меня трогает сын по ночам
Почему ребёнок постоянно пытается меня потрогать?
Вопрос психологам
Спрашивает: Виктория
Категория вопроса: Дети
Здравствуйте. Наверное мой вопрос звучит странно, но я немного обеспокоена поведением ребёнка и попробую рассказать почему.
Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Почему ребёнок постоянно пытается меня потрогать?
Психолог Алматы Был на сайте: 8 дней назад
Ответов на сайте: 1184 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 54
Вы пишите о том, что чувствуете, что настала пора психического отделения сына от Вас, но пока этого не происходит. Причиной тому может быть в том числе и развод. Все зависимости от того, общается ли малыш с папой или нет, но он пережил (и Вы вместе с ним) его потерю.
После того, как в его внутреннем мире он потерял папу, (он его потерял и физически, папа не спит с Вами как прежде), то теперь ему важно трогать Вас, чтобы ощущать, что Вы рядом, мама не потерялась. В этом и трудность его отделения, в том числе трудность перебраться в свою кроватку. Ощупывание Вас дает ему чувство безопасности и того, что никто не потерян.
Шаг за шагом он сможет преодолеть страх отделения, но и Вам важно оставаться спокойной в этом нелегком процессе.
Гулак Оксана Валерьевна, психолог Алматы
Виктория, интерес ребенка к вашему телу совершенно естественный. Трогая, щипая, сдавливая ваше тело он изучает границы своего телесного «Я». До 0,5-1 года он не отделял себя от вас на телесном уровне, Теперь активно этим занимается. Чтобы отделиться от мамы на телесном уровне, он должен тщательно изучить границы тела матери и своего тела. Поэтому тревожиться по этому поводу не имеет смысла. Лучше помогите ему четче очертить свои границы.
Айдарбеков Кайрат Анварбекович, психолог в Алматы
в идеале младенцы должны спать (ночью) отдельно от родителей с рождения. Отдельный ночной сон даёт ребёнку возможность обжиться в границах собственного тела, научиться самоутешению и самоподдержки, оказаться внутри своего тела как дома. Самостоятельному малышу взрослый рядом мешает заснуть, малыш должен выталкивать его. Переходным предметом обычно служат мягкие игрушки, они заменяют дневную маму ночью. Днем поваляться и вздремнуть с малышом не возбраняется.
Поэтому начинайте спать отдельно. Дожидайтесь, пока он уснет, сидя, а не лежа рядом. Возможно, так вы проведете вдвоем пару-тройку бессоных ночей. Но они стоят свободы от симбиоза. Скажите что-то в духе: «ты вырос, и я не могу заснуть рядом с тобой. Мне нужно спать отдельно, чтобы хорошо себя чувствовать и быть здоровой. Я знаю, что ты меня любишь и сможешь спать отдельно как большой».
Симбиоз с матерью для мальчика очень чреват последствиями: затягиваются возрастные кризисы, сила воли, самоконтроль слабеют, статутс среди сверстников низкий. Поэтому Вы правильно тревожитесь.
Я заметила у сына сексуальное влечение ко мне
Пожалуйста помогите советом, я заметила у сына сексуальное влечение ко мне. И он открыто это проявляет. С бывшим мужем развелась 10 лет назад и так живу с сыном одна. Самое важное что секса у меня давно не было и сын давит на самое больное место. Ищет подходящий момент и делает попытки когда очень уставшая с работы прихожу. В школе ничего подобного учителя не замечали жалоб нет хорошо учится. Но ведь если дойдёт до секса это вызовет у него психологическую травму? Что мне сделать? Как ему помочь?
Екатерина, добрый день.
Вашему сыну 16 лет, а значит у него в организме активно идет гормональная буря, и повышенный интерес к сексуальной сфере обусловлен в том числе ею. Эта ситуация носила бы здоровый характер, если бы он направлял своё внимание на ровесниц, подруг из своего окружения.
Вы пишете о том, что воспитываете сына одна — такая ситуация всегда является сильной психологической нагрузкой и на мать, и на ребенка, и имеет ряд особенностей. Не перепутались ли у вас в семье роли? По другим вопросам ведете ли вы себя с ним как с сыном или в чем-то по функциям он встал на место вашего супруга?
Ситуация, когда парень в его возрасте открыто проявляет сексуальное желание к матери, свидетельствует о серьезных проблемах в формировании сексуальности и психики. Чтобы вы правильно понимали — ситуация уже критическая.
Если, как вы пишете, «дойдет до секса»,— это может нанести непоправимую травму. Для него это высочайшая вероятность проблем в отношениях с девушками, проблем в создании семьи, задержки в развитии личности. Вам обоим это грозит всепоглощающим чувством вины за непоправимый поступок.
В ваших силах этого не допустить. Осознавайте, что вы управляете этим процессом больше, чем он, так как он движем во многом физиологическими импульсами. Он не может сейчас просчитать последствия данной ситуации, а вы можете. Поэтому и ответственность за произошедшее будет в большей степени лежать на вас.
Осознавайте, что если между вами произойдет сексуальный контакт — фактически, он перестанет быть вашим сыном, а вы — его матерью. Нормальные отношения будет поддерживать невозможно.
Этого можно избежать, если вы составите с сыном разговор о недопустимости никакого сексуального взаимодействия, обозначите свою позицию твердым отказом. Однозначно следует очно обратиться к психологу, и вам, и ему.
Я рекомендую вам максимально дистанцироваться на некоторое время, возможно уехать куда-то одной или отправить его (например, в спортивный лагерь, к ровесникам). Это важно, чтобы остановить развитие этой ситуации, чтобы и вы, и ребенок избежали дальнейших серьезных травм и проблем.
Меня трогает сын по ночам
У моего мужа есть сын от гражданского брака, Владик, живёт он с нами, в этом году пошёл в первый класс. Муж жил с его матерью, пока мальчику не исполнился год, потом она забрала ребёнка и уехала с ним в свою деревню. Муж переехал в Волгоград, где мы и познакомились.
Во время отпуска, который муж проводил в родном городе, он попросил бывшую привезти малыша к нему в гости; мальчику было два года. Естественно, она привезла сына с удовольствием и напрочь о нём забыла. Год ребёнок прожил с родителями мужа, поскольку муж по окончании отпуска вернулся в Волгоград.
Мальчик ждал свою маму, которая время от времени звонила в пьяном угаре бабушке с обещанием приехать, но так и не доехала. Потом и звонить перестала. Всю зиму малыш проболел, даже попал в больницу. Весной мы забрали мальчика к себе, причём инициатива была моя. И тут началось.
Ребёночек сложный, что и говорить, взгляд – как у волчонка. Наверное, с месяц он проверял меня на вшивость, доводил как мог и наблюдал мою реакцию, причём делал это в отсутствие отца. А при папе – ангел, с небес спустившийся. Например, просил сварить ему манную кашу, а когда ставила тарелку с кашей на стол, заявлял: «Не люблю манную кашу, не буду есть!» Я боялась спать, если он проснулся: мог якобы нечаянно ударить ногой по лицу или открыть дверь и выйти в подъезд.
Однажды нашу квартиру залили соседи сверху. Я схватила ребёнка за руку и пошла с ним на второй этаж, потому что побоялась оставлять одного. Пока разговаривала с соседкой, мальчик исчез. Я нашла его в торце нашего дома, он спокойно разговаривал с продавцами (у нас там была торговая точка). Пока искала – чуть с ума не сошла.
Наверное, это была последняя капля, моё терпение лопнуло. Я его отлупила, поставила в угол, а сама убежала на кухню. Покурила, поревела, позвала мальчика к себе, объяснила, что он сделал не так, и попросила у него прощения. Сказала, что очень за него испугалась, поэтому и не сдержалась, пообещала, что больше никогда не трону. Он плакал вместе со мной и, по-моему, сделал какие-то выводы. Наверное, я прошла «кастинг», потому что после этой истории Владик стал называть меня мамой. Я не возражала.
Этим летом отправили ребёнка в деревню к бабке погостить на полтора месяца. Когда приехали забирать его в город, после обеда пошли в дом отдохнуть. Муж постелил себе на полу, я легла на кровать. Владик лёг со мной, обнял, я его тоже обняла, думала – соскучился. Лежим, он стишки рассказал, которые с бабкой выучил. Я начала дремать, а он никак не уляжется – возится чего-то. И тут до меня дошло, почему он возится! Сделала вид, что не поняла, сказала только, что он мне спать мешает и если не успокоится, я уйду к папе на пол. Тогда он затих и уснул.
Ночью я его к себе, естественно, не пустила. Слава богу, в городе мы уже не живём в одной комнате, купили квартиру, у ребёнка своя комната, у нас с мужем – своя.
Как-то мы вернулись поздно домой из гостей. Утром я встала, сходила в туалет и решила ещё поспать. Наша спальня находится на солнечной стороне, да ещё соседи с утра музыку включили, в общем, я решила лечь у Влада в комнате на диванчик прямо в халате, укрылась пледом. Он ещё спал, я тоже уснула.
Проснулась оттого, что кто-то трогает меня, извините, между ног. Открыла глаза и обомлела: Владик! Он испуганно отдёрнул руку и смотрел на меня, а я… Я дала ему оплеуху и ушла на кухню. Я не наказывала его, просто не разговариваю с ним, а он со мной. У него вообще такой характер – сам по себе, никогда не извиняется, не просит прощения. В угол отец поставит – будет молчать. Скажу: «Пойди, попроси у папы прощения», – пойдёт, сделает одолжение. Не скажу – будет стоять.
Перед школой пришли к психологу – зажался весь, слова не вытянешь. На вопросы отвечал тихо, руки были в постоянном движении. Видно, что стеснялся, нервничал. Он всегда сначала стесняется, ему нужно с полчаса привыкнуть к обстановке, к новому человеку, даже к нам с мужем: когда приезжаем летом к бабке, у которой Владик отдыхает, он полчаса от нас прячется. Психолог сказала, что ребёночек наш «тормозит». После такого «диагноза» не хочу с ней даже ни о чём разговаривать.
Так вот, возвращаясь к главной проблеме. Сказала о случившемся мужу, а он спокойно заявил, что, может, для мальчиков это норма, и перевёл разговор на другую тему. Тут я вспылила, нагрубила ему. Спросила: раз это норма, значит, ты у своей матери тоже всё везде потрогал? Он психанул, пошёл к Владику разговаривать. Тот ему сказал, что брал с дивана игрушку и случайно меня тронул. Но когда я ложилась, игрушки убрала, и для того чтобы меня «тронуть», надо задрать плед, халат. Выкручивается – значит, всё понимает.
Муж уехал на работу, ему проще, а я теперь совсем не знаю, что делать. Наревелась до головной боли, гулять ребёнка не пустила – там три соседских девчонки, я уже даже боюсь. Когда ходила к психологу, она мне дала совет: не заниматься сексом в присутствии ребёнка. Да мне бы такое в даже голову не пришло!
Моему сыну от первого брака 16 лет, и с ним таких проблем не было. А здесь, я думаю, виновата мама Владика. Но почему пацана так заклинило на этой теме? Чего он там, у мамани, насмотрелся, что пять лет забыть не может? Самое главное: что делать? Муж работает в полиции, я в ресторане, поэтому решили, что Владик будет учиться в интернате, чтобы, когда мы оба на работе, ребёнок находился под присмотром. Теперь я в ужасе – а вдруг чего-нибудь с одноклассницей вытворит?
Уважаемая Галина, помогите! Что нам с ним делать? Как себя вести? И что это вообще с ним происходит?
«Мамин хвостик»: Почему ребенок не отходит от мамы
«Она просто шаг не может сделать без меня. Все время зовет „мама, мама“. Нет, ну приятно, конечно, но ей надо и с детками общаться, скоро в садик. ». Рассказывает детский и подростковый психолог Виктория Мелихова.
В течение первого года жизни ребенок не отходит от мамы, а их отношения представляют симбиоз. Очень важно, чтобы эта стадия прошла благополучно, чтобы ребенок получил не только уверенность в удовлетворении своих потребностей, но и материнскую любовь, заботу, внимание.
Здесь хочется вспомнить слова Людмилы Петрановской: «Когда потребность щедро удовлетворена родителем, ребенок с радостью от нее освобождается. Именно полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и способности обходиться без помощи. Но если ответ на запрос ребенка не получен или дается через раздражение, ребенок не становится самостоятельным: он остается в плену у потребности».
«Когда потребность щедро удовлетворена родителем, ребенок с радостью от нее освобождается. Именно полностью удовлетворенная потребность быть зависимым, получать заботу и помощь приводит к независимости и способности обходиться без помощи».
При благополучном прохождении этой фазы, когда ребенок напитался материнской любви и заботы, получил опыт распознавания своих чувств, потребностей, чуткого реагирования на них, убедился в надежности и стабильности матери, он способен немного отпустить ее, немного отделиться от матери сам, стать более самостоятельным.
Ребенок, опираясь на опыт благополучных и надежных отношений, сохраняет их внутри. Он сохраняет внутри себя образ матери, поэтому способен некоторое время обходиться без нее, самостоятельно играть. Он уверен, что если возникнет такая необходимость, то мать обязательно окажется рядом, защитит, успокоит, спасет. Поэтому он способен ждать.
У ребенка появляется потребность в своем личном пространстве, он отходит от матери, периодически возвращаясь к ней, убеждаясь, что она на месте, опираясь на ее любовь и заботу.
Если в этом сценарии есть сбой, малыш от родителя отделяться не захочет. Давайте разберем основные причины, почему ребенок «липнет» к маме и начинает слишком сильно волноваться, когда того нет рядом.
1 Мама не дает достаточно любви и заботы
Не все матери могут дать ребенку столько любви и заботы, сколько ему требуется, не все матери способны распознавать сигналы ребенка и чутко на них реагировать. Мать может находиться в состоянии послеродовой депрессии, может переживать утрату, горе, иметь серьезное заболевание.
Так или иначе, ребенок «прилипала» не получает опыта надежных и безопасных отношений. У него нет уверенности в том, что мать в нужное время окажется рядом. У него нет опыта чуткого реагирования на его потребности. Не успел он напитаться и насытиться материнской любовью и заботой.
Поэтому он будет просить ее еще достаточно долго, даже в том возрасте, когда все сверстники уже давно становятся самостоятельными. Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.
Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.
2 Мама все время «исчезает»
Способность ребенка отпускать маму, потребность в личном пространстве формируется у ребенка на основе положительного опыта взаимодействия с матерью. Когда мама ведет себя предсказуемо. Если она и уходит, то обязательно вернется в течение времени, которое он способен выдержать без нее.
Но как ребенку справиться с тревогой, как ему перенести хоть самое небольшое расставание с мамой, если она ушла и ничего не сказала? Если его личный опыт состоит из чувства, что мама его не слышит, не понимает, что она может в любой момент просто уйти и не вернуться. Тогда приходится держать ее возле себя каждую минуту. Только так можно избежать самого страшного — потерять ее навсегда.
Многие мамы убеждены, что лучше им просто исчезнуть из поля зрения ребенка, пока он отвлекся или уснул, чем выносить его плач. Ребенок засыпает, рядом с ним находится мама. Просыпаясь, он видит бабушку или няню, или вообще оказывается один. Мама ушла, исчезла. Бросила. Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.
Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.
Неудивительно, что ребенок не отходит от мамы, увидев ее снова, и будет делать все возможное, чтобы не потерять.
3 Мама боится будущего
Ребенок взрослеет, мама стареет, время идет. Чем самостоятельнее и взрослее становится ребенок, тем больше мама понимает, что время не стоит на месте. Тогда ребенок бессознательно будет тормозить свое развитие для того, чтобы создать иллюзию того, что он всегда будет маленьким. Что перемены где-то далеко.
Ребенку скоро пять лет. У него проблемы с речью, «перевести» может только мама. Пора идти в детский сад, да вот только девочка постоянно болеет, маме приходится оставаться дома, никак не получается выйти на работу.
В ходе разговора с мамой становится понятно. Мамина работа давно не приносит ей радости, от мысли о возвращении ей становится не по себе. Тревога, страх, неуверенность возникают одновременно с мыслью о выходе на работу. Вот ребенок и «липнет» к маме и «подстраивается», плохо говорит, как будто ей не пять, а только два, постоянно болеет, чтобы у мамы была возможность еще посидеть дома.
4 Мама боится одиночества
Очень многие мамы решают родить ребенка «для себя», чтобы «в старости было кому подать стакан воды», чтобы не остаться одной. Очень велика вероятность того, что взрослея, ребенок будет чувствовать бессознательное чувство вины каждый раз, когда уходит из дома погулять с друзьями, когда самостоятельно решает выбрать профессию, когда создает свою семью. Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.
Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.
Процесс отделения ребенка от родителей естественен и закономерен. По мере взросления отношения между родителями и ребенком трансформируются, дети строят свою жизнь.
5 Мама боится потерять смысл жизни
Здесь сложности будут испытывать те родители, которые в ребенке видят весь смысл своей жизни. Без ребенка жизнь была бы пустая. Да и вообще, ради чего еще можно жить, все только для детей — убеждены они.
Мама трехлетнего мальчика с любовью и гордостью говорит, что в нем весь смысл ее жизни, только с его появлением она зажила по-настоящему. И все бы ничего, только ребенок не отходит от мымы ни на шаг, любые ее отлучения даже на минуту заканчиваются слезами и криками. О причинах догадаться несложно. Как только ребенок начнет немного отходить от мамы, расти, обзаводиться своей собственной жизнью, она столкнется с пустотой. Смысл жизни будет потерян, ее мир рухнет.
Да, до какого-то времени ребенок становится центральным объектом внимания и заботы всей семьи. Например, на первом году жизни, когда он не может еще ничего сделать сам.
Но ребенок растет, становится все более самостоятельным. И вот в какой-то момент родители сталкиваются с тем, что уже не все их время и пространство занято ребенком. Теперь приходится снова посмотреть на свои отношения друг с другом, которые, вероятно, дали трещину; вернуться к своей профессии, которая никогда не приносила радости и удовлетворения; увидеть, что хобби и вовсе отсутствует, а среди друзей и знакомых одни предатели. Очень непросто столкнуться со всем этим «букетом».
Уж лучше заботиться о своем малыше, даже если ему уже стукнуло тридцать. Скорее всего ребенок таких родителей будет чересчур привязан к ним. И даже став взрослым, будет неспособен к самостоятельной жизни, а останется инфантильным.
Запомнить родителям
2 Что делать, если ребенок «прилипала»? Убедитесь, что кроме ребенка у вас есть и другие смыслы жизни: любимая работа, теплые супружеские отношения, время для друзей и близких, интересное хобби. Ребенок должен быть дополнением к вашей жизни, а не заменой всего.
3 Позаботьтесь о себе. Да, у вас маленький ребенок, и с ним сложно. Но и вам важно отдыхать, находить хоть пять минут в день для себя. Не стесняйтесь просить о поддержке и помощи. Заботясь о себе, вы заботитесь о ребенке. Только счастливая мама может вырастить счастливого ребенка.
Если вы видите, что многое из того, о чем говорится в этой статье, — про вас, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Это не признак слабости, а показатель ответственности и осознанности.
И, да, предупреждайте ребенка, что вы уходите. Говорите ему, когда вы вернетесь. Даже если малышу всего один месяц.
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.