меня зовут арлекино кинопоиск
ed_glezin
ed_glezin
По мотивам пьесы Юрия Щекочихина «Ловушка 46, рост второй».
Фильм «Меня зовут Арлекино» В. Рыбарева современники называли «шоковым», «правдивым» и «жестоким». Среди игровых картин, снятых на «Беларусьфильме», он является лучшим (и последним) примером актуального социально-проблемного кино. Вместе со «скандальной» «Маленькой Верой» эта молодежная драма стала лидером всесоюзного проката 1988 года (первый всего посмотрело 56 млн., второй – 41, 9 млн. зрителей). Обе картины породили новую волну дискуссий о «нашей жизни» и «нашей молодежи» и стали символами Перестройки.
Всем героям фильма «Меня зовут Арлекино» от шестнадцати до двадцати лет. Их жизнь проходит на фоне беспросветного провинциального быта. Главный герой по прозвищу Арлекино – лидер компании подростков, которые живут на полустанке и называют себя «вагонкой». В поисках развлечений и «чужих» они ежедневно отправляются на электричке в ближайший город (Гродно), где наводят порядок, как его понимает идейный Арлекино. Унижают «чистеньких» и хиппи, учат патриотизму «наци», дерутся с враждебными «металлистами». Но главные враги «вагонки» – номенклатурные дети («деловые»), ненависть к которым носит классовый характер. Усилению этого конфликта служит любовная линия: девушка Арлекино в поисках лучшей жизни уходит к «деловому мажору» Интеру, а затем возвращается к нежно влюбленному вожаку «вагонки». «Хозяева жизни» жестоко мстят.
Этот фильм обладает чертами социального исследования – во многом благодаря тому, что ее сценарий был написан В. Рыбаревым в соавторстве с драматургом и журналистом Ю. Щекочихиным, признанным специалистом по подростковой преступности и неформальным движениям (именно в его статьях в «Литературной газете» появились едва ли не первые сведения о том, кто такие хиппи, любера, рокеры, фанаты и другие «пришельцы»).
Сегодня фильм интересен и как публицистическое высказывание времен перестройки, и как свидетельство о периоде, когда начался болезненный распад советской империи – тем более, что он не закончился до сих пор. Прообразам «мажоров» и боевиков из «вагонки», которым удалось остаться в живых в 90-е, а также бывшим рокерам, металлистам, хиппи и просто подросткам 80-х.
Перестроечные 80-е проходят под знаком «проблемы молодежи». Сквозной образ искусства и публицистики – молодежь как «они», чужие и непонятные («Они и мы» – называется одна из научно-популярных брошюр от общества «Знание», посвященная молодежному кино). В ряде фильмов («Плюмбум, или Опасная игра», «Дорогая Елена Сергеевна», «Забавы молодых», «Соблазн») появляются малопривлекательные школьники – юные конформисты, прагматики, циники и провокаторы. Всех их объединяет знание главного правила «взрослого мира»: он делится на «блатных» и тех, кто на «общих основаниях», на бедных и богатых, «плебеев» и «избранных». Если в молодежных фильмах 70-х подростки еще могли слушать со светлыми лицами стихи у памятника Пушкину, то в перестроечном кино они превращаются в Других, в инопланетян, пугающих своей инаковостью и юношеским напором.
Последнее – название документального фильма латышского режиссера Ю. Подниекса, который вышел в 1986 г. Он и сегодня стоит того, чтобы его посмотреть, так как многие проблемы, о которых говорят с экрана молодые люди, носят скорее экзистенциальный характер: одиночество и проблема выбора своего пути, страх и интерес к смерти, боль от столкновения с миром, в котором много равнодушия, опасностей и бессмысленных войн. Вместе с тем подростки проводят ревизию наследия эпохи «застоя»: они признаются, что не видят никакого смысла в советских ритуалах и идеалах. Зато они прекрасно видят лживость и двуличие взрослых: «тупость в обществе порождает тупость в молодежи», «вы нас такими сделали своим двуличием» – говорят с экрана панки и «циники».
Надо сказать, что образы взрослых и в фильме Ю. Подниекса, и в ряде игровых перестроечных картин в лучшем случае смешные, но чаще – отталкивающие своей тусклостью, равнодушием, конформизмом и агрессивностью. В фильме «Меня зовут Арлекино» есть эпизод, в котором «вагонка» стрижет одинокого хиппи, мирно читавшего на парковой скамейке. Унизительная экзекуция собирает толпу зрителей, слышатся возгласы «Правильно, ребята, под Котовского его! Держите сволочь!». И что-то про «трудовые подвиги народа» и про то, как «такие ублюдки позорят нашу молодежь». Защитить парня пытается проходящий мимо интеллигент с банкой помидоров, но его быстро уводит жена. Один кинокритик выделил эту сцену как самую страшную и запоминающуюся: «когда я читал стенограммы аутодафе над Борисом Пастернаком на собрании московских писателей и над Иосифом Бродским в районном суде г. Ленинграда, перед моими глазами возникали лица из толпы, наблюдавшие в картине за стрижкой. Мне казалось, я слышу реплики этих людей».
Вина и покаяние интеллигенции
Молодежное кино второй половины 80-х можно рассматривать как шоково-терапевтическое. Образы молодых («пришельцев» и «инопланетян») объективировали страх перед будущим – т.е. жизнью после «конца света»/распада СССР. Параллельно на образы взрослых проецировалось отвращение общества к «застою» и самому себе. Коллективные страх и отвращение – такова природа перестроечной травмы. Однако ее переживало все еще советское общество. Согласно его отлаженной схеме, советские люди – это коллектив, «точку сборки» которого должна формулировать интеллигенция.
Общее в многочисленных круглых столах и рецензиях критиков, посвященных молодежному кино – комплекс вины перед «детьми застоя». «Они – это мы», – наиболее частый вывод. «Легко ли быть молодым?», «Маленькая Вера», «Меня зовут Арлекино» оцениваются как честные и бескомпромиссные фильмы, «правда о нашей жизни». Нередко они прочитываются в координатах «Покаяния» – фильма Т. Абуладзе, который был «снят с полки» в 1987 г. и стал знаменем перестройки, самым влиятельным художественно-политическим высказыванием о советском прошлом и настоящем. Интеллигенция соглашалась: «нас» есть за что судить, молодым есть против чего бунтовать; молодежные фильмы – это жестокое и правдивое обвинение, что должно быть очевидно всем, «в ком есть душа и совесть».
Это не значит, что неформальная молодежь не вызывала у советских граждан реакций вроде «патлатые уроды, сами не знают, чего хотят, Сталина на них нет». Скорее, наоборот, в реальности подобные эмоции были самыми распространенными. Критики иногда упоминают призывы некоторых зрителей запретить тот или иной фильм или посадить режиссера. Однако потоки зрительских писем в киножурналы прореживались в пользу найденной формулы понимания: «они – это мы». Статья в «Огоньке» о фильме «Легко ли быть молодым?» предваряется словами зрителя: «Я вдруг понял: ведь все они наши с вами дети! Какое же мы имеем право не любить, не понимать их! (инженер, 60 лет)»
Люмпен-пролетариат, идейный и опасный
Однако проект интеллигенции – признать вину, «принять детей» и обрести очищенное «мы», – не мог избавить от коллективного страха и отвращения перед миром, каким он представал на экране. Перестроечное кино отражало узнаваемую и тревожащую модель общества, очень далекую от усвоенной социалистической. Это общество было несправедливым и классовым. Значительную его часть составляли маргиналы и люмпен-пролетариат, который сделал «видимым» фильм «Меня зовут Арлекино».
Одна из первых городских акций «вагонки» в фильме – стихийный «левый» бунт: надпись на стене дома «Деньги не делают нас!» Для Арлекино этот лозунг является способом заявить о себе и противопоставить «вагонку» «хозяевам жизни»: «Вы видели, как они ходят? Им с рождения все предназначено папашами. А нам с рождения предназначено жить в дерьме».
Эта классовая ненависть – в том числе и результат токсичности советской идеологии в условиях ее разложения. Для Арлекино и его друзей руководством к действию становятся усвоенные еще в пионерском детстве советские лозунги и формулы. Для него важно, чтобы «вагонка» ощущала себя как единое и мускулистое «мы» («Ты – это я! Если не мы их, то они нас») – так марксистко-ленинские идеологи обучали ощущать себя пролетарский класс, а затем весь советский народ. «Раздавим фашистскую гадину!» – и патриотичный Арлекино с мясом вырывает из уха подростка серьгу со свастикой, а затем искренне изумлен, когда остриженный хиппи его самого называет фашистом. «Все вокруг были против тебя. Значит, ты не прав. Потому что все не могут быть неправы,» – воспроизводит он ему в ответ хрестоматийную логику, согласно которой «справедливое большинство» имеет право судить и возвращать в стадо «заблудшее меньшинство»…
При этом Арлекино в фильме В. Рыбарева и Ю. Щекочихина – объемный и сложный (влюбленный, идейный, страдающий от приступов депрессии и мизантропии) персонаж. Сам режиссер объяснял суть своего героя в романтических тонах, говоря, что на самом деле его фильм – о сильной жажде любви.
Как и для главных героев, для авторов истинными «машинами насилия» являются «деловые хозяева жизни». Признаки их привилегированности сегодня покажутся несерьезными – это белые «Жигули», а также возможности попасть в ресторан, выпить коктейль в баре и снять девушке квартиру. Однако, согласно авторскому посылу, пугающая суть «деловых» – уверенность в своем праве на собственность, за которую они готовы уничтожить любого, кто на нее посягнет. В роли личной вещи выступает девушка, а жестокая сцена ее изнасилования оказывается публичным актом унижения и присвоения.
Юродивый беларус на обочине
Позднесоветский мир в «Меня зовут Арлекино» – это система провинций и обочин: Гродно – провинция Москвы, станция Поречье – это обочина Гродно. Героям фильма очевидно: для того, чтобы чего-то добиться, нужно поехать в Москву, а для этого нужны «связи» или придется унизительно продаваться. Поэтому Арлекино остро чувствует безысходную предопределенность своей судьбы и не сомневается, что его ждет «жизнь на обочине»: на полустанции, в обшарпанной коммуналке, затем, возможно, в тюрьме.
Однако есть в фильме персонаж, который занимает настолько низкое социальное место, что обретает свободу от этого мира. Это Стась – бомж, поэт и беларус неопределенного возраста. Он говорит то на трасянке, то на русском, то на белорусском и пишет стихи, темные и непонятные (одно из его произведений называется «Я бы а ну вас»). Его сознание будто разорвано: Стась то читает газеты («Дар хорошего писателя – противостоять ударам критики. Продолжаю писать»), то стихи Беранже («Да будет для изгнанника наш край родным…»), то рассказывает про народные традиции (“Памірае чалавек, што па народнай традыцыі ўспрымаецца як вяртанне дадому”), от которых переходит к теме «барацьбы супярэчнасцей». Арлекино, который иногда заходит к Стасю поговорить, говорит о нем: «Он или дурной, или очень умный. Ему ничего не надо». Он, действительно, то ли стоик, то ли сумасшедший, то ли притерпевшийся ко всему беларус, живущий в землянке в надежде, что зима тоже будет теплой: «Цяпер цепла, так можа быць і зіму так…»
«Меня зовут Арлекино» – последний кассовый фильм всесоюзного значения от «Беларусьфильма», а образ Стася – финальная точка в советской истории национального беларусского кино. Если самый первый национальный фильм «Лесная быль» оптимистично и задорно утверждал пассионарность нации, то через 60 белорусское кино проговаривается о том, что от нее осталось: беларус-юродивый на обочине Большой истории, живучий, неприкаянный и свободный. В последних кадрах фильма Стась сидит с пачкой своих стихов на железнодорожной платформе и читает их внимательной девочке: «Ох, заспяваць бы, не паміраць бы…».
«Советский экран» № 1, 1989 год
Фильм является самым кассовым белорусским фильмом за всю историю белорусского кино. За первые 15 месяцев демонстрации ленты в кинотеатрах СССР её посмотрело 41,9 млн. человек.
«Меня зовут Арлекино». Банды 80-х (Фильм о фильме, 2007)
О съемках фильма «Меня зовут Арлекино» (1988 год) и о молодежных группировках того времени. В передаче принимали участие: режиссер Валерий Рыбарев, исполнители главных ролей Олег Фомин и Светлана Копылова, киновед Александр Шпагин и другие. Использованы фрагменты из фильмов: «Меня зовут Арлекино», «Пацаны», «Луна-парк», «Бригада», «Весьегонская волчица», «Астенический синдром» и материалы из личных архивов.
«Меня зовут Арлекино» (СССР, 1988)
Молодые герои этих лент шокировали окружающих вызывающими манерами, «прикидом», лексикой и косметикой. Он не прочь были «раздавить бутылочку», «уколоться», «оттянуться» на дискотеке, умело «снять» на часик-другой «девочек», «вмазать» кому-нибудь в ухо, или (более крутой вариант) всадить в живот «перо», а то и «завалить пушкой».
Герои эти жили в убогих квартирках на краю городов. почти всегда рядом с заводской трубой или железной дорогой. У них не были сильно пьющие отцы и замученные бытом матери. По вечерам парнишки собирались в группы «металлистов», «люберов», «рокеров», «панков» или «вагонки». их духовные интересы были близки к нулю и заменены сексом. Они во всем давно уже разочаровались. И, по мысли, киноавторов, являлись типичными «жертвами застоя» и равнодушия окружающих.
Я бы мог, наверное, назвать еще с десяток примет «молодежной чернухи» тех лет. Хорошо, что авторы подобных картин обратились к острым социальным и моральным язвам. Жаль только, что зачастую делалось это на уровне торопливого газетного очерка.
Во всяком случае, мне показалось, что Валерию Рыбареву (автору сильного фильма «Свидетель») в драме «Меня зовут Арлекино» подобных штампов избежать не удалось.
Разумеется, можно понять режиссера, который во имя достоверности пригласил на главные роли молодых исполнителей, отобранных по «типажному» принципу.
Нельзя не разделить его тревогу за судьбу молодежи.
Правда, остается открытым вопрос: стоило ли выстраивать сюжет фильма столь прямолинейно?
К несчастью, сценарные просчеты Юрия Щекочихина, аморфность характеров многих персонажей приводят к тому, что иные исполнители не понимают сути своих героев.
К примеру, Светлана Копылова мечется в трактовке своей героини между подчеркиванием «пэтэушных» замашек и приобщением к «хай лайф» интеллигентной студентки.
Что же касается ударного финального эпизода с изнасилованием, то его сходство с кульминацией фильма «Рокко и его братья» Лукино Висконти, увы, не на пользу «Арлекино. «. Валерий Рыбарев решает эту сцену удивительно бесстрастно и холодно.
Дальнейшая судьба режиссера Валерия Рыбарева в кино оказалась печальной. Ему не суждено было больше снять ни одной заметной картины. Последний его игровой фильм («Прикованный») вышел на экраны в 2002 году.
Александр Федоров, 1990, 2020
Всё о кино
11.4K постов 40.4K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег «видеообзор». Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фейки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
Эти фильмы были почти документальными, поэтому произвели своего рода шок: обычные люди, живущие «в убогих квартирках на краю городов. почти всегда рядом с заводской трубой» вдруг увидели на экране не свинарок с пастухами, битвы за урожай и героические победы, а себя, своих соседей, всю эту гнусь, в которой жили рядовые «строители коммунизма». Собственно, поэтому эти фильмы столь нелюбимы теперь: смена названия на «носителей державности» ничего не изменила, лишь добавила разнообразных ментов, которые тоже почему-то не из «улиц разбитых фонарей», а плоть от плоти.
Вот поэтому-то моя жена и смотрит без перерыва «Кубанские казаки».
Киноистория: Одиноким предоставляется общежитие
В начале 80-х годов в газетах стали появляться объявления о знакомствах: «одинокая женщина ищет спутника жизни…», «холостяк 40-ка лет хочет познакомиться с женщиной…». Говорить об одиночестве и поиске пары людей среднего возраста в СССР было не принято, но сценарист Аркадий Инин понял, что эта тема становится актуальной.
Сначала из тех же газет он взял название для будущего фильма — «Одиноким предоставляется общежитие». Именно так заканчивались объявления о поиске специалистов на работу. Сценарист решил объединить две темы и написал историю о поиске женского счастья в общежитии ткацкого комбината… Кстати, вдохновившись этими же объявлениями Виктор Мережко написал сценарий для фильма «Одинокая женщина желает познакомиться».
Сценарист Аркадий Инин отправился собирать материал в общежитие московского станкостроительного завода имени Орджоникидзе. Он познакомился с комендантом и обитательницами общаги и собрал огромное количество историй. Девушки жаловались, что здесь им очень сложно устроить свою судьбу, и тогда Инин придумал поселить в общежитие сваху… А чтобы разрушить сложившийся стереотип, что свахи — это деревенские жуликоватые бабки из старых фильмов, писал её роль под обаятельную Наталью Гундареву.
На главную роль кроме Натальи Гундаревой пробовалась Елена Драпеко, но сама признала, что её пробы получились не столь органичны. Но режиссёру актриса очень нравилась, и он решил подобрать для нее другой персонаж. Была придумана комедийная блондинка Ниночка, для которой по всей Москве искали самые модные наряды — золотистый комбинезон, шапку из лебяжьего пуха, пушистую шубку… Ей в пару подобрали самого контрастного актера — Фрунзика Мкртчяна, который сыграл её мужа.
Герой Фрунзика Мкртчяна по сценарию был грузином с пышными усами. Фрунзик так активно взялся за роль, что почти целиком придумал своего персонажа, украшая его разными «фишками» и сочиняя для него реплики. Это он придумала для Вартана знаменитую фразу: «Утром яичница, днем яичница, вечером яичница, а ночью — омлет! Скоро я буду кудахтАть, как цыпленок!»
Александр Михайлов был утвержден на роль коменданта общежития без проб — режиссёру оказалось достаточно просто пообщаться с актёром. Ему даже не пришлось вживаться в роль «морского волка» — до начала работы в кино Александр работал учеником моториста и ходил в плавания по Охотскому, Берингову и Японскому морям. Он предложил усилить суровость своего героя шрамом во все лицо…
Ткацкую фабрику снимали в «городе ткачих» Иваново, некоторые сцены снимали на стройке корпуса Московского института химической физики, а само общежитие с комнатами, кухней и кабинетом директора построили на «Мосфильме».
После премьеры фильма на режиссёра свалился мешок писем от возмущенных ткачих. Они писали, что никогда не видели ничего подобного в своих общежитиях, что картина оскорбляет и унижает не только их, но и всех женщин Советского Союза, а Вера занимается недостойным делом!
Но в целом зрители приняли картину очень тепло и до сих пор она входит с число самых популярных и любимых советских мелодрам.
Киноистория: Как царь Петр арапа женил
Говорят, самое лживое кино то, у которого предисловие: «основано на реальных событиях.»
Однажды Петру I был подарен не ковёр, не котик, а маленький арап — «сын чернокожего царя». Однако при дворе он жил не рабом, а воспитанником: царь стал его крёстным, дав имя — Ибрагим Петрович Ганнибал.
Смышлёный мальчуган, быстро изучив науки на своей новой родине, был отправлен во Францию для получения более глубоких знаний и изысканных манер. Там, прославившись не только как подающий надежды молодой загорелый учёный, да ещё из «варварской России», но и как воин, раненный в бою с испанцами и награждённый герцогом Орлеанским за героизм, он стал известным при дворе человеком и вызывал интерес у тётенек. Когда любовница Ганнибала, замужняя дама, родила чёрного ребёнка, имели место скандал, дуэль с обманутым мужем и высылка в Россию.
Вернувшись из Парижа, на одном из балов арап влюбился в дочь боярина Гаврилы Ртищева — Наталью, которая побаивалась этого чёрного человека. Пётр решил женить своего крестника на Наташе, желая при этом привязать духовно Ибрагима к русской земле. Арап, зная об отвращении Натальи к себе, отказывался взять её в жёны. Непокорность воле царя изменила отношение Петра к арапу. «Пока не женишься, на глаза мне лучше не попадайся, Ибрагимушка.»- предупредил царь.
Со временем Наташа поняла, что любит этого странного, но замечательного человека, и сама пришла к нему после того, как Ибрагим из благородства пытался устроить её свадьбу со своим соперником Михаилом Говоровым (пользовавшимся, по мнению Ганнибала, благосклонностью Натальи).
Они попросили прощения у царя, однако даже в этот момент Ибрагим пытался доказать Петру правильность своих убеждений, но тот прервал его словами: «Молчи, молчи, а то опять поссоримся».
Что-же правда в романе (экранизации), а что является вымыслом?
Правда: в России был монарх Петр I, прозванный Великим.
На этом совпадения с реальностью заканчиваются, ну или носят такой-же исторический характер, как, например фильм «Викинги против пришельцев» или «Астерикс и Обеликс против Цезаря»(но фильмы весёлые, особенно с Клеопатрой).
Что нам говорит наука История? А вот что!
В марте 1697 года в Западную Европу через Лифляндию было отправлено Великое посольство, основной целью которого было найти союзников против Османской империи. Великими полномочными послами были назначены генерал-адмирал Франц Лефорт, генерал Фёдор Головин, начальник Посольского приказа Прокофий Возницын. Всего в посольство вошло до 250 человек, среди которых под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь Пётр I. Событие небывалое.
Абрам Петрович Ганнибал (в связи со сменой вероисповедания будем называть его так), уже в 1716 году зачислен в инженерную школу в Париже, и ему выделено жилье, аналогичное жилью других русских дворян, направленных для учебы в эту школу. Свой первый экзамен (кстати, сданный на отлично) Ганнибал будет держать ровно за месяц, до приезда Петра I во Францию.
Согласно легенде, Абрам Петрович Ганнибал приехал в Россию в 1723 году, что очень необычно, так как из Франции он выехал в декабре 1723 года, а в январе 1724 года (во Франции) был объявлен в розыск, как занявший деньги у французского дворянина и скрывшийся с ними.
Первое жалование, после окончания инженерной школы, Абраму Петровичу (в России) было выплачено в 1724 году (в декабре), что наводит на мысль, что как-то так он и поступил на русскую военную службу.
Что касается экзамена лично у Петра первого.
Всё, конечно возможно, но в последние годы царствования Пётр сильно болел (предположительно, почечнокаменная болезнь, осложнённая уремией). Летом 1724 года его болезнь усилилась, в сентябре он почувствовал себя легче, но через некоторое время приступы усилились. В октябре Пётр отправился осматривать Ладожский канал, вопреки советам своего лейб-медика Блюментроста. С Олонца Пётр проехал в Старую Руссу и в ноябре водой поехал в Санкт-Петербург. У Лахты ему пришлось, стоя по пояс в воде, спасать севший на мель бот с солдатами. Приступы болезни усилились, но Пётр, не обращая на них внимания, продолжал заниматься государственными делами. 17 (28) января 1725 года ему пришлось так худо, что он распорядился поставить в соседней со своей спальней комнатой походную церковь, а 22 января (2 февраля) исповедался. Силы начали оставлять больного, он уже не кричал, как прежде, от жестокой боли, но только стонал.
Давайте лучше про дела сердечные.
На дном из балов арап влюбляется в дочь боярина Гаврилы Ртищева — миленькую Наталью.
Тебя не существует, Наташ.
В январе 1730 года состоялось назначение Ганнибала майором в тобольский гарнизон, а в сентябре — перевод капитаном в Инженерный корпус, где Ганнибал числился до увольнения в отставку в 1733 году. В это время он был командирован в Пернов учить кондукторов математике и черчению. В 1731-1733 годах — комендант Перновского укрепрайона. В начале 1731 года Абрам Ганнибал женился на гречанке Евдокии Андреевне Диопер, дочери офицера галерного флота, дислоцированного в Пернове.
Мог Петр первый лично присутствовать на их свадьбе? Конечно мог! Если б не умер 28 января (8 февраля) 1725 года.
Это не более чем легенда. Ганнибал был командирован в Тобольск, с сохранением звания и должности (военный инженер).
Характерным является то, что «сидевшему под арестом» Ганнибалу продолжали выплачивать его-же жалование.
Ну и письмо Ганнибала к Меньшикову не проливает света на «антименьшиковский заговор», а скорее говорит о жалости Ганнибала к себе и о преклонении перед Светлейшим Князем. Собственно цитата:
«. и кого давить такому превысокому лицу — такого гада и самую последнюю креатуру на земли, которого червя и трава может сего света лишить: нищ, сир, беззаступен, иностранец, наг, бос, алчен, жажден; помилуй, заступник и отец и защититель сиротам и вдовицам. «
Когда к власти пришла Елизавета, Ганнибал направил ей поздравления. Его письмо буквально цвело от лести и прославления императрицы. Такие письма Ганнибал писал каждому новому правителю Российской империи, но только Елизавета изволила ответить.
Ганнибал знакомится со шведской дворянкой- Христиной-Региной фон Шеберг (Christina Regina von Sjöberg), прижил с ней детей и женился на ней в 1736 году. Однако, после переезда в Ревель, Ганнибал перестает получать жалование в Пернове и как следствие перестает выплачивать пособие своей бывшей жене (Диопер).
Первые несколько лет она живет за счет прихода русской православной церкви в Пернове (как обычно, в то время, было с женщинами лишившимися мужа), но скромное содержание тяготит гречанку и она пишет в Священный Синод, с просьбой помочь разыскать беглого мужа и взыскать с него деньги. После поисков, Ганнибал обнаруживается в Ревели и женатым вторым браком. при живой первой жене.
Начинается серьезная судебная тяжба. Ганнибал предъявляет как доказательство развода постановление офицерского суда о разводе за прелюбодеяние, однако оказывается офицерский суд не имел права выносить такое решение. В те времена, такие решения принимала церковь.
Елизавета в гневе. Ганнибала вызывают в Санкт-Петербург, где ему грозит гражданская казнь и ссылка. Параллельно посланники Елизаветы едут в Пернов, к «хранящей верность первой жене» с подарками от императрицы.
В 1745 году Ганнибал был назначен заведовать делами по разграничению земель со Швецией. Переведённый в 1752 году снова в Инженерный корпус, он становится управляющим Инженерной частью всей России, руководит возведением укреплений Тоболо-Ишимской линии, а также Кронштадтскими, Рижскими, в Петербурге и другими. В 1755 году управляет строительством и содержанием Кронштадтского канала, тогда же основав госпиталь для рабочих на канале, немного позже открывает в Кронштадте школу для детей рабочих и мастеров. Награждён орденами Св. Анны (1748) и Св. Александра Невского (30.08.1760). Дослужившись до чина генерал-аншефа, Ганнибал был отправлен в отставку (1762) и умер в 1781 году.
Плохо что ли, господин Пушкин? Хорошо! Ваш предок отличным оказался работягой.
Скорее всего, благородному Александру Сергеевичу такая биография решительно не понравилась. Вот он её и подредактировал.
А в 20 веке, по ней сняли фильм и окончательно сложился образ «благородного» арапа.
Но фильм забавный и актёры интересные. Весёлое фэнтези по А.С. Пушкину. Смотреть можно.
Роль, сыгранная спиной
В фильме авторы истории показали, что молодая женщина отказывается от собственного ребенка, чтобы не обременять себя заботами о нем. По сценарию это молодая и красивая женщина, которая следит за собой и скорее всего имеет дом и всё необходимое, чтобы вырастить своего ребенка. Но рождение его явно не входило в её планы, и она достаточно легко отказывается от сына, как от ненужной вещи. Скорее всего в силу своей молодости и неопытности.
Доктор пытается ей это объяснить. Устами персонажа Папанова создатели фильма хотели это объяснить тысячам других молодых мам, которые попадали в похожую ситуацию. И в этом был один из смыслов этого фильма, помимо воспевания счастья материнства и отцовства.
Но героиня фильма всё же оставляет ребенка и уходит. Так вот исполнительница этой ключевой роли, не только не показывает в кадре своё лицо, но даже не указана в титрах к фильму. По сути, непростая роль сыграна неизвестной актрисой только спиной и тихим голосом. Но даже со спины заметно, что она молодая и красивая женщина.
После выхода фильма многие зрители гадали – кто же сыграл роль этого легкомысленного и по сути отрицательного персонажа? Кто-то считал, что это Наталья Кустинская, кто-то что Светлана Савёлова. Были уверенные в том, что это Наталья Селезнева. Все эти актрисы со спины своей фигурой и ростом были похожи на данного персонажа.
Но на самом деле эту женщину сыграла 21-летняя латвийская актриса Ингрида Андриня. Когда ей предложили эту роль, она была студенткой третьего курса ВГИКа, и это было её первое приглашение в кино. Когда начали репетировать, режиссер заметил, что она старалась прятать свою лицо от камеры. По сценарию этому персонажу на самом деле было стыдно перед доктором, поэтому вначале он не стал поправлять положение актрисы в кадре. Но когда начались съемки, она вдруг совсем отказалась играть эту роль. Мол, показывая плохую мать в своем дебюте, она неизбежно наложит на свою актерскую внешность печать отрицательной героини, а ей не хотелось это делать в самом начале своей кинокарьеры.
Но и режиссер не хотел отказываться от уже выбранной актрисы. И тогда он решил вообще не показывать её лицо в кадре. И не только потому что актриса этого не желала. Он вдруг понял, что обезличивание этой героини наоборот усилит нравоучительный эффект, так как речь пойдет не о какой-то одной конкретной женщине, а о проблеме всех матерей-кукушек. Это стало находкой режиссера, а прием обезличивания этого персонажа позже кинокритиками был признан успешным.
Режиссер Евгений Карелов выполнил и второе условие актрисы – он не стал указывать её имя в титрах к фильму.
Сама Ингрид позже рассказывала, что эти съемки были ей интересны как первый опыт работы в кино. К тому же она получила огромное удовольствие от общения с такими мастерами, как Анатолий Папанов, Вера Орлова, Наталья Фатеева и другими актерами, которые снимались в этом фильме.
Актриса Ингрида Андриня более 40 лет проработала в труппе Латвийского Национального театра, её фильмография состоит из двадцати фильмов. Всесоюзную популярность она получила после исполнения главной роли в фильме «Последняя реликвия», который был в числе лидеров проката в 1970 году.
Просьба улучшить качество фильма о теории относительности
В 1964 году Моснаучфильмом был снят замечательный образовательный фильм о теории относительности. Причём с известнейшими актёрами той эпохи: Георгий Вицин, Алла Демидова, Алексей Полевой. Сейчас такого уже никто не снимет.
Хочу показать этот фильм своим ученикам на вводном занятии по теории относительности, но качество оставляет желать лучшего. Самый качественный вариант я нашёл в VK: https://vk.com/video314558845_456239179, но там всего 480p.
Уважаемые @Mrsatana666666, @shivam, @Inquabator и все, кто занимается повышением качество видео, не могли бы вы улучшить эту короткометражку? Заранее спасибо.
«Чингачгук — Большой Змей»
«Чингачгук — Большой Змей» был и остается шедевром своего времени, несмотря на то, что роли индейцев исполняют немецкие актеры, а сюжет наивен до безумия.
Югославский актер Гойко Митич был и остается самым настоящим индейцем, и я сомневаюсь, что кто-то сможет меня убедить в обратном.
Комбинированные съёмки в советском кино 1964
10 интересных фактов о фильме «Пираты XX века»
Режиссёр Станислав Говорухин написал сценарий приключенческого боевика «Пираты XX века» по мотивам газетной заметки о нападении пиратов на итальянское судно. Команда корабля, перевозившего уран по Средиземному морю, погибла, а 200 тонн груза бесследно исчезли… Сам Говорухин был занят на съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя», поэтому предложил снять «пиратский» фильм своему другу и соавтору Борису Дурову. Вместе они дописали сценарий, и Дуров отправился в Госкино — получать разрешение на съёмки.
«Пираты XX века» стал первым советским боевиком и первым советским фильмом, где показывались приёмы карате. Этот вид боевого искусства долгое время был под запретом, так как считался слишком травмоопасным, а его философия не соответствовала советской идеологии. Спортсмены тренировались в подпольных секциях, часто выдавая себя за легальных дзюдоистов, но этих секций было так много, что в конце концов Спорткомитет СССР издал приказ о формировании спортивной федерации, и в 1978 была создана Центральная школа карате. Благодаря этому карате в «Пиратах XX века» прошло цензуру, но количество зрелищных сцен пришлось сократить до минимума. Постановщиком боев был мастер восточных единоборств Тадеуш Касьянов, который играл в фильме боцмана Матвеича. В эпизодах снимались его ученики из Центральной школы карате — индийские, казахские и узбекские спортсмены.
Сыгравшего главную роль Николая Ерёменко режиссёр сначала даже пробовать не хотел — за актёром тянулся шлейф романтических героев, и Дуров не представлял его в боевике. На роль механика Сергея он хотел взять малоизвестного литовского актёра Костаса Марининаса, но для Ерёменко «Пираты XX века» были как раз шансом вырваться из лирического образа, который он не хотел упускать. Ерёменко убеждал режиссёра, что тут важна не столько актёрская, сколько спортивная подготовка, а плавает и дерётся он гораздо лучше. В качестве последнего аргумента актёр подошёл к Дурову и предложил пощупать бицепсы…
Вместе с Ерёменко снимался его друг и однокурсник Талгат Нигматулин, который был просто находкой для фильма — актёр серьёзно занимался карате, а его коронным номером были удары в прыжке, которые очень эффектно выглядели в кадре. После роли пирата Салеха Нигматулин моментально стал звездой, а в Узбекистане — почти что культовой фигурой. С ним заводили дружбу люди из партийной верхушки, цеховики и тёмные личности, которым был очень нужен человек с такой спортивной подготовкой, да ещё и знаменитый. Именно из-за интереса таких людей жизнь Талгата Нигматулина трагически оборвалась спустя шесть лет после премьеры.
Морской съёмочной площадкой стал порт Мариуполя (тогда ещё Жданова), а руководство Черноморского флота выделило для съёмок несколько кораблей. Главную роль исполнил сухогруз «Фатеж» — в фильме это советский корабль «Нежин», на котором происходит основное действие. По сюжету он гибнет в огне, но на самом деле судно не пострадало и потом ещё много лет служило в Севастополе. Пиратский корабль Mercury — это теплоход «Адмирал Лунин», который после съёмок продали в Грецию, где спустя двадцать лет его затопили, чтобы не тратиться на ремонт.
Остров туземцев снимали на восточном берегу Крыма, где выстроили бутафорскую деревню ловцов жемчуга. Раньше на этом месте был режимный военный городок, поэтому съёмочная площадка легко закрывалась от лишних глаз шлагбаумами и заборами. Высаживались советские моряки на «остров» в районе Карадага, а пиратский дозор при этом стоял в другом месте — на мысе Капчик. Эпизод с тонущим сухогрузом «Нежин» снимали в бассейне гостиницы «Ялта-Интурист» — там сделали декорации затопленных коридоров, по которым плавал Николай Ерёменко. Пожар на «Нежине» на самом деле кораблю не угрожал — горела всего лишь смола в поставленных на палубу тазах.
Для съёмок крымские декораторы сделали пять деревянных макетов донных мин. Съёмочная группа плыла к месту съёмок с «минами» на борту, когда начался шторм и один макет смыло волной. О происшествии было сразу доложено руководству Черноморского флота, которое чуть не снесло голову режиссёру — на стратегически важном участке с активным судоходством вдруг плавает «мина»! На её поиски отправилось несколько катеров, но муляж так и не нашёлся.
Талгат Нигматулин и Николай Ерёменко сразу сказали, что дублёры им не нужны и они все будут делать сами. Потом Ерёменко рассказывал, что полученные травмы сказывались ещё долго — целый день они с Талгатом швыряли друг друга на бетонный пол, и половина синяков с ссадинами у Сергея и Салеха были настоящими. А вот одну историю актёры придумали, чтобы придать фильму больше приключенческой романтики и героизма. Говорили, что когда Николай Ерёменко прыгал со скалы на пиратское судно, то промахнулся, упал в воду и чуть не попал под винт! На самом деле актёр и должен был падать в воду, на палубе он появлялся уже после монтажа — внизу его ждали водолазы, винты корабля не работали, а в скале вырубили нишу на случай, если судно притрётся бортом к камням…
Боевик «Пираты Х Х века» возглавил рейтинг самых кассовых фильмов за всю историю СССР! На захватывающую приключенческую историю с мужественными героями зрители ходили по несколько раз. Популярность карате достигла таких высот, что приёмы «как в кино» разучивали даже дети во дворах, а потом бежали записываться в секции. Удивительно, но самый кассовый фильм СССР не получил ни одной официальной награды, кроме почётного диплома на Всесоюзном кинофестивале в Душанбе… Чуть позже Станислав Говорухин написал сценарий продолжения истории команды «Нежина», но актёры идею не поддержали и отказались от съёмок. Тогда сценарий переписали под других героев и в 1986 году режиссёр Степан Пучинян снял по нему приключенческий фильм «Тайны мадам Вонг».
Мало кто знает, что прекрасная актриса Надежда Румянцева из популярнейшего фильма «Девчата» озвучила персонажей многих отечественных и зарубежных фильмов и мультфильмов!
Про то, что её голосом говорила героиня Натальи Варлей в фильмах «Кавказская пленница» и «12 стульев» знают, конечно, многие!
Кроме того, голосом Надежды Румянцевой говорили:
великолепная Одри Хёпберн в шикарном фильме «Как украсть миллион»
— та самая мартышка из мультика «38 попугаев»
— Билли из «Утиных историй»
— Зита и Гита из популярнейшего индийского фильма
— женские героини в сериале «Твин Пикс»
и многие, многие другие!
Москва в кино. Фильм «Верные друзья» (Мосфильм, 1954 г.)
Старая добрая кинокомедия. Разбавленная музыкальными «номерами». Очень в духе середины прошлого века.
1. Фильм начинается с того, что нам показывают ребятню, катающуюся на лодке. Есть версия, что снимались эти сцены на Головинских прудах, в кадр попали общаги фабрики Петра Алексеева.
Стопроцентной уверенности у меня нет, поскольку фильм снимался не только в Москве, но вот сами сравните первый кадр и современное фото.
Но переносимся-таки в 1950-е.
Один из друзей вырос в большого начальника, в академика архитектуры Нестратова. Есть даже версии, что прообразом его послужил не кто иной, как Дмитрий Чечулин. Но утверждать тут что-то наверняка, конечно сложно 🙂
В поисках Нестратова друзья и отправляются на «одно из высотных зданий». Но сначала наши герои колесят по Москве
2. Смоленский бульвар. В кадре «сундукообразный» дом, построенный еще до войны в 1940 году, по проекту архитектора В.Д. Кокорина (Смоленский бульвар, 22). Ну, а на дальнем плане МИД
3. Большой Москворецкий мост. Дополнительных пояснений не требуется. 🙂 Вот только обратите внимание на спасательный круг, закрепленный на парапете моста!
4. И вот, наконец, строительство высотного здания. Это строящаяся гостиница «Украина».
Интересный факт: гостиница получала свое название в период правления Хрущева, при проектировании (еще при Сталине) она назвалась просто — Гостиничное здание в Дорогомилове.
Чудесный кадр на месте деревянных домиков на противоположном берегу, теперь здесь стоит «Белый дом».
А здесь мы видим старое Дорогомилово, которое только-только начинает уступать под натиском новых кварталов по Кутузовскому проспекту (Можайское ш. тогда) и Б. Дорогомиловской. Виден в кадре метромост. Начавшееся строительство на Смоленской набережной, а за ней еще старые постройки на Варнухиной горе, а правее, за Смоленской улицей малоэтажная застройка Ростовских переулков. Ну, и МИД.
5. Академик архитектуры на стройке не обнаружен. И друзья по наб. Тараса Шевченко едут на новый объект.
8. Еще одна стройка
Строительство Дома преподавателей МГУ на Ломоносовском проспекте. Вот так этот дом выглядит в итоге:
Нашли Нестратова не на стройке, а в кабинете. И дальше уж отправились к реке.
9. Большой Краснохолмский мост
10. Космодамианская набережная и высотка на Котельнической набережной на дальнем плане.
А дальше в путешествие по большим водным артериям страны:))
Час оборотня. Как был найден утерянный перестроечный хоррор
В конце 2020 года команда сообщества From Outer Space развернула поиски пропавшей киноленты.
Также было направлено большое количество писем с розыском фильма в различные учреждения: Гостелерадиофонд, Национальная библиотека Украины, Национальный центр Довженко (крупнейший киноархив Украины), Одесская киностудия, но отовсюду приходил один ответ: «такого фильма у нас в архивах нет».
Только Госфильмофонд хранил загадочное и долгое молчание. Прошерстив архивный каталог, тот самый Оборотень всё-таки был обнаружен в застенках ГФФ.
Казалось, что фильм найден и осталось только заплатить, чтобы получить копию.
Вскоре удалось найти контакты режиссера фильма — Игоря Шевченко, который самостоятельно обратился в Госфильмофонд и после долгой бюрократической волокиты смог легально получить копию фильма.
Спустя 30 лет после выпуска зрители вновь могут увидеть этот знаковый для своего времени хоррор о похождениях одесского оборотня.