меня там нет хит леджер
Меня там нет
Боб Дилан — одна из наиболее значимых фигур музыкальной индустрии второй половины ХХ века. Его сложная жизнь передается через сюжет многогранной истории, в которой Боб — это и сбежавший из дома мальчик Вуди, и молодой фолк-исполнитель Джек, и бунтарь Джуд, и поэт Артур, и романтик-актер Робби, и даже пожилой Малыш Билли. Все они — часть жизненного и творческого пути рок-легенды.
Режиссер независимого кино Тодд Хейнс создал необычную биографическую кинокартину о Бобе Дилане. Тодд поделил жизнь известного музыканта на шесть частей и представил их в виде шести символических персонажей. Кстати, каждому из них посвящена отдельная новелла. Хейнс также написал к проекту сценарий, который одобрил сам Дилан.
Всех вышеупомянутых героев играют разные актеры. Примечательно, что одного из персонажей, Джуда, и вовсе играет девушка — Кейт Бланшетт. За эту роль Кейт получила Кубок Вольпи на Венецианском фестивале киноискусства, Золотой Глобус и даже номинацию на Премию американской киноакадемии Оскар. Еще один образ воплотил Хит Леджер, известный по роли Джокера в картине Темный рыцарь. Музыкальная кинолента стала одной из последних работ Леджера.
Впервые фильм был показан в рамках уже упомянутого Венецианского кинофестиваля в 2007-м, где режиссер удостоился Специального приза жюри. Прокатчиком драматической ленты в Америке стала кинокомпания братьев Вайнштейн. Интересно, что в 2006-м, то есть за год до выхода проекта Меня там нет, Вайнштейны продюсировали другой фильм, где одним из героев тоже был Боб Дилан — Я соблазнила Энди Уорхола.
80 лет Бобу Дилану: «Меня там нет» Тодда Хейнса
Бобу Дилану исполняется 80 лет. Наследник битников по прямой и друг Аллена Гинзберга, фолк-пророк и электрический рок-н-ролльный апостат, спасенный христианский вестник и поэт безымянных состояний. Перебирать реальные и выдуманные осколки его биографии можно бесконечно — в 2007 году Тодд Хейнс попробовал сложить из них то ли узор, а то ли шифр, байопик, где инкарнации Дилана разыграли между собой сразу шесть актеров. В ожидании праздника вспоминаем архивный текст Ксении Рождественской о фильме.
Говорят, историй всего четыре. История об укрепленном городе, о возвращении, о поиске, о самоубийстве бога — все это давно знакомо и не очень интересно. Главная история — о том, как мы эти истории воспринимаем.
У Тодда Хейнса, сделавшего психоделический шизобайопик о Бобе Дилане, историй оказалось шесть с половиной. Сложный, объемный пазл, в котором Дилана играют шесть разных актеров, и каждый из них — не совсем Дилан (или вовсе не Дилан), а лишь одна из дилановских личин: бунтарь, медиа-фигура, фолк-музыкант, певец протеста, становящийся проповедником, рок-музыкант, изгой. Все вместе — американская легенда. Для каждого героя — свой сюжет, свой способ описания. Почти идеальное экранное воплощение книги Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана» — о человеке, в котором уживалось несколько десятков личностей разного возраста, темперамента и таланта.
Но «Меня там нет» не является портретом ни человека, ни даже эпохи. Хотя, конечно, этот шар составлен из осколков, в которых можно найти и Дилана, и эпоху, и Америку. «Меня там нет» — это, скорее, попытка описать человеческое восприятие.
Хейнс — блестящий, иногда даже чрезмерно старательный стилист, и одним из смысловых пластов каждого его фильма является стилистическое приключение, переход от одного языка и способа восприятия действительности к другому. В этом зазоре между сюжетом и стилем для Хейнса и таится возможность искусства. В «Бархатной золотой жиле» расследование в духе «Гражданина Кейна» покрывалось блеском глэм-рока, в «Далеко от рая» классическое кино 50-х говорило о сегодняшних темах и приобретало сегодняшнюю мрачность. «Меня там нет» стало предельным упражнением в стиле.
Товарняк. «Меня там нет», режиссер Тодд Хейнс
«Меня там нет» (I’m not there)
Авторы сценария Тодд Хейнс, Орен Мувермен
Режиссер Тодд Хейнс
Оператор Эдвард Лахман
Художник Джуди Беккер
В ролях: Кристиан Бейл, Кейт Бланшетт,
Маркус Карл Франклин, Ричард Гир, Хит Леджер, Бен Уайшоу, Шарлот Гейнсбур, Кейт Бланшетт, Джулианна Мур, Мишель Уильямс и другие
Говорят, историй всего четыре. История об укрепленном городе, о воз-вращении, о поиске, о самоубийстве бога — все это давно знакомо и не очень интересно. Главная история — о том, как мы эти истории воспринимаем.
У Тодда Хейнса, сделавшего психоделический шизобайопик о Бобе Дилане, историй оказалось шесть с половиной. Сложный, объемный паззл, в котором Дилана играют шесть разных актеров, и каждый из них — не совсем Дилан (или вовсе не Дилан), а лишь одна из дилановских личин: бунтарь, медиа-фигура, фолк-музыкант, певец протеста, становящийся проповедником, рок-музыкант, изгой. Все вместе — американская легенда. Для каждого героя — свой сюжет, свой способ описания. Почти идеальное экранное воплощение книги Дэниела Киза «Множественные умы Билли Миллигана» — о человеке, в котором уживалось несколько десятков личностей разного возраста, темперамента и таланта.
Но «Меня там нет» не является портретом ни человека, ни даже эпохи. Хотя, конечно, этот шар составлен из осколков, в которых можно найти и Дилана, и эпоху, и Америку. «Меня там нет» — это, скорее, попытка описать человеческое восприятие.
Хейнс — блестящий, иногда даже чрезмерно старательный стилист, и одним из смысловых пластов каждого его фильма является стилистическое приключение, переход от одного языка и способа восприятия действительности к другому. В этом зазоре между сюжетом и стилем для Хейнса и таится возможность искусства. В «Бархатной золотой жиле» расследование в духе «Гражданина Кейна» покрывалось блеском глэм-рока, в «Далеко от рая» классическое кино 50-х говорило о сегодняшних темах и приобретало сегодняшнюю мрачность. «Меня там нет» стало предельным упражнением в стиле.
Хейнс работал над фильмом семь лет. В интервью «Нью-Йорк таймс» он назвал эту картину своей диссертацией — хотя это гораздо больше похоже на завораживающий разговор ребенка с воображаемыми друзьями. Дилан дал согласие на фильм, но режиссер ни разу не виделся со своим героем. Не считал нужным: он не собирался снимать классический байопик, он хотел создать историю мифа.
Один из героев — мальчик-афроамериканец (Маркус Карл Франклин), маленький Гекльберри Финн с гитарой, боготворящий фолк-легенду Вуди Гатри. Это фолк-начало в Дилане, его ранние годы. И одновременно — объяснение того, что собирается сделать Тодд Хейнс. Негритенок в его фильме путешествует на товарняке. Когда настоящий Боб Дилан подписывал контракт с «Коламбией», его спросили, как он приехал в Нью-Йорк. В своей автобиографии он передает этот диалог так:
— В смысле — на пассажирском?
— Ага, в нем. В товарняке.
— Так и запишем — товарняк.
[…] Ни на каком товарняке я никуда не приехал. Говоря по правде, со Среднего Запада я добирался в четырехдверном седане «Импала» 1957 года — прямо из Чикаго, хоть к черту, но побыстрее».
Слово «товарняк» могло бы стать прекрасным термином, сродни «телеге». Дурацкая, но вдохновенная история о том, чего не было, — именно такая история должна была бы понравиться публике. Товарняк — история тяжелая, нагруженная кучей смыслов и аллюзий, и романтика больших дорог и бескрайних просторов встречается здесь с прагматикой железнодорожных расписаний. Товарняк был придуман Диланом — а Хейнс воплотил его на экране.
Таким образом, режиссер сразу же объясняет, чем он собирается заниматься в фильме: он хочет исследовать все публичное пространство мифа о Бобе Дилане. Все легенды, все версии его жизни, все то, чем Дилан не является, все то пространство, где его нет, но где есть место для культового персонажа. Каждый из героев фильма — не только часть мифа о Дилане, некий условный Дилан, но и икона популярной культуры. Каждый эпизод — не только отдельный сюжет, но и способ осмысления мифа.
Артур, встрепанный паяц-интеллектуал, отвечающий на чьи-то идиотские вопросы (Бен Уайшоу), — это Дилан-философ, Дилан — последователь Артюра Рембо. Черно-белая сцена бесконечного допроса основана на реальных интервью Дилана.
Дилан — певец протеста (его в фильме играет Кристиан Бейл, бродивший по «Бархатной золотой жиле» в поисках истины), в конце превращающийся в Дилана-проповедника, вышел из документальной ленты Мартина Скорсезе No Direction Home.
Дилана-киноактера, Дилана-семьянина, мега-звезду бульварных газет играет Хит Леджер, и этот герой — омаж Джеймсу Дину и вообще всему голливудскому мифу о бунтаре; но сняты эти эпизоды в годаровском стиле.
Америка аллегорий, тяжелая Америка фолкнеровских времен — приют героя Ричарда Гира, немолодого Билли Кида. (Дилан играл в фильме Сэма Пекинпа «Пэт Гаррет и Билли Кид».)
Ди-Эй Пеннебейкера «Не оглядывайся», показывавшего Дилана во время его тура в Ньюпорте в середине 60-х. В том фильме Дилан представал перед зрителем высокомерным, нервным, неприятным хлыщом. Но произносил одну очень важную фразу. Читая статью о себе, он бормотал: «Я рад, что не являюсь мной». Мне нравится, что мы больны не нами.
Изначально героев-Диланов должно было быть семь: еще один, черно-белый, был срисован с Чаплина и существовал в пространстве немого кино.
Ветхозаветные сюжеты, любовь к большому европейскому кино и большому американскому роману, полная свобода в монтаже, игра со стилем — и вот перед нами изысканный бестиарий, смесь кинографомании и гениальности. Даже название фильма — цитата из не самой известной песни Дилана — кажется то слишком примитивным и заигрывающим со зрителем, то абсолютной истиной, превращающей все недочеты фильма в его достоинства. Но главное — все эти существа не имеют к Бобу Дилану никакого отношения. В Дилана их превращаем мы — своим восприятием.
Все прямые и скрытые цитаты, которые заполняют «Меня там нет», перечислять, наверное, бессмысленно, да и уловить невозможно. Все, что происходит в этой картине, перегружено кодами, шифрами, аллюзиями не меньше, чем все то, что происходит в песнях Дилана. Это мерцание, мельтешение подчинено, однако, безусловному мощнейшему ритму — тому же, которому подчиняются большие массы людей, выбирающие себе кумира и свергающие его. Бесконечные хроники, never ending tour.
Больше всего, как ни странно, «Меня там нет» напоминает Зону — не пустыню метафор из фильма Тарковского, а Зону братьев Стругацких, мусорную свалку артефактов и игрушек непонятного назначения. Что это за штуки — неизвестно, но зато мы знаем, как себя вести с ними. Та точка во Вселенной, откуда они к нам прибыли, так далеко от нас, что мы о ней и не думаем, мы просто бродим по Зоне и строим догадки. Иногда кажется, что Хейнс специально переусложняет картину, чтобы бродить по Зоне было интереснее, а Дилан оказывался все дальше от зрителя. «Меня там нет» не зря сравнивают с JFK Оливера Стоуна: оба фильма слегка сдвигают реальность, конструируя новый миф на основе уже известного — но тоже мифа.
Тем, кто знает о Дилане все, смотреть Хейнса будет так же мучительно, как тем, кто не знает о нем ничего. Это фильм для тех, кто знает о существовании великого американского мифа по имени Боб Дилан, но уже забыл о существовании человека с таким именем.
Говорят, Дилан однажды пришел в музыкальный магазинчик и спросил, есть ли в продаже новый альбом Боба Дилана. Продавец задал встречный вопрос: «А разве Боб Дилан еще жив?»
Кино на выходные: Кейт Бланшетт в роли Боба Дилана в фильме «Меня там нет»
Хит Леджер, Ричард Гир, Кристиан Бэйл и, конечно же, Кейт Бланшетт в роли лауреата Нобелевской премии по литературе за 2016 год
Нет смысла писать, кто такой Боб Дилан, сколько наград он получил и что значит его творчество для американской (да и мировой) культуры второй половины XX века. Экранизировать биографию человека подобного масштаба — задача не из легких. И здесь нужен неординарный подход.
И вот в 2007 году вышла картина «Меня там нет» режиссера Тодда Хейнса. Более странный, необычный и одновременно с этим талантливый биографический фильм Голливуд не видел довольно-таки давно. Что сделал Хейнс? Он разделил Боба Дилана на несколько ипостасей, которые играют Кейт Бланшетт, Ричард Гир, Хит Леджер, Бен Уишоу и Кристиан Бэйл. На Венецианском фестивале 2007 года лента была удостоена спецприза жюри, а Бланшетт названа лучшей актрисой (в фильме ее загримировали так, что она стала как две капли воды похожа на молодого Дилана!). Также стоит отметить бесподобную игру Хита Леджера, это была одна из последних его ролей.
Каждый персонаж в картине символизирует определенный период в жизни великого музыканта. Сделано это стильно, атмосферно. Особенно удались бурные 60-е. На заднем плане мелькает поэт Аллен Гинзберг, а самого Дилана буквально рвут на части журналисты и оголтелые поклонники.
Сейчас, когда Боб Дилан стал нобелиатом, его персона вновь приковала к себе всеобщее внимание. Картина «Меня там нет» исследует феномен славы и признания, когда личность художника оказывается в центре всеобщего внимания, и, казалось бы, вокруг нее вертится весь мир. Меняет ли успех художника, или же он все-таки оказывается сильнее власти толпы?
Причина смерти Хита Леджера: Всему ли виной один Джокер?
Со дня смерти Хита Леджера прошло уже двенадцать лет, но шум вокруг трагедии не утихает и по сей день. После подготовки к роли Джокера актер столкнулся с серьезными психическими проблемами и начал бесконтрольно принимать лекарства — многие предполагают, что именно это привело к его гибели. Однако далеко не все знают, что ментальное и физическое здоровье Леджера пошатнулись еще до съемок в «Темном рыцаре». Time Out рассказывает о том, что происходило в жизни актера до съемок у Нолана, во время работы над знаменитым фильмом и после нее.
Самая популярная версия
Для того, чтобы вжиться в драматический образ, артист провел 43 дня в мотеле в полном одиночестве. Также актер изучал комиксы и вел «дневник наблюдений» за своим героем.
В этом же дневнике он хранил вырезки из газет с трагическими новостями, фотографии гиен, улыбающегося клоуна и Алекса ДеЛарджа из «Заводного апельсина», с которого впоследствии были скопированы мимика и жесты будущего персонажа Леджера.
Актер лично сделал наброски образа, который, по его мнению, должен был быть у Джокера, и не выходил из этого амплуа на протяжении всех съемок.
Некоторые психологи предполагают, что актер довел себя до биполярного расстройства, что привело к бесконтрольному приему антидепрессантов и последующей смерти. О методах, с помощью которых Леджер готовился к роли, высказывался и его отец в документальном немецком фильме «Слишком молодой, чтобы умереть». По словам Кима Леджера, Хит всегда работал с полной отдачей, но в этот раз зашел слишком далеко.
Однако стоит отметить, что изменения в состоянии Хита Леджера начали происходить еще до начала съемок картины Нолана.
Через два месяца после выхода «Горбатой горы» артисту предстояло пережить резкий рост популярности, пристального внимания прессы и поклонников. Надо заметить, что Леджера это только раздражало. На премьере «Горбатой горы», проходившей в Австралии, журналисты и вовсе расстреляли актера и его спутницу Мишель Уильямс из водяных пистолетов — прямо на красной дорожке. После этого инцидента у Хита состоялся откровенный разговор с отцом: находившийся в подавленном состоянии Леджер сказал, что хочет продать дом в Сиднее и переехать в США насовсем.
Дальнейшие показы прошли гладко, однако после оскаровской церемонии актер говорил, что не хотел бы дальше играть хорошие роли, если после каждой из них его будет ждать «подобное».
Сохранилась пленка, на которой запечатлена вечеринка после вручения наград: там можно увидеть и Хита Леджера. Ничего скандального на видео не происходит — актер просто пьет пиво, рассказывает об их общей с Уильямс дочке, трехмесячной Матильде, и о том, как раньше скуривал по пять косяков за день, но завязал с этим. Однако знакомые Хита комментируют, что его состояние было крайне плохим, а сам артист «держался из последних сил».
Работа над «Меня там нет»
Вскоре Леджер начал еще одну серьезную работу — над картиной Тодда Хейнса «Меня там нет». Это биографическая драма, основанная на жизни и творчестве Боба Дилана. Главная особенность картины — в отрывках, посвященных разным периодам жизни музыканта, фигурируют разные персонажи: помимо Леджера в ленте сыграли Кейт Бланшетт, Ричард Гир, Бен Уишоу, Кристиан Бейл и Маркус Карл Франклин.
Хейнса и Мишель Уильямс вспоминают, что в период работы над фильмом Леджер крайне нуждался в поддержке своей подруги. Накануне съемок актер часто звонил Уильямс, чтобы та помогла справиться ему с приступами паники.
Хиту нередко было необходимо поговорить с актрисой, чтобы просто заснуть — из-за проблем с бессонницей артист зачастую спал около часа, а затем шел на съемочную площадку. Этот период в жизни Леджера также связывали с употреблением наркотиков, однако знакомые и близкие актера, которые окружали его в то время, утверждают, что актер прикасался только к сигаретам.
Сценарий о Нике Дрейке
Леджера два года работал над собственным сценарием о знаменитом английском певце Нике Дрейке. Последние годы своей жизни Дрейк страдал от депрессии и бессонницы — и это нашло отражение в его творчестве. Музыкант умер в 1974 году от передозировки прописанного ему антидепрессанта триптизола, ему было всего 26 лет.
По словам Тодда Хейнса, Леджер хотел сделать проект с акцентом на аллегорию и тратил очень много сил, чтобы уместить в своей голове сложный образ певца и продумать, как картина будет выглядеть в конечном итоге.
Хейнс также проводил параллель между смертью актера и его работой над проектом, однако всегда подчеркивал, что это — крайне односложный ответ на все вопросы.
Летом 2004 года в Канаде, во время съемок «Горбатой горы», Леджер начал встречаться с Мишель Уильямс. В 2005 году у пары родилась дочь, Матильда Роуз Леджер, но через два года актеры объявили о расставании.
О проблемах в семье Уильямс и Леджера в свое время категорично высказалась Ребекка Уайт. Она утверждала, что артисты не подходили друг другу, но Хит настолько боялся лишиться опеки над дочерью, что заработал себе психические проблемы.
Также Уайт отмечала, что актер в больших количествах употреблял наркотики и алкоголь. Впрочем, стоит помнить, что Ребекка Уайт — чуть ли не единственный человек, который свидетельствует об этом пристрастии Леджера.
После «Темного рыцаря»
Сразу после премьеры ленты Нолана Хит начал работать над ролью Тони Шепарда в фильме Терри Гиллиама «Воображариум доктора Парнаса».
Актер выдержал съемки практически до самого конца. Значительная часть материала уже была отснята, но этого все же было недостаточно. Тогда было принято решение изменить сюжет таким образом, чтобы после прохождения через волшебное зеркало облик Тони претерпевал изменения. В итоге героя дополнительно сыграли сразу три актера — Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл
В этот момент физическое состояние Хита Леджера уже было крайне плохим: окружающие его люди говорили, что актер похож на человека с затяжной пневмонией. За Леджера беспокоились многие знакомые, однако мало кто из них высказывал свои опасения напрямую.
22 января 2008 года Хит Леджер был обнаружен мертвым в своей нью-йоркской квартире на Манхэттене.
Согласно отчету судмедэкспертизы, актер принял уже перечисленные нами вещества в больших количествах — что и привело к его смерти.