меня огорчает когда вижу что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко
Меня огорчает когда вижу что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко
Тренинг профессионального мастерства
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
© Старшенбаум Г. В., 2017
© ООО «Издательство АСТ», 2017
Геннадий Владимирович Старшенбаум много лет проработал в кризисном стационаре Всероссийского суицидологического центра, руководил отделом суицидологии Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ. Разработал высокоэффективную программу кризисной психотерапии и оригинальную методику психотерапии пациентов с различными формами зависимого поведения.
Геннадий Владимирович Старшенбаум имеет 40-летний опыт работы с терапевтическими группами различной ориентации, что позволило ему в этой книге систематизировать методы групповой психотерапии пациентов.
В настоящее время является одним из ведущих преподавателей Московского института психоанализа.
Профессиональное кредо автора: не вреди, сомневайся, доверяй природе!
«Геннадий Старшенбаум – гениальный автор, заслуживающий наивысшей похвалы за свою неповторимую способность описывать сложнейшие темы современной психологии так легко, просто и непринужденно.
Данная книга – просто находка для начинающих психологов, которым предстоит заниматься психологическим консультированием и психотерапией, как индивидуальной, так и групповой.
Доступно и понятно автор описывает те необходимые качества, навыки, которые будут служить психологу «инструментами» в его работе. Конечно же, он говорит о возможных трудностях и ошибках, возникающих на пути молодого терапевта, предлагает варианты их решения.
Кроме того, автор предлагает начинающим психологам выбрать ту область практической психологии, в которой они хотели бы работать, описывая преимущества и недостатки, принципы работы каждой. Книга послужит хорошим началом для «внутренней» подготовки психолога к предстоящей практической деятельности».
«Отличная книга, особенно для начинающего психолога. Очень много тем посвящено развитию самого себя и через это – пониманию своей работы с людьми».
«Для начинающего, да и для уже работающего (в качестве камертона для самонастройки и коррекции при отсутствии личной терапии) – просто замечательно. Читать легко, есть ощущение диалога с более опытным коллегой, видящим твои плюсы и минусы! У меня аналогии с Яломом и его книгами. Рекомендую всем!»
«Труднее всего помогать самому себе. Тем более страшно задевать свое подсознание, никогда не знаешь, как это все отзовется в тебе. Используя методики и тренинговые занятия, поймешь причины и следствия стыда, вины, провального поведения, поиска инициации, зависимостей и т. п. и сможешь управляться со всем этим, устраивая свою, возможно, нелегкую жизнь».
Самый верный путь к счастью не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать счастливыми других.
Эта книга – самоучитель для тех, кто работает с клиентами: для психологов, врачей, педагогов, социальных работников, администраторов, юристов. Чтобы добиться успеха в этих профессиях, важно не столько владеть теоретическими знаниями, сколько иметь специфические навыки взаимодействия с людьми. Большинство глав в книге начинается с несложных опросников, которые помогут определить, над чем конкретно вам необходимо поработать. Вопросы можно задать и своему коллеге, чтобы получить более объективную оценку с его стороны. Кроме того, можно ввести два ряда ответов: «желаемое» и «действительное. Полезно периодически повторять тестирование, чтобы следить за ростом своего профессионализма.
Упражнения для самостоятельной работы помогут вам развить необходимые навыки, сохранять терпение и уважение к мнению клиента, а также позволят избежать выгорания. С помощью ролевых игр с партнерами вы сможете выявить и проанализировать свои ошибки в общении с партнером, приобрести опыт ведения профессионального диалога.
Помогающую профессию нередко выбирают люди с незажившей душевной раной. Это делает их повышенно чувствительными к боли, даже если больно другому человеку. Такой сердобольный консультант проецирует собственные переживания на клиента, оправдывая любые свои эмоциональные реакции надеждой на то, что все они полезны для клиента.
Воспринимая все по принципу «или – или», консультант мешает клиенту интегрировать его «плохие» и «хорошие» черты. Консультанту с неразрешенной проблемой подросткового бунта трудно установить ограничения для клиента со склонностью к импульсивности и отыгрыванию. Испытывая страх расставания, в основе которого могут лежать детские утраты и страх смерти, консультант может бесконечно оттягивать завершение работы.
Консультант-мужчина в работе с клиентами-мужчинами нередко берет на себя роль заботливой и тревожно доминирующей матери двухлетнего ребенка. В работе с женщинами он уделяет недостаточное внимание их агрессии и стремлению к самоутверждению, игнорирует их интеллектуальную и сексуальную пассивность.
Женщина-консультант гораздо острее реагирует на чувства соперничества в переносе у своих клиенток. Ей также трудно принять пассивность клиентов-мужчин, она хочет видеть их более уверенными и целеустремленными и испытывает тревогу, когда клиент ожидает от нее заботы и защиты. Ей легче быть в роли запрещающей или вмешивающейся матери.
Консультанты, не проработавшие свои «слабые места», избегают определенных тем, теряются во время аффективных реакций клиента и сдерживают спонтанное проявление его чувств, вместо того чтобы вызывать их и работать с ними. Теоретические знания и наивные представления о профессиональной нейтральности при этом используются для того, чтобы отгораживаться от чувств клиентов. Не накопив опыта анализа собственных фантазий, консультант пренебрегает фантазиями и снами клиента и сосредотачивается на практических проблемах.
Новичок еще не может опираться на опыт и профессиональную интуицию. Он зацикливается на полученных знаниях и выученных приемах. Начинающий консультант фокусируется на проблеме, а не на клиенте, не учитывает как особенности личности и окружение клиента, так и выгоды, которые дают тому симптомы. Неопытный консультант дает непрошеные советы, стараясь помочь запутавшемуся человеку хотя бы по-житейски, при этом ставит себя со своими предпочтениями и возможностями на место клиента, вместо того чтобы перевоплощаться в него и его партнеров.
С умением «проникать» в мир чувств клиента связана эмпатия консультанта. Она позволяет создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Эмпатия стимулирует клиента к работе со своими чувствами здесь и сейчас, вместе с вами. Важное условие успешной эмпатии – идентификация. Это способность понимать клиента на основе сопереживания, ставить себя на его место. В основе идентификации лежат легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Полное погружение в темный омут депрессии пациента может сделать депрессивным и самого психолога. Боясь потерять интеллектуальный контроль, начинающий консультант слишком много говорит. Он рассуждает и тогда, когда можно и нужно использовать эмоциональные и физические переживания. Рассуждая и поучая, консультант не замечает невербальных сигналов и не может обеспечить клиенту эмпатический контакт, так что сессия превращается в демонстрацию тонкого ума специалиста.
Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну
Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — индивидуально-психологическое свойство человека, характеризующее его способность к сопереживанию, сочувствию, постижению эмоционального состояния других людей. Сопереживание — это принятие чувств, которые испытывает другой человек так, как если бы они были нашими собственными. Способность к эмпатии отчасти является социально обусловленной чертой характера, а отчасти — генетически предопределенной особенностью темперамента.
Диагностика способности к эмпатии (и коррекция в случае необходимости) очень важна при профессиональной подготовке продавцов, консультантов, менеджеров по работе с клиентами, управленцев различного уровня, всех тех, кто непосредственно работает с людьми.
Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания; когнитивную, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.); поведенческую, т. е. действие с эмпатией; предикативную, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Основные составляющие эмпатии — эмоциональная идентификация, личностная рефлексия, альтруистические формы поведения и общая положительная установка в общении с людьми.
Важной характеристикой эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (таких как идентификация, принятие роли, децентрация и пр.), является слабое развитие рефлексивной составляющей, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Как правило, эмпатические способности человека возрастают с увеличением жизненного опыта. Эмпатия чаще проявляется в случае сходства субъектов (поведенческих и эмоциональных реакций). При этом она может иметь эгоистическую или альтруистическую направленность, т. е. использоваться как во имя собственных интересов, так и во имя интересов другого человека.
Эмпатия составляет ядро коммуникации, выступает ее системообразующим принципом. В общении способность к эмпатии способствует сбалансированности межличностных отношений, определяет социальную приемлемость поведения человека. Развитая эмпатия — один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют тонкого понимания партнера по общению, способности ощущать душевное состояние другого человека, умения ставить себя на его место в самых трудных ситуациях: в управлении, в торговле, в сфере обслуживания, в психологии, педагогике, медицине и т. д.
Эмпатийные способности во многих областях деятельности являются профессионально-важным качеством. Определение уровня эмоциональной эмпатии у работников профессий, связанных с постоянными коммуникациями с людьми, позволяет судить об их профессиональной пригодности.
С уровнем развития эмпатийных способностей связан выбор способа разрешения сложных конфликтных ситуаций. Человек с высоким уровнем эмпатии предпочитает конструктивные способы, учитывающие интересы и переживания других людей и направленные на оказание действенной помощи, поддержку и развитие отношений. Человек с низким уровнем эмпатии предпочитает использовать директивные, силовые (деструктивные, без учета интересов и чувств другого человека) способы ее разрешения, либо пассивные — уход от решения, игнорирование ситуации, перекладывание ответственности за принятие решений на другого.
Деятельность менеджера — сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд. Для эффективной управленческой работы особенно важно умение понимать состояние и мотивы поведения другого человека, поэтому менеджер должен обладать не только общей положительной установкой к общению с другими людьми, но и эмпатией. Он не просто сочувствует, сопереживает и соучаствует, но и самим способом своего переживания, сочувствия и соучастия воздействует на человека. Как отмечал известный американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (Carl Rogers), «быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким»*.
ОПРОСНИК
методики «Шкала эмоционального отклика»
А. Меграбяна и Н. Эпштейна
Для исследования эмпатии используется методика «Шкала эмоционального отклика» (Balanced Emotional Empathy Scale — BEES). Этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном (Albert Mehrabian) и модифицирован Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним. Как показали исследования, эмоциональная эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми.
Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и люди, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни.
Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки.
Инструкция. Прочитайте приведенные ниже утверждения и оцените степень своего согласия или несогласия с каждым из них (поставьте отметку в соответствующей графе бланка для ответов), ориентируясь на то, как вы обычно ведете себя в подобных ситуациях.
Бланк для ответов
к методике «Шкала эмоционального отклика»
Фамилия, имя, отчество _____________________________
Пол ___________ Возраст ___________ Дата ___________
Методика оценки эмпатичности руководителя
Способность к сопереживанию – эмпатии – понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям, их проблемам, горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Эмпатия помогает человеку соединиться с миром людей и не ощущать в нем своего одиночества. Эмпатичность руководителя позволяет ему лучше понимать своих подчиненных, всемерно учитывать «человеческий фактор» в процессе управленческой деятельности.
Для диагностики способности к эмпатии может быть применен опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, состоящий из 33 предложений-утверждений. Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие «+» или несогласие «–» с каждым из них.
Обработка результатов. Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений:
Согласен «+» 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Не согласен «–» 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
Пол | Уровень эмпатических тенденций | |||
Высокий | Средний | Низкий | Очень низкий | |
Мужчины | 33 – 26 | 25 – 17 | 16 – 8 | 7 – 0 |
Женщины | 33 – 30 | 29 – 23 | 22 – 17 | 16 – 0 |
Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) проанализируйте, сравнив свой результат с показателями, представленными ниже:
Обратите внимание на то, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у женщин. Вероятно, это связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. В целом же необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации.
Практическая психология для менеджеров. – М, 1996. С. 101- 103
Опросник диагностики способности эмпатии
Для диагностики способности эмпатии может быть применен опросник А. Мехрабиена и Н. Эпштейна, состоящий из 33 предложений-утверждений. Прочитайте приведенные утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие «+» или несогласие «-» с каждым из них.
Обработка результатов. Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте количество совпадений:
Ответ «согласен» на вопросы: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19,25,26,27,29,31
Ответ «не согласен» на вопросы: 2,3,4,6, 11, 13. 15,20,21,22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
Полученное общее количество совпадений (сумму баллов) проанализируйте, сравнив свой результат с показателями.
Уровень эмпатических тенденций
Обратите внимание на то, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у женщин. Вероятно, это связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. В целом же необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации.
Эмпатия руководителя позволяет ему лучше понимать своих подчиненных, коллег, партнеров всемерно учитывать «человеческий фактор» в процессе управленческой деятельности.
Диагностика эмпатии. Тест на эмпатию
Эмпатия — это сопереживание, способность чувствовать эмоции другого человека словно свои собственные. Эмпатия легко помогает общаться, находить общий язык с людьми, помогать морально и душевно, ведь эмпат, как никто другой знает на собственной «шкуре», что с вами происходит.
Диагностика эмпатии, тест на эмпатию помогает определить, насколько вы обладаете качествами эмпата. Иногда этот тест используют при подборе персонала, когда необходимо умение общаться с людьми.
Прочитай еще по теме
103 комментария: Диагностика эмпатии. Тест на эмпатию
Не волнуйтесь, с годами всё придёт в равновесие. Научитесь отстранятся, что-то пропускать и забывать. А эмпатия станет волшебной палочкой.))
Все точно! Хороший тест.А главное ведь сам страдаешь от этой сверхчувствительности =и это точно
Я со мнгиими вопросами категорически не согласен! Ведь уже доказано что эмпатией страдать может человек который сам испытывает мало эмоций
Я знала что у меня какие то способности в психологическом плане…я легко общаюсь…и также легко расстраиваюсь…особенно когда смотрю трагические новости…с тех пор как вступила в группы помощи животным не могу спокойно спать…читая истории и видя фотографии рыдаю навзрыд…и сильно стесняюсь своей эмоциональности перед мужем…единственное не могу плакать когда с мужем ругаюсь, видимо эмоционально закрываюсь.вывести из себя меня легко..хотя стараюсь сдерживаться…а на все остальное ярко реагирую
Меня трудно назвать по настоящему эмоциональным человеком, скорее как маска на лице которая не дает проявиться тому что внутри, но я даже рад этому, потому что после общения с некоторыми людьми выть охота от тех чувств которые проявляются, даже если этот человек их скрывает, от этого не легче. Особенно когда влюбляешся, это проклятье которое всегда с тобой.
Да,согласна с комментарием, в отношении с любимыми людьми,это наказание,а не дар…
лучше зачастую не знать и не чувствовать ложь и действия близких… иногда себе говорю,лучше быть обычным человеком
Высокий уровень эмпатии
Круто, а я даже этого как-то та и не замечала(((((
Но всё равно я рада и буду его развивать.
Ураааааааааааааааааааааааа!!Высокий уровень. Кто знает как можено его развит.
lion) здравствуйте! Есть простой и очень эффективный способ развить свой Дар. И мне кажется, — это единственно верный способ.
Для развития своего Дара Необходимо Следовать Своему Жизненному Предназначению. Такой подход эффективен по развитию любых талантов.
При выполнении своего Жизненного предназначения раскрываются различные таланты, — это подобно распускающимся в зелёных камышах лепесткам лотоса. Этот процесс должен быть естественным, как вдох и выдох. И на нём не нужно замыкаться, иначе произойдёт остановка в развитии и хуже того, закрытие того или иного дара.
я не считаю данный тест правильным. если посмотреть по эзотерическим законам, то эмпатия — одна из базовых способностей. и обычное сопереживание и чувствительности никак нельзя путать с ней. при полном отсутствии эмоций во время фильмов, собраний, виде некоторых людей, всё равно человек может быть эмпатом. некоторые подсознательно, сами того не понимая, контролируют этот феномен. хотя управлять ею достаточно сложно… иногда просто отключается мозг.
чаще всего самоконтроль и контроль чужих эмоций в своей голове теряется, когда словил волну близких людей. при гневе начинается все с раздражительности и тд.
поинтересуйтесь лучше в ругих источниках, тут неверный, чисто психологический тест на уровень сопереживания!
Я согласна с Илоной,… сопереживание и высокая эмоциональность (а такое впечатление, что тест именно об этом) — еще не эмпатия. Это, может быть, родственные понятия, но точно не синонимы.
Любопытно… У меня, согласно тесту, очень высокий уровень эмпатии! Даже не знаю, обрадоваться этому или опечалиться, но, как бы то ни было, приму как данность.
Низкий уровень эмпатии
1-й уровень — самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны.
да-дааааа,я кремень. я молодец,сама по себе и никто не трогает. всё устраивает.
А если ты сам уже запутался? Вроде разумный человек я. Если было что-то странное-отрицала. А теперь все чаще ловлю на мысли что это не мои эмоции и они мне не свойственны. И вроде умею не обращать внимания и прогонять все мысли мимо. А бывает что-то сильно мучает. Вот сидишь и думаешь мои ли проблемы мои ли чувства? И как решать не наешь. Как будто два человека противоположных во мне живут своей жизнью. У одного одни взгляды эмоции а у другого вечно разные эмоции. В последнее время сто задаю вопрос окружению не сошла ли с ума. Хотя как они увидят? Все что внутри меня в большей степени там и остается не проявляю. Внешне контролирую. Хотя внутри уже все съедает много и разных. Вот и думаю вроде щас в депрессии. Но я или мой близкий человек как понять?