меня зовут барт я работаю в отеле
«Человек дождя» против «Психо». Павел Матяж о фильме «Ночной портье»
23-летний аутист Барт Бромли работает ночным портье в небольшом отеле уже три года. Его коллеги старательно демонстрируют открытость и толерантность, посетители от милого парня со странностями тоже не шарахаются. Никто не обращает внимания на некоторые нюансы в общении с Бартом и не догадывается, что этот тихий и приличный с виду псих напичкал все помещения отеля видеокамерами и в свободное от работы время подсматривает за гостями и сотрудниками. До тех пор, пока в одной из комнат не обнаруживается мертвое тело.
Сразу надо сказать, что несмотря на идентичное название и место действия, «Ночной портье» 2020 года не имеет никакого отношения к одиозной эротической драме Лилианы Кавани. Как бы нам всем этого ни хотелось. Il Portiere Di Notte был очень популярен в 80-е и произвел неизгладимое впечатление на Тарантино и Уэса Андерсона. Они цитировали и передавали приветы «Ночному портье» из своих «Четырех комнат» и «Отеля Гранд Будапешт». Но режиссер Майкл Кристофер снял фильм, далекий от итальянского тезки, насколько это вообще возможно.
Кадр из фильма «Ночной портье» (Il Portiere Di Notte), режиссер Лилиана Кавани, 1974 год, Италия
Также не стоит искать источник вдохновения 75-летнего кинематографиста в фильмах, которые снимал он сам. Эротические психодрамы с юными Анджелиной Джоли и Антонио Бандерасом похожи на нового «Портье» еще меньше. Копать надо глубже.
Кадр из фильма «Соблазн» (Original sin), режиссер Майкл Кристофер, 2001 год, США
Первые фильмы про вуайеризм стал снимать Хичкок в 50-е. Сначала «Окно во двор», потом «Психо». И «Психо», надо сказать, подходит даже лучше, в том смысле, что Бейтс тоже подсматривал за девушками и когнитивные недостатки у него были нешуточные. Мощные вуайеристские фильмы есть у Карпентера, Озона, Ханеке. И, конечно, Тинто Брасса. А конкретно про скрытые камеры — более поздние ленты: «Щепка» и «Ловушка». Филлипа Нойса и Антти Йокинена. Визуально «Ночной портье» Кристофера в какие-то моменты напоминает их.
Кадр из фильма «Щепка» (Sliver), режиссер Филлип Нойс, 1993 год, США
Но проблема со всеми этими великими фильмами в том, что там про маньяков. В смысле, психическое отклонение превращает персонажей в злодеев. Теперь так не принято. Налицо когнитивная проблема, к которой мастер психологического детектива Кристофер оказался не готов, возможно. Вообще непонятно, как в 21 веке снимать кино про психов, если они больше не психи, а «люди с когнитивными недостатками». Для детектива это не очень хорошо.
Кадр из фильма «Психо» (Psycho), режиссер Альфред Хичкок, 1960 год, США
Поэтому у нового «Ночного портье» раздвоение личности. С одной стороны, он больной психопат из «Щепки», «Ловушки» или даже «Психо», кто знает. У него там есть очень подходящая пожилая мама, которую сыграла Хелен Хант («Чего хотят женщины», «Заплати другому»). Но второй визуальный код «Портье» — фильмы про хороших аутистов. «Человек дождя», «Форрест Гамп», вот это вот все.
Кадр из фильма «Человек дождя» (Rain Man), режиссер Барри Левинсон, 1988 год, США
Сложно сказать, как режиссер ставил актеру задачу, но Тай Шеридан («Первому игроку приготовиться») играет как раз такого нелепого, трогательного, беззащитного большого ребенка. Аккуратный и вежливый Барт Бромли ходит по этой своей гостинице и приветствует всех подряд интонациями Дастина Хоффмана. Такая, знаете, заинтересованность и отстраненность одновременно. Сама мысль о том, что этот пупсик может навредить кому-то в наше время, воспринимается как дикость и варварство.
В качестве яркого представителя варварского кинематографа выступает Джон Легуизамо («Путь Карлито», «Ромео+Джульетта», «Спаун»). Он играет полицейского детектива, который расследует убийство. Он не смотрел «Человека дождя», зато видел психологический триллер «Подглядывающий» Майкла Пауэлла про маньяка, который убивал своих жертв при помощи кинокамеры. А еще прочитал в интернете статью о сексуальных девиациях людей с синдромом Аспергера.
По части секса у сценаристов фильмов про людей с когнитивными недостатками единое мнение, и неважно, про хорошего это инвалида фильм или про плохого. В смысле, что подавленное либидо – это важнейший мотиватор, и поэтому без эротической сцены, а то и нескольких, ни один такой фильм не обходится. Даже в «Хорошем докторе» у героя есть девушка.
Для этих целей в «Ночном портье» задействована неотразимая Анна де Армас («Бегущий по лезвию-2049», «Достать ножи»). Вообще, фильм в некоторых материалах характеризуется как «современный нуар», но для нуара там слишком уж солнечно и беззаботно все. Ровно до тех пор, пока не появляется Анна. Она дает такую правильную femme fatale, смачно курит, плавает голая в бассейне и привносит в монотонную жизнь бедняги Барта новые краски.
Да и в целом оживляет это несколько анемичное зрелище. Вообще, сложно сказать, почему автор таких чувственных сюжетов, как «Влюбленные», «Соблазн», «Джиа», «Обнаженные тела», «Иствикские ведьмы», так далеко ушел от собственных истоков. И это не комплимент.
Возможно, за 20 лет, которые прошли с тех пор, как Кристофер последний раз сидел в режиссерском кресле, он многое переосмыслил. Но решить когнитивную проблему с главным героем это ему не помогло. Поэтому в целом «Ночной портье» выглядит так, как будто старик просто не справился с материалом. Формально все компоненты для старомодного нуара на месте: социопат-вуайерист, скрытые камеры, ночной отель, женщина-вамп и плохой полицейский. Но не работает.
Правда, есть и альтернативная точка зрения. Он справился, но только не с детективом. Может быть, в этом и была вся интрига? Весь зал разгадывает, кто убийца, а это на самом деле мелодрама и кто тут убийца – вообще дело десятое. Может быть, никто. Это был не детектив, а психотерапия. Ведь в когнитивной борьбе между «Человеком дождя» Чарли Бэббитом и «Психо» Норманом Бейтсом у Нормана нет шансов на победу. Нет, сэр, только не в 2020-м.
«Ночной портье»: история одного вуайериста, рассказанная поклонником Хичкока
Sobesednik.ru – о фильме «Ночной портье», который поднимает темы нетерпимости, отчужденности и сталкинга
Sobesednik.ru – о фильме «Ночной портье», который поднимает темы нетерпимости, отчужденности и сталкинга.
Перед нами молодой парень. С виду он сдержан, невозмутим и безэмоционален. Судя по обстановке на месте работы, становится понятно, что он – ночной портье. Но непростой. Дома у него оборудована собственная зона, где он смотрит (и пересматривает) видео с постояльцами отеля. Исходя из характера видео, также становится ясно, что парень записывает их через скрытые камеры, в том числе в одном из номеров. Во время просмотра его губы шевелятся и раз за разом повторяют отдельные и совершенно обыденные фразы людей: «ну и дела, что ты натворил?», «что ты здесь делаешь?» и т. д.
Мы только что увидели Барта Бромли. Ему 23 года и у него синдром Аспергера. Барт с легкостью может выдать в полном (и даже излишнем) объеме практически любую информацию, но испытывает проблемы в общении. Продавцу в магазине он, например, может сказать, что у того отвратительная футболка, а в салоне красоты вспылить, если стилист вдруг дотронется до его кожи. Из-за трудностей в налаживании контактов парень работает портье в ночную смену, а через просмотр видео учится воспроизводству эмоций и обыденной речи, так как сам разговаривает педантично и формально с особой громкостью, интонацией и ритмом.
Очередной рабочий день Барта начался с речевой тренировки и трапезы с матерью онлайн: женщина приносит сыну еду исключительно в комнату и желает приятного аппетита, лишь глядя в камеру. Настает время смены. Парень принимает одного из немногих посетителей, женщину по имени Карен, и заселяет ее в номер, напичканный его устройствами. Позже приходит его сменщик и герой едет упражняться уже к себе домой, где на мониторах видит потасовку между постоялицей и ее любовником. Барт пулей срывается в отель, но дальше мы видим только убитую Карен и сидящего рядом с ней нашего героя, который впоследствии становится для полиции главным подозреваемым.
Из своего фильма, вышедшего в эпоху карантина на онлайн-платформах, Майкл Кристофер делает многослойного гибрида. Автор берет два обширных и острых для кинематографа направления, разбавляя их популярным жанром детектива и своими собственными излюбленными темами любви, одиночества и боли – их режиссер исследует еще с «Обнаженных тел».
Первым из направлений является сталкинг, а точнее – вуайеризм. Особенно больная тема для американцев, для которых дом является символом оберега: впрочем, эту мысль кинематограф не устает развеивать по сей день. Однако тревожность, порождающая паранойю и страх, сопровождала героев кино не только в их собственных жилищах, но и в отельных номерах со съемными квартирами, где в чужой обстановке чувству незащищенности свойственно обостряться. Эту тему в середине прошлого века раскрывали «Окно во двор» (1954), «Психо» (1960) и «Подглядывающий» (1960). Позже Патрис Леконт в «Мсье Ире» (1989) и Кшиштоф Кесьлевский в «Коротком фильме о любви» (1988) представили героев-вуайеристов, которые подглядывали за своими соседками: для обоих это закончилось плохо. В 1993 году вышла эротическая «Щепка», где элитное жилье было нашпиговано скрытыми камерами, а девять лет назад – «Ловушка» (2011), в которой за квартиранткой шпионил одержимый владелец жилья.
Хотя страх, обостренная опасность и паранойя из-за сталкинга были обнажены еще с выходом «Психо», где мы сперва через сужающийся кадр видели взгляд маньяка Нормана Бейтса, а затем сцену в душе с леденеющей комбинацией монтажных склеек убийства героини Джанет Ли, и «Подглядывающего», в котором маньяк снимал женщин на пленку, а потом убивал, тема преследования, переплетенная с «подглядыванием», обострена именно сейчас. В основном тревожность связана с развитием технологий. Технический прорыв позволяет избежать трудностей с проделыванием дыр в стене, какие делал Норман Бейтс, и спокойно установить скрытые камеры, которые дадут возможность шпионить в онлайн-режиме и в любое удобное время пересматривать записи. Конкретно в «Ночном портье» используется слежка с помощью виртуальных технологий: ими Барт Бромли владеет блестяще.
Однако тут на пороге стоит обозначить, что «Ночной портье» совершенно не похож на большинство жанровых картин по теме вуайеризма: Кристофер предпочитает саспенсу неспешность, нюансировку жизни и эмоционального состояния главного героя. И в этом фильм близится к «Короткому фильму о любви», а еще больше – к «Мсье Иру», в котором Леконт сделал акцент не на детективной линии, а на мозаике из молчаливых сцен, высвечивающих одиночество и нервозность Ира.
В то же время в противовес ленте Леконта и «Обнаженным сердцам» самого Кристофера в «Ночном портье» камера ведет себя очень строго и несбивчиво, оставляя пространство для солирования Тая Шеридана. Талантливый и один из многообещающих молодых артистов успел сыграть не только во франшизе новых «Людей Икс» и спилберговском «Первом игроке», но и в картине Дэвида Гордона Грина «Джо», где исполнил сложную роль сына отца-алкоголика, в «Обходе» Кристофера Смита, а также в «Кто-то в пятницу родился» А. Дж. Эдвардса – в нем Шеридан играл подростка-сироту. Поэтому вполне ожидаемо, что роль молодого парня, скованного трудностями в социальном взаимодействии и выражении эмоций, Шеридан исполнил очень детально, с блеском имитируя необходимые мимику, реакции, тембр голоса и телодвижения.
Первую (и лучшую) половину фильм концентрируется на уникальном распорядке дня, попытках налаживания социальных связей, работе в отелях, модели общения с матерью и нервозном состоянии Барта, обострившимся на фоне убийства. В целом картина демонстрирует, что знакомые и работодатели относятся к герою с симпатией и пониманием. Единственным, кто выказывает настороженность, оказывается детектив Джонни Эспада. Для него Барт становится главным подозреваемым не только из-за совпадений, по которым парень оказался на месте преступления, но и из-за наличия у него синдрома Аспергера: полицейский упоминает, что дети с такой особенностью могут быть склонны к насилию. Этот момент говорит об еще одной проблеме. Помимо бытовых моментов, с которыми вынуждены иметь дело такие лица как Барт, некоторые люди автоматически могут приписать их в преступники из-за элементарного непонимания образа мышления и мотивации.
Ближе к середине «Ночной портье» подключает мелодраматическую линию, в рамках которой уже всплывают темы сексуального влечения, любви, боли и острее ставится вопрос одиночества. Тут партию Шеридану составляет Ана де Армас: актрису можно было увидеть в роли девушки со своеобразной суперспособностью в «Достать ножи». Ее героиня Андреа становится новой постоялицей отеля и оказывается на редкость чуткой девушкой: Барт в нее ожидаемо влюбляется. Если обратиться к фильмографии актрисы, то очень интересно, что Армас также сыграла искусственный интеллект в образе голограммы в «Бегущем по лезвию 2049». В данном случае ее героиня сперва также кажется чем-то недосягаемым и виртуальным, так как поначалу Барт наблюдает за ней только через монитор. Впоследствии именно благодаря ей юноша, будучи техносексуалом, предпринимает первые существенные попытки к преодолению социальной дистанции: по мере этого мы все больше видим Андреа в реальной жизни.
Однако и с ней не все так гладко. В определенный момент именно ее персонаж, который оказывается не так прост как кажется на первый взгляд, взбодряет линию с криминалом. Впрочем, напоминает о себе детективная паутина Кристофера лишь в конце, являясь слабым звеном фильма, тогда как основной интерес представляет детализация образа героя, от которой, однако, при всем мастерстве Шеридана и удачно заданном ритме также не остается чувства насыщения.
«Ночной портье»: история одного вуайериста, рассказанная поклонником Хичкока
Sobesednik.ru – о фильме «Ночной портье», который поднимает темы нетерпимости, отчужденности и сталкинга
Sobesednik.ru – о фильме «Ночной портье», который поднимает темы нетерпимости, отчужденности и сталкинга.
Перед нами молодой парень. С виду он сдержан, невозмутим и безэмоционален. Судя по обстановке на месте работы, становится понятно, что он – ночной портье. Но непростой. Дома у него оборудована собственная зона, где он смотрит (и пересматривает) видео с постояльцами отеля. Исходя из характера видео, также становится ясно, что парень записывает их через скрытые камеры, в том числе в одном из номеров. Во время просмотра его губы шевелятся и раз за разом повторяют отдельные и совершенно обыденные фразы людей: «ну и дела, что ты натворил?», «что ты здесь делаешь?» и т. д.
Мы только что увидели Барта Бромли. Ему 23 года и у него синдром Аспергера. Барт с легкостью может выдать в полном (и даже излишнем) объеме практически любую информацию, но испытывает проблемы в общении. Продавцу в магазине он, например, может сказать, что у того отвратительная футболка, а в салоне красоты вспылить, если стилист вдруг дотронется до его кожи. Из-за трудностей в налаживании контактов парень работает портье в ночную смену, а через просмотр видео учится воспроизводству эмоций и обыденной речи, так как сам разговаривает педантично и формально с особой громкостью, интонацией и ритмом.
Очередной рабочий день Барта начался с речевой тренировки и трапезы с матерью онлайн: женщина приносит сыну еду исключительно в комнату и желает приятного аппетита, лишь глядя в камеру. Настает время смены. Парень принимает одного из немногих посетителей, женщину по имени Карен, и заселяет ее в номер, напичканный его устройствами. Позже приходит его сменщик и герой едет упражняться уже к себе домой, где на мониторах видит потасовку между постоялицей и ее любовником. Барт пулей срывается в отель, но дальше мы видим только убитую Карен и сидящего рядом с ней нашего героя, который впоследствии становится для полиции главным подозреваемым.
Из своего фильма, вышедшего в эпоху карантина на онлайн-платформах, Майкл Кристофер делает многослойного гибрида. Автор берет два обширных и острых для кинематографа направления, разбавляя их популярным жанром детектива и своими собственными излюбленными темами любви, одиночества и боли – их режиссер исследует еще с «Обнаженных тел».
Первым из направлений является сталкинг, а точнее – вуайеризм. Особенно больная тема для американцев, для которых дом является символом оберега: впрочем, эту мысль кинематограф не устает развеивать по сей день. Однако тревожность, порождающая паранойю и страх, сопровождала героев кино не только в их собственных жилищах, но и в отельных номерах со съемными квартирами, где в чужой обстановке чувству незащищенности свойственно обостряться. Эту тему в середине прошлого века раскрывали «Окно во двор» (1954), «Психо» (1960) и «Подглядывающий» (1960). Позже Патрис Леконт в «Мсье Ире» (1989) и Кшиштоф Кесьлевский в «Коротком фильме о любви» (1988) представили героев-вуайеристов, которые подглядывали за своими соседками: для обоих это закончилось плохо. В 1993 году вышла эротическая «Щепка», где элитное жилье было нашпиговано скрытыми камерами, а девять лет назад – «Ловушка» (2011), в которой за квартиранткой шпионил одержимый владелец жилья.
Хотя страх, обостренная опасность и паранойя из-за сталкинга были обнажены еще с выходом «Психо», где мы сперва через сужающийся кадр видели взгляд маньяка Нормана Бейтса, а затем сцену в душе с леденеющей комбинацией монтажных склеек убийства героини Джанет Ли, и «Подглядывающего», в котором маньяк снимал женщин на пленку, а потом убивал, тема преследования, переплетенная с «подглядыванием», обострена именно сейчас. В основном тревожность связана с развитием технологий. Технический прорыв позволяет избежать трудностей с проделыванием дыр в стене, какие делал Норман Бейтс, и спокойно установить скрытые камеры, которые дадут возможность шпионить в онлайн-режиме и в любое удобное время пересматривать записи. Конкретно в «Ночном портье» используется слежка с помощью виртуальных технологий: ими Барт Бромли владеет блестяще.
Однако тут на пороге стоит обозначить, что «Ночной портье» совершенно не похож на большинство жанровых картин по теме вуайеризма: Кристофер предпочитает саспенсу неспешность, нюансировку жизни и эмоционального состояния главного героя. И в этом фильм близится к «Короткому фильму о любви», а еще больше – к «Мсье Иру», в котором Леконт сделал акцент не на детективной линии, а на мозаике из молчаливых сцен, высвечивающих одиночество и нервозность Ира.
В то же время в противовес ленте Леконта и «Обнаженным сердцам» самого Кристофера в «Ночном портье» камера ведет себя очень строго и несбивчиво, оставляя пространство для солирования Тая Шеридана. Талантливый и один из многообещающих молодых артистов успел сыграть не только во франшизе новых «Людей Икс» и спилберговском «Первом игроке», но и в картине Дэвида Гордона Грина «Джо», где исполнил сложную роль сына отца-алкоголика, в «Обходе» Кристофера Смита, а также в «Кто-то в пятницу родился» А. Дж. Эдвардса – в нем Шеридан играл подростка-сироту. Поэтому вполне ожидаемо, что роль молодого парня, скованного трудностями в социальном взаимодействии и выражении эмоций, Шеридан исполнил очень детально, с блеском имитируя необходимые мимику, реакции, тембр голоса и телодвижения.
Первую (и лучшую) половину фильм концентрируется на уникальном распорядке дня, попытках налаживания социальных связей, работе в отелях, модели общения с матерью и нервозном состоянии Барта, обострившимся на фоне убийства. В целом картина демонстрирует, что знакомые и работодатели относятся к герою с симпатией и пониманием. Единственным, кто выказывает настороженность, оказывается детектив Джонни Эспада. Для него Барт становится главным подозреваемым не только из-за совпадений, по которым парень оказался на месте преступления, но и из-за наличия у него синдрома Аспергера: полицейский упоминает, что дети с такой особенностью могут быть склонны к насилию. Этот момент говорит об еще одной проблеме. Помимо бытовых моментов, с которыми вынуждены иметь дело такие лица как Барт, некоторые люди автоматически могут приписать их в преступники из-за элементарного непонимания образа мышления и мотивации.
Ближе к середине «Ночной портье» подключает мелодраматическую линию, в рамках которой уже всплывают темы сексуального влечения, любви, боли и острее ставится вопрос одиночества. Тут партию Шеридану составляет Ана де Армас: актрису можно было увидеть в роли девушки со своеобразной суперспособностью в «Достать ножи». Ее героиня Андреа становится новой постоялицей отеля и оказывается на редкость чуткой девушкой: Барт в нее ожидаемо влюбляется. Если обратиться к фильмографии актрисы, то очень интересно, что Армас также сыграла искусственный интеллект в образе голограммы в «Бегущем по лезвию 2049». В данном случае ее героиня сперва также кажется чем-то недосягаемым и виртуальным, так как поначалу Барт наблюдает за ней только через монитор. Впоследствии именно благодаря ей юноша, будучи техносексуалом, предпринимает первые существенные попытки к преодолению социальной дистанции: по мере этого мы все больше видим Андреа в реальной жизни.
Однако и с ней не все так гладко. В определенный момент именно ее персонаж, который оказывается не так прост как кажется на первый взгляд, взбодряет линию с криминалом. Впрочем, напоминает о себе детективная паутина Кристофера лишь в конце, являясь слабым звеном фильма, тогда как основной интерес представляет детализация образа героя, от которой, однако, при всем мастерстве Шеридана и удачно заданном ритме также не остается чувства насыщения.
Ночной портье
Швейцар по имени Барт умный и способный. Однако он не может трудиться днем, так как из-за синдрома Аспергера имеет сложности с коммуникабельностью. Он занимается работой ночью и делает записи с камер, изучая поведение людей, чтоб научиться общению. Но одним вечером юноша случайно записал убийство в номере. И становится первым в списке подозреваемых лиц. Барт считает, что вскоре все повторится и нужно не дать преступнику лишить жизни ещё кого—либо.
Криминальная драма Ночной портье создана в США студией Highland Film Group. Весь съемочный процесс осуществлялся в штате Юта, городах Солт—Лэйк—Сити, Туэле, Дрэйпер и Прово. На проект производители израсходовали 62,5 тысячи долларов. Дебютный просмотр состоялся 21 февраля 2020 года на Филиппинах. Кинокартина имеет второе название Ночной клерк. Режиссерские обязанности взял на себя Майкл Кристофер, в активе которого значатся Крепкий орешек 3, Иствикские ведьмы и Соблазн. Он же является составителем сценария. Основного персонажа сыграл Тай Шеридан, задействованный ранее в двух частях ленты Люди Икс в качестве Скота Саммера по прозвищу Циклоп.
В роли матери портье выступила Хелен Хант, звезда мелодрамы Чего хотят женщины. Образ постоялицы Андреа реализовала Ана де Армас, знакомая по ленте Бегущий по лезвию. Функции продюсера исполнили Эрианн Фрайзер и Дэвид М. Вульф. На счету Эрианн участие в создании кинофильма Призраки войны. В указанном хорроре она работала с коллегой по киноцеху — сопродюсером детектива Ночной портье — Аланой Кроу. Музыкальные композиции написаны Эриком Холлом.
«Ночной Портье»: Аутизм, скрытые камеры и красивая психопатка
Текст: Маржан Урманбаева
В онлайн-кинотеатрах с 2 июля
Надо сказать, что впечатление от фильма остаётся неоднозначное. Давайте начнём с приятных моментов, которых на самом деле не так много, хотя картина, конечно, не провальная. Авторы очень удачно завязывают интригу с главной фишкой фильма – подсматриванием. Сначала мы испытывает отвращение к действиям героя, он кажется нам просто маньяком. Но когда раскрывается истинный мотив Барта – побороть свой психологический недуг, он становится абсолютно понятным и даже вызывает сочувствие, хотя действия героя откровенно аморальны. Плюс актёрская работа Тая Шеридана и Анны де Армас выполнена отлично и в принципе каст справился на ура.
Также в фильме прекрасное раскрываются отношения главного героя с матерью (Хелен Хант) – авторы отлично донесли многослойность ситуации – трагедия в семье, которая сказалась и на матери, и на сыне, и на их отношениях. Строго говоря, внутренний конфликт матери Барта, то, как он раскрыт и отыгран, – это, пожалуй, один из самых ценных элементов фильма, хоть он и является абсолютно второстепенным.
Теперь перейдём к недостаткам, потому что вопросов к «Ночному Портье» возникает очень и очень много. Фильм заявлен как драма, но оставляет тем не менее смешанные чувства. Картина, как было сказано, не плохая – интересный главный герой, интригующая завязка, несколько неожиданных сюжетных поворотов, однако возникает ощущение, что фильм как бы не до конца определился, что он всё-таки такое –драма, детектив или вообще психологический триллер. Он сочетает в себе элементы нескольких жанров, но не реализуется в полной мере ни в одном из них.
Например, до хорошего детектива «Портье» очевидно не дотягивает, так как в нём нет сколько-нибудь сложной детективной интриги, которую надо распутать. То есть мы с самого начала знаем, кто убийца и что произошло, и единственный вопрос, который встаёт перед зрителем, – это расскажет ли Барт полиции о своём «секрете» или сюжет повернётся как-то ещё?
При этом в картине за счёт монтажа и музыки присутствует напряжение, как в триллере, но мы не успеваем погрузиться в него полностью из-за постоянных перескоков на романтическую линию. И таким образом фильм, пытаясь быть и драмой, и детективом, и держать в психологическом напряжении, не может в итоге усидеть ни на одном из этих стульев. Смотреть его интересно из-за хорошей актёрской игры и необычного сюжета, однако ты не проникаешься полным сочувствием ни к одному из героев. Разве что к харизматичному следователю (Джон Легуизамо), который реально пытается выяснить, что произошло.
Если сводить всё к какому-то выводу, то очевидно, что проблема «Ночного Портье» в том, что он обладает многими интересными деталями, которые могли бы сделать фильм по-настоящему стоящим (те же сцены, когда Барт «репетирует» то, что он скажет, линия со следователем, личность убийцы, внутренний конфликт Андреа и так далее). Однако за ними не стоит никакой чёткой идеи и всё разваливается. Такое ощущение, что дело не в недостатке режиссёрского или сценаристского таланта у создателей, а скорее в том, что они точно знали, КАК они хотят донести мысль, но не определились с тем, ЧТО именно они хотят сказать. И из-за этого впечатление от фильма остаётся какое-то невнятное.
Опять же с самого начала фильм нагоняет много ожиданий, развешивает по стенам несколько ружей, которые в итоге не стреляют. Взять даже самого Барта – на протяжении картины создатели тычут нам в лицо тем, как он, пересматривая свои записи с камер, «отыгрывает» различные ситуации, и мы ждём, во что же это выльется… но в итоге оказывается, что ни во что. Или личность убийцы – нас интригуют вопросами о том, кто же это всё-таки? что у него за бэкграунд? что с ним вообще не так? Но никаких ответов не поступает. Возможно, конечно, это всё не важно и суть в другом, но в таком случае стоило показать эту линию как-то по-другому, не смещать фокус внимания на убийцу.
То есть авторы отлично разгоняют интригу, но развязка вообще не соответствует её уровню, и не совсем понятно, к чему это вообще всё было. Также теряется смысл вставки альтернативной реальности (мыслей/мечтаний/сна Барта – что бы это ни было). Что это должно было подразумевать? Такое ощущение, что над эпизодом просто повесили табличку «это неожиданный сюжетный твист, просто чтобы был», но в чём его идейная ценность – не понятно.
Короче говоря, посмотреть фильм можно… но не очень-то и нужно. Во всяком случае 2020 год предложил нам немало гораздо более интересных, чем «Ночной Портье» Майкла Кристофера, премьер.