меню дошкольника на 1 день с граммами
Примерное меню для детей от 3 до 7 лет
Данное меню подходит для детей от 3 до 7 лет. Оно сбалансировано и полностью обеспечивает потребности ребенка в калориях, витаминах и микроэлементах.
Почему мы в этом так уверенны? Меню составлено и утверждено Управлением социального питания г.Санкт-Петербурга для детей от 3 до 7 лет, посещающих с 24-часовым пребыванием дошкольные образовательные учреждения г.Санкт-Петербурга.
Мы приготовили все блюда из этого меню, точно следуя технологии приготовления. Сфотографировали их пошагово. Измерили на весах каждую порцию и теперь можем показать вам, как должно выглядеть правильное меню для ребенка от 3 до 7 лет. И самое главное – блюда по этим рецептам может использовать любая мама для того, чтобы накормить своих малышей дома!
Завтрак
Яйцо вареное – 20 г
Чай с сахаром – 180 г
Батон нарезной обогащенный – 25 г
Второй завтрак
Банан свежий – 100 г
Сок персиковый – 180 г
Хлеб ржано-пшеничный обогащенный – 50 г
Полдник
Чай с сахаром – 180 г
Печенье витаминизированное – 40 г
Напиток из свежих яблок с витамином С – 180 г
Батон обогащенный – 40 г
Второй ужин
Всего за день:
Пищевые вещества | Энергетическая ценность, ккал | Витамины | ||
Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | С, мг | |
66,2 | 73,7 | 268,7 | 2016,5 | 116,3 |
Обратите внимание, что детям в этом возрасте рекомендовано шестиразовое питание. Но при этом в меню активно используются блюда, которые не надо готовить (банан, кефир, сок, печенье, батон и т.д.) или которые готовятся очень быстро (каша, яйцо). Поэтому такое меню подойдет для обычной семьи: мама сможет приготовить все запланированные блюда, и при этом не проведет весь день у плиты.
Приложение N 10. Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (г, мл, на 1 ребенка/сутки)
Информация об изменениях:
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 августа 2015 г. N 41 в приложение внесены изменения
Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (г, мл, на 1 ребенка/сутки)
С изменениями и дополнениями от:
Наименование пищевого продукта или группы пищевых продуктов
Количество продуктов в зависимости от возраста детей
Молоко и кисломолочные продукты с м.д.ж. не ниже 2,5%
Творог, творожные изделия с м.д.ж. не менее 5%
Сметана с м.д.ж. не более 15%
Мясо (бескостное/ на кости)
Птица (куры 1 кат потр./цыплята-бройлеры 1 кат потр./индейка 1 кат потр.)
Рыба (филе), в т.ч. филе слабо или малосоленое
Яйцо куриное столовое
Картофель: с 01.09 по 31.10
Фрукты (плоды) свежие
Фрукты (плоды) сухие
Соки фруктовые (овощные)
Напитки витаминизированные (готовый напиток)
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)
Хлеб пшеничный или хлеб зерновой
Крупы (злаки), бобовые
Мука пшеничная хлебопекарная
Масло коровье сладкосливочное
Чай, включая фиточай
Мука картофельная (крахмал)
Соль пищевая поваренная
Хим состав (без учета т/о)
Энергетическая ценность, ккал
При использовании в питании детей готовых продуктов и полуфабрикатов промышленного производства со сложным составом, входящие в их состав ингредиенты следует учитывать одновременно в различных группах продуктового набора в соответствии с количественными сведениями о составе продукта, представленными изготовителем на упаковке (на основании технических документов, рецептур, расчетных или лабораторных данных).
Питание дошкольников
Питание ребенка дома и в детском саду
Игорь Конь доктор медицинских наук, профессор, ведущий специалист по детскому питанию
Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.
Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:
Рассмотрим эти принципы подробнее.
Белки
Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.
Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.
Углеводы
Минеральные соли и микроэлементы
Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.
Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.
В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).
Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах
Витамины
В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.
В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).
Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных витаминах
Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:
Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:
Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.
Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.
Рацион
В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.
Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.
Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.
Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.
Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.
Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.
Однако правильного подбора продуктов недостаточно. Учитывая незрелость пищеварительных органов ребенка, продукты нуждаются в щадящей кулинарной обработке. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы готовое блюдо было красивым, вкусным и ароматным.
Организация питания. Режим. Примерное меню
Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:
Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.
На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.
Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.
Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника. А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.
Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.
У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.
Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.
Не рекомендуется!
Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.
День недели | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
Понедельник | Каша гречневая с молоком Кофейный напиток с молоком Хлеб с маслом и сыром | Салат Щи со сметаной Тефтели с макаронами Компот из сухофруктов Хлеб | Кефир Печенье Яблоко | Морковно-яблочная запеканка Чай с молоком Хлеб |
Вторник | Сельдь с рубленым яйцом Пюре картофельное Кофейный напиток с молоком Хлеб с маслом | Салат витаминный Суп овощной Жаркое по-домашнему Кисель из яблок Хлеб | Молоко Сухарики Яблоко | Творожная запеканка Чай с молоком Хлеб |
Среда | Каша рисовая молочная Кофейный напиток с молоком Хлеб с маслом и сыром | Салат свекольно-яблочный Суп крестьянский Котлета мясная Пюре картофельное Кисель молочный | Йогурт Печенье Яблоко | Омлет Капуста тушеная Чай Хлеб |
Четверг | Макароны с тертым сыром Кофейный напиток с молоком Хлеб с маслом | Салат из зеленого горошка Свекольник Гуляш с гречневой кашей Компот из сухофруктов | Чай Ватрушка с творогом Яблоко | Рагу овощное Яйцо вареное Молоко Хлеб |
Пятница | Каша геркулесовая молочная Яйцо вареное Кофейный напиток с молоком Хлеб с маслом | Салат морковно-яблочный Борщ со сметаной Биточки рыбные Картофель отварной Кисель | Ряженка Печенье Фрукты | Сырники творожные со сметаной Чай с молоком Хлеб |
Суббота | Вареники ленивые со сметаной Кофейный напиток с молоком Хлеб с маслом | Салат капустно-яблочный Рассольник Плов Кисель из фруктов | Кефир Сухарики Фрукты | Оладьи (блинчики) с вареньем Молоко |
Воскресенье | Рыба по-польски Картофель отварной Кофейный напиток с молоком Хлеб с маслом | Салат из моркови Куриный бульон с гренками Курица отварная с рисом и тушеной свеклой Отвар шиповника Хлеб | Молоко Булочка домашняя Яблоко | Запеканка овощная Чай с молоком Хлеб |
Здоровое питание и детский сад
Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.
Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.
Когда я ем, я глух и нем!
Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом.
Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.
Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.
Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.
Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.