меня называют живописцем танцовщиц
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Бумага, пастель. 65 ; 65 см Музей искусств им. А. С. Пушкина, Москва
Свою знаменитую картину «Голубые танцовщицы» Эдгар Дега — французский живописец-импрессионист написал в 1897 году.
«Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде”.Эдгар Дега
Создание картины не случайно — Дега часто посещал театры, внимательно наблюдая за движениями балерин не только на сцене, но и за кулисами. Художник считал обычные репетиционные моменты более живыми и насыщенными настоящими эмоциями.
Произведение относится к позднему этапу творчества Эдгара Дега, когда его зрение ослабло, и он стал работать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины.
На картине изображены четыре юные балерины в изысканных ярко-голубых пачках и с одинаковыми прическами, готовящиеся к выходу на сцену. Художник застал их в минуту последних приготовлений — еще мгновение и девушки выстроятся в ряд и грациозно выпорхнут к зрителям.
Одна балерина нагнулась, поправляя пуанты, вторая пытается оценить свой наряд сзади, еще две девушки поправляют лямки своей одежды. Вместе балерины выглядят необычайно гармонично, погружая зрителя в мир очаровательной пластики и изящества. Дополнительное очарование картине придает сиюминутность, которая исчезнет через мгновение.
Голубые танцовщицы” написаны пастелью. Кто не знает – это что-то наподобие восковых мелков. Именно с помощью них можно добиться такого насыщенного цвета.
К тому же Дега изобрёл свой способ работать с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась. И художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.
Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Она считается недолговечной по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют пастель специальным раствором. Или обычным лаком для волос.
Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь работе. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранёнными. Чиалива унёс свой секрет в могилу.
Примечательно, что данная картины была оценена еще при жизни Эдгара Дега. Художник продал ее за огромные деньги — 60 тысяч франков.
Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он был отшельником. Он редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Дега мог управлять ей из своей мастерской со второго этажа. Если гость был не ко двору, щеколда на двери так и не поднималась. Она очень часто не поднималась.
Меня называют живописцем танцовщиц
В связи с тем, что «Русская Балетная Компания» принимает активное участие в выставке «От Моне до Сезанна», краткий экскурс в биографию одного из самых ярких импрессионистов, запечатлевшего грацию танцовщиц и сиюминутность балетного искусства в своих картинах.
«Меня называют живописцем танцовщиц; не понимают, что танцовщицы послужили мне предлогом писать красивые ткани и передавать движения» – говорил ЭДГАР ДЕГА (1834–1917). Предлог-предлогом, но, думая о Дега, перед глазами всплывают его изображения именно танцовщиц, а не лошадей или прачек, также присутствовавших в его творчестве.
В 1892 году Дега в последний раз представил публике свои работы. Дальше, на протяжении 25 лет он не выставлялся (одной из причин было резкое ухудшение зрения). Помимо картин, Дега воплощает танцовщиц и в скульптуре: «Большая арабеска» (около 1882–1895), «Танцовщица» (около 1896–1911).
Дега умер в 1917 году, но балет и балерины по-прежнему остаются излюбленный темой для многих художников. До сих пор ученики художественных училищ ходят на репетиции и уроки классического танца, чтобы научиться передавать движение и пластику человеческого тела. Мы, в свою очередь, с удовольствием поможем начинающим и уже состоявшимся художникам создать своих «голубых танцовщиц» на пленэре в парке Музеон 4 июля, где балерины «Русской Балетной Компании» будут позировать в качестве натурщиц, и на самой выставке «От Моне до Сезанна» (Artplay) 5 июля, где каждый сам сможет попробовать себя в образе танцовщиц, сошедших с полотен Дега.
Меня называют живописцем танцовщиц
Живопись Маслом |Курсы рисунка и живописи онлайн запись закреплена
ФРАНЦУЗСКИЕ ТАНЦОВЩИЦЫ
“Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде” — Эдгар Дега.
Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В гримёрных. На изнурительных репетициях. Он изображал их в момент триумфа. Уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты. Великолепно, правда?
Приходите становиться ближе к французской культуре. Уже в эту субботу мы встречаем весну на вечеринке «Le Petit Jardin» в Санкт-Петербурге. Мы будем рады старым друзьям и новым гостям!
Когда? 14 марта (сб) в 12:00
Где? Ресторан «Phllibert» ул. Коломенская 29 м. Лиговский проспект
Бронь у @linadolinina
Зовите родственников, друзей, знакомых!
Вход: 3100 руб.
Количество мест ограничено.
Эдгар Дега: летописец танца
Ариэль Городецкий
Мастер передачи движения и точно выверенной композиции, он стал одним из первых художников, изображавшим на своих полотнах «своеобразие движений людей в зависимости от их профессии». Эдгар Дега более всего известен публике как художник балета и, действительно, никакие другие сюжеты, кроме разве что лошадиных скачек, не привлекали его так сильно. Этими образами он был пленен еще в 1870-е годы и до последних дней жизни был верным почитателем этого искусства.
Однажды в ответ на вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, он неохотно откликнулся: «Меня называют живописцем танцовщиц; не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Балет Дега это не просто классический балет, а балет «обнаженный». Изображенные им балерины, как и все модели, которых он рисовал, как бы застигнуты врасплох, в ненужный, неподобающий момент.
В своих картинах Дега изобразил балет, который не видел никто, балет «без свидетелей». Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной жизни.
«Танцевальный класс» (1973-1875)
Сцена в картине «Танцевальный класс» представляет перерыв во время урока танцев, когда можно отдохнуть. В центре зала для репетиций стоит уже не молодой балетмейстер Жюль Перро, опираясь на свою палку. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу. Перро беседует с балериной с зеленой лентой на пачке. Световое решение картины и почти прозрачное тонким слоем наложение краски дают эффект реальности сцены. Эта большая картина Дега с изображением сцены урока танцев была написана им по заказу известного баритона и коллекционера Жана-Батиста Фаре.
«Балетный класс» (1881)
При этом для Дега не существовало некоего идеала, наоборот недостаток, случайность или неловкость движений ценились им больше, чем прозрачный отработанный трюк. Балерина Дега лишена всякой одухотворенности. Ее танец это всего лишь ряд движений, конструкция, которая в любой момент может быть нарушена допущенной ошибкой.
В дальнем от зрителя углу танцевального класса три девушки репетируют, не обращая внимания на своего учителя, еле заметного за фигурками девушек, поправляющих свои платья. Девушки слишком поглощены своим занятием и по замыслу автора, словно «выпадают» за край полотна. Сидящая на стуле дама, читающая газету, вообще никак не связана с происходящим, являя собой скорее ироничное дополнение.
«Балерина у фотографа» (1873-75)
Еще одна картина, нарисованная маслом, что было для Дега редкостью, с 1870 года работавшего исключительно пастелью. В зимних сумерках, в холодном пустом пространстве ателье фотографа танцовщица позирует для снимка. Художник схватывает момент, когда, пытаясь принять перед зеркалом эффектную позу, балерина едва не потеряла равновесие. Неудавшийся арабеск заставил ее сделать неловкое движение. Пышная розовая туника, тщательно уложенная прическа и оттеняющая ее черная бархотка на шее, делают героиню трогательно-беззащитной. Вид отчужденного замерзшего Парижа за окном усиливает чувство одиночества.
Вершиной балетной темы Дега, как и всего его творчества, признана картина «Голубые танцовщицы» (1898 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина). Четыре балерины в голубых балетных пачках в ожидании выхода на сцену поправляют свои наряды. Ракурс «вид сверху» и непрерывное плавное движение, переданное в картине, создают у зрителя ощущение танца. Здесь, как и во многих его работах, сказалось увлечение Дега фотографией, что заметно, например, по асимметричности композиции и спонтанности обреза краев изображения.
Предпочитая пастель, Дега открыл свой способ обработки пастели – паром, от этого краска размягчалась и ее можно было растушевывать кистью. Создавалось ощущение размытости, зеркальности. В своих поздних работах, Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, она приобретала подобие масляной краски, и он кистью накладывал ее на холст.
Кстати до недавнего времени картина Дега «Отдыхающая танцовщица» оставалась самой дорогой пастелью, заработав 37 миллионов долларов на нью-йоркских торгах Sotheby’s в ноябре 2008 года.
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену (Жан Луи Форен художник график) придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Эдгар дега — биография и картины художника
Перфекционист, доходящий в работах до обезоруживающей гармонии форм и цвета, Илер-Жермен-Эдгар де Га известен миру как яркий представитель импрессионистского движения. Ту невесомость и грацию, которую он являл миру посредством холста, в действительности невозможно заключить в рамки одного конкретного направления.
Детство и юность
Будущий художник родился 19 июля 1834 года в семье преуспевающего банкира. Отец Огюсто де Га являлся организатором неаполитанского торгового дома. Мать Селестина Мюссон была дочкой брокера хлопковой биржи.
Глава семейства содержал жену и детей, а Селестина, как хранительница домашнего очага, поддерживала уют и порядок в доме. Мать скоропостижно скончалась, когда мальчику не было и 13 лет.
Художник Эдгар Дега
Эдгар рос способным ребенком: увлекся латынью и историей. Окончив в 1852 году лицей Людвига Великого, юноша поступает в Парижский университет на факультет права. Однако молодой человек понимает, что юриспруденция – это не его.
Огюсто хотел, чтобы старший сын получил образование и пошел по его стопам, унаследовав в дальнейшем семейный бизнес. Узнав о намерении сына бросить университет, он решает не довлеть над отпрыском, предоставляя Эдгару возможность выбора.
Получив благословение отца, в 1855 году молодой человек поступает в школу изящных искусств, где наставник Ламотт прививает юноше любовь к лидеру европейского академизма Ж.Д. Энгру.
Эдгар Дега в молодости
Эдгару повезло родиться в семье аристократов. Парень никогда не испытывал трудностей, связанных с нехваткой денег. Пока другие начинающие художники боролись с голодом и с опаской смотрели в завтрашний день, юноша в 1856 году решает оставить учебу и на 2 года уезжает в Испанию.
Там молодой человек изучает главные культурные центры страны – Флоренцию, Неаполь, Рим, вдохновляется картинами мастеров эпохи Ренессанса.
Окрыленный юноша по возвращению в Париж открывает мастерскую, создавая ряд произведений на исторические сюжеты.
Автопортрет Эдгара Дега
Эдгар смело отказывается от идеализации античной жизни, показывая какой она могла быть в современной интерпретации. Несмотря на титанические усилия и огромное желание, в рамках своего творчества объединить античность и современность у Дега не вышло.
Знакомство с Эдуардом Мане, случившееся в 1862 году, перевернуло жизнь Дега с ног на голову. Художник стал завсегдатаем уютного кафе «Гербуа». Там амбициозные импрессионисты обсуждали концепции новых сюжетов в живописи и собственное видение действительности.
Эдуард Мане
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Главная задача художника – показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы в полной мере суметь раскрыть личность.
Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
В дальнейшем эти воспоминания помогали передавать ритм городской жизни, создавая детализированные образы людей, мест и событий.
Портрет Эдгара Дега
Материальное благосостояние позволяло Эдгару пребывать в вечных поисках себя. Живописец нарушал каноны, экспериментировал со светом, формой, издевался над композицией – в общем, делал все возможное и невозможное, чтобы новое видение создало эффект свежести работ.
В результате творческих скитаний творец сумел добиться точной выветренности композиционного строя полотен, в которых больше не было ничего случайного. Все элементы подчеркивали смысл сюжета.
Живопись
Балет был излюбленной темой мастера импрессионизма. Популярность балетных сцен, запечатленных Дега, легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски показывает мир красоты и грации, не перегружая картины излишней сентиментальностью.
Тема балета фигурирует в творчестве многих художников. Для написания картин все как один пользовались услугами именитых натурщиц. Игра светотеней, специально подобранная для портрета поза – эти нюансы лишали полотна души. Дега первый осмелился показать труд работниц сцены без прикрас.
Картина «Голубые танцовщицы» написана любимой художником пастелью. Четыре балерины в голубых балетных пачках в предвкушении выхода на сцену не находят себе места.
Каждый день они отыгрывают роли и каждый день волнуются, как перед дебютом. Глядя на них, зритель невольно сопереживает героиням, чувствуя тот же мандраж.
Помимо балета, живописец увлекался лошадьми. Эти грациозные животные завоевали любовь творца, когда тот пребывал в Италии. Дега являлся поклонником традиционных римских скачек. Художника привлекала природная пластика лошадей, а профессиональные жесты наездников вызывали в художнике неподдельный восторг.
Картина Эдгара Дега «Джентльмены на скачках: перед стартом»
Первая картина цикла «скачки» появляется на свет В 1860 году и носит название «Джентльмены на скачках: перед стартом». Это полотно является копией стиля и характера художника.
Нечеткие, расплывчатые всадники теряются на фоне плоского ландшафта. Дега переписывает эту работу спустя 20 лет. В поздней версии фоном стали бескрайние холмы и фабрики.
Произведение Эдгара Дега «Абсент», поднимая проблему алкоголизма, в полной мере отражает нравы парижской богемы того времени. Чувство одиночества лучше испытывать вдвоем. Потеря надежды – вот что объединяет этих далеких и в то же время близких людей. Блеклый колорит картины усиливает чувство ничтожности собственного бытия.
Картина Эдгара Дега «Абсент»
Приукрашать действительность живописец не хотел, предоставляя зрителю возможность воочию увидеть те реалии, что его окружают.
Одной из основополагающих работ 19 века является «Площадь согласия». В какой-то момент у мастера не осталось денег и ему пришлось браться за работу любого плана.
Мастер вынужден был изобразить семью виконта, а затем продать полотно ему. Это помогло художнику выручить сумму денег, необходимую для жизни. В собственности Л. Лепика картина находилось долгое время.
О ее судьбе ничего не было известно до начала 20 века.
Картина Эдгара Дега «Площадь согласия»
Спустя время «Площадь согласия» была обнаружена в собрании именитого владельца картинной галереи П. Дюрана-Рюэля. Однако нижняя часть работы оказалась отрезана. Именно она содержала автограф художника. Отсутствие подписи усложнило определение автора. После долгих тщетных попыток сбыть шедевр, наконец, его приобрел немец О. Герстенберг.
Сюжет работы прозаичен. Несмотря на мнимое спокойствие бледность красок и плавность линий, мысль не лежит на поверхности. Дети и взрослые на картине смотрят в разные стороны. Налицо извечный конфликт отцов и детей. Отраженная разница во взглядах и мировоззрении поколений, словно в насмешку, получает название «Площадь согласия».
Картина Эдгара Дега «Гладильщицы»
Дега умел удивлять зрителя, заставив сопереживать герою, изображенному на полотне. «Гладильщицы» не стали исключением. Работница с бутылкой вина, изнемогающая от скуки и однообразия, стала символом труженицы начала ХХ века.
Сразу бросается в глаза изнеможённость второй женщины. Она не гладит – она валится с ног. У нее нет ни сил, ни желания даже на то, чтобы поднять голову. Ведь вокруг всё та же безысходность и груды белья. Маэстро импрессионизма позволяет людям увидеть Париж под другим углом.
«Прачки» суровы и реалистичны. Великий мастер с чувством глубокого гуманизма относился к человеку труда.
Картина Эдгара Дега «Танцевальный класс»
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения.
Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.
Личная жизнь
Люди, не знающие биографию Дега, бегло ознакомившись с его творчеством, посчитают, что Эдгар не чурался любовных интрижек с натурщицами. На полотнах колориста часто появлялись образы обнаженных женщин, но достоверно известно, что мэтр не имел близких отношений ни с одной из муз.
Автопортреты Эдгара Дега в шляпе
Любитель широкополых шляп с глазами, отражавшими печаль всего мира, предпочитал гордое одиночество шумным компаниям. Нелюдимый художник не переносил повышенного внимания к своей персоне.
Из-за столь отстраненного образа жизни и привычки вечно бормотать что-то себе под нос друзья и родные ласково называли его «медвежонком».
Скульптуры Эдгара Дега
Являясь свободолюбивым человеком, живописец отрицательно относился к институту брака. По заявлениям биографов, меланхоличный перфекционист не нуждался в физической близости. Скульптор любил глазами и получал удовольствие путем созерцания женского тела.
Неоднократно позировавшая живописцу Сюзанна Валадон заявляла: Дега постоянно делал комплименты ее внешности, но физический контакт был невозможен. Гений импрессионизма считал, что женщина создана не для любви, а для вдохновения. Восхищение было исключительно духовным.
Примечательно то, что даже после публикации серии работ «Сцены в закрытых домах», посвященной легкодоступным женщинам, никто и на долю секунды не усомнился в непорочности мэтра.
Единственно приемлемое состояние души творца – одиночество. Его он сознательно выбрал в качестве верного спутника жизни.
Смерть
Бесконечно печальными были последние годы жизни Дега. Незрячего гения, бесцельно слонявшегося по улицам Парижа, поглотил горестный пессимизм. Ему было неописуемо больно от того, что у него больше нет возможности созерцать жизнь, движение которой он запечатлевал своей волшебной кистью.
Живописец скончался в Париже 26 сентября 1917 года.
Памятник на могиле Эдгара Дега
Попрощаться с товарищем пришли его приятели: Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.
Известно, что Дега на дух не переносил болтовни. Поэтому при жизни попросил Форена отказаться от траурной речи и закончить простой незамысловатой фразой:
«Он, также как и я, любил рисовать».
Произведения
Эдгар Дега. Биография и картины
Эдгар Дега (Edgar Degas) 1834-1917 г.
Французский художник, скульптор, график. Признанный мастер изображения фигуры человека в движении. Биография и картины.
Эдгару Дега (реально его фамилия писалась, как «де Га») несказанно повезло – в отличие от подавляющего числа гениальных живописцев, его родители искренне поддерживали увлечение сына рисованием.
Однако сознательность подсказывала юноше, что он должен продолжить семейное дело, став брокером — он даже успел поступить в Парижский университет на факультет права, но внутренние стремления были сильнее его, и, бросив учёбу, Дега с головой окунулся в волшебный мир изобразительного искусства.
Художественный опыт как почва для формирования стиля
1850-е годы – переломное время для юноши. Он полностью меняет жизнь, уходит в живопись, берёт уроки у Луи Ламота, последователя Энгра, и наконец, в 1854 году поступает в Школу изящных искусств.
Затем Дега неожиданно уезжает в Италию для того, чтобы окунуться в атмосферу этой удивительной страны, пронизанной светом искусства мастеров эпохи Ренессанса. При этом короткая поездка его не устроила – он оставил Францию на целых два года, так как утверждал: чтобы понять другой город, страну, полюбить её жителей «шапочного» знакомства недостаточно.
В 1858 году Дега знакомится с Гюставом Моро, который тесно знакомит его с творчеством Караваджо, Рафаэля, Тициана, да Винчи, Веронезе. Именно Моро привил Дега любовь к технике акварели и пастели. Работы, которые создал молодой Дега в Риме, отличаются чёткостью линии, реалистичностью и индивидуализмом. («Римская нищенка», «Дочь Иеффая»).
Возвращение и портреты
Вернувшись в 1859 году в Париж, Дега, поддерживаемый финансово своим отцом, обустроил себе мастерскую, где много работал и экспериментировал.
В 1962 году он знакомиться с импрессионистами, которые перевернули его жизнь и представления об эстетики живописного искусства. В компании с Ренуаром, Сислеем, Моне, художник устраивал свои выставки в противовес официальному Салону.
К слову, в отличие от многих свих «собратьев», Дега успешно продавал свои картины на этих выставках.
Ещё одной отличительной чертой живописца была любовь к городу. В то время как другие импрессионисты внимательно разглядывали природу, Дега путешествовал по городу, запечатлевая в своей памяти его суетливый мир и яркие картинки, которые он переносил на свои полотна.
Однако отец художника видел будущий заработок сына в портретной живописи – богатые заказчики всегда будут приносить доход, и Дега немало преуспел в этом жанре. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
Кого бы Дега ни писал он никогда не стремился приукрасить свою модель, придать эстетичную позу, облагородить – его портреты отличаются естественностью, непринуждённостью и психологизмом.
Часто светские дамы в роскошных облачениях уходили из мастерской Дега разозлёнными и недовольными, сетуя на непочтение мастера.
Самыми знаменитыми работами Дега в портретном жанре считаются: «Автопортрет в мягкой шляпе», «Семья Беллелли», «Мадмуазель Гортензия Вальпинсон», «Портрет виконта Лепика с дочерьми» и др.
«Первый импрессионист ночи»
70-е гг. были невероятно насыщенными для мастера. Едва началась франко-прусская война, Дега поспешил записаться в пехотный полк, но на медицинской комиссии узнал, что у него отслоение сетчатки глаза. Если сегодня эта болезнь легко лечиться, то во времена Дега это грозило слепотой (что и произошло с живописцем).
Теперь Дега очень берёг себя – старался не перетруждаться, редко выходил днём на улицу, рисуя, главным образом, после заката, за что и получил прозвище «первый импрессионист ночи». Поменялась и манера мастера – теперь это более острое восприятие, динамизм, большая роль цвета, упрощённый рисунок. Одной из выдающихся работ того времени является картина «Абсент».
Вынужденный творить ночью при газовом освещении, Дега открывает для себя новую главу – кафешантаны. Певицы, танцовщицы, хмельные гости, разгульная раскрепощённая атмосфера нашли в полотнах живописца удивительно эстетичное претворение. Нельзя не восхититься такими работами мастера, как «Концерт в кафе», «Певица с перчаткой», «Амбассадор».
Балет, модистки и…лошади
Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Тяжёлый кропотливый труд танцовщиц и музыкантов, который претворяется на сцене невероятное великолепие, дарящее наслаждение зрителю – вот что всегда удивляло и восхищало художника.
Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио.
Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Ещё одной сюжетной страстью Дега были лошади и собственно скачки. Автор создал множество произведений на данную тему отличных друг от друга и по драматизму, и по содержанию («Проездка скаковых лошадей», «Упавший жокей», «Жокеи-любители» и др.).
Огромное количество произведений Дега посвящены модисткам и женскому туалету, где автор также отказывается от изящных поз в угоду реальности и правдивости.
«Он, как и я, очень любил рисовать…»
В последние годы жизни Дега занимался «ремеслом слепого» (со слов самого Дега) – лепил скульптуры. Потеряв зрение, мастер оставил кисти и холст, занимаясь лепкой. Его произведения были небольшого размера и не предназначались для публики, именно поэтому большинство из скульптур не было закончено.
В его дом приходили лишь только самые близкие люди, сам Дега уже почти его не покидал. 27 сентября 1917 года живописца не стало. Проводить его пришли Форен, Воллар, Моне, Бонна, Кассетт, однако, пылких речей не было, так как сам Дега настаивал, что не нужно пространных эпитафий. По завещанию Дега его друг Форен произнёс всего одну фразу: «Он, как и я, любил рисовать…»
Сегодня Дега по-прежнему знаменит и уважаем. Огромный тематический диапазон работ и индивидуальная техника делают его исключительным явлением в мировом искусстве.
Эдгар Дега (1834-1917)
«Живопись не слишком трудна для того, кто мало знает, но для того, кто знает много… дело обстоит совсем иначе.» Эдгар Дега
Искать свой путь, отказывая себе в радостях жизни, осознанно отгораживаясь от общения, чтобы дать место и время творчеству, во всем добиваться совершенства, — кому по силам так прожить жизнь? Одного из таких людей мы знаем — это Эдгар Дега.
Тонкая чистая линия
Дега родился в обеспеченной семье. Его отец был преуспевающим банкиром, а мать — дочерью хлопкового брокера. Детей в семье было пятеро, и отец хотел, чтобы его дело унаследовал первенец, Эдгар. К слову сказать, будущий художник изначально носил фамилию де Га, так как семья отца имела аристократические корни, но позже сменил ее на более демократичную, не столь вызывающую.
Эдгар Дега «Автопортрет» (1854-1855)
Хотя ему прочили карьеру юриста, Эдгар с детства проявлял желание стать художником; в юриспруденции и банковском деле он ничего не понимал. Договориться с отцом оказалось непросто, но юноша сумел добиться разрешения заняться живописью.
Сначала он обучался в лицее Луи-ля-Гран, делая основной упор на рисование. Долгие часы проводил в Лувре, копируя рисунки мастеров, и достиг в этом значительных успехов. Дега вообще был склонен к перфекционизму.
Позже его друзья шутили, что, если у него не отобрать картину, он никогда не закончит работу над полотном, постоянно внося в него какие-то изменения в стремлении к совершенству.
В 1855 году Эдгар поступил в Школу изящных искусств, оказавшись по итогам вступительного конкурса только в начале четвертого десятка.
Дега выбрал мастерскую художника Ламота, ученика самого Энгра, которым Эдгар восхищался и которого ему довелось встречать у знакомых.
Линия, четкая и ясная, форма, строго очерченная этой изящной линией, — вот что лежало в основе метода Энгра и его последователей. И это стало для Эдгара внутренним мерилом собственного творчества.
«Ничто в искусстве не должно казаться случайным, ни один жест» (Э. Дега)
Итальянец в Италии
Семья Эдгара была родом из Неаполя, так что обычное для французских художников путешествие в Италию дало молодому человеку возможность ближе познакомиться со своей итальянской родней. Впрочем, большую часть времени он исследовал шедевры прошлого и осваивал классическую композицию.
Эдгар Дега «Сидящий обнаженный мальчик» (1856)
Очень большое влияние на молодого художника оказало знакомство с Гюставом Моро, с которым он встретился в Риме в 1858 году. Моро был искренне увлечен творчеством итальянцев: Рафаэля, Корреджо, Микеланджело, Тициана — причем в основном изучал и стремился передать их палитру, не уделяя особого внимания рисунку и композиции.
Гюстав много экспериментировал с техниками, в том числе с акварелью и пастелью, и Дега перенял это увлечение. Позже Эдгар тоже начнет экспериментировать с пастелью, и в итоге на свет появится растворитель его собственного «сочинения», основой которого станет скипидар.
Применение этого растворителя позволит ему получать сухую, нежную и хрупкую поверхность картины.
В Италии Дега провел три года и вернулся оттуда с историческими полотнами и портретами родственников. Самой известной картиной того периода стала «Семейство Белелли» (1860-1862), на которой изображено семейство тетки Эдгара Лауры де Га: она сама, ее муж и две дочери.
Эдгар Дега «Семейство Беллели» (1860-1862)
Уже по возвращении во Францию, в 1862 году, произошла судьбоносная для Дега встреча: в одном из залов Лувра он познакомился с Эдуардом Мане.
Сведя знакомство также с Ренуаром и Моне, Эдгар стал завсегдатаем парижского кафе Гербуа, часами разговаривал с молодыми художниками и писателями, создававшими новую реальность в искусстве.
К концу 1860-х годов Дега решил окончательно: ему не по пути с классикой, он принимает «новую веру», свободную от канонов.
Форма или цвет?
Оставив родительский дом, Дега переехал в мастерскую на Рю-де-Лаваль, в которой ему будет суждено прожить до конца своих дней. Теперь натура для него — повседневная жизнь, посетители кафе, парижане на прогулке, певицы и танцовщицы из дешевых кабаре. С 1870-х годов художник начал экспериментировать с техникой пастели.
Естественное и органичное сочетание живописи и графики крайне привлекало Дега. Он сам называл себя «колористом посредством линий».
Его манеру невозможно не узнать — легкая, эскизная, но при этом удивительно точная и пластичная в рисунке, она сразу, же приобрела своих почитателей и подражателей, самым известным из которых стал Тулуз-Лотрек.
Эдгар Дега «Скаковые лошади перед трибунами» (1869-1872)
Дега был активным членом «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов, графиков и пр.», постоянно участвовал в выставках импрессионистов, пропустив лишь одну (в 1882 году). Критики упоминали его вместе с Моне, Ренуаром и Сислеем, но на самом деле в группе этих художников Эдгар Дега стоял особняком. Импрессионисты ставили во главу угла цвет, Дега — рисунок.
И это противоречие не имело решения. Постепенно зревший конфликт привел, в конце концов, к расколу группы. К Дега присоединились художники более молодого поколения: Видаль, Кэссет, Руар, Тил-ло.
В сущности, назвать Дега импрессионистом можно лишь очень условно, его творческие искания лежали за гранью этого направления — там, где позже зародится мощное течение постимпрессионизма.
Особенно ярко противостояние «рисовальщика» Дега «колористам» лагеря Моне отразилось в картине «Любители абсента» (1876).
«Всякое искусство есть умение жертвовать» (Э. Дега)
По лезвию ножа
Начиная с 1880-х годов Дега работал уже в совершенно самостоятельной манере, отдавая предпочтение пастели и темпере. Собственно традиции в этой технике не существовало, и художник смело экспериментировал: делал растушевку при помощи щетки, воды и собственных пальцев, добиваясь незаметных, плавных переходов текстуры и цвета.
Картины он писал сериями. В серии «В ателье модистки» он собрал картины, написанные после походов с дамами по шляпным магазинам. В этот период появились первые работы из серии «Обнаженные женщины за туалетом». Техника пастели позволяла живописцу добиваться желаемого эффекта минимальными средствами.
Эдгар Дега «Мытьё» (1886)
Как и многие художники того времени, Дега увлекся японской гравюрой, столь полно отражающей его художественный идеал — отсутствие глубокой перспективы, ограниченность в цвете, выверенную точность и пластичность контура. С другой стороны, он не упускал из виду и новаторский вид искусства — фотографию, у которой заимствовал неожиданные ракурсы и непривычные, словно случайно обрезанные по краям композиции.
Серия «Обнаженные за туалетом» просто шокировала современников художника. Изображение натурщиц в такой реалистичной манере, без всякой идеализации и прикрас, сочли вульгарностью. Но Дега был непреклонен: его задачей было передать движение, а рисуя специально позирующую женщину, сделать это невозможно.
Еще одной довольно обширной серией стали изображения конных скачек. Здесь художник искал все того же — движения, тонкой грани баланса, жизни в линии.
Однако любимой темой для Дега оставались театр и танец, особенно балет. Он почти не делал зарисовок с натуры, в балетных залах Дега наблюдал. Все свои впечатления он переносил на полотно уже в мастерской, по памяти, и считал такой метод единственно возможным: на картину должно попадать только то, что удержано памятью и осмыслено.
Легкость картин Дега — это легкость полета балерины во время спектакля. За этими отточенными, полными вдохновения движениями стоят часы и дни монотонного тяжелого труда, которого зритель никогда не увидит и не почувствует.
Одним из главных шедевров Дега признана картина «Голубые танцовщицы» (1899). Признайтесь, вам казалось, что эти девушки танцуют? На самом деле они просто поправляют костюмы перед выходом на сцену.
Но композиция выстроена так, что всё — руки, плечи, шеи танцовщиц — складывается в своеобразный танец. Удивительно и прекрасно!
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» (1899)
В течение последних 20 лет Эдгар Дега, как и его соратник-импрессионист Клод Моне, страдал прогрессирующим заболеванием глаз. Из-за болезни он видел цвета не такими, какими они были в реальности. Этим объясняется изменение цветовой гаммы у обоих художников в конце жизни
Смерть до смерти
Дега заслужил славу мизантропа, едкого в суждениях и высказываниях. Но люди, знавшие художника ближе, писали в мемуарах, что мастер искал уединения, сознательно отгораживаясь от людей, чтобы иметь возможность творить. Дега не переносил шума и суеты.
Постепенно в его картинах стала появляться подчеркнутая декоративность: отсутствие деталей, жирные линии, яркие открытые цвета — пурпур, розовый, зеленый. Скорее всего, так сказывалась болезнь глаз, быстро прогрессировавшая у художника.
Все чаще он обращался не к живописи, а к скульптуре, обучаясь, по собственным словам, «ремеслу слепого». К 1890 году Дега почти окончательно утратил зрение. И раньше замкнутый, он стал совершенно отчужденным. Последние годы жизни слепой Дега провел, погрузившись в мрачную тьму не только глазами, но и душой.
Практически в полном одиночестве доживал свои дни признанный художник, имевший к тому времени множество поклонников.
Творческое наследие великого Эдгара Дега огромно и неоценимо.
«Нет искусства менее спонтанного, чем у меня. Что я делаю, это результат размышлений и изучения великих мастеров» (Э. Дега)
Эдгар Дега: жизнь и творчество художника
Эдгар Дега (фр. Edgar Degas; 19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Содержание
Дега родился в семье богатого банкира, увлекавшегося искусством.
В 1853 году Дега начинает изучать право, одновременно берет уроки живописи в мастерской Барриаса. С 1855 года он регулярно посещает Школу изящных искусств, где работает в мастерской Ламотта, ученика Энгра.
Начиная с 1854 года в течение пяти лет молодой живописец неоднократно ездил в Италию, где делал зарисовки с античной скульптуры, в Италии он познакомился с салонными французскими художниками Леоном Бонна и Густавом Моро.
Творчество Дега
Первыми работами Дега были гравюры. Под влиянием салонных исторических живописцев и картин старых мастеров, увиденных Дега в Италии, в 60-е годы он начал писать картины на исторические сюжеты, темные по колориту и суховатые по форме.
С 1865 по 1870 год он регулярно выставлялся в салоне. Вскоре Дега познакомился с Эдуардом Мане и обратился к портретам, композиционная схема которых заимствована у Мане, а моделировка формы и острота характеристики выдают руку оригинального и талантливого художника.
Историческая тематика не удовлетворяет Дега, он ищет свои сюжеты и находит их в жизни современного Парижа, за кулисами театра, в прачечных, швейных мастерских, на скачках.
Острая наблюдательность и интерес к современности сблизили его с импрессионистами, первые впечатления от новаторских поисков которых он уже получил в мастерской Эдуарда Мане.
Подобно импрессионистам, он обогатил свою палитру яркими, чистыми красками, но к пейзажу — главному жанру импрессионистов — Дега остался равнодушным.
Основным средством выражения для него была человеческая фигура. Дега наблюдал и изучал человека в движении во всех подробностях, проводя много часов с блокнотом в руках на балетных репетициях, за театральными кулисами, на трибунах во время скачек. Он стремился зафиксировать движение, поймать на полотне, как в объектив фотокамеры, малейшие его нюансы, проникнуть в самую механику движения.
Дега изучал современные биологические исследования по механизму движения животных и человека, рассматривал только что появившиеся моментальные фотоснимки. Балет и скачки — вот те сферы, в которых все подчинено движению. Замечательные «Голубые танцовщицы» передают все богатство техники Дега.
В отличие от других импрессионистов, строивших колорит картины на сопоставлении размытых цветовых пятен, Дега часто прибегал к помощи пастельных карандашей, нанося один за другим уверенные ломкие разноцветные штрихи поверх масляного подмалевка.
Композиция и рисунок — элементы живописного языка, с помощью которых Дега пытался преодолеть статику станковой картины. Он искал неожиданные ракурсы, изображая фигуры балерин во всевозможных поворотах, сбоку, со спины, снизу.
Расстановка в пределах одной картинной плоскости нескольких фигур в разных ракурсах, каждая из которых как бы застыла на определенном этапе поворота или шага, создавала иллюзию процесса движения.
Иллюстрацией такого приема Дега являются как «Голубые танцовщицы», так и «Проездка скаковых лошадей».
Созданию в станковой картине иллюзии движения способствуют также и строго продуманные срезы композиции рамой и крупные планы, как бы выводящие движение из картины за ее пределы.
Дега принимал участие почти во всех выставках импрессионистов, начиная с первой; наряду с Клодом Моне, Писсарро и Ренуаром он был активнейшим членом «Группы независимых художников». Однако он не разделял полностью взглядов импрессионистов и часто подвергался критике с их стороны.
В конце жизни, несмотря на прогрессирующую болезнь глаз, Дега продолжал писать в основном пастелью.
Интересные факты из жизни художника
Эдгар Дега был настолько очарован балетными танцовщицами, что создал более 1500 работ с их участием.
«Меня называют живописцем танцовщиц», — писал Дега. — «Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
Как и Моне, Дега писал свои полотна почти вслепую: у художника в течение 20 лет прогрессировала дегенерация желтого пятна. В результате, работая над полотнами, он видел собственные картины совершенно не в том виде, в котором их видели окружающие. Один из французских критиков назвал поздние работы Дега «трагическим свидетельством борьбы художника со своим недугом».
Все картины Дега отличаются тем, что на них изображен миг, очень хрупкое мгновение. Казалось бы, Эдгар Дега увидел определенный образ совершенно случайно и наспех его изобразил. В этом и заключается парадокс.
При взгляде на картину художника может показаться, что она замерла всего лишь на секунду, и скоро все детали на ней придут в движение. И так и должно быть.
Так правдоподобно Дега передавал бешеный ритм жизни, характерный для его времени.
Художник испытывал слабость к движению и хотел изображать только его.
Дега был не только живописцем, но еще скульптором и, что еще более интересно, графиком. Свои монотипии Эдгар Дега мало кому показывал — только тем, кому особо доверял: коллекционерам Руару и Воллару, писателю Людовику Галеви, художникам Гогену и Тулуз Лотреку. Графика Дега — это мимолетные, иногда сделанные по памяти зарисовки повседневной жизни Парижа, а точнее Монмартра, конца XIX века
Недавно в Эрмитаже прошла выставка под названием «Фигура в движении», на которой были продемонстрированы скульптуры Дега. Интересно, что Дега никогда не мастерил из бронзы. Он делал свои скульптуры из воска, а также глины.
После его смерти у него в квартире нашли 150 статуэток из воска – почти все они были аналогичны его полотнам: балерины, моющиеся женщины, всадники на конях. Родственники художника отлили эти фигурки в бронзе.
Дега был очень не бедным человеком, но старость свою проводил в запущенной холостяцкой квартире, без друзей и поддержки. Похороны, как и завещал художник, были тихими и скромными.
Библиография
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.
org, impres-paint.ru, vk.com
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Эдгар Дега: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Эдгар Дега: жизнь и творчество художника
Картины Эдгара Дега. 7 выдающихся полотен художника
Эдгара Дега причисляют к импрессионистам. Действительно, его умение останавливать мгновение жизни на своих полотнах роднит его именно с этим направлением в живописи.
Его работы как будто созданы спонтанно, молниеносно, но это обманчивое впечатление. Этим как раз Дега отличался от импрессионистов.
Если Клод Моне мог создать картину за 10 минут, чтобы остановить мгновение природного явления, то Дега работал только в студии, тщательно готовился и писал одну работу месяцами.
Спонтанность в работах Дега лишь мнимая и является результатом необычных и нетрадиционных композиционных решений и эффектов.
Например, его герои не смотрят на зрителя (за исключением заказных портретов), чаще всего находясь в движении. Они заняты своими делами, своими мыслями. А Дега лишь наблюдает за ними и запечатлевает один единственный кадр из их жизней. Как ему это удаётся?
Вот несколько моих любимых работ, в которых мастерство останавливать мгновение у Дега выражено особенно ярко.
1. Голубые танцовщицы
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва.
“Голубые танцовщицы”, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Сияние голубого цвета и изящность поз танцовщиц доставляют поистине эстетическое удовольствие.
Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Не исключение и эта картина. Мы наблюдаем за ними сверху, поэтому видим только их плечи и талии. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.
Дега было свойственно обрезать углы, чтобы ещё больше подчеркнуть спонтанность изображённого. Две балерины на картине “Голубые танцовщицы” “не попали в кадр” полностью. Это ещё больше подчёркивает эффект “моментального снимка”.
Более подробно об этой работе читайте также в статье “Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине”.
2. Таз для мытья
Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.
Одна из любимых тем Дега – обнаженные женщины, принимающие ванну, причёсывающие волосы или вытирающиеся полотенцем.
На картине “Таз для мытья” художник выбрал весьма странное композиционное решение, срезав правый угол картины столом с туалетными принадлежностями. Создаётся впечатление, что зритель только что вошёл в комнату, где моется женщина, и смотрит на неё со стороны.
Сам Дега писал о подобных картинах, что как раз стремился создать у зрителя ощущение, что он подглядывает в замочную скважину. Это ему явно удавалось.
3. Балет из оперной ложи
Эдгар Дега. Балет из оперной ложи. 1884 г. Бумага, пастель. Музей искусств Филадельфии, США.
Любой другой художник изобразил бы лишь сцену с танцовщицами. Но только не Дега. По его задумке именно вы, зритель, смотрите балет, а не он.
Для этого он пишет картину как бы из ложи и “в кадр” случайно попадает сидящая в ложе зрительница с веером и биноклем. Согласитесь, неординарное композиционное решение.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
4. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо
Эдгар Дега. Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо. 1879 г. Лондонская национальная галерея.
Знаменитая акробатка изображена под очень необычным углом. Во-первых, её фигура смещена в левый верхний угол, как будто именно зритель, а вовсе не художник смотрит на артистку.
Во-вторых, фигура нарисована снизу, что очень усложняет композицию. Нужно быть по истине большим мастером, чтобы изобразить человека под таким углом зрения.
5. Абсент
Эдгар Дега. Абсент. 1876 г. Музей Д’Орсе, Париж.
Дега был также мастером в изображении эмоций людей. Пожалуй, одной из самых ярких работ в этом плане является картина “Абсент”.
Два посетителя кафе сидят совсем рядом, но настолько погружены в себя, в том числе под действием алкоголя, что вовсе не замечают друг друга.
Для этой картины позировали в студии его знакомые актриса и художник. Дошло до того, что после её написания стали шептаться о их пристрастии к алкоголю. Дега пришлось публично высказаться, что они не склонны к этой пагубной привычке.
У картины “Абсент” также необычная композиция – обе фигуры смещены вправо. На сайте музея Д’Орсе я прочитала интересную версию, что так Дега хотел подчеркнуть не совсем трезвый взгляд посетителя, который он якобы бросает на изображённых.
6. Танцовщица в своей гримерной
Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1881 г. Художественный музей Цинциннати, Огайо, США.
Дега, пожалуй, чаще изображал танцовщиц не на сцене, за прямым их занятием, а в совершенно обыденных обстоятельствах.
Так, у него есть несколько картин танцовщиц, занятых своим туалетом в гримёрных. Вместе с художником мы как бы подглядываем за закулисной жизнью артисток. И здесь нет места постановке: вещи на полу и столике лежат в легком беспорядке. Эту неряшливость подчёркивают небрежные мазки синей и чёрной краски.
Еще об одной необычной картине с балеринами читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.
7. Гладильщицы
Эдгар Дега. Гладильщицы. 1884 г. Музей Д’Орсе, Париж.
Написанием работающих женщин Дега увлекался несколько десятилетий своего творчества. До него простых женщин, в частности прачек, изображал только Оноре Домье.
Также жизнь простых женщин, зарабатывающих себе пропитание не самым благородным занятием, показывал и Эдуард Мане, чем немало шокировал публику. Его картины “Олимпия” и “Нана” являются одними из самых эпатажных для своего времени. А купальщицы и простолюдинки Дега – это уже дань новой традиции изображать жизнь разных людей, а не только мифических богинь и знатных дам.
Работа “Гладильщицы” примечательна не только самым обыденным жестом и позой героини, которая не стесняясь зевает во весь рот. Но и тем, что краски нанесены на необработанный холст, что создаёт неоднородную “неряшливую” текстуру полотна.
Возможно, используя такую технику наложения красок, Дега хотел ещё больше подчеркнуть спонтанность и обыденность изображённого момента чужой жизни.
Эдгар Дега создавал картины принципиально по-другому в отличие от академистов и даже импрессионистов. Его картины – словно моментальные фотоснимки чужой жизни, без постановочных сцен и декораций.
Он как будто специально стремился остаться для своего героя незамеченным, чтобы уловить самое сокровенное в его движениях, позах и эмоциях. В этом и проявляется гениальность этого художника.