монастырская выпечка даниловский монастырь
Монастырская пекарня
Ознакомиться с ассортиментом можно на сайте
Medospas.ru
Телефон
оптового отдела пекарни
+7 499 764-78-46
Во все времена монастыри в России — центры не только духовной жизни, но и хозяйственной, здесь также бережно сохранялись и русские кулинарные традиции. На протяжении веков, на Руси славилась монастырская кухня, да и хлеб в любой обители всегда был свой. Каждый монастырь имел свои секреты выпечки, чего стоит знаменитый на весь мир «Бородинский». Ныне, когда во многих монастырях вспоминают старые рецепты выпечки хлеба, решили возродить эту традицию и в Даниловом монастыре.
Так, весной 2009 года при Московском Даниловом ставропигиальном мужском монастыре состоялось освящение новой пекарни и начался выпуск хлебобулочных изделий под торговой маркой «Монастырские традиции». После нескольких месяцев напряженной подготовительной работы удалось получить хлеб с уникальными вкусовыми качествами, на закваске, которая освящается два раза в год в монастырском храме. Вся Даниловская выпечка, изготовлена вручную.
Для выпечки хлеба тщательно отбирается высококачественное сырье, некоторое ингредиенты доставляют из монастырского подворья, и к этому надо добавить еще три составляющие успеха: старинные монастырские рецепты, новейшие технологии производства и современное хлебопекарное оборудование. Высокие требования предъявляются в пекарне и к санитарным нормам.
Помимо большого ассортимента дрожжевого и бездрожжевого хлеба, Даниловская пекарня предлагает различные виды пирожков (с капустой и картофелем, рыбой и яблоками, вишней и другими начинками), булочки, слойки, пироги, постное и сдобное печенье, различные пряники и кексы, традиционные монастырские коврижки.
Кроме выпечки, нам есть еще чем удивить покупателей: например, «Даниловская пастила» по своим вкусовым качествам может поспорить со знаменитой «Белевской». Она вручную изготовлена из отечественных сезонных яблок.
Хорошо известен и даниловский мёд. В первую очередь, речь идет о мёде из скита прп. Сергия Радонежского, в Рязанской области, часть которого идет на нужды монастыря, а другая — на продажу. Конечно, одна пасека не может удовлетворить большой спрос покупателей, и это связано не только с его количеством, но и ассортиментом.
На восьми пасеках, расположенных в Белгородской, Воронежской и Рязанских областях, Краснодарском крае и на Алтае, по нашему заказу местные пчеловоды заготавливают для нас различные сорта меда.
За даниловской выпечкой и мёдом люди едут со всей Москвы и Подмосковья. Всю продукцию можно приобрести в торговых павильонах на территории монастыря и около входа в монастырь, в магазине «Медовый Спас» по адресу Даниловский Вал дом 10, в других московских храмах.
Шеф-повар Даниловского монастыря раскрыл меню патриарха
Он готовил для посетителей модных ресторанов и ночных клубов, а потом ушел в мужской монастырь и десять лет готовил трапезы монашеской братии, а вечерами кормил московских бездомных.
Олег Ольхов сегодня известен как знаток старинной русской кухни, но на самом деле он может приготовить все что угодно. В его кулинарном арсенале более тысячи всевозможных рецептов.
Знаменитый шеф-повар, знаток монастырской кухни, телеведущий рассказал о русских кокурках, меню патриарха и праздничном оливье для бездомных.
Трапеза — продолжение богослужения.
— Олег, устрою вам небольшой экзамен. В «Мертвых душах» Гоголя в доме у полицеймейстера подавали всякие разносолы, в частности «пирог с головизною». Что это за невидаль?
— Это головы крупных рыб, осетровых, лососевых или судака. За жабрами находятся щеки — самое вкусное мясо. До революции реки и водоемы в России, в том числе в черте города, изобиловали рыбой. Поэтому рыба стоила дешевле хлеба. До сих пор в Москве-реке можно поймать стерлядь, но она будет несъедобная. А до индустриализации в этой реке водилось множество рыбы. И в Яузе тоже. Об этом пишет Сабанеев. Икра стоила недорого, при этом щучья ценилась выше осетровой, потому что ее было меньше.
— В качестве начинки пирога Гоголь называет хрящ и щеки девятипудового осетра. Ну, со щеками все понятно, но хрящ?
— Хрящ — это визига, желеподобное и в то же время плотное вещество, которое можно сравнить с содержимым мозговой косточки. Я очень много готовил осетрины в своей жизни. Визига сама по себе не имеет ярко выраженного вкуса, все дело в специях, которые придают оттенки блюду.
— А что такое пряженцы?
— Изделия из теста, приготовленные во фритюре, то есть пожаренные в большом количестве жира. Этот процесс называли пряжением.
— В этом же ряду Гоголь называет шанишки!
— Я из Гоголя знаю только кокурки, потому что сам их готовил. Коробочка везла их в своем экипаже вместе с калачами и кренделями. Кокурки — русская дорожная еда, которая сохранялась длительное время. Это вареное яйцо, запеченное в пресном, то есть бездрожжевом, ржаном тесте. А шанишки, или шаньги, условно можно назвать пирожками. Этот вид распространен в Сибири. Они похожи на колобки, которые подаются обязательно с поливами, к примеру со сметаной.
— Именно поливы, а не подливы? Я не ослышалась?
— Подлива — это другое, а именно соус, а полива в открытых пирожках может выступать в роли начинки!
— Еще в «Мертвых душах» упоминаются всякие припеки: с лучком, с маком, с творогом…
— Мы сегодня много стали готовить по-старинному, делается и припек — овощной, грибной, мясной, рыбный, который жарится на сковороде и потом заливается блином. Либо ставится в печь, где пропекается сверху и снизу.
— Олег, еще одна попытка подловить вас на каверзных вопросах. Вам о чем-нибудь говорит блюдо под названием «няня»?
— Конечно. Это бараний сычуг, начиненный бараньей требухой. Пользуясь современным языком, можно сказать, что речь идет о бараньем желудке, в котором готовили гречневую кашу с субпродуктами. В ресторанах русской кухни няню делают. У шотландцев есть похожее блюдо, только не с гречкой, а с овсянкой. Оно называется «хаггис».
— Помещик Собакевич, угощая Чичикова няней, уверял, что в городе такое не подадут. Там, мол, и товар лежалый, и всякие неприятные подмены случаются: «Купит вон тот каналья повар, что выучился у француза, кота, обдерет его, да и подает на стол вместо зайца». Такое случалось?
— Вряд ли. Это, наверное, было возможно только в период Гражданской войны. Кота еще изловить нужно (смеется), уж если на то пошло, то проще поймать собаку. В некоторых азиатских кухнях это присутствует, а если говорить о русской кухне, то могут подать блюдо из рыси. Их, конечно, редко готовят, в основном это прихоть. Но я точно знаю, что в охотничьих ресторанах такое случалось в 90-е. Мой брат работал поваром и рассказывал, что привозили разную дичь, застреленную на охоте: рысей, бобров, медведей.
Шеф-повар знает толк в монастырской трапезе.
— Вас приняли шеф-поваром Данилова монастыря после работы в ночном клубе у Курского вокзала. Такой кульбит!
— Причем я некоторое время еще совмещал, пока мне не нашли замену в клубе, и из монастыря ехал туда. Но это же просто работа, я там не танцевал стриптиз!
— А как вы попали в монастырь?
— Когда я работал шеф-поваром ресторана в ночном клубе около метро «Курская», последние два года был добровольцем православного движения «Курский вокзал. Бездомные. Дети». Мы готовили из остатков продуктов, а наши добровольцы раздавали. А на территории Данилова монастыря тоже кормили бездомных — там с трапезы выдавали еду. Но бездомные вели себя бесчинно — на территории ходили в туалет, курили, устраивали драки. Тогда эконом дал задание келарю найти организацию, которая кормила бы бездомных монастырской едой вне стен монастыря. Нас пригласили на переговоры. Я спросил, не нужен ли им шеф-повар? Сказали, что очень нужен. Так и перешел из ночного клуба в монастырь на ту же зарплату. В Даниловом монастыре было большое производство. Мы кормили в среднем 500–600 человек в день. У нас братии в монастыре всего 80 человек, 40 из них живут на подворьях, вне Москвы. Остальные — не монахи, а сотрудники патриархии и монастыря, работающие на территории Данилова монастыря. Питаются они в рабочей трапезной. Там раздача, как в обычной столовой.
— При приеме на работу задавали вопрос о вероисповедании?
— Нет, я же работал в православной организации. В любом случае это желательно, но не является обязательным условием. Зарплаты в монастыре маленькие, люди в основном идут по убеждению, а не за деньгами. Кого-то благословили, кто-то устал работать в светском месте. Поэтому не православные приходят редко.
— Повар — он и в Африке повар, но все равно в монастыре есть своя специфика. Трудно было перестроиться?
— В профессиональном плане не было тяжело, до этого я 18 лет проработал в ресторанном бизнесе. Но пришлось за короткий период изучить азы русской кухни. Монастырское меню привязано к кругу постов. Я неожиданно понял, что оно не по общецерковному календарю составляется, а по уставу монастыря. В среду и пятницу можно есть рыбу, но не всегда. В Рождественский пост уставщик выдает расписание, когда можно рыбу вкушать, а когда нет. Празднуются еще и святые, которые прославлены в этом монастыре, и престольные праздники — их больше десяти. Накануне праздника служится всенощное бдение. По Типикону (Богослужебный устав), к примеру, нельзя рыбу, а у нас престольный праздник, поэтому и рыба, и вино обязательны. Ведь трапеза является продолжением богослужения.
— Мне пару раз в жизни посчастливилось принять участие в монастырской трапезе. Еда была постная, но очень вкусная. И борщ, и выпечка, и варенье. Вы тоже старались приготовить аппетитные блюда к монастырскому столу?
— Конечно, хотя в каждом монастыре есть люди, которые специально себя ограничивают и стараются питаться невкусно и однообразно, подражая святым отцам. Есть правило — к примеру, на престольные и на двунадесятые праздники трапеза должна быть вкусной и богатой в плане количества и разнообразия. Поэтому мы готовили много блюд, включая ресторанные, адаптируя их под постные. Для монаха рыба — это мясо. Обязательно на праздничную трапезу подается картофельное пюре. Во время поста пюре постное, без сливочного масла, а в другие дни со сливочным маслом и молоком. В нашем монастыре это был любимый гарнир. Многим нравилась рыбная солянка.
— Интересно, а деликатесы на трапезу подаются?
— Если красную икру можно назвать деликатесом, мы ее на особо значимые двунадесятые праздники сервировали либо в виде канапе, либо в тарталетках.
— Считается, что морских гадов можно есть даже в Великий пост. Монахи любят такую еду?
— Не очень. Как второе блюдо подавали редко, делали салат из кальмаров или креветок, но некоторые монахи не признают морских гадов за еду и никогда их не едят. Кто вырос во времена СССР — предпочитают обычную советскую еду, к которой они привыкли. Кто родился позже — любят европейскую.
— Чем отличается архиерейская трапеза?
— Когда архиереи едят вместе с братией, то трапеза общая — подается одно и то же на стол. В Свято-Даниловом монастыре настоятель — архиерей, он приходит на трапезу и ест то же самое, что и все, как говорится, из общего котла. Только если наместник, к примеру, страдает сахарным диабетом, ему готовят отдельно. А когда архиерей приезжает в храм на службу, ему готовят праздничную трапезу. К нам периодически обращаются за консультацией старосты храмов с вопросом: что можно приготовить? В каком-нибудь далеком храме приезд архиерея — это событие. Конечно, стол архиерея зависит от доходов, и если финансы позволяют, он всегда может послать своего келейника купить то, что он любит.
— Случалось ли вам готовить для больших приемов?
— Я делал приемы в Грановитой палате, где у патриарха есть свои покои. Наш наместник служил вместе с ним в Успенском соборе, и мы готовили трапезу для монашествующих и мирян. Это делалось на ресторанном уровне, с рыбными блюдами для монашествующих и с мясными для мирян. Соловьиных язычков не подавали. Могу рассказать, что там было.
— Поделитесь, пожалуйста. Мало кто бывал на таких мероприятиях.
— Начнем с холодных закусок. Подавались на стол заливное из судака, красная икра в тарталетках, лосось малосольный, осетрина горячего копчения, селедка под шубой, оливье с малосольным лососем, фаршированный судак. Были монастырские пирожки на один укус, расстегаи, рыбная солянка, стейки из лосося, пюре, белое и красное вино, а также наш морс. Для мирян на выбор предлагались сибас или свиная отбивная. Все это разнообразие сутки готовилось в монастыре, а рано утром было доставлено в Кремль.
— Олег, а вам известны гастрономические пристрастия патриарха Кирилла?
— Он очень следит за своим здоровьем и мало ест. На моей памяти ему подавали либо первое и салат, либо второе и салат. Причем не огромную тарелку с салатом, а маленькую, не более 100 граммов — несколько листочков зелени и пара креветочек…
— Вы, наверное, и патриарха Алексия застали?
— По времени — да, но, к сожалению, не успел ни разу приготовить для него что-либо. Рассказывали, что он был крайне скромным. На приемах положены официанты, он этого не допускал, просил поставить на стол и говорил: «Дальше мы сами!» Любимые его конфеты были «Цитрон». Помните такие?
— Вы рассказывали, что на монастырскую трапезу собираются до 500 человек. Хватает ли всем еды? Можно взять добавку?
— Особенность трапезы в том, что подается большое блюдо — и братия передает его по рукам. Всегда делается с небольшим запасом, не бывает, чтобы не хватило.
— Вы десять лет проработали шеф-поваром Свято-Данилова монастыря, но два года назад уволились. Можно спросить, по какой причине?
— Больше из-за финансового кризиса. У меня были сокращены две трети поваров. На пике работали в смену 7 человек и 8 кухработников (раньше их называли коренщиками). Сейчас в смену всего два повара и один кухработник.
— Олег, вы по-прежнему кормите бездомных? Ковид заставил что-то изменить?
— Как кормили, так и кормим. Наши точки в одних и тех же местах уже много лет. Сейчас больше людей стали жертвовать на пропитание бездомных. Добровольцы готовят еду, привозят и раздают. Сейчас мы кормим лучше, чем до ковида. Но соблюдаем санитарные правила. На улице разметка с интервалом полтора метра. При храме Апостола Иакова Зеведеева в Казенной Слободе ведется социальный прием с чаем и бутербродами с 10 утра до 5 вечера по талонам, чтобы сохранять дистанцию. Одновременно запускаются десять человек.
— На кормления приходят только бездомные? Бывает, что появляются москвичи, у которых нет денег на еду?
— Приходят не только бездомные, но и бабушки-пенсионерки. Они с собой берут еду, чтобы сэкономить пенсию. Наведываются гастарбайтеры, есть люди, которые просто шли мимо и решили попробовать бездомной еды. Иногда они жертвуют деньги. Случается, бездомные приводят с собой на кормление людей, потерявших память. Не раз бывало, когда благодаря фотографиям «Лизы Алерт» кому-то удавалось обрести родных.
— Чем кормят бездомных?
— Достойной едой, не хуже той, которую мы готовим себе. Первое, как правило, единственная еда, потому что второе быстро замерзает на холоде. Кормим очень густым, наваристым супом. А на каждый Новый год, начиная с 2007-го, мы готовим оливье для бездомных в огромных количествах. Выезжаем ночью, встречаем с ними Новый год на Павелецком и на Курском вокзалах. Все больше людей приезжает готовить и раздавать. Например, в прошлом году прибыли 70 человек — и мы не знали, где их разместить! Приготовили около 200 литров оливье. Готовили 31-го с пяти вечера и за час до Нового года начали раздавать. Управились к трем часам утра. Праздничный оливье — самая вкусная еда за весь год!
— Олег, вы издали уже 13 кулинарных книг. Сколько у вас всего рецептов?
— Больше тысячи. Если готовлю простую домашнюю еду, не следую рецепту. Просто знаю, сколько чего положить. А если это ресторанное блюдо, в котором 12 компонентов, то сверяюсь с рецептом.
— Какое блюдо самое сложное в приготовлении?
— Есть трудоемкие блюда, как гефилте фиш — фаршированная рыба. Надо аккуратно снять полностью кожу, не повредив ее надрезами, — это кропотливая работа. Но самое сложное, на мой взгляд, все же «кондитерка», которая требует четко выверенного рецепта и соблюдения определенной температуры.
— Есть ли блюда старинной русской кухни, которые сегодня нельзя воспроизвести?
— Я вам скажу точно: то, что готовится в русской печи, повторить невозможно. Щи, похлебки, каши — все имело неповторимый вкус. Ни одно оборудование в мире не может воспроизвести этот эффект. А объяснение простое: в русской печи толстый свод, метровый, благодаря чему медленно и плавно отдается тепло. Блюдо томится на протяжении шести часов.
— Позвольте завершить наш разговор Гоголем. «Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, — уверял Собакевич Чичикова. — И устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа». А вы бы отказались от этих яств?
монастырские рецепты выпечки
Монастырская кухня: пшённые биточки с грибами, жареные пирожки с повидлом (видео)
Постные монастырские блюда подойдут для ужина и чаепития.
Монастырская кухня: печенье маковое с карамелью, морковный суп-пюре (видео)
Постный обед с овощным супом и десертом.
Монастырская кухня: галушки по-охотничьи, лимонное печенье (видео)
Постные монастырские рецепты: второе блюдо и десерт к чаю.
Монастырская кухня: печенье на томатном соке, овсяный суп с цветной капустой (видео)
Легкий овощной супчик на первое прекрасно дополняет томатное печенье.
Монастырская кухня: пареная репа, пирог с грушами (видео)
Очень простые постные блюда: пареная репа и заливной пирог.
Монастырская кухня: чечевичный суп с квашеной капустой, жареные пирожки с капустой (видео)
Щи из томленой капусты с чечевицей и пирожки, жаренные в растительном масле: сытный постный обед.
Монастырская кухня: густой суп из чечевицы и тыквы, лепёшки с зеленым луком (видео)
Сытный обед для Великопостной трапезы — с густым супом и пресными лепешками.
Монастырская кухня: постный шоколадно-кофейный пирог с вишней и бананами, овощной суп (видео)
Постный обед с десертом по монастырским рецептам.
Монастырская кухня: рыбная запеканка, рогалики с мёдом (видео)
Блюда к постному ужину для не очень строгого поста.
Монастырская кухня: рис по-монастырски, ржаные сочни (видео)
Постный ужин по рецептам московского Иоанно-Предтеченского монастыря.
Просфорня Данилова монастыря
Просфорня Данилова Монастыря работает кроме праздничных дней
— с понедельника по пятницу — с 10:00 до 17:00,
— в субботу — с 11:00 до 13:00.
По предварительной договоренности возможна доставка.
Главнейшее христианское богослужение — Божественная литургия, во время которого совершается таинство Евхаристии, не может обойтись без просфор. Ведь и Агнец, который во время таинства непостижимым образом пресуществляется в Тело Христово, и четыре служебные, а также великое множество малых просфор, из которых священник во время священнодействия вынимает частичку в воспоминание всех живых и мертвых православных христиан, суть «хлебы приношения».
Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в нем — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина
В 1984 году, практически одновременно с монастырем, была открыта и просфорня Данилова монастыря. Она разместилась в правой крытой галерее Покровской церкви, на первом этаже храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. У истоков Даниловского просфоропечения стояли приснопоминаемые бывший духовник монастыря архимандрит Даниил (Воронин), наместник Свято-Лукиановой мужской пустыни архимандрит Досифей (Даниленко), а также архимандриты Соловецкого монастыря Мефодий (Морозов) и Иосиф (Братищев). Все они, будучи выходцами из богатой духовными традициями Троице-Сергиевой лавры, перенесли в Данилов монастырь традицию благоговейной и правильной выпечки церковно-служебных просфор.
Кроме них, в разное время на монастырской просфорной проходили послушание будущие епископы: Евстафий (Евдокимов), Ипполит (Хилько), Иоанафан (Цветков), схиигумен Рафаил (Шишков) и многие другие.
В первые годы после открытия Свято-Даниловой обители служба в монастыре совершалась всего раз в неделю: по воскресеньям. В то время просфорня располагалась в одной небольшой комнате, и, кроме проходивших здесь послушание насельников монастыря, здесь работали всего двое мирян. По мере того, как монастырских богослужений становилось все больше, а нужда в просфорах для вновь открывающихся храмов Москвы и ближнего Подмосковья стремительно возрастала, к работе в просфорне все чаще стали привлекать мирян.
За эти годы на этом месте сменилось немало народу. Для некоторых это было началом церковной жизни. Человек хотел послужить Богу, приходил работать просфорником, а потом ему предлагали более серьезное дело: он становился священником или уходил в братию. Для многих просфорня стала началом алтаря, некоторые диаконы, которые несли здесь послушание, сейчас — епископы и архимандриты. А есть те, кто, придя много лет назад, так и остались работать здесь.
Поскольку просфора — жертва, приношение Богу, она должна быть самого лучшего качества. Всем хорошо известно, что качество получаемого продукта зависит от качества исходного сырья. Даниловские богослужебные хлебы —просфоры и артосы — выпекаются исключительно из высококачественной муки.
Конечно, качество сырья очень важно, но в просфорне важно другое — люди, их отношение к своей работе. Согласно преданию Православной Церкви, просфоры выпекаются из теста, замешанного на дрожжах или специальной закваске («квасной хлеб»). Казалось бы, что тут особенного: мука, вода, дрожжи, соль, да и в технологии выпечки ничего особенно сложного нет. Но с просфорой всё не так просто, просфора — это не хлеб для еды. Освященная в алтаре просфора, из которой вынута частичка, является святыней, а за кажущейся простотой ее изготовления скрывается множество тонкостей, нюансов пекарного искусства, личного опыта, секретов, полученных от коллег.
Качество просфоры во многом зависит от того, как просфорник относится к своему послушанию. В мире ли он с Богом, с окружающими, с самим собой. И, конечно же, молитва, без нее не начинается ни один рабочий день. В настоящее время в монастырской просфорне работают девять человек. Это труд, связанный с большими физическими нагрузками, поэтому, учитывая и объемы производства, в Даниловом монастыре просфоры пекут мужчины. Руководит работой старший просфорник Руфат Юсиф оглы Зейналов (в крещении Александр). Он пришел в монастырь в конце 1980-х годов, и за эти долгие годы освоил все тонкости профессии, но сам скромно говорит, что по-прежнему продолжает учиться. Ему предлагали сменить профессию, но он решил, что его служба Богу — это работа на просфорне.
Двадцать лет назад вышла в свет книга диакона Олега Старкова «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое. », которая стала учебником для тех, кто желает научиться выпекать просфоры. Но многие просфорники по-прежнему считают, что практика, личный опыт, который передается «из рук в руки», а главное — вера, молитва, благоговейное отношение к порученному послушанию остаются самыми важными в таком ответственном деле как приготовление богослужебных хлебов.
Просфорня Данилова ставропигиального мужского монастыря выпекает богослужебные хлеба для своих нужд и на продажу православных приходам в других городах и весях России, ее продукцию хорошо знают в ближнем и дальнем зарубежье — Греции, Израиле, Франции, Испании, даже в далеком Перу.