мираторг качество мяса независимый эксперт
Мясной фарш может навредить здоровью: итоги экспертизы
Традиционные домашние котлеты готовит у себя на кухне почти каждая хозяйка. При этом многие не хотят тратить силы и время на приготовление фарша, а покупают полуфабрикат в магазине. Однако, как показывает экспертиза, которую регулярно проводит “Росконтроль”, зачастую готовый фарш использовать опасно. На этот раз в образцах были обнаружены остаточные количества антимикробных препаратов, кишечная палочка, сальмонеллы и листерии.
Проверку проходили шесть образцов охлажденного фарша “Домашнего” (из говядины и свинины) категории Б: “Мираторг”, “Самсон”, “Останкино”, “Д” (“Дикси”), “Рестория” и “Черкизово” (последние три изготовлены на Черкизовском мясоперерабатывающем заводе).
Каким должен быть свежий фарш
Внешность обманчива
По органолептическим показателям все образцы казались вполне качественными и соответствовали признакам свежего фарша.
Гистологический анализ также не выявил существенных нарушений за одним исключением. В “Самсоне” присутствовали коллагеновый животный белок и каррагинан, не указанные на этикетке.
Фарш под маркой “Самсон” уже проверялся “Росконтролем” в 2014 и 2016 годах и оба раза был занесен в Черный список за наличие коллагенового животного белка, не указанного в составе продукта. Он попадает в Черный список и на этот раз.
Ирина Аркатова, главный эксперт, “Росконтроль”:
«Каррагинан – разрешенная пищевая добавка. В мясной промышленности он чаще всего используется как загуститель, стабилизатор консистенции. Его наличие в продукте обязательно должно быть отображено на этикетке (в составе). Если производитель использует эту добавку в существенных количествах, то на разрезе колбасного изделия можно увидеть небольшие гелеобразные включения. Определить его наличие в мясных рубленых полуфабрикатах, например в фарше, визуально достаточно сложно. Использование каррагинана позволяет добавлять в продукт больше воды и меньше мяса, при этом выход продукта (масса, объем) увеличивается, а его консистенция не ухудшается».
Под микроскопом
Микробы на выбор
Серьезные проблемы начались, когда эксперты стали исследовать образцы фарша на микробиологические показатели.
Мясо пополам с лекарствами
Только в фарше бренда “Мираторг” патогенные микроорганизмы и кишечные палочки отсутствуют. Но не спешите радоваться: в нем найдены остаточные количества антимикробных препаратов. Эти вещества могут вызывать аллергические реакции, угнетают собственную микрофлору человека, а также могут повышать резистентность (устойчивость) к антибиотикам болезнетворных бактерий. Принимать такие препараты можно только в случае необходимости по предписанию врача, но никак не в качестве добавки к повседневным продуктам питания. Образец «Мираторг» включен в список товаров с замечаниями.
Андрей Мосов, руководитель экспертного направления, “Росконтроль”:
“При анализе на антимикробные препараты был использован надежный микробиологический метод: положительный результат теста свидетельствует о присутствии в пробе каких-либо (любых) антибиотиков или других антимикробных веществ, причем в существенных концентрациях, угнетающих жизнедеятельность тестовой культуры микроорганизмов. То есть мы можем с уверенностью утверждать, что в образце присутствуют антибиотик или другой ветеринарный антимикробный препарат. Однако использованный метод испытаний предназначен для скрининга и не позволяет ответить на вопрос, что именно содержится в продукции и в каком количестве. Чтобы выделить конкретный антибиотик необходимы дополнительные исследования, без результатов которых мы не можем включить товар в Черный список”.
Срок годности: кто больше?
Мясной фарш – продукт скоропортящийся. На измельченных волокнах сырого мяса размножение бактерий идет гораздо быстрее, чем на поверхности цельного куска. Однако никаких ограничений по срокам хранения этого продукта не установлено. В ГОСТе содержатся лишь рекомендации – в обычных условиях хранить охлажденный мясной фарш не более 24 часов. Впрочем, большинство компаний ГОСТу и не следуют, а руководствуются техническими условиями (ТУ) или стандартам организации (СТО), которые могут устанавливать совершенно разные требования. Тем не менее, производитель, указывая срок годности на своем продукте, гарантирует его качество и безопасность на протяжении всего установленного им срока.
Исходя из вышесказанного, вряд ли можно советовать к покупке охлажденный мясной фарш проверенных марок, даже если его срок годности еще не истек.
Пищевая ценность: кто во что горазд
Несоответствие реальной пищевой ценности этикетке – общая беда для отечественных продуктов питания. Почему-то производители никак не могут “попасть” в заявленные ими самими цифры и создается ощущение, что показатели массовой доли белка и жира на этикетках продуктов берутся с потолка (или производитель подразумевал, что цифры приводятся как максимально и минимально возможные значения «не более» и «не менее», но забыл об этом написать). Для тех, кто следит за пищевой ценностью питания из-за проблем со здоровьем или по диетическим соображениям, такая ситуация неприемлема.
Печальный итог
Пять образцов из шести проверенных оказались в Черном списке. Это “Д” (“Дикси”), “Черкизово”, “Самсон”, “Останкино” и “Рестория”, причем последняя троица в числе нарушителей уже не первый раз. Фарш “Самсон” был занесен в Черный список в 2014 и 2016 годах за присутствие в нем коллагенового белка. В составе фарша “Домашний” под маркой “Рестория” в 2014 году был обнаружен не указанный с составе консервант — сорбиновая кислота, наличие которого не допускается по техническому регламенту. “Останкино” в 2016 году не вызвал нареканий у экспертов, но был внесен в Черный список в 2014 году за содержание консерванта – сорбиновой кислоты. “Мираторг” в Черный список не попал, но употреблять его не рекомендуется из-за обнаруженного в нем антимикробного препарата.
Когда качество по вкусу
Организация контроля качества продукции в компании «Мираторг»
Создание системы пищевой безопасности жестко регламентировано. Следуй инструкциям – и будет тебе качество. Но почему-то не всем это удается. Своим опытом поделился директор по качеству мясоперерабатывающего завода ЗАО «СК Короча» – одного из ключевых предприятий «Мираторга»
Содержание
Как организовать систему прослеживаемости на мясоперерабатывающем предприятии? Стоит ли вкладывать в инновационное оборудование и для чего нужно проходить социальный аудит? Ответы дал специалист, для которого качество – по вкусу в прямом и переносном смыслах.
Политический вопрос
Справка
Политика и цели в области пищевой безопасности разрабатывались группой ХАССП, утверждались генеральным директором при участии акционеров предприятия в части отражения стратегических целей и направления деятельности в области пищевой безопасности.
Для ознакомления всех сотрудников с целями и политикой в области обеспечения пищевой безопасности разместили данные на информационных стендах на территории предприятия. Планируем загрузить документы на сайт компании.
Кроме того, с целями и политикой обязательно знакомят при приеме на работу, при актуализации документов – с последующим подписанием листа ознакомления. Ежегодно проверяем знания в рамках общей аттестации сотрудников – как по блоку вопросов по ХАССП, так и по другим системам менеджмента.
На предприятии, помимо группы ХАССП, собирающейся два раза в год, есть так называемый менеджерский комитет – управляющий совет по качеству. В него входят все директора направлений и ключевые руководители. Совет собирается еженедельно.
Все члены комитета участвуют в обсуждении спорных и принципиальных вопросов, а также решений группы ХАССП. В критически важных случаях привлекаем к обсуждению генерального директора.
Однако лидером системы ХАССП все же является директор по качеству. Его полномочия закреплены в «Руководстве по качеству», «Руководстве по системе менеджмента безопасности пищевой продукции», «Положении о представителе высшего руководства по качеству», а также в приказе генерального директора.
При этом генеральный директор в курсе всех дел, так же, как и акционеры. К слову, акционеры на завод приезжают как минимум раз в неделю.
Раз уж речь зашла о контрольных точках, то всего на линии убоя, мясопереработки и упаковки их порядка 70. И это без учета точек на этапах ветеринарного и лабораторного контроля.
Критических же всего две – это проверка работоспособности оборудования (металлодетекторов и установок рентгеновского типа) на обнаружение металлических включений. Для каждой контрольной точки разработаны контрольные листы.
В них мы регистрируем результаты визуального контроля на соответствие спецификациям и требованиям стандартов пищевой безопасности, а также данные выборочного контроля технологического процесса и готовой продукции. На основании этих документов мы еженедельно готовим аналитические отчеты для совещаний по качеству.
Отмечу, что контроль показателей на критических контрольных точках сплошной. Процесс полностью автоматизирован.
Результаты несоответствий в онлайн-режиме фиксируются в нашей информационной системе с помощью промышленных компьютеров. При этом несоответствующая продукция автоматически снимается с конвейера.
Контроль сырья, технологического процесса и продукции
Первый этап контроля – оценка сырья. Для мясоперерабатывающего комплекса сырьем являются:
Животных мы растим в бесстрессовых условиях, с соблюдением температурного режима для каждой возрастной группы.
В качестве кормовой базы используем продукцию, выращенную на собственных сельхозугодиях. Это зерновые, бобовые и масличные культуры.
При выпуске животных со свинофермы проводится государственный ветеринарный контроль с выдачей ветеринарного свидетельства с использованием «Меркурия». При поступлении на убойный участок проводится приемка и предубойный осмотр животного государственным ветеринарным врачом.
«Меркурий» мы интегрировали в нашу информационную систему. Благодаря этому, нажав одну кнопку, мы одновременно создаем выписку ветеринарно-сопроводительной документации и отгрузочные документы.
Далее проводится послеубойная ветеринарная экспертиза под контролем специалистов государственной ветеринарной службы.
Выбор поставщиков упаковочных (используем в основном вакуумную упаковку и упаковку с газомодифицированной средой), вспомогательных материалов и пищевых ингредиентов предполагает аудит производства поставщика независимой аудиторской компанией или комиссией нашего предприятия.
Входной контроль упаковки, пищевых ингредиентов, вспомогательных материалов проводят лаборанты внутрипроизводственной лаборатории. Это подразумевает визуальный осмотр, проверку сопроводительных документов, органолептическую оценку, физико-химический и микробиологический контроль.
Помимо входного контроля, на предприятии реализован выборочный и сплошной визуальный контроль качества продукции и технологических процессов.
В частности, сплошной контроль проводится на этапе обвалки полутуш (от кости отделяется мышечная, соединительная и жировая ткань) контролерами-упаковщиками. Цель – осмотр и пальпация продукции на предмет наличия остатков костей, хрящей, шкурки, кровоизлияний.
Автоматизированный сплошной контроль реализован на критических контрольных точках. О чем я говорил ранее.
Наше предприятие использует большое количество инновационных технологий и оборудования. Например, на всех производственных участках ведется онлайн-контроль температуры помещения с помощью системы SCADA.
Контроль мясного сырья и продукции осуществляется при помощи портативных поверенных термометров (в т.ч. инфракрасных) и дата-логгеров.
В производственный процесс интегрированы поточные анализаторы постности и жирности сырья и продукции. Для учета продукции и проверки читаемости штрих-кодов используются терминалы сбора данных.
Для контроля посторонних включений используются металлодетекторы и установки рентгеновского типа. Лабораторный контроль является выборочным согласно утвержденной программе производственного контроля.
Он включает в себя органолептический, физико-химический и микробиологический анализ:
Пробы смывов берутся собственной лабораторией, а исследования могут проводиться как в собственной, так и в сторонней аккредитованной лаборатории.
Отмечу, что производственная лаборатория укомплектована современным оборудованием:
Отдельного внимания заслуживает контроль за работоспособностью технологического оборудования. Он осуществляется в рамках утвержденного плана техобслуживания и ремонта силами технической службы предприятия. В нее входят:
Организовано ежесуточное, еженедельное, полугодовое и годовое техническое обслуживание. Работы проводятся после остановки участка, мойки и дезинфекции оборудования. Часть профилактических работ ведется параллельно.
План техобслуживания и результаты его исполнения интегрированы в нашу информационную систему на базе «1С-ТОиР». Благодаря ей мы можем отслеживать даты и факт проведения технического обслуживания.
Если говорить о санитарно-гигиеническом контроле производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, то уже на этапе проектирования учли массу нюансов. Мы оценивали не только строительные нормы и правила, инновационные подходы в строительстве, но и нормы санитарного законодательства.
Например, минимальная высота нижней части погрузочно-разгрузочных рамп от земли находится на высоте 1 метра, что предотвращает свободное проникновение вредителей пищи (грызунов) на территорию производственного корпуса.
Служба качества консультировала проектировщиков и строителей при выборе строительных конструкций и материалов. Разрешены ли они для использования в пищевой промышленности? Удобно ли их будет мыть? Подвержены ли они коррозии при использовании дезсредств? Соблюдены ли требования к гигиеничности?
Санитарно-гигиенические требования к персоналу
Мы соблюдаем все требования в рамках санитарного законодательства, технических регламентов на пищевую и мясную продукцию, GMP и внутренних стандартов, например Положения по санитарии и гигиене.
Внедрено разделение зон на «чистую» и «грязную». В зависимости от доступа сотрудникам выдается форма определенной расцветки – зеленая для «грязной» зоны и белая – для «чистой».
Встроены санитарные шлюзы, при прохождении через которые сотрудник в обязательном порядке моет руки с дезинфицирующим средством, проходит допобработку рук спиртовым раствором, очищает подошву обуви движущимися валиками.
Проверка исполнения требований ведется онлайн службой безопасности посредством видеонаблюдения, а также силами мастеров производства, руководителей участков, специалистов службы качества.
Дополнительно руководители и мастера производственных участков проводят обязательный осмотр рук персонала на наличие гнойничковых заболеваний, визуальный контроль состояния здоровья (чихает ли человек, слезятся ли глаза) перед началом каждой смены.
Если заболевание подтверждается в здравпункте предприятия, то сотрудник направляется в ближайшую поликлинику. Отмечу, что сами сотрудники знают, что нашего доктора нужно предупредить о плохом самочувствии или заболевании членов семьи.
Условия хранения и перевозки пищевой продукции
Как я уже говорил, на всех участках (производственных и складских) – от бойни до загрузочных шлюзов – поддерживается индивидуальный температурный режим.
Мы очень гордимся нашей автоматической системой временного хранения сырья. Она состоит из 8 секций и 17 000 ящиков.
Комплекс снабжен автоматической мойкой и системой оповещения в случае сбоев. Программное обеспечение динамического склада интегрировано в общую систему прослеживаемости продукции на предприятии. Благодаря этому можно однозначно сказать, какая партия и тип продукции находится в каждом ящике.
Справка
В «СК Короча» реализована система фактически безотходного производства – глубина переработки сырья на предприятии составляет более 97%. Порядка трети отходов завода идет во вторичную переработку.
Из осадков с иловых карт предприятие создает ценные органические удобрения, которые впоследствии вывозятся на поля агрохолдинга для повышения плодородия сельхозземель.
На удобрения получен сертификат, подтверждающий соответствие нормативным документам. Отходы, не подлежащие вторичной переработке, передаются специализированным организациям, имеющим разрешения на утилизацию.
С нашего предприятия продукция направляется в дистрибьюторские центры и далее – ретейлерам. На этапе транспортировки для нас главное не нарушить «холодовую» цепочку.
С целью контроля температурного режима в рефрижераторах устанавливаются термосамописцы. Приемка товара осуществляется только после того, как водитель предъявит термоленту с самописца.
Если были нарушения, оперативно сигнализируем нашему логистическому оператору. Отмечу, что у АПХ «Мираторг» собственная логистическая компания.
Контроль на этапе реализации осуществлять сложнее, особенно когда речь идет не о собственных торговых точках (их аудируют сотрудники департамента качества в Москве). Мы проводим периодические аудиты торговых сетей как силами собственной службы качества, так и с привлечением аудиторов третьей стороны.
Условия хранения в торговых сетях контролируют и региональные представители АПХ «Мираторг»: торговые представители, супервайзеры и мерчандайзеры. Они отвечают за реализацию продукцию в своих торговых точках и следят за правильностью выкладки, температурой в холодильнике.
Прослеживаемость
Система прослеживаемости реализована по всей цепочке создания ценности – от готовой продукции до партии животных, поступивших на убой. Реализуется она путем нанесения идентификационных номеров поставщика (татуировка на животном), идентификационного номера предприятия по убою. Записи сохраняются в программе учета CSB и занесены в уникальный код продукции SSCC, указанный на этикетке.
Связь с потребителями
Наши прямые потребители – это бизнес: ретейл («Метро», «Ашан», Х5 Retail Group и др.), хорека («Макдональдс»), мясопереработчики и производители кормов для животных (Nestlе, Mars, Royal Canin). Причем у каждого нашего потребителя свои требования к продукции и организации производства. Они периодически проводят аудит нашего предприятия.
Мы прислушиваемся к пожеланиям наших ретейлеров. Например, к предложениям по упаковке, которые они выдвигают на основе потребительских предпочтений в части визуальной привлекательности товара. В этом случае служба качества дает обратную связь по возможности смены упаковки с учетом особенностей хранения продукции.
Если замена не приводит к ухудшению качества продукции и финансово обоснована, то можем перейти на новую упаковку. И такие прецеденты, кстати, есть.
Теперь о конечных потребителях.
Претензионная работа ЗАО «СК Короча» и АПХ «Мираторг» осуществляется с помощью автоматизированного модуля претензий. Он позволяет регистрировать претензии, обращения, отзывы и мнения покупателей (и юридических лиц в том числе) посредством телефонной связи, соцсетей и официального сайта «Мираторга».
Все заявки обрабатываются службой рекламаций, расположенной в Москве. По каждому обращению есть обратная связь, в ходе которой выясняются подробности: место покупки товара, код на этикетке.
Далее проводится расследование. Если претензия касается нашей продукции, то с ней уже работаем мы.
Отмечу, что мы реагируем не только на претензии, но и на мнения. Например, недавно нам пожаловались на пересоленные колбаски.
Для расследования мы организовали дегустацию определенных дат выработки и артикула продукции, а также провели лабораторное исследование по определению массовой доли соли. Так мы выясняем – это сбой в технологическом процессе или мнение потребителя. Если был сбой, то принимаем меры и проводим корректирующие действия.
Сертификация
В 2009 году мы сертифицировали систему менеджмента пищевой безопасности на соответствие национальному стандарту ГОСТ Р ИСО 22000. Однако в прошлом году по требованию наших потребителей (транснациональных компаний – «Бургер Кинг», «Метро», «Ашан») приняли решение сертифицировать систему по схеме FSSC 22000 версии 4.1. Выбрали международный орган по сертификации, так как это было условием партнеров.
Этот шаг значительно облегчил нам взаимодействие с ретейлерами – их аудиты свелись к проверке нашей компании по внутреннему чек-листу, а не путем полноценного аудита третьей стороной. Параллельно готовимся к внедрению новой версии стандарта ИСО 22000:2018.
Однако так как мы выбрали для себя схему сертификации FSSC 22000 версии 4.1, для нас процедура подтверждения соответствия новым требованиям состоится позже. А именно – когда в данный международный документ будут внесены изменения согласно требованиям ИСО 22000:2018.
Добавлю, что для меня внедрение систем – это не столько выполнение требований клиента, сколько улучшение системы управления на предприятии. Я получаю огромное профессиональное удовольствие, когда применяю требования стандартов на реальные процессы, когда вычленяю основные и вспомогательные процессы, когда я вижу, как они взаимодействуют.
Но главное – понимание того, что эта работа дает результат. Компания становится эффективнее.
Справка
Холдинг «Мираторг» — один из ведущих производителей и поставщиков мяса на российском рынке. Компания известна своей экологической политикой и инновационными предприятиями. На предприятиях холдинга работает более 34 000 человек.
Мраморная говядина Black Angus от «Мираторга» успешно прошла проверку качества независимой инспекцией потребителей в Брянске
Брянск,22 марта – «Мираторг», крупнейший производитель говядины в России, сообщает, что в рамках развития системы прямого потребительского контроля организовал экскурсию на производственные активы в Брянской области.
«Мираторг» продолжает последовательно наращивать выпуск доступной высококачественной говядины в рамках стратегии по импортозамещению: объём производства мяса по итогам 2016 года составил более 62,14 тысяч тонн, что на 53% превышает показатель 2015 года. Качество без компромиссов – главный принцип компании, а открытость для потребителя подтверждает высокие стандарты пищевой безопасности и экологической чистоты продукции холдинга. Компания контролирует все этапы производства «от поля до прилавка», которые полностью соответствует действующим международным стандартам. Мираторг является единственным производителем мраморной говядины сертифицированной по стандартам Certified Angus Beef® за пределами Северной Америки. Кроме того, предприятие аттестовано на поставки говядины в ОАЭ и Японию, поставляет продукцию для лучших ресторанов и федеральных торговых сетей.
Агрохолдинг рассматривает обратную связь потребителей и как критерий качества, и как базу для постоянных улучшений, поскольку культура потребления мяса в России развивается, а вместе с ней повышаются и требования покупателей к мясу. Сегодня вертикально-интегрированная структура компании включает 63 фермы в Брянской, Орловской, Калининградской, Калужской, Тульской, Смоленской областях, где содержится более 400 тысяч голов крупного рогатого скота специализированной мясной породы абердин-ангус, а также две площадки зернового откорма и предприятие по глубокой переработке крупного рогатого скота мощностью 400 тысяч голов в год.
«Мы считаем, что каждый покупатель имеет право знать, как работает современное производство высококачественной говядины. Для потребителей это шанс своими глазами увидеть, как формируется качество продукции и гарантируется ее безопасность. Мы не используем гормоны роста, антибиотики или стероиды – это хорошо видно на откормочной площадке. А экскурсия на высокотехнологичный мясоперерабатывающий завод показывает потребителям как компания гарантирует, что он получит свежее, безопасное, а главное вкусное и полезное мясо»,- прокомментировала пресс-служба ООО «Брянская мясная компания» АПХ «Мираторг»