меню ребенка в 1 год по времени
Питание первого года жизни
Консультация педиатра со скидкой 20%
Питание первого года жизни – это важный и сложный процесс, обусловленный строгим соблюдением правил, следование которым формирует здоровье малыша. Дети быстро растут, нуждаются в большом количестве энергии и питательных веществах, поэтому столь важно для правильного развития ребенка питание первого года жизни.
Грудное молоко – незаменимый продукт, самая важная пища для младенцев, по крайней мере, до двенадцатимесячного возраста. Оно содержит не только необходимые для роста питательные вещества, витамины, минералы, но и материнские антитела, обеспечивающие сопротивляемость к инфекциям и защищающие малыша. Мать как бы делится своим иммунитетом с крохой.
Виды вскармливания:
Естественное вскармливание – это гораздо больше, чем грудное молоко. Это психоэмоциональный контакт мать – дитя, достичь которого можно только при кормлении грудью. Цепочка молокоотсос – бутылочка – малыш допустима лишь в экстренных случаях, когда мать по каким-либо причинам должна отлучиться и нет возможности взять ребенка с собой, или имеются строгие медицинские противопоказания. Самый лучший молокоотсос – ребенок, самая лучшая бутылочка – материнская грудь.
Основные правила питания на первом году жизни:
Раннее прикладывание малыша к груди. Это возможно, если нет медицинских противопоказаний, провести сразу после родов, в родильном зале. С первыми каплями молозива ребенок получает необходимые питательные вещества, иммуноглобулины и психо-эмоциональный контакт с матерью.
Кормление малыша по требованию или свободное вскармливание. Первый месяц жизни малыша наиболее сложный, происходит адаптация к новым условиям жизни, вне утробы, в связи, с чем ему требуется питательная и психологическая поддержка, которую может обеспечить мама. Для мамочки это-то же сложный период, много тревог, переживаний, смена жизненных приоритетов и режима жизни, в связи с чем, лактация может быть несовершенной.
Первый месяц жизни является приспособительным, мамочка с малышом вместе учатся, вырабатывают режим дня и приобретают новый опыт. В связи с вышесказанным, малышу требуется более частое прикладывание к груди, и только он регулирует частоту кормлений.
Питание малыша должно проводиться во время бодрствования. В связи с тем, что у мамы период лактации сопровождается повышенным чувством ответственности и тревожности, частой ошибкой является кормление ребенка в полусонном состоянии. Это приводит к частым недокормам, так как сделав несколько глотков ребенок опять засыпает.
Правильное прикладывание ребенка к груди – самый важный процесс для формирования правильного питания на первом году жизни. Во время кормления головной конец малыша, обязательно, должен находиться в приподнятом состоянии. Если ребенка кормить в горизонтальном положении, это может приводить к срыгиваниям и желудочно-пищеводным рефлюксам, из-за незрелости сфинктеров. Во время сосания малыш должен захватывать ртом не только сосок, но и ареолу, что бы обеспечить себе достаточное поступление молока. Во время кормления не должно быть причмокиваний со стороны малыша, так как при этом вместе с молочком, поступает воздух.
В период грудного вскармливания ребенку не требуется дополнительных допоев. Считается, что в грудном молоке достаточно, помимо питательных и иммунных веществ, необходимой жидкости. Однако есть состояния малыша, при которых необходимо проведение допоев: различного рода заболевания, повышение температуры тела, срыгивания, жидкий стул и другие патологические состояния.
Доктора данного направления
Психо-эмоциональное состояние мамы
Нельзя допускать стрессовых ситуация и эмоциональных перегрузок женщины находящейся в состоянии лактации, так как в молочко поступают биологически активные вещества влияющие на поведение и здоровье малыша. Во время кормления мама должна быть спокойна и наслаждаться своим состоянием материнства, это очень влияет на качество молока и здоровье крохи.
Сцеживание молока негативно влияет на процесс лактации. У мамы вырабатывается столько молока, сколько необходимо именно ее малышу. Форсирование лактации (прием препаратов, обильный питьевой режим, использование народных средств) может приводить к избытку молока и приводить к лактостазам, маститам, что в свою очередь может быть поводом отлучения малыша от груди и нарушать питание на первом году жизни.
Противопоказания к кормлению грудью
Бывают моменты, когда грудное вскармливание следует прервать на некоторое время. Матери следует временно прекратить кормить грудью в случае:
Питание первого года жизни при проблемах со здоровьем у мамы
При болезни матери, в случае отсутствия молока, непереносимости грудного молока ребенком и некоторых других ситуациях прибегают к искусственному вскармливанию. При этом виде кормления важно следить за прибавкой веса малыша, при необходимости давать кроме смесей соки, пюре и т. д.
Режим кормления и прикорм
До наступления возраста 3-4 месяцев грудничка нужно кормить каждые 2,5-3 часа. Ночью интервал увеличивается – до шести часов. Появление ночных кормлений в возрасте от 3 месяцев и старше, может свидетельствовать о недостаточности дневного питания, это может быть следствием: кризисных периодов лактации, болезнью малыша, периодом прорезывания зубов, стрессовыми ситуациями (переезды, смена климата, поствакцинальным периодом и так далее). Каждые 3,5-4 часа кормят малышей от 4 до 9 месяцев. С девятимесячного возраста переводят ребенка на четырехразовое кормление.
Питание на первом году жизни и прикормы.
По мере роста и развития малыша ему необходимо расширение питания, для коррекции дефицита некоторых микроэлементов и витаминов, для правильного формирования пищеварительной системы, для повышения защитных и иммунных сил организма.
Сроки введения прикорма при грудном и искусственном вскармливании отличаются. Так, во время грудного вскармливания, при условии достаточности молока у мамы, полном здоровье малыша и достаточной прибавке в весе, начинать прикормы не ранее 6 месяцев. При искусственном вскармливании прикормы начинают давать с 4-5 месяцев.
Правила введения прикорма и сбалансированное питание на первом году жизни.
Питание на первом году жизни может отразиться на здоровье малыша в будущем, стоит относиться к этому процессу серьезно и грамотно.
Для более подробной консультации по вопросам питания первого года жизни обращайтесь к педиатрам медицинских центров «Президент-Мед»
Режим детей от 1 до 4 лет
Как сформировать здоровый режим для ребенка от 1 до 4 лет, отталкиваясь от его темперамента и потребностей, почему это важно и как помочь малышу в соблюдениии режима.
Режим или свобода?
В каждой стране свое отношение к режиму. Например, в Голландии детишек укладывают спать примерно в 7 вечера, индийцы только к 22:00 завершают свою вечернюю трапезу, а в Бразилии и вовсе ребенок может «пировать» с родителями до часу ночи. И все же, согласно работам последних лет, если в семье есть устоявшийся режим и практикуются ранние укладывания, вероятность того, что чадо будет послушным, значительно выше.
Исследования показывают, что четкий и строгий режим не влияет на успехи ребенка в школе. Но зато он увеличивает социальную адаптированность и спокойствие малыша.
В случае со строгим режимом проблема заключается в том, что рано или поздно каждый второй-третий малыш, живущий по такому графику, решает взбунтоваться. Это реальная статистика, которую приводят западные специалисты по проблемам сна.
Выбираем свой подход к режиму
Как в свободном режиме сна, так и в четко установленном есть свои плюсы и минусы. Каждый родитель сам для себя решает, что лучше всего подходит ему и его ребенку. Как выбрать режим, который оптимален именно для вас?
Единственным отличием от строгого режима в данном случае является то, что распорядок дня строится не на основе усредненных норм, предлагаемых специалистами, а исходя из индивидуальных потребностей конкретного малыша.
Ребенок формируется как самодостаточная, независимая личность, понимающая, что ее интересы соблюдаются, а значит, он имеет ценность сам по себе, а не через послушание. Малыш растет в комфортной обстановке, когда его физические и психологические потребности не остаются без внимания.
Такой график может доставлять некоторые неудобства родителям и другим членам семьи, участвующим в заботе о ребенке, а также не способствует мягкой адаптации к детскому саду с более строгим режимом дня.
Ориентиры при выборе режима «под себя»
Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.
Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.
Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.
Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.
Замечено, что ребенок, имеющий продуманный, правильно составленный распорядок дня:
Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.
Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.
Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:
Режим дня ребенка 1 года
Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.
Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.
Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.
Предложите малышу полезные и вкусные продукты «Агуша Засыпай-ка», которые разработаны специально для употребления перед сном. Это живой питьевой йогурт со вкусом яблока и натуральным экстрактом мелиссы, творог со вкусом клубники, банана и натуральным экстрактом мелиссы, а также кашки с пребиотиками и злаками: молочно-гречневая и молочно-рисовая с яблоком и грушей, — которые помогут настроиться малышу на здоровый и крепкий сон.
Пример режима дня ребенка 1 года
Специалисты рекомендуют уже начиная с года мягко и постепенно приводить режим дня малыша к тому, который принят в детских дошкольных учреждениях.
Исходя из потребности в двухразовом дневном сне, можно рекомендовать следующий режим дня для малыша в возрасте 1 года:
Примерно таким может быть режим дня у детей, готовых к переходу или уже перешедших на одноразовый дневной сон:
Режим дня ребенка 2 лет
Пример режима дня ребенка 2 лет
За основу режима дня для двухлетнего малыша можно взять распорядок дня ребенка, перешедшего на одноразовый сон в возрасте после 1,5 лет.
Режим дня ребенка 3 лет
Ребенок этого возраста очень подвижен и физически довольно вынослив. В нем просыпается жажда знаний, интерес к окружающему миру и страсть к переменам: долго удерживать внимание на одном занятии малышу по-прежнему не под силу, он все время меняет виды активности. Важно грамотно организовать режим дня так, чтобы, с одной стороны, любознательный и предприимчивый кроха не заскучал, а с другой — чтобы избежать чрезмерного физического и умственного утомления.
Обычно это возраст поступления в детский сад, а значит, ребенок включается в режим того дошкольного учреждения, куда он ходит.
Для мягкой адаптации к садику хорошо, если вам удастся узнать распорядок дня в том дошкольном учреждении, куда отправляется ваш малыш, и начать приближать к нему ваш график за несколько месяцев до реального поступления в детский сад.
Время утреннего подъема и дневного отдыха, часы кормления и развивающих занятий, а также прогулки на улице — по этим параметрам вы можете выстроить ваш день уже дома. Таким образом вы обеспечите малышу мягкое вхождение в новую для него социальную ситуацию и минимизируете последствия стресса, с этим связанного.
Детям, не посещающим дошкольные учреждения, педиатры советуют также придерживаться режима дня, установленного в детском саду, так как распорядок дня в нем составлен на основе физиологических, психологических и санитарно-гигиенических норм, рассчитанных на детей дошкольного возраста.
Придерживайтесь «правила 30 минут»: прием пищи должен длиться не дольше этого времени, даже если тарелка ребенка еще не опустела, еда — это не игра.
Пример режима дня ребенка 3 лет
Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и родителям. Малышу, который придерживается режима, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.
Дети-совы и дети-жаворонки
Бывает, что, как бы ни старались родители, малыш все равно засыпает и встает по своему внутреннему будильнику. Иные дети могут заявиться в родительскую спальню в 6 утра; другие только в полночь, вдоволь напрыгавшись и исполнив все знакомые песни, сидя верхом на спящем (или, скорее, притворяющемся спящим) родителе, наконец отправляются в детскую.
Дети-совы, поздно просыпающиеся и изводящие родителей своей повышенной активностью ближе к ночи, и дети-жаворонки, дающие вечером папе и маме успеть перевести дух, но поднимающие их на ноги ни свет ни заря, — предмет обсуждения за семейным столом, на детских площадках и форумах в сети. Кажущиеся со стороны милыми, эти причуды деток могут здорово нарушить график жизни родителей, если они ведут интенсивную профессиональную жизнь.
Хорошо, если биоритмы или жизненная ситуация родителей и ребенка совпадают. Но как быть, если нет?
Возможно, ваша жизнь нуждается в переменах. Что можно сделать?
Специалисты по сну не рекомендуют полностью переводить ребенка на новый график, кардинально меняя старый: это скажется и на самочувствии, и на настроении, в результате нужного эффекта достичь все равно не удастся. Найдите золотую середину, организуйте ваш совместный с ребенком распорядок дня таким образом, чтобы были учтены индивидуальные физиологические потребности всех членов семьи и чтобы в то же время он соответствовал условиям труда и отдыха.
Для того чтобы малышу было интересно участвовать в составлении и соблюдении распорядка дня, используйте игровой момент: картинки, плакаты, расписания, флажки, галочки, плюсики, отмечающие законченные дела, таймеры, будильники и т. д.
Хорошо продуманный и организованный распорядок дня ребенка создает благоприятные условия для нормального функционирования всех органов и систем организма малыша. Это обеспечивает ему бодрое состояние в течение всего дня, высокую физическую активность, поддерживает познавательный интерес к окружающему миру и создает благодатную почву для его гармоничного развития.
Берегите своих детей!
Список использованной литературы:
Правила питания детей от года до трех лет
В России утверждена Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от года до трех лет. Она создана по инициативе Союза педиатров России.
Родителям рекомендовано придерживаться разработанной схемы. Кормление ребенка «взрослыми» продуктами может привести к переизбытку (или недостатку) важных компонентов в рационе и помешать полноценному развитию растущего организма. Об этом важно помнить, ведь биологические и биохимические процессы в детском организме идут иначе, чем во взрослом.
Приемы пищи
В ежедневном рационе ребенка от года до трех лет должно быть 4-5 приемов пищи: три основных (завтрак, обед и ужин) и два дополнительных (полдник или второй завтрак и кисломолочный перекус перед сном).
Объем порций
Каждый прием пищи должен укладываться в 250-300 мл.
Суточное количество пищи для детей от одного года до полутора лет в среднем должно составлять от 1000 до 1200 г. Питье в данный объем не включается.
Детям в возрасте от полутора до трех лет суточный объем пищи следует увеличить до 1300-1500 г.
Превышение этих объемов приводит к снижению аппетита, а уменьшение — к недоеданию.
Калорийность
Распределение суточной калорийности рациона у детей старше 1,5 лет:
На время с утра до обеда приходится 60-70% энергетической суточной потребности, на вторую половину дня остается 30-40%.
Баланс веществ
Основные ингредиенты пищи в этот возрастной период должны поступать в организм в соотношении 1:1:4 (белки : жиры : углеводы).
Овощи, фрукты и ягоды очень полезны для детей любого возраста. Они содержат большое количество углеводов, широкий набор минеральных веществ (калий, железо, медь, магний, фосфор и др.), богаты витаминами, в том числе группы С, В и РР, бета-каротинами. При употреблении овощей и фруктов в значительной степени улучшается усвояемость белков и жиров.
Суточное количество овощей в рационе ребенка раннего возраста должно составлять 240-280 г, картофеля — 190-220 г.
Из фруктов наиболее полезны яблоки, груши и сливы, из ягод — черная смородина, крыжовник, брусника, черника. Общее количество фруктов и ягод должно составлять около 150 г.
В настоящее время широко используются разные химические методы сохранности продуктов (газация, орошение специальными растворами). По этой причине стоит отдавать предпочтение сезонным овощам и фруктам. Помните о том, что недостаточно промывать фрукты и овощи. Необходимо предварительно замачивать их в специальной емкости с водой.
Питьевой режим
Детям от года до трех лет — 0,5–1,3 литра воды в сутки (примерно 50 мл на каждый килограмм веса ребенка).
От четырех до восьми лет — около 1,3–1,5 литра.
Старше семи лет — в среднем 1,7–2 литра.
Необходимо заботиться о качестве воды, которую будет пить ребенок. Она должна соответствовать строгим нормам, не содержать вредных веществ и бактерий. Вода должна быть насыщена микроэлементами, которые положительно влияют на рост, развитие и самочувствие ребенка. Лучше пить не кипяченую воду, а родниковую или бутилированную известных производителей.
Запись на прием к врачу гастроэнтерологу
Для уточнения подробностей, пройдите консультацию квалифицированного специалиста в клинике «Семейная».
Единый контактный центр
Чтобы уточнить цены на прием врача гастроэнтеролога или другие вопросы пройдите по ссылке ниже:
Основные правила здорового питания ребенка после года
Вкусовые предпочтения каждого человека начинают закладываться уже внутриутробно, продолжают формироваться в раннем детстве, имея, безусловно, в своей основе и генетические предпосылки.
Именно в семье ребенок приобретает те или иные вкусовые предпочтения, и во многом от родителей зависит, будет ребенок любить фрукты и овощи, станет есть рыбу и мясо или будет налегать на конфеты и чипсы. Существует масса рекомендаций по правильному питанию, диетологи не устают составлять программы здорового рациона, разрабатывать схемы питания для школьников и дошкольников.
Правила рационального питания ребенка
Дробный режим питания
Для ребенка после года оптимальным является режим пятиразового приема пищи: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Некоторые малыши предпочитают 4-разовое питание, без второго завтрака, особенно в тех случаях, если первый завтрак — поздний. А некоторым детям, наоборот, требуется дополнительно еще и поздний ужин. Порции должны соответствовать возрасту — не надо стараться накормить ребенка чересчур плотно.
Никакого кусочничества
В перерывах между основными приемами пищи не должно быть «кусочничества». Ребенок с самого детства учится различать чувство голода и сытости — это является залогом здоровой привычки питания во взрослом возрасте.
Не настаивайте
Никогда не заставляйте ребенка есть пищу, которая ему не нравится. Вы можете предложить ему попробовать новое для него блюдо, но не настаивайте: возможно, просто еще рано. А один ценный продукт всегда можно заменить другим.
Учитывайте вкусы ребенка
Предлагайте ему сделать выбор в пользу того или иного блюда, но, разумеется, только из тех продуктов, которые разрешены ему по возрасту.
Делайте рацион разнообразным
Старайтесь разнообразить меню малыша, не перегружайте рацион углеводами. На завтрак была каша? Тогда на ужин лучше приготовить овощи. А в обед после овощного супа предложить крупяной гарнир с мясом или рыбой — и наоборот.
Ребенок должен ежедневно получать разнообразные овощные и фруктовые блюда. Нельзя ограничиваться одним картофелем в различных его видах. Предлагайте в разные приемы пищи разные фрукты и овощи, знакомьте ребенка с многообразием вкусов, цветов и текстур продуктов питания.
Устраивайте полезные перекусы
Если ребенок не выдерживает перерывов между основными приемами пищи, то перекусы должны быть не пустыми калориями за счет сладостей, а полезными — например, фрукты, ягоды, овощи, детский йогурт, детское печенье.
Помните о рыбе и мясе
Рыба в рационе ребенка после года должна появляться 1–2 раза в неделю, но при условии отсутствия аллергии. В обед рыбу нужно заменить мясным блюдом.
Мясо в рационе ребенка обязательно должно быть ежедневно (за исключением 1–2 рыбных дней). Отдавайте предпочтение постному, диетическому мясу.
Соблюдайте баланс
Большая часть съеденного ребенком за день должна приходиться на злаки (каши, хлеб — 300–400 г); овощи и фрукты (по 200 г); молочные и кисломолочные продукты (всего — 400–500 г); мясо или рыбу (не больше 80–100 г).
Готовьте правильно
Все блюда для ребенка после года предпочтительно готовить путем отваривания, тушения, запекания или на пару. Жареная пища детям раннего возраста не рекомендуется.
Соль и сахар в блюдах для малыша должны содержаться в минимальных количествах. Чем позже он познакомится с ними, тем ниже риск возникновения ожирения и проблем со здоровьем в будущем.
Маленькие дети еще не знают вкус шоколада, газировки, чипсов и способны по достоинству оценить естественный вкус продуктов.
Меню ребенка в год
Врач-педиатр, кандидат медицинских наук, аллерголог-иммунолог
Рациональное питание ребенка – это необходимое условие его гармоничного роста, физического и нервно-психического развития. Кроме того, сбалансированный рацион является залогом поддержания здоровья и устойчивости к действию неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе и патогенных микроорганизмов. На первом году жизни, получая продукты и блюда прикорма, младенец знакомится практически со всеми основными группами продуктов питания. Родители и педиатры уделяют большое внимание рациону ребенка в этот период, так как это самый уязвимый этап в жизни человека.
Можно ли ребенка в год перевести на общий стол?
Среди многих людей бытует мнение, что рацион ребенка в год изменяется, и его можно перевести на обычный стол. Однако меню взрослых часто является несбалансированным, содержит избыток соли и сахара, специй, а также красителей и консервантов. Блюда общего стола, как правило, приготовлены с агрессивной кулинарной обработкой, обеднены витаминами и минеральными веществами. Но основным недостатком раннего перевода питания годовалого малыша на общий стол является отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. У детей второго года жизни сохраняется высокий темп физического и нервно-психического развития, продолжается функциональное созревание нервной, эндокринной, пищеварительной и иммунной систем, совершенствуется обезвреживающая функция печени и почек. Под влиянием расширения двигательной активности происходит укрепление костно-мышечного аппарата, развивается социальная адаптация малыша. Все эти процессы определяют требования к количественному и качественному составу потребляемой пищи. Кормление с общего стола в этом возрасте может стать причиной дефицита у ребенка отдельных пищевых веществ, витаминов и минералов. Нарушение пищевого статуса годовалого малыша оказывает негативное влияние на формирование запаса здоровья и может повысить риск возникновения заболеваний как в настоящем, так и в будущем. Вот почему рацион в год требует не меньшего внимания, чем питание младенца в более ранний период.
Организация питания ребенка на втором году жизни
Заботливых и ответственных родителей волнует, что необходимо и можно кушать ребенку и как правильно организовать вскармливание малыша в этом возрастном периоде. При составлении меню ребенка в годик важно придерживаться основных принципов: питание должно удовлетворять энергетическим потребностям, обеспечивать поступление необходимых макро- и микронутриентов; по возможности быть разнообразным, при этом ежедневно содержать основные группы продуктов. Конечно, в повседневное питание малыша все активнее включаются блюда домашнего приготовления, вместе с тем ассортимент, степень измельчения и технология приготовления должны существенно отличаться от питания взрослых. Чтобы рацион был сбалансированным по содержанию основных питательных веществ, в меню ребенка второго года жизни обязательно должны быть включены специализированные продукты питания, которые разработаны в соответствии с физиологическими потребностями детей этого возрастного периода и обогащены полезными биологически активными веществами.
Мясо и мясопродукты
Доля полноценного животного белка в рационе ребенка в год должна составлять не менее 70 % от общего количества белка. В связи с этим мясо животных и молочные продукты должны ежедневно присутствовать в меню годовалого ребенка в достаточном объеме. У ребенка старше года ежедневный рацион может включать нежирные сорта любого вида животного мяса (говядина, свинина, кролик, баранина) и птицы (курица, индейка). В количественном отношении малыш должен получить около 70 грамм мяса. Мясные продукты, помимо высокой белковой ценности, являются источником легкоусвояемого железа, цинка, витаминов группы В, поэтому их биологическая ценность очень велика. Субпродукты находят ограниченное применение в рационе ребенка в год и могут использоваться не более 1 раза в 7–10 дней. Колбасные изделия не должны использоваться в питании годовалого малыша.
Молоко и молочные продукты
Молочным продуктам по-прежнему отводится важнейшая роль в рациональном питании детей старше года. Это источник высококачественного белка, легкоусвояемого жира, кальция и витаминов. Многие дети на втором году жизни еще продолжают получать материнское молоко, однако постепенно оно замещается кисломолочными напитками и продуктами на основе цельного коровьего или козьего молока. Молочные продукты используются самостоятельно или в составе блюд рациона не менее чем три раза в день. Оптимальное количество – до 500 мл в сутки по жидким продуктам, а также 40 грамм творога и 5 грамм сыра неострых сортов. Готовые продукты не должны содержать красители и искусственные добавки, а также должны включать минимальное количество сахара. В выборе готовых молочных продуктов в питании годовалого ребенка предпочтение необходимо отдавать специализированным молочным продуктам для детского питания, которые адаптированы для данного возраста и отвечают высоким требованиям качества. Цельное коровье молоко вводится в рацион только у детей старше года, но и на втором году жизни использование цельного молока необходимо ограничивать из-за высокой нагрузки на почки и риска аллергических реакций. Педиатры рекомендуют в питании детей второго года жизни использовать специальное детское молоко – формулу 3 и 4 как самостоятельные напитки на основе молока, но адаптированные по составу для детей старше года.
Яйца, рыба и морепродукты
Яйца кур и перепелов являются еще одним источником полноценного белка, а также эти продукты богаты жирорастворимыми витаминами, лецитином, железом и фосфором, что определяет их высокую биологическую ценность. В рационе годовалого ребенка яйца могут использоваться несколько раз в неделю в виде сваренных вкрутую, запеченных в омлетах, сырниках и запеканках. Включение в рацион ребенка второго года жизни рыбы и рыбопродуктов позволяет разнообразить питание. Эти продукты легко усваиваются, являются ценным источником микроэлементов, особенно йода и фосфора, вместе с тем содержат полноценный белок. Нежирные сорта рыбы вводятся в меню ребенка в год и используются в рационе 2–3 раза в неделю. К сожалению, рыба и морепродукты нередко являются причиной аллергических реакций, поэтому вводить эти компоненты необходимо с осторожностью.
Фрукты и овощи
Фрукты и овощи – это еще две группы продуктов, которые обязательно должны присутствовать в ежедневном рационе питания ребенка в год. Плодоовощная группа — ценный кладезь биологически активных веществ, необходимых растущему детскому организму. Они являются естественным источником клетчатки, органических кислот, ряда витаминов и минеральных веществ. Кроме того, в их составе присутствуют эфирные масла и ароматические соединения, которые улучшают вкусовые качества приготовленных блюд. Ежедневное употребление фруктов и овощей положительно влияет на процессы пищеварения, а также на состояние собственной микрофлоры кишечника. Продукты растительного происхождения прекрасно сочетаются и дополняют другие пищевые группы. Это позволяет включать их в различные блюда, что приходится по вкусу многим малышам. Необходимый ежедневный рацион ребенка в год должен содержать около 300 грамм овощей и 150 грамм фруктов. Разделите это количество равномерно в течение дня и предлагайте малышу как в виде самостоятельного блюда (салат или десерт), так и в виде добавок к каше, мясу, молочным продуктам. У детей старше года в питании могут использоваться как свежие овощи и фрукты, так и прошедшие термическую обработку. Если вы берете эти продукты в сыром виде, необходимо их механически измельчить, натерев на мелкой терке.
Какие фрукты предложить ребенку в холодное время года
Ребенок должен получать овощи и фрукты круглогодично, вне зависимости от сезона. Что можно предложить малышу в холодное время года? В этот период в детский рацион могут включаться быстрозамороженные ягоды, фрукты и овощи, которые благодаря современным методам заморозки максимально сохраняют основные питательные вещества и витамины. Кроме того, в холодное время года будет полезно добавлять в ежедневное меню ребенка в 1 год сухофрукты. По сравнению со свежими плодами они являются лидерами по содержанию минеральных веществ (калий, магний, железо) и пищевых волокон. На основе сухофруктов можно варить компоты и кисели, а также добавлять их в кашу и творог. А вот употребление фруктовых соков необходимо ограничивать: не более 100 мл в сутки для малыша второго года жизни. Это источник большого количества легкоусвояемых углеводов, что определяет интенсивную нагрузку на поджелудочную железу, и злоупотреблять этим продуктом нельзя. Употребление каких фруктов и овощей необходимо ограничить у ребенка в раннем возрасте? Безусловно, это консервированные и маринованные овощи и фрукты домашнего приготовления, а также продукты, обладающие терпким и резким вкусом (свежий лук и чеснок, редис), горчица и хрен.
Бобовые продукты
У детей старше года рацион можно расширить бобовыми. Фасоль, зеленый горошек, чечевица богаты растительным белком, однако этот белок неполноценный, и поэтому основная пищевая ценность этих продуктов заключается в высоком содержании пищевых волокон, микроэлементов и витаминов группы В. Но все бобовые повышают газообразование в кишечнике и не относятся к легкоусвояемым продуктам. В связи с этим в меню ребенка в год бобовые могут присутствовать не чаще 2 раз в неделю, при приготовлении их необходимо тщательно разваривать.
Каши и хлебобулочные изделия
Продукты на зерновой основе являются основой современного рационального питания человека, особенно ребенка первых лет жизни. Преимущество этой пищевой группы в том, что злаковые содержат практически все важнейшие питательные вещества и являются основными источниками энергии. Каши, макаронные и хлебобулочные изделия сочетаются со многими другими группами продуктов, дают длительное насыщение и обладают прекрасными вкусовыми качествами. Большое количество культивируемых злаков позволяет сделать рацион разнообразным и сбалансированным, включая разные виды муки и крупы в еженедельное меню малыша. Каша как самостоятельное блюдо не должна быть в питании ребенка чаще одного раза в сутки. Рекомендованный объем порции каши соответствует 150–200 мл. Однако зерновая составляющая может быть добавлена в мясные, растительные и молочные блюда. Рекомендованное суточное количество хлеба в рационе ребенка в год – 50–60 грамм, предпочтительно пшеничного, так как ржаной хлеб хуже переваривается у малышей и стимулирует процессы брожения. Лучше, если в питании ребенка раннего возраста используется не свежий хлеб, а вчерашний или слегка подсушенный. Зерновые продукты в питании малышей стимулируют развитие жевательной мускулатуры и способствуют формированию челюстно-лицевого аппарата.
Сладости и кондитерские изделия
Кондитерские изделия, изготовленные на основе маргарина, а также с высоким содержанием сахара не должны использоваться в питании детей первых трех лет жизни. Торты, пирожные и шоколад также стоит исключить. Орехи имеют ограниченное применение у детей первых лет жизни и используются в качестве мелкоизмельченных добавок в каши и хлебобулочные изделия. Какие кондитерские изделия можно есть ребенку в год? В рационе годовалого малыша допустимо использовать натуральные зефир, пастилу и мармелад в количестве не более 15 грамм в сутки. Эти продукты можно включить в меню полдника или предложить после основного приема пищи в качестве десерта. Использование сладостей в другое время может повлиять на аппетит ребенка в очередной прием пищи. Кроме того, злоупотребление сладостями приводит к развитию кариеса и избыточного веса.
Пищевой жир
Пищевые жиры в виде растительного и сливочного масел являются очень важными компонентами сбалансированного питания человека. Растительные масла содержат полиненасыщенные жирные кислоты, которые абсолютно необходимы для нормальной работы сердечно-сосудистой и нервной систем, синтеза гормонов и многих других важнейших биологически активных веществ. В рационе ребенка одного года примерное ежедневное количество растительного масла должно составлять 5 грамм (1 чайная ложка). Сливочное масло является легкоусвояемым продуктом с великолепными вкусовыми качествами и прекрасной добавкой к злаковым и растительным продуктам. Ежедневно малыш может кушать до 15 грамм сливочного масла жирностью 72,5 –82 %.
Еще один вопрос, который часто волнует родителей при организации питания ребенка старше года, можно ли использовать соль. Она является основным источником натрия, уровень которого в крови должен находиться в строгом диапазоне. Как снижение, так и повышение этого показателя по сравнению с нормой может стать причиной отклонений в состоянии здоровья. Поэтому использовать соль в рационе малыша старше года необходимо, но нужно контролировать ее количество. Для приготовления пищи используют не более 3 грамм соли в сутки (1/2 чайной ложки). Детские продукты промышленного производства не требуют дополнительного досаливания.
Режим питания годовалого ребенка
Как и у взрослых, ежедневный режим питания у малышей включает три основных приема пищи: завтрак, обед и ужин. Правильный подбор продуктов обеспечивает основное поступление энергии и питательных веществ. Так, меню завтрака и ужина должно покрывать до 20–25 % энергетической суточной потребности, а обед – 30–35 %. В питании детей раннего возраста обязательно предусматриваются три дополнительных приема пищи: второй завтрак, полдник и молочный напиток перед сном. Объем желудка на втором году жизни – не более 300 мл, поэтому объем одного кормления не может быть больше 250–300 мл. В связи с этим дополнительные приемы пищи необходимы малышу, и на них приходится по 10 % калоража суточного питания. Подбирайте рацион второго завтрака и полдника таким образом, чтобы он не повлиял на аппетит в основной прием пищи.
Примерное меню ребенка в год
Завтрак традиционно включает молочную кашу, и это объясняется высокой питательной и энергетической ценностью молока и злаков. Разнообразить завтраки могут макаронные изделия с сыром, блюда из яиц, творожные продукты. Также рекомендован теплый напиток для восполнения ежедневной потребности в жидкости. В обед можно кормить ребенка овощным или куриным супом с хлебом, а также мясным или рыбным блюдом с гарниром или овощным салатом. Завершить прием пищи поможет небольшое количество компота из свежих плодов или сухофруктов. Так как обед предполагает наличие двух-трех блюд, не настаивайте, чтобы малыш выпил весь положенный напиток – объем его желудка ограничен. Предлагайте ему воду и напитки на основе отвара фруктов и ягод без добавления сахара вне приемов пищи. В полдник порадуйте малыша вкусным фруктово-молочным десертом, печеньем или зефиром. Ужин обязательно должен включать горячее блюдо. Это может быть запеканка или сырники, молочная каша, макароны с овощным гарниром и теплый напиток. По желанию перед сном можно предложить ребенку молочный или кисломолочный продукт. Специализированные кисломолочные напитки для детей не только обладают высокой питательной ценностью, но и обогащены пробиотиками, что положительно влияет на функционирование желудочно-кишечного тракта.
Культура питания
Организовывая питание ребенка на втором году жизни, родителям необходимо заранее планировать недельный рацион. Нужно равномерно распределить блюда таким образом, чтобы меню оставалось сбалансированным, но при этом чередовало различные виды продуктов внутри одной пищевой группы. Не забывайте включать в ежедневный рацион одно из любимых блюд малыша, питание должно приносить положительные эмоции. Дети часто бывают консервативны и отказываются пробовать новые продукты. Не настаивайте, можно, чтобы в следующий раз это блюдо начал есть кто-нибудь из взрослых. Это поможет привлечь внимание ребенка к продукту в игровой форме. В этих ситуациях еще очень выручают креативные решения в форме украшения блюда в виде забавных зверей или использования новой посуды. Проявите фантазию, и ваш малыш, подкрепленный положительными эмоциями, оценит новый продукт. Старайтесь приучать ребенка к совместному со взрослыми приему пищи. Это объединяющий фактор для всей семьи. Малыш учится у старших культурным и гигиеническим навыкам, кроме того, у ребенка появляется аппетит, когда он видит, что близкие едят с удовольствием.