может ли охранник в магазине меня задержать
Что имеют право делать охранники и чоповцы, а что нет?
Меня раздражает их навязчивое желание заглянуть ко мне в сумку — как при входе, так и при выходе, — только потому, что им так хочется. Якобы это регламентировано внутренней процедурой, которая обязывает меня открывать сумку и демонстрировать ее содержимое. Но это можно расценить как вторжение в личную жизнь.
Насколько я прав и как можно дать понять чоповцу, что завтра ему лучше отвернуться, когда я буду входить на территорию предприятия?
Любое действие сотрудников ЧОП регламентировано должностными инструкциями и внутренними приказами. И далеко не всегда осмотр содержимого сумок — это превышение полномочий сотрудника охраны.
Проверьте трудовой договор
Вы пишете, что работаете на предприятии с пропускным режимом. Чтобы выяснить, превышают ли охранники свои полномочия или нет, надо смотреть не только их инструкции, но и нормативные документы, регламентирующие ваши отношения с работодателем, а именно трудовой договор. Вполне возможно, что в договоре с работодателем есть пункт, который позволяет охране каждый день контролировать содержимое вашей сумки.
Договор — дело добровольное. Если вы его подписали именно в таком виде — оснований для претензий в адрес охраны быть не может.
В условиях трудового договора, контракта, правил внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены санкции за невыполнение требований охраны. Трудовым договором нельзя обязать проходить ежедневный осмотр: это незаконно. Но за отказ можно, например, не допустить до работы или просто не пропустить на территорию предприятия. Это по закону.
Такие условия должны быть предусмотрены в трудовом договоре, заключенном между вами и работодателем, либо в требованиях внутреннего трудового распорядка.
Не исключено, что действия сотрудников ЧОП связаны не с «синдромом маленького человека», а с требованиями трудового договора и их внутренними инструкциями. Но без нормативных документов перед глазами говорить об этом сложно.
Это не вторжение в личную жизнь, а защита коммерческих интересов
Просьба показывать сумки на выходе — далеко не самая экзотическая, с какой мне приходилось сталкиваться. Например, если организация работает со сведениями, содержащими государственную тайну, на входе сотрудники охраны могут предложить сдать сотовый телефон, а вернут его только после выхода из помещения. Можно отказаться, силой отбирать телефон не будут, но и в служебное помещение вас не пустят.
А в организациях, связанных с добычей и переработкой золота, могут предложить снять принадлежащую вам одежду и переодеться в рабочий комбинезон без карманов. Это допустимо — если работник дал письменное согласие соблюдать такие требования.
Это не будет считаться вторжением в личную жизнь, если в договоре между работником и работодателем прописаны подобные условия. Работодатель таким образом защищает свои коммерческие интересы. Если вы не согласны соблюдать его требования — можно отказаться от сотрудничества либо договориться с работодателем, чтобы к вам применялись другие условия труда.
Что может делать сотрудник ЧОП
По закону частный охранник, находящийся на проходной предприятия, имеет право:
В вашем случае сотрудники ЧОП ссылаются на обеспечение внутриобъектового и пропускного режима. Порядок его организации установлен статьей 12.1 закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ ». Там сказано, что частные охранники могут проверять документы, дающие право на вход, проводить осмотр транспортных средств и имущества. Есть важная оговорка: правила, которые установил владелец предприятия, не должны противоречить закону.
Чем отличается осмотр от досмотра
Документальное оформление осмотра не требуется, протокол составлять не нужно.
Досмотр — это мера принуждения. Требования к ее проведению прописаны в законе. Сотрудник частного охранного предприятия не имеет права на проведение досмотра. Его может проводить только сотрудник уполномоченных государственных органов в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Закон допускает досмотр без понятых, но только в одном случае: если у сотрудников полиции есть основания считать, что человек, которого они досматривают, вооружен.
По результатам досмотра в обязательном порядке составляют протокол.
Закон тут устанавливает единые требования для всех: и для сотрудников полиции, и для охранников на проходной, и для сотрудников служб безопасности в супермаркетах.
Если охранник, скажем, в магазине установит, что есть какое-то правонарушение, он может вызвать полицию. И только полицейский, если увидит на то основания, уже может провести досмотр.
А как же осмотры в метро, торговых центрах, клубах и барах? Это законно?
Законно — но только при наличии вашего согласия. У вас нет трудовых отношений с охраной клуба, метро или торгового зала. Сотрудник ЧОП не может потребовать вас вывернуть карманы или показать сумку, даже если ему показалось, что вы совершили противоправное деяние. Заставить вас он не имеет права.
Охранник может предложить вам добровольно показать содержимое сумки или карманов. Вы имеете право отказаться — но в этом случае охрана может вызвать сотрудников полиции. Если сотрудники полиции увидят основание для досмотра или осмотра — они будут проводить его самостоятельно.
Но есть еще один момент, который следует учитывать. Если в торговом центре охрана заботится в основном о товаре на полках, то при осмотрах, например, в метро сотрудники ЧОП заботятся о безопасности всех граждан в целом. Такие меры безопасности появились не на пустом месте, а после терактов, и в этом случае, на мой взгляд, к неудобствам следует отнестись с пониманием.
Напоследок
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
«Руки уберите!»: что с вами может сделать охранник в магазине
Вопросы, которые вы хотели, но боялись задать
Вопросы, которые вы хотели, но боялись задать
Имеет ли охранник право обыскивать вас и ваши вещи?
Нет, не имеет. Деятельность охранников регулируется Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11.03.1992 № 2487-1. Личный досмотр граждан и досмотр их вещей охранник производить не вправе.
Во-первых, вышеупомянутым законом это не предусмотрено. Во-вторых, суды признают, что личный досмотр и досмотр вещей граждан противоречит ст. 55 Конституции, устанавливающей право на свободу и личную неприкосновенность. Помимо этого, частные охранники не осуществляют публичные функции, а потому не вправе подменять собой правоохранительные органы и проводить досмотр, даже если гражданин подозревается в совершении противоправного действия.
Имеет ли право охранник задерживать вас до приезда полиции?
Имеет, если позволяют условия. В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности», лицо, посягнувшее на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в полицию. Но необходимо учитывать, что охранник может задерживать вас только при наличии оснований подозревать в совершении противоправного деяния, например, при наличии записи с камеры видеонаблюдения или показаний очевидцев. Кроме того, охранник обязан представиться и предъявить свою личную карточку.
Охранник вправе применить физическую силу, если он задерживает вас до приезда полиции, а вы не подчиняетесь. Применение физической силы предусмотрено законом, но оно должно быть обосновано и соразмерно ситуации. Грубо говоря, если вы украли пачку печенья и убегаете, охранник вправе вас остановить и удерживать. А тем более, он вправе применить силу, если вы на него набрасываетесь. Но если вы спокойно идете и никого не трогаете, а он на вас нападает, то, естественно, охранник грубо нарушает закон. Суд в итоге будет учитывать, были ли соразмерны действия охранника тому ущербу, от которого он пытался уберечь магазин (или себя).
А могу я снимать охранника на видео или записывать на диктофон?
Может ли охранник запретить мне что-нибудь?
Формально законом не установлены запреты, которыми частный охранник мог бы воспользоваться. Помимо возможности задержать вас до приезда полиции, охранник не может запрещать осуществлять какие-либо действия.
Обязан ли я запирать вещи в кабинках хранения?
Поскольку помещение сумки в специальную кабинку для хранения формально представляет собой заключение договора хранения, то принуждать гражданина к этому недопустимо. Таким образом, помещать сумку или иное имущество в камеру хранения или заворачивать в специальные пакеты является правом, но не обязанностью гражданина.
Кто виноват, если вещи будут похищены из кабинок хранения?
Магазин. Если гражданин на входе в супермаркет принял решение поместить свои личные вещи в камеру хранения и получил соответствующий ключ либо иное подтверждение того, что он поместил вещь в камеру хранения, то с этого момента ответственность за сохранность имущества возлагается на администрацию магазина, так как договор хранения считается заключенным.
В случае установленного факта хищения администрация магазина несет перед вами материальную ответственность. На такие правоотношения распространяются в том числе нормы Закона РФ «О защите право потребителей».
Помните о своих правах и никому не позволяйте их нарушать!
Памятка потребителю. Когда требования сотрудников магазина не соответствуют закону
ПАМЯТКА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. КОГДА ТРЕБОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ МАГАЗИНА БЫВАЮТ НЕЗАКОННЫМИ
ВПРАВЕ ЛИ ОХРАННИК МАГАЗИНА ДОСМАТРИВАТЬ ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ ПОКУПАТЕЛЯ?
Если сотрудник охраны магазина требует показать сумку, то покупатель может ему в этом отказать, имея на то законные основания.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ от 07.02.2011г. № 3-ФЗ «О полиции» право по осуществлению личного досмотра граждан, досмотру находящихся при них вещей вправе осуществлять сотрудники органов внутренних дел (полиции). Личный досмотр осуществляется лицами одного пола с досматриваемыми. Кроме того, досмотр осуществляется в присутствии двух понятых.
Поэтому осуществлять досмотр личных вещей «своими силами» охранник магазина не имеет права. Согласно ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество (например, товар в магазине), может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (полицию). В данном случае ключевым является слово «совершившее противоправное посягательство». То есть охранник магазина может Вас задержать только в том случае, если потребитель совершил правонарушение и охранник это видел, например, через системы слежения.
Если потребителю причинены физические и нравственные страдания незаконными действиями сотрудников охраны (иными сотрудниками) магазина, потребитель вправе требовать компенсации морального вреда.
ВПРАВЕ ЛИ СОТРУДНИК МАГАЗИНА ЗАПРЕТИТЬ ПОТРЕБИТЕЛЮ ПРОЙТИ В ТОРГОВЫЙ ЗАЛ С ДЕТСКОЙ КОЛЯСКОЙ?
В некоторых магазинах потребитель встречается с объявлением администрации магазина, в котором запрещается посещение магазина с детскими колясками. Такое требование незаконно и ущемляет права потребителей в силу следующего:
1) Ограничение прав маломобильных групп населения.
В соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» покупатели с детскими колясками относятся к маломобильным группам населения.
К маломобильным группам населенияотносятся люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.
В соответствии с государственной программой на 2011-2015гг. «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011г. № 175 и действующим законодательством в целом предусмотрено, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе и маломобильным группам населения.
2) Запрещено отказывать потребителю от заключения договора розничной купли-продажи.
Покупая в магазине товары, потребитель заключает договор розничной купли-продажи, который в свою очередь является публичным договором. Это означает, что организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, за исключением случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ст.ст. 426, 492 Гражданского кодекса РФ). Действующим законодательством не предусмотрен запрет на вход потребителя в торговый зал с детской коляской.
Кроме этого не допускается отказ организации от заключения договора розничной купли-продажи при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары.
Таким образом, магазин не имеет права отказать в заключении договора розничной купли-продажи товара покупателям с детскими колясками и соответственно должен обеспечить вход в магазин.
3) Самоуправство.
Если представитель продавца не пропускает потребителя в магазин с детской коляской, то его действия можно характеризовать как самоуправство.
Самоуправствоэто самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом, порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права. В случае если в результате самоуправства потребителю не причинен существенный вред, то виновное лицо привлекается к административной ответственности, в соответствии со ст. 19.1 КоАП РФ. Если потребителю в результате самоуправства причинен существенный вред, то виновное лицо привлекается к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
Если сотрудник магазина отказывается пропустить в торговый зал с детской коляской, сообщите ему или руководителю магазина, что запрет на посещение магазина с детской коляской нарушает требования действующего законодательства и ущемляет Ваши потребительские права. Потребуйте гарантию сохранности коляски, в случае если администрация магазина вынуждает Вас оставить коляску на улице. Попросите сотрудника магазина предоставить Вам вместо коляски другое транспортное средство для передвижения ребенка по магазину, отвечающее обязательным требованиям действующего законодательства. Потребуйте у продавца книгу отзывов и предложений и сделайте в ней соответствующую запись.
ВПРАВЕ ЛИ СОТРУДНИК МАГАЗИНА ТРЕБОВАТЬ ОТ ПОТРЕБИТЕЛЯ СДАТЬ СУМКИ В ЯЧЕЙКУ КАМЕРЫ ХРАНЕНИЯ?
Лица, действующие от имени магазина (контролеры, охранники и т.д.), неправомочны требовать от покупателя сдать личные вещи (сумки, пакеты) в ячейки камеры хранения.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Обуславливая продажу товаров обязательным оказанием услуги по хранению вещей потребителя, магазин нарушает п.2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п.22 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55.
В случае сдачи вещей в камеру хранения потребитель заключает с магазином договор хранения. Магазин несет ответственность в случае сдачи вещей в камеру хранения, магазин несет ответственность за сохранность вещей на основании главы 47 Гражданского кодекса РФ, поскольку администрация магазина в данном случае является хранителем оставленных вещей. В соответствии со ст. 891 ГК РФ хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи.
В случае кражи вещей, магазин (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) несет гражданско-правовую ответственность, то есть должен возместить материальный ущерб. Потребитель в свою очередь должен подтвердить размер материального ущерба документально, например чеками и пр.
Если в магазине предоставляется дополнительная услуга по упаковке личных вещей потребителя в пакеты, то потребитель может воспользоваться услугой и пройти в торговый зал с упакованными вещами.
Материал подготовлен консультационным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области»
Имеет ли право охранник задерживать покупателя в магазине
Практически каждый покупатель, рано или поздно, сталкивается в магазине с повышенным вниманием охранников. Имеет ли право охранник магазина задерживать покупателя, если подозревает его в краже? Рассмотрим пределы законных действий охраны торговых точек.
Какие полномочия имеет охрана магазина в отношении покупателя
Имеет ли право охранник задерживать покупателя, и что может являться основанием для задержания? Охрана торговых сетей и магазинов не входит в систему правоохранительных органов РФ. Как правило, для охраны порядка в торговых залах приглашаются квалифицированные сотрудники частных предприятий, чьи полномочия существенно ограничены законом. Поэтому и исполнения обязанностей должно сопровождаться пресечением конфликтов, вежливым предложением показать личные вещи или пройти к руководству магазина для устранения недоразумений.
Полномочия охранников магазина ограничены их должностной инструкцией. Они вправе осуществлять следующие действия по отношению к покупателям:
Обратите внимание! Если покупатель отказывается предоставить свои вещи для осмотра, охранник не вправе использовать принудительные меры досмотра. Если имеются существенные основания для подозрений в краже, незамедлительно вызывается полиция, а все дальнейшие действия будет проводить сотрудник МВД.
Применение физической силы сотрудниками частных охранных предприятий допускается только для предотвращения или пресечения преступления, административного проступка. Исходя из анализа судебной практики, задержание покупателя в магазине и применение к нему силы должно быть соразмерно допущенному проступку.
Например, нанесение неоднократных ударов за малозначительное хищение будет являться явным превышением полномочий и повлечет административную или уголовную ответственность. Однако если покупатель не только украл товар в магазине, но и сам применяет физическую силу к сотрудникам магазина, охранник вправе противодействовать такому нарушению порядка.
Еще больше материалов о защите прав потребителей можно найти в нашей рубрике «Умная защита».
Что делать если охранник задерживает в магазине
Что можно предпринять, если охранник пытается вас задержать? Можно воспользоваться следующими рекомендациями:
Если незаконные действия охранника причинили физический или имущественный вред, потребитель вправе обратиться в правоохранительные органы для привлечения к уголовной или административной ответственности. Если действиями охранника причинены психические и нравственные страдания, можно взыскать компенсацию морального вреда через суд.
При возникновении претензий со стороны охранника не стоит провоцировать конфликт. В большинстве случаев любое недоразумение можно устранить вызовом управляющего торговой точкой, просмотром записи с камеры наблюдения. Если охранник без объяснения причин продолжает задержание и применяет силу, нужно зафиксировать это в письменной форме. Попросите других посетителей магазина выступить свидетелями и запишите их данные в акт. При рассмотрении спора в суде именно эти показания могут стать решающим доказательством.
В любой конфликтной ситуации вы имеет право обжаловать незаконные действия охраны магазина. Для этого советуем обратиться на консультацию к юристам нашей компании. Все интересующие вопросы вы можете задать по телефону круглосуточной линии или через форму обратной связи на нашем сайте.
Остановил охранник в магазине: защита покупателя от неприятных ситуаций
Охранник магазина – первый человек, которого легко встретить на пути к покупкам. Здесь же могут возникнуть и первые проблемы. Правило кто сильнее, тот и прав в данном случае не действует. Судебная практика богата на примеры того, как сотруднику, охраняющему добро собственника торгового предприятия, пришлось отвечать за обиду, нанесенную покупателю.
Арсенал прав покупателя
Поэтому, не теряемся при виде внушительного гражданина с дубинкой наперевес, а вспоминаем о своих правах, чтобы не допустить их нарушения. Незаконны следующие требования.
1. «СДАЙТЕ ВЕЩИ В КАМЕРУ ХРАНЕНИЯ! С НИМИ ВХОД ЗАПРЕЩЕН!» Указание недопустимо, каким бы суровым тоном оно не произносилось.
Право гражданина сдать вещь на хранение или отказаться установлено статьей 421 ГК РФ «Свобода договора».
Если решение воспользоваться ячейкой принято самостоятельно, то нужно помнить, что ответственность за сохранность переданного на хранение имущества несет магазин на основании ст. 891, 901, 902 ГК РФ. Внутренние правила организации, противоречащие закону, не имеют юридической силы.
Некоторые магазины предлагают упаковать сумки в полиэтиленовый пакет. Соглашаться или нет – последнее слово за нами. Но иногда во избежание споров и взаимных претензий есть смысл согласиться на предложение, если оно бесплатное. Это вопрос доброй воли клиента и уход от конфликта. Плату за «навязанную» упаковку магазин брать не вправе.
2. «ПОКАЖИТЕ, ЧТО У ВАС В СУМОЧКЕ?» Это тот вопрос, который выводит из себя даже предельно спокойных граждан. Но не тратьте зря нервные клетки. И в этом случае только покупатель решает, удовлетворять любопытство сотрудника торговой точки или идти дальше, не отвлекаясь на юридически необоснованную просьбу.
Даже официальный представитель органов по охране общественного порядка, уполномоченный законом проводить личный досмотр граждан, обязан предварительно сообщить причину возникшего интереса, разъяснить гражданину права, пригласить двух понятых и в установленном порядке зафиксировать процедуру досмотра (ст. 27.7 КоАП РФ).
Наверное, многим из нас приходилось наблюдать, как слишком исполнительный секьюрити буквально по пятам преследовал посетителя магазина. Человек еще украсть ничего не успел, а уже заранее виноват.
3. «ПРОЙДЕМТЕ!» Сотрудник охраны переходит к третьему этапу общения с клиентом. Для привлечения «тяжелой артиллерии» у него должны быть серьезные аргументы.
Если у магазина возникнет подозрение на то, что в сумке покупателя лежит неоплаченный товар, то покупатель либо сам соглашается на осмотр содержимого (без прикосновений к личным вещам), либо он категорически отказывается. Во втором случае, скорее всего, последует просьба задержаться до приезда полиции. Это попытка остановить покупателя, подозреваемого в противоправных действиях.
Но даже в этом случае полномочия сотрудников ЧОП ограничены задержанием подозреваемого человека до приезда полиции (без досмотра!).
Всеми остальными полномочиями наделены сотрудники полиции на основании ст. 12, 13 Федерального закона о полиции. За неподчинение требованиям стражей правопорядка предусмотрены санкции по ст. 19.3 КоАП РФ (от штрафа в 500 рублей до административного ареста на 15 суток).
Куда жаловаться?
При нарушении прав или превышении полномочий охранников граждане вправе требовать восстановления нарушенных прав, компенсации и наказания для виновных лиц.
В случае кражи личных вещей из камеры хранения магазина обращаться нужно в полицию.
Представители власти обязаны отреагировать на вызов, провести расследование, истребовать видеозаписи и собрать другие материалы по делу. Ущерб придется возмещать через суд, если магазин откажет покупателю в выплате суммы убытков в добровольном порядке.
Роспотребнадзор тоже принимает активное участие в защите прав клиентов магазинов, реализуя положения ст. 14.8 КоАП РФ.
Если охранник преградил путь и обвиняет самого покупателя в краже, которую тот не совершал, то включаем видеозапись на телефоне и просим на камеру сообщить о причинах задержания. Одного подозрения недостаточно для применения таких полномочий сотрудником магазина. Нужны очевидцы, записи с камер видеонаблюдения, доказывающие правонарушение.
Если факт не подтвердится, то за препятствие в движении, применение силы к клиенту и, тем более, досмотр чрезмерно подозрительному сотруднику придется отвечать по закону в суде, а торговой организации возмещать гражданину моральный вред и ущерб здоровью (если дошло до применения силы).
Удачных покупок и доброжелательных секьюрити на пути к ним!