меня перестала радовать музыка курт кобейн
Дэйв Грол: «Когда мы записывали «In Utero», моя работа закончилась через три дня»
Дэйв Грол
Автор текста: Дэвид Фрике
«На все это можно смотреть с разных углов», — говорит Дэйв Грол об «In Utero», последнем альбоме, на котором он участвовал как барабанщик группы Nirvana; о пластинке, на которой музыканты вернулись к панку после триумфального релиза 1991 года «Nevermind». «Можно описать альбом как большое достижение, — он останавливается, — а можно и как ужасный момент в жизни».
Мы встретились ранним утром в студии Грола 606 в Лос-Анджелесе. В это время внизу уже сидят продюсер Бутч Виг и участники группы Грола Foo Fighters, которые собрались для работы над новым диском коллектива. Наверху Грол отмечает 20-летие «In Utero», который вышел в сентябре 1993 года. Он переиздан в этом году в виде делюкс-издания с редкими записями, «живыми» выступлениями и ремиксом, а также с длинным и серьезным интервью о последних днях группы и ее лидере, авторе песен и гитаристе Курте Кобейне.
Ты присоединился к группе как раз в тот момент, когда должен был играть на «Nevermind». У тебя было достаточно времени, чтобы установить связь с Куртом?
Каждая группа, в которой я участвовал до этого, была либо компанией друзей, решивших записать вместе музыку, либо мы становились близки во время тура. В этот раз все было немного иначе. Жить с Куртом было весело. Он часто изолировал себя от всего окружающего, но он был потрясающим и добрым человеком. Он никогда не сделал бы так, чтобы ты чувствовал себя некомфортно. Я жил с ним в маленькой квартире в Вашингтоне, тогда между нами и появилась связь. Но наши отношения сильно отличались от того, что у них было с Кристом.
Как бы ты мог это охарактеризовать?
Крист и Курт были братьями по духу. Между ними было какое-то невероятное взаимопонимание. Все, из чего состояла Nirvana, все эти странные вещи и все такое, — все это было придумано Куртом и Кристом. Я думаю, что большое значение имеет тот факт, что они оба выросли в Абердине. В музыкальном плане между ними была та самая химия. Все, что нам нужно было делать, — это быть самими собой, все было просто. Присоединяясь к людям, которых я не знал, я хотел показаться сильным, настоящим профессионалом. Часто бывали моменты, когда я чувствовал себя лишним. Раньше меня окружали люди, которых я знал с 13 лет. А потом я стал жить с человеком, которого я вообще не знал. Не было никакого просвета. Было только солнце.
Я думаю о первой строчке песни «Serve The Servants»: «Teenage angst has paid off well» («Все подростковые тревоги позже исчезли» — недословный перевод). Для тебя это произошло в Foo Fighters. У Курта тоже могло так случиться. Но, кажется, он не мог дать справедливую оценку тому, что он делал.
Я не знаю, откуда это пришло. Многие люди не считают то, что они делают, ценным. Только потому что это их собственное. Я могу это понять. Я знаю многих людей, которым было бы некомфортно быть в такой масштабной группе как Nirvana. Но я не понимаю, как можно не ценить возможность играть музыку. Когда Nirvana стала известной, было трудно перестроиться. До этого мы были в андерграундной панк-сцене и хотели, чтобы наши герои Иэн Макки (из Fugazi) или Кельвин Джонсон (из Beat Happening) одобрили то, что мы делаем, чтобы они поняли: это все по-настоящему. Мне повезло, потому что я приехал в Вашингтон, и все люди, чье мнение мне действительно важно, сказали, что они гордятся мной и тем, что я стал коммерчески успешным рок-артистом (Смеется). Так что это как гора с плеч. Я никогда не беспокоился больше о таких вещах. Возможно, у Курта это было из-за его постоянной тревожности. Он боялся, что его коллеги-музыканты не оценят по достоинству то, что он делает.
Ты говорил, что для Nirvana в 1992 году все было несколько странно. Было много репетиций, но не было туров или записи нового материала. Вы были в той ситуации, когда вы могли делать все, что хотели, но вы не знали, что именно делать или как.
Нас звали играть на Лоллапалузе; я ходил на концерт U2, которые выступали с Pixies, зашел к гримерку Боно, и он сказал мне: «Вы должны отправиться с нами в турне»; нас звали Guns N’ Roses. Я думал: что, черт возьми, происходит?! Для нас самый лучший выход был не делать слишком много. Но это как будто перед тобой есть какая-то цель, но ты ее никак не можешь достигнуть. Мы понимали, что это только вопрос времени перед тем, как что-то должно произойти. Мы записывали несколько песен. Одну в качестве сингла с The Jesus Lizard, другую — кавер на Wipers. И Курт сказал: «У меня есть идея для новой песни» и сыграл «Frances Farmer Will Have Her Revenge on Seattle», и я подумал: «Боже, мы запишем новый альбом!».
Как он впервые показывал вам новые песни? В каком виде он выносил их из своей спальни?
В тот день он был у меня дома. Он сказал: «Послушай» и сыграл риф. Тогда же он сыграл «Very Ape». Тогда мы сыграли ее несколько раз. Обычно, когда мы писали музыку, мы почти не разговаривали. Мы хотели, чтобы все было немного сюрреалистичным. Мы не хотели, чтобы у нас был какой-то надуманный способ писать песни. Например, песня «Heart-Shaped Box» появилась из того, что мы просто начали джемовать. Курт начинал играть какой-нибудь риф, Крист начинал играть свою партию, а я подключался к этим двоим. И тогда мы то играли тихо, то громко, то тихо, то громко. Многое из нашего творчества появилось из таких музыкальных экспериментальных сессий.
Как вы справлялись с наркотической зависимостью Курта?
Иногда мы держались на расстоянии, и были времена, когда мы могли не разговаривать по несколько дней, хотя мы и были в туре и играли на концертах. А потом мы сталкивались в коридоре и говорили друг другу: «Мы должны покататься на велосипедах, когда приедем домой, я знаю одну дорожку у меня за домом, там будет круто прокатиться». Или: «Тут неподалеку есть картинг, пойдем покатаемся». Было много эмоциональных моментов.
И что, в результате вы ходили на картинг?
Конечно, нет. (Смеется) В таких моментах главное — связь: мы все еще есть друг у друга.
Что ты можешь сказать о записи «In Utero»? Курт тогда сидел на героине? Крист сказал, что нет.
Я не знаю. Все было странно. Мы сидели в этом заснеженном доме в феврале в Миннесоте. Мы работали тогда со Стивом Албини. Мы записывали песню, а он хлопал в ладоши и говорил: «Так! Что дальше?». А я думал: «Да подожди ты, хорошо получилось?».
Когда мы работали с Бутчем Вигом над «Nevermind», все было иначе. Мы сделали то, что и хотели сделать. Мы были так возбуждены. И мы так долго репетировали. Так что, мы были в подходящей форме, чтобы работать над альбомом.
Когда же мы записывали «In Utero», моя работа закончилась через три дня. Остальные десять дней я сидел в снегу и ничем не занимался. Когда мы записали весь инструментал, Курт должен был записывать вокал.
Я помню, как все переживали из-за звучания «Heart-Shaped Box». Курт и Стив придумали эту идею — что мы должны использовать стробоскопы (Смеется), я помню, как говорил, что это абсолютно не нужно.
Они должны были гипнотзировать?
Я говорил: «Хорошо, я сделаю все, что вы хотите». Я сидел, и эти дурацкие огни мигали у меня перед лицом, когда я наконец потерял терпение и сказал: «Мы не можем просто играть музыку?».
Ты удивился, когда узнал, что Курт хочет записать твою песню «Marigold»? Это единственная песня за всю историю группы, которую написал не он.
Я написал эту песню дома. Он был в своей комнате. Я не хотел его будить. Так что, я записывал песни, нашептывая их в микрофон. Я записывал припев для этой композиции, и тут дверь открылась, и он спросил: «Что это?», я ответил: «Я написал это сам», и он сказал: «Дай мне послушать».
Мы сыграли ее несколько раз. Я пел выше, он пел ниже. Забавно писать песни с другими людьми. Я никогда этого не делал. Я пишу песни для Foo Fighters, а потом группа играет их со мной. Но сидеть вот так с кем-то друг напротив друга — это нечто совсем другое. Я не знаю, делал ли он так сам когда-нибудь. Я был как на неловком свидании вслепую. «О, ты тоже поешь? Ну, давай споем вместе». Я очень стеснялся.
Я помню, как Стив сказал: «Давайте поместим «Marigold» на альбом». Я перепугался не на шутку (Смеется). Нет, нет подождите. Есть же известный анекдот: «Какую последнюю фразу говорит барабанщик перед тем, как его выгоняют из группы?». Он говорит: «Эй, я написал песню».
Песня в альбом не вошла (она стала би-сайдом к «Heart-Shaped Box»), чему я был рад. Потому что пластинка — это видение Курта. Но мне было, конечно, очень приятно: «Тебе что, она правда понравилась?».
Ты помнишь, когда последний раз видел Курта и о чем вы говорили тогда?
Я позвонил Курту после событий в Риме. (В марте 1994 года во время европейского тура у Курта была передозировка алкоголя и таблеток, после чего Nirvana вернулись в Сиэтл. Курт умер через месяц). Я сказал ему: «Чувак, ты очень напугал всех. Я не хочу, чтобы ты умер».
Позже я встретился с ним в офисе нашего менеджера. Я входил, а он как раз выходил. Он улыбнулся и сказал: «Эй, ты как?», а я ответил: «Я позвоню тебе», и он сказал: «Окей».
Есть что-то на «In Utero», что должны услышать люди, чтобы понять Курта больше как человека и музыканта и меньше как трагического персонажа? Трудно услышать альбом таким, каким он его задумывал из-за событий, которые произошли позже.
Когда-нибудь они узнают обо всем. И это все изменит. Как это случилось со мной.
Smells like a Teen Spirit
Американскую рок-группу Нирвану знают все. По крайней мере, слышали о ней. Я познакомилась с их творчеством довольно давно и уже, так сказать, «переболела» ею (раньше у меня даже висел логотип Нирваны-смайл с крестиками вместо глаз и высунутым ртом), но буквально месяц назад решила понастольгировать по былым временам, начав снова слушать самую любимую группу детства.
Должна признаться, раньше слушать Нирвану было модно, вот и я, решившая не отставать от всех и стать крутой, тоже гордо называла себя фанатом Нирваны и загинала безымянный и средний пальцы для полной выразительности. Сейчас же я уже без фанатизма заинтересовалась их музыкой. Ну да ладно, больше не буду лить воду, приступлю уже к их непосредственно творчеству 😉
Сначала познакомлю(напомню) вас с участниками. Вообще, про них можно сделать отдельные посты, так как они многого добились в музыкальной индустрии(если хотите, могу сделать про каждого пост отдельно):
Курт Кобейн и Крист Новоселич впервые встретились в средней школе, но долгое время не общались. По словам Курта, он был тихим, одиноким парнем, Крист же, наоборот, умел преподнести себя и имел лидерские способности. Кобейн хотел вместе с Новоселичем создать собственную музыкальную группу, но Крист долго не соглашался. Через три года после знакомства Крист, наконец, послушал запись Fecal Matter, первого проекта Кобейна(чем Курт оооочень гордился и постоянно показывал эту запись друзьям), и предложил Курту начать играть вместе, чем осчастливил Кобейна. Барабанщики менялись, но в 1990 году появился неизменный барабанщик Дейв.
Помню, как Курт рассказывал, с каким трепетом он ждал свою песню на радио, долгое время сидел в машине и, не дождавшись, позвонил на радио и попросил поставить песню Нирваны. Только после этого они поставили первый сингл Нирваны Love Buzz.
В 1988 году группа выпустила свой первый альбом Bleach. Откройте в новой вкладке обложку Bleach, если хотите услышать одну из песен из этого альбома(и мою любимую) 😉
Всемирный успех пришел к ним с выходом второго альбома Nevеrmind. Дело в том, что клип на первый сингл из этого альбома «Smells like a teen spirit» часто показывали на MTV. Во время турне музыканты Nirvana начали замечать, что билеты на их выступления стремительно раскупались, тележурналисты регулярно появлялись на всех концертах, а «Smells Like Teen Spirit» постоянно играла почти на всех радиостанциях и музыкальных каналах. К рождеству 1991 года Nevermind в Америке продавался по 400 тысяч экземпляров в неделю. 11 января 1992 года он достиг первого места в чартах Billboard, сместив альбом Dangerous Майкла Джексона. Пластинка также возглавила чарты многих стран по всему миру. В тот месяц, когда Nevermind достиг первого места, Billboard заявил: «Nirvana — это одна из тех редких групп, у которых есть всё: признание критиков, уважение музыкальной индустрии, поп-привлекательность и внушительная колледж-альтернативная основа».
Обложка второго альбома Nevermind (опять же, нажмите на картинку, чтобы послушать любимую песни из этого альбома):
Некоторое беспокойство вызывал тот факт, что на изображении был виден пенис маленького мальчика. Звукозаписывающая компания подготовила альтернативную обложку без демонстрации полового члена, так как они боялись, что это оскорбит чувства некоторых людей. Однако Кобейн дал понять, что если они и хотят изменить первоначальную фотографию, то только если наклеят стикер, закрывающую пенис, со словами «Вы должны быть латентным педофилом, если это вас оскорбило». Конечно же, компания не согласилась на наклейку, и они решили оставить фотографию неизмененной 🙂
В апреле 1992 года группа Nirvana появилась на обложке журнала Rolling Stone. Обратите внимание на футболку Кобейна с многозначительной надписью «CORPORATE MAGAZINE SТILL SUCK».
В феврале 1992 года после большого турне по странам тихоокеанского бассейна Кобейн женился на лидере рок-группы Hole Кортни Лав.
(да-да, Курт женился в собственной пижаме, зато какой счастливый был))
18 августа того же года у них родилась дочь Френсис Бин Кобейн. На Сплетнике есть пост про Френсис с очень-очень мимишными фотографиями с отцом. Вот ссылка на этот пост.
Как я обожаю эту фотографию…Он здесь такой счастливый:
Так Френсис выглядит сейчас(взяла всё самое лучшее от родителей. Лишь бы по их стопам не пошла):
Через несколько дней после рождения Френсис Бин Nirvana провела одно из лучших своих выступлений в качестве хедлайнера на фестивале Reading в Англии. На тот момент ходили слухи о плохом здоровье Кобейна и о возможном распаде группы. Ради шутки Курта ввезли на сцену на инвалидной коляске, после чего он поднялся и присоединился к другим членам коллектива, сыграв на концерте большое количество песен, как старых, так и совершенно новых.
Пара гифок с концерта Reading:
Менее чем через две недели Nirvana выступила на MTV Video Music Awards. Это выступление считается самым скандальным выступлением Нирваны. Руководство MTV хотело, чтобы группа сыграла «Smells Like Teen Spirit», но музыканты пожелали исполнить новую песню, которая называлась «Rape Me» (рус. Изнасилуй меня). Руководители MTV были недовольны песней, так как они решили, что в тексте речь идёт о них. Они настояли на том, что Nirvana не будет играть «Rape Me», пригрозив, что не дадут группе выступить на шоу и перестанут показывать их клипы по MTV. После напряжённых споров MTV и Nirvana договорились, что группа сыграет песню «Lithium» с последнего на тот момент сингла. Когда Nirvana начала выступление, Курт неожиданно сыграл и спел начало из «Rape Me», после чего заиграла «Lithium». Ближе к концу песни Новоселич, недовольный тем, что его усилитель перестал работать, подкинул бас-гитару в воздух для драматического эффекта, но не смог её поймать, и она ударила его по голове. Крист упал со сцены, чуть не потеряв сознание, потом поднялся и выбежал из студии. В это время Кобейн разбивал аппаратуру, а Грол схватил микрофон и начал кричать: «Эй, Эксл!» (англ. Hi, Axl!), имея в виду вокалиста группы Guns N’ RosesЭксла Роуза, с которым у Nirvana вышла небольшая размолвка перед выступлением(из-за Кортни).
А вот и само выступление с MTV(качество не hd, конечно):
В декабре 1992 года Nirvana выпустила сборник раритетных записей и бисайдов под названием Incesticide. Большое количество радиозаписей и ранних неизданных материалов группы ходило по рукам, и целью выпуска альбома была борьба с такими пиратскими подделками.
Обложка третьего альбома Incesticide(ссылка на песню работает и здесь):
In Utero также дебютировал в хит-параде Billboard 200 в сентябре 1993 года, заняв там первое место, но всё же не достиг успеха Nevermind.
Одним из самых запоминающихся концертов был акустический концерт MTV Unplugged. Они специально не захотели играть хиты (только »All apologies» и »Come as you are»), но, тем не менее, выступление получилось действительно увлекательным. Курт сам выбирал декорации- множество свеч и огромное количество лилий. Один из организаторов концерта спросил: «Как на похоронах?», на что тот ответил:»Да-да, именно это!». Надо отметить тот факт, что каждая песня была записана с первого раза (обычно даётся несколько попыток записать песню, если уже записанная не нравится исполнителям или организаторам).
Одно из выступлений на MTV UNPLUGGED:
В начале 1994 года команда отправилась на гастроли в Европу. После концерта 1 марта в Мюнхене Кобейн заболел бронхитом и тяжёлым ларингитом. Следующее шоу отложили. Утром 4 марта в Риме Кортни Лав нашла Кобейна без сознания в комнате отеля, и его отвезли в больницу. Позже доктор на пресс-конференции заявил, что Кобейн принял прописанный ему рогипнол и большую дозу алкоголя. Гастроли, включая многочисленные концерты в Великобритании, окончательно отменили.
В последующие недели давняя зависимость Кобейна от героина вновь дала о себе знать. Его уговорили отправиться в реабилитационную клинику. Через несколько дней он сбежал, перелезши через ограждение клиники, и улетел на самолёте в Сиэтл. В пятницу 8 апреля 1994 года Кобейна обнаружили мёртвым в его доме в Сиэтле: официально считается, что он ввёл себе дозу героина, затем выстрелил себе в рот из дробовика. Позже в интервью Кортни рассказывала, что Курт звонил к ней перед совершением самоубийства, но она не смогла ответить на звонок. Если бы она взяла трубку, как признается сама Кортни, то, возможно, уговорила бы Курта не совершать самоубийства.
После кремации часть праха Кобейна была развеяна над рекой Уишка в его родном Абердине, а часть оставила себе Кортни.
Конечно, безумно жаль, что такой талантливейший, не побоюсь этого слова-гениальный музыкант так рано ушёл из жизни… 27 лет всего… Всё-таки он должен был увидеть, как подрастает его дочь, должен был радовать нас и дальше красивыми песнями, должен был любить Кортни, да просто жить. Это было бы идеальным раскладом. Но сейчас, к большому сожалению, ничего изменить нельзя.
Интересный факт. Курт Кобейн является рекордсменом среди музыкантов, заработавших после смерти больше, чем при жизни. По состоянию на 2011 год правообладатели его творчества заработали свыше 800 млн долларов.
Грол и Новоселич на похоронах:
Сейчас Дейв и Крист такие:
(Новоселич (слева) и Грол (в центре) позируют с Батчем Вигом, продюсером альбома «Nevermind». Вот уже на протяжении 20 лет альбом находится на пике популярности. Это объясняется тем, что в альбом вошли действительно хорошие песни. При их написании использовались только басы, барабаны и гитара, и больше ничего)
Между прочим, в этом году на музыкальной премии Grammy Дейв, Крист вместе с Полом Макартни и Пэтом Смиром выиграли номинацию «лучшая рок-песня» за песню «Cut me some slack».
А совсем недавно, 5 апреля, прошёл концерт, посвящённый 20-летию со дня смерти Курта, который организовали Дейв и Крист. Они исполнили множество хитов Нирваны. После того, как не стало Курта, они ещё ни разу не пели песни группы. Там же была и Кортни, которая, несмотря на множество конфликтов с Кристом и Дейвом(особенно Дейвом), сказала пламенную речь, обняв участников группы и сказав, что очень их любит 🙂
«Это захватывающе, но также и мило, потому что наш друг Курт ушёл от нас 20 лет назад. Это хороший способ помнить его. Он должен быть здесь!» ( про концерт )
И напоследок смешные или мимишные гифки Nirvana:
«Эти носки в самолёте достал?»
«Ага, их ношу ещё с того времени»
«Не хочешь ими вытереться?»
«Нет, не моим носком!»
«Он постоянно говорил о том, как ему не нравится собственная внешность. Я помню однажды он, посмотрев в зеркало, заплакал. Так неуютно ему было в собственной шкуре. Это одно из немногих фото, на которых он сам себе нравился. Он очень бережно относился к этой фотографии. Доставал ее очень редко и улыбался. Некоторое время он держал это фото у себя в бумажнике. Он гордился собой.» © Крист Новоселич о Курте Кобейне (Фотография из личной коллекции Криста)
(Курт обнимается с музыкантом Эдди Веддером)
«Эй, хэви-метал парни. Брейте свои головы и наряжайтесь в платья»
-Я Курт, я играю на гитаре и пою.
-Я Дейв, и я играю на барабанах и иногда пою, но не так часто.
-Я Крист, я играю на бас-гитаре и не пою. Слава Богу.
Надеюсь, вам было интересно почитать, ну или хотя бы просматривать картинки и гифки этой замечательной группы 🙂