можно ли кушать мясо по библии
Вегетарианство и Библия. Разрешает ли Бог человеку есть мясо?
Действительно, в Библии есть тексты, которые, как с первого взгляда кажется, запрещают кушать мясо. Однако, в той же Библии есть стихи, которые прямо разрешают и даже предписывают есть мясо (ниже мы их рассмотрим). Получается, либо Библия себе противоречит (чего быть не может), либо какие-то тексты Библии говорят об ином.
«Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в ПИЩУ» (кроме нечистых животных, запрещенных отдельно) (Быт. 9.2,3).
Далее в Библии мы видим…
Пророк Давид ел овец.
«… и меду, и масла, и ОВЕЦ, и сыра коровьего, принесли Давиду и людям, бывшим с ним, в пищу; ибо говорили они: народ голоден и утомлен и терпел жажду в пустыне» (2 Цар. 17:29).
А вот здесь говорится о том, что Бог Сам через ворона кормил великого пророка Илию мясом, хотя конечно, если бы мясо было есть нельзя по закону Божьему, Сам бы Творец мясо не давал Илии:
«И вороны приносили ему хлеб и МЯСО поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Цар. 17:6).
Иоанн Креститель пришел в духе Илии («и предъидет пред Ним в духе и силе Илии», см. Лук. 1:17), поэтому нет ничего странного, что Иоанн ел саранчу.
Иисус дважды кормил людей рыбой (см. Евангелие от Матфея 14 и 15 главы), чудным образом сотворив ее для нескольких тысяч людей! Он мог сотворить что угодно, но сотворил именно рыбу.
Также после Своего воскрешения Иисус давал ученикам есть рыбу в пищу:
«Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами … Иисус говорит им: придите, обедайте. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Иоан. 21:10-13).
Кроме этого, в ветхозаветное время народ Божий, должен, а точнее обязан был вкушать Пасхального агнца и мирные жертвы (Исх. 12 глава, Лев. 7 глава)… Это было актуально вплоть до жертвы Христа (см. Мар. 14:12, 1 Кор. 5:7).
Библия показывает, что первые христиане ели мясо. Им было запрещено Богом есть лишь мясо удавленены, мясо с кровью и идоложертвенное, то есть приносимое в жертву идолам. Запрет удавленены (при удавлении кровь не сливалась, поэтому пропитывала мясо) и мяса с кровью был связан с запретом законом Божьим употреблять в пишу кровь (см. Быт. 9:4, Лев. 3:17). А запрет на идолжожертвенное был дан, чтоб оградить людей от приобщения к языческим обрядам (см. Исх. 34:15)
«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины…» (Деян. 15:28,29).
Поэтому в Новом завете апостол Павел часто поясняет, что мясо есть можно, но от идоложертвенного стоит воздержаться:
«ЕСЛИ пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8.13).
«Итак об употреблении в пищу ИДОЛОЖЕРТВЕННОГО мы знаем, что ИДОЛ В МИРЕ НИЧТО, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4).
«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а НЕМОЩНЫЙ ЕСТ ОВОЩИ» (чтобы случайно не съесть идоложертвенного) (Рим. 14:1)
«Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, ОТЧЕГО брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).
Что касается указанных Вами текстов, то в контексте, то есть по общему смыслу всей главы, речь там идет совсем об ином.
Быт 1 глава. Да. Библия говорит, что до потопа люди не если мясо. Но после потопа Бог его разрешил есть (см. выше Быт. 9:2,3).
«Так и Я … НАВЕДУ на них ужасное…: потому что Я звал, И НЕ БЫЛО ОТВЕЧАЮЩЕГО, говорил, и они НЕ СЛУШАЛИ, А ДЕЛАЛИ ЗЛОЕ в очах Моих и избирали то, что НЕУГОДНО Мне» (Ис. 66.4).
Посмотрите с чего начинается книга пророка Исаии:
Здесь Бог указывает на приоритеты людей. Удалите ЗЛОЕ, а потом приходите с жертвами за свои грехи. Напомню, что жертвоприношения были неотъемлемой и основной частью Божьего закона, являясь прообразом Голгофы – где за грехи людей умер истинный агнец – Иисус Христос. О заместительной жертве Христа читайте книгу «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»
«Потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Прит. 23:21).
Эта же мысль повторяется не раз в Библии том числе и в Новом завете:
«Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь … излишеству в пище и питии» (1 Пет. 4:3, см. также Лук.6:25).
Итак. Многие люди ищут в Библии подтверждения своим устоям, тому, что им кажется правильным… И конечно они находят в ней такие тексты. Только при этом они зачастую вырывают их из контекста и закрывают глаза не тексты Священного Писания, которые прямо говорят против их богословской позиции. Естественно, так поступать неправильно и нельзя. Нужно не искать в Библии подтверждений своему мнению, а нужно изучать Библию и вникать чему она учит.
Изучайте Библию и живите по заповедям Божьим, среди которых нет сыроедения и вегетарианства!
Напоследок отмечу, что безусловно, лучше не есть мяса, а питаться растительной пищей, как это было в Эдеме! Однако при вегетарианстве, нужно следить за составом еды, чтобы получать все требуемые микроэлементы.
Наша церковь пропагандирует ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ МЯСА, а именно ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ с учетом требуемых микроэлементов!
Однако, повторяю, прямого запрета на употребление мяса Бог не давал. Поэтому, выбор за человеком – либо стать полным вегетарианцем; либо лишь симпатизировать вегетарианству и ограничивать себя в количестве мяса; либо совсем не следовать принципам вегетарианства, но не употреблять только мясо нечистых животных… О запрете Библии на употребление нечистых животных читайте материал Свинина в Библии. Закон о чистой и нечистой пище
Мясная пища в христианстве
Оглавление
«Пища должна укреплять тело,
а не вызывать болезнь»
Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.
Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.
Православие – это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах – двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.
Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:
Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.
^ Грех ли убивать животных ради еды?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.
В книге Бытия ( Быт.1:29 ) написано, что Господь дает нам “всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя”, и говорит, что нам “сие будет в пищу”. Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.
Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: “разрешаю вам на время”. Он просто благословил.
«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…»
^ Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?
Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.
«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешить».
^ Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?
Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).
Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.
Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?!»
В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную», говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.
Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.
А для второй – вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания ( Деян.10:9–15 ).
Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» ( 1Кор 10:7 ), а точнее, поправляет Лопухин «плясать», то есть блудодействовать.
«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой».
Свт. Василий Великий.
В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.
^ Исламская пища – разрешается условно
«Халяль» – это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие – это «харам». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.
К харамной у мусульман относиться:
*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.
^ Иудейская пища – разрешается
«Кашрут» – это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.
*«Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей».
Иудейская мудрость.
Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос ( Кол. 3:11 ).
«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:
светлое мясо – с выпущенной кровью;
тёмное мясо – с невыпущенной (мертвечина);
^ Вьетнамская пища – не рекомендуется
*«Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо...».
Священник Олег Стеняев
^ Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?
В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» ( Быт.9:4 ). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» ( Лев 17:10 ). Слово “душа” в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.
А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того и истреблю ее из народа ее» ( Лев.17:11 ), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови ( Деян.15:20 ). Подробнее в разделе “Кровь”.
*«Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может».
^ Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?
В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).
Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:11,12 ), говорит апостол Павел в письме к иудеям.
Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.
^ Почему установлены запреты на пищу?
В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.
Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа».
Договор Бога с людьми
Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, – Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа – уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.
Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.
^ Критерий воздержания от пищи – наша совесть?
Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь – это тропа, то нарушение заповеди – это болото в стороне от неё, – можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы – Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение – инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» ( Деян.15:29 ).
А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр. 9, 9–14 ).
О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян. 10, 9–15 ).
Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови, удавленины и идоложертвенного мяса ( Деян. 9:12 ), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» ( 1 Кор.9:22 ), говорит христоподобный апостол Павел.
Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.
Автор: Диакон Владимир Рождественский,
физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера
Открытый христианский форум JesusChrist.ru
Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.
|
Скажите, пожалуйста, где в Библии говорится, что Господь разрешил кушать мясо животных
все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
Быт.9,3
1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
3 всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;
Т.е. после изгнания из Эдемского сада людям разрешили есть мясо животных после их умерщвления? При этом наличие души у животных по прежнему признается? Я правильно понимаю?
Исправлено пользователем Maryia_V 17/07/13 18:53.
А по поводу наличия душ у животных Вы могли бы прокомментировать?
Еще подскажите, пожалуйста, где в Ветхом Завете упоминается первый раз о том, что человеческие души бессмертны?
Я вам статью дам на эту тему из библиологического словаря.
Первая фаза в истории библейского учения о П. б. По причинам, к-рые остаются неисповедимыми, ветхозав. *Откровение вначале не содержало ясно выраженного учения о П. б. Поэтому древние израильтяне заимствовали свои взгляды на посмертную судьбу человека у соседних народов. По-видимому, еще с эпохи *патриархов они усвоили пессимистич. вариант доктрины.
Преисподняя (евр. שאול, ШЕО́Л) в ранней библ. *космографии представлялась подземным царством, подобным мрачному царству мертвых у вавилонян. В нем обитали тени усопших (евр. רפאים, РЕФАИ́М); их удел — забвение, мрак, удаленность от Бога (Пс 87:5—13). В сущности, живым является только Бог: люди как целостные существа живы, пока в них действует дух, дарованный Богом. Когда он покидает человека, тот превращается в прах (Пс 103:29). Такой взгляд на П. б. сохранялся почти во всей традиции мудрецов (см. ст. Мудрецов писания). Автор Кн. Иова еще не ведает посмертного воздаяния, Екклесиаст утверждает: «Участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом» (3:19). В Ветхом Завете, от Кн. Бытия до Сираха, постоянно напоминается о возвращении человека в прах, из к-рого он был создан (Быт 1:24—25; Сир 16:31). Даже после того, как ветхозав. Церкви была открыта тайна воскресения, прежний взгляд продолжал находить своих сторонников. Его придерживались саддукеи, а в 17 в. он был возрожден португальским евреем Уриэлем д’Акостой (см. его кн. в рус. пер.: «О смертности души человеческой», М., 1958).
Вторая фаза не имеет строгой хронологич. границы. Так, автор Кн. Царств, придерживаясь старой концепции (2 Цар 14:14), одновременно приводит молитву Анны, матери прор. Самуила, в к-рой выражена надежда, что Господь может вывести человека из Шеола (1 Цар 2:6). Та же надежда звучит в Пс 48:16; 72:23—24. Сказания о Енохе и Илии, изъятых из общей участи смертных, укрепляли веру в то, что пребывание в Шеоле не есть неизбежная судьба человека. Однако еще более ясно выступает эта вера в т. н. «Апокалипсисе Исайи» (Ис 24—27), к-рый большинство библеистов относит к 4 в. К 60-м гг. 2 в. до н. э. вера в воскресение мертвых и посмертное воздаяние становится господствующей среди иудеев. Об этом свидетельствуют Дан 12:2—3 и 2 Макк 7:9.
Во время восстания Маккавеев уже возносились молитвы за павших на поле брани (2 Макк 12:39—45). В Кн. Еноха (см. ст. Апокрифы) впервые говорится не только о воскресении, но и о воздаянии. Образ «геенны огненной» восходит к эсхатологич. учениям, сложившимся во 2 в. до н. э. В *диаспоре откровение о воскресении мертвых было дополнено платоновским понятием о бессмертии души (Прем 3:1—8). В результате утвердилось понятие о личном бытии после смерти и конечном всеобщем воскресении. Но акцент делался именно на воскресении, а не бессмертии души.
НЗ целиком воспринял это ветхозав. учение. Не естественное, присущее природе человека сохранение его бессмертного ядра, а чудо возрождения к новой преображенной жизни по воле Творца в конце веков было чаянием Церкви в первохрист. период. И хотя позднее влияние греч. спиритуалистич. дуализма не раз ослабляло силу этого чаяния, оно осталось догматом Церкви, к-рая «чает воскресения мертвых и жизни будущего века».
А конкретно источник вот этого высказывания подскажите?
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Быт.2,7
«До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному» Святой Серафим Саровский
Животные тоже имеют не только душу, но и свой дух, как и человек имеет свой дух.
Вот, смотрите, написано:
— «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Еккл.3:21)
Об этом написано и в Ветхом Завете:
— «ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится.» (Левит 17:14)
— «можешь … есть … мясо … только крови не ешьте: на землю выливайте ее, как воду» (Второзаконие 12:15,16)
Об этом написано и в Новом Завете:
— «угодно Святому Духу … сего необходимого: воздерживаться от … крови … Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы». (Деяния 15:28,29)
Животные тоже имеют не только душу, но и свой дух, как и человек имеет свой дух.