можно ли погреть еду в поезде
Что взять в поезд из еды: питание в дороге взрослым и детям
Какие продукты можно брать с собой в поезд на сутки и более?
Анна Кутаркина редактор
Вкусно и безопасно поесть во время долгого путешествия по железной дороге — непростая задача, особенно если поездка приходится на жаркое время года. Питаться в привокзальных кафе рискованно, а в вагоне-ресторане еще и накладно. Как организовать питание в дороге, чтобы не остаться голодным и не стать жертвой пищевого отравления? Какие продукты взять в поезд летом и от чего лучше отказаться? Советы путешественникам.
Еда в поезд: правило трех «нет»
«Нет» скоропортящимся продуктам
Составляя «дорожное» меню, отдавайте предпочтение продуктам, способным храниться при комнатной температуре. Никаких салатов с майонезной или сметанной заправкой, бутербродов с икрой или вареной колбасой, пирожных с кремом.
Если ваше путешествие будет длиться менее суток, переносная сумка-холодильник — то, что вам нужно. Заранее позаботьтесь о заморозке специальных аккумуляторов холода: они помогут сохранить продукты свежими, а напитки — холодными в течение нескольких часов.
«Нет» сильнопахнущим продуктам и блюдам
Вареные яйца, курица-гриль, квашеная капуста и соленья, лук, чеснок, копчености, любые рыбные блюда и пресервы, фастфуд, некоторые сорта сыра — худшая еда в поезд. Их запах в душном замкнутом пространстве — настоящее испытание для окружающих. Позаботьтесь о попутчиках, не берите с собой сильнопахнущие продукты!
«Нет» еде, которая крошится и пачкается
Выбирайте только те продукты и блюда, которые просты и удобны в употреблении. Если еда нуждается в нарезке — откажитесь от нее или же нарежьте ее заранее и упакуйте в герметичный контейнер. Не берите с собой то, что пачкает руки, одежду и все вокруг. Семечки, орехи в скорлупе, сухари, чипсы, сочные ягоды или фрукты, брызгающие соком — не лучший выбор для поезда.
Какую еду взять в поезд: список лучших продуктов и блюд для поезда
Первое место в рейтинге «дорожной» еды занимают блюда, не требующие приготовления — лапша типа «Доширак» или «Роллтон», быстрорастворимые супы и бульоны, картофельное пюре в баночках, каши и ягодные кисели из пакетиков. Они доступны, просты в приготовлении, не требуют особых условий хранения, что очень важно в условиях поезда.
Что брать летом в поезд из еды, если не хочется питаться полуфабрикатами? Вариантов много.
Овощи и фрукты. Тщательно вымытые, высушенные и упакованные в контейнер свежие фрукты и овощи станут отличным перекусом в дороге. Выбирайте только самые крепкие экземпляры без признаков порчи и повреждений. Твердые хрустящие овощи (огурцы, морковь, сладкий перец, черешковый сельдерей) можно заранее очистить и нарезать, однако съесть их придется в первую очередь. Также можно запечь или отварить картофель в мундирах — он способен храниться без холодильника в течение суток.
Орехи и сухофрукты — еще один вариант здорового перекуса, не требующий особых условий хранения. Только не поленитесь помыть и высушить сухофрукты перед поездкой.
Консервированные овощи. Зеленый горошек, фасоль в собственном соку или кукуруза также годятся в качестве «дорожной» еды. Если вы планируете взять с собой баночку кабачковой икры, помните, что после вскрытия хранить данный продукт без холодильника не рекомендуется.
Мясо и птица. Отличная идея полезного и сытного перекуса в дорожных условиях — обжаренное со специями или запеченное куриное филе, а также запеченная говядина (телятина), буженина или ростбиф. Кусочки куриного филе или тонко нарезанного мяса идеальны в качестве начинки для сендвичей и роллов из лаваша. Только не упаковывайте мясо в полиэтиленовую пленку или пакет, так оно испортится гораздо быстрее. Также в дорогу можно взять небольшие котлетки или фрикадельки из мясного или куриного фарша без соуса. Они не нуждаются в нарезке и вкусны даже в холодном виде.
Выпечка и хлеб. Несладкая порционная выпечка — настоящая находка для тех, кому предстоит путешествие на поезде. Всевозможные закусочные маффины (с цукини, ветчиной, оливками), хачапури с сыром, домашние пирожки с картошкой или капустой могут храниться без холодильника в течение нескольких часов. Сладкая выпечка не должна быть с начинкой из творога или крема, лучше выбирать изделия попроще, например, пирожки с яблоками, черносливом или курагой, булочки с изюмом, орехами или корицей. Хлеб выбирайте уже нарезанный и не храните его в полиэтиленовом пакете — там он может заплесневеть.
Сладости. Сушки, баранки, пряники, печенье, галеты, жевательный мармелад, зефир, пастила хранятся без холодильника и не сильно пачкают руки. Шоколад, шоколадные батончики и конфеты, а также изделия, покрытые шоколадной глазурью, могут растаять. Хранить их лучше в сумке-холодильнике или не брать вовсе.
Продукты в вакуумной упаковке. Сыры твердых сортов и сырокопченые колбасы, упакованные в условиях вакуума, способны храниться без холодильника в течение 24 часов, не теряя своих вкусовых качеств. Ни в коем случае не покупайте в поезд вареную или ливерную колбасу: без холодильника они довольно быстро портятся и вызывают сильнейшие пищевые отравления. То же самое касается паштетов. Если вы планируете взять в дорогу плавленый сыр, хранить его лучше в термосумке.
Молочные и кисломолочные продукты. Если ваша поездка будет длиться несколько часов, в качестве легкого и вкусного перекуса подойдут питьевые и традиционные йогурты, ряженка или кефир, а также глазированные сырки и творожная запеканка. Перевозить данные продукты рекомендуется исключительно в термосумке с аккумуляторами холода. Молоко в Tetra Pak подходит для более длительного путешествия: в закрытом виде оно способно довольно долго храниться без холодильника. В продаже имеются небольшие упаковки объемом 200 мл, что очень удобно.
Крупы и сухие завтраки. Особых условий хранения не требуют кукурузные хлопья, рисовые шарики, звездочки, мюсли и каши быстрого приготовления. Если вам предстоит долгая дорога, возьмите с собой гречневую крупу и термос. Чтобы получить вкусную вареную гречку, достаточно залить крупу кипятком и выдержать 30 минут в плотно закрытом термосе. Еще один вид крупы, не требующий варки — кускус. Для его приготовления понадобится лишь кипяток, соль и герметичная емкость с крышкой.
Вода и напитки. Не забудьте взять с собой несколько бутылочек питьевой воды, которые можно заранее охладить и положить в сумку-холодильник. От сладких и газированных напитков лучше отказаться, так как они не утоляют жажду, вместо них лучше взять несладкий ягодный морс, компот или квас. Чай и кофе в пакетиках можно с собой не брать, они всегда есть в наличии у проводника. Алкогольные напитки тоже лучше не брать — их употребление в поезде запрещено.
Что взять в поезд помимо еды и воды? В дороге вам также могут понадобиться сахар, соль и перец, горчица или кетчуп (все это можно найти в удобных порционных пакетиках в магазине), зубочистки, влажные и бумажные салфетки, спиртовой гель-антисептик для рук, небольшое кухонное полотенце, одноразовая посуда и приборы.
Еда ребенку в поезд: какие продукты взять с собой?
Если ваш малыш находится на грудном вскармливании, особых проблем с организацией его питания не возникает. То же самое касается детей-искусственников: маме нужно взять с собой детскую смесь, термос с кипяченой водой, бутылочки для кормления. Специализированную воду для ребенка лучше купить заранее и ни в коем случае не использовать воду из бойлера в поезде, чтобы избежать желудочно-кишечных инфекций.
Лучшая еда в поезд на сутки с ребенком — овощное, мясное, фруктовое пюре в баночках. Баночное детское питание безопасно для детей, так как в закрытом виде способно храниться без холодильника в течение длительного времени. При необходимости разогреть банки с питанием можно в небольшой емкости с кипятком или попросить проводника.
Какую еду брать в поезд детям постарше? В качестве сытного перекуса годятся тщательно вымытые и нарезанные небольшими кусочками фрукты и овощи, орехи без скорлупы, вымытые сухофрукты, цельнозерновые хлебцы и батончики, печенье, сушки, каши быстрого приготовления, сухие завтраки или мюсли с молоком из тетра пак. Не забудьте взять питьевую воду в небольших бутылочках, пакетики с соком или морсом.
Не берите с собой пищу, которую ребенок не пробовал ранее, и не покупайте в привокзальных кафе и у придорожных продавцов готовые блюда и выпечку — они могут быть несвежими или приготовленными в ужасающих условиях.
«Берите, вы же заплатили»: навязанный сервис РЖД, за который мне жаль отдавать 700 рублей
Недавно я ездила в отпуск, сменив четыре поезда по дороге, и все они были фирменными. А фирменность заключалась не только в биотуалетах, кондиционере и застеленной постели. В определенных купе (а мне повезло все четыре раза!) нельзя было отказаться от питания. Я ранее уже ездила в таком вагоне и особо внимания не обращала, что подают за почти 700 рублей, а тут, получив набор несколько раз подряд, полез наружу мой бунтарский дух.
Мы тут, знаете, всем миром пытаемся минимизировать использование пластика и пакетов… От одного взгляда на содержимое начинает дергаться глаз. А еще наш менталитет не позволяет выбрасывать новую вещь, даже если она не нужна. И вот эти салфетки в индивидуальной упаковке, а также рожки для обуви, зубные щетки, бережно засунутые в одноразовые тапочки, копятся потом на полках дома. Хотя есть и те, кто выбрасывает эти коробки сразу, даже не открыв (лично видела), я же во время четвертой поездки просто оставила ее на столе в купе.
Вера Марковна: Когда мне в кассе сказали, что питание входит в стоимость билета, я на радостях решила не брать с собой ничего из еды. На 700 рублей, решила, целые сутки можно хорошо питаться. Но была крайне удивлена, когда мне выдали «мусорную коробку», из которой пригодна разве что вода, чтобы запивать лекарства. А сам обед — это отдельная тема… пришлось покупать пирожки на станциях и сухарики у проводника.
На сайте РЖД написано, что можно выбирать питание до поездки самостоятельно. Но никто из моих попутчиков ничего не выбирал, потому что об этом мало кому известно, да и выбор, если честно, небольшой. Правда, есть он и у тех, кто ничего не выбирал: но если туда нам еще предлагали «курицу или свинину?», то обратно раздавали только курицу с рисом, без вариантов.
Ольга: Обед принесли в 11 часов, разогревать можно самостоятельно, микроволновка есть. Но я не понимаю, какой смысл разогревать в вагоне-ресторане в 11, разносить так рано, чтобы люди потом снова грели?
Виктор: Помню, в том году давали макароны, но они были слипшиеся и переваренные. Рис тоже то сухой, то как каша, сверху что-то вроде подливы. Всё безвкусное. Видел, что в некоторых поездах дают кетчуп, видимо, чтобы хоть как-то спасал ситуацию.
К «горячему» обеду в вакуумной упаковке выдают колбасу, жирность которой зашкаливает и поджелудочная жалобно стучит изнутри, мол, не вздумай. О здоровом питании речи не идет вообще. Хотя одна из попутчиц призналась, что чуть левее от нашего — вагон другой компании, и еда там похожа на то, что подают в зарубежных самолетах. То есть можно же, товарищи!
Многие также возмущаются, что эта услуга абсолютно не учитывает время посадки и высадки пассажира, ведь некоторые садятся поздно вечером и утром уже выходят, им это питание не сдалось ни разу. А представьте, если едет семья.
Грустная арифметика: 700×4 = 2800. За эту сумму можно поесть в хорошем кафе. Помню, во время одной из командировок нам выделили на питание в карельском придорожном ресторанчике по 1000 рублей на человека (ужин и завтрак). Я тогда съела потрясающий крем-суп с креветками, салат «Цезарь», мороженое, а наутро — блинчики с мясом и сметаной, кофе. И еще осталось 211 рублей! Почему РЖД так не может? Нет, я не прошу креветки и кофе, но ведь можно же опросить пассажиров, что они хотели бы получать за свои 700 рублей в пути.
Алина: Если бы этот набор стоил 100 рублей, я бы, может, не возмущалась. РЖД, может вам заключить договор с «Макдоналдсом» хотя бы? Их наггетсы, гамбургер и чайный пакетик стоят меньше двухсот рублей, но это в разы приличнее того, что вы втюхиваете людям под видом сервиса.
Пообщавшись с попутчиками, я узнала, что многие из них постоянно пишут жалобы на сайт РЖД, но ситуация пока не меняется. Да, можно выбрать купе в этом же поезде без питания (вагон У1, например), но это если знаешь заранее, что так можно. А если этот вагон уже занят, то извиняй… ешь, молись, люби.
Поделились своими мыслями мы также с начальниками поездов: никто из них даже не попытался оправдать этот сервис, отвечали дежурно, мол, они люди подневольные.
P. S. Кстати, в завершение ложка меда — уже не первый год вежливость проводников и начальников поездов меня приятно удивляет, туалеты всегда чистые, как и сами вагоны. Хотя бы в этом плане сервис не вызывает негодования. Для себя решила, что 700 рублей плачу именно за это.
Услуги РЖД, о которых пассажиры могут не знать
Каждому человеку, который хотя бы раз путешествовал на поезде, известно, что уровень комфорта в поездке зависит прежде всего от типа вагона и его класса. Естественно, в купе путешествовать гораздо удобнее, чем на дешевом плацкарте. Однако даже люди, купившие недорогие билеты, могут рассчитывать на некоторый комфорт в пути. Из этой статьи вы узнаете, какие именно услуги будут вам доступны!
Услуги, которыми может воспользоваться пассажир
Если вы бронируете билеты на поезд заранее, то вам должны быть предоставлены неплохие скидки. Cтоимость проезда зависит не только от сезона, но и от наличия свободных полок, а также от времени заказа. На некоторые направления имеется шанс приобретать билеты на купе по цене плацкартного. Правда, для этого придется делать заказ как минимум за полтора месяца до даты поездки
Пассажир, имеющий билет на поезд, может посетить вокзальную уборную бесплатно. Если услугу оказать отказываются, можете апеллировать к принятым в РЖД правилам обслуживания клиентов.
Приобретая билет на вокзале, вы вправе попросить продавца, чтобы он помог выбрать самое комфортабельное место из имеющихся. Чтобы не ошибиться, заблаговременно изучите схему мест. Например, многие путешественники предпочитают избегать боковых мест, а также мест, расположенных около уборных. Выбор полки зависит от ваших личных предпочтений: кому-то нравится спать снизу, кому-то — на верхней полке. Если у вас достаточно высокий рост, то короткие полки, расположенные по краям вагона, будут вам неудобны. Также людям, которые любят дышать свежим воздухом во время путешествия, следует знать, что окна в 3 и 6 купе не открываются: они являются аварийными.
Непосредственно в дороге вы можете поменять класс вагона, например, перебраться из плацкарта в купе. Правда, сделать это можно только если имеются невыкупленные места и с доплатой.
У вас есть возможность отправиться в путешествие на составе, которые отправляется раньше. Доплата в этом случае не потребуется: единственным условием является наличие мест.
Детям, которые не достигли возраста 5 лет, жд билеты приобретать не нужно (естественно, если им не нужно занимать отдельную полку). Детям от пяти до десяти лет положена значительная скидка на проезд.
Пассажир может сделать перерыв в пути. При этом срок действия купленного билета продлевается максимум на десятидневный срок. Чтобы остановиться, следует поставить в известность администрацию. Сделать это нужно за четыре часа, прошедшие после того, как вы прибыли на вокзал. Чтобы продлить свой билет, нужно оплатить цену плацкартного билета, которая равняется цене пользования места в вагоне.
Если пассажир заболел, то его билет не пропадает. Нужно только выйти из поезда на любой станции и получить всю необходимую врачебную помощь. Также нужно взять справку, которая станет основанием для получения нового билета.
Если рейс по каким-либо причинам отменен или сильно задерживается, то РЖД обязано вернуть пассажирам полную стоимость приобретенного билета. При этом размеры компенсации не зависят от срока возврата.
Если пассажир опоздал на свой поезд, то в течение 12 часов он имеет право совершить поездку на другом. При этом придется доплатить стоимость проезда в плацкартном вагоне. Если опоздание произошло по причине травмы или болезни, то можно уехать с доплатой в течение пяти суток. Альтернативой является получение возмещения за пропавший билет. Правда, из цены билета будет вычитаться стоимость проезда в плацкарте. Ну а если вы не успели на поезд на станции, то ваши сумки и чемоданы будут отправлены на следующую крупную остановку и будет дожидаться вас в ближайшем бюро находок.
Если вам предстоит поездка в дневное время или вы предпочитаете пользоваться собственным бельем либо спальным мешком, то вы можете не платить за комплект, предоставляемый РЖД. Иногда случаются попытки навязать белье, включая его цены в стоимость проезда. Тем не менее, согласно действующим правилам пассажир может не оплачивать белье, если не намерен им воспользоваться. Об этом нужно сообщить кассиру при оплате билета. Правда, нужно помнить о том, что при отказе оплачивать белье вы автоматически потеряете право взять подушку и мягкий матрас: таковы действующие санитарные нормы.
Если вы покупаете билеты для 10 и более человек единовременно, то скидка может быть весьма внушительной: до 40%. Размеры скидки зависят от сезона и от количества членов группы.
Бесплатно пассажир может провозить багаж весом до 36 килограммов в купейных и плацкартных вагонах. В вагонах класса СВ вес груза может достигать 50 килограммов. Дополнительно на безвозмездной основе пассажир может везти удочки, лыжи и другие предметы, которые не превышают одного метра в длину. Коляски и велосипеды провозятся только в сложенном состоянии.
Пассажир имеет полное право попросить проводника застелить ему кровать. Эта услуга входит в стоимость билета и является для проводника прямой обязанностью. Конечно, большинство людей сами справляются с этой задачей. Однако для беременных женщин, людей с ограниченными возможностями и пожилых кровать должна быть застелена в обязательном порядке.
Если вы приобрели место на верхней полке, вы можете просить дать вам специальный ремень, который не даст вам упасть. Если проводник утверждает, что такого ремня нет в наличии, пассажир может напрямую обратиться со своей просьбой к начальнику состава.
Часто посуду для чаепития предлагают «предоставить» в обмен на приобретение печенья, кофе, шоколадок и других мелочей. Это является нарушением правил пассажирских грузоперевозок : чашка и ложка предоставляются пассажиру бесплатно.
Дополнительно в цену поездки входят настольные игры.
Если у вас порвалась одежда, вы можете попросить, чтобы вам дали иголку с ниткой, а также самые простые лекарственные средства. Плата за эти услуги не требуется.
Заряжать мобильные устройства пассажиры имеют право бесплатно. Правда, обычно для того, чтобы зарядить телефон в купе проводника, требуется дать ему символическую сумму: около 50 рублей. В противном случае придется сторожить смартфон или планшет.
Пассажир может попросить разогреть что-то в микроволновой печи. В фирменном поезде просьба должна быть удовлетворена, в других случаях все будет зависеть от доброжелательности сотрудников вагона.
Получить свежие газеты и фирменный набор, в который водят мыло, зубная щетка, зубная паста и влажные салфетки, вы сможете только в том случае, если вы едете на фирменном поезде.
Дополнительно
Дополнительно вы можете рассчитывать на следующие услуги:
— покупка билета в рассрочку. Для приобретения билета нужно воспользоваться это услугой в разделе «оплата»;
— заказ обеда в вагоне-ресторане;
— заказ такси к вокзалу. Сам заказ должен осуществляться бесплатно: оплачивается только услуга таксиста;
— на некоторых рейсах можно пользоваться беспроводной интернет-сетью. Правда, эта услуга пока находится на стадии тестирования;
— вагон и автомобиль. Поезда с вагонами для автомобилей каждый день ходят от Петербурга до столицы Финляндии;
— в кассах можно купить билет «паром+поезд»;
— на некоторых поездах (например, в «Аллегро») можно воспользоваться специально оборудованным игровым местом для детей;
— животные в пассажирских поездах перевозятся только с доплатой. Животные небольшого размера могут перевозиться в специальных клетках или корзинках Большие собаки перевозятся в намордниках и в поводках. При этом хозяин собаки должен купить все купе, в котором планирует совершить поездку. Приобретать билет для собаки или доплачивать за перевозку животного в этом случае не потребуется.
Теперь вы знаете о специфике путешествия на поезде немного больше. Пусть эти сведения пригодятся вам для того, чтобы сделать поездку более удобное, приятной и комфортабельной!
На что вы имеете право в поезде: 18 рекомендаций путешественницы
Подробная инструкция с ценами и ссылками на правила РЖД
Я люблю путешествовать и часто езжу на поездах.
За несколько лет я успела побывать в Финляндии, Латвии и во многих российских городах. Несмотря на мою любовь к путешествиям, поезда меня часто расстраивали: в них вечно не хватало розеток, шумели пьяные соседи, а в туалет была очередь с километр.
Вот на что вы имеете право в поездке.
Как путешествовать во время пандемии
Выбрать комфортабельный поезд
Поезда и вагоны не одинаковы по уровню обслуживания: одни могут быть с кондиционерами и биотуалетами, другие — с деревянными окнами и единственной на весь вагон розеткой. Чтобы не оказаться в таком, правильно выбирайте поезд: у каждого маршрута есть номер, который можно увидеть во время покупки билета.
Номера 151—298 и 451—598 — это сезонные или дополнительные поезда, которые пускают в праздники и летом — на маршруты южного направления. Их комплектуют по остаточному принципу — из тех вагонов, что есть. В них нет кондиционеров, биотуалетов и розеток.
Не прогадать с вагоном и местом
В одном поезде могут быть как старые вагоны, так и новые — с кондиционером и биотуалетом. Можно попросить проводника пересадить вас в новый, если там будут свободные места. Правда, за это придется доплатить.
Попросить проводника помочь с вещами и бельем
Проводник обязан застилать полки: верхние места в СВ, купе и мягких вагонах. Он помогает приготовить постель инвалидам, пожилым людям и беременным в вагонах всех категорий: это входит в его должностные инструкции.
Убирать постельное белье за всеми пассажирами — обязанность проводника. По рабочей инструкции, он должен делать это после высадки людей. По просьбе пассажира и при наличии возможности проводник может помочь загрузить вещи в тамбур вагона. Я всегда беру с собой в поездки большой чемодан на колесиках, и мне ни разу не отказали в помощи при погрузке.
Ж/д компании часто предлагают включить белье в цену билета, но от него можно отказаться и спать хоть в спальном мешке. Правда, в этом случае проводник не даст матрас, одеяло и подушку, чтобы не нарушать санитарные нормы. Если же вы решили не брать белье, но потом передумали, то сможете купить его у проводника.
Я иногда не брала белье, например когда понимала, что хорошо отдохнула перед поездкой и точно не буду спать в поезде. Я читала или слушала музыку, завернувшись в собственный плед, — проводники были не против.
Поесть за адекватные деньги
Не обязательно готовить и брать с собой кучу еды: поесть по приемлемым ценам можно и в поезде. Вот какие варианты есть у пассажира.
Еще микроволновки часто есть в купе проводника — можно попросить его разогреть вашу еду. Об этом сказано в пункте 8.1. стандарта ОАО «РЖД» о нестандартных просьбах пассажира. Проводник может попросить за это доплатить, но цены неизвестны.
Стоимость дополнительного питания в вагонах разного класса
Люкс | СВ | Купейный | Плацкартный | Сидячий | |
---|---|---|---|---|---|
Завтрак | 438 Р | 402 Р | 272 Р | 217 Р | 205 Р |
Обед | 621 Р | 534 Р | 394 Р | 306 Р | 294 Р |
Ужин | 509 Р | 463 Р | 333 Р | 270 Р | 264 Р |
Заказать еду в вагоне-ресторане. Если вы едете в купе, можно попросить проводника вызвать из вагона-ресторана официанта, чтобы тот принял ваш заказ. Но можно сходить и самому: там бывают удобные кресла, свободные розетки и вайфай.
Хотя в скоростных поездах, например в «Ласточке» и «Сапсане», проводники продают чай за 100 Р и больше, по стандартам ОАО «РЖД» пассажирам должны бесплатно предлагать воду. Она есть во всех поездах: в старых вагонах — в титане, в новых — в кулере. За температурой в титане должен следить проводник.
Я часто слышала, что пассажирам бесплатно полагаются стакан и ложка. Но во внутренних правилах РЖД об этом ничего не написано, поэтому решение принимает проводник. Если вам удастся взять стакан, можно сэкономить, самостоятельно заварив чай из пакетика. Проводники не раз бесплатно давали мне и чашку, и ложку.
Выпить что-то алкогольное в поезде тоже можно, но только в вагоне-ресторане: там продают напитки крепостью до 16,5%. То есть пиво, вино или вермут заказать получится, а вот коньяк или виски — нет.
штраф за распитие алкоголя в поезде
Не терпеть противных соседей
Если ваши соседи по вагону пьяны, находятся под воздействием запрещенных веществ или нарушают ваш покой, можно попросить проводника вмешаться. Если он не сможет их успокоить, то вызовет транспортную полицию, которая снимет нетрезвых пассажиров с поезда. Это закреплено в правилах перевозок Минтранса России. Начальник поезда делает на билете такого гражданина отметку «Поездка прекращена на основании подпункта „а“ пункта 27 правил оказания услуг».
При этом наказание вполне реальное: моего знакомого однажды сняли с поезда. Он был пьян, шумел и мешал другим пассажирам. В какой-то момент проводник устал терпеть его выходки и вызвал дежурный наряд полиции на одной из станций. Те забрали провинившегося в отделение и продержали там 15 суток.
Зарядить гаджеты
В поезде есть розетки, которыми можно заряжать гаджеты, их количество зависит от его новизны:
Вот где еще могут быть розетки в вагоне:
Если розетки есть, но они не работают, иногда их можно включить по просьбе проводника.
Попросить проводника дать аптечку или оказать первую помощь
В купе у проводника всегда есть аптечка первой помощи. В ней есть бинты, марля, пластырь, перчатки, йод и стерильные салфетки. Их должны выдавать бесплатно. Но лекарств там нет, поэтому лучше захватить их с собой.
Если в дороге пассажиру стало плохо, проводник обязан сообщить об этом начальнику состава и оказать доврачебную помощь. Также он привлечет пассажиров-медиков, если они есть в поезде, обратившись к ним через поездное радио. Параллельно с этим начальник поезда через машиниста вызовет к составу скорую или медработников вокзала на ближайшей станции.
Бесплатно сыграть в шахматы
У проводника можно попросить бесплатные настольные игры — шашки, шахматы или домино. Бывает, что шахматная доска нарисована прямо на общих столиках. Еще можно бесплатно попросить иголки с нитками, ножницы, щетку для одежды и обуви.
Принять душ
примерно за столько можно принять душ в поезде
Сходить в туалет в соседнем вагоне или бесплатно на вокзале
В туалете поезда должны быть бумажные полотенца, мыло и бумага. Если их нет, скажите об этом проводнику: он обязан их принести.
Если в туалет в вашем вагоне огромная очередь, можно сходить в соседний — даже если это купе, вам никто ничего не скажет. Кроме того, из абзаца 4 ст. 80 устава железнодорожного транспорта Российской Федерации следует, что вы можете за час до поездки и через час после прибытия бесплатно сходить в туалет на вокзале — достаточно показать билет кассиру уборной. Я не раз так делала — обычно пропускают без лишних вопросов.
Попросить разбудить себя
Проводник должен сообщать всем пассажирам, что поезд прибывает на очередную станцию. Обычно он делает это за 5—10 минут до остановки. Но можно и просто попросить проводника разбудить вас в нужное время — не только перед выходом.
Но я бы не рекомендовала надеяться на проводника: он может забыть о вашей просьбе. Обычно я ставлю несколько будильников на телефоне, если знаю, что приезжаю ночью и могу проспать свою остановку.
Сделать паузу в поездке, а потом продолжить путешествие
Путешественник имеет право сойти с поезда на любой станции на срок до 10 дней, например чтобы изучить один из городов по ходу следования. Допустим, по дороге из Москвы в Пермь можно выйти на пару дней в Нижнем Новгороде, а потом продолжить путь.
Перевезти животное
В поездах разрешено провозить животных, причем без справки от ветеринара. Правила перевозки отличаются в зависимости от типа вагона:
Мелких зверей и птиц, например кошку, хомячка или чихуахуа, позволяют перевозить в клетке или контейнере на месте для ручной клади. Сумма длины, ширины и высоты контейнера не должна превышать 180 см. Обычно каждому пассажиру разрешено взять с собой только один такой контейнер. Например, мои друзья регулярно ездят из Санкт-Петербурга в Москву и обратно с йоркширским терьером. Сначала собака нервничала, но потом привыкла к переноске и теперь спокойно относится к поездкам.
Если животное не помещается в переноску размером 180 см, то относится к крупному. Тогда для него надо выкупать все места в отдельном купе и перевозить его там — с поводком и в наморднике, под наблюдением хозяина. Оформить билет на поездку с животным можно на сайте РЖД или в кассе.
Условия перевозки животных в скоростных поездах отличаются:
примерная стоимость перевозки животного на расстояние 600—1500 км
Животное должно быть в клетке или контейнере размером до 180 см по сумме трех измерений. Туда надо положить кормушку и корм, поилку, опционально — игрушку. Вес контейнера вместе с животным — до 75 кг. Обязательно нужно указать данные о человеке, который будет встречать питомца.
Нельзя перевозить животных и птиц, чье поведение может угрожать жизни и здоровью пассажиров или работников: больных, неприрученных или неадекватно себя ведущих питомцев. Чтобы перевезти животное, изучите правила перевозки.
Перевезти велосипед и другую ручную кладь
В поездах дальнего следования можно провозить велосипед как багаж — в разобранном и упакованном виде. Велосипед примут в поезд со снятыми колесами, педалями, багажником, крыльями и рулем, в чехле или пленке. На сайте РЖД есть инструкция по его транспортировке.
Удобнее всего путешествовать с велосипедом в плацкарте: там он легко помещается на третьей полке и не мешает пассажирам. Бесплатно можно перевезти байк весом до 36 кг, для вагонов СВ — до 50 кг. Размер велосипеда в сумме трех измерений не должен превышать 180 см.
Если велосипед более габаритный, его можно перевезти в багажном купе. Для этого надо приехать на вокзал заранее и оформить перевозку в кассе.
Кроме велосипеда, в поезде можно провезти любую ручную кладь весом до 36 кг и размером до 180 см по сумме трех измерений, например лыжи, удочки и другие вещи. Еще в ручной клади можно перевозить байдарки и детские коляски — в разобранном и упакованном виде.
Я ни разу не перевозила в поезде велосипед. Зато как-то мы с друзьями ездили в Карелию, где планировали сплав на байдарках. Для этого нам нужно было сначала добраться из Москвы в Петрозаводск и провезти с собой 4 байдарки. Мы спокойно сдали их в багаж, доплатив за перевозку.
Перевезти авто или мотоцикл
В некоторых составах есть места для перевозки авто. Их бронируют за 3—90 дней до поездки. Оплатить билет нужно не позже суток до отправления. Перевозить автомобиль сложно, но, если вы готовы на это, вот что нужно сделать.
Уточните, есть ли в поезде вагон для перевозки транспорта. В Москве и Санкт-Петербурге позвоните в центр организации перевозок транспортных средств, в других городах обратитесь в единый информационный центр РЖД.
Оформите документы и оплатите перевозку. После подтверждения заявки нужно оформить документы с помощью бесплатной курьерской службы или в спецкассах.
Для оформления перевозки предоставьте в кассе или курьеру:
После проверки документов распишитесь и оплатите перевозку. После этого вам выдадут:
Сдайте авто на погрузку, предоставив в терминале распечатанный купон электронной багажной квитанции с реквизитами перевозки.
Авто должно быть исправным, на время поездки нужно отключить сигнализацию и оставить в баке не больше 10 литров бензина — он понадобится при загрузке и выгрузке машины.
В салон авто можно сложить багаж весом каждого места не более 75 кг и общим весом не более 200 кг. Его оформляют как грузоперевозку и оплачивают по отдельной багажной квитанции.
Один вагон для авто вмещает 4 машины. Их закрепляют специальными упорами. Проводник контролирует перевозку: он загружает и выгружает машину, оформляет опись. Если поезд идет за рубеж, он вместе с владельцем авто присутствует при прохождении таможни.
Если вывозите авто за границу, убедитесь, что у вас нет налоговой, банковской или еще какой-либо задолженности или ограничения на выезд. В ином случае вас могут снять с поезда вместе с авто, что означает задержку состава и крупный штраф.
Вернуть забытые вещи
Оставить заявку на розыск вещи, которую вы забыли на вокзале или в пригородном комплексе, можно по телефону 8 800 775-00-00 или по адресу info@rzd.ru. Еще можно обратиться к начальнику вокзала — для этого нужно уточнить в справочной, где находится его кабинет. Сообщите ему номер поезда, вагона и места, на котором вы ехали, а также приметы потерянных вещей. После этого начальник вокзала свяжется с поездом и уточнит, есть ли там ваши вещи. Если их сняли с поезда, скорее всего, они будут храниться в бюро находок 30 дней — после этого срока никто за них не отвечает. За хранение вещей придется заплатить — эта услуга стоит 150 Р в день.
Еще один вариант вернуть вещи — заполнить электронную заявку на сайте РЖД, но эта услуга доступна только для поездов дальнего следования.
Занять детей игрой или чтением
В некоторых поездах есть бесплатная детская комната, например в составах «Аллегро» по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки. Там дети играют и читают книги. В самом поезде оборудовано место для провоза детских колясок, а для ухода за грудными детьми в туалетной комнате предусмотрен столик для пеленания.
В некоторых поездах для детей 5—14 лет есть бесплатная услуга «Библиотека юного путешественника». Там выставлены книги на русском и иностранном языках. Например, есть произведения Барто, Бианки, Маршака, Толстого, Заходера, Волкова, Булычева, Успенского, братьев Гримм, О. Генри, Роулинг, Нурдквиста и других авторов.
Библиотеки есть в 20 поездах, например в двухэтажном составе № 104 Москва — Адлер, № 31/32 «Лев Толстой» Москва — Хельсинки, № 133/134 Томск — Анапа, Санкт-Петербург — Адлер, Москва — Казань.
Пожаловаться
Если вы хотите пожаловаться на обслуживание в поезде, можно сделать это в книге жалоб и предложений — она находится у начальника пассажирского состава.