можно ли есть мясо лошади мусульманам
Разрешено ли употреблять в пищу конину?
بسم الله الرحمن الرحيم
اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْ لَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ
صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَي شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
صَلُّوا عَلَي طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: اَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَي سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَي آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ
Вопрос: Разрешено ли употреблять в пищу конину? Просто я слышал, что по ханафитскому мазхабу нельзя есть мясо лошади и каково на самом деле мнение самого Абу Ханифы (рахматуллахи ‘аляйхи) в этом вопросе?
Лошадь является почитаемым животным в Исламе, о котором сказано в Куръане и многочисленных изречениях Пророка Мухаммада ﷺ.
Всевышний Аллах в Благородном Куръане говорит:
وَالْعَادِيَاتِ ضَبْحًا فَالْمُورِيَاتِ قَدْحًا
«Клянусь конями скачущими задыхаясь от быстрого бега, клянусь конями, высекающими искры из земли копытами» (сура «аль-‘Адият», аят 1-2)
وَالْخَيْلَ وَالْبِغَالَ وَالْحَمِيرَ لِتَرْكَبُوهَا وَزِينَةً ۚ وَيَخْلُقُ مَا لَا تَعْلَمُونَ
«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чем вы не ведаете» (сура «ан-Нахль», аят 8).
Посланника Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ لَمْ يَعْرِفْ حُرْمَةَ فرس الغازي، فيه شُعْبَةٌ مِنَ النِّفَاقِ
«Тот, кто не проявляет уважения к лошади, участвующей в бою, в том есть доля лицемерия».
Рассмотрим доводы стороны, которая утверждает, что употребление конины запретно или является нежелательным действием.
В риваяте, переданном от Халида ибн Валида (радыяллаху ‘анху),
حَدَّثَنَا سَعِيدُ بْنُ شَبِيبٍ، وَحَيْوَةُ بْنُ شُرَيْحٍ الْحِمْصِيُّ، قَالَ حَيْوَةُ: حَدَّثَنَا بَقِيَّةُ، عَنْ ثَوْرِ بْنِ يَزِيدَ، عَنْ صَالِحِ بْنِ يَحْيَى بْنِ الْمِقْدَامِ بْنِ مَعْدِي كَرِبَ، عَنْ أَبِيهِ، عَنْ جَدِّهِ، عَنْ خَالِدِ بْنِ الْوَلِيدِ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «نَهَى عَنْ أَكْلِ لُحُومِ الْخَيْلِ، وَالْبِغَالِ، وَالْحَمِيرِ
Сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ запретил употребление в пищу мяса лошади, осла и мула (ан-Насаи 3790).
Так же в риваяте, переданном Даракутни, от Халида ибн Валида (радыяллаху ‘анху), сообщается о том, что в день битвы при Хайбаре, Посланник Аллаха ﷺ запретил, есть мясо лошадей.
Из вышеприведенных хадисов, мы видим, что у сторонников мнения, что конина запрещена или ее употребление является нежелательным есть собственная доказательная база.
А теперь приведем доказательства тех, кто утверждает, что мясо лошадей дозволено для пищи.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ: «لَا بَأْسَ بِلُحُومِ الْخَيْلِ، وَلَيْسَ الْعَمَلُ عَلَيْهِ»، قَالَ أَبُو دَاوُدَ: » وَهَذَا مَنْسُوخٌ قَدْ أَكَلَ لُحُومَ الْخَيْلِ جَمَاعَةٌ مَنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْهُمْ:ابْنُ الزُّبَيْرِ، وَفَضَالَةُ بْنُ عُبَيْدٍ، وَأَنَسُ بْنُ مَالِكٍ، وَأَسْمَاءُ بِنْتُ أَبِي بَكْرٍ، وسُوَيْدُ بْنُ غَفَلَةَ، وَعَلْقَمَةُ، وَكَانَتْ قُرَيْشٌ فِي عَهْدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَذْبَحُهَا
Имам Абу Дауд (рахматуллахи ‘аляйхи) говорит: «Не порицается употреблять мясо лошади, но люди не следуют этому. Мясо кобылы ели большое количество сахабов, такие как ибн Зубайр, Фадаляту ибн ‘Убайд, Анас бин Малик, Асма бинта Аби Бакр, Сувайд бин Гафлята, ‘Алькама (радыяллаху ‘анхум), а также курайшиты, во времена Пророка ﷺ резали лошадей».
Имеющиеся разногласия среди ученых были связаны с взаимоисключающим смыслом некоторых хадисов, а так же с разницей метода (усуля), в соответствии с которой имамы муджтахиды принимали или не принимали тот или иной риваят в качестве доказательства.
Изначально позицию о запрещенности употребления в пищу мясо лошадей придерживался и Абу Ханифа (рахматуллахи ‘аляйхи). Однако как указывается в книге «ад-Дурруль мухтар» ибн ‘Абидина (рахматуллахи ‘аляйхи),
وَقِيلَ إنَّ أَبَا حَنِيفَةَ رَجَعَ عَنْ حُرْمَتِهِ قَبْلَ مَوْتِهِ بِثَلَاثَةِ أَيَّامٍ وَعَلَيْهِ الْفَتْوَى عِمَادِيَّةٌ وَلَا بَأْسَ بِلَبَنِهَا عَلَى الْأَوْجَهِ
что за три дня до собственной смерти имам А’зам (рахматуллахи ‘аляйхи) отказался от своего мнения о запретности конины в пользу дозволенности лошадиного мяса.
Мнения о дозволенности употребления конины придерживались и два выдающихся ученика Абу Ханифы – имам Абу Юсуф и имам Мухаммад Шайбани (рахматуллахи ‘аляйхима).
Лидер ханафитов Египта, великий правовед и хадисовед, автор известнейшего труда «акыда ат-Тахавия» имам Тахави (рахматуллахи ‘аляйхи) в своей известной книге шарху Ма’аниль-Асар пишет: «Внешне, может показаться, что между мясом домашнего осла и лошади, не существует никакой разницы. Однако необходимо принимать во внимание риваяты, касающиеся данного вопроса, и указывающие на то, что мясо лошади является мубахом. Особенно важным является момент, на который обращается внимание в хадисе Джабира (радыяллаху ‘анху), где мясо осла отделяется от мяса лошади, и в котором ослиное мясо называется харамом, а мясо лошади халялем. Имамайн (имам Абу Юсуф и имам Мухаммад) высказали мнение о разрешенности лошадиного мяса, так как имеющиеся по этому поводу риваяты, достигли степени таватур ».
А Аллах знает лучше.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин
Допустимо ли мусульманам кушать конину?
B некоторых странах мусульмане едят конину, а в других считают мясо этого животного запретным. В Исламе конина относится к разрешенному для употребления в пищу.
Даже сподвижники утоляли голод этим мясом. Известен хадис, переданный Джабиром ибн Абдуллой: «Мы порой употребляли в пищу конину во времена Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)» (Насаи, «Сахих», 4330).
Некоторые исламские алимы говорили о нежелательности употребления в пищу этого мяса. Подобное умозаключение касалось тех времен, когда кони были самым лучшим и быстрым средством передвижения, а также ведения военных действий. В Коране сказано: «[сотворил также] коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и пользовались как роскошью. Он творит также то, чего вы и вовсе не знаете» (Сура «ан-Нахль», 16 / 8).
Нет никаких явных канонических запретов на употребление конины или специальных условий её приготовления. Согласно исламским предписаниям, мусульманам разрешено всё то, что не запрещено в Коране или в Сунне, если нет медицинских или иных противопоказаний.
Практически все мусульманские алимы говорили о дозволенности употребления в пищу конины и об отсутствии нежелательности. Сахаб Джабир вспоминал: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) накормил нас кониной и запретил употреблять в пищу ослиное мясо» (Насаи, «Сунан», 4328).
В сборниках хадисов имамов аль-Бухари и Муслима также приведены слова Джабира: «Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) запретил употреблять в пищу ослятину и разрешил есть конину» (Бухари, 5520; Муслим, «Сахих», 36).
Дочь Абу Бакра, благочестивая Асма (радыяллаху анхума), подчеркивала: «Мы во времена Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) зарезали лошадь в соответствии с мусульманской традицией и съели ее» (Муслим, Бухари).
К вопросу о халяльности конины могут примешиваться только различные обычаи или традиции. Например, турки считают мясо этого животного недозволенным, у арабов употребление конины практически не распространено, а у татар или казахов это мясо является неотъемлемой частью национальной кухни.
Запретно ли по ханафитскому мазхабу употребления конины?
Некоторые утверждают, что в ханафитском мазхабе употребление в пищу конины считается «харамом». Правда ли это?
В ханафитском мазхабе, относительно употребления в пищу конины, существуют два решения. Согласно мнению Имама А’зама Абу Ханифы, употребление в пищу конины – махрух, т.е. порицаемо. А согласно мнению его двух учеников, также ученых-муджтахидов Имама Мухаммада и Имам Абу Юсуфа, употребление в пищу конины — халаль, то есть разрешено. Абу Ханифа в качестве доказательства своего мнения приводит 8-аят суры «Нахл»: «…Всевышний сотворил также коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и пользовались как роскошью. Он творит также то, чего вы и вовсе не знаете»
Имам А’зам Абу Ханифа толкует следующим образом. Хотя в отношении животных самым важным для человека является употребление их в пищу, в отношении лошади сказано «чтобы вы ездили на них верхом и пользовались как роскошью», т.е. если бы употребление в пищу конины было явно «халаль», то Всевышний сказал бы, прежде всего об этом. Но в аяте открыто не говорится и том, что употребление в пищу конины – «харам», т.е. запретно. Поэтому Абу Ханифа ограничился решением, что употребление в пищу конины является «макрухом», но никак не «харамом». Другая причина, побудившая Абу Ханифу прийти к принятию решения «макрух», это реалии периода в котором он жил, тогда лошади были незаменимы в военном деле, поэтому они играли, условно говоря, «стратегическую роль» в государстве.
В шариате категория «макрух» делится на категории «макрух-танзих», т.е. «макрух близкий к халялу» и «макрух-тахрим», т.е. «макрух близкий к хараму». Среди ученых были споры насчет того, к какой категории «макруха» причислил Абу Ханифа употребление в пищу конины. Но вследствие того, что согласно мнению Абу Ханифы употребление в пищу кобыльего молока «халаль», то существуют веские основания считать, что его решение относительно употребление в пищу конины — «макрух-танзих», т.е. «макрух, близкий к халялу». Одна из причин того, почему Абу Ханифа решил, что употребление в пищу кобыльего молока «халаль, а мяса «макрух», кроется в том, что употребление в пищу кобыльего молока не приводит к сокращению голов лошадей, необходимых для езды верхом и военного дела. [1] Если бы Абу Ханифа считал, что употребление в пищу конины является «макрух-тахрим», т.е. «макрух, близкий к хараму», то он не охарактеризовал бы как «халаль» употребление в пищу кобыльего молока.
Но согласно мнению двух учеников Имама А’зама Абу Ханифы, ученых- муджтахидов Имама Мухаммада и Имам Абу Юсуфа, употребление в пищу конины – халаль. Они в качестве доказательства приводят следующие хадисы от Имама Бухари и Имама Муслима.
Первый, хадис от Джабира ибн Абдуллаха: «Пророк в день Хайбара запретил есть мясо осла и разрешил конину» [2].
Вторый, хадис от Асмы дочери Абу Бакра: «Во времена Пророка мы ели конину» [3].
Заключение. Как известно, «ханафитский мазхаб это не только свод фатв, решений, доводов и суждений Абу Ханифы, но это и свод фатв, решений, доводов и суждений других ученых-богословов, руководствовавшихся на протяжении веков методом и основными правилами (усульул-фикх) выработанными Абу Ханифой при принятии фатв. В ханафитском мазхабе во многих случаях руководствуются фатвами, которые вынесли ученики Абу Ханифы –Имам Мухаммад и Имам Абу Юсуф. Вот поэтому, мусульмане-ханафиты, употребляющие в пищу конину, руководствуются решениями Имама Мухаммада и Имама Абу Юсуфа. К тому же некоторые фатвы могут меняться в зависимости от периода, от сложившихся обстоятельств.
Главная причина того, почему Абу Ханифа посчитал употребление конины в пищу как «макрух» состоит в том, что во времена ученого лошади использовались как одно их основных орудий войны. То есть, ученый, принимая фатву ориентировался на требования своей эпохи. В нынешнее время орудия, средства ведения войны кардинально изменились. Сегодня вместо лошадей на поле боя используются танки, самолеты и иные орудия ведения войны. В нашем веке отпала большая необходимость использовать лошадей в военных целях. Если бы Абу Ханифа жил в наше время, то кто знает, как он расценил бы употребление конины в пищу. Истина ведома лишь Аллаху.
В заключение, явных канонических запретов на употребление конины в пищу в Исламе нет, поэтому согласно мнению большинства ученых и школ фикха употребление в пищу конины разрешено.
[1] Аль-Маргинани, ал-Хидая шарху бидаятил-мубтади, 4-том, 1458-стр. Изд. «Дарус-салам», Каир, 2000 г.
[2] Сахихи Бухари, 39826, 4-том, 1544-стр. Изд. «Дару Ибни Кясир», 1987, Бейрут.
[3] Сахихи Муслим, 5191, 5-том, 2099-стр. Изд. «Дару Ихиа’ит-турасил-араби», Бейрут.
Исламский форум
Знание прежде всего
Является ли конина дозволенной?
Является ли конина дозволенной?
Сообщение Asiya Sunny » 03 апр 2012, 21:20
Re: Является ли конина дозволенной?
Так же хадис, в котором передается от Асмы бинту аби Бакр, да будет доволен ею Аллах, кот. сказала:
«Мы зарезали во время пророка, мир ему, коня в Медине и съели его».
(хадис приводит имам Бахари, 5510, 5511, 5512, 5519, и имам Муслим, 1942)
Это в хадисоведение называется хадисом «марфу'» (поднятый до пророка), так как было во время пророка, мир ему, и не пришло о запрете этого. Иначе, если бы это было запрещено или порицаемо, Аллах непременно бы указал на это и исправил.
Re: Является ли конина дозволенной?
Сообщение Daulet » 04 апр 2012, 09:26
Re: Является ли конина дозволенной?
Re: Является ли конина дозволенной?
Сообщение Asiya Sunny » 04 апр 2012, 11:42
Re: Является ли конина дозволенной?
Re: Является ли конина дозволенной?
Сообщение abu__maryam » 04 апр 2012, 12:56
Re: Является ли конина дозволенной?
Сообщение Just muslim » 24 июн 2015, 16:14
Был спрошен шейх Абдуль-Азиз Ибн Баз: «Каково положение употребления конины и мяса гиены?»
Ответ: «Конина дозволена. Дозволил её пророк, да благословит его Аллах и приветствует. А также дозволено и мясо гиены, согласно сообщению от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Конина, мясо гиены дозволены нам. По-другому обстоит дело с волками, львами, тиграми, и собаками. Они запретны. Таким образом, запрещено всё то, что имеет клыки из зверей. Все они запретны, помимо гиены, поскольку она является исключением, согласно сообщению. Конина дозволена нам, согласно сообщению от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как это упомянул Джабир бин АбдуЛлах аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу мясо домашних ослов и разрешил употреблять в пищу конину». (аль-Бухари 4219, Муслим 1941). Сказала Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ей Аллах: «При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы закололи в Медине лошадь, и съели её». (аль-Бухари 5510, 5511, 5512). Учёные единогласны на достоверности данного хадиса. Таким образом, конина дозволена нам так же, как и мясо гиены, согласно правильному (мнению). Что же касается мяса домашнего осла, известного как мул, то оно запретно. Мул и осёл запретны так же, как и звери наподобие волков, тигра, льва, собаки и кошки. Все они запретны».
Животные, мясо которых можно есть
Знание о том, что дозволено и не дозволено употреблять в пищу, входит в категорию первостепенных знаний, которыми должен обладать каждый мусульманин, так как за употребление харама (недозволенного) обещана суровая кара. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Плоть, которую взрастили на потреблении харама, достойна лишь огня ада» («Джамиуль-ахадис», № 9976).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: |
Рыбалка. Ловля рыбы по Исламу |
Люблю рыбалку ради самой рыбалки… |
Рыбалка |
Чего в море больше: пластика или рыбы |
Животные, мясо которых можно есть |
Сокровища морских глубин |
Тактика защиты морских животных |
Симбиоз морских животных |
Морские обитатели меняют форму |
أيما لحم نبت من حرام فالنار أولى به
Именно поэтому мы сочли очень важным информировать мусульман о тех животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу. Поскольку жители России и стран СНГ придерживаются в основном ханафитского и шафиитского мазхабов, мы решили разъяснить эту тему согласно этим двум мазхабам.
Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых запретно употреблять в пищу согласно ханафитскому мазхабу
Ислам – это религия милости и сострадания. Предписания и запреты Ислама несут человеку только благое. Но разум человека, из-за того что он крайне ограничен, не всегда может понять причину каждого предписания религии. Разум может быть не в состоянии осознать, почему решение именно таково, но Всевышний, Всемилостивый и Всезнающий Аллах, лучше всех знает, что полезно, а что вредно для нас, потому что Он нас создал.
Всевышний Аллах даровал человечеству в качестве милости Своего любимого Посланника (мир ему и благословение) как свет и источник света. Исламский закон (Шариат), с которым пришёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение), установил разницу между живыми и мёртвыми животными. Мертвечина была объявлена запретной (харам). Определённые животные, вредные для человека, например свинья, собака, кошка и хищники, тоже стали запретны для приёма в пищу, то есть мясо животных, которых запрещено употреблять в пищу по Шариату, вредно для человека, осознаём мы это или нет.
Принимая во внимание вышесказанное, следует отметить, что в каждой школе исламского права (мазхабе) есть свои принципы (основанные на Коране и Сунне) относительно того, мясо каких животных дозволено (халяль) употреблять в пищу, а каких – запретно (харам).
Ниже представлены принципы, на которых основываются учёные ханафитского мазхаба. Эти принципы изложены в классических книгах по ханафитскому фикху («Аль-Фатавауль-Хиндия», № 5/289–291; «Бадаис-Санаи», № 5/35–39; «Раддуль-Мухтар», № 304–308).
1. Животные, употребление в пищу которых было явно запрещено в Коране и Сунне, без сомнения являются харамом, например свинья, осёл и т. д.
2. Животные, которые рождаются и живут в воде, являются харамом, исключение составляет только рыба. Все виды рыб – халяль, кроме той рыбы, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Но если рыба умерла из-за какой-то внешней причины, например от холода, жары, от того, что наткнулась на камень или её выбросило волной на берег и т. п., то такая рыба – халяль.
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Вам запрещается в пищу мертвечина, кровь, свинина…» (сура «Аль-Маида», аят 53).
В приведённом выше аяте Всевышний запретил мясо мертвечины, не разделяя животных на живущих на суше и в море. Поэтому все морские животные тоже попадают под этот общий запрет. Но рыба не попадает под это общее правило, потому что на её дозволенность явно указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины – это рыба и саранча, а два вида крови – это печень и селезёнка» (Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад, Сунан Ибн Маджа).
Более того, нет ни одного упоминания в сборниках Сунны о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) или его сподвижники хотя бы раз употребляли в пищу мясо каких-то морских существ, кроме рыбы. Если бы такое мясо было халяль, из Сунны был бы известен хотя бы единичный случай употребления мяса морских животных в пищу, чтобы показать, что это дозволено («Дарс Тирмизи», № 1/280).
Насчёт употребления в пищу рыбы, которая естественным образом умерла в море без влияния каких-то внешних причин (самакат-тафи), Джабир ибн Абдулла (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вам дозволено в пищу то, что извергает море и что остаётся после прилива, но то, что умирает в море и плавает на поверхности, вам есть нельзя» (Сунан Абу Дауд, № 3809; Сунан Ибн Маджа).
Али запретил продавать на рынках рыбу, которая умерла своей смертью (которая умирает в море и затем всплывает на поверхность) («Бадаи ас-Санаи», № 5/36; «Аль-Ихтияр»).
В свете вышесказанного можно сделать вывод, что все морские животные, кроме рыбы, запретны для употребления в пищу. Рыбу есть дозволено даже без соблюдения всех правил забивания животных по Шариату. Но если рыба умерла естественной смертью без внешнего воздействия и всплыла на поверхность воды (самакат-тафи), то такую рыбу запрещено (харам) есть.
3. Среди животных, обитающих на суше, те, у которых нет крови, запретны (харам) для употребления в пищу. Например: шершень, муха, паук, жук, скорпион, муравей и т. д. Всевышний Аллах говорит (смысл): «…(Пророк) который побуждает к доброму, удерживает от неодобряемого, разрешает им в пищу благую (чистую) снедь, подходящую человеческой природе, и запрещает вредное (и нечистое) для людей» (сура «Аль-Араф», аят 157).
Живые существа, в которых кровь циркулирует по незамкнутой кровеносной системе (паук и др.), относятся к нечистому, потому что употребление их в пищу вызывает у человека отвращение.
Исключением является саранча, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) явно указал на её дозволенность в вышеупомянутом хадисе, который приводится в сборниках «Сунан» Абу Дауда и «Муснад» имама Ахмада.
Кроме того, Ибн Аби Авфа (да будет доволен им Аллах), когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение) в шести или семи битвах, и мы вместе ели её (саранчу)» (Сунан Абу Дауд, № 3806).
4. Также запрещены земноводные и рептилии, например: змея, ящерица, хамелеон и т. д.
5. Согласно пятому принципу, все животные-вредители (хашаратуль-ард) запретны (харам) для употребления в пищу, например мышь, ёж, тушканчик и т. д. Причина запрета употреблять в пищу их мясо – в том, что они тоже считаются нечистой пищей.
6. Все живущие на суше животные, в которых циркулирует кровь, которые питаются травой и листьями и не охотятся на других животных (то есть не хищники, живущие на земле), разрешены (халяль) для употребления в пищу, например верблюд, корова, козёл, буйвол, баран и т. д. Тем не менее, в ханафитском мазхабе есть небольшое разногласие относительно употребления в пищу конины, но об этом речь пойдёт позже. Исключение из данной категории животных составляет осёл – его мясо запрещено употреблять в пищу.
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Аллах по Своей милости сотворил вам скот (ан’ам), чтобы вы использовали шерсть и пух для согревания, а мясо – для питания» (сура «Ан-Нахль», аят 5).
А также (смысл): «Аллах – Тот, кто подчинил вам скот, чтобы вы ездили на одних, а от других питались» (сура «Аль-Мумин», аят 79).
В приведённых выше аятах Всевышний Аллах использует слово «аль-ан’ам» (скот), которое, по единогласному мнению всех знатоков арабского языка, обозначает травоядных животных.
Что касается употребления в пищу конины, то имам Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) высказал мнение, что это порицаемо (макрух танзих), потому что лошадь является благородным животным и используется во время джихада. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад (да будет милостив к ним Аллах) высказались в пользу дозволенности употребления в пищу конины, и передаётся, что имам Абу Ханифа тоже высказывал это мнение. Следовательно, употреблять в пищу конину дозволено, но лучше от этого воздержаться.
Относительно мяса осла и мула Всевышний говорит (смысл): «Аллах сотворил вам коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них и чтобы они были для вас украшением, которое радует вас. Аллах сотворил и другие средства передвижения, которых вы не знаете» (сура «Ан-Нахль», аят 8).
Таким образом, мы видим, что все остальные травоядные животные дозволены в пищу, так как об этом сказал Всевышний Аллах (как мы узнали из приведённых ранее аятов). Но по поводу ослов и мулов Создатель сказал, что они предназначены для верховой езды и украшения. Если бы употребление в пищу этих животных было дозволенным, Всевышний, без сомнения, указал бы на это.
Более того, Абдулла бин Умар (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил есть мясо ослов в день битвы при Хайбаре (Сахих аль-Бухари, № 5202).
Абу Таляба (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо ослов (Сахих аль-Бухари, № 5205).
По поводу мулов Халид бин Валид (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил мясо лошадей, мулов и ослов (Муснад Ахмад, № 4/89; Сунан Абу Дауд, № 3790; Сунан Насаи и Сунан Ибн Маджа).
7. Все хищные животные, живущие на суше, и животные, которые охотятся с помощью когтей, – харам. Например: лев, гепард, тигр, леопард, волк, лиса, собака, кошка и т. д.
8. К хараму относятся все хищные птицы, которые охотятся с помощью когтей. Например: сокол, орёл, коршун, ястреб и т. д. Запрещена и летучая мышь, хотя она и относится к млекопитающим. Доказательством для двух этих принципов (7-го и 8-го) служит известный хадис от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил употреблять в пищу мясо хищников с клыками и птиц с когтями (Сахих Муслим, № 1934). Поэтому все хищные животные и птицы (животные, которые охотятся на других благодаря своим клыкам, и птицы, которые охотятся с помощью когтей) являются харамом.
9. Птицы, которые не охотятся с помощью когтей на других зверей, в основном питаясь вместо этого семечками и зерном, дозволены в пищу, например курица, утка, голубь, ласточка и т. д. Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ел мясо курицы» (Сахих аль-Бухари, № 5198).
10. Если халяльное животное питается исключительно нечистыми продуктами, в результате чего его мясо и молоко приобретает неприятный запах, употреблять такое молоко и мясо в пищу – макрух. Но если наряду с нечистым животное употребляет в пищу чистые продукты или употребление нечистого никак не влияет на его мясо и молоко, то употреблять в пищу мясо и молоко такого животного абсолютно дозволено («Раддуль-Мухтар», № 6/340). В книге «Аль-Фатава аль-Хиндия» сказано: «Употреблять мясо курицы будет порицаемым (макрух) только в том случае, если большая часть того, что она ест, – нечистое, и нечистая пища влияет на мясо курицы так, что оно приобретает неприятный запах» («Аль-Фатава уль-Хиндия», № 5/289).
11. Если один из родителей животного является дозволенным в пищу животным, а другой – запретным, решение относительно мяса этого животного зависит от того, кто его мать. Если мать – халяльное животное, мясо её детёныша – халяль, как в случае с гибридным животным, мать которого – кобыла или корова. Но если мать относится к запретным в пищу животным, мясо её детёныша – харам, как в случае с мулом, мать которого – ослица.
Выше были приведены одиннадцать общих принципов относительно определения дозволенности/недозволенности в пищу мяса согласно ханафитскому мазхабу исламского права. Следует отметить, что термин «халяль» в данном случае подразумевает исключительно дозволенность употребления мяса тех или иных животных в пищу. Относительно того, как должны быть забиты животные и как на них охотиться, существуют свои правила, для изучения которых следует обратиться к книгам по фикху. Несоблюдение этих правил может превратить мясо изначально дозволенного животного в запретное.
На основе изложенных выше одиннадцати принципов представим списки дозволенных (халяль) и запретных (харам) в пищу животных согласно ханафитскому мазхабу (оба списка не являются исчерпывающими).
Животные, мясо которых – халяль:
1) верблюд; 2) козёл; 3) баран; 4) буйвол; 5) олень; 6) кролик; 7) корова; 8) дикий осёл; 9) рыба; 10) антилопа/газель; 11) утка; 12) цапля; 13) соловей; 14) перепел; 15) попугай; 16) турач; 17) саранча; 18) куропатка; 19) жаворонок; 20) воробей; 21) гусь; 22) страус; 23) голубь; 24) дикий голубь; 25) аист; 26) петух; 27) курица; 28) павлин; 29) скворец; 30) удод.
Животные, мясо которых запретно (харам) для употребления в пищу:
1) волк; 2) гиена; 3) кошка; 4) обезьяна; 5) скорпион; 6) леопард; 7) тигр; 8) гепард; 9) лев; 10) тушканчик; 11) медведь; 12) свинья; 13) белка; 14) ёж; 15) змея; 16) черепаха; 17) собака; 18) краб; 19) шакал; 20) осёл (домашний); 21) ящерица; 22) лиса; 23) крокодил; 24) горностай/ласка; 25) слон; 26) сокол; 27) ястреб; 28) коршун; 29) летучая мышь; 30) гриф; 31) мышь; 32) крыса; 33) все насекомые и близкие к ним животные (комар, муха, паук, жуки и т. д.).
Животные, мясо которых дозволено, и животные, мясо которых и запретно употреблять в пищу согласно шафиитскому мазхабу
Основой в халяле (дозволенное) и хараме является аят священного Корана, в котором говорится: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть» (сура «Араф», аят 159).
وَيُحِلُّ لَهُمُ الطَّيِّبَاتِ وَيُحَرِّمُ عَلَيْهِمُ الْخَبَائِثَ
Все животные, которые обитают в море (воде), и не могут жить долгое время вне воды, дозволены к употреблению. Например: кит, акула, дельфин и т. д.
А животные, которые живут на суше, также дозволены к употреблению, кроме запрещённых по Шариату. Те, что имеют клыки или когти, нужные при охоте, запрещены.
К дозволенным животным относятся: овца, козёл, корова, верблюд, курица, лошадь, соболь, гиена, дикий осёл, лиса, газель, горный козёл, заяц, кролик, ящерица, африканский тушканчик, белка, ёж, дикобраз, саранча, страус, утка, гусь, журавль, пеликан, голубь, соловей, дрофа, галка, воробей и подобное по природе.
К запретным животным относятся: мул, домашний осёл, лев, тигр, волк, медведь, слон, обезьяна, сокол, ястреб, орёл, сова, шакал, кошка (как дикая, так и домашняя), змея, ворона, скорпион, коршун, мышь, пичужка, стервятник, попугай, павлин, летучая мышь, моллюски (беспозвоночные, с мягким телом животные, обычно покрытые раковиной), а также все насекомые – исключением является саранча.
Все животные, которые могут жить как на земле, так и в воде, запрещены. Например: крокодил, черепаха, лягушка, рак и т. д.
Те животные, которые родились от дозволенных и недозволенных животных, тоже запрещены. Например, мул.
Есть также животные, которых Пророк (мир ему и благословение) не только запретил есть, но и убивать. К ним относятся: летучая мышь, муравей, пчела, удод, лягушка.
Также есть животные, которых желательно убивать. К ним относятся: змея, мышь (в том числе и крыса), пятнистый ворон, бешеная собака, коршун.
Употреблять мясо животного, которое закололи не по Шариату, запрещено, за исключением рыбы, саранчи и зародыша, которого обнаружили в утробе заколотого животного.
Есть яйца любого животного, даже запретного, разрешается. К примеру, яйца орла, вороны и т. д.
وَلَا تُلْقُوا بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَةِ سورة البقرة 195
Нежелательно употреблять в пищу то, что куплено на средства, заработанные подметанием, а также на деньги, полученные за работу, во время которой человек занимается нечистотами (наджасой), к примеру кровопускание и т. п.
Человеку в безвыходной ситуации разрешается употреблять всё, что не дозволяется, в отличие от того, у кого есть выбор. К примеру, если человек умирает от голода, ему можно есть даже мясо собаки или свиньи, но лишь в количестве, необходимом для сохранения жизни.