можно ли дуть на горячую еду в исламе
Почему нельзя дуть на еду и питьё?
Дуем ли мы на горячую еду и питьё? Наверное, многие из нас совершают это действие по привычки. Но знаем ли мы о том, что подобное порицал сам Посланник Божий ﷺ? Подробнее об этом читайте в фетве, которую дал Ахмад Шариф ан-Наасан – муфтий региона аль-Баба, Сирия.
Вопрос: Можно ли дуть на еду и напиток?
Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:
Подавляющее большинство богословов считают порицаемым дуть на еду и напиток из-за хадиса, переданного от Ибну Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: «Пророк ﷺ запретил дышать в сосуд/посуду или дуть в него». Хадис приводят Абу Давуд и ат-Тирмизи; ат-Тирмизи дал хадису оценку «хасан-сахих».
أنه نهى أن يُتَنَفَّسَ في الإناء أو ينفخ فيه
В хадисе, переданном от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) говорится: «Пророк ﷺ запретил дуть на напиток. Тогда один человек сказал: “Но иногда я вижу в нём соринки”. Пророк ﷺ сказал: “Выплесни их”. Этот человек сказал: “Поистине, я не напиваюсь, сделав только один вдох”. Тогда Пророк ﷺ сказал: “Так отведи чашу ото рта”». Хадис приводит ат-Тирмизи с оценкой «хасан-сахих».
نهى عن النفخ في الشرب). فقال رجل: القذاة أراها في الإناء؟ قال صلى الله عليه وسلم (أهرِقها). قال: فإني لا أرْوَى من نفس واحد, قال صلى الله عليه وسلم: (فَأَبِنْ ـ أي أبعد ـ القدح إذاً عن فيك)
Это вершина благородных черт и чистоплотности. А Аллах знает лучше.
Не делайте этого, если не хотите растерять баракат вашей пищи
Приём пищи – это действие, которое совершает каждый человек, ибо жизнедеятельность любого живого существа зависит от питания. Однако в зависимости от того, что потребляет человек и каким образом проходит процесс употребления пищи, зависит многое. Также важен момент начала и завершение трапезы. Как известно, приём пищи следует начинать с упоминания имени Аллаха и заканчивать, также воздав хвалу Всевышнему и совершив дуа. Такая трапеза непременно принесёт человеку пользу, и вдобавок к этому ему запишется за это вознаграждение.
Однако некоторые действия во время трапезы могут лишить еду бараката. Крайне нежелательно брать пищу левой рукой, и об этом сказано и написано очень много. Поэтому здесь мы ограничимся только напоминанием о нежелательности этого действия.
Во время приёма пищи многие люди дуют на горячую еду или питье. Многие делают это неосознанно, ибо им не приходит в голову, что это может быть вредно.
Когда речь заходит о том, что является макрухом (нежелательным) при приёме пищи, то в первую очередь на ум приходит именно дутьё на пищу. Приступать к трапезе, когда еда горячая, считается не только макрухом, но и причиной уменьшения бараката этой пищи.
Аль-Хатиб Аш-Ширбини, перечисляя адабы приёма пищи в своей книге «Мугни аль –мухтадж», пишет следующее: «…не употреблять горячую еду, пока она немного не остынет».
От Асмаъ бинт Абу Бакр (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что она, когда готовила суп, накрывала его и оставляла, пока от него не прекратит идти пар, и потом говорила:
«Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, в этом наибольшая благодать», имея в виду еду, которая перестала вариться». (Ибн Хиббан, 1344; Аль-Хаким, 4/118; Байхакъи, 7/280)
Также передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
لا يؤكل طعام حتى يذهب بخاره
«Не следует принимать пищу, пока от неё поднимается пар». (Байхакъи в «Аль-Ирваъ», 2038).
Также от Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أبردوا الطعام الحار فإن الطعام الحار غير ذي بركة
«Остужайте горячую еду, ибо, поистине, горячая еда не благодатна». (Хаким)
Всё это относится не к обычной, в меру горячей пище, а к еде, которая не перестала кипеть, и от неё ещё поднимается пар; между ними есть разница, ибо та еда, которая перестала кипеть, не перестаёт быть ещё горячей.
Также в хадисах Пророка ﷺ говорится о запрете дуть в посуду или выдыхать в сосуд во время питья воды или других напитков. Запрет (нежелательность) дуть на посуду может быть связан с целым рядом причин: дующий может быть болен, что может негативно отразиться на тех, кто собирается пить после него, или же это вызовет отвращение у других к этой еде. В любом случае это считается неприличным поступком.
От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Когда Пророк ﷺ запретил дуть на питьё, один человек сказал: «Но иногда я вижу в нём соринки«. Пророк ﷺ сказал: «Выплесни их«. Этот человек сказал: «Поистине, я не напиваюсь за один дух«. Тогда Пророк ﷺ сказал: “Так отведи стакан ото рта (то есть: отведи кубок ото рта и сделай вдох)«». (Имам Ахмад, 3/32; Тирмизи, 1887; Ибн Хиббан, 5327)
Также от Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
أَنَّ النَّبِيَّ — صلى الله عليه وسلم — نَهَى أَنْ يُتَنَفَّسَ فِي الْإِنَاءِ أَوْ يُنْفَخَ فِيهِ
«Пророк ﷺ запрещал дышать в сосуд или дуть в него». (Тирмизи, 1888; Абу Дауд, 3728; Ибн Маджах, 3428 и 3429)
Однако в любом случае мусульманину следует воздержаться от этого, ибо соблюдение адабов занимает очень важное место в Исламе.
Пусть каждый человек размышляет над тем, какую заботу проявляет шариат, чтобы научить мусульманина повседневным адабам, которые он должен соблюдать даже во время еды и питья. Как много внимания уделяется в книгах учёных-богословов вопросам адаба, гигиены и чистоты. Это всё лишний раз подтверждает истинность и совершенство религии Ислам!
Резюмируя, хотелось бы сказать: не следует есть очень горячую пищу, необходимо дождаться, когда она немного остынет. Посланник Аллаха ﷺ никогда не дул на еду и не дул в посуду, из которой ел или пил, и предостерегал других от этого, так как это не соответствует адабам.
Можно ли дуть на горячую еду в исламе
С медицинской точки зрения самым грязным местом у человека является рот, т.к. там остаются кусочки пищи которые активно подвергаются процессам гниения.
Также во рту у нас просто огромное количество бактерий болзнетворных.
Так вот когда человек дует на еду или воду, то эти болезнетворные бактерии попадают на эту пищу и воду, а затем благополучно их употребляем внутрь, тем самым вызывая различные заболевания.
Показать полностью.
Да потому что в ротовой полости у нас есть различные механизмы защиты. К примеру вещество лизоцим которое содержится в слюне обладает высокой антибактериальной активностью.
Если вдруг бактерия проникнет в желудок то под воздействием кислоты она просто погибает.
А когда мы дуем на еду и пищу то бактерия смешивается с содержимым того что мы употребляем тем самым увеличивается вероятность прохождения этой бактерии через различные механизмы защиты нашего организма
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Когда кто нибудь из вас пьет, то пусть не дышит в сосуд. Если он хочет выдохнуть, то пусть уберет сосуд ото рта, и если он хочет выпить больше, то пусть пьет» Сахиха 386
Приводит Имам Бухари в своем сборнике «Сахих».
حدثنا أبو نعيم حدثنا شيبان عن يحيى عن عبد الله بن أبي قتادة عن أبيه قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم إذا شرب أحدكم فلا يتنفس في الإناء وإذا بال أحدكم فلا يمسح ذكره بيمينه وإذا تمسح أحدكم فلا يتمسح بيمينه.
Говорит Хафиз ибн Хаджар Аскъаляни в «Фатхе» в комментарии к этому хадису:
Этот запрет относится к этикету в соблюдении чрезмерной чистоты, потому что вместе дыханием выходит слюна, мокрота, неприятный пар, в результате чего появляется плохой запах и тем самым он или другой запачкается от этого питья.
В другом месте к этому хадису Хафиз говорит:
Слова пророка (солляЛлаhу алейhи ва саллям): «…пусть не дышит в сосуд…» ибну Аби Шейба привел другой рассказ от Абдуллы ибн Абу Къаттады от его отца о запрете дуть на сосуд. Также есть хадис от ибну Аббаса, который привели Абу Давуд и ат-Тирмизи: «Пророк (солляЛлаhу алейhи ва саллям) запретил дышать и дуть на сосуд». По поводу запрета дуть на сосуд пришли многочисленные хадисы, как и запрет на то чтоб дышать на сосуд, так-как возможно у того кто дышит [на сосуд] будет измененный (неприятный) запах, виду того что он поел пищу, или после использование сивака и промывание рта прошло долгое время, или в результате этого станет выходить пар с желудка. И дуть в таких случаях будет хуже, чем дышать.
Говорит автор книги «авну-ль-магъбуд шарх сунан аби Давуд» Шейх Мухаммад Абадий:
وأن لا يتنفس فيه ( أو ينفخ ) بصيغة المجهول فليصبر حتى يبرد ، وإن كان من أجل قذى يبصره فليمطه بأصبع أو بخلال أو نحوه ولا حاجة به إلى النفخ فيه بحال ( فيه ) أي : في الإناء الذي يشرب منه والإناء يشمل إناء الطعام والشراب فلا ينفخ في الإناء ليذهب ما في الماء من قذاة ونحوها ، فإنه لا يخلو النفخ غالبا من بزاق يستقذر منه ، وكذا لا ينفح في الإناء لتبريد الطعام الحار ، بل يصبر إلى أن يبرد ولا يأكله حارا ، فإن البركة تذهب منه
Итог: запрет посланника Аллаhа (солляЛлаhу алейhи ва саллям) дуть на еду (воду) вызван соблюдением норм этикета в момент приема пищи, чтобы неприятный запах изо рта не причинил неудобства рядом сидящим, а также это действие лишает пищу (напиток) бараката/благодати.
Польза сунны: почему в исламе нельзя дуть на еду
Почему в исламе нельзя дуть на еду? (Источник фото: freepik.com)
Ислам регулирует все сферы жизни человека, даже самые бытовые и обыденные, как, например, прием пищи и употребление воды.
Исламская этика, основываясь на сунне, предоставляет верующим нормы и правила относительно того, как использовать и употреблять блага Аллаха наилучшим образом, как есть и пить так, чтобы обретать от этого баракат.
Согласно адабу приема пищи, дуть на еду является макрухом, то есть нежелательным. Сообщается, что Ибн Аббас (р.а.) говорил: «Посланник Аллаха (с.а.с.) никогда не дул ни на еду, ни на питье. И никогда не выдыхал в посуду» (Ибн Маджа).
Относительно напитков существует такое же решение: дуть на питье является нежелательным действием. В хадисе сказано:
«Если кто-то из вас пьет воду, то пусть не дышит в стакан. Если он захочет сделать еще один глоток, то пусть отдалит стакан ото рта (сделает выдох) и пьет снова» (Хаким).
«И пусть никто из вас не выдыхает в посуду, из которой он пьет» (Муслим). Однажды один человек спросил Пророка (с.а.с.), а что если в питье или еде будет соринка, Пророк (с.а.с.) ответил, что лучшим будет убрать ее или слить.
Сунной является не употреблять слишком горячую еду (или напитки), а подождать пока она немного остынет.
Согласно некоторым преданиям, употребление слишком горячей еды (или напитков) лишает пищу бараката. Асма бинт Абу Бакр (р.а.) после приготовления супа накрывала его и оставляла, пока от него не прекратит идти пар, потому что наш Пророк (с.а.с.) говорил: «Поистине, в этом наибольшая благодать» (Ибн Хиббан).
В другом хадисе сказано: «Не следует принимать пищу, пока от нее поднимается пар» (Байхаки).
Нежелательность данного действия поддерживается и светским этикетом. Дуть на еду – не культурно, так можно пролить еду, испачкать стол или обрызгать рядом сидящего, да, и в общем, выглядит это не очень красиво.
Согласно канонам общепринятого этикета, следует подождать, не применяя для этого никаких манипуляций, пока горячее блюдо немного остынет само.
С медицинской точки зрения, привычка дуть на еду также не сулит ничего хорошего. Выдыхание воздуха на пищу или питье становится причиной распространения вредоносных бактерий, которые, вместе с едой обратно попадая в организм, могут вызывать такие болезни ЖКТ, как язва или гастрит.
Кроме того, подобный способ остужения пищи может стать причиной распространения инфекционных заболеваний горла, легких, ЖКТ и ротовой полости.
Как правило, многие из нас подобным способом привыкли остужать еду для своих детей, чего врачи делать крайне не рекомендуют. Совершенно безобидная привычка может стать причиной передачи родительских болезней детям. Выдыхая воздух на пищу мы «подарим» своему ребенку все свои бактерии и инфекции, которые он благополучно употребит вместе с едой.
Употребление горячей пищи или напитков также вредно для организма и может вызвать ожог слизистой ротоглотки, пищевода или желудка.
Если постоянно употреблять горячую пищу высокой температуры клетки эпителия будут умирать, будут продуцироваться новые, этот процесс вызывает вероятность мутаций и вероятность злокачественных заболеваний.
Не будем углубляться в медицину и думать о плохом, только возьмем себе на заметку, что лучше для организма употребление пищи и напитков комфортных температур.
Следуем Сунне: 2 правила обращения с горячей пищей
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
В одном из хадисов, приведенных в книге имама Аль-Газали «Возрождение религиозных наук», сказано: «В горячей пище нет блага. Всевышний Аллах не кормит нас огнем. Поэтому охлаждайте свою еду».
Известно, что в природе не существует пищи, температура которой превышала бы 36-38 градусов по Цельсию. И организм человека также ни функционально, ни морфологически не приспособлен к переработке высокотемпературной пищи. Однако же, будучи вынужденным переваривать горячие блюда или напитки, он терпит большие нагрузки, со временем перерастающие в хронические болезни.
Как это происходит?
Под действием горячей пищи происходит распад белков в тех участках пищеварительного тракта, которые соприкасаются с ней. Температура, при которой происходит этот распад – около 46-48 °С. Слизистая оболочка желудка подвергается повреждениям по причине высокой температуры, что, как следствие, приводит к аутолизу. То есть желудочный сок переваривает стенку собственного желудка, формируя язву.
Горячая пища обжигает стенки пищевода, слизистая «омертвляется», и омертвление поврежденной ткани распространяется и на другие оболочки пищевода. Ткань пищевода отекает, глотание нарушается. Со временем отек может уменьшиться, однако омертвевшие ткани по-прежнему отторгаются, что в конце концов «выливается» в стеноз или сужение пищевода.
В высокотемпературной пище также нарушена ее структура. Белки, витамины и значительная часть ферментов разрушаются. А последние, как известно, играют важную роль в обеспечении аутолиза – внутриклеточного переваривания потребленной пищи и ее усвоения. Когда этот процесс нарушается (по причине высокой температуры), в желудочно-кишечном тракте пища переваривается не полностью, часть структур пищи сохраняется, загрязняет организм и затрудняет ее усвоение. Результат – высокие энергетические затраты и нарушенный обмен веществ.
Как объясняется этот запрет с точки зрения науки?
К сожалению, достоверных научных источников, объясняющих вред дутья на еду и питье найти не удалось. Однако согласно некоторым предположениям, взаимодействие благотворных бактерий, «выдуваемых» на питье и пищу, с высокой температурой преобразует их функцию с благотворной на вредоносную. И в случае употребления этой пищи и питья эти бактерии могут стать «инициаторами» таких болезней как гастрит, язва, злокачественные образования в пищеварительном тракте.
Правило второе – не охлаждать еду и питье дутьем на нее.
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Он не говорит по прихоти. Это – все лишь внушаемое ему откровение». Таким образом, следование Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является не только дорогой к милости Аллаха, высоким надеждам, но также и способом сохранить здоровье тела и души.