меня как человека пишущего о войне главным образом интересовали два
РУСТЬЮТОРС
Текст ЕГЭ. В. Быков. Тема: Война.
Текст ЕГЭ. В. Быков. О войне.
(13)– Вот так оно получается!
(14)– Как же это случилось? (15)В его тусклых печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была только тихая покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться.
(16)– Что делать! (17)Такова судьба.
(18)Этот человек рассказал мне, что в том памятном бою на плацдарме он не был убит, а был только ранен и попал в плен. (19)В лагере, где он потом оказался, сотнями умирали от голода, а он хотел жить и, вознамерившись обвести немцев вокруг пальца, записался во власовскую армию с надеждой перебежать к своим. (20)Но, как назло, удобного момента всё не было, так как фронт находился в обороне, а за власовцами зорко следили гитлеровцы.
(23)Я верил ему: он говорил правду. (24)Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу. (25)Просто, оказавшись в плену, он превыше чести поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. (26)И вот плачевный результат этой хитрости.
* Быков Василь (Василий) Владимирович (1924 – 2003) – советский белорусский писатель, публицист и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, один из наиболее ярких представителей военной прозы второй половины XX века.
Текст для написания сочинения.
5) Много лет в моей памяти жил один случай, настойчиво будораживший моё сознание. 6) Это произошло в августе сорок четвёртого года, когда наши войска успешно прорвали оборону противника, окружили кишинёвскую группировку гитлеровцев, взяли большое количество пленных.
7) В большом дворе стояли, сидели и лежали на истоптанной траве сотни румын и немцев. 8) Проезжая мимо, замечаю вдруг небритое лицо одного из тех, кто безучастно сидит у самой изгороди. 9) В следующее мгновение я узнал прежнего моего сослуживца, который с осени сорок третьего считался погибшим. 10) Более того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окружённым батальоном этот человек « посмертно» был удостоен высокой награды. 11) О нём рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводились беседы, а он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе, оборванный и понурый.
12) Я смотрел на него, а он, видно, поняв, что молчанием не обойтись, сказал после тяжелого вздоха:
15) В его тусклых печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была только тихая покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться.
23) Я верил ему: он говорил правду. 24) безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу. 25) Просто, оказавшись в плену, он превыше чести поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов. 26) И вот плачевный результат этой хитрости.
Быков Василь (Василий) Владимирович (1924-2003) – Советский белорусский писатель, публицист и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, один из наиболее ярких представителей военной прозы второй половины 20 века.
Сочинение к тексту.
Во время войны многие люди сталкивались с подобной проблемой, и перед ними действительно стоял сложный выбор. Одну из таких историй рассказывает и В. Быков, повествуя о советском солдате, пытавшемся остаться в живых любой ценой, а на деле оказавшимся предателем.
Таким образом, автор подводит нас к следующему выводу: у каждого из нас всегда есть возможность принять именно то решение, которое необходимо в данный момент, только не всякий готов остаться честным до конца, если за это приходится расплачиваться собственной жизнью и благополучием.
Несомненно, я согласен с автором. В экстремальных ситуациях очень сложно сделать правильный выбор, а потом люди зачастую жалеют, что поступили неправильно, но изменить уже ничего нельзя.
Подтвердить позицию автора можно романом Ю.Бондарева «Выбор». Оказавшись в плену и оставшись после за границей, главный герой Илья Рамзин делает выбор в пользу жизни, но в конечном итоге та жизнь, на которую он себя обрекает, оказывается несчастной для него. Выбор, который он сделал когда-то, сохранив себе жизнь, не сделал счастливым ни его, ни самых близких ему людей.
По-другому решает проблему выбора герой повести В.Быкова «Обелиск». Сельский учитель Алесь Иванович Мороз в тяжелейшие минуты поддерживает своих учеников, личным примером показывая подросткам, что мужество и самоотверженность – главные качества на войне. Он остаётся со своими учениками до конца.
Текст для анализа № 2 (из диагностической работы № 1 от 10 октября 2011 года)
Аргументы к теме 2
Проблема нравственного выбора поставлена Василём Быковым в повести «Сотников». Два партизана, выполняя очередное задание командира партизанского отряда, оказывается перед выбором: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть, но не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но погибнуть с достоинством, никого не предавая, не отрекаясь от своих убеждений. Оба героя делают непростой нравственный выбор: Сотников гибнет, сохранив человеческий облик, Рыбак предаёт товарищей, родину и соглашается сотрудничать с немцами.
“. Для меня Сотников — герой, — пишет автор. — Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут. ”
Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить, никто из его учеников не произносит его имени на допросе. Но бросить ребят одних в последние часы, в минуты их казни, он не мог, ведь это означало бы для него изменить своим воспитанникам, изменить своим нравственным принципам.
“Пойти и не вернуться”
В “Пойти и не вернуться” рядом с главной героиней Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем. Еще до войны Голубин научился оправдывать любые свои поступки: “Обеспокоиться общим делом найдутся десятки других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого”. И в партизанский отряд этот человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой, изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах. Начав с дезертирства, Голубин приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы легче “внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь”.
Иначе поступает Зося Норейко. Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и справедливости, “которые по-хамски и враз растоптали фашисты”, и считает войну своим личным испытанием. Она не может жить на одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: “Выбор есть: или мы, или они”. Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны. Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь. Отступничество для нее страшнее смерти. Но в отношении Голубина поведение Зоей неоднозначно. Поняв, что он стал врагом, девушка бросается на него с топором, но защищает Антона, когда партизаны хотят его расстрелять. Дело, наверное, в том, что она еще долго не может поверить, что “бывают свои хуже врагов”.
В. Г. Распутин «Живи и помни».
Б. Васильев «В списках не значился»
Действие повести разворачивается в самом начале Великой Отечественной Войны в осажденной немецкими захватчиками Брестской крепости. Главный герой — лейтенант Николай Плужников попадает в крепость перед самым началом войны. Николай Плужников прибыл в крепость в ночь, отделившую мир от войны. На рассвете начался бой, который длился девять месяцев. У Николая была возможность уйти из крепости с любимой девушкой. И никто не посчитал бы его дезертиром, так как его имени не было ни в одном списке, он был свободным человеком. Но именно эта свобода, сознание своего долга заставили его принять неравный бой с фашистами. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: «Москва наша, и немцы разбиты под Москвой. Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза». Нельзя без слез читать слова Николая Плужникова: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля».
Своим мужеством, стойкостью, Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.
Подвиг Евгения Родионова
Евге́ний Алекса́ндрович Родио́нов — рядовой российской армии. Во время Чеченской войны вместе с группой сослуживцев долгое время провёл в плену, подвергаясь жестоким пыткам, отказался от предложения переменить веру в обмен на свободу, за что был зверски убит. Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности. Посмертно награждён орденом Мужества и орденом «Слава России»
В книге «Заветное», в которой собраны интересные высказывания академика Д.С. Лихачева, написано, что «лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью».
Василь Быков, известный советский писатель, сам был участником Великой Отечественной войны, наверное, поэтому в его творчестве военная тематика занимает особое место. Он один их тех авторов, который по-новому подошел к освещению характеров людей в моменты страшных испытаний. Вот и в представленном отрывке он обращается к нравственной проблеме, размышляет о чести и бесчестии, о долге и предательстве…
Всем ходом своих размышлений автор приводит нас к выводу: даже ради спасения собственной жизни нельзя поступаться честью и совестью.
О многом заставили задуматься размышления В. Быкова. Сумею ли я в минуту испытания преодолеть страх смерти, потери здоровья? Можно ли было герою рассказа Быкова просто промолчать, сделать вид, что не заметил, не узнал знакомого? В книге «Заветное», в которой собраны интересные высказывания академика Д.С. Лихачева, написано, что «лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью». Как верно сказано!
Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например:
Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN (ФИО автора) в своём очерке (рассказе, тексте и т. п.).
Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
• Актуальной
• Общественно значимой
• Глубокой
• Философской
• Политической
• Нравственной
• Злободневной
• Животрепещущей
• Насущной
• Острой
• Важной
• Серьезной
• Спорной
• Наболевшей и т.п.
Примеры формулировки проблем:
1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.
2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.
3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).
4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).
6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).
8.Проблема нравственного выбора.
9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
11.Проблема нравственного долга.
12.Проблема защиты и сохранения природы.
13.Проблема сохранения и развития русского языка.
14.Проблема чинопочитания и угодливости.
15.Проблема семейных (родственных) отношений.
16.Проблема исторической памяти.
17.Проблема коммерциализации культуры.
III. Комментарий к проблеме.
Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Вам требуется поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
• насколько актуально то, о чем пишет автор, и почему;
• кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
• если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;
• есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской;
• на каком материале автор раскрывает данную проблему? («автор раскрывает проблему на примере…»)
• на что автор обращает особое внимание? («автор обращает особое внимание на..», «автор неслучайно…»).
Важно следующее:
● если мы говорим, что делают герои – это пересказ, который НЕ допустим в комментарии.
● если мы говорим, что делает автор – это уже комментарий.
Проблема может заставить читателя:
• глубоко задуматься
• серьезно размышлять
• рассуждать вместе с автором
• лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.)
• серьезнее относиться к …
• переосмыслить свое отношение к …
• по-иному посмотреть на …
• поделиться мыслями о …
• оценить истинный масштаб чего-либо
• открыто выразить свое отношение к …
• оценить собственную позицию
• заняться самовоспитанием и т.п.
• с горечью понять, что …
• заняться ее глубоким изучением
Варианты написания авторской точки зрения, если повествование ведется от 1-го лица:
• Автор считает, что…
• Позиция автора такова:…
• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
• Автор убеждает нас в том, что…
• Основная мысль текста заключается в том, что…
• Автор доказывает, что…
• Позиция автора заключается в том, что.
• По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
• В тексте доказывается мысль о том, что.
• Авторскую позицию лучше всего, на мой взгляд, характеризуют слова: «…»
• Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем:<если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по вашему мнению, ясно определяется авторская позиция>.
Варианты написания авторской точки зрения, если повествование не ведется от 1-го лица:
• Хотя точка зрения автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что…
• Хотя точка зрения автора не выражена явно, эмоциональная окраска текста убеждает нас в том, что…
• Автор не выражает свою точку зрения явно, но мы понимаем, что…
• Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что … Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами он рисует картину действительности<если вы пишете об этих средствах, обязательно назовите, обратитесь к рецензии, к заданию №24, но только если уверены в правильности решения>, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем:…
Комментируя авторскую позицию, можно воспользоваться и такими оборотами:
Автор:
• посвящает свою статью;
• полемически заостряет проблему;
• эмоционально воздействует на читателя;
• делает читателя своим союзником;
• образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
• раскрывает сущность поставленных проблем;
• точно формулирует мысль;
• заставляет читателя задуматься над проблемой;
• показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;
• пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;
• убеждает читателя в правоте своей позиции;
• пытается найти в читателе единомышленника;
• ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;
• пишет интересно и ново о старых проблемах;
• говорит с тревогой о наболевших проблемах;
• открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
Также можно использовать следующие речевые клише:
Одобрение | Нейтральная позиция (констатация фактов) | Порицание, осуждение |
Автор восхищается. ; поражается. удивляется. словно приглашает вместе с нами полюбоваться. с интересом наблюдает за тем. как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о. | Автор размышляет о. словно приглашает читателя к диалогу. делится своими мыслями (наблюдениями). ставит перед читателями важную, злободневную проблему. пытается объяснить сложные жизненные (философские) понятия | Автор с болью в сердце пишет а том, что. с горечью говорит о. ; У автора вызывает негодование. ; Автор не может смириться с тем. с горькой иронией пишет о том. ; Своё эмоциональное, взволнованное рассуждение автора заканчивает не менее тревожным выводом. |
V. Согласие/несогласие с автором и аргументация.
Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо написать «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о… (считает, что…)». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать.
Сначала пишется согласие или несогласие с авторской точкой зрения, а далее нужно привести два аргумента (1 из литературы и 1 из жизненного опыта или 2 из литературы), третий – не засчитывается.
Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Вы должны постараться не повторять аргументы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Когда аргументируете свою точку зрения – надо представлять, что вы доказываете свою точку зрения агрессивно настроенному против нее оппоненту. Если в своем уме вы убедите его, то, очевидно, и аргументы являются подходящими.
Если в вашем интеллектуальном арсенале не найдётся ни одного жизненного примера, придумайте их, предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место! Примеры из литературы мы публиковали в одной из наших новостей: Аргументы к сочинению. Если у вас возникают трудности в подборке аргументов – обращайтесь к нам в группу ВКонтакте.
VI. Заключение:
В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному, сделать обобщение, вывод. Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.
Материалы для задания 25 Подготовка к ЕГЭ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПОСМОТРИМ, КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Анализируя текст, выделяй, подчёркивай в нём главное, на полях или в черновике делай пометы: где, по твоему мнению, проблема, авторская позиция, какой эпизод наиболее ярко помогает их выявить и т. д.
Ещё к авторской позиции
(1)Кто в той или иной степени не ощущал гнет одиночества? (2)Оно угнетает душу, рождает нерадостное настроение, озлобленность, тоску. (3)Но когда-то великий Репин признавался, что лучшие часы его жизни — одинокие часы в мастерской. (4)И пожалуй, самая счастливая случайность нашей культуры – болдинское одиночество Пушкина.
(5)Вдохновение, размышление, поиск – ведь это тоже имена одиночества! (6)А если будем говорить не о великих и прославленных людях, а о простых смертных? (7)Каждый год сотни тысяч людей стремятся в синее одиночество моря, зимнее одиночество тайги, белое одиночество горных вершин или тундры. (8)Известно, наконец, что любая серьёзная учеба требует времени, то есть опять-таки изрядного куска одиночества. (9)Словом, существует немало ситуаций, когда это человеческое состояние идет со знаком «плюс».
(10)Но самое, на мой взгляд, важное – та огромная роль, которую играет одиночество в развитии нашей личности. (11)Нужен ли нам собеседник, когда мы любуемся прекрасными картинами природы? (12)Восход солнца над морским горизонтом… (13)Волны спелой пшеницы, бьющие в глаза брызгами тяжелого золота… (14)Вершины лесных елей, вычерченные на фоне легкой сентябрьской дымки… (15)Только тот по-настоящему понимает природу, кто умеет и любит разговаривать с ней с глазу на глаз.
(16)Мы берем с полки книгу. (17)Мы пойдем туда, где останемся с этой книгой «без свидетелей и компаньонов». (18)И там мы прочтем ее в одиночестве. (19)А потом так же без свидетелей обдумаем прочитанное. (20)Не потому ли, кстати, литература остается ведущим из искусств, что с книгой мы всегда наедине, что почти весь процесс постижения ее происходит в творческом, напряженном, пронизанном мыслью одиночестве?
(21)Одиночество – школа, в которой мы учимся стойкости, мудрому, выстраданному спокойствию, уверенности в себе. (22)Одиночество – тот единственный дом, в котором без помех и суеты разговаривает с человеком его собственная совесть. (23)На людях такой разговор получается предельно редко.
(24)Вспомните хрестоматийно любимых героев. (25)Такие разные, они схожи были в одном: Робинзон был одинок на своем острове, Дон Кихот – в своем безумии, Гамлет – в своих сомнениях, Фауст – в своих поисках, князь Мышкин – в своей доброте. (26)Случайность? (27)Вряд ли…
(28)Даже самая красочная картина пишется на сером холсте. (29)Чем прочнее холст, тем долговечнее живопись. (30)В основе ярких человеческих личностей и судеб почти всегда лежит плотный пласт одиночества…
(31)Какой вывод можно сделать из сказанного? (32)Да хотя бы тот, что не стоит смотреть на одиночество трагически. (33)Раз уж нашла на вас именно эта жизненная полоса, используйте на все сто ее плюсовые стороны! (34)Чтобы потом, когда пройдет темная полоса, ты был полностью готов к счастливой случайности.
(По Л. А. Жуховицкому*)
* Леонид Аронович Жуховицкий (род. 5 мая 1932 года в Киеве) – русский писатель, публицист, педагог.
Одиночество… Кто из нас не испытывал этого состояния? Само это слово вызывает какие-то печальные чувства, мысли, воспоминания, или, как пишет Л. А. Жуховицкий «рождает нерадостное настроение, озлобленность, тоску». Но совсем об ином характере одиночества, об одиночестве «со знаком «плюс» идёт речь в тексте русского писателя, публициста, педагога Жуховицкого. Главный вопрос, который ставит автор перед собой и читателем, на мой взгляд, заключается в следующем: какую роль играет одиночество в развитии нашей личности.
Л. А Жуховицкий своеобразно рассматривает проблему одиночества. Его интересуют не негативные стороны этого человеческого состояния, а те моменты в жизни человека, когда одиночество становится «школой, в которой мы учимся стойкости, мудрому, выстраданному спокойствию, уверенности в себе». По его мнению, это случается, во-первых, тогда, когда великие и прославленные люди остаются один на один с вдохновением, а мы, простые смертные, постигаем красоту природы, остаемся «без свидетелей и компаньонов» с книгой. А во-вторых, размышляет Жуховицкий, одиночество необходимо человеку, если ему нужно понять что-то важное в себе самом, разобраться в своих поступках. Об этом он пишет очень ярко: «Одиночество – тот единственный дом, в котором без помех и суеты разговаривает с человеком его собственная совесть».
Л. А Жуховицкий вспоминает «хрестоматийно любимых героев». Действительно, в русской классической литературе немало примеров трагически одиноких личностей: одиноки Евгений Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Базаров Тургенева. А мне вспоминается героиня романа А. С. Пушкина Татьяна, в формировании характера которой одиночество сыграло большую роль:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Вспомним её одинокие рассветы, увлечённое чтение книг, походы в опустевший дом Онегина, где она сумела понять душу того, в кого была влюблена.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
Как холодно ты замыкаешь круг,
Не внемля увереньям безнадежным.
Но дальше Б. Ахмадулина остаётся наедине с природой, и одиночество из «сиротства» превращается в «блаженство»:
Дай стать на цыпочки в твоём лесу
На том конце замедленного жеста,
Найти листву и поднести к лицу
И ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
Твоих концертов строгие мотивы.
И, мудрая, я позабуду тех,
Кто умерли или доселе живы.
И познаю мудрость и печаль,
Свой тайный смысл доверят мне предметы,
Природа, прислонясь к моим плечам,
Объявит свои детские секреты.
Наверное, никто из нас не хочет быть одиноким. Мы хотим верных друзей, жаждем любви, мечтаем о светлом будущем… Но, поразмышляв вместе с Л. А Жуховицким об одиночестве, я, наверное, теперь немного по-иному буду относиться к этому чувству, вспомню его совет: «НЕ стоит смотреть на одиночество трагически…Когда пройдёт тёмная полоса, ты будешь полностью готов к счастливой случайности».
Текст для анализа № 2
(5)Много лет в моей памяти жил один случай, настойчиво будораживший мое сознание. (6)Это произошло в августе сорок четвёртого года, когда наши войска успешно прорвали оборону противника, окружили кишинёвскую группировку гитлеровцев, взяли большое количество пленных.
(7)В большом дворе стояли, сидели и лежали на истоптанной траве сотни румын и немцев. (8)Проезжая мимо, замечаю вдруг небритое лицо одного из тех, кто безучастно сидит у самой изгороди. (9)В следующее мгновение я узнал прежнего моего сослуживца, который с осени сорок третьего считался погибшим. (10)Более того, за стойкость, проявленную в тяжёлом бою на Днепровском плацдарме, за умелое командование окружённым батальоном этот человек «посмертно» был удостоен высокой награды. (11)О нём рассказывали новому пополнению, о его подвиге проводились беседы, а он вот сидел теперь передо мной в пропотевшем немецком кителе, оборванный и понурый.
(12)Я смотрел на него, а он, видно, поняв, что молчанием не обойтись, сказал после тяжёлого вздоха:
(13)– Вот так оно получается!
(14)– Как же это случилось?
(15)В его тусклых печальных глазах не было ни злобы, ни отчаяния, была только тихая покорность судьбе, на которую он не замедлил сослаться.
(16)– Что делать! (17)Такова судьба.
(23)Я верил ему: он говорил правду. (24)Безусловно, он не был из числа тех, которые жаждали служить врагу. (25)Просто, оказавшись в плену, он превыше чести поставил собственную жизнь и решил обхитрить фашистов.
(26)И вот плачевный результат этой хитрости.
* Быков Василь (Василий) Владимирович (1924 – 2003) – советский белорусский писатель, публицист и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны, один из наиболее ярких представителей военной прозы второй половины XX века
Аргументы к теме 2
Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить, никто из его учеников не произносит его имени на допросе. Но бросить ребят одних в последние часы, в минуты их казни, он не мог, ведь это означало бы для него изменить своим воспитанникам, изменить своим нравственным принципам.
“ Пойти и не вернуться”
В “Пойти и не вернуться” рядом с главной героиней Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем. Еще до войны Голубин научился оправдывать любые свои поступки: “Обеспокоиться общим делом найдутся десятки других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого”. И в партизанский отряд этот человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой, изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах. Начав с дезертирства, Голубин приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы легче “внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь”.
Иначе поступает Зося Норейко. Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и справедливости, “которые по-хамски и враз растоптали фашисты”, и считает войну своим личным испытанием. Она не может жить на одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: “Выбор есть: или мы, или они”. Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны. Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь. Отступничество для нее страшнее смерти. Но в отношении Голубина поведение Зоей неоднозначно. Поняв, что он стал врагом, девушка бросается на него с топором, но защищает Антона, когда партизаны хотят его расстрелять. Дело, наверное, в том, что она еще долго не может поверить, что “бывают свои хуже врагов”.
В. Г. Распутин «Живи и помни».
Б. Васильев «В списках не значился»
Своим мужеством, стойкостью, Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.
Подвиг Евгения Родионова
В книге «Заветное», в которой собраны интересные высказывания академика Д.С. Лихачева, написано, что «лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью».
Василь Быков, известный советский писатель, сам был участником Великой Отечественной войны, наверное, поэтому в его творчестве военная тематика занимает особое место. Он один их тех авторов, который по-новому подошел к освещению характеров людей в моменты страшных испытаний. Вот и в представленном отрывке он обращается к нравственной проблеме, размышляет о чести и бесчестии, о долге и предательстве…
Всем ходом своих размышлений автор приводит нас к выводу: даже ради спасения собственной жизни нельзя поступаться честью и совестью.
О многом заставили задуматься размышления В. Быкова. Сумею ли я в минуту испытания преодолеть страх смерти, потери здоровья? Можно ли было герою рассказа Быкова просто промолчать, сделать вид, что не заметил, не узнал знакомого? В книге «Заветное», в которой собраны интересные высказывания академика Д.С. Лихачева, написано, что «лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью». Как верно сказано!