многообразие и значение рыб

Кто такие рыбы, часть 1: Разнообразие рыб

Рыбы – это сборная группа животных, объединяющая несколько классов позвоночных, зачастую достаточно далеко отстоящих друг от друга в филогенетическом дереве эволюции – большинство из них формировались и развивались независимо от разных предковых групп в разное время истории Земли и, таким образом, если и являются родственниками, то очень далекими.

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

На фото длиннорылый морской конек Hippocampus guttulatus

Автор фото:
Florin DUMITRESCU

Подробнее о древних предках рыб, времени их происхождения, о мире, который они населяли, я обязательно расскажу в следующих постах, здесь же приведу примеры того разнообразия, о котором было сказано выше.

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Нетопыревые имееют уплощенное тело и «рукоподобные» грудные плавники, с помощью которых они передвигаются по дну.

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Парные плавники летучих рыб превращены в подобие крыльев.

Продолжительность жизни рыб может варьировать от примерно года до сотни и более лет – так достоверный отмеченный возраст белуги Huso huso составляет 120 лет, а исландского берикса Hoplostethus atlanticus 149 лет.

Большинство рыб раздельнополы – то есть в их популяциях есть самцы и самки. Однако не редки случаи гермафродитизма разного вида, когда организм продуцирует и мужские и женские половые клетки. Это может происходить как одновременно, так и в течение жизни. Например, у некоторых окуневых рыб первую половину жизни особь является самкой, впоследствии превращаясь в самца. Еще более необычен и удивителен суточный транссексуализм у тех же морских окуней, когда одна особь в течение суток может многократно менять пол, выметывая поочередно то икру, то молоки. Интересно, что есть популяции рыб, состоящие только из самок, например, у серебряного карася Carassius auratus – в таком случае размножение происходит посредством гиногенеза, когда инициация развития икры происходит с помощью сперматозоидов рыб других видов.

Плодовитость рыб варьирует от нескольких штук крупных яиц различной формы (многие виды акул) до 300 млн икринок у луны-рыбы Mola mola.

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Источник

Презентация по биологии на тему: «Многообразие и хозяйственное значение рыб»

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Описание презентации по отдельным слайдам:

Назовите приспособления рыб к жизни в воде? Каковы особенности размножения и развития рыб в связи с водным образом жизни? Что такое нерест? Каких рыб называют проходными?

Надкласс РЫБЫ Класс ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ Морские рыбы Скелет хрящевой в течение всей жизни Жаберных крышек нет, 5-7 пар жаберных щелей Плавательного пузыря нет Передняя часть морды вытянута в рыло. Рот на нижней стороне головы в виде поперечной щели Чешуя с выступами, по строению напоминает зубы Хвостовой плавник неравнолопастной Оплодотворение внутреннее Размножаются откладкой яиц, яйцеживорождением или живорождением Мясо съедобно

Класс ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ Отряд Акулы

Класс ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ Отряд Скаты Тело округлое, уплощенное в спинно-брюшном направлении Чешуя отсутствует Хвост вытянут в виде бича, иногда снабжен шипом Зубы в виде призм, собраны в «терку», питаются рыбой и донными беспозвоночными У некоторых видов есть электрические органы расположенные по бокам головы (напряжение при разряде до 60-300 вольт при силе тока 5 ампер)

Надкласс РЫБЫ Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Более 20 тысяч морских и пресноводных видов Скелет костно-хрящевой или костный Жабры прикрыты жаберными крышками Есть плавательный пузырь Чешуя костная, в виде тонких пластин налегающих друг на друга Хвостовой плавник равнолопастной Оплодотворение наружное Размножаются откладкой яиц, редко яйцеживорождением

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Осетрообразные Древние проходные и озерно-речные рыбы Скелет в основном хрящевой, череп с накладными костными пластинами Жабры прикрыты жаберными крышками Передняя часть морды вытянута в рыло. Рот на нижней стороне головы в виде поперечной щели Вместо чешуи вдоль тела 3-5 рядов костных бляшек – «жучек» Хвостовой плавник неравнолопастной Оплодотворение наружное Размножаются откладкой яиц (черная икра) Ценные промысловые виды: осетр, белуга, севрюга (в Беларуси 1 вид – стерлядь)

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Лососеобразные Проходные и пресноводные рыбы Отличительная черта – жировой плавник Дают красную икру Ценные промысловые виды: горбуша, кета, кумжа, семга В Беларуси 2 вида – ручьевая форель и ряпушка, (занесены в Красную книгу Республики Беларусь)

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Сельдеобразные В основном морские стайные рыбы Отличительная черта – нет боковой линии Питаются планктоном и мелкой рыбой Окраска тела серебристая Ценные промысловые виды: атлантическая, тихоокеанская, балтийская (салака) сельдь, кильки, сардины, анчоусы

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Отряд Карпообразные Большинство – пресноводные рыбы Отличительная черта – отсутствие челюстных зубов и наличие глоточных Объекты промысла: лещ, линь, жерех, язь, белый и пестрый толстолобик, сазан, плотва, серебряный карась (многих разводят в прудовых хозяйствах) В Красной книге Беларуси – сырть и усач

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Надотряд Кистеперые Единственный ныне живущий вид – латимерия (заново открыт в 1938г., назван в честь Куртенэ-Латимер – хранительницы музея, обнаружившей рыбу в улове тральщика) Отличительная особенность – «лапоподобные» плавники с мясистым основанием и сложным скелетом, хвостовой плавник 3-раздельный с выступающей центральной лопастью Есть легочные мешки (выросты пищевода), которые могут использоваться для дыхания Обитают в Индийском океане у Коморских островов (между Мадагаскаром и Африкой) Глубоководные (выловлены на глубине до 300 м), малоподвижные Размеры 1-1,8 м, масса 19,5-95 кг От древних пресноводных групп кистеперых произошли двоякодышащие рыбы и первые наземные позвоночные – амфибии

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ Надотряд Двоякодышащие Древние реликтовые рыбы, обособившиеся от примитивных кистеперых Обитают в мелеющих и пересыхающих водоемах Зубы обычно сливаются в 2-3 пары зубных пластинок Характерная особенность – наличие 1-2 легких, в связи с чем у них развился 2-й (легочный круг кровообращения), а сердце (в основном предсердие) разделено неполной перегородкой Современные виды – австралийский рогозуб, американский чешуйчатник, африканские протоптерусы, илистый прыгун Американский чешуйчатник

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ

ЗНАЧЕНИЕ РЫБ В ПРИРОДЕ И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА В природе – важное звено пищевых цепей Многие виды – объект промысла (общий мировой улов составляет около 60 млн. тонн в год). Промысел ведется в основном в прибрежных районах морей и океанов. Некоторые виды пресноводных рыб разводят в прудовых хозяйствах. Спортивный лов – хороший вид отдыха на природе Мясо рыб – ценный диетический продукт – источник легкоусваиваемых белков, витаминов, жира Отходы рыбной промышленности используют для изготовления кормовой муки и удобрений Некоторые виды растительноядных рыб (белый амур, белый и пестрый толстолобик) используют для очистки зарастающих водоемов Кожу акул (шагреневая кожа) используют для изготовления обуви и галантереи Некоторые виды (акулы, скаты и др.) опасны для человека

Изучить § 37 Домашнее задание: Ответить на вопросы в конце § (стр.173), повторить основные признаки рыб на стр. 174

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Цель: знакомство с особенностями систематики рыб

Номер материала: 126747

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября

Время чтения: 2 минуты

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Группы рыб

Хрящевые рыбы

Разберем данный класс на примере акулы.

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Кожа акулы покрыта примитивными плакоидными пластинками (зубоподобными пластинками). Плакоидные пластинки лежат в волокнистом слое кожи и заканчиваются зубцом с вершиной, направленной назад.

Чешуи (пластинки) состоят из плоского основания и зубовидного выроста наверху (шипа). По мере изнашивания старые пластинки сменяются новыми. Они располагаются отдельно, не налегают друг на друга, как у костных рыб.

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

В тонкую кишку открываются протоки поджелудочной железы, секрет которой содержит ферменты необходимые для пищеварения, и протоки печени, которая выделяет желчь для эмульгирования жиров.

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Дыхание осуществляется жабрами. Жаберные крышки у хрящевых рыб отсутствуют (у костных рыб жаберные крышки прикрывают жаберные щели). Глотка пронизана жаберными щелями, обычно в количестве 5 штук, открывающихся наружу.

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Плавательный пузырь отсутствует: акула всплывает в толще воды или погружается благодаря изменению положения грудных плавников. Без движения акула начинает опускаться на дно, так как ее тело более плотное, чем вода.

Акула должна постоянно находиться в движении, даже во время сна! Иначе поступление воды к жабрам будет недостаточным, а значит эффективность процессов дыхания снизится. Акула может останавливаться на недолгое время, в таком случае за счет движений ротоглотки акула всасывает воду через отверстия, брызгальца, в жаберный аппарат, осуществляя дыхание.

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Один круг кровообращения, кровь в сердце только венозная. Сердце состоит из 1 предсердия и 1 желудочка, накачивает венозную кровь в жабры, где она насыщается кислородом, а затем кровь направляется к органам и тканям. Кровеносная система замкнутая, как и у всех хордовых.

Сила сердечных сокращений недостаточна для поддержания адекватного потребностям давления крови, поэтому акула должна постоянно находиться в движении. При этом происходят мышечные сокращения, которые способствуют движению крови.

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Хрящекостные рыбы

Представители этой группы рыб: севрюга, стерлядь, осетр, белуга.

Скелет преимущественно состоит из хрящевой ткани. Чешуйки сливаются, образуют 5 рядов крупных костных пластинок, которыми покрыто тело. Хорда нерасчлененная, в кишечнике находится спиральный клапан. Это группа ценных промысловых рыб.

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Двоякодышащие

Это древняя группа рыб, которые обладают как жаберным, так и легочным дыханием. Они обитают преимущественно в часто пересыхающих водоемах Южной Америки и Африки. Приспособлены к жизни в водоемах с низким уровнем кислорода. Скелет костно-хрящевой.

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Кистеперые

Скелет преимущественно хрящевой. Современные латимерии утратили способность дышать атмосферным воздухом: в их организме обнаруживается дегенерированное легкое, но их далекие предки обладали такой способностью и смогли выйти на сушу.

Очень важно заметить, что скелет плавников латимерии напоминает скелет пятипалой конечности земноводных, что сближает их морфологически. Эти рыбы имеют важное эволюционное значение: именно они дали начало классу земноводных, который мы разберем в следующей главе.

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Значение рыб

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Билет № 14. 1. Рыбы: многообразие, значение в природе и жизни человека

1. Рыбы: многообразие, значение в природе и жизни человека.

Рыбы – это единственная группа позвоночных животных, которые обитают в водной среде обитания. Они живут как в пресных, так и в соленых водоемах. Большинство рыб активно плавают в толще воды и приспособлены к обитанию в водной среде. Известно около 25 000 видов рыб.

В зависимости от особенностей строения рыб делят на хрящевых и костных.

Кхрящевым рыбам относятся акулы и скаты, скелет у них хрящевой. У них отсутствуют жаберные крышки и плавательный пузырь. Для них характерно живорождение. Большинство – хищники, некоторые опасны и для человека(например белые акулы).

Костные рыбы подразделяются на костно-хрящевые, двоякодышащие, кистеперые, костистые.

К костно-хрящевым относится 25 видов рыб, их называют осетровые(осетр, стерлядь, белуга). Их жабры прикрыты жаберными крышками, имеется плавательный пузырь, скелет костно-хрящевой. Большинство этих рыб проходные: живут в морях, а на размножение уходят в реки.

Двоякодышащих рыб всего 3 вида(африканский чешуйчатник, американский чешуйчатник, австралийский рогозуб). Эти рыбы имеют легкие в виде мешочков. Способны дышать атмосферным воздухом в период высыхания водоемов(они закапываются в ил, вокруг тела образуется капсула из слизи).

Кистеперые рыбы представлены всего одним видом – латимерия. Долгое время эти рыбы считались вымершими. Открыты случайно в 1938 году. Скелет парных плавников этих рыб похож на пятипалую конечность позвоночных. По мнению ученых именно от древних кистеперых рыб произошли первые наземные позвоночные животные.

Костистые– самая большая группа рыб(20 000 видов) Имеют костный скелет. Среди них большое количество семейств(сельдеобразные, лососевые, карпообразные, тресковые, …)

Велико значение рыб в природе и жизни человека:

1. Рыбы – важное звено в цепи питания многих водных организмов.

3. Часть пойманной рыбы идет на корм пушным зверям.

4. Из костей рыбы делается костная мука, которая используется в приготовлении кормов для домашних животных.

5. Рыбная чешуя идет на производство клея.

6. Из отходов рыбного производства получают технический рыбный жир, который используется в мыловаренном и кожевенном производстве.

2. Биологическое сообщество: понятие, структурные компоненты.

Биологическое сообщество – это участок земной поверхности с однородными компонентами неживой природы, на территории которого обитают взаимосвязанные между собой живые организмы.

Биологические сообщества в биологии называют биоценозами. В любом биоценозе выделяют три структурных компонента:

1. Производители органических веществ (продуценты) – они представлены растениями.

2. Потребители органических веществ (консументы) – они представлены животными.

Примеры биоценозов: луг, лес, болото, озеро.

Для каждого биоценоза характерна саморегуляция. Численность животных и растений при нормальных условиях остается относительно стабильной.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Многообразие и значение рыб

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Описание разработки

Цель: дать общее представление о многообразии рыб.

Раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды.

Определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека.

Основные меры охраны рыб, продолжить формирование научного мировоззрения на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб.

Научиться узнавать изученных рыб.

Соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоемов.

Воспитывать дух коллективизма, точность и быстроту ответов, стремление к знаниям.

Оборудование: фигурки рыб с магнитами, модель аквариума, 2 бутылки пластмассовые, шапка, платок, понятия новые: Ихтиология, хроматофоры.

Организационный момент на протяжении всего урока.

«Иным достался от природы

Они им чуют, слышат воды…»

Вступительное слово учителя

Уважаемые друзья. Прочтите эти слова Ф. И. Тютчева. Как вы считаете, кому они посвящены? Конечно же, удивительным и таинственным животным рыбам. Сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в жизни человека, в природе, охраной рыбных богатств. Для этого постараемся решить следующие задачи нашего с вами общения. Мы будем проводить наш урок в виде состязания.

Для этого по прямой трансляции мы будем общаться с ихтиологом и экологом, которых также интересуют наши задачи, на которые они смогут дать более полные ответы.

В ходе состязания мы должны выявить лучшую команду этого сезона. Ей окажется та команда, у которой будет богаче «улов». А чтобы «наловить» как можно больше рыб, команды должны будут показать свои знания, смекалку, эрудицию, сплоченность.

Ребята, вы должны быть внимательны к ответам товарищей по команде и ребят другой команды. Готовы потрудиться?

многообразие и значение рыб. Смотреть фото многообразие и значение рыб. Смотреть картинку многообразие и значение рыб. Картинка про многообразие и значение рыб. Фото многообразие и значение рыб

Учитель: Итак, «рыбная ловля» начинается! Только прежде чем «удочки» начнете забрасывать, я хотела бы понять, кто вы такие, с кем я дело имею.

Конкурс 1. «Визитная карточка играющих команд»

Представление команд (название, девиз, приветствие, отражающие тему урока)

Конкурс 2. Аквариум.

Учащиеся, подготовившие дома небольшие сообщения, заполняют аквариум, рассказывая о рыбах.

2. Изучение нового материала.

Класс Хрящевые рыбы.

Обычно с удлиненным торпедообразным телом. Самые крупные, гигантские ( до 15м ) и китовая акула (до 20м). Питаются планктонными организмами, процеживая воду сквозь жабры, опасности они не представляют. Другие акулы питаются рыбой, часто сопровождая корабли, подбирают отбросы.

В нашей стране в Черном и Японском морях промышляют акулу-катран (до 1м. в длину).

Ведущие донный образ жизни. Плавцы не важные. У скатов плоская форма тела, глаза расположены в верхней части головы, а рот и жабры обращены вниз. Питаются донными организмами и рыбой.

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ.

Древняя группа рыб. Хвостовой плавник у них, как у акул. Плавники располагаются горизонтально. Чешуя в виде крупных костных бляшек.

В нашей стране встречается восемь видов осетровых: все они очень ценные промысловые виды. (Лопатонос, стерлядь, белуга, осетр и др.).

Подкласс кистеперые рыбы – древняя и почти вымершая группа рыб. Единственный вид, доживший до наших дней. Обнаружен в районе Коморских островов. Эти животные избегают освещенных участков, предпочитая затемненные места обитания.

Кистеперые – хищники, рот их вооружен острыми зубами.

Относится к подклассу Двоякодышащие рыбы. Характерная особенность двоякодышащих, наличие жаберного и легочного дыхания. В жаркий сезон года они выкапывают на дне водоема норку, напоминающую колодец, забираются в нее и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не высохнет совсем. Затем животное обезвоживается ( как бы «высыхает») и впадает в спячку.

Обитают в водоемах Африки, Австралии и Южной Америки.

Морские коньки – несколько родов рыб семейства игловых. Их длина от 4 до 20см. Тело напоминает фигуру шахматного коня с наклоненной к туловищу головой и сворачивающимся хвостовым отделом. У самца в задней части хвоста расположена выводковая камера, в которую самка откладывает икру. Самцы вынашивают от 100 до 200 икринок. Нерест весной. Чешуя если есть, ктеноидная, тело покрыто костными пластинками. Обитают в морях. Обычно среди подводных растений, планктофаги. Обладают способностью маскироваться под субстрат. В России всего 2 вида коньков: Черноморский морской конек (в Черном и Азовском морях ) и Японский морской конек ( в Японском море ).

Семейство рыб отряда сарганообразных. Длина 15-50 см. Челюсти короткие. Чешуя крупная. Обитают в субтропических и тропических морях. Способны к планирующему полету над водой (иногда залетают даже на палубы кораблей ). Рыба разгоняется в воде до скорости 30км в час. Плодовитость до 24 тысяч икринок. Икринки прикрепляются клейкими нитями к водорослям или субстрату. Объект промысла во многих странах Азии.

Длинной до 1,5м, массой до 35кг (обычно меньше). Рыло удлиненное, сплющено сверху вниз. Обыкновенная щука живет в пресных водах Евразии и Америки, в водоемах с богатой растительностью, держится в зарослях.

Физминутка. (Движение рыб и водорослей). Музыка звучит.

Рыбы – бабочки. Презентация.

Рыбы – клоуны. Презентация.

Удивительное разнообразие внешнего вида некоторых рыб способно поразить самое богатое воображение. Они способны стремительно плавать, ползать, ходить и даже летать.

Еще более невероятной кажется окраска рыб. Зачастую яркая и контрастная, она может служить средством опознания особей своего вида или быть предупреждением о несъедобности или ядовитости.

Что определяет окраску рыб? Давайте спросим об этом у ихтиолога.

Презентация. Выступление ихтиолога.

Окраску рыб определяет слой клеток кожи, находящийся под прозрачной чешуей. Эти цветоносные клетки называются хроматофорами и содержат в себе зерна пигментов, чаще оранжевого, желтого и красного цветов. При объединении нескольких пигментов кожа обретает великолепные синие и зеленые отливы.

Конкурс 3. «Загадка Робинзона Крузо»

Улов у нас имеется, но что–то вы заскучали.

Когда приключения ждут вас сейчас.

Отправимся с вами в чужую страну,

На остров чудесный, в долину одну.

Там ждет Робинзон нас,

Посланья свои он настойчиво шлет».

Известно, что знаменитый персонаж Даниэля Дефо Робинзон Крузо написал письма с просьбой о помощи, и бросил их в океан в запечатанных бутылках. И эти письма через много-много лет вынесло на берег. Чтобы спасти Робинзона, а заодно и получить «улов», вы должны будете восстановить текст послания, который слегка подпортила морская вода.

(Каждой команде вручается бутылка с « письмом ». В обоих письмах «утрачены» отдельные слова).

Текст – смотрите документ

Конкурс 4. «Рекламный ролик» (Домашнее задание).

Команды должны будут в течении 1-3 мин показать рекламный ролик в пользу той или иной рыбы (значение рыб в природе и в жизни человека) («мах» улов-5 «рыбок»).

Конкурс 5. «Театр – экспромт»

Сказка «Как кошка с собакой»

Жили-были кот и собака, терпеть не могли друг друга. Только не собака гоняла кота, а кот собаку и не просто гонял, а все поймать норовил, чтобы потом съесть, сильно свирепый был кот и очень ядовитый, да и собака была не простая, не лаяла, не кусала, да и в дом не пускала.

Собака: Не подумайте, что я маленькая комнатная собачка, у меня домик в норке под камнем, где я прячусь от свирепого кота. Я не комнатная – я Морская собачка. Рыбка такая, которая может делать стойку на грудных плавниках, приподнимаюсь и смотрю по сторонам, чтобы кота рассмотреть вовремя.

Кот: А я прозван Морским котом, потому что бесшумно могу подкрадываться к добыче. И живем мы не во дворе, а в море, и хоть не собака и кот мы, но живем как кошка с собакой.

Сказка о золотой рыбке

Жили старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод.………

пришел невод обратно с одной тиной морскою, а также ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором.

Закинул дед невод во второй раз, выловил башмак и лысую резину.

В третий раз закинул он невод и поймал Золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом:

После этой сказки я бы хотела задать вопрос экологу.

Каково значение рыб в природе? РИС.

Эколог. Ни для кого не секрет, что рыбы поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Велико значение рыб в регуляции численности водных беспозвоночных, часто служат кормом друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.

Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима: они являются объектами промысла, неотъемлемой частью ценного питания. Поэтому их необходимо охранять.

У нас в стране принят закон «Об охране и использовании животного мира. Отдельная глава, посвященная рыбам, предписывается рыболовецким учреждениям и организациям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства.

В Красную книгу Пермского края занесены: Презентация.

Класс Костные рыбы Отряд Лососеобразные

Русский осетр Обыкновенный таймень

Стерлядь Каспийский лосось

Численность этих видов резко падает.

3. Закрепление материала.

У каждого на столе лежит лист с кроссвордом, вы должны его отгадать. (Написать Ф. И.). – смотрите документ

Подведем итоги состязания. Жюри подсчитывает наш «улов». А мы в это время все дружно раскрасим огромную рыбу, каждый накладывает мазок краски того цвета, который больше всего нравится. Звучит музыка.

Красный (розовый, оранжевый)- радостное, восторженное настроение.

Желтый – спокойный цвет (цвет дня).

Фиолетовый – тревожное настроение.

Коричневый – пассивный, беспокойный, неуверенный.

Посмотрите, какая у нас получилась рыба. Красочная, яркая и нарядная.

Вопрос: Как вы думаете, какое у нас настроение?

1. Подумайте, разговаривают ли рыбы между собой?

думают ли рыбы вообще?

О рыбах много знаем мы,

И в то же время мало;

И нужно всем: и вам, и нам,

Чтоб их побольше стало!

На этой оптимистической ноте мы закончим нашу встречу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *