можно ли есть кошерную еду православным

Можно ли есть кошерную еду православным

Подскажите, пожалуйста, можно ли употреблять в пищу продукты со знаками кашерности?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Кашер у евреев – пища, одежда и предметы культа, ритуально пригодные к употреблению с точки зрения галахи (нормативной части иудаизма). Предписания о кашруте (дозволенности) пищи относятся к продуктам животного происхождения, способам их приготовления и правилам употребления. Разрешаются только «чистые» (тахор) животные, птицы и рыбы (см.: Лев. 11: 2–47). Все «нечистые» (ло тахор) животные, птицы и рыбы и всё полученное от них (молоко, яйца) употреблять в пищу запрещено. Далее галаха определяет способ ритуального убоя (шхита). После убоя туша животного, из которой извлечен седалищный нерв, нутряной жир и выпущена кровь, переходит в категорию кашер. Современные евреи не едины в отношении кашрута. Представители консервативного иудаизма соблюдение его считают необходимым. А сторонники реформизма в иудаизме не считают кашрут обязательным.

Как видим, предписания о кашерной пищи является не более как исполнение ритуальных правил, основанных на ветхозаветных обрядах. Новый Завет отменил все предписания относительно пищи. Это было закреплено Апостольским Собором в Иерусалиме (см.: Деян. 15: 6–29). Запрещалось только употреблять в пищу кровь и удавленину. Запрещение христианам вкушать кровь подтвердил 67-м правилом VI Вселенский Собор (680–681). Удавленина – тело животного, умершего в тенетах или удушенного каким-либо иным способом. Есть его нельзя, потому что в нем осталась кровь. В основе такого запрещения лежит понимание крови как вместилища души (см.: Лев. 17: 11).

Поскольку приготовление кошерной пищи не выходит за пределы ветхозаветных обрядов, для нас, христиан, вопрос о кашерности или некашерности той или иной пищи не имеет абсолютно ни какого значения. Мы можем с молитвой вкушать ее, как и любую другую пищу.

Источник

Можно ли православным употреблять халяльную пищу?

Уви­дев на при­лав­ке про­дукт со помет­кой “Халяль” (Halal, Халал), несве­ду­щий чело­век вряд ли при­даст это­му зна­че­ние, при­няв эту над­пись за про­стой знак фир­мы. На самом деле сто­и­ло бы заду­мать­ся, т.к. это сло­во (от араб­ско­го al-halal — раз­ре­шен­ное) озна­ча­ет, что сей про­дукт не нару­ша­ет ислам­ских запре­тов (“харам”). Поста­ра­ем­ся разо­брать­ся что это за запре­ты, и мож­но ли нам, пра­во­слав­ным, вку­шать халяль­ную еду.

можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть фото можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть картинку можно ли есть кошерную еду православным. Картинка про можно ли есть кошерную еду православным. Фото можно ли есть кошерную еду православным

Что такое халяльная пища?

В исла­ме “халяль” чаще все­го озна­ча­ет раз­ре­шен­ную к упо­треб­ле­нию пищу. В основ­ном это отно­сит­ся к мясу.

У мусуль­ман запре­ще­ны в пищу:

Есть ещё неко­то­рые осо­бен­но­сти: напри­мер, нель­зя, что­бы живот­ные были заду­ше­ны, нель­зя упо­треб­лять неко­то­рые части живот­ных (гени­та­лии, эндо­крин­ные желе­зы, желч­ный пузырь и пр.), нель­зя упо­треб­лять в пищу пло­то­яд­ных назем­ных живот­ных (тигр, волк и др.).

можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть фото можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть картинку можно ли есть кошерную еду православным. Картинка про можно ли есть кошерную еду православным. Фото можно ли есть кошерную еду православным

Экс­пер­ты Коми­те­та при­го­тов­ле­ния мяса по стан­дар­ту “Халяль” рас­ска­зы­ва­ют об алго­рит­ме производства:

Магазины с халяльной едой

Впер­вые закон­но халяль­ная пища появи­лась в сто­ли­це нашей Роди­ны в 80‑х годах про­шло­го века в киос­ке при Собор­ной мече­ти. Сего­дня же откры­ва­ют­ся всё новые тор­го­вые точ­ки с халяль­ной про­дук­ци­ей в каж­дом рай­оне Моск­вы. Халяль­ное мясо весь­ма попу­ляр­но сре­ди потре­би­те­лей, т.к. счи­та­ет­ся одним из наи­бо­лее без­опас­ных про­дук­тов. Изна­чаль­но пред­по­ла­га­ет­ся, что живот­ное долж­но быть выра­ще­но на эко­ло­ги­че­ски чистом кор­ме без при­ме­не­ния гор­мо­нов и др. вред­ных добавок.

можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть фото можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть картинку можно ли есть кошерную еду православным. Картинка про можно ли есть кошерную еду православным. Фото можно ли есть кошерную еду православным

Мы можем встре­тить помет­ку “халяль” и на кон­ди­тер­ских изде­ли­ях. В дан­ном слу­чае она озна­ча­ет, что при при­го­тов­ле­нии не исполь­зо­вал­ся сви­ной жир.

Надо ска­зать, что халяль­ная еда сто­ит доро­же обыч­ной. С этим свя­за­ны слу­чаи под­де­лок халяль-про­дук­тов, когда, напри­мер, в т.н. халяль­ных пель­ме­нях была най­де­на сви­ни­на. Поэто­му теперь, что­бы на про­дук­те была помет­ка “халяль”, необ­хо­ди­мо полу­чить спе­ци­аль­ный сертификат.

можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть фото можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть картинку можно ли есть кошерную еду православным. Картинка про можно ли есть кошерную еду православным. Фото можно ли есть кошерную еду православным

В Польше запрещено убивать скот халяльным путём

С 2013 года Пра­ви­тель­ство Поль­ши запре­ти­ло риту­аль­ный забой ско­та — мусуль­ман­ский халяль и иудей­ский каш­рут. Это вызва­ло недо­воль­ство тех стран, кото­рым Поль­ша постав­ля­ла мясо, соот­вет­ству­ю­щее риту­аль­ным пра­ви­лам забоя для иуде­ев и мусуль­ман, а так­же еврей­ских и мусуль­ман­ских орга­ни­за­ций внут­ри самой страны.

Обос­но­ва­ние запре­та — про­ти­во­ре­чие тако­го спо­со­ба умерщ­вле­ния живот­ных кон­сти­ту­ции Поль­ши. Риту­аль­ный забой ско­та без оглу­ше­ния живот­ных счи­та­ет­ся жесто­ким, защит­ни­ки прав живот­ных кате­го­ри­че­ски про­тив это­го. Заме­тим, что для стан­дар­тов халяль и каш­рут живот­ное, как было ска­за­но выше, при забое долж­но быть в созна­нии и чув­ство­вать боль.

Поль­ша до 2013 года — один из круп­ней­ших стран-экс­пор­те­ров халяль­но­го и кошер­но­го мяса. Запрет про­из­вод­ства такой про­дук­ции пред­ве­щал мил­ли­о­ны дол­ла­ров убыт­ка для этой евро­пей­ской стра­ны. Одна­ко этот факт не заста­вил Поль­шу изме­нить взгля­ды и отме­нить дан­ное поста­нов­ле­ние Кон­сти­ту­ци­он­но­го Суда.

Фре­де­рик Фред, гла­ва одно­го из фран­цуз­ских обществ защи­ты живот­ных, рас­ска­зал в одном из интер­вью о про­цес­се риту­аль­но­го забоя ско­та: «Это свя­за­но с бОль­шим стра­да­ни­ем. Я регу­ляр­но бываю на бой­нях и могу ска­зать, что, когда видишь быка, кото­ро­му пере­ре­за­ют гор­ло, ста­но­вишь­ся сви­де­те­лем аго­нии живот­но­го. Шоки­ру­ет в первую оче­редь не сам акт пере­ре­за­ния гор­ла, но аго­ния живот­но­го в резуль­та­те это­го, кото­рая может длить­ся до 14 минут».

можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть фото можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть картинку можно ли есть кошерную еду православным. Картинка про можно ли есть кошерную еду православным. Фото можно ли есть кошерную еду православным

Можно ли употреблять в пищу “халяль” православным христианам?

Теперь, когда у нас есть доста­точ­но инфор­ма­ции о халяль­ной пище, пере­хо­дим к отве­ту на глав­ный вопрос: мож­но есть халяль пра­во­слав­ным или нет? Для это­го сна­ча­ла раз­бе­рём­ся, явля­ет­ся ли халяль­ная еда идо­ло­жерт­вен­ной?

Мусуль­мане при­но­сят в жерт­ву живот­ных в опре­де­лён­ное для это­го вре­мя, читая ряд молитв и выпол­няя риту­аль­ные дей­ствия. При про­из­вод­стве халяль­но­го мяса этих дей­ствий не совер­ша­ет­ся, как и не про­из­но­сят­ся те молит­вы, кото­рые совер­ша­ют­ся при жерт­во­при­но­ше­нии. Напри­мер, при жерт­во­при­но­ше­нии нуж­но, что­бы живот­ное лежа­ло на левом боку и направ­ле­ние его голо­вы тоже опре­де­ле­но. Для про­из­вод­ства раз­ре­шен­но­го мусуль­ма­нам мяса это­го не требуется.

Таким обра­зом, халяль­ное мясо идо­ло­жерт­вен­ным не счи­та­ет­ся в биб­лей­ском пони­ма­нии (в отли­чие от риту­аль­но заби­то­го бара­на на празд­ни­ке Курбан-байрам).

И всё же, необ­хо­ди­мо обра­тить вни­ма­ние на то, что и при закла­нии живот­но­го для жерт­вы, и при про­из­вод­стве мяса “халяль” во вре­мя пере­ре­за­ния гор­ла живот­но­му про­из­но­сят­ся одни и те же сло­ва: “Бисмил­лях, Алла­ху акбар” («С име­нем Алла­ха, Аллах велик!»).

Вряд ли рели­ги­оз­ные чув­ства пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на оста­нут­ся спо­кой­ны­ми при упо­треб­ле­нии таких про­дук­тов. Одна­ко как быть в тех слу­ча­ях, если пра­во­слав­ный в гостях у мусуль­ма­ни­на? Не будет ли про­яв­ле­ни­ем нелюб­ви к ближ­не­му отказ от тра­пезы в подоб­ной ситуации?

Быва­ет, что пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин живёт в стране, где невоз­мож­но купить дру­гие про­дук­ты, кро­ме халяль­ных. Как быть?

Поэто­му можем дать сле­ду­ю­щую реко­мен­да­цию: пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин может вку­шать халяль­ную еду толь­ко, если нет воз­мож­но­сти купить дру­гую пищу (или пра­во­слав­ный в гостях у мусуль­ман), и еда не куп­ле­на в мече­ти (име­ет­ся в виду, что сам пра­во­слав­ный не дол­жен поку­пать еду в мечети).

И, конеч­но же, пища вку­ша­ет­ся толь­ко после молит­вы и крест­но­го зна­ме­ния (что при­ня­то для любой пищи).

В подоб­ных слу­ча­ях не сто­ит сму­щать­ся и боять­ся вку­шать дан­ную еду. Если же есть воз­мож­ность купить обыч­ный про­дукт без над­пи­си “халяль”, пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну сле­ду­ет пред­по­честь его.

Источник

Православный взгляд на кошерную пищу

Прежде, чем рассматривать статью о. Дионисия Дунаева, с которым я знаком достаточно давно, считаю необходимым вспомнить о том, что такое «кошерная пища» в понимании современного талмудического иудаизма.

Есть ли в каноническом праве Святой Церкви какое-либо указание, которое могло бы дать четкий ответ на обсуждаемый вопрос? Да, есть. Вот что читаем в 70 правиле святых апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Понятно, что в апостольские времена не было кошерной пищи в современном понимании этого слова. Но дух правила ясен: под страхом извержения из сана (для священно- и церковно-служителей) и анафемы (для мирян) запрещается не только вкушать, но даже принимать (что делаем мы, если покупаем кошерное) любой религиозный иудейский продукт.

А 11 канон VI Вселенского Собора, под той же угрозой извержения-отлучения, запрещает не то что жертвовать на содержание талмудистов с их синагогами и антихристианскими учреждениями, но даже «вступать в содружество с ними»!

В начале статьи «Как относиться к кошерной пище?» ее автор сокрушается: как это могут по храмам Киева вывешивать объявления, осмеливающиеся не только запрещать верующим употреблять «кошерные продукты», но даже безграмотно именовать «кошерное» жертвенным? Более того, некоторые даже называют такие продукты идоложертвенными!

Автор исходит из того, что «христианство лишено примитивных магических представлений, единственным субъектом этической жизни личности является совесть». С этим, разумеется, никто не спорит. Понятно, что оскверняет христианина не кусок мяса сам по себе, а его посвященность демонам: когда человек вкушает пищу, зная, что она идоложертвенна, он впадает в тяжкий грех и его совесть уже не может быть чиста ни перед Богом, ни перед теми людьми, губительный пример которым он подает.

Толкованию указанных мест пришлось бы посвятить не одну страницу, т.е. написать отдельную работу. Сейчас же лишь хотелось бы заметить, что любое толкование любых отрывков из Библии должно находиться в контексте всего учения и традиции Святой Православной Церкви. Вот лишь два небольших примера, не оставляющих и тени сомнения относительно того, как христианин (а тем более священнослужитель) должен относиться к идоложертвенной пище и чем она является для него.

«. Сей нечестивый царь замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу великого поста христиане соблюдают особенную чистоту. И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему, ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться. Приказание царя было исполнено. Но Всеведущий Господь. послал к константинопольскому архиепископу. святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в небесном царствии. Святой Феодор явился. наяву и сказал:
«Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью. Дай им коливо, ты избавишь их от затруднений!»».

Архиепископ так и поступил, и, таким образом, православные христиане были сохранены от осквернения.

Мы видим, что вкушение (даже невольное!) идоложертвенной пищи называется прямо осквернением, что такая пища является оскверненной, и что, принимая ее, христианин становится некоторым образом причастным к самим идольским жертвам, «от которых христиане всегда обязаны воздерживаться».

О всем великом значении описанного эпизода жития святого Феодора Тирона говорит следующее. Во-первых, для того, чтобы уберечь свое верное стадо даже от неведомого ему вкушения идоложертвенного, Господь сверхъестественным, чудесным образом воспрепятствовал осквернению христиан, послав к ним на землю Своего великого угодника (что, согласитесь, происходит не часто). А во-вторых, в память описанного события в Церкви был установлен особый чин освящения колива в каждую первую субботу Великого Поста. Чин этот совершается и поныне, о нем хорошо знают практически все православные христиане. Из года в год повторяя его, священник, если угодно, сакраментально отвергает идоложертвенное.

Подводя итог всему сказанному, с особой настойчивостью хочется повторить: любые построения и рассуждения, касаются ли они вопросов богословских, или церковной практики, необходимо строить на твердом фундаменте неповрежденного свято-отеческого Православия, ни на йоту не отступая от истинного понимания Священного Писания, от Божественных канонов, дорожа всей полнотой данной нам Богом Церковной Традиции.

Протоиерей Андрей Новиков, кандидат богословия, секретарь Одесского епархиального управления

Источник

Что такое кошерные продукты? Можно ли православным кошерную еду?

можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть фото можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть картинку можно ли есть кошерную еду православным. Картинка про можно ли есть кошерную еду православным. Фото можно ли есть кошерную еду православным

Что такое кошерные продукты?

В продуктовом магазине или в кафе нередко можно встретить вывеску «кошерные продукты». Попробуем разобраться, что это за продукты и, можно ли православным христианам есть кошерную еду. Слово «кошер» не имеет отношения к пище, на иврите оно буквально переводится как «подходящий».

Сейчас термин «кошерные продукты» можно встретить только в иудаизме. Не всегда запрет на тот или иной продукт может найти логическое объяснение, но в иудаизме верующие полностью полагаются на Волю Творца. Следуя этому мнению, не стоит рассуждать о том, почему та или иная еда не считается кошерной, ведь Творец лучше знает, что полезно человеку. Согласно Галахе, совокупности законов и постановлений в иудаизме, пища делится на:

Галаха определяет кашрут. Кашрут — это строгая система правил, определяющая пригодность чего-то с точки зрения иудаизма. В иудаизме существует много запретов, в том числе, на употребление некошерной еды. Разные течения иудаизма могут иметь небольшие различия в этих правилах, но в целом все иудеи должны воздерживаться от трефного.

Какие продукты считать кошерными?

Кошерными продуктами считаются:

Существуют и определенные правила забоя скота для употребления в пищу. Этот процесс называется «шхита», им занимаются только люди, хорошо знающие иудейские традиции. Цели этих предписаний:

Есть и традиции употребления продуктов в пищу, так в кошерной еде нельзя смешивать мясные и молочные продукты. Например, котлета с сыром уже считается некошерной едой.

Напитки тоже делятся на кошерные и некошерные. Но при отсутствии полного запрета на спиртные напитки, в иудаизме разрешается только определенное вино.

В правильном употреблении кошерной еды существует много нюансов, которые значимы для иудеев, но не относятся к христианам. Есть и определенное сходство: особые правила употребления пищи, которые касаются религиозных праздников.

Так в Песах, иудейский праздник, запрещается не только есть, но и держать дома квасные продукты.

можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть фото можно ли есть кошерную еду православным. Смотреть картинку можно ли есть кошерную еду православным. Картинка про можно ли есть кошерную еду православным. Фото можно ли есть кошерную еду православным

Можно ли христианам есть кошерные продукты?

Христиане соблюдают пост, который основан на других принципах и для христиан кошерная еда, как не запрещена для употребления в пищу, так и необязательна.

В Новом Завете сказано «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» ( Мф. 15:11 ), поэтому нет ничего запретного в том, чтобы в туристической поездке или в кафе выбрать кошерную еду, но и таких строгих правил, как в иудаизме, христиане не придерживаются.

Подтверждается это и в посланиях Апостолов: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» ( 1 Кор. 10:25 ). Пища нужна нам, чтобы поддерживать жизнь, а пост для усмирения плоти, для очищения, но вне поста нет определенных правил, касающихся еды. Единственное, чего следует придерживаться — умеренность, поэтому, если вам нравится кошерная пища, или вы купили кошерные продукты, не спешите от них избавляться. Их разрешено употреблять в пищу.

Читайте также:

Источник

Кошерные продукты: взгляд православного богослова

Пово­дом для напи­са­ния этой ста­тьи ста­ло удив­ле­ние, вызван­ное объ­яв­ле­ни­ем-пре­ду­пре­жде­ни­ем, выве­шен­ным на две­рях одно­го из сто­лич­ных пра­во­слав­ных хра­мов. На стан­дарт­ном листе фор­ма­та А‑4 клир хра­ма стро­го гро­зил отлу­че­ни­ем от Церк­ви всех, кто будет поку­пать и упо­треб­лять в пищу кошер­ные продукты:

«Доро­гие бра­тья и сест­ры! В наших мага­зи­нах появи­лась про­дук­ция со зна­ком кошер­но­сти, а нам извест­но, что кошер­ные про­дук­ты — это про­дук­ты, освя­щен­ные рав­ви­на­ми кро­вью жерт­вен­ных живот­ных…». Далее сле­до­ва­ли ссыл­ки на пра­ви­ла свя­тых отцов «О вку­ше­нии идо­ло­жерт­вен­ной пищи», соглас­но кото­рым отве­дав­ших тако­вую отлу­ча­ют от Церк­ви на срок от 4 до 6 лет.

Навер­ное, пер­вое ощу­ще­ние, воз­ни­ка­ю­щее у обы­ва­те­ля после про­чте­ния это­го воз­зва­ния — это рас­те­рян­ность и даже страх. У более све­ду­ще­го чело­ве­ка — него­до­ва­ние и воз­му­ще­ние: вновь через обман, мож­но ска­зать «испод­тиш­ка» нас, пра­во­слав­ных, через осквер­не­ние от упо­треб­ле­ния «кошер­ных про­дук­тов» хотят раз­лу­чить со Хри­стом! И дей­стви­тель­но, если бы всё напи­сан­ное в листов­ке было исти­ной, инстинк­тив­ный гнев пра­во­слав­но­го чело­ве­ка был бы спра­вед­лив. Но беда в том, что всё, что свя­за­но с ино­сла­ви­ем, а тем более с иуда­из­мом, боль­шей части наше­го насе­ле­ния мало извест­но. А если и есть какие-то базо­вые зна­ния, то они зача­стую не соот­вет­ству­ют дей­стви­тель­но­сти из-за сомни­тель­но­сти источ­ни­ков, из кото­рых полу­че­ны (В. В. Роза­нов, Л. И. Тихо­ми­ров, В. И. Даль и.т.д), всту­пая в про­ти­во­ре­чие со мно­ги­ми фак­ти­че­ски­ми поло­же­ни­я­ми иудаизма.

Что­бы про­ком­мен­ти­ро­вать удив­ле­ние, сопро­вож­дав­шее авто­ра этой ста­тьи при чте­нии выше­при­ве­ден­но­го объ­яв­ле­ния, нуж­но зару­чить­ся тер­пе­ни­ем и вни­ма­ни­ем наше­го любез­но­го чита­те­ля, т.к. для рас­кры­тия затро­ну­той темы необ­хо­ди­мо неко­то­рое погру­же­ние в исто­рию еврей­ско­го наро­да и его традицию.

Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?

Нач­нем с рав­ви­нов. Преж­де все­го надо под­черк­нуть, что рав­вин в еврей­ской тра­ди­ции это не свя­щен­ник в нашем хри­сти­ан­ском пони­ма­нии, кото­рый упол­но­мо­чен свя­щен­но­дей­ство­вать, т.е. совер­шать Таин­ства. Рав­вин — это зва­ние, при­сва­е­мое иудею по полу­че­нии выс­ше­го еврей­ско­го рели­ги­оз­но­го обра­зо­ва­ния. Оно дает пра­во воз­глав­лять кон­гре­га­цию или общи­ну, пре­по­да­вать в иеши­ве (рели­ги­оз­ном учеб­ном заве­де­нии для юно­шей) и быть чле­ном рели­ги­оз­но­го суда.

Во вре­ме­на Хри­ста Спа­си­те­ля рав­вин был тол­ко­ва­те­лем Свя­щен­но­го Писа­ния, рели­ги­оз­ным настав­ни­ком, при­чем почти все­гда он зара­ба­ты­вал на жизнь какой-нибудь дру­гой работой.

Ста­нов­ле­ние инсти­ту­та рав­ви­нов про­ис­хо­ди­ло в сред­ние века и свя­зы­ва­лось с упад­ком Вави­лон­ско­го гао­на­та и экси­лар­ха­та — цен­траль­ных инсти­ту­тов еврей­ской диас­по­ры, про­из­во­див­ших назна­че­ния рав­ви­нов в мест­ные общи­ны. С кон­ца Х века общи­ны ста­ли само­сто­я­тель­нее и сами изби­ра­ли себе духов­но­го руко­во­ди­те­ля. Рав­ви­ном мог стать уче­ный, высо­ко­мо­раль­ный авто­ри­тет­ный чело­век, обла­да­ю­щий муд­ро­стью судьи, спо­соб­но­стью руко­во­дить обще­ствен­ны­ми дела­ми и духов­ной жиз­нью общины.

Под­чер­ки­ва­ем: в обя­зан­но­сти рав­ви­нов не вхо­ди­ли функ­ции свя­щен­но­слу­жи­те­ля, он не дол­жен был вести сина­го­галь­ное бого­слу­же­ние, бла­го­слов­лять чле­нов кон­гре­га­ции и т.п. Лишь позд­нее рав­ви­ны ста­ли заклю­чать бра­ки и совер­шать раз­во­ды, и толь­ко пото­му, что эти цере­мо­нии тре­бо­ва­ли дос­ко­наль­но­го зна­ния рели­ги­оз­но­го зако­на и соблю­де­ния судеб­ной процедуры.

Иеру­са­лим­ский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) един­ствен­ное место жерт­во­при­но­ше­ний Вет­хо­за­вет­ной Церкви.

Что каса­ет­ся жерт­вен­ных живот­ных, кро­вью кото­рых яко­бы окроп­ля­ют­ся кошер­ные про­дук­ты, то здесь про­смат­ри­ва­ет­ся иска­же­ние дей­стви­тель­но­сти и эле­мен­тар­ное неве­же­ство по отно­ше­нию к тако­му «точ­но­му пред­ме­ту» (тер­мин, пред­ло­жен­ный цер­ков­ным исто­ри­ком В.В. Боло­то­вым) как история.

70‑й год по Рож­де­стве Хри­сто­вом вошел в исто­рию Свя­той Зем­ли не толь­ко как год подав­ле­ния рим­ля­на­ми четы­рех­лет­не­го иудей­ско­го вос­ста­ния (годом пол­но­го усми­ре­ния Иудеи явля­ет­ся 73‑й), но и как год раз­ру­ше­ния Иеру­са­ли­ма и его глав­ной свя­ты­ни — Иеру­са­лим­ско­го Хра­ма. Подав­ле­ние вос­ста­ния было пору­че­но импе­ра­то­ром Вес­па­си­а­ном сво­е­му сыну Титу. О серьез­но­сти вой­ны Рима и Иудеи гово­рит тот факт, что Вес­па­си­ан оста­вил Титу три леги­о­на (1 леги­он насчи­ты­вал 6000 вои­нов), к кото­рым сам Тит доба­вил ещё три, из Сирии и Егип­та, а так­же при­звал вой­ска из под­чи­нен­ных Риму царств, в част­но­сти из Эме­сы. Общее чис­ло сол­дат при­бли­жа­лось к 40 000.

В фев­ра­ле 70-го года армия Тита оса­ди­ла Иеру­са­лим. Оса­да про­дол­жа­лась почти пол­го­да и 28 авгу­ста, перед послед­ним штур­мом горо­да, Тит, по сви­де­тель­ству еврей­ско­го исто­ри­ка Иоси­фа Фла­вия, отдал при­каз не раз­ру­шать Иеру­са­лим­ский Храм, так как в буду­щем он будет «слу­жить укра­ше­ни­ем Импе­рии». Но вой­на есть вой­на: отча­я­ние и ярость, с какой сра­жа­лись иудеи, нару­ши­ли все стра­те­ги­че­ские пла­ны рим­лян и ситу­а­ция вышла из под кон­тро­ля… Храм погиб.

Надо ска­зать, что для евре­ев Иеру­са­лим­ский Храм был не про­сто куль­то­вым зда­ни­ем — это было един­ствен­ное место посто­ян­но­го при­сут­ствия Само­го Твор­ца. Поми­мо Иеру­са­лим­ско­го Хра­ма прак­ти­че­ски в каж­дом насе­лен­ном пунк­те Свя­той Зем­ли были сина­го­ги (места изу­че­ния и тол­ко­ва­ния Писа­ния), но они не мог­ли заме­нить Храм и Хра­мо­вое бого­слу­же­ние, нераз­рыв­но свя­зан­ное с жертвоприношениями.

До сего­дняш­не­го дня свя­щен­ни­ков в иуда­из­ме нет, как и не суще­ству­ет кров­ных жерт­во­при­но­ше­ний — их неко­му, да и негде при­но­сить (с VII века на месте Иеру­са­лим­ско­го Хра­ма нахо­дит­ся тре­тья по зна­чи­мо­сти свя­ты­ня ислам­ско­го мира Мечеть Ска­лы или Мечеть Ома­ра). Тем не менее в еврей­ских общи­нах до сих пор с бла­го­го­ве­ни­ем отно­сят­ся к носи­те­лям свя­щен­ни­че­ских фами­лий, как пред­ста­ви­те­лям духов­ной ари­сто­кра­тии. Как пра­ви­ло, боль­шин­ство евре­ев по фами­лии Коган, Рап­по­порт, Кац явля­ют­ся потом­ка­ми древ­них свя­щен­ни­ков и поэто­му не могут всту­пать вто­рой раз в брак или женить­ся (выхо­дить замуж) на вдовствующих.

Отношение к крови в еврейской традиции

Несколь­ко слов об отно­ше­нии иуде­ев к кро­ви. В еврей­ской тра­ди­ции кровь — это мате­ри­аль­ная обо­лоч­ка души живот­но­го. Кровь несет в себе «нефеш» — жиз­нен­ную энер­гию, «живот­ную душу», кото­рая содер­жит все веще­ства, необ­хо­ди­мые для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния орга­низ­ма, и достав­ля­ет их ко всем орга­нам тела. Она напол­ня­ет и про­ни­зы­ва­ет весь орга­низм, кото­рый стро­ит­ся из её эле­мен­тов и зави­сит от её соста­ва. И пока живот­ное живо «нефеш» — жиз­нен­ная энер­гия — нахо­дит­ся в его кро­ви, и наобо­рот — кровь живот­но­го — в его душе. Дру­ги­ми сло­ва­ми не душа живот­но­го рас­тво­ре­на в его кро­ви, а наобо­рот — кровь как бы «впи­та­на» душой.

Имен­но этим в еврей­ской тра­ди­ции объ­яс­ня­ет­ся запрет на упо­треб­ле­ние в пищу любых про­дук­тов, содер­жа­щих кровь живот­но­го. Так, если рели­ги­оз­ный еврей решит при­го­то­вить яич­ни­цу и при раз­би­тии кури­но­го яйца обна­ру­жит сре­ди бел­ка и желт­ка кро­вин­ку, он немед­лен­но дол­жен выбро­сить это яйцо и заме­нить его дру­гим. Что тут гово­рить о тех неле­пых домыс­лах, про­во­ци­ро­вав­ших мас­со­вые погро­мы в нача­ле ХХ века, в Рос­сии, Укра­ине, Бело­рус­сии, Мол­да­вии и т.д., по кото­рым евреи яко­бы добав­ля­ли в состав сво­ей пас­халь­ной мацы кровь хри­сти­ан­ских младенцев?!

Итак, утвер­жде­ние выше­упо­мя­ну­то­го объ­яв­ле­ния о том, что рав­ви­ны освя­ща­ют кошер­ную пищу кро­вью жерт­вен­ных живот­ных явля­ет­ся пол­ным неве­же­ством и нелепостью.

Что же такое «кошерная пища»?

В наших мага­зи­нах дей­стви­тель­но появи­лось боль­шое коли­че­ство про­дук­тов стран, с кото­ры­ми Укра­и­на под­дер­жи­ва­ет тор­го­вые свя­зи. Сре­ди этих стран нахо­дит­ся и ближ­не­во­сточ­ное госу­дар­ство Изра­иль, про­дук­ция кото­ро­го так широ­ко пред­став­ле­на сего­дня в наших мага­зи­нах. Это и дет­ское пита­ние, цит­ру­со­вые, соки, зелень и мно­гое дру­гое. Как пра­ви­ло, про­дук­ция изра­иль­ских про­из­во­ди­те­лей мар­ки­ру­ет­ся зна­ком кошер­но­сти. Хотя не толь­ко изра­иль­ский про­из­во­ди­тель ста­вит знак кошер­но­сти на сво­их про­дук­тах, так мно­гие запад­но­ев­ро­пей­ские про­из­во­ди­те­ли так­же сооб­ща­ют на сво­их упа­ков­ках, что их про­дук­ция не про­ти­во­ре­чит пра­ви­лам кош­ру­та. Мало того, сего­дня уже мно­гие укра­ин­ские про­из­во­ди­те­ли наравне со зна­ком каче­ства сво­ей про­дук­ции поме­ща­ют и лого­тип кошерности.

Что же такое кошер­ная пища? Как нам к ней отно­сит­ся? Явля­ют­ся ли про­дук­ты со зна­ком кошер­но­сти идо­ло­жерт­вен­ны­ми? Вот ряд вопро­сов, вол­ну­ю­щих мно­гих пра­во­слав­ных. Попы­та­ем­ся на них ответить.

Эти­мо­ло­ги­че­ски сло­во «кашер» не свя­за­но с пищей, на иври­те оно бук­валь­но пере­во­дит­ся как «под­хо­дя­щий». Этот тер­мин мож­но упо­треб­лять в отно­ше­нии пра­виль­но­го пове­де­ния чело­ве­ка: «Это кошер­ный чело­век» и исполь­зо­вать, гово­ря о чем-то поло­жи­тель­ном: «Это кошер­ная кни­га» и т.д.

В насто­я­щее вре­мя сло­во «кашер» или «кошер» (пер­во­на­чаль­но вари­ант с глас­ной «о» появил­ся в англий­ском язы­ке из-за осо­бен­но­сти про­из­но­ше­ния ашке­на­зий­ских евре­ев, а затем пере­ко­че­вал в рус­ский язык) чаще упо­треб­ля­ет­ся в отно­ше­нии пищи. Един­ствен­ным кри­те­ри­ем при­год­но­сти в пищу про­дук­тов явля­ют­ся не сооб­ра­же­ния гиги­е­ны, а то, как Свя­щен­ное Писа­ние (Пяти­кни­жие Мои­се­е­во) к этой пище отно­сит­ся. То есть обыч­ное зна­че­ние сло­ва «кашер» — это «пища, раз­ре­шен­ная для еды».

Зако­ны каш­ру­та гла­сят, что иуде­ям запре­ще­но есть всё под­ряд, и даже раз­ре­шен­ная пища долж­на быть при­го­тов­ле­на долж­ным образом.

Напри­мер, един­ствен­ные раз­ре­шен­ные Свя­щен­ным Писа­ни­ем живот­ные — это пар­но­ко­пыт­ные, жвач­ные. Самые обыч­ные из них — коро­ва и овца, но даже они могут заби­вать­ся лишь спе­ци­а­ли­стом — шой­хе­том (рез­ни­ком).

Мясо живот­ных уби­тых на охо­те по зако­нам каш­ру­та запре­ще­но. Запрет на охо­ту (кото­ро­му в еврей­ской тра­ди­ции несколь­ко тысяч лет) при­вел к тому, что даже сре­ди нере­ли­ги­оз­ных евре­ев сего­дня мало охотников.

Как гово­ри­лось выше, в кор­пу­се книг Свя­щен­но­го Писа­ния Вет­хо­го Заве­та есть мно­го мест запре­ща­ю­щих упо­треб­ле­ние в пищу кро­ви живот­ных ( Быт. 9:4 ; Лев. 17:10–14 ). Поэто­му при забое, по пра­ви­лам каш­ру­та, кровь спус­ка­ет­ся и при­кры­ва­ет­ся зем­лей, а мясо про­са­ли­ва­ет­ся и выма­чи­ва­ет­ся до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.

Сре­ди рыб кашер­ны­ми счи­та­ют­ся толь­ко поро­ды, име­ю­щие плав­ни­ки и чешую ( Лев. 11:9 ; Втор. 14:9–10 ). Это ничем не мотивируется.

Запре­ще­ны все мол­люс­ки, вклю­чая попу­ляр­ные сего­дня кре­вет­ки и лангусты.

Сре­ди птиц раз­ре­ше­ны толь­ко куры, индей­ки, утки, гуси и неко­то­рые другие.

Как пра­ви­ло, все раз­ре­шен­ные живот­ные тра­во­яд­ны. Пти­цы, поеда­ю­щие дру­гих птиц запре­ще­ны наря­ду со все­ми хищ­ны­ми животными.

Посколь­ку у нас нет цели опи­сать всю стро­гость пред­пи­са­ний о пище в еврей­ской тра­ди­ции, огра­ни­чим­ся вышеперечисленным.

Из выше­ска­зан­но­го мож­но сде­лать вывод, что вся­кий раз когда вы возь­ме­те в руки упа­ков­ку с мар­ки­ров­кой маш­гиа­ха (экс­перт, кото­рый гаран­ти­ру­ет соот­вет­ствие про­дук­та пра­ви­лам каш­ру­та) вы долж­ны знать, что имен­но этот про­дукт пол­но­стью соот­вет­ству­ет пред­пи­са­ни­ям Биб­лии о пище. И ни какие мисти­че­ские дей­ствия над про­дук­том не проводились!

Если это пучок зеле­ни в упа­ков­ке (лук, бази­лик, пет­руш­ка и т.д.), зна­чит, маш­гиах про­ве­рил эту зелень на нали­чие насе­ко­мых — их там нет.

Если это упа­ков­ка муки, зна­чит, мука про­се­я­на под наблю­де­ни­ем маш­гиа­ха через сито, где на 1 см2 долж­но быть не менее 70 дыро­чек (экс­перт обя­зан про­ве­рить коли­че­ство дыро­чек кон­чи­ком иглы), во избе­жа­ние попа­да­ния жуч­ков и про­чих насе­ко­мых в пищу, ведь упо­треб­ле­ние насе­ко­мых в пищу запре­ще­ны Библией!

Если мар­ки­ров­ка кошер­но­сти сто­ит на молоч­ном про­дук­те, это озна­ча­ет, что дан­ный про­дукт не всту­пал в кон­такт с живот­ны­ми жира­ми и при­го­тов­лен в сте­риль­ной посуде.

Знак кошер­но­сти — это кон­ста­та­ция и гаран­тия того, что про­дукт при­го­тов­лен и упа­ко­ван в сте­риль­ной обста­нов­ке и в соот­вет­ствии с древни­ми пра­ви­ла­ми Биб­лии о «чистой» пище.

Как христианину относиться к кошерным продуктам?

Вся­кий раз когда оче­ред­ная груп­па наших пра­во­слав­ных палом­ни­ков отправ­ля­ет­ся на Свя­тую Зем­лю для покло­не­ния местам свя­зан­ных с зем­ной жиз­нью наше­го Спа­си­те­ля, мало кто из палом­ни­ков заду­мы­ва­ет­ся, чем их уго­ща­ют и кор­мят во вре­мя палом­ни­че­ства. Тра­пе­за в мона­сты­ре или же это обык­но­вен­ный зав­трак в гости­ни­це, здесь в Изра­и­ле всю­ду при­сут­ству­ют кошер­ные про­дук­ты. Да дру­гих про­дук­тов в мага­зи­нах Изра­и­ля про­сто нет, а если есть, то они про­да­ют­ся в неко­шер­ных мага­зи­нах кото­рые не так лег­ко най­ти. И пра­во­слав­ные, живу­щие на Свя­той Зем­ле даже не обра­ща­ют вни­ма­ния на то кошер­ный тот или иной про­дукт или нет, в первую оче­редь пото­му, что этот знак адре­со­ван для соблю­да­ю­щих каш­рут. А для людей, кото­рые не явля­ют­ся рели­ги­оз­ны­ми евре­я­ми, это толь­ко гаран­тия того, что про­дукт при­го­тов­лен в атмо­сфе­ре повы­шен­ной сте­пе­ни стерильности.

Нам, пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам ХХІ века, сле­ду­ет поча­ще обра­щать­ся к опы­ту пер­во­хри­сти­ан­ских общин (а их быт, осо­бен­но на Ближ­нем Восто­ке и в Малой Азии, очень тес­но пере­пле­тал­ся с сосе­дя­ми языч­ни­ка­ми и иуде­я­ми), для кото­рых сло­ва Спа­си­те­ля: «Не то, что вхо­дит в уста, осквер­ня­ет чело­ве­ка, но то, что выхо­дит из уст» ( Мф. 15:11 ) были глав­ным кри­те­ри­ем сохра­не­ния свя­то­сти и внут­рен­ней чистоты.

А насто­ро­жен­ность и подо­зри­тель­ность к про­дук­там пита­ния наблю­да­лась ещё два тыся­че­ле­тия назад. Имен­но это побу­ди­ло свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла обра­тить своё сло­во нази­да­ния и уте­ше­ния к жите­лям антич­но­го Корин­фа — эко­но­ми­че­ско­го мега­по­ли­са древ­не­го мира, извест­но­го сво­и­ми лав­ка­ми, рын­ка­ми и база­ра­ми: «Всё что про­да­ет­ся на тор­гу, ешь­те без вся­ко­го иссле­до­ва­ния, для спо­кой­ствия сове­сти» ( 1 Кор. 10:25 ). Эти сло­ва пас­тыр­ской забо­ты мы долж­ны рас­слы­шать и в наш неспо­кой­ный век.

В завер­ше­нии необ­хо­ди­мо заме­тить, что кошер­ные про­дук­ты не явля­ют­ся идо­ло­жерт­вен­ны­ми. Дума­ю­щих и чита­ю­щих вер­ных чад нашей Церк­ви хочу ото­слать к кни­ге про­фес­со­ра МДА про­то­ди­а­ко­на Андрея Кура­е­ва «Поче­му пра­во­слав­ные такие?» (М. 2008), в этом тру­де есть заме­ча­тель­ная ста­тья «Вре­дят ли хри­сти­а­ни­ну «под­бро­шен­ные» нечи­сто­ты?», где автор дела­ет подроб­ный и аргу­мен­ти­ро­ван­ный ана­лиз соот­вет­ствия пищи наиме­но­ва­нию идо­ло­жерт­вен­ной, и отно­ше­нию к ней хри­сти­а­ни­на по уче­нию апо­сто­ла Пав­ла и свя­то­оте­че­ско­го наследия.

«Пища не при­бли­жа­ет нас к Богу: ибо, едим ли мы, ниче­го не при­об­ре­та­ем; не едим ли, ниче­го не теря­ем» ( 1 Кор. 8:8 ) — это уве­ще­ва­ние апо­сто­ла Пав­ла не все­гда быва­ет пони­ма­е­мо наши­ми пра­во­слав­ны­ми совре­мен­ни­ка­ми. И как след­ствие появ­ля­ют­ся раз­но­го рода кри­во­тол­ки и рели­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки, кото­рые меша­ют реаль­но жить соглас­но Еван­ге­лия и свя­то­оте­че­ско­го учения.

Автор: Про­то­и­е­рей Олег Скнарь, кан­ди­дат бого­сло­вия, «Пра­во­славіє в Україні»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *