меню в ашраме садхгуру
Меню в ашраме садхгуру
ХОЧУ ПРИЕХАТЬ В ЦЕНТР ЙОГИ «ИША», ЧТО ДЕЛАТЬ?
Перед визитом в центр, вам необходимо зарегистрироваться через интерфейс сайта https://suvya.isha.in
Интерфейс системы на английском, если вы не владеете английским, воспользуйтесь гугл переводчиком.
Желательно зарегистрировать свой приезд и забронировать проживание как минимум за 2 месяца до прибытия в Центр.
СКОЛЬКО МОЖНО ОСТАВАТЬСЯ?
Без прохождения программы «Внутренняя инженерия» вы можете снять комнату в Центре йоги «Иша» на срок до пяти дней. После прохождения программы «Внутренняя инженерия» максимальный срок пребывания в Центре можно обговорить индивидуально.
Также после прохождения «Внутренней инженерии» существует возможность побыть какое-то время в Центре в качестве волонтёра. Все подробности, связанные с волонтерством в Центре, вы можете получить, написав на: russia@ishafoundation.org
На ресепшене коттеджей можно воспользоваться компьютером с выходом Интернетом за небольшую плату. Wi-fi на территории Центра нет. Чтобы получить максимальную пользу от пребывания в Центре, гостей и волонтёров просят ограничить использование Интернета и коммуникаций до минимума.
СТОИМОСТЬ ПРОГРАММ И ПРОЖИВАНИЯ.
— Ретрит «Внутренняя инженерия» 20000 рупий (проживание и питание включено, продолжительность 4 дня). Для семейных пар предусмотрена скидка.
— «Шунья интенсив» 4000 рупий (проживание не включено, питание включено)
— «Бхава Спандана» 3500 рупий (проживание и питание включено, 4 дня)
Указанные выше программы проводятся на английском языке. О проведении программ с переводом на русский язык мы сообщаем на странице Садхгуру ВКонтакте, Facebook и в email рассылке, подписаться на которую можно по ссылке:
https://isha.sadhguru.org/russia/#sign-up-section
Расписание всех программ вы можете посмотреть по ссылке:
http://www.ishayoga.org/Schedule/Yoga-Programs
На сайте доступен фильтр, так что вы можете посмотреть только те программы и те локации, которые вас интересуют.
Цена за сутки проживания в коттеджах «Нади». Цена указана за двухместную комнату с двумя кроватями):
Стандартный номер без кондиционера 850 рупий (приблизительно 750 рублей)
Стандартный номер с кондиционером 1456 рупий (приблизительно 1300 рублей)
Номер повышенной комфортности без кондиционера 1904 рупий (приблизительно 1700 рублей)
Номер повышенной комфортности с кондиционером 2688 рупий (приблизительно 2400 рублей)
Семейный номер (на трех человек) без кондиционера 1568 рупий (приблизительно 1400 рублей)
В стоимость проживания включено полноценное двухразовое вегетарианское питание.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ЦЕНТРА ЙОГИ «ИША»?
Ближайший к Центру йоги «Иша» аэропорт — международный аэропорт города Коимбатур (CJB). Скорее всего вам нужно будет совершить пересадку в одном из крупных городов Индии: Дели, Мумбаи, Ченнаи, Бангалор, и уже оттуда местными авиалиниями лететь в Коимбатур. Из аэропорта в Центр можно добраться на такси (приблизительно 1,5 часа пути, около 1200 рупий). Стойка такси расположена на выходе из зала прилета в аэропорту Коимбатура.
Центр йоги Иша в Индии. Одно из лучших мест для духовного развития
Наверное, каждый человек, вставший на путь духовного развития, хоть раз задумывался о посещении ашрама в Индии. Кто ещё не знает, ашрам — это такое место, где есть гуру, духовный учитель. Даже если он уже оставил своё физическое тело, его ученики, последователи, обитатели ашрама — занимаются духовными практиками, изучают древние писания, практикуют йогу, поют мантры и так далее. Часто ашрамы находятся в каком-то уединённом месте на природе, в горах или в лесу.
Мне удалось пожить как раз в таком удалённом от города месте, среди гор, в ашраме Иша на юге Индии. Он расположен в 30 километрах к западу от города Коимбатур, в штате Тамил-Наду. Вообще, это центр йоги Isha Yoga, но чаще всего его называют ашрамом. Это необычный ашрам, таких встречать мне ещё не доводилось. Скучать здесь не получится вообще. Тут есть примерное расписание, но жизнь ашрама кипит очень бурно — постоянно какие-то фестивали, праздники по случаю новолуния и полнолуния, появляются новые активности, концерты, мероприятия, что-то строится, что-то сносится, приезжают тысячи людей, и вот уже на твоей кровати лежат сумки 10 индусов, а ты переезжаешь спать на йога-коврик в общий зал для практик… Ашрам Иша — яркий пример тому, что всё временно, всё меняется и привязываться ни к чему не стоит.
За первый месяц проживания в Иша я сменила жильё 6 раз. Я была на курсе Inner Engineering, на инициации в практику сурья-крийя, волонтёрила в разных местах ашрама. В храме Дьяналинга разливала молоко для подношений Шивалингаму, раскрывала лепестки у лотосов и продавала масляные лампы, резала овощи на кухне, накладывала еду в столовой, разливала воду посетителям храма у Адийоги, огромной статуи Шивы. Также отдыхала, живя в коттеджах. А ещё соблюдала 3-недельную духовную практику с особыми правилами — Шиванга садхану. Посещала церемонию очищения 5 элементов и церемонию огня — аарти; медитировала в храмах; в течение 3 недель ежедневно окуналась в холодный бассейн и стояла под ледяным водопадом — это делается для очищения, чтобы быть восприимчивым к энергиям в храме; работала в офисе переводчиком, ну и, конечно, ежедневно делала свои утренние и вечерние практики.
Это невероятное место. А человек, который его основал, просто великолепен. Его называют Садхгуру, и он преподносит йогу как науку о внутреннем устройстве человека. Если приехать в ашрам не на курс и ничего не зная о Садхгуру, а просто так, то можно его не понять и уехать, разочаровавшись. Поначалу может быть большое сопротивление ко всему. К непонятным практикам, которые здесь выполняют повсюду, к храмам, к непривычным мантрам, к высокой стоимости курсов (Inner Engineering — 250$ за 4 дня)… Возможно, даже к бородатому гуру в тюрбане и красивой одежде со стиляжным шарфом через плечо. А если человек не проходил ни один курс, то жить в ашраме можно только 7 дней, а волонтёрить нельзя вообще, поэтому даже не получится окунуться в атмосферу ашрама как следует.
Но как только ты попадаешь на курс, как только слышишь глубокую мудрость Садхгуру о просто до невозможности очевидных вещах, о которых он напоминает тебе снова и снова, то не можешь не проникнуться этим местом и этим человеком. Многие так и остаются здесь, потому что видят смысл и значимость в той мудрости, которую несёт миру Садхгуру.
Садхгуру: «Вас просто необходимо представить самим себе. Вы слишком много внимания уделяете тому, что вокруг вас. И недостаточно тому, что внутри. Но качество вашей жизни зависит, прежде всего, от внутреннего состояния. Одежда, которая сейчас на вас; машина, припаркованная снаружи; дом, в котором вы живёте — всё это не определяет качество вашей жизни. Качество вашей жизни определяется тем, испытываете ли вы сейчас радость или нет. Но вы ничего не сделали для этого…»
В июне 2018 года Садхгуру посетил Россию и провёл встречу в Москве 3 июня в Крокус Сити Холле. Он презентовал свою книгу-бестселлер «Внутренняя инженерия» и онлайн-программу «Внутренняя инженерия» на русском языке. Купить книгу можно в интернет-магазине Ozon.ru, а узнать больше об онлайн-программе — на сайте Isha Foundation.
Чем хорош ашрам Иша
Что мне больше всего понравилось в ашраме Иша? Здесь все практикуют! Самостоятельно. Это не тот ашрам, где ты платишь за жильё и в эту стоимость включены пара групповых уроков йоги под руководством учителя, как во многих других ашрамах.
Здесь развивается твоя дисциплина. Никто не будет навязывать тебе практику, никто не будет стоять над тобой утром, чтобы ты обязательно встал. Нет. Но все встают. И идут практиковать. Причём, даже бабушки в сари и разные другие иностранные бабушки, у которых порой практик побольше, чем у молодёжи. Очень занимательно слушать, как они общаются между собой, описывая, какие практики делают и что им это даёт, как изменилась их жизнь.
Практикуют здесь везде — в комнате, в коридоре, в зале для практик, на поляне, в столовой, в офисе, в храме, у храма, на лестнице, под лестницей — в любом возможном месте, ведь расписание настолько насыщенное, что иногда не успеваешь дойти до комнаты, взять коврик и идти в зал.
Меня это поразило больше всего — преданность тому, что имеет для тебя значение. Без поисков оправданий и причин бездействия. Никто над тобой не стоит, но всё же ты прилагаешь усилия. Всё в ашраме благоволит этому. Здесь создана идеальная атмосфера для практики.
Жильё в ашраме Иша
Ашрам учит не привязываться. Из чудесного коттеджного оазиса, где я жила поначалу, переехала в волонтёрское общежитие. Многие спрашивали про жильё в ашраме. Расскажу про жильё, потому что схема бронирования здесь довольно запутанная. В «Иша» можно остановиться:
Из всех мест, где мне удалось пожить (а это всё, кроме коттеджей Nadi), я рекомендую Sivapadam Tennai и Alayam. Из волонтёрских дормов — Adiyogi Alayam.
На курсе Inner Engineering мы жили в коттеджах Nalanda — там очень здорово, но там чаще всего живут именно участники программ. По поводу броней и свободных мест нужно уточнять на reception коттеджей, в окошках на «welcome point», где регистрируются все по приезду, и по телефону — где-нибудь, да повезет.
Если ты не проходил никакую программу, то жить в ашраме можно максимум 7 дней, а волонтёрить — нельзя. Бронировать жильё рекомендую заранее, потому что в ашраме, что ни день — то праздник. И коттеджи, и нижние кровати в волонтёрских дормах разлетаются на ура. Забронировать коттедж или комнату можно по телефону или на сайте suvya.isha.in (там нужно сначала зарегистрироваться).
Уже будучи в ашраме, тоже можно забронировать, но делают это здесь крайне неохотно, и всё время направляют то в одно окошко, то в другое, то на сайт. Здесь главное — попасть на правильного человека. Поэтому бронировать лучше заранее. Кстати, под словом «коттедж» подразумевается не целый коттедж, а комната в коттедже. Чаще всего это двухместный номер, поэтому можно разделить с кем-то жильё и стоимость. Только неженатым парам нельзя жить вместе, придётся жить в разных коттеджах.
Вообще, интересно пожить в разных местах в ашраме, испытать на себе «ашрамную» жизнь по полной. Особенно в дормах. Особенно во время праздников. И хочешь ты того или нет, так и произойдет. Через этот коварный опыт непостоянства проходят здесь все…
Волонтёрство в ашраме Иша
Типичный день волонтёра в ашраме «Иша» с вкраплениями стандартного и моего личного расписания.
4:45. Подъём. Часто под мантры или звонкие хлопки тех, кто встал раньше.
5:30. Гуру пуджа. Почитание учителя, пение мантр, настройка на практики.
5:40 — 7:30. Практики. Для них есть специально отведённые места, но, фактически, люди практикуют по всей территории ашрама.
6:00. Открытие храма Дьяналинга. До 20:00 можно приходить на 15-минутные сессии медитаций. Сидеть можно сколько угодно сессий подряд.
6:30. Открытие женского храма Линга Бхаирави. Перерыв с 13:20 до 16:20.
8:30. Начало рабочего дня. В моём случае до обеда я выполняла стандартную работу по ашраму — в храме, на кухне или в столовой.
9:55 — 10:40. Завтрак, а точнее бранч (от англ. breakfast — завтрак и lunch — обед). После него рабочий день продолжается. После обеда я работала в офисе переводчиком.
16:30. Поход в женский бассейн Чандра Кунд. У мужчин есть свой намного более просторный бассейн Сурья Кунд. В бассейне вода — холодная, как в проруби. Есть такой же холодный водопад, а по центру бассейна расположен Шивалингам. В индуизме перед тем, как зайти в храм, нужно омыть тело, чтобы быть восприимчивым к энергиям храма. Как раз после бассейна благоприятно зайти в храм Дьяналинга.
16:45. Игры на поле Наланда Граундс. Чтобы волонтёрам растрясти булочки. Я в это время выполняла практики, т.к. после курса Inner Engineering важно делать практики дважды в день.
18:10 — 18:45. Даршан Садхгуру. Если Садхгуру в ашраме, то время от времени он выходит на встречу с жителями и гостями ашрама, отвечает на вопросы, что-то рассказывает и между делом устраивает всем полёт в космос и обратно.
18:55 — 19:40. Ужин.
20:00. Закрытие храма Дьяналинга.
20:20. Закрытие женского храма Линга Бхаирави. Очень здорово посидеть в этом храме за полчаса до закрытия и послушать песнопения.
21:30. Отбой, спатеньки.
Всё это расписание переплетается с разными другими событиями, происходящими в ашраме ежедневно. В «Иша» что ни день, то праздник, поэтому активная жизнь здесь не прекращается.
16 вещей, которые полезно знать перед приездом в Иша
Программа Inner Engineering
Рассказывает преподаватель йоги Роман Нарейко, прошедший в Иша 5-месячную программу обучения преподавателей.
Иннер Инжиниринг — это 4-дневная программа, регулярно проводимая в центре Иша. На ней обучают одной достаточно простой, но ОЧЕНЬ мощной крийе. Она называется Шамбхави Махамудра крийя. Крийя выполняется ежедневно в течении 21 минуты и значительно улучшает физическое и психическое здоровье. Но здоровье не самое главное с моей точки зрения. Выполнение этой крийи очень усиливает тебя на энергетическом уровне, увеличивает осознанность и способность к концентрации. И со временем ведёт к устойчивому ощущению счастья, независимо от внешних ситуаций. Ты не просто ускоренно двигаешься по духовному пути, но и становишься более эффективным во всём, что делаешь.
У этой крийи по моему мнению есть только одна проблема — она слишком доступна и из-за этого люди не относятся к ней с должным уважением. Раньше для того, чтобы получить крийю подобного уровня надо было отдать всё своё имущество и уйти в услужение учителю. И может лет через 12 ты получишь подобную практику. Сейчас — заплатил 250 долларов (это включая питание и жильё) и получил в свои руки, то что может кардинально поменять твою жизнь и вообще вектор твоего развития. Это редкий дар Садхгуру — сделать доступным для большей части людей знания, которые раньше были доступны только избранным йогинам.
Я настоятельно рекомендую всем пройти этот курс и, главное, усердно практиковать Шамбхави Махамудра крийю. Относись к ней так, как будто ты отдал бОльшую часть своего имущества и несколько лет, чтобы её получить. Попрактикуй год и сам убедись в её эффективности.
Хочется ещё сказать несколько слов насчёт центра Иша в Индии. Это место, где абсолютно всё, начиная от еды и заканчивая храмами и самим пространством, направлено на то, чтобы каждый твой шаг стал шагом на пути духовного развития. Чтобы каждый вдох и выдох были направлены на максимальное развитие твоего потенциала. Если ты на самом деле интересуешься познанием своей истинной природы, если понятие «духовное развитие» — это не просто слова или тренд, то я очень рекомендую посетить центр Иша. Проживи там так долго, как только можешь, а потом и ещё немного.
От редакции.
Благодарим Садхгуру за его мудрость и за колоссальные усилия, которые он предпринимает для улучшения качества жизни на этой планете. Благодарим Наташу Суханову и Рому Нарейко за личный опыт и вдохновение, которым они поделились. Если у тебя есть какие-либо вопросы, пожалуйста, задавай их в комментариях. Мы попросим Наташу и Рому ответить по мере их возможностей.
Напоследок — подборка полезных ссылок по теме:
Индийский гуру посоветовал Путину изменить восприятие России в мире
Индийский философ-мистик Садхгуру, который выступил на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) по приглашению главы Сбербанка Германа Грефа, поговорил с корреспондентами РБК. В разговоре с ними он рассказал, что посещает подобные форумы и общается с главами крупных компаний, потому что именно они сейчас оказывают большое влияние на людей.
«Было время, когда очень важную роль играли религиозные лидеры, потом военные, потом демократически избранные. А в последние 15–20 лет именно бизнес-лидеры решают судьбы планеты. Если они изменят свой менталитет, то можно будет творить чудеса», — сказал йогин.
На вопрос, какой совет он мог бы дать президенту Владимиру Путину, Садхгуру ответил, что Россия — страна, которая сумела оправиться после распада СССР благодаря значительным ресурсам и большому числу людей с высшим образованием. Однако проблема, по его словам, заключается в том, что Россию в мире воспринимают как государство, в котором сплошной холод и концлагеря, и в которую ехать не надо. «Меня беспокоит, что на форуме даже нет индийских СМИ, а люди должны видеть яркие молодые лица россиян», — сказал гуру.
«Я думаю, что если это восприятие изменить, то и сотрудничество придет, и эта задача, которую надо решать», — подчеркнул йогин.
Садхгуру также спросили, что он думает о ценах на нефть в ближайшем будущем. По его словам, цены во многом зависят от политики. «Сейчас растет напряженность вокруг Ирана. К сожалению, цены идут вверх. То есть вам это нравится, а нам в Индии нет. Таков мир. Иногда вам лучше, иногда нам. Хорошо бы России и Индии договариваться без привязки к нефтяным ценам», — предложил он.
Также йогин ответил на несколько блиц-вопросов корреспондентов РБК. В частности, он выразил уверенность, что следующая мировая война все же будет происходить не на полях сражений, а на переговорах.
Обвинения в убийстве и лекции для богачей. Йог, которого полюбил глава Сбербанка
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Евгения Новоженина / Владимир Астапкович
— Человеческое общество, религия, государства — всё это разрушится, и это хорошо! Пользы от этого будет больше, чем вреда, — вещал бородатый мужчина в чалме. Правда, говорил он это не на собрании секты, как можно было бы предположить, а с трибуны 22–го Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). А слушали его ведущие российские и международные экономисты, банкиры и политики.
Именно с этой сцены выступал индийский йог и мистик Садхгуру Джагги Васуде, провозгласивший наступление новой — транзитной — эпохи развития человечества. Эпоха эта, по словам Садхгуру, покажется людям прекраснее, чем все мечты о коммунизме. Работать будут роботы, человек же будет заниматься исключительно творческим процессом: писать посты в социальные сети, рисовать картинки или содержать винотеку — не ради прибыли, но только ради общения. Конечно, попасть в этот волшебный мир будущего получится далеко не у всех, а только у успешных и богатых. Впрочем, кого интересует судьба бедных неудачников, вся роль которых сводится только к тому, чтобы стать почвой под колёсами прогресса.
Йогин, мистик, основатель фонда «Иша» Садхгуру на Петербургском международном экономическом форуме 2018. Фото: © РИА Новости / Евгения Новоженина
Самое интересное то, что Садхгуру на Петербургский экономический форум пригласил не кто-нибудь, а сам глава Сбербанка России Герман Греф, который вот уже много лет подряд мнит себя «главным архитектором будущих элит».
Как манипулировать массами
Когда в 2007 году Герман Оскарович возглавил правление Сбербанка России, акционеры встретили его, мягко говоря, неприветливо. «Вы своим либеральным курсом разрушили страну, теперь собираетесь сделать то же самое и с нашим банком?» — таким был первый вопрос от одного из акционеров, заданный на первом же совещании.
Но вскоре все убедились, что репутация Грефа как «демократа» и «либерала» абсолютно не соответствует реальности. Стиль управления Грефа в банке, скорее, напоминал тотальную диктатуру, замкнутую на личности самого Грефа.
Герман Греф. Фото: © РИА Новости / Григорий Сысоев
— Греф очень уверен в своих идеях, фанатично их отстаивает, может наговорить нелицеприятные вещи, — поделился один из бывших сотрудников Сбербанка. — Когда он пришёл в Сбербанк, то сразу же дал понять, что демократии в банке нет и быть не может, что все подчинённые должны выполнять только его указания. В кратчайшие сроки он внедрил жёсткую корпоративную культуру со многими ритуалами. Например, сотрудники обязаны участвовать в спортивных играх, проходить тренинги личностного роста, строить свою жизнь в соответствии с рекомендациями корпоративных психологов. Конечно, далеко не всем сотрудникам нравится такое вторжение в личную и семейную жизнь, но переубедить Грефа практически невозможно.
— Без ритуалов, без пирамиды власти, без жёсткой иерархии ничего не построить. Потом, когда уровень культуры подрастает, значение ритуалов утрачивает свою важность, но до этого же нужно ещё дорасти, — говорил Греф.
А вот ещё несколько высказываний от главы Сбербанка:
— Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность получать напрямую непрепарированную информацию через обученных правительством аналитиков, политологов и огромные машины, которые спущены на головы.
Герман Греф. Фото: © РИА Новости / Григорий Сысоев
Чтобы внутри Сбербанка сотрудники активнее проникались его идеями, Греф не раз приглашал Садхгуру выступить с лекциями, на которых тот рассказывал о сути человеческих страданий и способе избавиться от них, о необходимости самосовершенствования, о работе мозга, тела и энергетике.
Так, на одной из таких лекций Садхгуру заявил, что путь к успеху — модернизация человеком самого себя.
— Если ваша биохимия получит этот апгрейд — вот это путь к успеху. Что работает, то работает, что не работает, то не работает. Если вы свободны от страдания или если вы потеряли страх перед страданием, вы бы с удовольствием входили в самые турбулентные ситуации и отрабатывали их легко. Какие сложности стоят перед всеми другими? Для нас нужны какие-то сложности, поэтому, как только у вас появляется аллергия на сложные ситуации и неприятие их, вы подавляете этот свой инструментарий, и вы тогда увидите, что люди, которые сидят дома, они страдают гораздо больше, чем те, которые справляются со сложными ситуациями. Просто когда жизнь становится проще, это не значит, что количество страданий уменьшается, люди иногда могут мучиться из-за простых вещей и страдать очень сильно, — заявил Садхгуру.
А чтобы справиться со стрессом, Садхгуру советовал практиковать медитацию: «Люди страдают из-за неспособности управлять собственным разумом, мыслями, эмоциями, энергией и собственной биохимией. Вопрос в том, есть ли у вас инструмент, для того чтобы работать в более сложной ситуации, есть ли у вас возможности, поэтому старайтесь сделать апгрейд самих себя».
Омск мани падме хум!
Знающие Грефа люди утверждают, что буддизмом Герман Оскарович увлекся в конце «нулевых», когда различные духовные практики привели его в село Окунёво Омской области. Слава этого села началась еще в 90-х, когда прошёл слух, что какие-то археологи нашли недалеко от села некие артефакты неизвестной древней цивилизации, и вскоре в Окунёво началось настоящее паломничество лиц с подвижной психикой. Затем к делу подключились индийские йоги и мистики, увидевшие в созвучии названия Омска и мантры «Ом!» некий знак. Индийские мудрецы провозгласили Окунёво новым центром «энергетического поля» Земли и «колыбелью» нового человечества, которому ещё только предстоит заселить нашу планету после Апокалипсиса.
Кришнаиты на этнофестивале «Солнцестояние — Окунёво» в Омской области. Фото: © РИА Новости / Алексей Мальгавко
Ну а пока «конца света» ещё не произошло, все ведущие буддистские секты поспешили открыть в Окунёво свои представительства — так, именно здесь находится «Омкар Шива Дхам», главный ашрам (буддистский монастырь) российских поклонников Бабаджи. Если вы не в курсе, Бабаджи — это индийский йог, основатель транснациональной секты, адепты которой почитают своего «гуру» как воплощение бога Шивы. Интересно, что на соседней улице в Окунёво находится и ашрам поклонников культа Сатьи Саи Бабы — это ещё один йог, также претендовавший на статус воплощения Шивы. Помимо сектантов-буддистов, в Окунёво также проживают общины неоязычников, поклонников Рериха и Блаватской и сам чёрт знает кто ещё.
Кришнаиты на этнофестивале «Солнцестояние — Окунёво» в Омской области. Фото: © РИА Новости / Алексей Мальгавко
Доподлинно неизвестно, какой именно из ашрамов посещал Герман Оскарович и как долго он впитывал в себя крупицы религиозной мудрости омских сектантов, но именно с тех пор, как уверяют знающие его люди, он и увлёкся «варной» — буддистской моделью кастового общества. Дескать, низшими слоями общества — кастами «шудра» и «вайшьи», согласно древнеиндийской классификации, должны управлять силовики из касты «кшатриев», причём это не столько полицейские и военные, как это было в Индии, но и те самые «имплементаторы» для бизнеса, о нехватке которых так сокрушается Греф. А вот самими «кшатриями» должно править высшее сословие «брахманов».
— Вы будете удивлены, но если вы не практикуете медитацию, то на более или менее приличные позиции в Сбербанке вы даже не сможете претендовать, — рассказывал один из бывших менеджеров банка. — Прямо не скажут, что не взяли из-за этого, но на собеседовании уточнят обязательно. И если нет, то не возьмут.
Судя по частоте приглашений йога Садхгуру в Россию, инициатором которых является Греф, именно он претендует сегодня на роль духовного наставника главы самого крупного банка России.
Настоящее имя Садхгуру — Джагги Васудев, он родился в 1957 году в семье врача в городе Майсур индийского штата Карнатака. Учился в Майсурском университете на факультете английской литературы и называет себя последователем европейских философов, в частности Альбера Камю и Франца Кафки. И увлёкся йогой — впрочем, в те годы это ещё не было модным мейнстримом.
Но в возрасте 25 лет, как сказано в официальной биографии гуру, Джагги неожиданно достиг просветления, медитируя на склоне холма.
Вернувшись из астрала, в котором Васудев, по его словам, провёл 30 дней, он бросил карьеру бизнесмена и целиком посвятил себя йоге. Причём не просто йоге, а йоге для богатых и успешных бизнесменов, которым Садхгуру — таков был псевдоним Джагги Васудева — помогал лечить депрессию и различные неврозы.
Бизнес оказался востребованным, и вскоре Джагги Васудев открыл Центр Иша Йоги в городе Коимбатура (это второй по величине город в штате Тамилнад, входящий в двадцатку крупнейших и густонаселённых городов Индии). Вскоре он стал одним из популярных и богатых индийских гуру, а его коллективные медитации — никаких скучных сидений в позе лотоса, только рейв-дискотека до утра! — стали посещать сотни тысяч человек.
В 1999 году Васудев основал «Фонд Иша» (Isha — это «божество») и вышел на международный уровень, открыв несколько зарубежных филиалов, в том числе и в США, где он стал проводить классы йоги для корпоративного лидерства и «инклюзивной экономики». Дела быстро пошли в гору — в 2005 году в штате Теннесси был открыт Институт внутренних наук Isha. В этом Институте есть зал для медитации — самое большое помещение для медитации в Западном полушарии.
Также Джагги Васудев становится частым гостем практически на всех экономических форумах, проходящих в Америке, где он начинает читать лекции о скором наступлении пост-пост-индустриального «транзитного» общества — дескать, человек, освобождённый роботами с искусственным интеллектом от необходимости трудиться ради выживания, стоит на пороге гигантского эволюционного скачка, когда избранные мыслители могут полностью освободить ресурсы своего головного мозга для обдумывания неких важнейших вещей.
Джагги Васудев выступает во время церемонии закрытия на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Швейцария, 28 января 2007 года. Фото: ©AP Photo / Virginia Mayo
Правда, что делать при этом с сотнями миллионов простых индийцев, не говоря уже о других народах, вынужденных — видимо, за отсутствием роботов — ежедневно горбатиться на тяжёлой работе, гуру так и не придумал. Все эти «шудры» и «вайшьи» вообще как-то совершенно не вписываются в концепции светлого будущего.
Впрочем, подробно пересказывать все «откровения» Садхгуру нет никакого смысла — как метко отметил протоиерей Владимир Вигилянский, слушавший выступление «гуру» на ПМЭФ, речь мистика оказалась «смесью банальности с абракадаброй».
Действительно, просто удивительно, что представители мировой «элиты» финансовых кругов, которые вроде бы имеют дипломы престижных вузов, ведутся на примитивные рассуждения недоучившихся провинциальных «мыслителей», чьи разглагольствования напоминают реплики одного чеховского персонажа: Человек без воды существовать не может… Лошади едят овес… Волга впадает в Каспийское море.
Правда, когда такими идеями заражаются люди, влияющие на экономику страны (а Сбербанк это всё же важный механизм отечественной финансовой системы), становится немного боязно.