меня одного сквозь горящие здания
В. В. Маяковский
А ВСЁ-ТАКИ
*
*
Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река — сладострастье, растекшееся в слюни.
Отбросив белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.
Я вышел на площадь,
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
Людям страшно — у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик.
Но меня не осудят, но меня не облают,
как пророку, цветами устелят мне след.
Все эти, провалившиеся носами, знают:
я — ваш поэт.
Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках понесут
и покажут богу в свое оправдание.
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова — судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Владимир Маяковский — А все-таки: Стих
Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река — сладострастье, растекшееся в слюни.
Отбросив белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.
Я вышел на площадь,
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
Людям страшно — у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик.
Но меня не осудят, но меня не облают,
как пророку, цветами устелят мне след.
Все эти, провалившиеся носами, знают:
я — ваш поэт.
Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках понесут
и покажут богу в свое оправдание.
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова — судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
Анализ стихотворения «А все-таки (Улица провалилась, как нос сифилитика)» Маяковского
В. Маяковский выпустил свой первый сборник стихотворений еще в студенческие годы. Активная бунтарская позиция и вызывающие публичные выступления привели к тому, что в 1914 г. он был отчислен из художественного училища. Молодой поэт не испытал особого разочарования, так как был уверен в своем великом литературном будущем. Его стихотворным ответом на исключение из училища стало произведение «А все-таки…».
Стихотворение начинающего поэта представляет собой дерзкий выпад против всего нормального общества. Маяковский использует неприемлемую среди образованных людей лексику: «нос сифилитика», «похабно развалились». Он широко применяет гротеск и оригинальные сравнения: «выжженный квартал надел на голову», «изо рта шевелит ногами непрожеванный крик».
Маяковский не скрывает своего отвращения к обывателям, которым не под силу понять его сложные произведения. Поэт намеренно искажает язык и разрушает установленные правила. Он считает себя революционером в поэзии, новым пророком, который возвещает всему миру о наступлении новой эры. Впоследствии такие взгляды Маяковского полностью найдут свое подтверждение в идеологии большевиков. Пока что политика его не интересует. Он жаждет революции в искусстве и в сознании людей.
Маяковский убежден в своем великом призвании. Все пророки поначалу подвергались насмешкам и оскорблениям. Зато потом его путь «цветами устелят», а «проститутки» поэта «покажут богу в свое оправдание». Автор использует религиозную символику. Он предвкушает приближение дня страшного суда, когда весь старый мир погрузится в хаос. Маяковский был атеистом и использовал образ бога лишь в качестве одного из наиболее значимых для людей символов. С невероятным юношеским максимализмом он утверждает, что бог будет поражен его произведениями, «заплачет», «побежит по небу с моими стихами». Вот тогда-то напуганные убогие обыватели полностью осознают, что среди них находится величайший талант, который они не смогли вовремя распознать.
Стихотворение «А все-таки…» можно расценивать, как одно из программных заявлений молодого Маяковского. Поэт дает понять, что он абсолютно уверен в себе и в своих безграничных возможностях. Он будет творить только так, как считает нужным. Мнение окружающих его нисколько не волнует, так как настоящую оценку его творчеству вынесет история.
✔ А всё-таки
В 1914 году, когда Маяковский пишет стихотворение «А всё-таки», поэту ещё далеко до всеобщего признания, но юношеский максимализм уже представляет, как от славы «проваливается улица» и Бог плачет над его произведениями. Стихотворение-мечта, полное надежды и, более того, даже требования к окружающим признать его талант здесь и сейчас.
Предыстория строк
Что предшествовало написанию строк, откуда такая уверенность и такие требования? Всего год назад появляется первый сборник поэта, и Маяковский чувствует себя на коне, хотя лавров первое издание особых не снискало. Владимир Владимирович увидел, что его начинают печатать и ему кажется, что до Олимпа славы всего два шага. Для себя Маяковский решил, что он уже гений. Гениальность поэта сегодня никто не отрицает, то в 1913-1914 годах работы Владимира находили почитателей только в узком кругу друзей.
Оставшиеся «два шага» до Олимпа Маяковский решает взять наскоком – уже печатают – осталось дать читателям то, что не может предложить никто другой.
Но меня не осудят, но меня не облают,
как пророку, цветами устелят мне след.
Владимир считает, что главное сейчас – это громко о себе заявить – закричать в лицо толпе и она понесёт его на руках. Ставя себя на одну высоту с пророком, Владимир уже сегодня ждёт лавров и дороги, усыпанной цветами.
Шаг до славы
Стихотворение имеет несколько грубоватых и даже вульгарных оборотов, но это начинающийся вырабатываться стиль Маяковского, который говорит с читателями честно, но просто, как в трактире. Автор кричит вверх и вниз:
Боязнь падения
Вместе с тем, автор строк боится поражения – непризнания, отсюда и фраза
Обращённая к возможным поклонникам. Максимализм на пределе, но боязнь поражения точит сердце поэта… Между уверенностью в своей гениальности и сомнением в быстрой победе и рождаются грубые по форме, но красивые по содержанию слова стихотворения.
До настоящего признания ещё несколько лет, совсем скоро пригласить Маяковского на литературный вечер будет правилом хорошего тона, но пока, по мнению поэта, надо торопить события и кричать в лицо неверующим в него, что он уже сейчас гений и лавры заслужены сегодня.
Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река — сладострастье, растекшееся в слюни.
Отбросив белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.
Я вышел на площадь,
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
Людям страшно — у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик.
Но меня не осудят, но меня не облают,
как пророку, цветами устелят мне след.
Все эти, провалившиеся носами, знают:
я — ваш поэт.
Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках понесут
и покажут богу в свое оправдание.
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова — судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
Стихотворение «А все-таки» читает Лада Мазина. Интересное и яркое изложение одного из ранних произведений Маяковского.
20 цитат из стихотворений и пьес Владимира Маяковского
Владимир Маяковский (1893 — 1930) — поэт-футурист, драматург и художник. Его стихотворения создали язык целой эпохи. Именно его строками даже в наши дни зачастую выражают свои чувства.
Якобы обласканный советской властью, на самом деле Владимир Маяковский довольно рано осознал, что в пекле Октября и Гражданской войны вместе со старым миром погибли и его надежды на мир новый, построенный на равенстве, труде, силе. Все, что ему было противно, — скудоумие, бюрократие, серость — снова осело в кабинетах и принялось верховодить. Он хотел лишь преданно служить (недаром обожал собак и рисовал Щена как свое альтер-эго в письмах к Лиле Брик): женщине, стране, слову. Но оказалось, что это никому не нужно. Застрелился. Посмертно был назван руководителем страны «лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», что и спасло Маяковского от забвения и одновременно привело к «бронзовению» его фигуры.
Мы выбрали 20 цитат из произведений поэта: И в пролёт не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа. «Лиличка! (вместо письма)» Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно? «Послушайте!» Дразните?
«Меньше, чем у нищего копеек,
у вас изумрудов безумий».
Помните!
Погибла Помпея,
когда раздразнили Везувий!
Сердце обокравшая,
всего его лишив,
вымучившая душу в бреду мою,
прими мой дар, дорогая,
больше я, может быть, ничего не придумаю.
В праздник красьте сегодняшнее число.
Творись,
распятью равная магия.
Видите —
гвоздями слов
прибит к бумаге я. «Флейта-позвоночник» У прочих знаю сердца дом я.
Оно в груди — любому известно!
На мне ж
с ума сошла анатомия.
Сплошное сердце —
гудит повсеместно.
О, сколько их,
одних только вёсен,
за 20 лет в распалённого ввалено!
Их груз нерастраченный — просто несносен.
Несносен не так,
для стиха,
а буквально. «Люблю» Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское. «Облако в штанах» Вошла ты,
резкая, как «нате!»,
муча перчатки замш,
сказала:
«Знаете —
я выхожу замуж» «Облако в штанах» Мы-
голодные,
мы-
нищие,
с Лениным в башке
и с наганом в руке. «Хорошо!» Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках понесут
и покажут богу в свое оправдание.
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова — судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым. «А все-таки» Довольно грошовых истин.
Из сердца старое вытри.
Улицы — наши кисти.
Площади — наши палитры «Приказ по армии искусства» Нервы —
большие,
маленькие,
многие! —
скачут бешеные,
и уже
у нервов подкашиваются ноги! «Облако в штанах» Это только работать одному скучно, а курицу есть одному веселее. «Клоп» Кроме любви твоей,
Мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем. «Лиличка! (Вместо письма)» Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца. «Разговор с фининспектором о поэзии»
Меня одного сквозь горящие здания
Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках понесут
и покажут богу в свое оправдание.
Радуйся,
радуйся,
ты доконала!
Теперь
такая тоска,
что только б добежать до канала
и голову сунуть воде в оскал.
Губы дала.
Как ты груба ими.
Прикоснулся и остыл.
Будто целую покаянными губами
в холодных скалах высеченный монастырь.
из поэмы «Флейта-позвоночник»
Придите все ко мне,
кто рвал молчание,
кто выл
оттого, что петли полдней туги, —
я вам открою
словами
простыми, как мычанье,
наши новые души,
гудящие,
как фонарные дуги.
Я вам только головы пальцами трону,
и у вас
вырастут губы
для огромных поцелуев
и язык,
родной всем народам.
А я, прихрамывая душонкой,
уйду к моему трону
с дырами звезд по истертым сводам.
из трагедии «Владимир Маяковский»
«СЕБЕ, ЛЮБИМОМУ,
ПОСВЯЩАЕТ ЭТИ СТРОКИ АВТОР»
Если бы я был
маленький,
как океан,-
на цыпочки волн встал,
приливом ласкался к луне бы.
Где любимую найти мне,
Такую, как и я?
Такая не уместилась бы в крохотное небо!
О, если б я нищ был!
Как миллиардер!
Что деньги душе?
Ненасытный вор в ней.
Моих желаний разнузданной орде
не хватит золота всех Калифорний.
О, если б был я
тихий,
как гром,-
ныл бы,
дрожью объял бы земли одряхлевший скит.
Я если всей его мощью
выреву голос огромный,-
кометы заломят горящие руки,
бросаясь вниз с тоски.
К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,
от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.
Мокрая, будто ее облизали,
толпа.
Прокисший воздух плесенью веет.
Эй!
Россия,
нельзя ли
чего поновее?
Блажен, кто хоть раз смог,
хотя бы закрыв глаза,
забыть вас,
ненужных, как насморк,
и трезвых,
как нарзан.
Вы все такие скучные, точно
во всей вселенной нету Капри.
А Капри есть.
От сияний цветочных
весь остров, как женщина в розовом капоре.
Помчим поезда к берегам, а берег
забудем, качая тела в пароходах.
Наоткрываем десятки Америк.
В неведомых полюсах вынежим отдых.
А после в огне раззолоченных зал,
забыв привычку спанья,
всю ночь напролет провести,
глаза
уткнув в желтоглазый коньяк.
И, наконец, ощетинясь, как еж,
с похмелья придя поутру,
неверной любимой грозить, что убьешь
и в море выбросишь труп.
Сорвем ерунду пиджаков и манжет,
крахмальные груди раскрасим под панцирь,
загнем рукоять на столовом ноже,
и будем все хоть на день, да испанцы.
Чтоб все, забыв свой северный ум,
любились, дрались, волновались.
Эй!
Человек,
землю саму
зови на вальс!
Возьми и небо заново вышей,
новые звезды придумай и выставь,
чтоб, исступленно царапая крыши,
в небо карабкались души артистов.
1916