меню ребенка в полтора года комаровский
Прикорм грудничка по месяцам
Статья одобрена экспертом:
Лукоянова Ольга Леонидовна
врач-педиатр, профессор, доктор медицинских наук, мама
Каждую маму волнует вопрос: «в каком возрасте расширять рацион и что предлагать ребенку». Малыш взрослеет, ему не хватает полезных веществ и энергии, которую он получает из материнского молока. Обычно это происходит к 6 месяцам. До этого возраста желудочно-кишечный тракт не приспособлен к перевариванию пищи, помимо грудного молока. Ответственный подход к процессу формирует правильное пищевое поведение ребенка.
По статистике ВОЗ прикорм начинают, когда малышу исполняется полгода. Педиатры не рекомендуют расширять рацион ребенка раньше четырех месяцев. Слишком раннее введение прикорма может спровоцировать расстройство желудочно-кишечного тракта. К четырем месяцам у ребенка угасает рефлекс выталкивания. С этого момента малыш уже может глотать более густую пищу, чем материнское молоко. С введением прикорма лучше не затягивать. Позднее знакомство с пищей (старше 6 месяцев) может привести к дефициту микронутриентов. Еще одна причина — ребенку будет сложнее научиться жевать кусочки. Врач педиатр, который наблюдает малыша, может дать рекомендации по введению прикорма.
Из чего должно состоять меню детей до года
Главная задача прикорма — познакомить малыша с основными группами продуктов питания. Цель каждой мамы — разбудить пищевой интерес, наладить режим кормлений, сформировать правильные пищевые привычки. Введение в меню новых продуктов — не повод отказываться от грудного вскармливания. Материнское молоко на этапе знакомства с разными категориями прикорма остается основой рациона ребенка до года. «Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни РФ» рекомендует начинать прикорм с овощей или каш. Рассмотрим подробнее все компоненты детского меню.
Овощи
Пюре из овощей содержит витамины, минералы и пищевые волокна. Такая пища идеально подходит детям при избыточной массе тела и запорах. На первом этапе предлагают попробовать однокомпонентное пюре из кабачка, цветной капусты или брокколи. Так легче отследить реакцию ребенка на новый продукт. К овощному пюре можно добавить растительное масло. Подойдет оливковое, кукурузное или подсолнечное.
Когда ребенок попробует 2-3 вида овоща, рацион можно расширить и добавить в уже знакомое пюре морковь или картофель. Не бойтесь давать пюре из баночек промышленного производства, они безопасны для малышей. Производитель контролирует все этапы и выпускает продукт, который отвечает требованиям законодательства.
Если ребенок плохо набирает вес, или у него часто наблюдается жидкий стул, стоит попробовать начать прикорм с каш. Педиатры рекомендуют расширять рацион крупами, в которых нет глютена. Первые каши — рисовая, гречневая и кукурузная.
Следующий этап — глютенсодержащие крупы: манная, пшеничная, овсяная.
Для первого прикорма нужна однородная каша жидкой консистенции. Соль или сахар добавлять не рекомендуется, пусть малыш знакомится с натуральным вкусом продуктов. Каша промышленного производства, предназначенная для прикорма детей до года, может заметно облегчить быт. Ее можно быстро развести водой, смесью или грудным молоком. Производитель дополнительно обогащает состав витаминами и минералами, при этом учитывает потребности детей, их возраст и существующие дефициты.
Исполнилось шесть месяцев? Пришло время познакомить кроху с мясными пюре. Приготовить его можно самостоятельно, но в случаях, когда нет возможности точно рассчитать вес и КБЖУ (калории, белки, жиры, углеводы), лучше выбрать продукт промышленного производства. Мясо — источник незаменимых аминокислот, цинка, легкоусвояемого железа витаминов группы В.
Производитель использует сырье высокого качества, следит за содержанием белков, жиров и углеводов. На производстве используется технология гомогенизации — продукт тщательно измельчают и перемешивают. Гомогенизированная структура (размер частиц в основной массе продукта менее 0,3 мм) способствует снижению нагрузки на ЖКТ малыша и помогает максимально усвоить полезные макро- и микроэлементы.
До года в меню ребенка еще добавляют говядину, мясо индейки, телятину, курицу и ягненка. Детям постарше можно предложить фрикадельки. В год порция мясного пюре — 80-100 грамм.
Фрукты
После того, как ребенок попробовал овощи, каши и мясо, в прикорм можно добавить фрукты. Первая порция — половина чайной ложки. Фруктовое пюре содержит природные сахара, органические кислоты, калий. Педиатры рекомендуют начинать с яблочного или грушевого пюре. Они считаются самыми гипоаллергенными. После груш и яблока ребенку в меню можно добавить абрикосовое, персиковое и сливовое пюре. Они стимулируют работу кишечника. В рацион ребенка до года можно добавить другие плоды и ягоды: вишню, черешню, малину, смородину.
Последовательность тут уже не важна. Главное — следите за реакцией ребенка, каждый фрукт вводите в течение недели и не смешивайте вкусы.
Творог, йогурт, биолакт
В меню ребенка старше 8 месяцев можно добавить детский творожок. В молочных продуктах содержится кальций и фосфор, они необходимы для формирования костной ткани. Если кроха отказывается от кислого биолакта и йогурта, не спешите добавлять в него сахар. Подождите неделю и предложите снова. Иногда ребенку надо попробовать продукт 10-12 раз, чтобы съесть его с удовольствием.
Желток
ВОЗ и российские эксперты рекомендуют добавлять желток в меню ребенка не ранее семи месяцев. Для детского питания используют куриные и перепелиные яйца. Белок до года противопоказан. Желток — источник белков и жиров, в том числе полиненасыщенных, лецитина и холина. В нем содержится пантотеновая и фолиевая кислоты, биотин, витамины В1, В2, В12, С, D, Е, А. Эти нутриенты необходимы для гармоничного роста и развития малыша. Первая порция желтка — ¼ часть, позже можно предлагать половинку в день.
Рыбное пюре рекомендуют вводить в прикорм, когда ребенку исполнилось 8-9 месяцев. Рыба — новый и ценный продукт питания крохи. Содержит в составе легкоусвояемые белки и жиры, в т.ч полиненасыщенные жирные кислоты. В рыбе есть витамины В2, В12, РР, железо, магний, цинк. Морская рыба — источник йода и фтора.
Детское меню можно разнообразить рыбным пюре из трески, минтая, хека, судака, лосося, пеленгаса и др. Предлагать рыбу можно 1-2 раза в неделю. В составе пюре могут быть растительные компоненты: картофель, морковь, фасоль, лук.
Преимущества готовых рыбных пюре:
Растительное и сливочное масло
Вводить в рацион можно с пяти месяцев. Растительное масло содержит витамин Е и ненасыщенные жирные кислоты. Первая доза — 1-2 капли. Подходит для детей оливковое, кукурузное, подсолнечное.
Растительное масло добавляют в овощное и мясное пюре. Продукт помогает усваивать жирорастворимые витамины. Обратите внимание, что в мясном пюре промышленного производства в составе, как правило, уже есть растительное масло.
Сливочное масло — источник жирорастворимых витаминов А и D, холина. Его добавляют в кашу. В составе сливочного масла должны быть только натуральные сливки жирностью от 72,5 до 82%.
Прикорм детей от 4 до 6 месяцев. Таблица по месяцам
Нет единой правильной последовательности прикорма. Все дети разные и требуют индивидуального подхода. «Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ» предложила примерную схему постепенного расширения рациона. Данные в таблице подходят для прикорма детей на грудном или искусственном вскармливании.
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет
МАЛЫШ РАСТЕТ: ПИТАНИЕ ПОСЛЕ ГОДА
Часто возникают вопросы по поводу питания детей до года, схемы введения прикормов, выбор смеси для «искусственников», диета мамы и т.д. Но вот ребенок вырос, ему уже исполнился год. Чем кормить малыша после года?
После года постепенно приучаем малыша к общему столу, но, учитывая все-таки детский возраст, соблюдаем некоторые правила (о них позже). У ребенка в этом возрасте уже сформировались все органы и системы и организм готов употреблять «взрослую» пищу.
После года у детей происходит активное прорезывание зубов жевательной группы, происходит резкое повышение концентрации пищеварительных соков и активности ферментов кишечника и поджелудочной железы. Это способствует облегчению переваривания новой и более плотной пищи, ее активное усвоение.
Основные принципы питания ребенка после года:
По современным рекомендациям ВОЗ, продолжать кормить грудным молоком малыша после года до полутора-двух лет, постепенно отучая ребенка от груди. До полутора лет дневное кормление и перекус еще могут сохраняться, постепенно кормления сводятся к ночному сосанию.
Если ребенок на смеси, то кормить предпочтительно перед сном. Не нужно кормить смесью более одного раза в день. В этот период большое внимание уделяется основному меню.
Кормление основными продуктами начинаются с пюреобразного вида, плавно переходя на более твердую пищу. Для чего это надо?
Появление зубов у детей требует от него определенной пищевой нагрузки. Жевание помогает в развитии мышц и костей, что формирует правильный прикус.
Общий суточный объем пищи в этом возрасте составляет около 1200-1300 мл.
— Объем желудка у малыша 250-300 мл
— Объем одного приема пищи — 250 мл
— Кушаем 5 раз в день
— Объем желудка 300-350 мл
— Объем одного приема пищи — 300 мл
— Кушаем 4 раза в день
Какие продукты включать в рацион ребенка от года до полутора лет?
— капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, тыква, картофель, зелень
— яблоко, груша, вишня, слива, абрикос, персик
— гречка, рис, кукуруза, пшеница, овес, рожь, геркулес
— треска, минтай, судак, морской окунь
— индейка, кролик, телятина, говядина, курица, язык, печень, сердце
Можно ли давать цельное молоко ребенку после года и сколько?
ЖКТ ребенка до 2х лет не способно полностью усваивать цельное молоко, нет необходимых ферментов для переваривания. Рекомендовано давать молоко детям после 2х лет! Замените молоко, в крайнем случае, смесью, либо другими молочными продуктами. Не торопитесь.
Не нужно баловать ребенка сладостями до 3х лет из-за нагрузки на поджелудочную железу, избытка химических веществ в составе продуктов, большой калорийности и риска кариозного поражения зубов.
Заменить шоколад можно в крайнем случае зефиром и мармеладом.
Кушайте правильно и будьте здоровы!
Записаться на прием к врачу педиатру: (391) 200-50-03
Малкова Юлия Викторовна
Кашель, насморк, одышка, жар, повышение температуры, рвота, запоры, жидкий стул, сыпь на коже, боли в животе, боли в ушах, боли в суставах, низкий гемоглобин, обмороки, прорезывание зубов, кишечные колики
Новорожденный ребенок, грудное вскармливание, физическое развитие ребенка, питание ребенка младшего возраста, профилактические прививки, подготовка ребенка к детскому саду, школе, определение групп здоровья, оценка состояния осанки. ОРЗ, грипп, бронхит, вирусные заболевания, кишечные инфекции, анемии, гастрит, ожирение, атопический дерматит, заболевания почек, сердца
Общие принципы питания ребенка.
Автор не имеет своей целью строго регламентировать действия мамы и папы. При всей заинтересованности читателей они не найдут в этой книге указаний типа: «В месячном возрасте обязательно начинаем давать то, а в пятимесячном — это». Наша цель — максимально упростить задачу и позволить родителям самим принимать правильные решения, руководствуясь логикой и здравым смыслом.
Сразу же отметим, что не имеет принципиального значения акцент на определенный возраст. Каждый ребенок индивидуален, индивидуальны его потребности (помните, «на вкус и цвет товарищей нет»). Давайте, уже в который раз, обратимся за советом к Природе. Можете ли вы представить себе женщину, которая 1—2 тысячи лет назад варила своему пятимесячному младенцу овощной суп? Если можете, отложите поскорее эту книгу и займитесь написанием историко-фантастического романа. Если же не можете, ответьте вместе с автором еще на некоторые вопросы. Подчеркиваю — для того, чтобы на эти вопросы ответить, не надо иметь медицинского образования (оно, скорее всего, только помешает).
Итак, представляем себе человека в отрыве от цивилизации и отвечаем (напоминаю — ключи к ответу: 1) логика; 2) здравый смысл):
Вопрос: чем должен питаться родившийся ребенок?
Ответ: молоком матери.
Вопрос: а если нет у мамы молока?
Ответ: молоком соседки по пещере или погибнуть.
Вопрос: как долго необходимо кушать мамино молоко?
Ответ: до тех пор, пока не появится возможность съесть что-нибудь еще.
Вопрос: а когда такая возможность появится?
Ответ: когда еще что-нибудь дадут и когда то, что дадут, можно будет проглотить.
Вопрос: что-нибудь дать можно и в один месяц. А вот когда сможет проглотить?
Ответ: проглотить сможет тогда, когда сможет обработать во рту.
Вопрос: а когда сможет?
Ответ: когда будет, чем жевать.
Игру в логические цепочки можно продолжать до бесконечности. Но выводы напрашиваются сами собой.
С точки зрения Природы, человеческий детеныш, вне всякого сомнения, рассчитан на материнское молоко и только на него. После появления зубов ребенок имеет возможность есть то, что папа принес с охоты или нашла мама, занимающаяся собирательством. Малышу, конечно, могут помочь родители — пережевать в собственном рту мясо или вкусный корешок и дать не твердое, а кашицу. Но вряд ли кто-то будет этим заниматься, пока нет зубов у ребенка и есть молоко у матери.
Допустить, что Природа не права, автор не может! Это противоречит разуму, а последствия противоречий в огромном количестве находятся вокруг нас, жертв цивилизации. Некоторые вещи, абсолютно бессмысленные с точки зрения Природы, воспринимаются людьми как не менее абсолютные истины.
Не все матери, но абсолютно все бабушки прекрасно знают, что ребенку с месячного возраста необходимо давать фруктовые соки.
Спорят только по поводу того, какие соки лучше (яблочный, морковный, персиковый, апельсиновый и т. п.) и сколько их надо (одна капля, две капли, стакан и т. д.). Люди дорогие! Зачем? Подумайте сами, хотя я понимаю, что очень тяжело пересмотреть взгляд на вещи, в абсолютной правильности которого вы были много лет убеждены.
Ребенку не хватает витаминов? Ну так пусть кормящая мать съест яблоко. Бесконечно трудно объяснить: почему морковка, съеденная матерью, хуже, чем капля морковного сока, полученного ребенком.
Не рассчитан организм ребенка первого полугодия жизни на овощи и фрукты, и на мясо не рассчитан, и на яичный желток. Это мы, взрослые, никак не можем смириться с тем, что он, «несчастненький», на одном молоке.
Будь эти соки, овощные супы, печенки и желтки просто не нужны — все было бы не так уж и страшно. Вполне возможно, что умные дяди и тети в Институте питания точно знают об огромной полезности этих продуктов. Но практикующие врачи и обычные люди реальной полезности увидеть не могут! Вредность — могут. Ее все, в общем-то, видят, но боятся в этом себе признаться.
— До месячного возраста все было в порядке, потом появился «диатез»[1]. (пришла пора получать соки)
— Только дали желток — на следующий день понос. Попали в больницу.
— Не спит по ночам, плачет — животик болит. Так мается, бедненький. А мы же для него и печеночку, и икорочку, дедушка давеча манго купил.
— Нашему прививки делать нельзя, у него жуткий диатез. Мы ему даже апельсиновый сок кипятим.
«Жизненных» примеров, по-видимому, хватит. Иногда просто диву даешься — насколько «достижения» цивилизации отучили людей от логического мышления. И величайшее человеческое заблуждение заключается в постоянных попытках рассматривать ребенка в отрыве от его естественных корней.
Не может конкретный возраст быть критерием того, что пора разнообразить пищу. И нужен, и существует другой критерий — биологический (появление зубов). А мы, благодаря этому, можем сформулировать одно из важнейших правил вскармливания детей: до появления у ребенка зубов — только молочные продукты.
Это правило позволяет:
Если это правило понятно, то не составит труда запомнить и принципы кормления детей.
Принципы мы изложим довольно кратко, без претензий на полноту и всеохватность — необходимости такой нет.
С момента рождения и до появления зубов в основе питания младенца лежит:
1) материнское молоко при естественном вскармливании;
2) адаптированная молочная смесь при искусственном вскармливании;
3) сочетание первого и второго при смешанном вскармливании.
Обеспечение ребенка необходимыми питательными веществами и витаминами базируется на:
1) полноценном питании его матери при естественном вскармливании;
2) приобретении качественных адаптированных молочных смесей при искусственном вскармливании;
3) сочетании первого и второго при смешанном вскармливании.
До шести месяцев ничего, кроме:
1) материнского молока (естественное вскармливание);
2) адаптированной молочной смеси (искусственное вскармливание);
3) материнского молока и адаптированной молочной смеси (смешанное вскармливание).
[1] Слово «диатез» автор взял в кавычки совершенно сознательно. Дело в том, что широкие народные массы понимают под диатезом самые разнообразные, чаще всего аллергические, изменения на коже малыша — красные щеки, сыпи и т. п. На самом деле это совершенно не так, истинное значение понятия «диатез» практически не знакомо среднему обывателю без специального образования. В соответствующей главе этой книги мы подробно поговорим о диатезе — сейчас еще рано. Кавычки я больше ставить не буду, дабы раньше времени не морочить читателям голову.
Режим детей от 1 до 4 лет
Как сформировать здоровый режим для ребенка от 1 до 4 лет, отталкиваясь от его темперамента и потребностей, почему это важно и как помочь малышу в соблюдениии режима.
Режим или свобода?
В каждой стране свое отношение к режиму. Например, в Голландии детишек укладывают спать примерно в 7 вечера, индийцы только к 22:00 завершают свою вечернюю трапезу, а в Бразилии и вовсе ребенок может «пировать» с родителями до часу ночи. И все же, согласно работам последних лет, если в семье есть устоявшийся режим и практикуются ранние укладывания, вероятность того, что чадо будет послушным, значительно выше.
Исследования показывают, что четкий и строгий режим не влияет на успехи ребенка в школе. Но зато он увеличивает социальную адаптированность и спокойствие малыша.
В случае со строгим режимом проблема заключается в том, что рано или поздно каждый второй-третий малыш, живущий по такому графику, решает взбунтоваться. Это реальная статистика, которую приводят западные специалисты по проблемам сна.
Выбираем свой подход к режиму
Как в свободном режиме сна, так и в четко установленном есть свои плюсы и минусы. Каждый родитель сам для себя решает, что лучше всего подходит ему и его ребенку. Как выбрать режим, который оптимален именно для вас?
Единственным отличием от строгого режима в данном случае является то, что распорядок дня строится не на основе усредненных норм, предлагаемых специалистами, а исходя из индивидуальных потребностей конкретного малыша.
Ребенок формируется как самодостаточная, независимая личность, понимающая, что ее интересы соблюдаются, а значит, он имеет ценность сам по себе, а не через послушание. Малыш растет в комфортной обстановке, когда его физические и психологические потребности не остаются без внимания.
Такой график может доставлять некоторые неудобства родителям и другим членам семьи, участвующим в заботе о ребенке, а также не способствует мягкой адаптации к детскому саду с более строгим режимом дня.
Ориентиры при выборе режима «под себя»
Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.
Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.
Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.
Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.
Замечено, что ребенок, имеющий продуманный, правильно составленный распорядок дня:
Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.
Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.
Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:
Режим дня ребенка 1 года
Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.
Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.
Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.
Предложите малышу полезные и вкусные продукты «Агуша Засыпай-ка», которые разработаны специально для употребления перед сном. Это живой питьевой йогурт со вкусом яблока и натуральным экстрактом мелиссы, творог со вкусом клубники, банана и натуральным экстрактом мелиссы, а также кашки с пребиотиками и злаками: молочно-гречневая и молочно-рисовая с яблоком и грушей, — которые помогут настроиться малышу на здоровый и крепкий сон.
Пример режима дня ребенка 1 года
Специалисты рекомендуют уже начиная с года мягко и постепенно приводить режим дня малыша к тому, который принят в детских дошкольных учреждениях.
Исходя из потребности в двухразовом дневном сне, можно рекомендовать следующий режим дня для малыша в возрасте 1 года:
Примерно таким может быть режим дня у детей, готовых к переходу или уже перешедших на одноразовый дневной сон:
Режим дня ребенка 2 лет
Пример режима дня ребенка 2 лет
За основу режима дня для двухлетнего малыша можно взять распорядок дня ребенка, перешедшего на одноразовый сон в возрасте после 1,5 лет.
Режим дня ребенка 3 лет
Ребенок этого возраста очень подвижен и физически довольно вынослив. В нем просыпается жажда знаний, интерес к окружающему миру и страсть к переменам: долго удерживать внимание на одном занятии малышу по-прежнему не под силу, он все время меняет виды активности. Важно грамотно организовать режим дня так, чтобы, с одной стороны, любознательный и предприимчивый кроха не заскучал, а с другой — чтобы избежать чрезмерного физического и умственного утомления.
Обычно это возраст поступления в детский сад, а значит, ребенок включается в режим того дошкольного учреждения, куда он ходит.
Для мягкой адаптации к садику хорошо, если вам удастся узнать распорядок дня в том дошкольном учреждении, куда отправляется ваш малыш, и начать приближать к нему ваш график за несколько месяцев до реального поступления в детский сад.
Время утреннего подъема и дневного отдыха, часы кормления и развивающих занятий, а также прогулки на улице — по этим параметрам вы можете выстроить ваш день уже дома. Таким образом вы обеспечите малышу мягкое вхождение в новую для него социальную ситуацию и минимизируете последствия стресса, с этим связанного.
Детям, не посещающим дошкольные учреждения, педиатры советуют также придерживаться режима дня, установленного в детском саду, так как распорядок дня в нем составлен на основе физиологических, психологических и санитарно-гигиенических норм, рассчитанных на детей дошкольного возраста.
Придерживайтесь «правила 30 минут»: прием пищи должен длиться не дольше этого времени, даже если тарелка ребенка еще не опустела, еда — это не игра.
Пример режима дня ребенка 3 лет
Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и родителям. Малышу, который придерживается режима, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.
Дети-совы и дети-жаворонки
Бывает, что, как бы ни старались родители, малыш все равно засыпает и встает по своему внутреннему будильнику. Иные дети могут заявиться в родительскую спальню в 6 утра; другие только в полночь, вдоволь напрыгавшись и исполнив все знакомые песни, сидя верхом на спящем (или, скорее, притворяющемся спящим) родителе, наконец отправляются в детскую.
Дети-совы, поздно просыпающиеся и изводящие родителей своей повышенной активностью ближе к ночи, и дети-жаворонки, дающие вечером папе и маме успеть перевести дух, но поднимающие их на ноги ни свет ни заря, — предмет обсуждения за семейным столом, на детских площадках и форумах в сети. Кажущиеся со стороны милыми, эти причуды деток могут здорово нарушить график жизни родителей, если они ведут интенсивную профессиональную жизнь.
Хорошо, если биоритмы или жизненная ситуация родителей и ребенка совпадают. Но как быть, если нет?
Возможно, ваша жизнь нуждается в переменах. Что можно сделать?
Специалисты по сну не рекомендуют полностью переводить ребенка на новый график, кардинально меняя старый: это скажется и на самочувствии, и на настроении, в результате нужного эффекта достичь все равно не удастся. Найдите золотую середину, организуйте ваш совместный с ребенком распорядок дня таким образом, чтобы были учтены индивидуальные физиологические потребности всех членов семьи и чтобы в то же время он соответствовал условиям труда и отдыха.
Для того чтобы малышу было интересно участвовать в составлении и соблюдении распорядка дня, используйте игровой момент: картинки, плакаты, расписания, флажки, галочки, плюсики, отмечающие законченные дела, таймеры, будильники и т. д.
Хорошо продуманный и организованный распорядок дня ребенка создает благоприятные условия для нормального функционирования всех органов и систем организма малыша. Это обеспечивает ему бодрое состояние в течение всего дня, высокую физическую активность, поддерживает познавательный интерес к окружающему миру и создает благодатную почву для его гармоничного развития.
Берегите своих детей!
Список использованной литературы: