоторые дни запекается или жарится речная или морская рыбка. Котлеты делаются из качественной сои и зажариваются в панировочных сухарях или кунжуте.
Заключение
На поминки в пост обязательно готовится рисовая или пшеничная кутья. На стол накрываются закуски, салаты, блины, пироги. На горячее подают суп (свекольник, борщ, прочее), жаркое, тушенные или фаршированные овощи. Главное во время поминальной трапезы – выразить уважение к умершему, вспомнить его добрые дела, помолиться за спасение его грешной души.
Поминальная трапеза в постные дни
Пост, или отказ от скоромной пищи в определённые дни, является частью христианской культуры. В общем случае это означает, что при приготовлении блюд полностью исключаются мясо, яйца, молокопродукты, животные жиры, частично – постное масло. Хотя современному человеку достаточно сложно свыкнуться с подобными ограничениями, заверяем, что даже в Пост возможно составить разнообразное меню для полноценной поминальной трапезы. Главное не забывать перед вкушением блюд произносить молитвы за усопшего и поминать его добрым словом.
Православные посты: особенности меню
В Церковном календаре особое место уделяют четырём длительным постам: Великому, Петрову, Успенскому и Рождественскому.
Великий пост
Начинается за 7 недель до Святой Пасхи. Особо строгими считаются Первая, Четвёртая и Седьмая недели поста. Употребление постного масла разрешено по средам, пятницам, воскресеньям и во дни святых заступников. Рыбные блюда дозволены в Вербное воскресение (воскресенье до Пасхи) и Благовещение (7 апреля).
Если поминки приходятся на дни строгого поста, то к столу приглашают только близких родственников. Если девятины и сороковины приходятся на Родительские субботы – то есть на Вторую, Третью и Четвёртую субботы Великого поста – то поминки устраивают на следующий день, в воскресенье.
Петров пост
Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник и продолжается до Дня апостолов Петра и Павла (12 июля). Общей сложностью длится 6-8 недель. В выходные и праздничные дни разрешены рыбные блюда. Постное масло используют по четвергам и пятницам.
Успенский пост (Спасовка)
Длится 2 недели с 14 августа (Дня Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня) по 28 августа (Дня Успения Пресвятой Богородицы). В понедельники, среды и пятницы подаются блюда не подвергшиеся термической обработке (овощи, фрукты, зелень). Во вторники и четверги подаётся варёная пища без постного масла. В субботы и воскресенья позволительно растительное масло и вино. Также 19 августа (на Преображение Господне) подают на стол рыбные блюда.
Рождественский пост
Длится с 28 ноября по 6 января. В праздничные и выходные дни подают рыбу, кроме как если праздник приходится на среду или пятницу. По понедельникам средам и пятницам растительное масло не употребляют.
Однодневные посты
Также в христианстве практикуют однодневные посты:
В эти дни строго постятся – готовят исключительно вегетарианские блюда без добавления масел.
Постные блюда на поминки
Традиционно поминальную трапезу начинают кутьёй (сладкой кашей из риса или пшеницы с сухофруктами) и узваром (компотом из сухофруктов). Оба блюда постные изначально.
Первые блюда
Борщи, супы или похлёбки готовят на овощном бульоне. К ним подают:
Вторые блюда
В качестве вторых блюд могут подойти:
Закуски и салаты
Поминальный стол можно разнообразить салатами, где заправкой выступает растительное масло, майонез на основе растительного масла, соевый или овощной соус. Например, можно подать:
Рыбные блюда
Если рыбные блюда разрешены, то стол можно разнообразить:
Сладкие блюда
Для сладкого стола подойдут:
Санкт-Петербургская ритуальная служба Ритуал.ру с почтением относится к религиозным традициям всех наших граждан. Со своей стороны мы готовы оказать содействие в организации поминок с учётом соответствующих ограничений. Наши сотрудники помогут забронировать зал в кафе/ ресторане на установленное количество скорбящих и согласуют постное меню. Больше подробностей можно узнать позвонив по номеру 8 (812) 292-22-22. На звонки отвечаем круглосуточно.
Возможно, вам будет интересно:
Можно ли есть рыбу в пост на поминки
Меню на поминки в пост – горячее, салаты, закуски
Что приготовить для поминальной трапезы в пост? Перечислены основные блюда и рецепты — горячее, салаты, закуски. Каковы особенности поминальной трапезы в пост?
Поминки ― дань памяти и любви, а не ужин для званых гостей. Их проводят на третий, девятый, сороковой дни после ухода человека из жизни. Друзья и родные затем собираются за скорбным столом ежегодно в трагический день.
Сколько постных блюд должно быть на поминальном столе? Это зависит только от желания родных. Православная церковь не одобряет на поминальной трапезе алкоголь. Всё должно быть скромно.
Скорбная трапеза ― это возможность для всех, кто знал усопшего, разделить боль утраты и задуматься о быстротечности жизни.
Правила поминальной трапезы
«Приидите, поклонимся…». При зажжённой свече читается семнадцатая кафизма, затем «Отче наш». Начинается заупокойная трапеза. В дни поста скорбный обед особо строг. На столе — кутья, блины без яиц на воде, хлеб (его преломление в утешение об умершем было описано ещё у пророка Иеремии). Совсем нет мяса, сдобы. Поминальная трапеза ― это милостыня, которую подают родные в память о любимом человеке, покинувшем земную жизнь.
Для тех, кто хочет заказать поминальный обед в Москве, предлагаем проверенный список кафе и ресторанов: https://msk.avtobanket.ru/pominki. Многие кафе профильные, работают только на организацию поминок, есть также и обычные кафе, которые предоставляют зал без посторонних, со своим алкоголем. У всех имеется поминальное меню и опыт проведения поминальных обедов. А для тех, кто желает приготовить сам — мы подготовили данную статью.
Меню для поминок: 3 главных блюда в пост
Блины, кутья, кисель ― три обязательных блюда.
В меню принято включать щи без мяса, овощные салаты, выпечку без яиц, разнообразные пироги с грибами, рисом, фасолью, домашние соленья. Только в определённые дни (например, на Благовещение, Лазареву субботу, Преображение) разрешается поставить на поминальный стол блюда из рыбы.
Постные закуски для скорбного стола
Поминки ― от слова память. Готовя закуски для скорбной трапезы в пост, следует отдавать предпочтение простой еде. Популярны традиционные блюда:
Рецепт постного рулета с грибами (10 порций). Возьмите 2 тонких лаваша, 600 г шампиньонов, морковь и лук (по 2 шт.), растительное масло, соль. Тщательно промойте шампиньоны, нарежьте их. Морковь, предварительно очищенную, мелко натрите. Лук нарежьте, посолите. Ингредиенты обжарьте вместе на смазанной маслом сковороде до готовности. Осталось остудить начинку и разложить на развёрнутом лаваше, а затем аккуратно свернуть рулет. После того как блюдо, накрытое плёнкой, постоит 20 минут в холодильнике, его можно нарезать на порции. Удобно, что современную постную закуску для поминок можно приготовить с вечера.
Постные салаты
В период поста салаты готовят без мяса и яиц. Категорически запрещено добавлять сметану, майонез. Используется растительное масло, салатные заправки на основе овощных отваров, соевого соуса. Рекомендовано отдавать предпочтение блюдам, которые не потребуют много времени для приготовления.
Самые доступные салаты:
Рецепт салата «Две банки» (10 порций). Для приготовления потребуется 2 банки фасоли (исключительно в собственном соку), 2 банки шампиньонов, 100 г петрушки, 2 пачки воздушных сухариков формы «багет». Для заправки используйте 3 зубчика чеснока, растительное масло, соль. Выложите в салатник фасоль и шампиньоны, предварительно слив лишнюю жидкость из открытых банок. Промойте и мелко нарежьте петрушку, которая добавит салату насыщенности вкуса. Высыпьте сухарики. Сделайте заправку, тщательно перемешав масло и мелко-мелко натёртый чеснок. Заправьте и посолите салат перед подачей.
Постные горячие блюда
К поминальному столу подают классические русские щи. Их готовят из свежей, а также квашеной или кислой капусты (последние варианты упрощают процесс). В постные дни запрещено готовить первые блюда на мясном бульоне, его заменяют грибным или овощным. Можно также приготовить:
На второе будут идеальны:
Рецепт гречки с черносливом (10 порций). Потребуется 600 мл гречки (3 стакана), морковь и лук (по 3 шт.), 300 г чернослива, соль, растительное масло. Чернослив нужно промыть, на 15 минут залить кипятком. В это время под проточной водой необходимо сполоснуть гречневую крупу. Морковь натрите на тёрке, лук порежьте. Смесь лука и моркови выложите на сковороду, обжарьте. Когда овощная зажарка будет готова, добавьте чернослив, нарезанный кусочками. Высыпьте в сковороду гречку, посолите, налейте 6 стаканов воды, накройте крышкой. Оставьте томиться 15-20 минут.
Как нужно поминать в пост?
Тема поминок меня все никак не хочет отпустить. Совсем недавно написала об этом две статьи – по поводу организации и проведения годин, и о мусульманских поминальных традициях. Эти материалы прочитали несколько моих знакомых и затеяли со мной дискуссию.
Одна из них – дама в солидном возрасте – осудила меня за то, что я очень много пишу о еде и мало – о духовной составляющей поминальных мероприятий (хотя я сама так не считаю). Еще несколько человек упрекнули за упущение: я ничего не рассказала о поминках во время поста. Вот такой упрек действительно справедлив. И теперь пришла пора исправить оплошность. К этому меня подстегнул еще и один случай, который произошел на поминках моей двоюродной тети. Они состоялись совсем недавно, в недавно прошедший Рождественский пост, и были, мягко говоря, испорчены из-за недальновидности их организаторов.
Особенности организации и оформления поминального стола в пост (какие можно ставить блюда, какие нельзя, как себя вести за столом)
Дело в том, что моя родня со стороны отца не слишком религиозна и по поводу постов в принципе не заморачивается. Кажется, они и не знают толком, когда те посты вообще бывают. А незадолго до Нового года случились сороковины нашей тетушки – матери двоюродных братьев как раз по отцовской линии. Первые поминки (на которых я тоже была, конечно) прошли тихо и мирно в маленьком кафе и с участием только самых близких. А в этом случае все вышло менее идиллично.
Как я уже заметила, дело происходило во время поста, да еще и в среду. Людей пришло немало, так как тетя Валя была личностью известной в определенных кругах. Она много лет служила в консерватории – пела. И на сороковины собрались, кроме родни, ее бывшие коллеги и даже некоторые поклонники. Стол был накрыт традиционно поминальный, однако не постный. Это-то и вызвало недоразумение. Многие подружки и сослуживицы тети, как выяснилось, стали очень религиозными и теперь поют в церковных хорах. Вначале они просто сидели очень недовольные, ничего не ели и возмущенно переглядывались. Но когда родня начала говорить о покойной «под водочку», чуть не произошел настоящий скандал. Дамы стали выражать недовольство уже в открытую. Потом они встали, прочитали-пропели 17-ю кафизму и дружно ушли. Родня моя была сконфужена, а поминки скомканы.
Потом мои братья и их жены очень ругали старушек, посмевших так вызывающие выразить протест против происходящего. Если честно, я с ними спорить не стала. Зачем? Их бы, раздраженных и обиженных, в тот момент я все равно ни в чем не убедила. Но по факту с их позицией я не согласна в корне. Ведь, готовя такое сложное и деликатное ритуальное мероприятие, нужно все как следует продумать. Если поминки проводятся в пост и на них приглашаются верующие, а тем более воцерковленные люди, то и стол, и регламент должны соответствовать ситуации. То, что сами организаторы далеки от православных традиций, не освобождает их от необходимости уважать чужие убеждения и этические чувства.
Психология поминок всегда была тесно связана с их религиозным значением
Вначале их проводили, чтобы выразить свое почтение к уходящему в иной мир покойнику. Поминальные мероприятия, которые принято организовывать не только в России, но и в большинстве других стран, имеют древнее языческое происхождение. А язычники всегда придавали совместной трапезе мистическое и ритуальное значение. Считалось, что на погребальных тризнах мертвые едят и пьют вместе с живыми, поэтому именно застолье всегда было центром любых поминок. В наше время своих покойных поминают отчасти просто по обычаю, а отчасти для того, чтобы собрать за столом всех, кто был близок покойному. Родственникам бывает важно, чтобы люди сказали о нем хорошие слова, пожалели о его уходе. Многим это облегчает горе, помогает сбросить страшное эмоциональное напряжение, вызванное смертью. Современные мировые религии говорят о том, что поминать покойных надо молитвой и милостыней, а не едой или (тем более!) выпивкой. Отлетевшей душе важно, чтобы живые отмаливали у Господа все вольные или невольные грехи усопшего. Но прямого запрета на поминальные столы не одна из религий не накладывает, поэтому традиция эта продолжает существовать.
Люди поминают своих умерших в том числе и в посты. При этом, как показывает жизнь, к организации поминок в постные дни, а тем более в период длительных постов надо подходить особенно внимательно. Если семья, которая устраивает такие трапезы, не религиозна, но в поминальных мероприятиях предполагается участие верующих людей, то подумать об их чувствах будет просто хорошим тоном. Ну а христианам и вовсе не стоит забывать о требованиях поста. Иначе скоромными поминками можно не только не помочь душе покойного (для чего, по идее, все и затевается), но и повредить ей.
Значение поста в христианской культуре очень велико. Пост – это прежде всего воздержание, которое мы совершаем во имя Иисуса Христа. Так мы жертвуем своими телесными удовольствиями в пользу духовной жизни. Большинство людей воспринимают это время, в первую очередь, как необходимость временного отказа от определенных видов пищи и питья. В основном, от мясного, молочного, жирного, от всяких роскошных яств. И, конечно, от спиртного. Перечень нежелательных продуктов у разных людей бывает неодинаковым. Например, больные, беременные, дети и люди, которые по жизни связаны с большими физическими нагрузками, не постятся вообще или ограничивают себя частично. Однако в пост недостаточно только не есть скоромного. Иоанн Дамаскин как-то верно подметил, что в таком случае святыми были бы все коровы. А один мой знакомый остроумно сказал, что пост многие воспринимают только как «вкушение священного картофеля» и при этом грешат хуже неверующих: ругаются, гордятся, осуждают всех вокруг. На самом деле, кроме физического воздержания, очень важны молитва и духовное совершенствование.
Христианские посты бывают:
Конечно, степень строгости поста может варьироваться индивидуально. Сами священнослужители говорят, что в вере все должны брать на себя посильную ношу. Фанатизм и чрезмерность никогда ни к чему хорошему не приводят.
Вот был у меня в жизни случай, противоположный тому, что я описала в самом начале. В студенчестве я жила на квартире у одной бабули. Она была очень набожная, постоянно ходила в церковь, читала Библию, молитвы. И постилась, конечно. Причем старалась придерживаться монашеского поста – с сыроедением и всеми прочими строгими ограничениями. При этом баба Шура была большой любительницей покушать, и после окончания постного периода просто-таки набрасывалась на яйца и мясо. Дело доходило до больницы, так как старческий организм был в шоке от таких резких перемен в питании. И вот однажды она пошла на поминки примерно в середине какого-то поста (кажется, Петрова). Стол там был скоромный, соблазнительный, и бабушка не удержалась. Она так наелась с голодухи, что дело кончилось операцией по поводу желчного пузыря. Который ей благополучно и вырезали.
Это я к тому, что во всем должна быть мера. И поминальный стол во время постов, даже в среду и пятницу, не обязательно делать совсем уж скудным. Не возбраняется поминать и в Великий пост, только 9-й, 40-й дни и годины с будней лучше переносить на выходные. А если день похорон вышел на среду или пятницу, то на стол по правилам подается всякая растительная пища без какого-либо масла. Но в наши довольно изобильные продуктами времена можно достойно выйти и из этого непростого положения.
Меню постных поминок
может быть удивительно разнообразным. Причем основные традиционные кушанья и в этом случае остаются прежними, только готовятся они без использования продуктов животного происхождения.
В качестве напитков подают традиционные квас, компот, кисель, медовая вода. Для желающих можно запасти минералки, газировки и покупных соков. Относительно спиртных напитков существуют разночтения. Некоторые утверждают (и в чем-то они правы), что в некоторые дни поста, когда разрешено вино, на поминках можно выпить спиртного. Однако сама Церковь считает, что делать это совсем не обязательно, чтобы не превращать все в обычное мирское застолье. Особенно строгий запрет на это дело священники налагают в Великий пост.
Поведение на поминальных мероприятиях
в постные дни почти не отличается от того, как надо держать себя в таких случаях вообще. То есть за столом недопустимы развеселые беседы и вообще громкий разговор и общение на посторонние темы. Одежда на пришедших должна быть спокойных, желательно темных тонов. Наряжаться как-то особо – это и дурной тон, и нарушение обычаев. Женщинам желательно не накладывать на лицо заметный макияж. Лучше, конечно, вообще не краситься. И не приходите на поминки незваными.
Перед самой трапезой нужно прочитать молитвы. В идеале, конечно, – литию. Но можно и только 17-ю кафизму, а потом «Отче наш».
Считается важным заказать службы в церкви. В частности, 40 литургий. Очень хорошо обратиться для этого в разные монастыри, так как в них идут ежедневные службы. Многие заказывают годовое чтение церковной Псалтири. Ну и конечно, ставят заупокойные свечи и молятся – и в храме, и дома. И еще подают милостыню. Воцерковленные люди вообще в пост ограничиваются лишь церковным поминанием, а гражданские застолья считают совершенно лишними.
Я думаю, в этом есть смысл. Ведь для души главное – молитва, отмаливание ее грехов. Но все-таки имеется что-то и в общем застолье. Если, конечно, еда и, главное, выпивка не становятся для собравшихся основным поводом встречи. После хороших, правильных поминок есть ощущение того, что душа «отпущена». И смягчено горе. И пришло смирение, понимание неизбежного. Просто в постные дни можно время застолья сделать покороче, речей слишком длинных избегать, стараться не делать прощальные слова похожими на тосты – как это произошло на поминальном вечере у моих двоюродных. Попробуйте совместить строгую духовность веры и канона и искреннюю душевность людей, которые любили ушедшего и поэтому пришли сюда. Это и будет, наверное, ближе всего к идеалу.
Интересные статьи:
Почему Церковь не молится о некрещеных, и как это можно делать самостоятельно?
Какие поминки по близким принято устраивать спустя год после смерти?
Можно ли рыбу в пост на поминки
Как правильно проводить поминки в пост? Можно ли подавать на стол рыбу, ставить спиртное?
Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
На все эти вопросы можно было бы ответить односложно — нет. Однако нужно понимать, что запрещение это установлено Церковью для христианина, старающегося в полной мере жить христианской, церковной жизнью. Такой христианин в центр своей жизни ставит, прежде всего, богослужение в храме, затем домашнюю молитву и сознательно проводит телесный пост, понимая его значимость. Для тех же, кто не ходит в храм, не участвует в Таинствах Исповеди и Причастия, пост кажется тягостной и непонятной повинностью.
Поэтому на практике ситуация обычно выглядит так: священника спрашивают, как правильно проводить поминки в пост, но, получив ответ, возражают: «Если мы накроем постный стол, да еще без спиртного, нас не поймут..».
Поэтому выбор за вами. Действительно, люди неверующие, нецерковные привыкли к тому, чтобы поминальный стол был сытным и с изобилием водки: чтобы как следует «помянуть» усопшего, чтобы языки «развязались» от спиртного и потекла дружная беседа о том, какой покойник был хороший человек.
Но нужно ли поступаться своей совестью? Ведь она настойчиво подсказывает нам: усопшему сейчас крайне необходимо только одно — церковное поминовение, молитва. Постная поминальная трапеза — это та малая жертва, которую мы можем принести Богу за своего почившего сродника. Тем более, что особого труда это сейчас не составляет, ведь есть много постных продуктов, из которых можно приготовить хорошие, вкусные блюда. А объяснять, почему нельзя ставить водку и другие спиртные напитки («ведь они же постные», — так иногда наивно возражают) на поминальный стол (причем, не только в пост), наверное, излишне. Поскольку опыт показывает, что зачастую поминки со спиртным превращаются в банальную пьянку. Мы, таким образом, может быть, и удовлетворим ожидания гостей, пришедших на поминки, но душе усопшего от такого «поминовения» будет только хуже.
В детстве я не испытывала никаких трудностей, каталась как сыр в масле. Выросла, закончила нелюбимый институт. На работу помог устроиться родственник, там познакомилась с будущим мужем. После свадьбы начались скандалы, со свекровью мы не поладили. К тому же оказалось, что муж еще и любитель выпить. Когда мы ждали ребенка, пришлось уйти к моим родителям. Родилась дочка, родственники мужа даже не поздравили. Девочке исполнилось три года, и муж подал на развод. Ребенка сейчас не видит, материально не помогает. После развода я впала в депрессию. Стала винить свою мать в том, что однажды она не пустила бывшего мужа к нам в дом, и с тех пор он больше не пришел. Я просто заболела, у меня стало подниматься давление. В этом состоянии боялась ездить в транспорте. После частых больничных мне на работе создали такие условия, что я написала заявление и уволилась. Устроилась на другую работу, но чем-то не понравилась начальнице. В страхе, что мне будет плохо по дороге, я даже не ходила в церковь. Просила маму сходить к священнику, посоветоваться, она отказалась. И вот я осталась одна с ребенком. Сколько у нас родственников, и хоть бы кто помог! Как мне быть? Может, у нас есть общества, где люди общаются друг с другом и помогают друг другу? Мама твердит, что не хочет со мной и моей дочкой жить, хочет разменяться. Я спрашивала насчет этого у священников, все советуют потерпеть. Я просто боюсь оставаться наедине с собой. О себе: исповедовалась недавно, причащалась год назад. Читаю много церковной литературы, люблю помогать ближним. Людмила
Отвечает священник Анатолий Коньков, клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Ваше столь объемное письмо довольно богато происшедшими с Вами событиями, причем довольно печальными. И печально становится не от того, что в круговороте этих событий Вам не досталось внимания от ваших близких, а от того, что Вы этого внимания так и не смогли обнаружить. Возможно, это покажется Вам странным, но это действительно так.
С самого начала Вы пишете, что с детства не испытывали никаких трудностей. Это, конечно, хорошо, когда детство проходит в достатке, в любви родителей и других родственников. Но детство кончается быстро, наступает взрослая жизнь, в которой радости и скорби сменяют друг друга.
На протяжении всего письма как лейтмотив является одна мысль: Вам никто не желает помогать, Вас никто не хочет пожалеть. Так ли это или нет — трудно понять из письма. Вы боитесь идти в храм, объясняя это тем, что с вами что-то может случиться по дороге. Между тем мне известны случаи, когда люди, больные эпилепсией (т.е. с ними действительно в любой момент может произойти все, что угодно), стремились в церковь, молились. А когда случались приступы (такое бывало в храме), находились добрые люди, помогали, никого не оставляли. Все дело в вере. Если она есть, то ничего не страшно человеку: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин. 11, 25).
Вы уже спрашивали когда-то совета у священника (даже не у одного). Ответом был призыв к терпению. Это тот совет, который и Господь дал: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). Но самое главное — попытайтесь найти причину такого отношения к Вам. Не может ведь весь мир быть плохим. Невозможно такое, что вокруг именно Вас сконцентрировались все, кто Вас не любит или не желает замечать. Возможно, причина кроется в Вас самой? Именно для этого и нужно идти в храм: здесь не только материально помогают нуждающимся, да это и не основная деятельность Церкви. Прежде всего, Церковь учит нас находить свои недостатки, чтобы искоренять их и перерождаться. Окружающих невозможно изменить, зато можно изменить собственное к ним отношение. Вы очень точно подметили, что боитесь остаться одна с собой. Такое свойственно человеку, не имеющему надежды на Бога, не имеющему в полной мере веры, упования на Творца мира — Промыслителя о душах наших.
Вы пишете, что регулярно посещаете церковь, но причащались год назад. Этого не просто недостаточно — это все равно, что год назад бы Вы поели и после того уже не подходили к столу. Это трудно представить. Так же душа наша истощается, если мы ее не насыщаем теми Дарами, Которые Господь заповедал нам вкушать: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).
На многие вопросы, заданные Вами, просто невозможно ответить письменно. В личной беседе, которая может быть довольно продолжительной, а может и разделиться на несколько встреч, эта возможность есть. Поэтому не бойтесь идти в храм, увидеться со священником, может, договориться об индивидуальной встрече, в ходе которой у Вас представится возможность задать эти вопросы и, если не получить прямые ответы, то понять, с чего нужно начинать. Чтобы быть христианином не по названию, а действенно, недостаточно «читать литературу», мало «помогать ближним». Вера без дел мертва (Иак. 2, 20), дела без любви — пусты и бесполезны (см.: 1 Кор, 13, 1−3).
Вы хотите встретиться с людьми, готовыми помочь, откликнуться в трудной ситуации. Поверьте, в Церкви такие люди есть. Именно здесь становятся такими, благодаря Господу, Который всякому просящему у Него с верой дает по нужде (см.: Мф. 21, 22). Здесь же Вы узнаете и об интересующих Вас обществах, занимающихся различной деятельностью. Главную же помощь — духовную — православные получают из рук Самого Господа, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн.
Мы живем с сыном-инвалидом. Два года назад на нашем этаже появился новый сосед — вдовец с сыном-подростком. Поначалу мы этому были очень рады. Но постепенно этот сосед стал нахваливать книгу некоего писателя Климова. Выдержки из нее меня с сыном насторожили. Высказывания автора о людях, и, в частности, о людях знаменитых (Пушкине, Ломоносове, Кутузове) были просто омерзительны. И главное, сосед все это навязывал не мне, а моему сыну, чтобы он «снял розовые очки». А самое сильное, что нас от него оттолкнуло, так это то, что он считает себя православным! Мы отказали ему в нашем доме, вот уже месяц с ним не общаемся, но до сих пор у нас угнетенное состояние. Правильно ли мы поступаем? Что нам делать?
Признаться, раньше я не слышал о Климове. Более того, из довольно большого круга общения, который я имею, об этом авторе слышал только один человек. Пришлось поискать его книги, кое-что почитать. Но и теперь не могу сказать, что я его знаю.
По первым строкам уже стало ясно, что автор действительно не просто не любит людей, особенно евреев. Он пытается внушить идею «истинной» расы, которая одна только имеет право на существование. Очень похоже на теорию фашизма, с примешанной к нему навязчивой идеей противоестественного греха. Но это мое личное мнение.
Конечно, с Православием, впрочем, как и вообще с Христианством, такая идея не может иметь ничего общего. Господь заповедал любить всех (Ин. 13, 34), в том числе и врагов (Мф. 5, 44).
Скорее всего, человек, яростно исповедующий такое «учение», болен. Болен и духовно, и, возможно, душевно. Общаться с таким не нужно, особенно, если Вы не можете твердо отстоять позицию Православия в спорах с ним. Но нужно подумать о другом. Если Господь попустил Вам познакомиться с таким человеком, и Вы смогли укрыться от его «проповеди», значит, Он Вас призывает к Себе и ждет от Вас плодов.
Не откладывая, идите на исповедь, подготовьтесь к Причастию. Если не знаете, что это такое, сходите в ближайший храм, где Вам расскажут об этих Таинствах, важнейших для христианина, без которых невозможно даже жить (см.: Ин. 6, 53).
Мне в почтовый ящик кидают журнал «Сторожевая башня». Читать не буду — но выкидывать тоже не могу, ведь там же изображения храмов. Что делать?
В настоящее время разные «религиозные организации» какими только способами не пытаются привлечь на свою сторону людей. Самый простой из них, доступный даже начинающему свою «деятельность» в секте и не связанный с непосредственным общением, — опускать в почтовый ящик свои «письмена» для изучения последних потенциальными адептами. Как же поступать с той литературой, которую изучать человеку понимающему, что это за брошюрки, вовсе не хочется, но ввиду того, что секты используют, в том числе, и христианскую символику в своих красочных изданиях, просто выкинуть в мусорное ведро не позволяет совесть? В таком случае нужно их просто сжигать. В каждом храме есть особое место, где сжигается то, что нельзя выбросить, а это почти все, что используется за богослужением. В основном сжигаются записки, прочитанные на проскомидии или молебне/панихиде. Вот там же можно сжигать и сектантскую литературу. Для этого нужно попросить пономарей (алтарников) или продавца в свечной лавке взять у Вас эти книги, пояснив, почему Вы решили так поступить. Хотя, думаю, объяснять в храме, почему Вы просите сжечь то, что принесли, не придется.