меня охватила грусть перед дальней дорогой
Монолог Маргариты
Меня охватила грусть перед дальней дорогой.
Не правда ли, мессир, она вполне естественна,
даже тогда, когда человек знает,
что в конце этой дороги его ждет счастье?
© М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Я плакала, а после стала злая.
Что, Мастер, хорошо тебе без рая?
Века идут, безмолвствует Пилат,
Народ кричит, мол, он не виноват,
Божественную правду попирая.
Цветы завяли. Я устала ждать.
Тебе они не нравились? Плевать.
Их желтизна болезненно тревожна.
Да, я в тот день была неосторожна,
Не стоило все это затевать.
Ты слишком медлил. И в ночном подвале
Не рукописи, а мечты сгорали.
Свобода. Счастье или невезучесть –
Кто любит, тот твою разделит участь,
Да только примешь помощь ты едва ли.
Там, на метле, мне все казалось мелким.
Я часто попадаю в переделки,
Но ты не пожелал бы и врагу
Того, о чем сказать я не могу
При слабом отблеске огня горелки.
Мне все казалось мелким. Только ты –
Кому мои не нравились цветы,
Кто не умеет принимать решений,
Ценить написанных самим собой творений, –
Стал досягаем с этой высоты.
Я для тебя шагну в слепую бездну.
Исчезнешь ты – и я с тобой исчезну.
Тьму глупостей наделав второпях
И поборов свой первобытный страх,
Моя душа лелеяла надежду.
То не спасенье было, Мастер, нет.
Я не просила, но мне дан ответ.
В бессмысленном круженьи хоровода
Внутри проснулась женская порода,
Что не стареет в ходе долгих лет.
Кот наливал мне спирт чистейшей пробы,
Я размышляла о любви до гроба,
А мысли путались, кружились миражи.
Где истина? Хоть ты мне подскажи,
Коли сюда теперь попали оба.
И не светло, и не темно. И путь
Нам не дает забыться и уснуть.
Любовь ли это? Или лжи капкан?
А может, ты мне небесами дан?
Их точно невозможно обмануть.
Народ затих. Финал открыт, неясен.
Яд неопределенности опасен.
Но ты же знаешь, Мастер, отчего
Я до сих пор надеюсь на него.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Мастер и Маргарита
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Мастер и Маргарита
Текст печатается в последней прижизненной редакции (рукописи хранятся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина), а также с исправлениями и дополнениями, сделанными под диктовку писателя его женой, Е. С. Булгаковой.
. Так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Никогда не разговаривайте с неизвестными
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.
Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.
Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды».
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.
– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.
– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.
– Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный.
– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.
– А что есть? – спросил Берлиоз.
– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.
– Ну, давайте, давайте, давайте.
Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.
Тут приключилась вторая странность, касающаяся одного Берлиоза. Он внезапно перестал икать, сердце его стукнуло и на мгновенье куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза охватил необоснованный, но столь сильный страх, что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало. Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было. сердце шалит. я переутомился. Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск. »
И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок. Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.
Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. Еще более побледнев, он вытаращил глаза и в смятении подумал: «Этого не может быть. »
Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.
Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца.
Однако постепенно он успокоился, обмахнулся платком и, произнеся довольно бодро: «Ну-с, итак. » – повел речь, прерванную питьем абрикосовой.
Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, – но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф.
Надо заметить, что редактор был человеком начитанным и очень умело указывал в своей речи на древних историков, например, на знаменитого Филона Александрийского, на блестяще образованного Иосифа Флавия, никогда ни словом не упоминавших о существовании Иисуса. Обнаруживая солидную эрудицию, Михаил Александрович сообщил поэту, между прочим, и о том, что то место в 15-й книге, в главе 44-й знаменитых Тацитовых «Анналов», где говорится о казни Иисуса, – есть не что иное, как позднейшая поддельная вставка.
Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уставив на него свои бойкие зеленые глаза, и лишь изредка икал, шепотом ругая абрикосовую воду.
– Нет ни одной восточной религии, – говорил Берлиоз, – в которой, как правило непорочная дева не
«Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?»
Цитата из романа «Мастер и Маргарита» (1929 — 1940), Михаила Афанасьевича Булгакова. Часть 2, Глава 31 «На Воробьевых горах». Азазелло, Мастер и Маргарита воссоединяются с Воландом, Коровьевым и Бегемотом.
Прервал молчание соскучившийся Бегемот.
— Разрешите мне, мэтр, — заговорил он, — свистнуть перед скачкой на прощание.
— Ты можешь испугать даму, — ответил Воланд, — и, кроме того, не забудь, что все твои сегодняшние безобразия уже закончились.
— Ах нет, нет, мессир, — отозвалась Маргарита, сидящая в седле, как амазонка, подбоченившись и свесив до земли острый шлейф, — разрешите ему, пусть он свистнет. Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье? Пусть посмешит он нас, а то я боюсь, что это кончится слезами, и все будет испорчено перед дорогой!
Воланд кивнул Бегемоту, тот очень оживился, соскочил с седла наземь, вложил пальцы в рот, надул щеки и свистнул. У Маргариты зазвенело в ушах. Конь ее взбросился на дыбы, в роще посыпались сухие сучья с деревьев, взлетела целая стая ворон и воробьев, столб пыли понесло к реке, и видно было, как в речном трамвае, проходившем мимо пристани, снесло у пассажиров несколько кепок в воду. Мастер вздрогнул от свиста, но не обернулся, а стал жестикулировать еще беспокойнее, поднимая руку к небу, как бы грозя городу.
Юлилла
. Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?
Михаил Булгаков
Мастер и Маргарита
Мне бы
взмыть небесной птицей
в ледяную синеву,
В пыль от солнца окунуться
и, позолотив печаль,
у окна с утра проснуться,
Только я не птица, жаль.
«Поэзия — честность, настоянная на страстности.
Если не задыхаешься в любви и горе, стихов не пиши» (Семён Гудзенко).
Произведения
Избранные авторы:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
100 цитат и афоризмов из Мастера и Маргариты
Сказать что данное произведение имело широкую популярность, а цитаты из «Мастера и Маргариты» массово распространялись в народе, невозможно. Несмотря на лёгкий и красивый слог изложения, этот роман и другие произведения Булгакова воспринимались советскими людьми в качестве чего-то понимаемого с трудом и не имеющего себе аналогов, чуждого и даже враждебного. Теперь трудно в это поверить, но многие в те времена считали Иешуа евангельским Христом, а главы из книги о нём и Пилате не основанными на библейском сюжете, а точным его пересказом. Но всеобщей популярности роман не получил не только по этой причине. Для его полноценного восприятия нужно уметь абстрагироваться от стандартов, а дано это далеко не всем.
Новый виток интереса к творчеству писателя вызвал фильм, а точнее — сериал, Владимира Бортко с одноимённым названием. Его премьера пришлась на период, когда Интернет в России уже имел широкое распространение, поэтому фразы из произведения получили большую популярность. Они интересны прежде всего тем, что отражают взгляд из альтернативной реальности, которая связана с силой Воланда, на повседневные события и явления обычного мира. Поэтому цитаты о любви, даже вырванные из контекста, воздействуют своей прямотой и откровенностью, а посвящённые жизни людей — чётко выделяют в ней самые главные особенности и противоречия.
С уверенностью можно сказать, что роман не утратит своей ценности и в будущем, а лучшие афоризмы из него будут волновать поколения новых читателей и зрителей сценических постановок и фильмов. Вполне возможно, что именно это имел в виду один из персонажей, когда говорил о том, что рукописи не горят. Сгореть может только бумага, но не мысли и чувства, если они выражены гениальным литератором и способны находить отклики в сердцах множества поклонников.
О жизни
Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы.
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
Самый страшный гнев — гнев бессилия.
Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?
Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу.
Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у неё не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.
О любви
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Она входила в калитку один раз, а биений сердца до этого я испытывал не менее десяти…
Вино какой страны предпочитаете в это время дня?
Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве.
Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдёт, и я никогда её более не увижу…
Она приходила ко мне каждый день, а ждать её я начинал уже с утра. Ожидание это выражалось в том, что я переставлял на столе предметы.
Цитаты кота бегемота
Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.
Да, сдаюсь, — но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников!
— И на кой черт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов?
— Штаны коту не полагаются.
Каждый украшает себя как может.
— Со мной едва истерика не сделалась, — добавил кот, облизывая ложку с икрой.
Молчу, молчу… Считайте, что я не кот, а рыба, только оставьте ухо.
— Положение серьёзное, но отнюдь не безнадежное, — отозвался Бегемот, — больше того: я вполне уверен в конечной победе. Стоит хорошенько проанализировать положение.
У меня скорее лапы отсохнут, чем я прикоснусь к чужому.
Я побежал в кладовку, спас сёмгу. Я побежал в кухню, спас халат.
Теперь главная линия этого опуса ясна мне насквозь.
Не постигаю! Сидели мирно, совершенно тихо, закусывали…
Единственное, что может спасти смертельно раненого кота, — это глоток бензина.
– Это водка? – слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
– Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
Цитаты Воланда
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!
…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
Факт — самая упрямая в мире вещь.
Зачем же гнаться по следам того, что уже давно окончено?
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Всё будет правильно, на этом построен мир.
Я люблю сидеть низко — с низкого не так опасно падать.
А не надо никаких точек зрения, просто он существовал, и больше ничего.
Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.
Праздничную полночь иногда приятно и задержать.
Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла…
Цитаты Маргариты
Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.
Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной.
Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье?
Чем лучше ты одета, тем у тебя больше шансов быть раздетой рано или поздно!
Нет, погодите… Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!
…все же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной…
Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!