можно ли пить воду во время еды по исламу
Сунны принятия пищи
Еду нельзя воспринимать как должное и превращать прием пищи в рутину, ведь нам бесконечно повезло: мы не страдаем от голода, тогда как голод – одна из серьезных проблем современности. В наших сердцах должна быть благодарность Аллаху за то, что Он наделил нас пропитанием.
К еде следует приступать с намерением поесть, чтобы получить силы на поклонение Всевышнему и совершение благих дел. А соблюдение следующих сунн делает прием пищи богоугодным делом.
✓ Принимать пищу, сидя на полу, – это сунна. Следует снять обувь до начала еды и вымыть руки до запястий
✓ Во время принятия пищи следует сидеть на коленях так, чтобы внешняя сторона стоп опиралась на землю, или сидя на левой стопе так, чтобы пальцы правой ноги упирались в землю
✓ Перед принятием пищи нужно сказать: بسم الله – БисмиЛлях – Во имя Аллаха или بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ –Бисмилляхи р-Рахмани р-Рахим – Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Имам аль-Газали сказал: «Следует произнести басмалу вслух, чтобы напомнить об этом окружающим»
✓ Ешьте то, что перед вами. Эта и некоторые другие сунны собраны в хадисе: «О, мальчик, помяни Аллаха, ешь правой рукой и ешь то, что перед тобой» (Муслим)
✓ По возможности старайтесь есть тремя пальцами. «Пророк, мир ему и благословение, ел тремя пальцами» (Муслим). Так Пророк, мир ему и благословение, делал в большинстве случаев и для его уммы это также является предпочтительным
✓ Не следует есть очень горячую еду и не следует дуть на еду
✓ Если кусок пищи упал на землю, протрите / подуйте на него и съешьте. «Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок (еды), пусть он возьмёт его, очистит от всего лишнего и съест, не оставляя его шайтану, и пусть не вытирает руку свою платком, пока не оближет пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком (куске) его пищи (скрыта) благодать» (Муслим).
В другой версии этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Поистине, шайтан находится рядом с каждым из вас, что бы он ни делал, не покидая (человека) и во время еды, и если кто-нибудь из вас уронит кусок, пусть уберёт то, что к нему пристанет, и съест его, не оставляя его шайтану».
✓ Не следует критиковать еду. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, то он оставлял её» (Аль-Бухари; Муслим).
Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) Пророк, мир ему и благословение, попросил у своих домочадцев (какую-нибудь) приправу, а они сказали ему: «У нас нет ничего, кроме уксуса». Тогда он велел принести (уксус) и стал есть, приговаривая: «Какая прекрасная приправа уксус, какая прекрасная приправа уксус!» (Муслим)
✓ Во время еды не молчите все время
✓ После еды следует облизать пальцы и полностью очистить посуду. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, мир ему и благословение, велел (своим сподвижникам) облизывать пальцы и очищать блюдо и сказал: «Поистине, не знаете вы, в каком (куске вашей пищи скрыта) благодать (барака)» (Муслим)
✓ Затем нужно вознести хвалу Аллаху, произнеся الحمد لله – АльхамдулиЛлях – Хвала Аллаху. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Воистину, Аллах бывает доволен таким рабом, который восхваляет Аллаха за каждый съеденный им кусок пищи» (Муслим)
После еды Пророк, мир ему и благословение, совершал такое дуа: الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّة – АльхамдулиЛляхи ллязи ат’ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин – Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю
✓ По окончании трапезы нужно убрать оставшуюся еду, помыть руки и прополоскать рот
Сунны питья
✓ Перед питьем говорите: بسم الله – БисмиЛлях – Во имя Алла ха. В конце одного длинного хадиса, переданного Абу Хурайрой, говорится: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, взял стакан с молоком, произнес «Бисмиллях» и выпил, а затем воздал хвалу Аллаху» (Тирмизи, Кыйамат, 2595)
✓ Стакан следует держать правой рукой. Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-либо из вас ест или пьет, то пусть ест и пьет правой рукой. Так как левой рукой ест и пьет шайтан» (Муслим, Ашриба, 105)
✓ Воду следует пить медленно, не торопясь. Передается от Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Пейте воду потихоньку, не набирая полный рот» (Джамиус-Сагыр, 1/392)
✓ По возможности выпивайте содержимое стакана в три глотка, каждый раз отдаляя стакан от рта
✓ Не следует выдыхать в стакан. Абу Катада, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-либо из вас пьет воду, пусть не дует в стакан» (Джамиус-Сагыр, 1/294). Абу Саид, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Убери стакан с водой ото рта, а затем выдохни» (Джамиус-Сагыр, 1/38)
✓ Старайтесь не пить стоя. Нужно сначала присесть, а потом попить. В хадисе говорится: «Пусть никто из вас не пьет стоя» (Муслим). Однако в другом риваяте сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, пил воду, стоя у дверей мечети в Куфе, а затем сказал: «Некоторые считают неподобающим пить воду стоя. Однако я сам видел как посланник Аллаха пил воду стоя» (Бухари, Ашриба, 7/200)
✓ Не следует пить прямо из бутылки. Правильней будет перелить воду в стакан
✓ После питья говорите: الحمد لله – АльхамдулиЛлях – Хвала Аллаху. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Воистину, Аллах бывает доволен таким рабом, который восхваляет Аллаха за каждый съеденный им кусок пищи» (Муслим)
Ежедневно можно выполнять около 20 сунн, т.к. они распространяются на холодные и горячие напитки.
Посуда
Разрешена посуда из фаянса, стекла, фарфора, меди и многих других материалов.
Согласно шафиитскому мазхабу, как для мужчин, так и для женщин запрещено использование посуды из золота или серебра (тарелок, ложек, вилок, ножей и т. д.) для какой бы то ни было цели. Исключение – только в случае отсутствия обычной дозволенной посуды. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто пьет из золотой или серебряной посуды, подобен тому, кто наполняет свой желудок oгнем ада» (Муслим).
Смысл этого запрета в том, чтобы оградить дом от чрезмерной роскоши. Ибн Кудама доходчиво разъясняет суть данного предписания: «Запрещение в хадисе равно относится как к мужчине, так и к женщине, так как причиной такого запрета является расточительство, тщеславие и оскорбление чувств малоимущих. Ношение золота и шелка было разрешено женщинам с тем, чтобы они мoгли украшать себя для своих мужей; это исключение, которое не распространяется на другие предметы» (Ибн Кудама. Аль-Мугни, т. 8, с. 323).
Хузайфа ибн Яман сообщает, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не пейте и не кушайте из серебряной и золотой посуды – это для них (неверующих) в мирском мире и для вас в ахирате» («Булюгу аль-Марам», № 16). Имам ан-Навави, да будет доволен им Аллах, сказал: «Использовать золотую или серебряную посуду согласно достоверному известному мазхабу является запретным» («аль-Маджмуъ», № 1/248).
Запрещено держать в доме такую посуду, потому что она может быть использована. Ислам также запрещает изготавливать золотую и серебряную посуду, куплю-продажу такой посуды и обмен её на что-либо.
Шариат допускает изготовление посуды из смешанных металлов – с золотом и серебром – при условии, что недрагоценный металл составляет большую часть.
Если пища находится в золотой или серебряной посуде, она не считается нечистой и её можно употреблять, но лишь переложив в обычную, дозволенную посуду.
По материалам книги шейха Юсуфа Карадави «Дозволенное и запретное в исламе»
10 правил приема пищи и питья, согласно сунне Пророка ﷺ
Мы едим несколько раз в день. Если делать это, соблюдая сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то этот ежедневный процесс принесет нам максимальное вознаграждение.
Итак, какие же правила Пророка следует соблюдать, чтобы прием пищи был богоугодным делом?
1. Мыть руки перед едой и после нее (Сунан Абу Дауд, 3755).
2. Есть, сидя на полу (Сахих Бухари, 5386)
3. Сидеть в одной из трех поз:
— В положении, как во время чтения ташаххуда во время намаза (Фатх аль-бари, 5399).
— В положении, как во время чтения ташаххуда с согнутой правой ногой (коленом вверх) (там же; Тахридж аль-ихья, 1304).
— Сидя на корточках (Сахих Муслим, 5299).
4. Есть щепотью из трех пальцев (среднего, указательного и большого) (Сахих Муслим, 5265; Маджмауз Заваид).
5. Произнести перед едой Имя Аллаха (Сахих Бухари, 5376).
6. Есть правой рукой (Сахих Бухари, 5376).
7. Брать пищу, лежащую с краю, а не из середины блюда (Сахих Бухари, 5376).
8. По-возможности, есть со всеми из одного блюда (Ибн Касир, сура 24, аят 61; Сунан Ибн Маджа, 3287).
9. Тщательно очищать посуду после еды и облизывать пальцы перед мытьем (Сахих Муслим, 5268).
10. Читать после еды маснун-дуа. Одно из них: «Аль-хамду лилляхи-ллязи атамана ва сакана ва джааляна миналь-муслимина» (Вся хвала Аллаху, Который дал нам пищу и питье и сделал нас мусульманами) (Сунан Абу Дауд).
Сунна, касающаяся питья:
1. Пить сидя (Сахих Бухари, 6452; Сахих Муслим, 5242б 5247.) Это не касается воды из источника Замзам и остатков воды, использовавшейся для омовения.
2. Пить, держа посуду правой рукой (Сахих Бухари, 5380; Сахих Муслим, 5233).
3. Пить в три глотка (или больше, чтобы число глотков было нечетным) (Сухих Бухари, 5631; Сахих Муслим, 5255).
4. Произносить перед питьем «Бисмиллях» (Сахих Бухари, аль-Азхар, Фатх аль-бари, т.10, стр. 117).
5. Произносить после питья «Альхамдулиллях» (Ибн ас-Сунни, 472; Маджмауз Заваид, т. 5, стр. 81; Сунан Тирмизи, 1885; Фатх аль-бари, т. 10, стр. 117, 5631).
6. Если из одной посуды пьют несколько человек, то передавать ее следует тому, кто справа (Сахих Бухари, 5612; Сахих Муслим, 5257).
7. Тот, кто предлагает воду (или пищу), сам пьет последним (Сунан Тирмизи, 1894).
8. После питья следует произнести следующее дуа: «Аль-хамду лилляхи-ллязи атама ва сакаб ва саввагаху ва джааля лаху махраджа» (Сунан Абу Дауд, 3847). Это же дуа можно читать после еды (Там же).
9. Также можно читать: «Аль-хамду лилляхи-ллязи сакани азбан фуратан би рахматихи валам йаджальху мильхан уджаджан би зунуби» (Ибн ас-Сунни, Табарани).
10. Выпив молоко, читать «Аллахума барик лана фихи ва зидна минху» (Сунан Абу Дауд, 3723; Сунан Тирмизи, 3455; Ибн ас-Сунни, 474).
Пища и питье – это благо от Аллаха. Выполняя сунну и не излишествуя, мы физически выражаем свою благодарность (шукр) Аллаху.
Этикет приема пищи по Исламу
Многие повседневные поступки имеют свои правила. Наша религия учит, как нужно начинать свой день, как вести себя с окружающими, как посещать мечети и так далее. В этой статье мы расскажем об этикете приема пищи, знать о котором нужно каждому мусульманину. Некоторые из этих правил необходимо выполнить до трапезы, другие – во время неё, а третьи – после завершения.
Правила, которые следует соблюдать до приема пищи
1) Перед едой следует вымыть руки, если они загрязнены или запачканы как об этом говорится в хадисе[1].
2) Пищу следует расположить на скатерти, расстеленной на полу. Это ближе к тому, как поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нежели использование стола. Также приём пищи на полу больше соответствует принципам скромности и смирения.
3) Садиться у скатерти рекомендуется следующим образом: уложить левую ногу под собой, а правую ногу поставить на стопу (то есть так, чтобы колено правой ноги оказалось возле груди).
4) Перед едой человек должен осознавать, что он принимает пищу, дабы подкрепить свой организм для поклонения Всевышнему Аллаху, чтобы эта пища помогла ему выполнять свои религиозные обязанности. Человек не должен думать только о насыщении и наслаждении. Признаком такого правильного намерения при принятии пищи является то, что человек ест только необходимую меру, но не наедается досыта. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Сын Адама не наполнял сосуда худшего, чем живот. Любому достаточно небольшого количества пищи, которое выпрямит его спину. Если же это всё-таки необходимо, то в таком случае пусть будет треть желудка для еды, треть для питья и треть для дыхания»[2].
Такое намерение требует от человека не протягивать своей руки к еде, если он не голоден, а также прекращать приём пищи до того, как он полностью наестся. Тот, кто будет поступать таким образом, вряд ли будет нуждаться в помощи врачей.
5) Мусульманин должен быть доволен той пищей, которую имеет, и не следует пренебрегать ничем, даже малым.
6) Надо стараться организовывать приём пищи так, чтобы за столом собиралось как можно больше людей, даже если речь идёт о детях и членах семьи (то есть чтобы приём пищи происходил совместно, а не так, когда каждый член семьи ест отдельно от остальных).
Правила, которые следует соблюдать во время приёма пищи
1) Когда человек начинает приём пищи, он должен помянуть имя Аллаха и сказать: «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим» (С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного).
2) При завершении следует восхвалить Аллаха словами «Альхамдулиллях» (хвала Аллаху).
3) Кушать следует только правой рукой.
4) Класть пищу в рот надо небольшими кусочками и тщательно её пережёвывать.
5) Человек не должен протягивать руку к еде до тех пор, пока не проглотит то, что у него во рту.
6) Нельзя порицать еду (то есть упоминать об отрицательных качествах пищи без особой необходимости).
7) Следует брать ту пищу, что находится ближе к человеку, кроме тех случаев, когда еда разнообразна, как, например, фрукты.
8) Кусочки еды нужно брать и подносить ко рту тремя пальцами.
9) В случае, если что-либо из еды упало на пол, то её необходимо подобрать.
10) Нельзя дуть на горячую еду[3].
11) Не следует класть косточки от фиников в одну тарелку с финиками[4], а также держать их вместе в руке. Извлекая косточки изо рта, следует вынуть их на внешнюю сторону кисти, а затем выбросить. Так следует поступать с любой пищей, которая имеет мякоть и косточки.
12) Не следует пить воду во время еды, и это лучше с медицинской точки зрения.
13) При питье сосуд надо держать правой рукой.
14) Перед началом питья надо посмотреть в сосуд.
15) Пить следует всасывая воду, а не заливая в себя и не взахлёб. Сообщается со слов Али ибн Абу Талиба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пейте воду всасыванием, и не вливайте её в себя, потому что болезнь печени случается из-за питья взахлёб[5]».
Правила, которые следует соблюдать после приёма пищи
1) Приём пищи нужно прекратить до наступления полного насыщения.
2) Облизать пальцы[6].
3) Завершив трапезу, следует очистить тарелку[7].
4) Затем восхвалить Аллаха и произнести слова благодарности.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах доволен своим рабом, который ест пищу и восхваляет Его за это, пьет напиток и восхваляет Его за это»[8].
5) После еды следует помыть руки и очистить их от остатков мяса и жира.
Некоторые правила этикета, которые следует учитывать при коллективной трапезе
Человеку не стоит начинать кушать первым, если в собрании присутствует кто-то более достойный, например, какой-нибудь уважаемый человек или старший по возрасту.
За едой не нужно молчать, нужно вести благие разговоры, например, говорить о делах и поступках праведных людей и т.д.
Во время совместной трапезы каждый должен отдавать предпочтение своим товарищам, но и в этом не должно быть вычурности, не надо вынуждать людей говорить тебе: «Кушай, кушай»[9]. Человек должен быть открытым, и щедрость его должна быть настоящей, неподдельной, и даже отдавая предпочтение своим сотрапезникам, он не должен делать так, чтобы его воздержание от какой-либо еды ради друзей было заметно другим.
Не следует смотреть на своих товарищей во время того, как они принимают пищу, дабы они не испытывали неловкости или стеснительности.
Человек не должен делать за едой того, что ему не хотелось бы видеть от других. Например, нельзя шарить рукой по всему блюду, из которого люди едят вместе. Нельзя склонять свою голову над общим блюдом во время еды. Если же по какой-то причине необходимо достать что-либо изо рта и выкинуть, то надо обязательно отвернуться от общего блюда. Не стоит макать жирный кусок в уксус, которым пользуются остальные, и также не надо поливать уксусом жирную еду, которую едят все, потому что другим это может не понравиться[10]. Также нужно добавить, что в общую посуду с бульоном или супом нельзя макать кусочек начатой пищи.
Некоторые правила этикета при подаче угощения гостям
Угощать людей едой – это поощряемое дело. Сообщается, что Али ибн Абу Талиб (да будет им доволен Аллах) говорил: «Позвать своих братьев и сделать им небольшое угощение мне нравится больше, чем отпустить раба на волю».
Бывало Хайсама[11] (да одарит его Аллах своей милостью) готовил хабис[12] и вкусные блюда, затем приглашал Ибрахима[13] и аль-А’маша[14] и говорил им: «Угощайтесь, я приготовил это только для вас».
Подавать надо то, что есть в наличии без неестественности и излишеств. Излишеством является уже то, что человек выставляет на стол всё, что у него есть, достаёт все запасы. Гостеприимство должно быть естественным и непринуждённым.
Не надо спрашивать у посетителя разрешения подать угощение, это следует делать без вопросов.
Гость, придя к кому-либо в дом, не должен просить приготовить какое-то определённое блюдо, а если ему предлагают выбрать, то следует выбрать блюдо, которое легче готовить. Исключение может быть только в том случае, если хозяин будет действительно рад вашему предложению и это не составит для него труда. Сообщается, что аш-Шафии (да одарит его Аллах своей милостью) пришёл в гости к аз-За’фарани. Аз-За’фарани каждый день записывал на бумаге название блюда, которое он хотел, а затем отдавал своей служанке. Имам аш-Шафии взял эту бумагу и написал на ней другое блюдо. Когда аз-За’фарани узнал об этом, то очень сильно обрадовался[15].
Посещение людей во время приёма пищи
Если человек знает, что какие-то люди принимают пищу, то ни в коем случае не подобает заходить к ним.
Если же человек вошёл к ним случайно, и они позвали его присоединиться, в таком случае надо смотреть на ситуацию. Если человек увидит, что люди приглашают его по причине того, что им неудобно перед ним, то в таком случае не надо присоединяться и кушать с ними. Если же человек уверен, что эти люди действительно хотят, чтобы он поел с ними, и хотят его общества, тогда ему разрешается поесть в их компании.
Этикет принятия гостей
Нужно стараться приглашать в гости бедных и нуждающихся людей, а не богатых и знатных. Также нельзя пренебрегать своими родственниками, ведь если человек не будет звать их и собираться с ними, это приведёт к отчуждённости между близкими и даже к разрыву родственных связей. Также следует позаботиться о порядке приглашения друзей и знакомых.
Приглашая людей, человек не должен ставить целью показать свою щедрость и превосходство над другими. Основным желанием хозяина должно быть намерение следовать Сунне, кормить людей, сближать сердца братьев и вносить радость в жизнь верующих.
Не стоит приглашать в гости человека, которому будет проблематично ответить на приглашение. Также не следует приглашать тех, кто по какой-либо причине будет испытывать негативные чувства в присутствии других приглашённых или кого-то из них.
Если мусульманина пригласили в гости, то ему нужно помнить о соблюдении следующих правил.
Так, если кого-то приглашают на свадьбу, то обязательно (ваджиб) прийти в первый день свадьбы. Отвечать на приглашение в последующие дни торжества обязательным не является, но это и не запрещено. Нельзя отвечать лишь на приглашение богатых людей, отказываясь от приглашения бедных.
Не следует отказываться от приглашения по причине поста (то есть добровольной уразы). Постящийся должен прийти к позвавшему, и если он увидит, что брат-мусульманин будет рад тому, что он прекратит пост и станет кушать, то лучше будет прервать пост.
Если приглашённый знает, что на столе будет запретная еда или в том собрании, куда он приглашён, происходят порицаемые вещи, как, например, там будет мебель, сделанная из запретных материалов (шкур хищных животных и т.п.), запретная посуда (золото, серебро), музыкальные инструменты, иконы и т.д., то в таком случае приглашение следует отклонить.
Также следует отказаться от приглашения несправедливых угнетателей, развратников, грешников, еретиков[16], а также тех, кто, созывая гостей, желает похвастаться перед остальными, кичится своим положением и показывает своё превосходство над другими.
Если человек идёт в гости, ответив на приглашение, то основным его намерением должно быть следование Сунне и оказание уважения своему верующему брату, а не сама еда. Также надо иметь в виду, что, отзываясь на приглашение, человек ограждает себя от обвинений, ведь если человек без повода отказывается прийти в гости, то люди могут расценить это как высокомерие.
Гостю следует вести себя скромно, не выделяться среди других. Если хозяин указал гостю, в каком месте ему расположиться, то он не должен садиться в каком-то другом месте. Также, находясь в гостях, не следует часто смотреть в ту сторону, откуда выносят еду, потому что это указывает на жадность.
Этикет подачи пищи к столу
1) Еду следует подавать как можно скорее, потому что это является выражением уважения и почтительности к гостю.
2) Лёгкую пищу, такую как фрукты, следует подавать вначале, это полезнее в том числе и с медицинской точки зрения. Говоря о райской пище, Всевышний Аллах упомянул это в такой же последовательности:
«…с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают» (Коран, 56: 20-21).
После фруктов лучше всего подать мясное блюдо, причем желательно, чтобы оно было жареным[17]. Лучшей едой после мяса является сарид[18]. Затем следует подать сладости. В завершении надо предложить гостям прохладную воду.
3) Хозяину следует по возможности разнообразить стол и предложить гостям сразу все блюда, приготовленные для них.
4) Хозяин не должен торопиться убирать со стола, надо дать гостям возможность наесться вдоволь, и убирать только после того, как гости полностью наедятся.
5) Хозяин должен предоставить гостям еду в достаточном количестве, потому что несоблюдение этого правила будет нарушением этикета гостеприимства и нанесет ущерб его репутации.
6) Если хозяин собирается оставить часть приготовленной пищи для своих домочадцев, то это следует сделать до того, как он вынесет её к гостям.
Когда гость уходит, хозяин должен проводить его до двери дома, это является Сунной и признаком уважительного отношения к гостю. Хозяин должен смотреть на гостей с радушным выражением лица, вести с ними приятные беседы и говорить им красивые слова, когда они садятся за стол и когда встают.
Что касается гостя, то он обязан выходить с довольством в душе, даже если его право гостя было исполнено не полностью, это говорит о культурности, воспитанности и скромности человека. Гость не должен покидать собрание, не спросив позволения хозяина. Также гость должен учитывать обстоятельства и возможности принимающей стороны и не обременять хозяев, например, задерживаясь у них надолго.
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.
Из книги «Минхадж аль-касыдин» («Путь стремящихся»)
Источник
7 правил приема пищи
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Чего я больше всего опасаюсь относительно моих последователей, так это больших животов [тучности, полноты, отсутствия меры в питании]…»[1]; «Наилучшие из моих последователей — это те, из числа которых я был избран, затем те, кто следует за ними [ат-таби‘ун], а затем — следующие [атба‘у ат-таби‘ин]. После этих [трех поколений] появятся те, кто любит полноту (тучность) [малоподвижны, инертны; много и беспорядочно едят] и свидетельствуют до того, как у них попросят об этом [говорят много пустого, бесполезного, болтают, наговаривают]»[2].
Если пища для вас — это одно из самых больших наслаждений в жизни, то, скорее всего, избыточный вес — ваш спутник, расстаться с которым будет крайне тяжело, не изменив своего мировоззрения. Вот несколько правил приема пищи.
Правило 1
Упомянуть Бога в начале трапезы
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Сатана включается в вашу трапезу (получает доступ; становится ее участником), если вы не упоминаете Бога [приступая] к ней [например, сказав «бисмил-ля»]»[3].
Если человек в начале трапезы забыл упомянуть Бога, тогда он может сделать это, когда вспомнит, во время приема пищи либо в конце. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас собирается есть (трапезничать), то пусть непременно упомянет имя Господа (скажет «бисмил-ля»). Если забудет об этом в начале, тогда [вспомнив] пусть скажет: «Бисмил-ля фи аввалихи ва аахирихь» (с именем Бога в начале и в конце)»[4].
Правило 2
Верующий ест за одного, а не за семерых!
«Однажды пророка Мухаммада посетил гость. Безбожник[5]. Посланник Божий попросил надоить [молока] козы [в качестве угощения]. Гость выпил все надоенное от одной козы. Пророк попросил подоить еще одну козу. Гость выпил и это. Так он выпил за раз удой с семи коз. [Он остался гостить, и, видно, атмосфера доброты и великодушия настолько поразила его, что] наутро он стал мусульманином [уверовал в Бога, истинность миссии пророка Мухаммада; принял постулаты веры и религиозной практики]. [На завтрак] пророк Мухаммад повелел подоить козу и накормить гостя. Тот выпил. Подоили еще одну. Он (гость) не смог допить до конца. И тогда пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующий (му’мин)[6] пьет [как и ест] за одного человека, а безбожник — за семерых[7]«[8].
Известный сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар не начинал трапезу, пока не приводили одного нищего, с которым он и садился трапезничать. Однажды привели человека, который поел очень много. Тому, кто привел, Ибн ‘Умар сказал: «Больше не приводи ко мне этого. [Он хотя и мусульманин, но ненасытный.] Я слышал, как пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Верующий (му’мин) ест за одного человека, а безбожник — за семерых»[9].
«Абу Нахик любил много поесть. Ибн ‘Умар однажды обратился к нему: «Поистине, пророк Мухаммад сказал: «Безбожник ест за семерых[10]!» Тот ответил: «Я уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и Его посланника [но есть этот серьезный недостаток, а потому намерен изменить свое пристрастие к еде]»[11].
Правило 3
Накладывать в тарелку столько, сколько необходимо съесть для поддержания жизненных сил, и доедать все до конца.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, Дьявол приходит к каждому из вас всегда и по любому поводу. Даже когда вы едите. А потому если у кого-то из вас упал кусочек [еды, ломтик хлеба, например], то [подняв] пусть очистит его от грязи [безусловно, в разумных пределах], а после пусть непременно съест, не оставляет Дьяволу. Когда же доест [завтрак, обед или ужин, например], пусть оближет свои пальцы [если во время трапезы что-то ел руками и на пальцах присутствуют остатки пищи. Опять же без перегибов и с учетом норм приличия того общества, в окружении которого трапезничает]. [Зачем все это?] Поистине, человек не знает, в какой еде (остатках пищи) заложена Божья благодать (баракят)»[12].
Правило 4
Абу Хурайра передал, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) никогда (!) не ругал пищу [не критиковал за то, что она не так приготовлена; не вкусно, не сладко, недосолили]. Если ему что-то [из еды] нравилось, он это ел. Если не нравилось, тогда оставлял (отказывался)»[13].
Правило 5
Есть на голодный желудок и не наедаться досыта
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, — это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил[14]. Если этого слишком мало, тогда треть [желудка] — для пищи, треть — для питья и треть — для дыхания»[15].
Правило 6
После еды прополоскать рот и через 15 минут почистить зубы
«Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, когда просыпался, чистил зубы перед тем, как совершить омовение»[16].
‘Аиша передавала, что «посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы»[17].
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Если бы не то затруднение, с которым могут столкнуться мои последователи, я велел бы им пользоваться мисваком [чистить зубы] каждый раз при совершении малого омовения[18] (перед каждой молитвой-намазом)»[19].
Он (да благословит его Всевышний и приветствует) также сказал: «Мисвак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]»[20].
15 минут нужны для естественного восстановления зубной эмали после воздействия на нее кислой пищевой среды.
Правило 7
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас собирается есть, то пусть ест правой рукой. А если собирается пить [воду, например], то пусть пьет [держа сосуд] правой рукой. [Во время трапезы можно помогать себе левой рукой, но класть пищу в рот и пить воду необходимо именно правой]. Поистине, Дьявол ест и пьет левой рукой [и вам верующим совсем не к лицу уподобляться ему в манере приема пищи, тем более что это ежедневный процесс, который можно наполнять Божественной благодатью и благословением]»[21].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Джабира; св. х. ад-Дара Кутни. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 24, хадис № 295.
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1024, хадис № 213–(2534); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 247, хадис № 4053, «сахих».
[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 836, хадис № 102–(2017); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 415, хадис № 3766, «сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 2. С. 363.
[4] Хадис от ‘Аиши; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 415, хадис № 3767, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 315, хадис № 1858, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 355, хадис № 3264, «сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 2. С. 362; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 476, «сахих».
[5] Вроде бы что может быть хуже безбожия?! Но независимо от вероисповедования либо отсутствия веры как таковой человек является человеком, не зря сотворенным Богом и имеющим потенциал уверовать. Весь вопрос в том, кто сможет подобрать ключ к вере, заложенной Богом в глубине души.
Напомню хадис: «Каждый младенец появляется на свет с естественной верой [в Бога, заложенной в него изначально], и это до того момента, пока он не начнет излагать (выражать) свои мысли языком (самостоятельно). Родители же воспитывают его в духе или иудейской традиции, или христианской, или языческой [то есть родительское воспитание вносит значительный вклад в формирование религиозных устоев и норм, правил и принципов нового человека]». Хадис от аль-Асвада ибн Сари‘а; св. х. Абу Я‘ля, ат-Табарани, аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6356, «сахих». Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 410, хадис № 1385; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1066, хадис № 22–(2658); Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 5. С. 410.
[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1737, хадис № 5397.
[7] В одном из риваятов (вариантов хадиса) имама аль-Бухари сказано: «Мусульманин ест за одного человека, а безбожник — за семерых». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1737, хадис № 5396. Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 669, хадисы № 5393–5397 и пояснение к ним.
[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 854, хадис № 186–(2063); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 23–25, хадис № 186–(2063) и пояснение к нему; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 89, 90, хадисы № 82–85; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 251, хадисы № 1819, 1820, «хасан, сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 544, хадисы № 1823, «хасан сахих» и № 1824, «хасан».
[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1736, хадис № 5393.
[10] В Коране сказано: «Безбожники же [беспечно] пользуются (наслаждаются) [жизнью земной, ведь они не верят в жизнь после смерти] и едят подобно тому, как едят животные [то есть инстинктивно, без благодарности Богу и не задумываясь, откуда это и зачем, не думая о вечных перспективах]. [Если они останутся таковыми до самой смерти, тогда] Ад [после Судного Дня] явится их прибежищем [навечно]» (см. Св. Коране, 47:12).
[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1737, хадис № 5396. Там же. Т 4. С. 1737, хадис № 5395.
[12] Хадис от Джабира; св. х. Муслима См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 841, 842, хадис № 135–(2033); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 124, хадис № 2023, «сахих».
[13] Хадис от Абу Хурайры. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1102, хадис № 3563; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 854, хадис № 187–(2064).
[14] Конечно же, это очень индивидуально, зависит от возраста и интеллектуальных либо физических нагрузок в течение дня.
[15] Хадис от аль-Микдама; св. х. Ахмада, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и др. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1220, хадис № 17318 (17186); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочивания свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 17, с. 88, 89, хадис № 81, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 682, хадис № 2385, «хасан сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 16.
[16] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 31, хадис № 57, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 426, хадис № 6891, «сахих».
Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 123.
[17] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1842, хадис № 25306 (24795); ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 127, хадис № 43–(253); Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 296; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 118, хадис № 121.
[18] Хадис от Абу Хурайры. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.
[19] В одном из достоверных риваятов говорится об омовении, в другом — о молитве-намазе. Хадисы от Абу Хурайры, Зейда ибн Халида, имама ‘Али и др.; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Абу Дауда, ан-Насаи и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 460, хадисы № 7506–7513, все «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 198.
[20] Хадисы от ‘Аиши, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадисы № 4832, 4833, оба «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.
[21] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 354, хадис № 4537; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 837, хадис № 105г–(2020); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3776, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 35, хадис № 481, «сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 2. С. 369.