меня поражают маленькие комнатки нежилой странный запах
Меня поражают маленькие комнатки нежилой странный запах
Но все покрывает и скрашивает счастливая молодость, светлое детство! Мир кажется ясным — пусть пропадут все барыни Кужалихи! — по-прежнему веселой кажется дорога, чудесными — кудрявые перелески, нарядными — бедные нивы, заросшие васильками!
На краю глухой, маленькой деревеньки Выгорь (это название деревеньки и теперь осталось в моей памяти) отец останавливает лошадь. Из узкого оконца амбарушки, у самой дороги, высовывается обнаженная, высохшая как черная кость, рука. Здесь, в пустой амбарушке, живет разбитый параличом мужик (калеки, нищие, слепые особенно поражали тогда детское мое воображение). Он мычит что-то непонятное, кивает заросшей густым волосьем головою. Отец слезает с дрожек и, передав мне вожжи, достав из кармана старый, потертый кошелек, кладет в руку калеки милостыню. На всю жизнь памятна мне эта глухая деревенька, несчастный калека, отец, подающий милостыню.
Но как чудесен, несказанно свеж, хорош и пахуч казенный бор, в который въезжаем мы за деревенькой! Направо и налево над нами высятся столетние сосны. В голубое, с легкими летними облаками небо возносятся их темно-зеленые вершины, красноватой бронзой отсвечивают освещенные солнцем, покрытые толстой корою стволы.
Соскочив с дрожек, мы идем по обочине песчаной лесной дороги. Толстые, узластые, изъезженные колесами корни стелются над землею. В лесу пахнет багульником, смолой, земляникой. Вверху, на березах, пересвистываются невидимые иволги, барабанят дятлы. В глубине бора таинственно дудукает сказочная птица удод.
Подъезжаем к Вербилову под вечер. Ведя под уздцы меринка, отец осторожно спускается по крутому размытому косогору на берег реки, к броду, отвязывает от дуги повод, распускает чересседельник. Обнюхав бегущую у ног воду, прижав уши, осторожно и долго пьет меринок. Напившись, отфыркиваясь, поводя боками, он задумчиво поднимает голову. С отвисшей бархатной губы меринка прозрачными каплями стекает вода.
Отец опять усаживается на дрожки, берет из моих рук вожжи. Лошадь осторожно ступает в быстро бегущую, играющую солнечными зайчиками воду. Гремят по хрящеватому дну колеса, блестит обмытое железо шин. Глубже и глубже, поводя ушами, входит меринок в воду; подобрав ноги, все крепче держусь я за жесткую кожаную подушку за спиною отца.
Перейдя вброд реку, напрягаясь, блестя обмытыми ляжками, меринок быстро выносит на берег дрожки. Весело светит солнце, серебряной лентой блестит река. Пропадая в небе, над дорогой заливаются жаворонки. Легкая пыль вьется под копытами меринка.
Пьем чай и останавливаемся ночевать у моего двоюродного брата, племянника отца.
Спим в сарае, на сеновале. Душно, медово пахнет сено: всю ночь над головою что-то ползает и шуршит. В щели драночной крыши пробивается яркий свет месяца, серебря в сене травинки.
Я долго не сплю, взволнованный переживаниями дня. Потом засыпаю внезапно и просыпаюсь, когда уже высоко пригревает солнце, а над самой головою — то и дело ныряя в раскрытые ворота — весело носятся длиннокрылые касатки-ласточки…
Я вижу его так, точно это было вчера. Вот он сидит за освещенным лампой с голубым абажуром, накрытым суровой скатертью столом. Он только что вернулся из бани, где, по слову добрых людей, был такой дух, что трещал на голове волос. Воротник широкой, стираной, с нераспустившимися складками рубахи как-то особенно опрятно обнимает его стариковскую красную, в мелких морщинках, шею. Седые на висках волосы аккуратно зачесаны на косой пробор. Ладная, с мучнистой проседью, аккуратно подстриженная борода особенно идет к его загорелому приятному лицу. Пахнет от него веником, дегтярным мылом и еще чем-то, похожим на запах печеного хлеба и на то, как пахнет осенью под дубами, — и этот приятный смешанный запах мыла, стираного ситца, крепкого трубочного табака и печеного хлеба создает особенное впечатление старческой крепости и чистоты.
Он сидит на своем месте, расставив под столом ноги в коротеньких шерстяных носках и кожаных опорках, в очках на большом, с поперечной складкой, носу. Стакан крепкого, как деготь, чаю стоит перед ним на столе. Лицо его до половины освещено лампой, левой рукой с оттопыренным мизинцем он подпирает голову, козырьком держа над глазами сложенные пальцы, правая, с узлами старческих жил, с крепкими горбатыми ногтями, лежит на развернутой газете. Читая газету, он трясет под столом коленкой, изредка поглядывая поверх очков.
В комнате светло, шумит самовар. В запотевших окнах сине отражается ночь. Проснувшиеся большие зимние мухи бьются над лампой о потолок.
В нем много оригинального, своего, принадлежащего ему одному: в походке, в манере смеяться и говорить, даже в том, как он держит за столом в кулаке свою деревянную ложку. Глядя, бывало, как бежит он под ветлами по мельничной плотине мелкими своими шажками, с накинутым на руку пиджачком, добродушно говаривали о моем крестном отце сидевшие на мельнице мужики:
— Гляди, гляди, Микитóв строчит.
Со времен коншинской службы крестьян он знал наперечет во всей широкой округе, всех узнавал в лицо, и далеко знали люди о самом Иване Никитиче Микитóве. Терпеть он не мог начальства, воевал с приставами и урядниками, с хозяйскими приказчиками-плутами, ненавидевшими его за доброе отношение к мужикам (да и со службы пришлось ему уйти за это хорошее отношение к мужикам; так и сказал ему на прощанье хозяин: «Слаб, слаб, с мужика надо три шкуры драть, а у тебя на то руки непригодные!»). Самые замечательные, с необыкновенной меткостью, умел он давать мужикам клички, и чуть не половина уезда ходила с Микитовыми меткими кличками.
Бывало, сидя на бревнышке, выколачивая трубку, смеясь особенным своим смехом, притопывая ножкой, говорил он лохматому, вспыльчивому куму Ведехе, дравшемуся со своей бабой, всегда и везде лезшему на рожон:
— Ты, брат, как самовар, — гляди, конфорку собьют…
И на весь век свой, по крылатому слову крестного, вздорный мужик Ведеха остался Самоваром.
Не знаю, была ли в его жизни любовь. Помню смешной рассказ о том, как еще в молодые годы задумал крестный жениться на француженке, гувернантке соседних помещиков-господ, но неведомо почему расстроилась свадьба. Помню его холостяцкую комнату, всегда чисто прибранную, с волчьей на стене шкурой. Порядок он любил необыкновенно, жары и холода не страшился. И до самой смерти своей никогда не хворал, никогда не баливали у него зубы, никогда не жаловался он на недомоганье.
Для меня самое значительное в комнате крестного был столярный верстак и черный, висевший над верстаком шкафчик. Шкафчик открывался редко, в исключительных случаях, когда требовалась в хозяйстве починка. Я очень любил, когда распахивались дверцы заветного шкафчика, за которыми в аккуратнейшем порядке были разложены всевозможные инструменты, висели долота и стамески, лежали рубанки, клещи и молотки. А сколько бывало шуму, когда сам Иван Никитич брался за дело, сколько на все стороны выпускалось добродушных ругательных словечек. (Этим самым словечкам, со свойственной детям подражательностью, быстро я научился; помню, с каким ужасом замахал на меня в монастырской гостинице, где мы однажды остановились с матерью, старичок монах, услышав, как с каждым словом поминаю я черта; как сконфузилась за меня мать.)
Теперь, когда Ивана Никитича нет и все это стало давнишним и трогательным прошлым, понимаю я, какой в сущности добрейший, а по-своему одинокий он был человек. Замечательны были и отношения его с братом, моим отцом. Годами жили они вместе, всякий день садились за один стол, глубоко друг друга любили, а случалось, по целым месяцам не вымолвят слова. Еще задумав жениться, приезжал Иван Никитич в Калугу к моему отцу, три дня промолчал и уж на вокзале, прощаясь, когда пробил третий звонок, наконец молвил:
— А я, брат, женюсь, к тебе приехал посоветоваться…
Так и недослышал отец, о чем хотел посоветоваться с ним мой крестный Иван Никитич, какую выбрал себе невесту, — паровоз громко свистнул, поезд пошел.
Постороннему глазу могло показаться, что в нашей семье не все ладно, ненаблюдательному человеку мог и сам Иван Никитич показаться слишком неразговорчивым и угрюмым. А как расходился он, как веселел, как заразительно смеялся, рассказывал и притопывал ножкой, когда заходило о медвежьей охоте, об охотничьих приключениях, рассказывать о которых крестный был большой мастер!
Диктанты за 3 четверть
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольный диктант за III четверть
Возле нашего дома был пустырь, там одиноко рос огромный дуб.
На пустыре мы играли в волейбол, футбол, городки.
Однажды утром выглянул я в окно и не поверил своим глазам. Появились люди, грузовые машины, мощные самосвалы. Я поспешил на наше любимое место, а там уже собрались мои друзья.
Они сообщили мне интересные новости. Здесь будут строить Дворец спорта. Вот почему съехались сюда каменщики, бетонщики, сварщики.
А вокруг Дворца мы посадим фруктовый сад, и наш дуб не будет одиноким.
Слова для справок: пустырь, городки, Дворец спорта.
2. Подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки в словах почка, лесной ищу.
Контрольный диктант за III четверть
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.
В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Еще осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки.
Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Веселые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в темных ложбинках.
Пойдет время к весне, сгонит солнышко лед и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.
Слова для справок: (не) просвечивает, илистое, (в) ложбинах, жабры.
1. Подчеркнуть глаголы с чередующимися гласными в корне, объяснить графически их написание.
2. Подчеркнуть в тексте диктанта личное местоимение.
Контрольный диктант за III четверть
Каштанка, поцарапав дверь, налегла на неё грудью, отворила и тот час же почувствовала странный запах. Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и от страха покатилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув к земле голову, растопырив крылья и шипя, прямо на нее шел гусь. Несколько в стороне от него лежал на матрасине кот. Увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину дугой и тоже зашипел. Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдать своего страха, громко залаяла и бросилась к коту. Кот, еще сильнее выгнув спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка, отскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким, визгливым лаем. В это время гусь, подойдя сзади, больно долбанул ее клювом в спину.
Слова для справок: визгливым лаем, долбанул, растопырив крылья.
1. Подчеркнуть деепричастные обороты. Определить вид деепричастия.
3. Разобрать по членам последнее предложение.
Контрольный диктант за III четверть
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.
Левитан, так же как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он делался чище, холоднее.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.
1. Составить схему расстановки знаков препинания между однородными членами в одном из предложений, указанном учителем.
2. Дать общую характеристику предложения, построить его схему.
3. Сделать полный синтаксический разбор последнего предложения.
Контрольный диктант за III четверть
Устрица была по уши влюблена в луну. Словно заворожённая, она часами глядела влюбленными глазами на ночное светило.
Сидевший в засаде прожорливый краб заметил, что всякий раз, как из-за туч выплывает луна, раззява-устрица раскрывает створки раковины, забыв обо всем на свете. И он решил ее съесть.
Однажды ночью, когда взошла луна и устрица, по обыкновению, уставилась на нее, раскрыв рот, краб подцепил клешней камешек и, изловчившись, бросил его внутрь раковины. Любительница лунного света постаралась было захлопнуть створки перламутрового жилища, но было поздно. Брошенный камешек помешал бедняжке.
Подобная участь ждет каждого, кто не умеет в глубокой тайне хранить свои сокровенные чувства. Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся.
Слова для справок: раззява-устрица, створки, клешня, охочий.
1. Подчеркнуть деепричастные обороты.
2. Определить типы связи слов в последнем предложении.
3. Найти грамматическую основу в первом предложении.
4. Произвести синтаксический разбор и составить схему последнего предложения.
Контрольный диктант за III четверть
Июнь. Солнце теперь почти не уходит с неба в течение всех суток.
Если взглянете на северо-запад в тот час, когда догорает вечерняя
заря и небо становится по-ночному темным, вы увидите у горизонта
узенькую полоску света. Она не исчезнет совсем, только передвинется на
восток и начнет вновь разгораться.
Разостлали совершенно незаметную сеть поверх стеблей высокой,
еще не кошеной травы. Сергей Иванович, вынув из плетеной сумки
перепелиную дудочку, принялся манить перепела. Дело сразу пошло на
лад. Где-то вблизи откликнулся маленький луговой петушок.
Привлеченный голосом манка, он бежит все ближе, разыскивая
спрятавшуюся перепелочку. Две огромные скрюченные фигуры людей перепел,
по-видимому, принял за кочки. Вот он приостановился и побежал снова,
почти не касаясь земли ножками. С замирающим сердцем ловцы следят за ним.
Вот он под сеткой. Охотники разом вскочили. Перепел запутался в сетке и, приминая зеленые травяные стебли упал на землю.
Словаи и выражения для объяснения: разостлать, приминая стебли, манок.
1. Дать полную характеристику первому предложению.
3. Подчеркнуть деепричастные обороты.
4. Определить типы связи слов во втором предложении.
Контрольный диктант за III четверть
Навстречу друг другу.
Проходили сотни тысяч и миллионы лет, и человек оставался для всего живого только врагом, только хищником, убивающим других, чтобы жить самому. Пробегал волк, крался сквозь чащу тигр, проходил человек – в одном ряду с ними, только самый опасный, самый хитрый. Но даже потом, когда охота перестала быть главным, что кормило человека, страх перед ним остался. И это была, к сожалению, не только память о прошлом.
Тем удивительнее, что узы недоверия, ненависти и страха – не единственное, что связывает человека с окружающим его животным миром. Ощущая соседство человека, звери и птицы нередко тянутся к нему, вопреки всему злу, которое человек творил, а порой и сегодня творит живому.
В минуты беды и опасности, когда никто не может помочь им, кроме человека, звери и птицы прибегают к нему. По словам охотников, тетерева, спасаясь от ястребов, нередко бросаются к человеку, замирая буквально у самых его ног.
В отличие от других существ, которые обращаются к человеку, главным образом, только попав в беду, дельфины ищут контактов, казалось бы, без особых поводов.
Слова для справок: вопреки, тетерева.
1. Произвести синтаксический разбор и составить схему первого предложения.
2. Объяснить расстановку знаков препинания в последнем предложении.
4. Найти производящую основу и определить способ образования слов опасность, окружающими.
Вопросы по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 40
125. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.
По мере того как мальчишки привыкали к воде и взрослели им разрешалось всё чаще садиться за вёсла. Миша тоже научился грести уже по одному этому Сладкий остров должен запомниться ему на всю жизнь. Но он хотел чтобы ему разрешили выходить на озеро одному без сопровождения.
И ему разрешили наконец. Для этого случая выбран был очень ясный очень тихий день. Новозеро отличается в этом отношении удивительным непостоянством. Ветер налетает сразу словно выжидает удобного случая где-то на берегу в лесной полосе. Налетает и поднимаются не волны а валы с гребешками летит пена свистят камыши.…
У Миши лодка была небольшая и полусгнившая к тому же Миша сразу захотел конечно похвастаться Саша смотри куда я поеду на каменную гряду
Направил Миша лодку к каменной гряде к камышам на середине озера а ветер тут как тут вылетел из-за укрытия и давай шуровать. Ис-пугался Миша.
А на берегу мать. Не успела толком подумать как быть переполошилась и завопила Миша назад! Миша утонешь!
Услышал Миша крик матери испугался ещё больше. Разворачивает лодку к берегу а её захлёстывает волной справиться силы не хватает. Заплакал Миша и оттого ещё больше ослаб вёсла из рук вываливаются совсем мочи не стало.
Утонешь! звучит в ушах вопль матери. А тонуть ему не хочется хочется в Москву вернуться он ещё и в школе не учился. Брызги водяные и слёзы слепят глаза.
И неизвестно чем бы всё это кончилось если бы в эту минуту не появился на берегу отец.
1. Найдите в тексте и графически обозначьте дополнения — прямые и косвенные; укажите, чем они выражены.
2. Найдите предложения с составными сказуемыми: составными глагольными и составными именными; укажите, чем выражена именная часть.
126. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания.
Обясните пунктограммы на месте пропусков.
1. Найдите в тексте и графически обозначьте определения — согласованные и несогласованные; укажите, чем они выражены.
2. Выясните лексическое значение выделенных слов.
Сад желтел и пестрел плодами да поздними цветами. Было тут много плодовых и простых деревьев да3 кустов невысокие раскидистые яблони круглолистые груши липы вишни с гладкими блестящими листьями слива жимолость. На бузиновых кустах краснели ягоды. Око-ло забора густо цвела сибирская герань мелкие бледно-розовые цветки с пурпуровыми жилками. Остропестр выставляло из-под кустов свои колючие пурпуровые головки. В стороне стоял деревянный дом маленький серенький в од-но жильё1 с широкою обеденкою в сад. Он казался милым и уютным. А за ним виднелась часть огорода. Там качались сухие коробочки ма-ка да бело-жёлтые крупные чепчики ромашки жёлтые головки подсолнечника никли перед увяданием и между полезными зелиями поднимались зонтики белые у кокорыша и бледно-пурпуровые у цикутного аистника цвели светло-жёлтые лютики да невысокие молочаи.
127. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы на месте пропусков.
Никодим — старший сын — унаслед…вал от мат…ри высокую стройную фигуру, тихую спокойную реч… и у…кую руку. В лице у него ц…ганского (н…) было: прозрачное, розовое, хотя и с ч…рными гла-зами, оно напом…нало скорее лицо англичанки.Старшая в семье доч… — Евлалия — девушка лет двадцати трёх, с большой тёмно…русой косой, сер…глазая, пышн…телая, очень по-ходила на отца и обл…ком и движениями…Вторая сестра, Алевтина, подросток, болезне(н,нн)ая от рожде-ния, черн…волосая, казалась на первый взгляд будто подслепова-тою, но была (на) редкость зорким человеком: то, мимо чего проходи-ли десятки людей, (н…) замечая3, (н…) могло ускользнуть от её взгля-да: постоянно находила она что-нибудь в траве, в кустах, в камнях, в пр…брежном песке. Она любила зверей, букашек и постоя(н,нн)о нян…чилась с ними. Второй сын Евгении Александровны — Валентин — сильный, кор…- настый юноша лет двадцати, работал (без) устали, вёл простой образ жизни хорошего сельского хозяина: вставал с петухами и уходил в лес, на покос, на пашню, а иногда ост…вался там и на ноч…, греясь около костерка, разведё(н,нн)ого где-нибудь под сосной, на опавшей скольз-кой хвое, или под камнем на пе(щ,сч)а(н,нн)ом бугре. Постоянно носил он руж…ё за плечами, но н… для охоты (хотя иногда он настрел…вал дичи), и собака Трубадур, обыкнове(н,нн)о, сопровождала его.
1. Найдите в тексте и графически обозначьте приложения; укажите, чем они выражены.
2. Проанализируйте знаки препинания при приложениях.
128. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков. Найдите и графически обозначьте обстоятельства; укажите их разряды по значению. Выясните лексическое значение выделенных слов.
Подъезжаем к Вербилову под вечер. Ведя под уздцы меринка отец осторожно спускается по крутому размытому косогору на берег реки к броду отвязывает от дуги повод распускает чересседельник. Обнюхав бегущую у ног воду прижав уши осторожно и долго пьёт ме-ринок. Отец опять усаживается на дрожки берёт из моих рук вожжи. Лошадь осторожно ступает в быстро3 бегущую играющую солнечными зайчиками воду. Гремят по хрящеватому дну колёса блестит обмытое железо шин. Перейдя вброд реку напрягаясь меринок быстро выносит на берег дрожки. Весело светит солнце серебряной лентой блестит река. Пропадая в небе над дорогой заливаются жаворонки. Пьём чай и останавливаемся ночевать у моего двоюродного бра-та племянника отца. Меня поражают маленькие комнатки нежилой странный запах одинокого холостяцкого жилья. С обычным своим добродушием отец подшучивает над племянником старым холостяком уговаривает его жениться. Спим в сарае на сеновале. Душно медово пахнет сено всю ночь над головою что-то ползает и шуршит. В щель драночной крыши пробивается яркий свет месяца серебря в сене травинки.
Я долго не сплю взволнованный переживаниями дня. Потом засыпаю внезапно и просыпаюсь когда уже высоко пригревает солнце а над самой головою то и дело ныряя в раскрытые ворота весело носятся длиннокрылые касатки-ласточки…
129. Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков. Выясните лексическое значение выделенного слова.
II. Из ели здесь рубят дома. Еловые избы это целые царства ни-когда не прекращающихся самых редких и самых долговечных звуков. Охнула половица и по всему дому разошлись замирающие вздохи.
III. В передней части дома изба. Справа от порога русская печь которая вместе с запечьем занимает четверть избы. Вдоль двух наружных стен комнаты длинные лавки. Вторая половина дома отдана скоту. В нижнем этаже стойло с дверями в ограду. Над двором поветь на которой хранят сено. По стенам расставлены деревянные кровати-времянки над кроватями холщовые прохладные полога над пологами злобный комариный вой.
IV. Сухая ель отзывчивое дерево. На каждый луч на каждый полу-блеск отвечает она необычайным и редким цветом. В солнечный полдень когда обветренные брёвна становятся белесоватыми похоже что стены наличники и крыши чеканены из старого серебра. Тогда высокая избушка в Петухах с крышей и трубами на ней всем своим видом просит чтобы люди забыли что в ней просто сушат зерно а поверили будто живёт в ней Василиса Прекрасная.
V. Лунные ночи делают избы рублеными из янтаря. Всё мягко светится изнутри и даже длинные жерди прясел мерцая уходят в полусвет за деревню к лесу. Там в Олонецких и Архангельских краях под расцветающими вихрями холодного огня стены и окна стали голубыми красными зелёными. Там лежат столичные земли русского деревянного зодчества.
1. Найдите: а) в абзаце III неполные предложения, укажите, какой член предложения опущен; б) в абзаце I предложения с составным именным сказуемым; в) в абзацах II и III односоставные предложения, назовите их тип.
2. Из второго предложения абзаца IV выпишите согласованные определения и косвенные дополнения; из последнего предложения абзаца I выпишите прямые дополнения и несогласованные определения.
3. Найдите в абзаце III предложение, в котором употреблено одиночное приложение.
4. Во втором предложении абзаца V найдите обстоятельства, укажите их разряд по значению.
Задание 16 ЕГЭ 2022 по русскому языку
Практика по материалам открытого банка ФИПИ.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений
1.
1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением безразличия усталости или скуки.
2) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
3) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
4) Картины и вазы в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
5) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака.
2.
1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.
5) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.
3.1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа слева и впереди.
4) По небу голубому проехал грохот грома и снова лес молчит.
5) От него не было ни слуху ни духу.
4.
1) Солнышко село и зорька погасла.
2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
4) И день и ночь не утихала работа в поле.
5) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.
5.
1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.
2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.
3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.
4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно но вдруг остановился
5) Здесь краски не ярки и звуки не резки.
6.
1) На суше на море молодые и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
5) Над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья.
7.
1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг.
3) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.
5)Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.
8.
1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах.
2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.
3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.
5) Солнышко село и зорька погасла и птицы затихли в лесу
9.
1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
4) Не железным ключом открывается сердце а добротой.
5) Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли до слёз
10.
1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.
2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
5) Мой отец любил порядок и порядок любил его.
11.
1) Калитка открылась и мы вошли в узкий дворик подошли к хозяйке.
2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.
3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь…
4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?
5)Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.
12.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Небосвод покачивался то приближался то отходил.
5) У нас выпал снег и начался санный путь.
13.
1) Внезапно закружил листопад и постепенно похолодало.
2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.
5)Я сижу один над обрывом глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.
14.
1) Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве.
3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки.
5) Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.
16.
1) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад.
2) Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
3) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.
4) Внезапный порывистый ливень без грому и молний только что промчался над нашей широкой равниной.
5) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
17.
1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос.
2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
4) Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки.
5) Ни конца ни края не было их задушевным беседам.
18.
1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом
2) Листья распускаются если не в апреле то в мае.
3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей
5) Далеко за воротами кричали лягушки и пел в саду соловей.
19.
1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости скуки.
2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.
3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.
4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
5) Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень холодом.
20.
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
21.
1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.
2) Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
3) Всю ночь не сходил месяц с неба и утром готовился настоящий мороз.
4) Дай мне карандаш или ручку.
5) Ночью ветер злится да стучит в окно.
22.
1) Агроном сначала осмотрел посевы пшеницы и гороха потом что-то записал в блокнот.
2) Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4) Серебро и злато брильянты и жемчуг дарил боярин своей ладушке.
5) Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.
1) 1 2
2) 2 3 4
3) 13 4
4) 12
5) 24
6) 134
7) 13
8) 4 5
9) 15
10) 12 4 5
11) 13
12) 1 3
13) 135
14) 12 5
15) 2 3 4 5
16 15
17) 2 4
18) 125
19) 13 5
20) 25
21) 2 3
22) 12 45