меню в ресторане меню ужин
Как разработать меню кафе или ресторана
Меню — способ захватить внимание клиента
Многие собственники заведений общественного питания ошибаются, считая меню всего лишь списком блюд и напитков. Нельзя отрицать тот факт, что с помощью такого «списка» можно поразить воображение и завладеть мыслями посетителя, предложив ему то, что он:
Хорошее меню должно быть интуитивно понятным и приспособленным под нужды персонала. Официанты должны за долю секунды находить нужные позиции и пересылать заказы поварам. Это очень доступно реализовано в современных системах автоматизации.
Не постесняйтесь заглянуть к ближайшим конкурентам, чтобы оценить, как они оформили меню, сочетается ли оно с атмосферой заведения, какие заказы делают клиенты. Не призываем нахально копировать удачные идеи, но позаимствовать некоторые тонкости можно. Правильное составление меню ресторана или кафе возможно только после тщательного мониторинга рынка.
Концепция меню
Этапы разработки и разделы меню
Итак, концепция уже имеется. Есть группы блюд и напитков, каждая из которых заполнена позициями в соответствии с ценовой категорией. Теперь можно провести тестовую дегустацию, чтобы выбрать ключевые «фигуры». Сразу после этого приступают к разработке технологических карт и определяют, как именно блюда будут подаваться посетителям. На всех этапах должен присутствовать опытный шеф-повар. Его можно принять в штат или нанять временно. Он и составит техкарты, по которым будут готовить повара.
При разработке меню следует учитывать:
Другой вариант — выделить «специалитеты». Речь идет о блюдах, которые кухня конкретного заведения готовит лучше всего. Именно они могут стать ключевыми. Для пиццерии логично выбрать пиццу, для стейк-хауса — стейки, для кафе-кондитерской — пирожные или мини-тортики.
Раздел со специалитетами размещается в начале или центре меню (в зависимости от верстки). Начинают ли ваши гости трапезу именно с этих блюд, значения не имеет. Меню должно продать именно специалитеты, а не какие-то второстепенные позиции.
Еще один раздел, который должен как бы «окружать» специалитеты в меню, содержит комплиментарные блюда. Если клиент закажет специалитет (пиццу или стейк), то получит очень приятную скидку на комплимент (дополнительный топпинг или гарнир). Правильно рассчитайте цены, чтобы увеличить маржу.
И, наконец, дошла очередь до разделов «не первой важности» и блюд от шеф-повара. Они не маячат перед глазами, как специалитеты и комплименты, но тоже могут ощутить на себе благосклонность клиента. Если при создании всем известных блюд (например, салата «Цезарь») вы отходите от традиционных рецептур, обязательно указывайте отличия в меню. Клиенты должны знать, чего ожидать.
Управление ожиданиями посетителей — часть успеха в ресторанном бизнесе. Люди относятся к еде серьезно и не любят сюрпризы. Вынесите все авторские придумки в отдельный раздел, но сразу определитесь, какая из частей меню будет базовой. В ином случае получится слишком пестро.
Длинное или короткое? Одно или несколько?
Научно доказано, что широкий выбор вариантов вызывает у человека дискомфорт. Эксперт по психологии продаж Шина Айенгар провела исследование. В первый день на полках супермаркета было размещено более двадцати разновидностей джема, а во второй — менее десяти. В первый день на покупку лакомства решились всего 3% посетителей магазина, во второй — более 30%. Людям было проще отказаться от сложного выбора, чем сделать его.
Не отягощайте клиентов многообразием блюд. Хотя бы раз в полгода мониторьте меню и «скидывайте балласт». Если не знаете, от чего следует избавиться в первую очередь, изучите отчеты по продажам — там наверняка есть аутсайдеры. Это позитивно скажется не только на скорости, с которой гости будут определяться с выбором, но и на качестве работы поваров.
Если ваше заведение предлагает разные меню, не совмещайте их. Подавайте гостям не папку, а отдельные листы с актуальными предложениями. Начинающим рестораторам будет полезно узнать, что существует формула оптимального числа блюд в меню: для ресторана или кафе — 10 «основ», 7 салатов, 7 закусок и 7 десертов, для фастфуда — по шесть блюд в каждой категории. Формула подлежит коррекции в меньшую сторону.
С фотографиями или без?
Снимки блюд и напитков в меню делают им рекламу. Случается, что гости заведений общественного питания при заказе не произносят название позиции, а указывают на картинку.
Если планируете внедрить в оформление меню фотографии блюд:
Продающее меню
Существует классика жанра — методика инжиниринга меню, разработанная более тридцати лет назад учеными Michigan State University. «Посвященные» рестораторы считают ее предельно простой и подходящей для любого заведения. Методика основана на адаптации анализа положения товаров на рынке под гастрономический бизнес с целью понимания того, как проявляют себя разные позиции меню. Исходя из доли продаж в категории и маржи на единицу товара, с ее помощью можно разбить все блюда на:
Маржинальные позиции в меню
На них нужно заострить внимание гостей:
Советы дизайнеров по оформлению меню
Визуал меню выполняется в соответствии с фирменным стилем и его декоративными элементами. Желательно присутствие логотипа, который содействует запоминанию и узнаванию бренда. Верстая меню, помните о том, что оно является кратким изложением огромного объема проделанной работы. От того, как будут поданы сведения, зависит впечатление гостей от заведения. Меню создает фантазию, предваряя реальность, поэтому:
Типичные ошибки в оформлении меню
Создавая меню своего заведения, постарайтесь не допустить этих распространенных ошибок:
Воспользуйтесь советами, приведенными выше, и создайте меню, которое будет продавать. Продолжайте периодически заглядывать к конкурентам, если ваше заведение не является единственным и неповторимым в радиусе 50−100 км. Изучайте опыт ближайших соседей и новости со всего мира, чтобы делать лучше, чем у остальных.
Обязательно добавьте в меню QR-код, ведущий на страницу в социальной сети или персональный сайт вашего заведения. Гости смогут мгновенно поделиться свежими эмоциями о вас с друзьями и отметить локацию. Практика показывает, что такое «инстаграмно-вконтактное радио» продвигает рестораны быстро и без лишних затрат.
Запуск меню: как правильно оформить меню для ресторана
Очередная статья цикла «О кухне ресторанного бизнеса». В этой статье я расскажу вам о том, почему чем короче, тем лучше, и как на этом заработать больше.
Здравствуйте! Меня зовут Сергей Моховцов. Я работаю бренд-шеф-поваром кафе «Веранда», кафе паназиатской кухни «Ли» и кейтеринговой организации «Первый кейтеринг» в городе Гродно, Беларусь.
Недавно я запустил личный проект «Шеф поможет».
«Шеф поможет» — это проект, в котором я собрал команду шеф-поваров, работающих в заведениях с разными концепциями. Вместе мы помогаем молодым рестораторам: делаем меню для их заведений, обучаем поваров, оснащаем и разбираемся с любыми вопросами, связанными с кухней ресторанов.
Поскольку тема ресторанной кухни и всех трудностей, которые с ней связаны, мне знакома, я решил поделиться своим опытом в цикле статей. Надеюсь, мне удастся помочь молодым рестораторам ответить для себя на некоторые вопросы, прочитав мои статьи цикла «О кухне ресторанного бизнеса».
Печатное меню — это рабочий инструмент для вашего заведения. То, как оно будет сделано — будет влиять на выбор посетителя, а значит и на ваши продажи.
Начнём с ключевого вопроса: «короткое или длинное?»
Чем короче меню, тем проще посетителю сделать выбор, чем длиннее оно в количестве блюд, тем дольше будет занят ваш столик и сложнее будет вашим поварам. Помните, меню в первую очередь должно удовлетворять вкусам и пожеланиям в еде ваших посетителей. Для этого не нужно делать его длинным. Достаточно просто дать разумное разнообразие.
Прочитали? А теперь извините меня за то, что засоряю вам мозг. Так 10-20 лет назад составляли меню столовые и рестораны советской кухни.
Нам нужно не просто сориентировать посетителя в меню, а сделать так, чтобы меню работало на нас и, при этом, было понятным и структурированным. Правильное размещение блюд в меню — это когда посетитель пришёл покушать «Цезарь» и легко нашёл его в меню, но в процессе просмотра передумал и заказал салат с морепродуктами и стейк.
Итак, под номером 1 (место куда ваш гость посмотрит в первую очередь), нужно располагать блюда с самой высокой маржой. Хорошим ходом будет выделить ярким элементом или рамкой сегмент блюд, которые вы хотите продать в первую очередь.
Также стоит помнить о том, что, как правило, человеку тяжело расставаться с деньгами, поэтому не нужно бить по больному. Располагать цену лучше не с правой стороны от блюда как делают многие, а под описанием или по центру под названием и выходом. И ни в коем случае не выделяйте цену другим шрифтом!
Правила, выставленные управлением торговли, обязывают нас писать выход как в рецептурах (дробно). Но мы легко можем обойти этот момент, сделав выходы дробными в оригинале меню. А те меню, которые подаём гостю, обозначить как «рекламная копия» и писать там целые числа.
180/160/60/15 20,00 руб
Согласитесь, гораздо легче отдать 20 руб. за блюдо выходом 415гр. чем за блюдо весом 180/1../что?/кого?/что здесь происходит?… :/
Официанты при таком подходе к построению меню должны знать вес мяса, гарнира и соуса в отдельности! Если гость спросит, они должны без затруднений предоставить ему эту информацию.
В ингредиентах, описание должен знать в совершенстве тот, кто продаёт блюдо. Официант должен знать и процессы приготовления, и состав, и место происхождения продуктов. Когда вы описываете меню, вы обязаны пробудить эмоции у посетителя. Простое перечисление ингредиентов этому никак не способствует.
Так же невежеством будет применять уменьшительно-ласкательные предложения! Если речь не о кафе домашней кухни.
Картофель не станет вкуснее, если его назвать «картошечкой»
Если вам кажется, что в ресторане посетитель закажет «перчик» с большей вероятностью чем «перец», то поверьте — вам так только кажется. И помните, что если вы всё же делаете описание на основе перечисления ингредиентов, то начинать нужно всегда с главного.
Допустим: вы описываете салат «Цезарь с курицей». Что в нём главное? Курица? Нет! Курица — это только дополнение к салату, именно поэтому салат и называется «Цезарь с курицей». На самом деле салат «Цезарь» — это 3 основных ингредиента: соус, сухарики, салат «ромен». Всё остальное дополнение.
Третий вариант оказался максимально полезен для гостя. В нём мы развеяли миф об анчоусах, погрузили читателя в процессы приготовления, пообещали качество, «сочного цыплёнка» и заинтересовали блюдом.
Это всего два предложения и они гораздо полезнее для гостя, чем просто описание ингредиентов, которые он, скорее всего, и так знает.
Если вам сложно сделать заказ, или вы не склоняетесь к выбору тех позиций, которые хотели бы продавать, или вам просто сложно ориентироваться — вам нужно перерабатывать меню.
Кроме того, когда будет готов разработанный дизайнером макет вашего печатного меню, не забудьте привлечь к вычитке шеф-повара. Кроме орфографических ошибок в меню могут содержаться ошибки в подаче информации. Например, в одном из мест где я работал, при описании постного меню в описании для блюда “Щи зелёные” употребили слово “суточные”. Сделано это было для красивого словца, без понимания процессов приготовления и знания истории блюда. Только ваш шеф-повар, тот человек который разрабатывал блюда вашего меню поможет вам избежать таких нелепостей в описании и не опозориться перед гостем.
Доведите до идеала ваше меню. Обратитесь к профессиональным дизайнерам. Меню — это важный продающий инструмент, такой же важный как официанты в вашем заведении. Сделайте своё меню максимально полезным для посетителя и ваших продаж.
Оставайтесь вдохновлёнными, оставайтесь жаждущими и читайте мои статьи. Вместе мы разукрасим наш век новыми гастрономическими достижениями.
По просьбам читателей, я создал свой Telegram-канал, где вы сможете следить за выпуском новых статей. Также туда я публикую свои мысли о мире ресторанной кухни и ответы на интересные вопросы.
5 главных ужинов недели
20 октября
День повара в «Фаренгейт»
20 октября в ресторане «Фаренгейт» четыре шеф-повара Maison Dellos соберутся вместе на открытой кухне в честь «Дня повара». Обещают приготовить гастрономический сет из четырех блюд от Дмитрия Еремеева («Турандот»), Андрея Махова («Кафе Пушкинъ»), Максима Колпащикова («Фаренгейт») и Влада Пискунова («Матрешка»). Сет-меню сделано по образу сторон света с сезонными локальными продуктами, характерными для них в это время года. Обожженный лосось с арбузной редькой, манго, питахайей и соусом кимчи, эклеры с лесными грибами (вот так!), хрустящая утка с запеченной тыквой и киноа, личи и инжир, соус карри на кокосовом молоке и пряничная корзинка с топленым творогом, черносмородиновым мармеладом и сезонными орехами и фруктами. А чтобы освежить рецепторы и добавить градус по Фаренгейту, шеф-бартендер Денис Кряжев специально к событию придумал три новых коктейля. А он это очень хорошо умеет делать.
Дата и время проведения ужина: 20 октября, 20.00 – 22.30
Стоимость сета из 4 блюд – 2 900 рублей
Стоимость коктейльного пейринга – 1600 рублей
Адрес: Тверской бульвар, 26
Телефон: +7 (495) 651-81-70
21 октября
Гастрономический ужин «Гербарiумъ» в «Матрешке»
21 октября в ресторане «Матрешка» пройдет гастрономический ужин «Гербарiумъ», посвященный дуэту русской кухни и легендарного французского шампанского. Бренд-шеф ресторана «Матрешка» Влад Пискунов в этот день лично представит свой авторский сет «Гербарiумъ»: в нем рецепты изысканных блюд русской кухни идеально сочетаются с шампанскими винами от одной известной вдовы. Ингредиенты для сета из восьми курсов привозят со всей России – от Урала до Кавказа, а Пискунов в очередной раз демонстрирует, как из простых привычных вещей можно создать блюда, которые запомнятся и удивят. Вот, например, говяжий бутылочный чай, известный с ХIХ века. Он готовится прямо в бутылке в течение десяти часов из кусочков постной говядины и мусульманского шу-пуэра. Или пирог из слоеного теста с алтайской уткой и со взваром из аронии и жимолости. Осетровая тешка, вареники, сорбе из иван-чая с уральским одуванчиковым медом. И это я про винегрет из сезонных овощей молчу. Вот это вот старорусское, усадебное, но с гламурным шиком, а как по-другому с таким-то сhampaign pairing.
Начало ужина в 20:00.
Стоимость сета – 4500 рублей.
Champaign pairing – 6900 рублей.
Адрес: Кутузовский пр-т, 2/1 стр. 6
Телефон: +7 (495) 025-25-65
22 октября
Ужин-сет «Молоко» от Евгения Цыганова в I Like Wine
Молодой амбициозный шеф-повар из Геленджика Евгений Цыганов за два года в Москве успел отточить мастерство в «Южанах», побывать с гастролями у Дмитрия Блинова в питерском Harvest, возглавить кухню ресторана Cameo, получившего титул «Открытие года» по итогам Пальмовой ветви 2019, и (с недавних пор) стать частью команды Perelman People. И уже 22 октября в I Like Wine на Покровке Евгений проведет ужин-сет «Молоко» из семи подач. Будет и подсмотренный у кочевников напиток, и пепельные блины по рецепту двенадцатого века, с прокисшим молоком и икрой из русской избы; будет и ферментация, что на пике моды сейчас, и даже кое-что из «Домостроя», ну а на седьмом курсе можно и нужно с разбегу в молочные реки с кисельными берегами.
Стоимость ужина без пейринга – 3500 р.
Стоимость ужина с пейрингом – 5400 р.
Дата ужина – 22 октября
Адрес: Покровка, 16
Телефон: +7 (495) 928-88-59
22 и 23 октября
Гастрольный ужин 0.75 Please в Touché
22 и 23 октября в винном баре Touché гостит команда винного ресторана 0.75 Please Wine&Kitchen из Красноярска. Говорят, ребята снискали славу среди гурманов Красноярской области едва открывшись – а все за счет нового взгляда на сочетания локальных продуктов, неординарной техники (вяления, дегидратации, ферментирования) и интересной подачи. Гордятся в 0.75 Please и винной картой с биодинамическими и органическими винами Старого света. В каждом блюде стараются использовать сезонные сибирские травы и ягоды, а сезонные овощи команда ресторана выращивает в собственных теплицах! И, представляете, – для гастрольных ужинов все это ресторатор Александр Митраков, шеф-бармен Михаил Поэтов, повара Дмитрий Нестеров и Александра Кучерова привезут в московский Touché! Я вот глаз положила на нельму гравлакс и морошку с вафлями тюиль.
Меню действует 22 и 23 октября с 18:00.
Адрес: Рочдельская, 15 стр. 22
Телефон: +7 (495) 798-78-28
Зеленое и осеннее меню в Buro.TSUM
Сразу две новости пришли из BURO. TSUM: зеленое и осеннее меню. Первое, конечно, для меня – все знают, что я отношусь к нередкой категории #пьющийзожник. Итак, в зеленом меню BURO. TSUM около тридцати позиций для тех, кто думает об ответственном потреблении, хочет получать удовольствие от еды без вреда для здоровья и узнавать вкус любимых блюд, приготовленных иначе. В этом меню нет места глютену, лактозе, сахару и животным белкам. Да, получился настоящий вызов – не используя примерно половины привычных продуктов, передать стиль и вкус кухни BURO. TSUM. Вот вам пара цитат из зеленого меню: карпаччо из артишоков с маслом, настоянным на белых грибах, и шампиньонами, карри с соте из свежих овощей, миндальный бисквит с черной смородиной – sounds good! А теперь о сезонном: непременно пробуйте грибной суп с подосиновиками, белыми и подберезовиками. Тыквенный – конечно, с пастернаком и топинамбуром. Дораду с овощами. Все эти знаковые блюда осени. И десертов в осеннем меню стало в два раза больше – вот такой соблазн. И теперь это все еще и в сервисах главных доставок города!
Адрес: Петровка, 2 (ЦУМ, 5 этаж, отдельный вход – со стороны Петровки)
Телефон: +7 (495) 276-76-78
10 самых банальных блюд: собрали рейтинг заказов в кафе, которые уже устали готовить повара
Будем честны: в кафе люди ходят не только поесть, но и себя показать, и на других посмотреть. Может, поэтому многие на всякий случай заказывают одно и то же? Какие блюда в кафе самые расхожие и стоит ли лишать себя гастрономического удовольствия, читайте в нашем тексте.
«Цезарь»
Неважно, с курицей, форелью или креветками. Это лидер заказов всегда и везде. Да, вариант беспроигрышный, но придумали же массу других теплых сытных салатов с вполне вкусными и полезными заправками. Экспериментируйте!
«Карбонара»
Любимая паста для встречи больших женских компаний: «Нам восемь карбонар!» Согласитесь, вы слышали такое. У нас это блюда не совсем похоже на оригинал, но то ли понятность, то ли его сытность, то ли название красивое. Но, ребята, пожалейте повара.
Пицца «Микеланджело»
Вкусно? О, да-а-а. В эту пиццу влюбляешься с первого взгляда. Зашквар? Тоже да! Ребята, ну серьезно: мы живем среди такого многообразия нового, что уже стыдно заставлять повара готовить «Микеланджело» в тысячный раз.
Чизбургер
Купить чизбургер нормально, если нет ни времени, ни средств, а в ресторане фастфуда он стоит 50 рублей. В другой ситуации начинайте воспитывать в себе вкус: отправляйтесь в бургерную и начинайте пробовать сочетания котлеты и вишневого джема, пополам с карамелизированным луком. Фантастика!
Мясо по-французски
Солянка и сырный суп
Самые расхожие варианты супов: первый обычно для мальчиков, второй — для девочек. И если с солянкой бороться бессмысленно, то сырный суп нужно по крайней мере брать в приличных заведениях: в противным случае вы можете стать счастливым обладателем плавленого сырка, смешанного с пюрешкой из пакета. Будьте внимательны.
«Филадельфия»
По этим роллам можно понять, какая в целом кухня у заведения. Вроде бы ролл этот уже всех достал, но смысл заказать его все равно есть.
Капучино
Чисто русская привычка пить капучино в любое время дня и ночи. Итальянцы смотрят на этот феномен с удивлением, так как считают этот напиток исключительно утренним.
Местная кухня
В каждом регионе меню самой последней забегаловки предложит вам познакомиться с местной кухней. И даже если качество и рецептура этих блюд окажутся нулевыми, оно все равно будет преподноситься как гордость.
Чизкейк «Нью-Йорк»
Почему все его так любят, для нас загадка. Может быть, жирный сливочный десерт спасает от российских холодов?
В общем и целом нет ничего зазорного в том, чтобы заказывать в кафе знакомую и понятную еду. Но расширять свои познания в кулинарии дело не только интересное, но и вкусное. Дерзайте!
Личный опыт: я каждый месяц хожу в мишленовские рестораны
Мишленовские рестораны — это настоящий гастрономический театр.
Я живу в Берлине и каждый месяц хожу в мишленовские рестораны. Это заведения со звездами и другими отметками гида «Мишлен» или просто в него попавшие. Если ресторан есть в гиде, для гурманов это знак качества — многие специально едут в другие страны, чтобы посетить очередной такой ресторан.
Я обошел половину звездных заведений Берлина и стараюсь ходить в мишленовские рестораны во всех своих путешествиях: от Франции до Японии. Для меня поискать мишленовское заведение в новом городе — это как выбрать отель или посмотреть выставки в музеях.
В мишленовских ресторанах дорого и странно. Иногда столик нужно бронировать за месяцы вперед. Но я все равно записываюсь, хожу и плачу за эти спектакли. И считаю, что это того стоит.
Расскажу в статье, что такое гид и звезды «Мишлен», как я попадаю в мишленовские рестораны, что заказываю и какой там бывает счет.
Что такое гид «Мишлен»
В 1900 году братья Эдуард и Андре Мишлены выпустили гид по интересным местам Франции. Они производили автопокрышки и хотели с помощью этого гида подстегнуть интерес автомобилистов к путешествиям: больше поездок — выше продажи шин. Гид стал невероятно популярен. Сегодня гид «Мишлен» выпускают по 9 европейским странам и 19 городам — от Токио до Лондона.
Гид обновляют каждый год. Туда входят рестораны, бары, гостиницы, гестхаусы и даже японские традиционные бани — рёканы. По каждому заведению есть краткое описание, адрес и иногда — фотография. К примеру, в Германии гид рекомендует около 700 отелей и 1100 ресторанов, в Париже — 60 отелей и 453 ресторана. Но в статье я буду говорить только о ресторанах.
Как заведения попадают в гид
У составителей гида есть тайные дегустаторы — они не рассказывают о своей работе даже родным. Эти агенты колесят по миру, останавливаются в отелях и ужинают в заведениях инкогнито.
В 2004 году такой тайный дегустатор Реми Паскаль написал мемуары L’inspecteur se met à table — «За столом — инспектор». И рассказал, как анализирует рестораны. За это его сразу уволили, но теперь все знают, что агенты выставляют заведениям рейтинг от 1 до 20 баллов. Отдельно оценивают интерьер, обслуживание, а главное — кухню. Но каждая оценка так и остается тайной для посетителей.
Агенты отправляют составителям гида отчеты о каждом заведении. Те решают, включить ли ресторан в гид и как его там отметить. А может, вообще удалить из гида, если он был там раньше. Рестораны, которые набрали меньше 11 баллов, в гид не попадают. Остальные получают разные знаки качества — о них я еще расскажу дальше в статье.
Гид «Мишлен» часто критикуют за то, что большинство звездных ресторанов относятся к французской кухне. И, например, в Берлине сложно найти заведение, где подают традиционную немецкую кухню. А для большинства стран, включая Россию, мишленовских гидов вообще не существует.
Знаки качества «Мишлен»
Изучив отчеты агентов, составители гида отмечают рестораны знаками. Самые известные — мишленовские звезды. Их получают лучшие, по мнению составителей, заведения. Есть еще «Биб Гурман» — список ресторанов с доступными ценами. А есть «тарелка» — знак восходящей звезды. Бывают и другие отметки.
Звезд может быть одна, две или три. Обычно их получают рестораны, но иногда — только шеф-повара в них. Например, повар Клер Смит получила 3 звезды, когда работала в лондонском Gordon Ramsay. Потом она ушла из него и открыла собственное заведение Core by Clare Smyth. Ему присвоили две звезды, а у самого повара их по-прежнему три.
Звездные рестораны притягивают много клиентов из разных стран. Но звезды выдают не навечно. Заведение должно поддерживать высокий уровень кухни и обслуживания, иначе составители гида лишат его одной или нескольких звезд. Например, у ресторана Sushi Saito в Токио с 2009 года было 3 звезды. Но в 2019 году он потерял сразу все, потому что стал принимать заказы только от вип-клиентов.
Одна звезда достается «очень хорошему ресторану в своей категории» — так звучит определение из гида. Критерии оценки субъективны и покрыты тайной, поэтому не могу сказать точно, что понимается под «очень хорошими ресторанами». Сам я отличаю звездные рестораны по количеству блюд, которые оказались действительно необычными и вкусными. В ресторанах с одной звездой из всего, что мне приносят, таких примерно половина.
Ресторанов с одной звездой около 2000 в мире. Например, в 2020 году в Париже это Fleur de Pavé, Aspic, L’Oiseau Blanc, Le Jules Verne на втором этаже Эйфелевой башни и еще несколько. В Лондоне — HIDE, Ikoyi, Hakkasan Mayfair и другие. В Мадриде — Chirón и Montia. В Берлине — Tulus Lotrek и еще несколько десятков. Я обычно хожу именно в рестораны с одной звездой.
В большинстве ресторанов с одной звездой — современная европейская кухня. Но есть и исключения. В Токио по одной звезде получили ресторан китайской кухни Masa’s kitchen и рамен-ресторан Tsuta Ramen. Рамен — это японский рыбный или мясной бульон. В него добавляют лапшу, водоросли нори, яйца, специи и овощи.
В ресторанах с одной мишленовской звездой бывают необычные блюда вроде подорожника в карамели. Но большинство блюд будут все-таки привычными салатами, супами, горячим и закусками. Просто они будут из экологически чистых продуктов, качественно приготовлены и красиво оформлены. В них будет разве что пара необычных ингредиентов. Например, эмульсия из гребешков.
Двух звезд удостаивается заведение «с выдающейся кухней». В мире таких около 400. Там готовят необычные и сложные блюда, которые еще и оригинально выглядят.
Три звезды «Мишлен» получает «уникальный ресторан с особенностями». В 2020 году таких в мире всего 137. Но их особенности понимают только составители гида. Для себя я отметил, что в таких ресторанах абсолютно все поданные блюда по-настоящему классные. Правда, ярких отличий от блюд в двухзвездочных заведениях я не заметил.
Совсем очевидна уникальность только ресторана Yamadaya в Токио. Там готовят японское блюдо фугу из ядовитых рыб. В остальных ресторанах блюда просто очень-очень изысканные.
Из заведений с тремя звездами я был пока только в Rutz в Берлине. Блюда поразили меня северными нотками — я очень люблю это в высокой кухне. Например, там подавали древесину лиственницы и хвои с малиной и мятой.
Список «Биб Гурман». Биб — это символ компании «Мишлен», белый человек из покрышек. А «Биб Гурман» — раздел гида, посвященный хорошим ресторанам с доступными ценами.
«Тарелка» и «скрещенные приборы». Все рестораны в списке, со звездами и без них, получают дополнительные значки. Они видны на страницах ресторанов на сайте. Эти же отметки есть и на табличках, которые рестораны гордо вешают у входа.