можешь звать меня мамой

Зови меня мамой (2020) смотреть онлайн

можешь звать меня мамой. Смотреть фото можешь звать меня мамой. Смотреть картинку можешь звать меня мамой. Картинка про можешь звать меня мамой. Фото можешь звать меня мамой

Сериал добавлен: 2-11-2020

Продолжительность: 43 мин. (12 серий)

Страна выпуска: Россия

Режиссер: Сергей Пикалов

В фильме снимались:

можешь звать меня мамой. Смотреть фото можешь звать меня мамой. Смотреть картинку можешь звать меня мамой. Картинка про можешь звать меня мамой. Фото можешь звать меня мамой

можешь звать меня мамой. Смотреть фото можешь звать меня мамой. Смотреть картинку можешь звать меня мамой. Картинка про можешь звать меня мамой. Фото можешь звать меня мамой

можешь звать меня мамой. Смотреть фото можешь звать меня мамой. Смотреть картинку можешь звать меня мамой. Картинка про можешь звать меня мамой. Фото можешь звать меня мамой

можешь звать меня мамой. Смотреть фото можешь звать меня мамой. Смотреть картинку можешь звать меня мамой. Картинка про можешь звать меня мамой. Фото можешь звать меня мамой

можешь звать меня мамой. Смотреть фото можешь звать меня мамой. Смотреть картинку можешь звать меня мамой. Картинка про можешь звать меня мамой. Фото можешь звать меня мамой

можешь звать меня мамой. Смотреть фото можешь звать меня мамой. Смотреть картинку можешь звать меня мамой. Картинка про можешь звать меня мамой. Фото можешь звать меня мамой

можешь звать меня мамой. Смотреть фото можешь звать меня мамой. Смотреть картинку можешь звать меня мамой. Картинка про можешь звать меня мамой. Фото можешь звать меня мамой

можешь звать меня мамой. Смотреть фото можешь звать меня мамой. Смотреть картинку можешь звать меня мамой. Картинка про можешь звать меня мамой. Фото можешь звать меня мамой

можешь звать меня мамой. Смотреть фото можешь звать меня мамой. Смотреть картинку можешь звать меня мамой. Картинка про можешь звать меня мамой. Фото можешь звать меня мамой

можешь звать меня мамой. Смотреть фото можешь звать меня мамой. Смотреть картинку можешь звать меня мамой. Картинка про можешь звать меня мамой. Фото можешь звать меня мамой

Описание фильма Зови меня мамой

Трагическое время в истории России – раскулачивание. Многие семьи коснулось это бремя. У зажиточных крестьян изымалось имущество и земля. Раскулаченные семьи насильственно переселялись на необжитые земли Сибири. Многие из родни нашей героини Татьяны Козловой оказались в вынужденной ссылке. Любимый человек девушки также оказался среди репрессированных.

Татьяна ради заработка, вынуждена отправиться в город. На её руках оказываются осиротевшие дети. Спасая детей, Татьяна проходит через многие тяжкие испытания, но она не бросает их. А через много лет она вновь встретит свою любовь и обретёт женское счастье. Смотрите русский сериал онлайн «Нянька» все серии подряд в хорошем качестве, бесплатно на нашем сайте.

Источник

Сериал «Зови меня мамой»: сюжет, актеры, интересные факты

Дата выхода сериала «Зови меня мамой» – 26 октября 2020 года. Историческую мелодраму, основанную на реальных событиях, покажет телеканал «Россия-1». Картина охватывает период с 1929 года до начала Великой Отечественной войны.

Здесь описываются раскулачивание, политические репрессии, ликвидация бандитизма, война и другие события тех лет. В материале 24СМИ – сюжет, актеры и главные роли, а также интересные факты о создании фильма.

Сюжет

Главная героиня сериала «Зови меня мамой» – сельская девушка Татьяна Козлова, которая оказалась в водовороте трагических событий 1930-х годов. Дочь деревенского мельника влюбляется в сына кулака из соседнего села, парня по имени Николай. Однако сельский председатель желает женить Таню на своем сыне и посылает к отцу девушки сватов. Родители Тани, Павел и Марфа, не хотят отказывать председателю, но в итоге дают благословение дочери и ее возлюбленному Николаю.

Молодые вынуждены ехать в Москву, где их брак рушится из-за измены мужа. Татьяна устраивается работать няней в дом богатого инженера. Но вскоре ей приходится бежать оттуда с двумя детьми на руках, чтобы спастись от продразверстки, которую в стране организовала существовавшая власть. Скрываться от преследования становится все труднее, но героиня старается изо всех сил, чтобы спасти братьев, которых успела по-настоящему полюбить.

Актеры

Главные роли в сериале «Зови меня мамой» исполнили:

Также в картине снимались: Дмитрий Муляр, Сергей Греков, Сергей Беляев, Андрей Попович, Ксения Попович и другие актеры.

Интересные факты

1. Съемки сериала «Зови меня мамой» проходили в 2018 году в Москве, Подмосковье и Карелии.

2. В усадьбе Середниково снимали вокзал, с которого главная героиня уезжала в Москву. Специально для съемок созданы декорации госпиталя в Подмосковье, также здесь снимали начало военных действий. Живописную северную природу запечатлели в Карелии. В свободное время актерам удалось побывать на острове Валаам на Ладожском озере.

3. Первоначальное название проекта – «Нянька». Фильм состоит из 16 серий.

4. Режиссером картины стал Сергей Пикалов. Авторы сценария: Марина Постникова, Дмитрий Терехов, Валентин Спиридонов. Музыку к сериалу написали Артем Васильев, Михаил Морсков, Артем Федотов.

5. Исполнительница главной роли Анна Старшенбаум рассказала, что приглашение на эту роль стало для нее неожиданностью, так как актриса привыкла играть в кино современных женщин. «Наш фильм о том, как переживали страшные времена обычные люди из глубинки, как пытались сохранить самое важное в жизни – семью и любовь», – говорит актриса.

6. Алексей Барабаш также поделился в интервью впечатлениями от работы в сериале: «Для меня было важно создать героя, и он получился таким, каким я его задумал. Я увлекся воплощением простого сердечного человека, который живет сердцем, не задумываясь».

7. Актер Дмитрий Муляр рассказал, что этот фильм «о верности, человеческой взаимовыручке, взаимоотношениях людей в непростое время. Но это не хроника событий, это локальная человеческая история».

Сериал «Зови меня мамой» – трейлер:

Источник

Жизнь в условиях коллективизации: на ТВ выходит сериал «Зови меня мамой»

26 октября на телеканале «Россия 1» начинается показ многосерийной драмы «Зови меня мамой».

Действие проекта охватывает три десятилетия. Сюжет разворачивается на фоне реальных исторических событий первой половины XX века, когда многие советские крестьяне пострадали от массовой коллективизации.

Создатели сериала попытались показать, как в то время жили люди и с какими трудностями им приходилось сталкиваться.

Лента начинается с приезда одного из героев на заработки в Москву. Зрителям демонстрируют напоминающие документальную хронику сцены с изображением столицы и многочисленных приезжих. Параллельно закадровый голос посвящает слушателей в планы советской власти. Всё это погружает аудиторию в атмосферу социально-политического кино.

Мы смотрим, как мужчина пытается оформить документы и устроиться на новом месте, но в это время повествование прерывают несколько эмоциональных романтичных флешбеков. Один из них затягивается и перетекает в основное действие, мгновенно меняя весь ритм и настроение ленты. К открывающей сериал истории зритель теперь вернётся не скоро.

Главная героиня Татьяна (Анна Старшенбаум), дочь мельника из карельской деревни, влюбляется в юношу Николая (Алексей Барабаш). Помешать их союзу изо всех сил пытается родственник сельского председателя Василий (Андрей Фролов), предложение руки и сердца которого девушка отвергла. Он, ответственный за коллективизацию сельского хозяйства в деревне, третирует влюблённых и их близких. Чтобы спастись от местного диктатора, молодые уезжают в столицу. В этом растянувшемся на годы путешествии они столкнутся со множеством испытаний и попытаются сохранить свои чувства.

Уже первые сцены наглядно демонстрируют, как сильно политические события влияли на жизнь простых людей.

Знакомая пока лишь на словах коллективизация прочно вплетается в повседневный быт и становится его неотъемлемой частью.

Возмущённые и испуганные крестьяне как будто забывают обо всём остальном. Отныне в каждом разговоре прослеживается одна и та же тема. Даже во время сватовства в ожидании невесты гости спорят о плюсах и минусах проводимой политики.

В страхе перед будущим многим приходится изменить свои казавшиеся непререкаемыми приоритеты. Так, отец Татьяны, который всегда обещал ей позволить самой выбрать суженого, осознаёт, что может лишиться мельницы, и меняет своё мнение. Единственное спасение он видит в богатом и высокопоставленном зяте, при этом счастье дочери уходит на второй план.

Непростые фоновые события оставляют потенциал для подробного и многогранного раскрытия особенностей жизни в то время. Однако авторы проекта (по крайней мере, в первых сериях) сосредотачиваются на любовном треугольнике. Остальные же персонажи становятся скорее вспомогательными для развития основного сюжета, личными историями и интересными характерами они в основном не наделены. По этой причине лента, начавшаяся как политическая драма, сперва на несколько серий трансформируется в романтическую мелодраму о любви и ревности, затем — в женскую драму. Коллективизация при этом — лишь удобный инструмент в примитивном и жестоком плане антагониста.

Настоящей находкой для создателей сериала стала Анна Старшенбаум. Актриса органично смотрится в образе романтичной девушки из прошлого столетия. Интересно, что сама она себя в подобном амплуа не видела и всегда отдавала предпочтение ролям в проектах о настоящем времени. В паре с ней убедительно смотрится и Алексей Барабаш. Чувства Татьяны и Николая считываются по каждому взгляду и движению. Так же, без слов, становится очевидно отношение Татьяны к Василию.

Правда, вне романтического контекста характер героя Алексея Барабаша никак не раскрывается, поэтому некоторые его поступки кажутся крайне нелогичными и неожиданными. Впрочем, исполнитель роли объяснил, что он играл наивного, «простого сердечного человека, который живёт сердцем, не задумываясь».

«Он дурачок в хорошем смысле этого слова, любит одну женщину всю жизнь, много ошибается, делает глупости, но при этом остаётся человеком», — рассказал Алексей Барабаш.

Также в проекте задействованы Юрий Цурило, Юлия Ауг, Ольга Тумайкина и другие артисты, блистательно воплотившие образы советских крестьян первой половины прошлого века.

«Зови меня мамой» напоминает советскую многосерийную ленту «Тени исчезают в полдень», но представляет собой более локальную вариацию на данную тему.

При просмотре необходимо помнить, что этот сериал — не историческая хроника и не эпическое кино, а реальные события, которые, по словам создателей проекта, легли в основу сценария, лишь задают условия для развития сюжета. «Зови меня мамой» — в первую очередь драма о тяжёлой жизни женщины. Но получилась она эмоциональной, чувственной и красивой и поэтому заслуживающей внимания аудитории, преимущественно женской.

Источник

Сериал «Зови меня мамой» содержание всех серий

Краткое содержание «Зови меня мамой» (2020) сколько серий в сериале, сюжет сериала «Зови меня мамой» («Нянька»)

Краткое содержание «Зови меня мамой» (2020) сколько серий в сериале «Зови меня мамой», сюжет сериала «Зови меня мамой» («Нянька») на Россия-1. Премьера сериала назначена на 26 октября 2020 года. Чем закончится «Зови меня мамой»?

Сколько серий: 12.
Режиссер: Сегрей Пилаков.
В ролях: Анна Старшенбаум, Алексей Барабаш, Андрей Фролов, Ольга Ергина, Дмитрий Муляр, Юрий Цурило, Сергей Беляев, Ольга Тумайкина, Владимир Капустин, Екатерина Шпиринг, Юлия Ауг, Татьяна Лялина и другие.

можешь звать меня мамой. Смотреть фото можешь звать меня мамой. Смотреть картинку можешь звать меня мамой. Картинка про можешь звать меня мамой. Фото можешь звать меня мамой

Кадр из сериала «Зови меня мамой». Фото: Россия-1

Где снимали сериал «Зови меня мамой» (Музыка)

Съемки драмы «Зови меня мамой» проходили в Москве и Подмосковье. Вокзал, откуда героиня Анны Старшенбаум в спешке отправляется в столицу, исполнила историческая усадьба «Середниково». Эпизоды военных действий также снимали в Подмосковье, где был выстроен госпиталь. А вот за живописными видами севера России съемочная группа отправилась в Карелию.

Музыку к сериалу написал композитор Артем Васильев («Грозный», «Годунов», «Со дна вершины», «Воин», «Конец прекрасной эпохи») – обладатель многочисленных наград, в числе которых специальный приз ТЭФИ за сериал «София» и премия «Золотой орел» за музыку к фильму «Экипаж».

Сюжет сериала «Зови меня мамой»

События в фильме затрагивают несколько десятилетий – от 1929 года до начала Великой Отечественной войны. Дочь зажиточного деревенского мельника Татьяна (Анна Старшенбаум) знакомится с Николаем (Алексей Барабаш), сыном кулака из соседнего села. Их тянет друг к другу, но к Татьяне уже спешат сваты от Василия (Андрей Фролов), крестника сельского председателя. Сердце девушки занято мыслями о Николае, и она отказывает Василию.

Николай и Татьяна решают быть вместе, а родители невесты – Павел (Сергей Беляев) и Марфа (Ольга Тумайкина) – благословляют этот союз. Кажется, счастью молодых не будет конца. Но в стране лютует продразверстка, а за изъятие излишков у крестьян поручено отвечать Василию. И первым делом обиженный жених спешит в дом Козловых, где теперь живет замужняя Татьяна. Чтобы спасти сына от мести Василия, Григорий Козлов (Юрий Цурило) силой отсылает Николая в Москву.

Вскоре за ним, спасаясь от раскулачивания и ссылки, едет и Таня. Она надеется отыскать мужа, но застает его в квартире чужой женщины. В Москве девушка находит приют в доме крупного инженера, куда устраивается нянькой. Но власть не щадит и влиятельных хозяев: Тане приходится бежать, спасая их маленьких сыновей. С двумя детьми на руках девушке все труднее скрываться от преследования.

О фильме «Зови меня мамой»

Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает о сельской девушке Татьяне, которая оказывается в центре трагических событий начала 1930-х годов. Героине приходится в одиночку выживать в трудное время, прятаться от врагов и искать в себе силы после предательства мужа сохранить в сердце любовь. Это история о том, что даже в страшных испытаниях можно выстоять и пронести через годы любовь друг к другу и родной земле.

«Наш фильм – это история, о том, как переживали страшные времена обычные люди из глубинки, как пытались сохранить самое важное в жизни – семью и любовь», – определяет главную тему картины исполнительница главной роли Анна Старшенбаум. «Наш фильм о верности, человеческой взаимовыручке, взаимоотношениях людей в непростое время, о том, как даже незнакомые люди пытаются помочь друг другу и остаются при всем этом ужасе людьми», – уточняет актер Дмитрий Муляр. «Люди во все времена одинаковые по своей сути. Отличия составляют лишь социальные нюансы, стиль одежды, манеры. Я увлекся воплощением простого сердечного человека, который живет сердцем, не задумываясь», – так оценил свою задачу сыгравший Николая Алексей Барабаш. А Ольга Тумайкина откровенно жалеет своего персонажа: «Герои нашего фильма проходят разные перипетии и испытания, начиная от любви, заканчивая войной и мирным временем. У моей Марфы трагическая судьба. Такой судьбы я бы не пожелала никому».

«Зови меня мамой» сериал: содержание серий

1-я серия
1929 год, деревня Буслайка. К красавице Татьяне, дочери мельника Мещерякова, сватается Василий – крестник сельского председателя. Но Татьяна отказывает ему. Девушка ждет настоящую любовь. Вскоре она влюбляется в кулацкого сына из соседнего села – Николая. Но отец Тани велит ей выходить замуж за Василия.

2-я серия
Татьяна и Николай счастливы, живут в доме Козловых. Но наступают суровые времена. Лютует продразверстка, и даны указания изымать излишки зерна у крестьян. За это теперь отвечает Василий. Первым делом он спешит в новую семью Татьяны. В подполе он обнаруживает мешки с зерном и забирает все. Николай ввязывается с ним в драку.

3-я серия
Татьяна находит Николая в Москве и узнает, что любимый муж предал ее. В отчаянии она бежит куда глаза глядят и едва не становится жертвой грабителя. На помощь приходит случайный прохожий – инженер Беркутов. Он приводит девушку в свой дом – к жене-немке Эмме и сыну Никите.

5-я серия
У Эммы рождается сын – Юрик. Один из друзей Беркутовых оказывается доносчиком, он требует, чтобы Татьяна рассказывала обо всем, что происходит в доме инженера. Татьяна решает найти Николая, но узнает, что его увез «черный воронок». На участке железной дороги, за который отвечает Беркутов, происходит авария.

6-я серия
Татьяна с детьми приезжает в поселок к Антонине. Тетка помогает ей устроиться на работу. Николаю приказывают везти Эмму в больницу. По дороге он рассказывает ей о судьбе ее детей. Антонина едет в Буслайку и передает матери Татьяны деньги. Но на обратном пути она оказывается в одной повозке с Василием, который везет рожать в город свою жену Полину.

7-я серия
Никита болеет, и Антонина вызывает из города врача Махова. Махов знакомится с Татьяной. Он очарован девушкой и предлагает работать в больнице его помощницей. НКВД узнает о связи Николая с разыскиваемой Татьяной, которая укрывает детей Эммы. Николая задерживают и пытками требуют выдать ее местонахождение.

8-я серия
Полина, благополучно родившая девочку в городской больнице, случайно встречает там Татьяну. Подруги договариваются встретиться через несколько дней в чайной, чтобы спокойно поговорить. Василий догадывается, что жена Полина виделась с Татьяной. Он выбивает из жены признание и появляется на встрече вместо нее.

9-я серия
Николаю остались считанные дни до окончания срока заключения. Но его не выпускают, а направляют на строительство дома начальника лагеря. Василий возвращается в Буслайку, жена вынуждена принять его. У Никиты день рождения. Юноша влюблен в одноклассницу и мечтает поступить в летное училище. Махов понимает, что за все эти годы так и не сумел разлюбить Татьяну.

10-я серия
От Никиты и Юрика отворачиваются все друзья, их отчисляют из школы. Никиту предает даже любимая девушка Катя. Татьяна переживает за сына, но не может ничего исправить. Никита сбегает из дома и связывается с хулиганом Витьком. Начальник лагеря наконец разрешает выпустить Николая на свободу, но все меняет случай.

11-я серия
Махов находит Никиту и пытается вернуть его домой, но тот отказывается. Вскоре Никита узнает, на какое дело его толкнул новый друг. Он пытается помешать Витьку и его подельникам. Татьяна приезжает в поселок к Антонине. Там ее находит бывший ссыльный с вестями о Николае.

12-я серия
Сотрудница НКВД обнаруживает связь между Татьяной, Николаем и врагами народа Беркутовыми. Она решает возобновить расследование. Василий берется за старое – объявляет ревизию в деревне, теперь для помощи фронту. С изъятыми продуктами он приезжает в военный госпиталь, чтобы встретиться с Татьяной.

Почему в программе нет сериала «Зови меня мамой» в среду 4 ноября 2020 года и до конца недели? Когда покажут 13, 14, 15 и 16 серии «Зови меня мамой»?

4 ноября 2020 года жители России отмечают государственный праздник — День народного единства. В связи с праздником остальные серии «Зови меня мамой», надеемся, покажут на следующей неделе. Статья будет дополняться и обновляться.

Источник

«Умирала тихо, только жалобно звала: „Мама“»: как жили дети «врагов народа» в СССР

В нашем новом материале из серии о советских беспризорниках и сиротах мы рассказываем о том, как жилось детям, чьих отцов и матерей признали «врагами народа» во времена Большого террора.

«Собирайтесь сами и собирайте ребенка. Вы арестованы»

Подростков, которым было больше 15 лет, проверяли на «степень социальной опасности». Тех, кого признавали способными к антисоветским действиям, вносили в особый список: их помещали в лагеря, исправительно-трудовые колонии или детские дома особого режима. Беспризорников в возрасте от 3 до 15 лет запрещалось размещать в детдомах приморских, пограничных и крупных городов (Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Минске), а также отдавать на патронатное воспитание в крестьянские и рабочие семьи. Все эти меры были нужны для того, чтобы было легче контролировать детей и предотвращать их возможное бегство.

В приказе Ежова оговаривалось: «В том случае, если оставшихся сирот пожелают взять другие родственники (не репрессируемые) на свое полное иждивение, этому не препятствовать». Но на деле забрать детей к себе было сложно: каждого потенциального опекуна сотрудники НКВД проверяли на наличие компрометирующих данных. Если родственнику все же удавалось оставить ребенка себе, за ним, его знакомствами и связями пристально наблюдали. Юлия Войлошникова В книгах и материалах, на которые мы ссылаемся, данная цитата приводится от имени Эллы Андреевны Войлошниковой. На самом деле Элла Войлошникова — другой человек. Родилась в 1937 году в семье немца Петерсона Андрея Филипповича, который был признан «врагом народа» и расстрелян в том же году. А женщину, которая на самом деле причастна к этой истории, зовут Юлия Васильевна Войлошникова. Она была японоведом, женой декана восточного факультета ДВГУ, которого арестовали за «связь и покровительство японским шпионам». Юлию арестовали 12 мая 1938 года, позже ее приговорили к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Ее муж был реабилитирован 2 апреля 1957 года, а Юлия — 11 ноября того же года. вспоминала: «12 мая 1938 года пришли за мною. „Собирайтесь сами и собирайте ребенка. Вы арестованы“. Я ответила, что сына* хочу передать своим родителям. В ответ услышала: „Нам некогда возиться с передачей мальчика“. Тогда я объявила им, что не пойду, буду кричать и драться, сколько у меня на это хватит сил. Узнав наконец, что мои родители живут совсем рядом, разрешили Саше сбегать и привести их… Через два дня после моего ареста к моим родителям пришел работник НКВД и сказал, что мальчика незаконно им передали, он должен его забрать. Он подчеркнул: „Ребенок воспитывался в семье врагов народа, и мы обязаны его перевоспитать“ ».

Сашу отвезли в детский дом. Его мать писала: «Однажды прибыла комиссия. Завшивленных, грязных, покрытых коростой детей обязали искупать. Во время одного из таких купаний в Амурском заливе Саша бежал… Во время купания он нырнул под мостик, спрятался. Когда стемнело, оделся и убежал. Искать его не стали, просто решили, что утонул. Никого из родственников при этом не известили… К моим родителям Саша уже не вернулся, опасаясь, что его снова заберут в детдом для ЧСИР (членов семьи изменников родины). С такими же, как и он, беспризорниками путешествовал по стране в поездах: на крышах, в тамбурах, под полками. Когда попадал в детдома, придумывал себе новые имя и фамилию».

Некоторые дети не переносили разлуку с родителями и умирали в детдомах. Мария Сандрацкая, осужденная на восемь лет как ЧСИР, вспоминала: «Умерла дочка моя… На мой вопрос о причине смерти мне из больницы врач ответила: „Ваша дочь серьезно и тяжело болела. Нарушены были функции мозговой, нервной деятельности“».

Найти и забрать ребенка из детдома зачастую родители не могли даже после освобождения: фамилии многих детей в документах указывали неправильно или сознательно меняли. Евгения Дальская из Московской области писала: «Я попала в детский дом в 30-х годах. О своих родственниках ничего не знаю. По паспортным данным я Дальская Евгения Михайловна 5 июня 1933 года рождения, русская, город Кузнецк (область, край не указаны). При оформлении документов эта деталь всегда привлекала мое внимание. Говорили, так не бывает, должна быть указана область, но так есть. Я просила Кузнецкий ЗАГС дать мне данные свидетельства о рождении на Дальскую Евгению Михайловну. Мне сообщили, что по данному номеру зарегистрирован другой человек. Кто я в действительности? Когда, где и при каких обстоятельствах я стала Дальской Е.М.? Не знаю».

Бывали случаи, когда сами беспризорники «отказывались» от своей прошлой жизни. «На почве голода в 1942 году мама умерла, и я осталась одна, двенадцати лет. Я настолько была напугана, что в детдоме сказала другую фамилию: вместо Ульяновой — Борисова… Так и осталось», — рассказывает Тамара Борисова из Серпухова.

Сразу после ареста родителей детей «врагов народа» отправляли в приемно-распределительные пункты. Там тщательно проверяли именные списки с их фамилиями и датой рождения, после чего делили на группы «с таким расчетом, чтобы в один и тот же дом не попали дети, связанные между собой родством или знакомством». Анна Раменская из Караганды вспоминала: «Меня поместили в детприемник в Хабаровске, где мы, дети репрессированных, содержались вместе с малолетними преступниками. На всю жизнь мне запомнился день нашей отправки. Детей разделили на группы. Маленькие брат с сестрой, попав в разные места, отчаянно плакали, вцепившись друг в друга. И просили их не разъединять все дети. Но ни просьбы, ни горький плач не помогли… Нас посадили в товарные вагоны и повезли. Так я попала в детдом под Красноярском. Как мы жили при начальнице-пьянице, при пьянках, поножовщине, рассказывать долго и грустно ».

«Воспитательница села мне на голову»

Приюты должны были заменить детям дом, но в итоге остались для большинства воспоминанием о голоде, холоде, страхе и одиночестве. Как правило, воспитанники жили в длинных деревянных бараках, спали по два человека, чтобы согреться. В комнатах отсутствовала элементарная мебель — тумбочки, вешалки, умывальники. Во времена сильных морозов дети сжигали в печах пальто, одеяла, книги, простыни и другие вещи. «Из Ленинграда нас выслали практически в чем мать родила, — писала свои воспоминания Лидия Белова в 1990 году. — Врач снимал с покойников телогрейки и отдавал детям». Мылись редко — их водили в баню раз в месяц-полтора, вытираться приходилось мокрыми простынями, а некоторые ходили в столовую босиком по снегу. По словам Альдоны Волынской, «не было ни носовых платков, ни рукавиц, нос вытирали рукавами пальто, которые были похожи на задубевшую кожу».

Впоследствии многие дети вспоминали, что их держали на голодном пайке. Из‑за постоянного чувства голода они ходили побираться, иногда делили найденную еду поровну на всех. Некоторым воспитанникам везло больше: им давали суп из сухой корюшки или капусты, липкий черный хлеб. Не во всех детдомах была питьевая вода, а в тарелках дети регулярно находили мух, червяков и тараканов. Сироты и беспризорники постоянно умирали — от истощения, малокровия (анемии), диспепсии (затрудненного и болезненного пищеварения).

Одна из воспитанниц Неля Симонова писала*: «Жила я в детдоме для детей политзаключенных. Приходилось лазить по помойкам, подкармливаться ягодами в лесу. Очень многие дети болели, умирали. Но самое страшное, над нами там издевались в полном смысле этого слова. Нас били, заставляли долго простаивать в углу на коленях за малейшую шалость. Однажды во время тихого часа я никак не могла заснуть. Тетя Дина, воспитательница, села мне на голову, и, если бы я не повернулась, возможно, меня бы не было в живых».

В среднем на семнадцать воспитанников полагалась одна няня — она убирала комнаты, топила печи, кормила, мыла и одевала детей. Зачастую действия персонала сопровождались жестокостью. «Например, кормление, на котором я однажды присутствовала. Из кухни няня принесла пылающую жаром кашу. Разложив ее по мисочкам, она выхватила из кроватки первого попавшегося ребенка, загнула ему руки назад, привязала их полотенцем к туловищу и стала, как индюка, напихивать горячей кашей, ложку за ложкой, не оставляя ему времени глотать. И это не стесняясь постороннего человека», — рассказывала писательница Хава Волович.

О насилии вспоминала и Наталья Леонидова из Волгограда: «Метод воспитания в детдоме был на кулаках. На моих глазах директор избивала мальчиков постарше меня головой о стену и кулаками по лицу за то, что при обыске она у них находила в карманах хлебные крошки, подозревая их в том, что они готовят сухари к побегу.

Подростки, признанные «социально опасными», жили в трудовых колониях для несовершеннолетних и находились под постоянной военизированной охраной, снабженной охотничьими ружьями. При этом количество побегов возрастало по всей стране: из колонии в Курской области за 5 месяцев 1937 года бежало 243 человека (почти четверть от всех содержащихся там подростков), из Ульяновской за 10 месяцев — 659. Сотрудники госструктур отмечали в докладах: «В общежитиях некоторые воспитанники спали на полу по 3–4 человека в ряд, покрываясь грязной, рваной одеждой и матрацами, снятыми с кроватей. В общежитиях нет тумбочек, вешалок и баков для воды. Руководство колонии вместо развертывания воспитательной работы организовало „особый коллектив“, в котором находилось 60 воспитанников, размещенных в бывшей конюшне (без потолка и окон), непригодной для жилья. В этом помещении содержались воспитанники до двух месяцев за разные незначительные и неустановленные поступки».

У многих подростков были вши, по нескольким колониям прокатились массовые заболевания сыпным тифом. На одежде и еде для детей экономили. Майор Михаил Рыжов в секретном приказе о состоянии трудовой колонии для несовершеннолетних в Свердловской области подчеркивал: «В апреле месяце заболевает цингой 487 воспитанников, из них три смертных случая. В мае месяце выдачу помидоров как противоцинготного прекращают из‑за отсутствия их на складе, в то же время комиссией при обследовании установлено наличие 22 бочек помидоров (4700 кг)».

В положении НКВД указывалось, что в каждой трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей должны проводиться учебно-воспитательные мероприятия. Подросткам нужно было ходить в неполную среднюю школу — семилетку, заниматься массовыми видами спорта, сдавать нормы ГТО, посещать клубы по интересам. Воспитатели обязывались организовывать для своих подопечных лекции, доклады, беседы, концерты, спектакли и кинопоказы. В действительности же подростками не занимались — практически во всех колониях они были предоставлены самим себе. «Библиотека не работала, а имеющиеся в ней книги были наглухо заколочены гвоздями в шкафу», — говорилось в одном из секретных приказов наркома внутренних дел СССР 1939 года. От скуки и безделья дети пили, играли в карты и занимались воровством.

«Я не знала, что мамы уже давно нет»

Плохие условия и жестокое обращение были не самым страшным, с чем сталкивались дети репрессированных. Более болезненным ударом для многих стало отношение общества. На членов семей «изменников Родины» смотрели враждебно одноклассники, учителя, родители других детей. Галина Кравченко писала: «Мы были одной из первых партий ссыльных в Тобольске, и отношение к нам местного населения было настороженно-враждебным. Мы часто слышали вслед: „Вот идут враги народа!“ Родители-тобольчане не разрешали своим детям подходить к нам, а тем более играть и разговаривать. В школе никто не садился за партой рядом, я в классе долго сидела одна, хотя мест не хватало». По воспоминаниям Людмилы Петровы из Нарвы: «На следующий день после ареста отца я пошла в школу. Перед всем классом учительница объявила: „Дети, будьте осторожны с Люсей Петровой, отец ее — враг народа “. Я взяла сумку, ушла из школы, пришла домой и сказала маме, что больше в школу ходить не буду».

В Даниловском приемнике Людмилу били, говоря, что она должна забыть своих родителей. Это было распространенной практикой: детям внушали, что их отцы и матери предали Родину. Кому‑то говорили, что их родители умерли. Воспитанники одного из приютов в Кузнецке вспоминали, что, когда им исполнилось 14 лет и можно было вступать в комсомол, руководство приюта поставило условие — подростков примут только после того, как они сообщат по радио, что отрекаются от своих родителей. Другого способа стать комсомольцами для них не было.

Детям репрессированных были закрыты практически все дороги. «Нас отправили с сестренкой в Таращанский детский дом на Украине… Началось наше „счастливое детство“. Когда я пошла в школу, а она была за пределами детдома и в ней учились дети из города, я поняла, что они „домашние“, а мы „казенные“ (детдомовские). Что ожидало нас в будущем? Работа на заводах и фабриках с 14 лет (старше в детдомах не держали) или окончание ФЗО (школа фабрично-заводского обучения, низший тип технической школы в СССР. — Прим. ред.), так как ни в техникумы, ни в институты нам, детям врагов народа, поступать было нельзя», — рассказывала Мильда Ермашова из Алматы. Некоторые парни и девушки не могли служить в армии: их отправляли обратно. Детей младшего возраста иногда исключали из пионеров.

Детские дома и колонии для несовершеннолетних разъединили множество советских семей. Братья и сестры, родители и дети, бабушки и внуки разлучались на годы, и не всем удавалось отыскать родственников даже спустя десятилетия. Любовь Столярова пишет: «Брата в восьмом классе исключили из комсомола, и он бросил школу и уехал на Донбасс, где устроился на работу. Связи друг с другом никто не поддерживал, не разрешали. После окончания школы я решила пойти в прокуратуру, узнать что‑либо о судьбе родителей. С большим трудом узнала адрес и поехала тайком к своей маме. Впоследствии мы уже так и не смогли собраться вместе. Так была поломана наша большая, честная, трудолюбивая, преданная родине семья, семья простого рабочего, даже не члена партии».

Наталья Савельева из Волгограда потеряла сестру: «Мы были разлучены. Увидеться больше не пришлось. Долгие годы искала я ее, обращалась в разные инстанции, но никто мне не помог…». Георгий Барамбаев из Ростовской области — всех родных: «Никогда больше матери я не видел. Так случилось, что я попал в больницу, а когда вернулся, братьев уже не было. Мне сказали, что Толю и Вову отправили в Одесский детский дом. Я же был после этого в приемнике-распределителе и где‑то в 1939 году попал в детдом города Петровск-Забайкальского Читинской области».

Всего по Советскому Союзу с августа 1937-го по январь 1939-го из семей врагов народа забрали 25 342 ребенка. Из них 22 427 человек (88,5%) отправились в детдома и ясли, и только 2915 детей вернулись к матерям или были переданы в опеку.

*«Сахаровский центр» признан Минюстом НКО, выполняющей функцию иностранного агента.
*«Медиазона» признана Минюстом СМИ, выполняющим функции иностранного агента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *