можно ли приходить в кафе со своей едой
Законны ли требования кафе, ресторанов и других заведений, запрещающих посещение со своей едой?
Опять же, постою, послушаю, что скажут другие эксперты, но мне ситуация кажется довольно интересной (если не права, прошу поправить). Вот почему.
С одной стороны: постановление Правительства «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», гласит, что: исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие) (пятый пункт Правил). То есть запрет употреблять пищу и напитки, которые были принесены с собой, кажется вполне себе законным и миролюбивым, особенно вкупе с вышеуказанными про курение и верхнюю одежду.
То есть логика тех, кто приветствует данный запрет (сама администрация заведений), по всей видимости, в том, что «Вот это мое уютное кафе, я его строил, делал, это моя частная собственность, какие правила хочу установить, такие и устанавливаю, не хотите — идите в другое место. А у меня будет именно так. Вам верхнюю одежду снять жалко, что ли? И с едой своей, пожалуйста, не приходите — я бы сам очень вас накормить хотел».
С другой стороны: в законе о защите прав потребителей есть замечательная статья 16, которая запрещает каким-либо образом навязывать свои товары, работы и услуги потребителю, а если точнее: запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). И все это написано не просто так — за нарушение предусмотрена и своя санкция (ст. 14.8 КоАП, «Нарушение иных прав потребителей») — штраф от десяти до двадцати тысяч рублей.
Без контекста ситуации не очень понятно, а при чем здесь эти две статьи, а дело вот в чем. Противники запрета обычно уповают именно на эти две статьи с такой интерпретацией, что если вам запретили приносить и питаться своей собственной едой в заведении, то вам, по логике, обязательно надо приобрести что-то у этого самого заведения. И этим самым вам навязываются лишние услуги. Но с другой стороны, если вам запретили что-либо приносить и есть, то вы можете ведь просто посидеть за столиком, в окно поглядеть, вай-фай словить, меню полистать, так в итоге ничего не заказать и уйти. Но если посмотреть на реалии, то если вы будете себя подобным образом вести, то в большинстве случаев вас попросят удалиться или намекнут, что просто прийти и сесть не очень прилично. То есть что-то заказать все равно придется. Вот уже и навязывание пошло.
В конце концов, может, именно у этого заведения как раз в своих локальных правилах и прописано, что запрещается визит потребителя в данное место без дальнейших заказов еды и напитков.
Резюме: мне кажется, что путь разрешения лежит именно в этих самых правилах поведения посетителей, если они вообще у кафе есть. Что написано — то и запрещается, что не написано — то разрешено.
Как не платить за некачественную еду в ресторане
В ресторане я заказал драники со сметаной, а принесли более дорогие драники с лососем. Мы с женой их съели, но только под конец поняли, что нам подали не то. Администрация ресторана не поверила нашему рассказу, и в счет включили драники с лососем. Мотивировали тем, что мы это съели и не попросили заменить. Поэтому платить должны за то, что съели, а не за то, что заказали. Кто прав?
В другой раз в ресторане принесли остывшую пиццу. А она не такая вкусная, как только из печи. Могу ли я попросить заменить пиццу на горячую и свежевыпеченную? Что говорит закон?
В ресторане вас защищает закон о защите прав потребителей и правила оказания услуг общественного питания. За некачественное блюдо и блюдо, которое вы не заказывали, можно не платить. Но ресторан не всегда согласен с клиентом.
Как устроены отношения посетителя и ресторана
Посетитель ресторана — это заказчик услуги, а ресторан — исполнитель. Между ними происходит сделка, которая не подтверждена письменным договором, — то есть устная сделка. Так можно, если закон не требует обязательной письменной формы. Здесь как раз такой случай.
Письменный договор между посетителем и рестораном мог бы выглядеть так: ресторан обязуется принести блюдо по требованию посетителя, а посетитель обязуется его оплатить в полном объеме. Но только при условии, что это то блюдо, которое посетитель заказал. Значит, в ресторане оказывают услугу: предоставляют столик в аренду, принимают заказ, готовят блюдо и приносят его.
Когда посетитель приходит в ресторан, садится за столик, рассматривает интерьер и изучает меню, на самом деле он решает, хочет ли воспользоваться услугой. Иными словами — изучает договор. Когда заказывает блюдо — подписывает договор. Затем он ждет, пока ресторан исполнит обязательства — официант принесет еду. И вот посетитель получает свое блюдо. Если условия договора выполнены, он оплачивает счет.
О чем должен сообщить официант
Чтобы сделать правильный выбор, вы должны узнать все о блюде, которое собираетесь заказать. Для этого официант или другой представитель ресторана обязаны дать вам полную информацию. И необязательно через меню.
Вот что вы имеете право узнать до заказа:
Если принесли не то, что заказали
Если вы заказали устрицы, а принесли свинину, вы имеете право не оплачивать блюдо. Но об этом следует сказать до того, как это блюдо съедите. Иначе можно было бы питаться в ресторанах бесплатно: съедать блюдо и говорить, что заказывали другое.
Вы не должны платить за то, чего не заказывали, потому что товар не соответствует тому, который заявлен в договоре. Это как заказать в интернет-магазине туфли, а получить светильник. Но важно сказать, что получили другое, сразу, а не после использования — то есть светильник или свинина должны сохранить товарный вид.
Бывают ситуации, когда на кухне заканчивается какой-то продукт и повар решает заменить его на другой. В нормальном кафе или ресторане клиенту об этом сообщат заранее и спросят, согласен ли он с этим или предпочтет заказать другое блюдо.
Часто ингредиенты заменяют в салатах: вместо кинзы кладут петрушку, а перепелиные яйца заменяют куриными. Даже если один ингредиент заменен или отсутствует, за блюдо можно не платить или попросить скидку. Потому что блюдо не соответствует тому, что вы заказывали.
Если попросите заменить или убрать ингредиент, а принесут блюдо без изменений, значит, оно также не соответствует заказанному. При этом неважно, по какой причине вы просите не класть вам руколу: аллергия или нелюбовь к зелени. Вы вносите изменения в договор, а ресторан их не учитывает.
Иногда рестораны дарят посетителям «комплименты»: стакан фирменного напитка, капкейк или мороженое. Говорят, что это бесплатно, а потом включают стоимость в счет. Посетитель может не оплачивать подарок, поскольку также не заказывал его. Ресторан обязан предупредить о любых дополнительных платных услугах.
Еще ресторан обязан донести до вас информацию о весе готового блюда. Поэтому, если заказали 350 г салата, а принесли визуально намного меньше, можно попросить принести весы с кухни и взвесить блюдо при вас. Если окажется, что вес отличается от указанного в меню, предложите заменить блюдо или откажитесь от него без оплаты, потому что подобная ситуация — это обман потребителя. За это ресторан могут оштрафовать на сумму до 50 тысяч рублей.
Эта ситуация маловероятная. Обычно рестораны взвешивают блюда перед подачей и строго дозируют ингредиенты. Даже если визуально кажется, что салата мало, вес может быть точным за счет заправки: масла, винного уксуса или сметаны. Но у гостя по закону есть право проверить вес блюда.
По некоторым блюдам сложно понять, что это такое, если его не попробовать. Например, если речь идет о начинке: заказали вареники с картофелем, а принесли с лососем. Если вы попробовали блюдо и поняли, что получили не то, сразу зовите официанта и просите заменить. Это тоже несоответствие полученного товара заявленному. Главное, требовать замены сразу, а не тогда, когда вы уже съели блюдо.
Если принесли некачественное блюдо
Ресторан обязан предоставить товар или оказать услугу, которые будут пригодны для использования. То есть блюдо, которое вам принесут, должно быть съедобным и не должно навредить здоровью. Ресторанам не запрещают предлагать фирменные или экзотические блюда, но потребитель должен заранее понимать, что он получит.
Закон однозначно не устанавливает, что считать качественным или некачественным блюдом. Существуют только требования санпина, которым должна соответствовать продукция. Например, в ресторанах запрещено подавать готовые блюда на следующий день или замораживать их для подачи в другие дни.
Есть несколько признаков, что вам принесли некачественное блюдо.
Подгорело или недоварилось. Блюдо переварили или пережарили, и вы получили почерневшую картошку и горелый пирог. Правда, если вам принесли такое странное на вкус блюдо, не торопитесь с выводами: возможно, это фишка ресторана. Я была в пиццерии, где подавали подгоревшую пиццу и утверждали, что это их фирменное блюдо.
Растаяло или остыло. По моим наблюдениям, остывшая еда — самая частая проблема. Если принесли растаявшее мороженое, попросите другое. А если остыла пицца или плов, просите заменить или подогреть.
Из испорченных продуктов. Если сыр с плесенью, скорее всего, обычный ингредиент, то прокисшее ризотто — некачественное блюдо.
Посторонние предметы. Самое частое — волос в супе. Но я встречала даже кусочки пластика в выпечке. Если предмета в блюде быть не должно, значит, блюдо некачественное.
Если обнаружили, что блюдо приготовлено некачественно, можете потребовать устранить недостатки, приготовить заново или заменить на другое аналогичное. Например, можно попросить подогреть холодную пиццу или заменить ее на ту, что только достали из печи. Либо просить скидку.
Если вы поняли, что блюдо было некачественным, только после того, как его съели, — это повод обратиться в суд. Такое может быть, если вы почувствовали себя плохо из-за постороннего предмета в блюде или испорченных ингредиентов.
Но сначала обратитесь за медицинской помощью, чтобы зафиксировать факт плохого самочувствия. Так, жительница Якутска сходила на банкет, а потом подала в суд на ресторан: она и другие гости отравились едой. По закону ресторан должен оказывать безопасные для здоровья и жизни услуги. Чтобы доказать, что причиной отравления стала еда именно из этого ресторана, женщина обратилась в компанию, которая проводит независимые экспертизы. Выяснили, что блюда не соответствуют требованиям о безопасности пищевой продукции, и нашли золотистый стафилококк у одного из поваров. В итоге суд встал на сторону посетителей и обязал ресторан заплатить штраф, компенсацию морального вреда и возместить убытки.
Суд может встать на сторону заведения, если потребитель не смог доказать, что отравился именно из-за еды в этом ресторане. Так, в Красноярске 15 посетителей ресторана отравились на банкете и тоже подали в суд. Некоторым пострадавшим в больнице поставили диагноз «сальмонеллез». Но суд отклонил иск и указал, что сальмонеллез может передаваться в бытовых условиях, — значит, гости могли заразиться в другом месте, а ресторан тут ни при чем.
Если заставляют платить
Я заметила, что в ресторанах премиум-класса и крупных ресторанных сетях любую ошибку обычно признают и исправляют. Чтобы загладить вину за условный волос в супе, официант принесет не только новый суп, но и предложит бесплатный десерт, напиток или значительную скидку. Но так бывает не всегда. Если владельцы ресторана считают каждую копейку и не дорожат своей репутацией, даже за суп с мухой заставят платить.
Если не хотите слышать вслед оскорбления и переживать, правильно ли поступили, вот инструкция, как решить ситуацию:
Чтобы избежать таких ситуаций, советую тщательнее выбирать ресторан. Если подыскиваете место на один вечер, посмотрите отзывы о заведении. Если в ресторане уже случались неприятные ситуации, скорее всего, клиенты напишут об этом в отзывах на специализированных сайтах или на «Трипэдвайзоре».
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Можно ли заходить в ресторан или кафе со своими напитками и едой
На вопрос отвечает юридическое Агентство «АПРИОРИ»:
Имеем ли мы право прийти в кафе или ресторан со своей едой или напитками? Существует Постановление Правительства РФ от 15.09.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания».
Заведения общественного питания самостоятельно устанавливают правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству, при этом они должны обязательно проинформировать посетителей словесно, на информационных табличках, стендах или другими способами.
Для владельцев заведений установлена обязанность по соблюдению санитарных норм и стандартов, отвечающих обязательным требованиям безопасности услуг для жизни и здоровья людей. Конечно, ресторан не сможет отвечать за качество принесённой Вами еды.
Если Вы приносите еду, то лучше спросите у администратора, можно ли её есть на их территории.
Некоторые заведения разрешают принести свой алкоголь, но запрещают приносить еду. Другие же наоборот разрешают принести еду, а алкоголь категорично нет.
Большинство заведений идёт навстречу касательно, например, детского питания, еды для аллергиков или особенного питания по состоянию здоровья при условии, что посетитель сделает минимальный заказ у них в заведении.
Юридическое Агентство «АПРИОРИ» г.Уфа, ул. Заки Валиди, 73, офис 303
Рассказываем, можно ли приносить свою еду в ресторан
Давайте разберемся, можно ли есть в ресторанах и кафе еду, принесенную с собой.
⠀
Начнем с того, что ваши отношения с администрацией заведения, которое вы посетили, регулируются Правилами оказания услуг общественного питания и законом о защите прав потребителей. Исходя из них, заведение общественного питания самостоятельно вправе устанавливать правила поведения, не противоречащие закону.
Но правила, установленные в заведении, должны быть донесены до вас любым способом. Если проще, то при входе в кафе как минимум должно висеть объявление «Вход со своей едой и напитками запрещен». Если его нет, то вы имеете право есть свою еду.
⠀
Правила могут быть разными, например:
➡️Можно приносить напитки при заказе от 1000 р.;
➡️Можно приносить еду детям до года;
➡️Нельзя сидеть за столиками в верхней одежде…
⠀
Но при этом могут быть компромиссы, на которые охотно пойдет само заведение. Например, даже в кафе, где висит объявление о запрете, чем больше блюд из меню вы закажете, тем меньше желания будет у персонала делать вам замечания насчет принесенной еды.
⠀
Важно помнить
▪️ Строго запрещается какая-либо дискриминация по полу, возрасту, происхождению, расовой принадлежности, вероисповеданию.
▪️ Также заведение общепита не может отказать посетителю в обслуживании.
▪️ Предложение совершить сделку, а именно: приобрести блюда и напитки, является публичной офертой, т.е. предложением заключить договор с каждым, кто обратится.
Как выгнать из кафе, пришедших со своей едой на основании закона
Продолжаем зарабатывать репутацию: деревенских юристов, дилетантов, «В Расие нет прав, только обязанности, «диплом купили в переходе» и т.п.
Спасибо Пикабу за обратную связь.
Если вы откроете кафе на территории фуд-корта, вы обязательно столкнетесь со школьниками, студентами и «это общественное место, я могу здесь есть, не имеете право выгнать», которые приходят со своей едой и занимают места, не заказав у вас ничего. Вы несете убытки, так как не можете использовать все посадочные места, которые должны приносить вам деньги
Немного практики: двух индивидуумов, которые купили еду в «Бургер кинг» и решили отобедать в соседнем кафе выгнали. Суд индивидуумы проиграли, из-за того что в заведение были правила, которые указаны выше
Вывод суда: «услуги общественного питания ресторанов, баров и кафе — это услуги, оказываемые данными предприятиями общественного питания, по обеспечению их посетителей готовыми пищевыми продуктами (блюдами) и напитками. Данные услуги заключаются в изготовлении готовых блюд и напитков и в создании условий для употребления этих блюд и напитков, в том числе на месте их изготовления (предоставление посадочных мест и столиков). Безвозмездное предоставление посадочных мест и столиков для употребления продуктов питания, приобретенных за пределами предприятия исполнителя, не отвечает правовой природе договора и нарушает права исполнителя услуги на получение встречного возмещения».
Тссс, ТС решил на популярном посте хайпануть😂😂
Что мешает приобрести у них что нибудь и неспешно его потреблять, попутно со своей едой?
Телефон в кредит в двенадцатилетнем возрасте. Прошу помощи!
Как потратить 30000 и ничего не получить взамен
Добрый вечер, Пикабу и Лига Юристов!
Прошу дать совет в спорной ситуации образовавшейся в отношениях с продавцом и посредником. История следующая:
8 октября 2021 года я заказал на Яндекс.Маркет жесткий диск Exos X16 16 TB ST16000NM001G по цене 31 159 ₽. Продавец Lime Store (ООО Новый Ай Ти Проект). Курьер доставил диск 10 октября во второй половине дня. Коробка с товаром была опечатана, на ней наклеена наклейка “Упаковано под камерой”. Поскольку покупка была полностью оплачена, курьер просто передал коробку и гарантию из рук в руки. Товар не осматривался в присутствии курьера и документа об осмотре товара не подписывалось. Далее коробка с товаром лежала до 12 октября, пока не потребовалось установить диск в компьютер. Диск не определился в системе, лишь издавал циклические звуки. Ввиду его неработоспособности 13 октября был оформлен возврат через сервис Яндекс.Маркет. Диск был упакован в коробку, снабжен трек номером и по почте отправлен на имя Яндекс.Маркета, как было указано в инструкции. 20.10.2021 Яндекс электронным письмом оповестил меня о невозможности возврата и о начале арбитража сотрудниками Яндекс.Маркета и продавцом. 25 октября я получил письмо в котором говорилось о невозможности возмещения, поскольку диск физически повреждён и снимается с гарантийного обслуживания и предложено обращаться к продавцу напрямую. Пересмотрев фотографии, отправленные в рамках возврата была обнаружена вмятина на углу диска, при вскрытии я не обратил на нее внимания. На мой вопрос по электронной почте о физических повреждениях и наличии видеосъемки запаковки товара продавец не ответил. На просьбу арбитрам Яндекс.Маркета провести повторный арбитраж и хотя бы запросить видеосъемку запаковки мне было отказано и предложено “решить спор иными способами, предусмотренными законодательством”.
Ранее никогда с такими ситуациями не сталкивался и мягко говоря впадаю в ступор. Возможности определить битый диск или нет не вскрывая коробку и запаянный пакет не было. Да, понимаю что надо было открыть при курьере, но в голову не пришло, да и привычки открывать доставку на камеру у меня нет (теперь видимо будет). Яндекс.Маркет сразу встал на сторону продавца, опять таки я могу понять, что при данных обстоятельствах непонятно в какой момент произошло повреждение диска. Могу лишь говорить за себя. Получается, продавец может прислать мне товар в любом состоянии, а мне потом доказывать что он был повреждён.
В итоге у меня нет диска, нет отданных за него денег и на контакт ни продавец ни посредник в лице Яндекс.Маркета не идут. Пока в качестве следующего шага это написать претензию и отвезти в офис продавца и поискать грамотного юриста в помощь, но тут есть шанс заплатить ещё больше денег и не получить результата.
Реально ли в такой ситуации:
А. Доказать свою правоту
Б. Защитить себя от подобных проблем в будущем.