меня боится вся школа
«На урок я шел как на казнь». Подростки о школьных неврозах
У одиннадцатиклассника Ярослава проблемы начались четыре года назад.
Он стал бояться ответов у доски: одна из учительниц совсем не замечала его стараний, но высмеивала перед всем классом за малейшие ошибки. «Выше тройки по ее предмету я не получал. На урок шел будто на казнь», — рассказывает школьник. Из-за постоянного стресса у Ярослава начались сильные боли в желудке, повысилось давление и появилась тахикардия, головные боли. Плохое самочувствие мешало сосредоточиться на учебе, и Ярослав начал пропускать уроки. Родители подростка сначала заподозрили его в симуляции. Однако врач диагностировал у Ярослава вегето-сосудистую дистонию.
Частые пропуски занятий отразились на отметках и отношениях с учителями и одноклассниками. «Учителя говорили что-то вроде: “Сколько это может продолжаться? Тебе нужно взяться за голову! У всех болячки есть, ты же не смертельно больной, а, значит, можешь в школу ходить!” Одноклассники от меня просто отдалились, а кто-то начал задирать: “О! Посмотрите-ка, кто в школу пришел!” или “Ого, у нас новенький?”» — рассказывает Ярослав. Общение с одноклассниками в итоге свелось к нулю. Учительница, которая высмеивала школьника, начала сознательно занижать ему оценки, а под конец девятого класса сообщила, что вынуждена поставить «два» в четверти. «Я думал, что настал конец света, жизнь кончена и меня даже в дворники не возьмут. Родители тут же пошли к классной руководительнице, и оказалось, что у меня все-таки выходит тройка из-за решенных тестовых вариантов ОГЭ (оценки за них засчитывались как за самостоятельную работу)». Школьник хотел перевестись на домашнее обучение, но родители были против: «Перестанешь учиться».
«Врачи неоднократно намекали, что стоило бы заняться моим неврозом. Родители отмахивались, залечивая симптомы, но никак не причину. Я же не пытался что-то менять, потому что хватало проблем с учебой, — говорит Ярослав. — Стараюсь смотреть на ситуацию с улыбкой, успокаивая себя тем, что остался всего лишь год в ненавистной для меня школе».
Родители постоянно сравнивали ее со старшим братом, который рос «раздолбаем», и девочка делала все, чтобы не быть на него похожей
А нна с детства много времени уделяла учебе: школа помогала ей отвлечься от проблем дома. Родители постоянно сравнивали ее со старшим братом, который рос «раздолбаем», и девочка делала все, чтобы не быть на него похожей. «Меня никогда не ругали за плохие оценки. Но я вкладывала очень много сил в учебу, поэтому любые неудачи переносила болезненно. Так мама меня еще и добивала: “Ты неудачница, у тебя ничего получится!”» — говорит девушка. Она не только старалась хорошо учиться, но и участвовала во всех школьных мероприятиях, брала на себя больше, чем могла потянуть — «жизни не видела, только училась как машина». В итоге это вылилось в боязнь школы и домашних заданий, из-за которых приходилось отказываться от радостей жизни.
В 8-м классе у школьницы начались панические атаки с резкими скачками давления. Когда врачи выявили у девочки вегето-сосудистую дистонию, ее мать только сказала, что все проблемы в голове, дочь сама во всем виновата.
За паническими атаками последовала депрессия. В 10-м классе Анна стала думать о суициде. Родители отвели ее к психиатру, который назначил антидепрессанты. Девушка некоторое время принимала лекарства, но потом бросила. «Родители вообще забыли про мою депрессию, а я пустила все на самотек. Думала, уеду учиться в другой город, и мое состояние улучшится. Поступила в вуз, живу далеко от родителей, но теперь довожу себя сама на ровном месте. Я разочаровалась в учебе, разочаровалась в себе и не знаю, что с этим делать».
Врач сказал, что это кардионевроз, выписал успокоительные и витамины, но мне еще долго казалось, что не хватает воздуха
Л юдмилу воспитывали бабушка и дедушка. «Бабушка всегда ждала от меня высоких результатов в учебе и дома. Если я не оправдала ее ожиданий, могла сказать мне обидные слова, накричать. Когда я получала плохие оценки, ругала, почему я не понимаю таких элементарных вещей». Девочка росла тихой и училась посредственно. Однако в пятом классе ее вдруг заинтересовала учеба и неожиданно для всех, даже для себя, она стала отличницей. Пока ее одноклассники гуляли, девочка сидела за учебниками, тщательно готовясь к каждому уроку. Это не прибавило Людмиле популярности: одноклассники сначала гнобили ее, а потом и вовсе перестали общаться. Она замкнулась в себе.
Илья Смирнов, врач-психиатр, психотерапевт, директор исследовательского центра психологического здоровья Open Mind:
Невроз как реакция организма школьника на неуспеваемость, высокую нагрузку, давление со стороны родителей и учителей — довольно распространенное явление. По моим впечатлениям, с каждым годом таких детей становится все больше. У них наблюдается общее недомогание, потливость, учащенное сердцебиение, боль в суставах. Также могут быть поведенческие нарушения: агрессия, аутоагрессия, в том числе суицидальное и парасуицидальное поведение (последнее встречается даже у детей младшего школьного возраста, но редко). Все это нередко происходит на фоне школьной дезадаптации. У детей младшего школьного возраста эти реакции обычно связаны с тем, что школьная программа не соответствует их возможностям. Кроме того, детям в силу поведенческих особенностей тяжело долго сидеть на одном месте.
В подростковом возрасте, когда организм перестраивается, ребенок склонен к протесту. Это может стать основой школьных конфликтов. Однако в этом же возрасте у ребенка могут возникнуть различные патологические явления со стороны психики, часто замаскированные. Родителям необходимо обращать внимание на резкие изменения в характере ребенка: например, в младшем школьном возрасте у него не было проблем с адаптацией в школе, не было конфликтов, а потом вдруг ребенок стал замкнутым, пассивным, жалуется на плохое самочувствие в учебный период. Если состояние ребенка обусловлено стрессом, избыточными нагрузками, конфликтами с одноклассниками, ребенку поможет психотерапия. В ряде случаев, когда школа является первоисточником стресса, ребенку может помочь перевод в другое образовательное учреждение или на другую форму обучения. Если же в основе школьной дезадаптации лежит психическая патология (в подростковом возрасте это, например, депрессия), тут в первую очередь нужно медикаментозное лечение.
Ребёнка тошнит от школы: школофобия – миф или реальность?
Иногда родители начинают наблюдать такую картину – ребёнок все выходные бодр и весел, а в понедельник не может встать с кровати, ссылается на головные боли, насморк и другие болезненные симптомы. А бывает, что каждый четверг утром он падает в обморок и пропускает учёбу. Что это? Банальная лень и желание прогулять или серьёзная психологическая проблема? Давайте разбираться вместе.
Содержание:
Школофобия – миф или реальность?
Наша психика старается защитить нас любым путём. Один из способов уйти от неприятностей – заболеть. Это явление называется психосоматика. Такие реакции могут быть как у взрослых, так и у детей. Школа является местом, где ребёнок получает не только знания, но и опыт общения. К сожалению, проблемы могут возникнуть как с освоением школьной программы, так и в отношениях с другими людьми. Нам всегда проще обвинить ребёнка, который лежит на диване и смотрит в потолок в праздности, чем постараться понять, что лежит в основе его поведения.
Маленькие дети любят учиться и познавать мир – это заложено в нашей природе. Поэтому снижение познавательной активности должно насторожить родителей.
Впервые о расстройстве психики, связанным с тревогой и страхом перед школой, заговорил британский психолог Сирил Бёрт в 1925 году. Он обратил внимание, что ученики, пережившие Первую мировую войну и прятавшиеся на территории школы, попадая в школу в мирное время продолжали испытывать приступы паники.
Говоря о школофобии, следует понимать, что речь не идёт о простых разовых прогулах. Школофобия – это серьёзные психосоматические нарушения, когда ребёнка, например, тошнит или лихорадит от одной мысли, что ему предстоит поход в школу.
По мнению американских и французских учёных, с крайним проявлением школьной фобии сталкивается 1-2% школьников. Она заключается в иррациональном страхе посещать школу. Ребёнок в момент приступа страдает по-настоящему. Вот лишь несколько симптомов, которые могут быть у школьника:
Школьная фобия – это не расстройство поведения, а тревожное расстройство. Иными словами, ребёнок не идёт в школу не потому, что он лентяй и прогульщик, а потому, что он испытывает реальный страх. Часто причиной становится не столько страх перед самой школой, сколько страх ухода из дома, разлуки с родителями.
Симуляция или фобия? Как понять, что ребёнок действительно боится школы
«Да он просто прогулять хочет, симулянт!» – часто можно услышать о таких детях. Действительно, дети нередко ищут способ улизнуть от своих школьных обязанностей и заняться более весёлыми и интересными делами. Разовые прогулы, периодические «воспаления хитрости» вполне могут быть у каждого ребёнка. Но когда речь идёт о настоящей фобии, то наблюдаются следующие признаки:
Регулярность симптомов
Если ребёнок стабильно в один и тот же день начинает демонстрировать болевые симптомы и отказываться от посещения школы – это главный тревожный сигнал.
Если речь идёт о конкретном предмете, то это будет любой день недели, когда в расписании есть этот предмет. Если фобия связана со школьной обстановкой, то каждый понедельник или вечер воскресенья ребёнок будет начинать болеть и полностью излечиваться к вечеру пятницы или к началу каникул. При этом симптомы реальны. Температура поднимается по-настоящему, а не от чашки с чаем, тошнота и рвота реальны, обмороки не поддельны. Ребёнок действительно страдает. И симптомы не исчезают сразу после того, как дверь за родителями закрылась.
Негативное отношение к школе
Ребёнок старается избегать темы школы или её конкретных аспектов (учителя, предметы, одноклассники). При упоминании школы он впадает в уныние, закрывается, демонстрирует симптомы болезни.
Кошмары
Ночные кошмары также могут свидетельствовать о проблемах со школьной жизнью. Если ребёнок постоянно мучается от ночных кошмаров, следует обратить на это пристальное внимание.
Вот как в романе «Фобия» Фанни Вандермерша описывается страх перед школой:
«Я слышу взрывы смеха. Капли пота выступили на спине и на висках. Моё тело напрягается, а сердце колотится. Передо мной уже не входные ворота, а большой серый рот с заострёнными зубами, готовый схватить меня, как только я подойду вперёд и закроюсь позади меня. В моей голове гудит шум. Быстрый. Нерегулярный. Я открываю рот, ищу воздуха. Я с трудом могу дышать полной грудью. Моё зрение затуманено. Он возвращается, я это чувствую. Я собираюсь снова растянуться на полу. Стыд. Все они будут смотреть на меня и смеяться. Я делаю глубокий вдох, но воздуха больше нет. Я задыхаюсь…»
Паническая атака – это серьёзное испытание для любого человека, поэтому не стоит с пренебрежением относиться к детским переживаниям.
Причины боязни школы
За нежеланием идти в школу может прятаться множество различных причин. К сожалению, детям порой самим сложно определить, что является пусковым моментом их фобии. Более того, то, что беспокоит одного ребёнка, может совершенно не пугать другого. Поэтому рассмотрим основные причины школофобии:
Проблемы в семье, страх разлуки
Детские страхи могут проявляться в разных ситуациях по-разному. Если в семье неспокойно, то оставлять дом ради школы неразумно. И страх с семейных проблем смещается на школу. Дети не могут этого контролировать, они переживают это на уровне эмоций и тела.
Такие ученики, как правило, не имеют проблем с успеваемостью или с одноклассниками, но они настолько привязаны к одному из членов семьи, что просто не желают уходить из дома.
Проблемы с обучением, страх быть неуспешным
Школа и родители предъявляют к детям серьёзные требования по успеваемости. Далеко не все школьники могут выдержать эту нагрузку и спокойно учиться.
К сожалению, есть дети, которым просто сложно осваивать программу в силу особенностей их психофизического развития. Так, например, дети с дислексией имеют сложности с чтением и пониманием прочитанного, соответственно им труднее обучаться и быть успешными в школе.
Получая всё больше и больше негативных реакций со стороны родителей и учителей, ребёнок всё больше и больше замыкается в себе и начинает бояться последствий своей «неуспеваемости».
Буллинг
Серьёзным испытанием может стать буллинг со стороны одноклассников. Ребёнок, который изо дня в день подвергается эмоциональному и физическому насилию начинает бояться идти в школу, поскольку там его не ждёт ничего хорошего.
Конфликт с учителем
Иногда у детей случается конфликты не только со сверстниками, но и с учителями. Если учитель не смог наладить контакт и установить хорошие отношения с учеником, то с каждым разом школьнику будет всё сложнее справляться со стрессом. Как правило, если проблема связана с конкретным учителем и конкретным предметом, то ребёнок будет проявлять симптомы в определённые дни недели.
Перфекционизм
Часть детей, склонных к перфекционизму, переоценивают свои силы. И когда у них не получается соответствовать своим собственным ожиданиям, у них случается срыв и появляется нежелание ходить в школу. Поэтому не стоит требовать от детей «идеального выполнения» чего бы то ни было.
Физические или психологические особенности
Дети могут иметь или могут думать, что имеют физические или психологические отклонения от нормы. Например, косоглазие или дефект речи может стать причиной заниженной самооценки и страха, что одноклассники не примут с такими особенностями. Слишком чувствительные дети могут отреагировать даже на обычную шутку, что уж говорить о серьёзных ежедневных издевательствах.
Выясните причины, по которым ваш ребёнок отказывается ходить в школу: у него конфликты со сверстниками или учителями? Его обижают? Его беспокоит здоровье или другие проблемы? Узнайте, где бывает школьник в течение дня, вовремя ли приходит и уходит с учёбы, и что происходит в классе с помощью приложения «Где мои дети».
Что делать родителям?
Итак, ребёнок утром жалуется на боль и просит родителей оставить его дома. Что делать родителям?
Исследования показывают, что на успех лечения школофобии напрямую влияет длительность течения болезни. Чем дольше ребёнок пропускает школу и находится в страхе, тем сильнее будет проявляться фобия. В некоторых случаях боязнь перед школой может остаться навсегда.
Важно относиться к ребёнку с пониманием, не унижать его, называя «лентяем» и «нытиком». Поддержите своего школьника, если нужно – проводите в школу, сообщите администрации о наличии проблемы, попросите помощи. Поговорите с учителями, чтобы с их стороны не было давления на ребёнка, поскольку это усилит фобию.
Не ограничивайтесь только соматическим лечением, закормив ребёнка таблетками от кашля – так вы не решите проблему с психическим здоровьем.
Если вы пошли на психотерапию с ребёнком – доведите дело до конца. На ранних этапах коррекции родители видят улучшение и часто прекращают лечение. Причин тому много: цена услуг, необходимость тратить время, видимый успех. Однако, для достижения устойчивого результата, необходимо продолжать терапию. Иначе первые победы быстро пройдут, а дальше состояние вернётся обратно, а может станет ещё хуже.
Если родители понимают, что никакой серьёзной проблемы за прогулами не стоит, стоит обратить внимание на «вторичные выгоды» от прогулов. Возможно, дома интереснее, чем в школе, дома безопаснее, нет необходимости «краснеть» у доски, у него нет друзей и т.п. Поговорите с ребёнком, помогите решить те проблемы, которые у него есть. Иногда достаточно снизить планку ожиданий и разрешить учиться на «тройки», чтобы вернуть ребёнка в класс.
Если ничего не помогает и ребёнок категорически не хочет и боится идти в школу, подумайте о семейном обучении, параллельно с психотерапией. Тогда появится шанс через какое-то время вернуться в школу с наименьшими психическими и физиологическими проблемами.
Советы психолога
Самый лучший способ избавиться от школофобии – профилактика её возникновения. Поскольку самая главная причина фобии – это чрезмерная связь с родителем, постарайтесь постепенно ослаблять её, поддерживайте самостоятельность и активность ребёнка, верьте в его силы, говорите ему об этом.
Вместе с тем не стоит делать школу самым важным местом в жизни. Это всего лишь один этап длинного пути, по которому предстоит пройти вашему ребёнку. Учёба – это приключение, новые знания и открытия. Да, кое-где придётся потрудиться, но вкус побед придаёт уверенности, а небольшие поражения не смертельны.
Помогите ребёнку выстроить хорошие отношения с одноклассниками, найти друзей. Часто дети не хотят идти в школу, потому что их там никто не ждёт. А в хорошей компании учёба дается легче.
Помните, фобия – это не просто «блажь», которую придумал себе ребёнок. Фобия – это реальное страдание, которое мешает ему жить.
В основе любого «неправильного» поведения лежит какая-то причина. То, что мы её не знаем или не понимаем, не делает её менее значимой. Наши дети не всегда могут словами передать всё, что с ними происходит, но они посылают сигналы, которые могут понять внимательные и любящие родители. Не пренебрегайте детскими страхами и переживаниями, учитесь разговаривать с детьми и учите их формулировать свои мысли.
Помните, что дети, которые страдают школофобией не прогульщики и не лентяи, у них есть причины для страха, и только своевременная помощь с вашей стороны позволит им вернутся к полноценной жизни.
Меня боится вся школа
В школе был лишь один способ вырваться из изгоев — сходить «на стрелку» и одолеть обидчика на кулаках. Но и здесь аутсайдеров ждал подвох: если ты проиграл, то ничего не изменится, победил — к списку оскорблений может добавиться новое: «психопат».
Как говорит Никита, он не был единственной жертвой нападок: «Травить других, чтобы подняться самому, мне не хотелось. Это какая-то братская солидарность. Максимум моей поддержки — я не трогаю вас. Спасибо, что сегодня не я».
Если потом начинаются разборки с учителями и родителями, говорит Вика, задиры всегда используют коронный аргумент: «Мы просто разговаривали, а он сам вспылил и полез драться». И как правило, готовые подтвердить это свидетели всегда находятся.
. Низкорослый школьник прижал Стаса к стене и начал давить локтем на кадык. Отличника несколько раз швырнули, стёкла дорогих очков разбились, дужки сломались.
Мама аутсайдера пришла в школу только на выпускной. До этого одноклассники добрались до электронного журнала и влепили Насте кучу двоек, подпортив четвертные.
Сейчас Арине бывает стыдно, когда она слышит о подростковой жестокости. Девушка вспоминает, как делала пошлые записки с мобильными номерами изгоев и расклеивала по городу. Девочкам звонили «взрослые мужики и предлагали пощупать бананчик». Своему ребёнку Арина не хотела бы такой судьбы.
На несколько минут школьный коридор стал бойцовским клубом. Одни поддерживали Иру, другие болели за Дениса. Растащила их самая строгая завуч. «Влетело и мне, и ей. Как только мы вышли из учительской, Ирка, вся в слезах, дала мне по лицу. Оставила финиш», — говорит парень.
Ира стала школьной легендой, помериться с ней силой хотел каждый смельчак. Однажды Денис увидел девочку в школьной столовой и начал приставать: с матерной перебранки ребята быстро перешли на кулаки.
Елена считает, что просить помощи у взрослых не значит быть «шестёркой»: «Это значит, что ты защищаешь себя. Иначе получается, дети имеют право на тебя нападать, а ты как-будто бы не имеешь никаких прав».
Можно обратиться к специалисту горячей линии психологической помощи. Мы узнавали, какие советы дают по телефонам доверия в Калининграде.
Адвокат советует фиксировать фото плевков, факты поломки вещей. Если на восстановление были потрачены деньги, родители должны сохранять чеки, чтобы подтвердить траты в суде. Диктофонную запись оскорблений можно считать доказательством буллинга.
Безнаказанным обидчик не останется, даже если оскорбляет в интернете. Как отметил Дмитрий Матяж, для этого нужно точно идентифицировать стороны конфликта: кто и когда сделал это. Заявление о траве примут в прокуратуре. Скриншоты может заверить нотариус, но это довольно дорогостоящая процедура. За поведение несовершеннолетнего обидчика будут отвечать его родители.
8 главных школьных страхов. Чего боятся школьники, и как им помочь
С годами неприятные инциденты обычно стираются из памяти — и большинство взрослых людей вспоминает школу с теплотой и ностальгией. Некоторые родители, позабыв передряги собственных школьных лет, порой не замечают проблем детей-подростков, не воспринимают их всерьёз и оставляют отпрысков наедине со своими страхами. Однако трудности школьника могут быть следствием (или стать причиной) серьёзных психологических проблем. Накануне 1 сентября «Диалог» узнал у сегодняшних школьников и недавних выпускников, что их тревожило больше всего, и попросил психолога, аспиранта факультета психологии СПбГУ Станислава Гаркушу прокомментировать эти страхи.
кадр из фильма «Гарри Поттер и Кубок Огня» (Harry Potter and the Goblet of Fire), 2005/Warner Bros. Pictures/Heyday Films/Patalex IV Productions Limited
Страх №1: Не сдать ЕГЭ
Дарья, выпускница 2016 года: «Я бы не сказала, что к ЕГЭ я готовилась круглосуточно – в течение года у меня было время и на друзей, и на молодого человека, и на сериалы. Но давление было огромным: и со стороны учителей, которые говорили, какой сложный будет экзамен, и со стороны мамы, которая вечно твердила, что нужен блестящий результат, чтобы поступить в желаемый вуз. Кстати, в итоге поступила туда на бюджет. Для меня самым тяжелым был апрель: помню, как заплакала, стоя у доски, из-за глупой шутки одноклассника, а потом минут 20 не могла взять себя в руки. Тогда поняла, что пора начинать пить успокоительные».
Комментарий психолога: «Для каждого ребенка «не сдать ЕГЭ» – не одно и то же. Для кого-то это значит не поступить на бюджет, – то есть, это ответственность за семейные деньги. А для кого-то это потеря престижа. Например, когда родители всем рассказывают про ребенка – «умного, хорошего, который поступит в такой-то вуз», и тому подобное. Так что невозможно дать один ответ, как с этим страхом бороться. Обязательно нужно разбираться, что ребёнок вкладывает в этот страх, почему для него это так важно – сдать ЕГЭ. Общую рекомендацию вроде «не давите на ребенка», конечно, дать можно, но родитель может считать, что он этого не делает, но при этом говорить: «Сдай ЕГЭ, я на тебя не давлю», – и тысячу раз это повторять. Во многих случаях есть реальная проблема – ребёнок чувствует себя плохо, у него повышенная тревожность, – тогда неплохо бы обратиться к психологу. Родитель может не замечать собственных действий, которые провоцируют ребёнка на повышенную тревогу».
Страх №2: Разочаровать родителей и учителей
Александра, выпускница 2017 года: «Было очень страшно разочаровать родителей, которые верили в меня, в то, что я могу хорошо учиться, а потом поступлю в престижный вуз. Я боялась подвести уважаемых учителей. У меня, например, была очень требовательная учительница по английскому. Но при этом она в нас действительно много вкладывала, много трудилась, занимаясь с нами, поэтому получить низкий балл по её предмету было не просто страшно – а стыдно».
Комментарий психолога: «Могут быть различные случаи. Одна ситуация – опять же, бюджет. Понятное дело, что сейчас образование у нас в стране бывает довольно дорогим, и, если ребёнок учится не так, как нужно для поступления в университет, он может брать на себя дополнительную ответственность за семью, за семейный бюджет. Другой случай, когда ребёнка могут представлять как, скажем, продолжателя династии. Но в целом, если ребёнка не принимают в семье таким, какой он есть, накладывают свои амбиции, не учитывая желаний ребёнка, то могут возникать подобные страхи. И в целом рекомендации будут те же самые – разбирать каждый случай отдельно, и, если возможно, обращаться к психологу и стараться поддерживать ребёнка, принимать его. Сдал он какой-то экзамен, не сдал – это далеко не показатель того, какой ребёнок, – хороший или плохой».
Страх №3: Получить плохую оценку
Элина, выпускница 2017 года: «С 1 класса я хотела получить золотую медаль. Нам говорили, что для этого нужно за два последних года по каждому предмету иметь хотя бы половину пятёрок, но я боялась, что закон изменят, и я со своими четвёрками не получу медаль. Для меня бы это было трагедией всей жизни на тот момент, я шла к этой цели все 11 лет учёбы, и не могла пустить всё на самотёк, мне надо было быть полностью уверенной в результате. Поэтому я даже четвёрок старалась не получать, а уж о тройках даже думать боялась. Вообще в 11 классе я срывалась от перенапряжения, несколько раз даже плакала».
Комментарий психолога: «Кого-то бьют дома из-за плохих оценок. Кого-то не бьют, но говорят: «Как же так? Ты нас разочаровал». Может, у кого-то очень сильная школа или такой класс, в котором практически все отличники, и получить четвёрку – значит стать хуже других. Бывают, опять же, ситуации, когда ребёнку дома твердят, что он должен быть идеальным во всём. Это может привести к неврозу и срывам. Другое дело, что ребёнок может просто расстроиться из-за тройки. В принципе, расстраиваться – это нормальная реакция, её тоже нужно принимать: ребёнок расстроился, подумал над произошедшим, – это не значит, что нужно бежать к психологу или любому другому специалисту, даже говорить «не расстраивайся». Почему нет? Расстроился – сделал выводы, в следующий раз поступил иначе. Также бывают случаи, когда родители отдают ребёнка в школу в маленьком возрасте, и на фоне более взрослых детей он ещё «не тянет». Это может привести к тому, что, сравнивая себя и других одноклассников, ребёнок будет понимать, что он местами слабее – ему сложнее удерживать внимание, контролировать эмоции, у него может начать развиваться негативное восприятие себя. И в связи с этим абсолютно нормально развивающийся ребёнок может показывать плохие результаты, просто потому что занятия ему не по возрасту. Основная рекомендация – быть мудрым родителем, постараться понять, что именно ребёнок вкладывает в оценку, что это для него значит, и уже отталкиваться от этого, а не от собственных притязаний на ребёнка. «Ты обязан быть отличником» – зачем?»
Страх №4: Строгие или злые учителя
Олеся, выпускница 2016 года: «У меня в школе была учительница, которую боялись все, особенно младшие классы. Она всегда много кричала, её легко можно было вывести из себя, при этом на своих уроках она была очень требовательная – не сделать домашнее задание было равноценно самоубийству. С возрастом мы поняли, что это – её стиль работы, что на выходе мы получаем от неё действительно очень много знаний. Да и со старшеклассниками она общалась уже на равных, так что в 11 классе от былого ужаса, кажется, ничего и не осталось».
Комментарий психолога: «Страх в таком случае может возникнуть как от банального: учитель проявляет агрессию к ребёнку, он к нему несправедлив, так и в связи с более сложными ситуациями – ребёнок мог пострадать от человека, который внешне напоминает учителя. Может быть, какие-то манеры вызывают ассоциации и, в связи с этим, появляется необъяснимый для него страх. Опять же, в любой ситуации важно разбирать конкретный случай. Может быть, этот учитель терроризирует весь класс. Но не обязательно сразу клеймить преподавателя. Нужно разбираться».
Страх№5: Выходить к доске
Дмитрий, 10-классник: «Мне всегда было страшно выходить к доске. Возникал ужас от того, что я могу начать тупить, учитель будет злиться, а одноклассники смеяться. На русском языке наша учительница почти каждый урок вызывает кого-нибудь к доске писать словосочетания на орфографию. И вот у неё страшно сделать глупую ошибку: она начнет говорить, что мы повторяли это правило уже сто раз, а я не запомнил. А классе в шестом я не мог у доски умножить 6 на 7. Просто забыл, сколько это будет».
Комментарий психолога: «Возможно, у ребёнка есть дефекты речи, которых он стесняется. Эти проблемы может решить психолог, индивидуально. Помимо психолога он, например, может пойти на курсы ораторского искусства. Или страх может быть связан с неприятием в классе: когда он выходит к доске, слышит насмешки и шутки, негативные высказывания со стороны одноклассников или учителей. Опять же, нужно постараться максимально уйти от поиска простого ответа. Да, можно попробовать применять простые техники: например, технику управления своими эмоциями, но далеко не факт, что это поможет решить проблему. Допустим, мы купировали страх выходить к доске, но может остаться целый ворох нерешённых проблем, которые останутся без внимания. Поэтому нужно каждый отдельный случай разбирать очень внимательно, и, уже исходя из этого, предпринимать определённые шаги».
Страх №6: Быть изгоем
Елизавета, 11-классница: «В средней школе у меня было мало друзей, мы вообще, кроме как внутри небольшой компании, почти ни с кем не общались. В какой-то момент я поняла, что хочу дружить и с другими ребятами, и стала отдаляться от старой компании, чтобы влиться в класс. Ещё помню, что иногда я забывала постирать одежду, и бывали ситуации, когда все нормальные вещи были грязными, и я не хотела идти в школу в чём-то другом. Боялась, что на меня будут косо смотреть, смеяться надо мной. У меня ещё и школа такая – девочки на понтах в брендовых платьях».
Комментарий психолога: «Для подростка очень значима референтная группа, к которой он принадлежит. Основная сфера деятельности для него – это межличностное общение, и, в связи с этим, важными становятся вопросы взаимодействия со сверстниками. Но, опять же, далеко не у всех: некоторые отлично себя чувствуют наедине с собой. Но в целом, если говорить о подростках, это самая важная сфера деятельности. Таковы этапы развития, вхождения человека в общую жизнь. Поэтому естественен страх не влиться в коллектив, быть от него отчуждённым».
Страх №7: «Спалиться» со шпаргалкой
Егор, 10-классник: «Пугает, что учитель заметит шпору, поставит тебе плохую оценку, а потом ещё и доверять не будет, начнет уделять тебе больше внимания на тестах. На одном из зачётов я решил ничего не учить, и попробовать чудо современной техники – микронаушник. Это такая крохотная бусинка, её кидаешь на барабанную перепонку, а потом специальным магнитом вытаскиваешь. Но половину того, что мне диктовал друг, я не слышал, были постоянные проблемы со связью, он не понимал, чего я от него хочу. В итоге – тройка. Выучить всё гораздо надёжней».
Комментарий психолога: «За рубежом, как мне известно, шпаргалки считаются постыдными, и за них грозят довольно серьёзные санкции. Если мы говорим про российскую действительность, то очень часто применение шпаргалок является иногда не просто не постыдным, а чуть ли не престижным. Это «высший» уровень: ты смог обмануть учителя. Почему применяют – тоже возможны варианты. Один из них – лень. Многие говорят, что смысла нет учить предмет: он не пригодится – и так себя оправдывают. Но, в целом, тут ещё вопрос в культуре. У нас, к сожалению, сложилась определённая культура списывания, которая иногда даже поощряется со стороны сверстников. Но для кого-то шпаргалка может служить и подспорьем, дающим уверенность: если его поймают с ней, он, даже зная ответ, не сможет ответить».
Страх №8: Мама или учитель увидят с сигаретой
Евгений, 11-классник: «Я сейчас не курю, но, как и все, пробовал. В школе страшно, что увидят учителя, поведут к директору, хотя я даже не знаю, что мне за это будет. Естественно, пугало, что узнает мама, будет ругать. Но в итоге в какой-то момент она узнала, и просто провела «воспитательную беседу».
Комментарий психолога: «Для каждого ребёнка курение – это не одно и то же. Кто-то начинает курить из-за влияния референтной группы, как многие говорят, – «улица научила курить». Если ты куришь, то ты часть этой группы, ты молодец. Для кого-то это может быть желанием быть похожим на папу или маму. Для кого-то это – аспект взрослости, который придаёт уверенности. Для кого-то это просто любопытство. Если родитель узнаёт, что его ребёнок курит, ему стоит воздержаться от давления, агрессии, и, тем более, физического насилия. Нужно постараться поговорить с ребёнком. Но, опять же, если родитель сам курит и при этом говорит, что курить – нехорошо, то эффекта может и не быть. Важны и возраст ребёнка, и особенности отношений между ребёнком и родителем».
Что делать с другими страхами?
Комментарий психолога: «Далеко не всегда взгляд родителя может быть объективным. Поэтому нужно быть мудрым: поддерживать ребёнка, принимать его таким, какой он есть. Это не значит, что нужно поощрять девиантное поведение и отклонения, но, тем не менее, вне зависимости от поступков, нужно любить и поддерживать ребёнка. Не нужно давить на него, пытаясь добиться успехов, которых он сам достичь не может. Стоит подумать, чего вы хотите от ребёнка и почему: зачастую за счёт сыновей и дочерей родители пытаются воплотить собственные амбиции. В этом случае нужно понять, что ребёнок — не вы и не ваша собственность, у него должна быть своя жизнь и свой выбор. Не стоит сразу клеймить учителя и винить его в проблемах ребёнка – нужно разбираться. Вообще во всех страхах стоит разбираться, потому что каждый школьник – уникальная личность, а значит, даже самая, на первый взгляд, незначительная проблема может таить в себе совершенно непредсказуемую причину».
Подготовила Дарья Тюрина / ИА «Диалог»