можно ли есть мясо в мясопустную субботу
Сегодня Вселенская Родительская суббота.Как отмечать?Поминальная молитва.Что можно и нельзя делать?
В Мясопустную неделю (с 1 по 7 марта 2021 года) отмечается вселенская родительская мясопустная суббота, которая выпадает в 2021 году на 6 марта. Вселенской на называется потому, что первым делом поминают всех умерших православных, а затем всех ушедших родных: родителей, дедушек и бабушек. Уважение к ним– одна из десяти заповедей Божьих. Всю свою жизнь дети обязаны заботиться о тех, кто подарил им жизнь, воспитал и поставил на ноги. Господь говорил, что оказывая должное уважение к родителям, человек продлевает свою земную жизнь и будет удостоен от Него всяческих благ.
Поминальная молитва
Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твоё, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь
Как правильно провести Вселенскую поминальную субботу
Начинается поминальная суббота с Проскомидии, заупокойной литургии. Затем служат общую панихиду. Придя утром в храм, верующие подают записки с именами усопших, крещенных по православной традиции. За них будут молиться во время всех служб, называя поименно.
За некрещеных родственников и друзей верующие могут молиться самостоятельно дома.
Нельзя подавать записки за:
Свечи ставят на поминальном столе возле распятия. Помянуть умерших можно, раздавая милостыню и прося нищих помянуть родных в своих молитвах.
Православие учит, что дома за поминальным столом нужно соблюдать тишину и возносить молитвы о душе покойного. Перед тем, как сесть за стол, совершают литию, либо читают молитвы «Отче наш» и «Живые помощи». Категорически запрещено поминать спиртными напитками.
Что можно есть в мясопустную субботу?
В этот день принято собираться за столом всей семьей, чтобы помянуть своих умерших родственников и друзей. Как правило, готовят постные блюда. Обязательное угощение – кутья. В данном случае зерно символизирует наших умерших родственников, а плод их – в наших делах, которые мы совершаем, благодаря их добро прожитой жизни.
Что нельзя делать в мясопустную субботу?
Большинство запретов, которые касаются этого дня, являются предрассудками. Главное, в этот день посетить храм и помолиться о душах усопших. Остальное время можно проводить на свое усмотрение.
Запреты, которые касаются этого дня:
Вселенская родительская мясопустная суббота – время, когда мы, живущие на земле, должны вспомнить и помолиться об умерших, которые нам были дороги и любимы. Желательно делать это не только в субботу, но и ежедневно во время чтения вечернего правила. Каждый раз, посещая храм, ставьте свечи не только о здравии живых, но и за упокой умерших.
Что кушать в мясопустную неделю. Мясопустная неделя: что можно есть
Подготовка к Пасхе
Важно правильно подготовиться к празднованию самого важного православного праздника — Пасхе. Период подготовки к посту состоит из трех седмиц, каждая из которых, посвящена определенной теме. Начинается он с истории, молившихся в храме фарисея и мытаря. Сыропустная седмица – заключительная часть подготовительного периода перед Пасхой.
Седмицы во время подготовки и Великого поста посвящены отдельным темам:
Этот период направлен на то, чтобы человеку легче было перейти к аскетичному от привычного образа жизни. Уже более 16 веков практикуется такая подготовка к Великому посту.
Четыре воскресенья — четыре вехи
Собственно, значение имеют не все дни этих недель, а только воскресенья, которым даны названия — о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная неделя и сыропустная. Последнее воскресенье совпадает с древним, языческим и очень любимым праздником — Масленицей, сразу после которой, в понедельник, начинается Великий пост. Суть этих приготовлений — подготовка постепенного перехода к суровому воздержанию. Сам по себе этот порядок очень древний и известен с IV века.
Мясопустная неделя, продолжая духовное покаяние человека, начинает готовить его физически. Она является последним днем, когда в пищу можно употреблять мясо. Этот день называется еще Неделей о Страшном Суде, потому что все 6 предшествующих этому воскресенью дней на литургии читаются страницы из Евангелия, посвященные Судному дню.
Описание мясопустной недели
Третью неделю подготовки к Великому посту называют Мясопустной седмицей. Она направлена на отказ православного христианина от употребления мясных продуктов, чтобы воздержание в дальнейшем проходило легче. Это последние дни перед Постом, когда еще разрешено вкушать мясные продукты.
В этот период завершались ярмарки и свадебные гулянья. Верующие готовились к воспоминаниям о Страданий Христа. Следующая неделя называется Масленицей. В эту седмицу уже отказываются от мяса и вкушают только яйца и молочные продукты.
Священники рекомендуют заблаговременно продумать рацион на среду, так как в этот день мясные продукты уже запрещено кушать.
Седмица сырная (масленица) — сплошная.
Последняя приготовительная ко св. Четыредесятнице седмица называется сырной, а в просторечии масляною, или масленицей, от употребления в эту неделю сырной пищи – молока, масла, яиц (и рыбы).В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу отступая от приятных яств, приняли бразду поста».
Своим богослужением в седмицу сырную Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния, предпраздненство воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная». Церковь в неделю сырную не сочетает браков; в среду и пятницу этой седмицы не совершает Литургий, а вместо нее Часы, и, как во дни Четыредесятницы, в эти два дня сырной седмицы с коленопреклонением произносит молитву св. преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего…»
Кроме того, в каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения приготовляемых к посту, прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах поста, по словам Господа: «обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте и в плаче и в рыдании..»(Иоил. 2:12) ); в пятницу сырную воспоминает крестные страдания Спасителя, а в субботу творит память всех св. преподобных и богоносных мужей и жен, просиявших постом. Как воинов, ополченных и готовых на брань, воеводы одушевляют наставлением и напоминанием им о воинах, отличившихся мужеством и храбростью, так Церковь, при ополчении нас на духовную брань в дни св. Четыредесятницы, укрепляет нас на духовные подвиги примером св. подвижников: «Яко да к первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидные и различные делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и св. подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были также люди, облеченные немощами плоти и нам подобные по естеству.
Возсия́ весна́ по́стная, цвет покая́ния, очи́стим у́бо себя́, бра́тия, от вся́кия скве́рны, Светода́вцу пою́ше рцем: Сла́ва Тебе́, Еди́не Человеколю́бче. Наступила весна поста, цветение покаяния; очистимся, братья, от всякой нечистоты, воспевая Подателю света: слава Тебе, Единый Человеколюбец. (Триодь постная. Среда сырная. Вечерня. Стихира на стиховне.)
Вселенская Родительская Мясопустная суббота
На Мясопустную седмицу приходится первая Вселенская родительская суббота. Церковь в этот день поминает всех усопших со времен Адама.
Поминальная МолитваПроповедьВидеоФото: неделя о Страшном суде
Господи, услышь наши мольбы о родителях, что покинули эту землю и отправились в Царствие Твоё, где жизнь вечная. Лишь Ты способен утешить души наши скорбящие. Прошу, отпусти все грехи ушедшего и подари ему жизнь в радости и счастье на Небесах. Плачу я и молюсь за душу раба Божьего (имя) с верою и надеждою на утешение. Не оставь меня одного в печали скорбящей, помоги пережить утрату. Отпусти ему все грехи, позволь душе упокоиться и обрести жизнь вечную. Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Аминь
Проповедь в мясопустную субботу:
Этот поминальный день напоминает всем христианам о необходимости спасения всех людей, поэтому все живые должны молиться о душах умерших сестер и братьев. Умирает только тело, душа же остается живой, а значит, у нее еще есть время для покаяния. У всех, живых и почивших, есть время до Страшного Суда, чтобы покаяться. Молясь за умерших родственников мы и сами незаметно становимся лучше: начинаем любить ближних и очищаемся от зла.
Традиции, что можно и нельзя делать
В неделю о Страшном суде в православном храме проводятся праздничные богослужения, читаются молитвы и проводятся проповеди. Основная их тематика – Страшный суд. Священнослужители рассказывают мирянам о повторном пришествии Спасителя на Землю. Только на этот раз он уже не станет никого спасать, а напротив, устроит суд над всеми людьми, живущими неправедно.
23 февраля 2020 года верующие отправятся в церковь, чтобы задуматься о том, что все мы рано или поздно получим по заслугам. Неделя о Страшном суде призвана напомнить людям о необходимости улучшать себя, очищаться от грехов, становиться на путь истинный. Ведь милость Господа – воистину безгранична, но время на исправление, увы, ограничено и заканчивается вместе с земной жизнью. Поэтому так важно вовремя осознать свои ошибки, чтобы впоследствии не было поздно.
Можно подытожить, что важно сделать в этот день:
Чего делать не следует:
Христианский ли праздник «Масленица»?
В основе Масленицы лежит совсем не христианство. Это знает каждый образованный человек. Масленица – это древнее языческое празднование встречи весны и проводов зимы. Раньше этот праздник представлял собой своеобразную вакханалию, которая сопровождалась играми, драками, необузданным весельем и обильными хмельными пирами. До принятия христианства такие гуляния были направлены на то, чтобы умилостивить языческих богов. В некоторых случаях они сопровождались человеческими жертвоприношениями, в числе которых были первомученики – киевский варяг Феодор и его сын Иоанн. Поэтому, православная церковь, рассказывая о Страшном Суде, призывает к покаянию и просит с осторожностью относиться к языческим обрядам, которые до сих пор живут в нашем подсознании.
После крещения Руси, люди так и не смогли отказаться от празднования масленицы. Русскому народу трудно отменить праздники, сопровождающиеся бесшабашными гулянками, и богатыми застольями. Православная церковь вынуждена была эту неделю совместить с последней подготовительной седмицей. Таким образом, она могла хоть как-то контролировать то, что происходит и не допустить кощунственного разгула в период Великого поста. Традицию поминать умерших предков блинами переосмыслили как заговенье – праздничная трапеза перед постом. В храмах читают покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина. При этом на улицах творили ритуальные языческие заклинания и частушки, которые оскверняют слух верующего человека.
Что разрешено есть в мясопустную неделю
Православных верующих интересует вопрос, что можно вкушать в эту неделю, чтобы правильно подготовить организм к Великому посту.
В воскресенье употребляют привычные мясные продукты: мясо птицы, говядину, свинину, колбасные изделия. Строгих запретов в этот день нет. Если есть желание, можете есть жирные колбаски или сало. Однако делать это нужно в меру, так как это все таки, подготовительная неделя, после которой наступит Великий пост. За мясопустной неделей следует Сыропустная. Из рациона исключают мясные продукты.
Стоит отметить, что традиции православной церкви очень мудрые. Ведь, чтобы пост пошел на пользу, нужно к нему правильно подготовить организм.
Приметы на Мясопустную субботу
Мясопустная неделя входит в ряд подготовительных мероприятий, предшествующих Великому посту, который, в свою очередь, является преддверием главного православного и древнейшего христианского праздника Пасхи, олицетворяющего величайшее событие — воскресение из мертвых Иисуса Христа.
Христианские богослужения
Мясопустная неделя начинается с воскресенья, во время богослужения в этот день вспоминают историю о блудном сыне. На ежедневных литургиях вспоминают предстоящий Страшный Суд, который состоится, когда произойдет второе пришествие Христа. На богослужениях в будни читают стихи из Евангелия, где о грядущем Суде говорил сам Иисус.
Православным в этот период времени рекомендуют регулярно посещать службы, читать утренние и вечерние правила, уделяя особенное внимание стихам, читаемым на литургии о Страшном Суде.
Завершается Мясопустная неделя родительской субботой, когда все православные христиане поминают своих умерших родственников и друзей. В память о них, заказывают панихиды и заупокойные молебны.
В воскресенье проводят Великий Мясопуст – праздник мяса, перед тем, как полностью отказаться от него. Как правило, это народные ярмарки и гулянья с большим количеством мяса, которое запекают, жарят на грибе и едят вдоволь.
Как подготовиться в мясопустной неделе?
Священнослужители рекомендуют продумать рацион питания на следующий месяц, учитывая, что в нем должны присутствовать постные блюда. Также важно подготовиться психологически, чтобы отказаться от развлекательных и праздничных мероприятий.
По возможности чаще посещать богослужения, исповедоваться и причащаться. В подготовительный период, как и в сам пост, нужно отказаться от посещения увеселительных мероприятий, сократить до минимума просмотр развлекательных программ.
Стоит помнить, что пост – это не наказание, а время, когда каждый верующий человек может очистить свою душу. Борясь со своими страстями, мы становимся ближе к Богу, исцеляясь физически и духовно.
Вселенская родительская (мясопустная) суббота
Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.
Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.
Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.
Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.
Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.
Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:
Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».
Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.
Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.
Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.
После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!
Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений. »
Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.
Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.
Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.
От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.
Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.
«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» — «Да, конечно». — «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».
Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.
В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».