меня бесят коллеги по работе что делать
Меня бесят коллеги по работе что делать
Напрягают коллеги? Бывает. Если такое случается эпизодически, возможно, вы просто устали. Но если коллеги раздражают постоянно, день за днем, отравляя вам жизнь своим присутствием, — это серьезный повод для беспокойства. И вот почему.
Если вы испытываете обиду и огорчение, гормоны стресса активизируют центральную нервную систему, из-за чего повышается мышечное напряжение, частота сердечных сокращений и артериальное давление. Если гнев и разочарование становятся хроническими, в организме накапливается кортизол. Его избыток вызывает повышенную тревожность и беспокойство. Эндорфины, которые отвечают за чувство радости, в буквальном смысле иссякают, и в результате наши отношения с людьми еще сильнее ухудшаются.
В общем, если коллеги раздражают — надо срочно что-то предпринять. Что именно? Выбрали несколько советов из наших книг.
Приходите пораньше
Сверхчувствительные люди
Коллеги часто раздражают нас, потому что лишают ощущения собственного пространства и контроля над жизнью. Чтобы снизить этот эффект, постарайтесь начинать день в одиночестве, с минимумом отвлекающих факторов. Хорошо приходить в офис пораньше, чтобы к моменту появления коллег спокойно приступить к делам. В этом случае вы, возможно, сможете и уйти пораньше, до наступления часа пик, или получите шанс прогуляться днем в одиночестве.
Избегайте
Если сама работа вам по душе, а коллеги нет, попробуйте сократить количество времени, которое вы с ними проводите. Обсудите с руководством возможность частично выполнять работу дома. Сейчас все больше людей работают удаленно, и эффективность при этом не падает, а даже растет (можете привести в пример МИФ — мы все работаем из дома).
Даже в пределах одного офиса можно найти место подальше от неприятных коллег. — Источник
Если этот вариант не пройдет, все равно сокращайте время нахождения в коллективе: назначайте как можно больше встреч вне офиса, выезжайте в гости к клиентам или удаляйтесь из общей комнаты в переговорку, когда она свободна.
Вспомните о весах
Личные границы
Возможно, коллеги раздражают вас, потому что вы проводите с ними слишком много времени. Вспомните о весах. Работа (включая общения с коллегами) на одной чаше, а что на другой? Если нет баланса между работой и личной жизнью, мы болезненно реагируем на всё, что связано с офисом.
Начинайте с маленьких шагов: уходите с работы вовремя, общайтесь вне коллектива, обедайте вне офиса, встречайтесь с друзьями, не работающими в вашей сфере. Отдыхая от несносных коллег, вы сможете воспринимать их спокойнее.
Вы можете просто пересесть?
В вашей компании есть отделы, где обстановка лучше, чем в вашем? Неважно, работаете вы в Google, которая постоянно попадает в «100 лучших компаний для работы», или в Xerox, которая попала в список десяти худших мест, — всегда есть большая разница между худшими и лучшими командами внутри вашей организации.
Часто бывает легче найти новую работу в той же компании, чем увольняться. Как человек, знающий фирму изнутри, вы, скорее всего, обладаете точной информацией, где обстановка менее токсична. Подумайте о том, чтобы перебраться туда.
Анализируйте свои мысли
Все дело в проекции — психологическом явлении, представляющем собой приписывание собственных качеств другим людям. Если вы любите себя, то благосклонны ко всему миру, если ненавидите себя, то и весь мир тоже. Когда вы положительно воспринимаете себя, отношения с людьми улучшаются, а при низкой самооценке — наоборот.
Попробуйте такое упражнение: превращайте ваше утверждение в противоположное, заменив в нем человека, по отношению к которому вы чувствуете обиду и гнев, на самого себя. Например, замените мысль «Мои коллеги должны больше уважать меня» на противоположную: «Я должен больше уважать моих коллег».
Точно так же когда вас кто-то огорчает, это обычно связано с вашим мировоззрением и гораздо меньше — с поведением другого человека.
Сбавьте темп
Как выжить среди м*даков
Коллеги критикуют вас, задирают, проявляют агрессию? Реагируя тем же самым, вы только подзадориваете их. Попробуйте метод «сбавленного темпа». Заставьте их ерзать и мучиться, дрессируйте в них умение ждать. Скорее всего, они отстанут от вас и сместят внимание на кого-нибудь более «отзывчивого».
Замечали, как действуют коллекторы и сотрудники служб поддержки? Чем больше раздражен собеседник, чем громче он кричит, чем сильнее ругается и оскорбляет, тем дольше нужно ждать, прежде чем ответить на его вопрос, и тем спокойнее и медленнее должна быть речь.
Если кто-то нападает на вас (не важно, в личном общении, по телефону или в переписке) — сделайте паузу. Заставьте ждать. А потом ответьте — тихо, спокойно и ме-е-е-едленно.
Извинение за 1%
Если вы часто конфликтуете с коллегами, поможет этот прием. Вспомните, что в любом конфликте участвуют две стороны. Даже если вы виноваты в ссоре всего на 1% (хотя бы фактом своего существования), признайте это, примите на себя ответственность за свою часть вины — и просто извинитесь.
Этот шаг облегчает вашему оппоненту возможность сделать то же самое — выразить сожаление о своем вкладе в ссору. Но даже если он этого не сделает, вы обеспечите себе спокойное состояние разума. Ведь вам удалось открыть свое сердце, отказаться от обвинений в адрес другого человека и принять на себя ответственность за свои действия.
Fuck-you-money
Философия хорошей жизни
В англоязычных странах утвердилось понятие «fuck-you-money». Оно подразумевает, что у вас есть накопления, позволяющие в любой момент послать бросить свою нынешнюю работу — без страха соскользнуть в финансовую пропасть. Например, сбережения, равные последнему годовому доходу. Их наличие означает свободу. И что еще важнее, эти деньги позволяют вам видеть и думать объективно.
Если ситуация на работе становится все сложнее, постарайтесь снизить постоянные траты, расходы, издержки и начать копить. Тогда в критический момент вы сможете попрощаться с противными коллегами без страха за свое будущее.
Прощение: ключ к внутреннему спокойствию
Многие великие учителя говорят, что прощение — ключ к физическому и душевному здоровью. Обвиняя кого-то, вы становитесь жертвой. А жертва не может быть здорова. Луиза Хей, автор книги «Исцели свою жизнь», пишет, что мы в буквальном смысле разрушаем клетки своего тела, когда испытываем обиду и негодование.
Пусть ваши коллеги не самые приятные люди и ведут себя отвратительно. Простите их. Прощая, мы освобождаем себя и получаем величайший дар: умиротворение и радость.
Хорошие взаимоотношения в коллективе — один из важнейших факторов удовлетворенности своей работой. Чем сильнее ваше желание преодолеть сложности, тем выше вероятность успеха. Но если вы вложили много сил в улучшение ситуации, и ничего не помогает, — можно просто уволиться. У вас всегда есть выбор.
Ненавижу коллегу по работе: 7 советов для тех, кто уже на грани
Советы, что стоит сделать, если в рабочем коллективе есть человек, который тебя бесит.
Здесь и далее кадры из сериала «Офис»
Общеизвестный факт, что родителей мы себе не выбираем. То же в большинстве случаев касается и сослуживцев. И хотя в офисе есть немало классных ребят, наверняка найдется как минимум один коллега, с которым никак не удается найти общий язык. Знакомая ситуация?
Итак, что делать, если бесит человек на работе? Противозаконные и неэтичные меры не предлагаем, ниже тебя ждут советы, которые помогут выйти из напряженной ситуации с достоинством.
1 Познакомься с этим человеком поближе
Поскольку ты такой же человек, как и остальные, то склонен любить людей, которые похожи на тебя. Это психологическое явление называется эффектом простого воздействия. Если тебе неприятен коллега по работе, который сильно отличается от тебя, один этот факт может помешать тебе построить хорошие отношения с ним или с ней — независимо от его или ее поведения.
Итак, заставь себя выйти из зоны комфорта и обратиться к своему коллеге, чтобы узнать его на более личном уровне. Чем больше ты узнаешь кого-то, тем больше ты можешь обнаружить сходство между вами — и увеличить вероятность того, что ты изменишь свое мнение об этом человеке.
2 Не принимай поведение коллеги на свой счет
Некоторые люди часто говорят о коллегах: «Сергей ненавидит меня — я это точно знаю» или «Я уверен, что Антон мне завидует». Иногда мы наблюдаем за поведением других людей в своем окружении и интерпретируем его как преднамеренное, прямое нападение на нас.
Но на самом деле, более вероятно, причина, по которой кто-то из коллег говорил с тобой грубо или резко, может быть личной — например, твой сослуживец не выспался, или у него проблемы в семье, из-за которых у него испорчено настроение.
В своей книге «4 соглашения» мексиканский писатель Мигель Руис пишет:
«Другие ничего не делают из-за вас. Когда вы невосприимчивы к мнению и действиям других, вы не станете жертвой ненужных страданий».
Помни, что поведение неприятного коллеги — было ли оно вызвано проблемами детства, плохими ролевыми моделями на рабочем месте или отсутствием уверенности в себе — скорее, связано с ним, чем с тобой.
3 Установи границы
Одна из главных проблем неприятных людей заключается в том, что их поступки также противны — и важно научиться дистанцироваться от подобного раздражающего поведения. Однажды один из крупнейших поэтов в истории США Роберт Фрост справедливо заметил: «Высокие заборы — хорошие соседи».
Поэтому тебе стоит начать определять границы своего взаимодействия с коллегой, которого ненавидишь. Например, вместо того чтобы каждый день отвечать на срочные телефонные звонки и позволять гневу накапливаться, научись противостоять сослуживцу и говорить:
«Мне неприятно, когда ты преувеличиваешь, насколько все плохо. Пожалуйста, позвони мне подготовленным с конкретными фактами и примерами, по которым я смогу принять меры».
4 Сделай перерыв
Что делать, если бесит человек на работе? Что ж, иногда тебе просто нужно отдалиться от людей, которые не позволяют тебе быть самим собой и привносят в твою жизнь негатив. Никто не должен быть героем каждый час дня.
Так, ты можешь отказаться от разговора в коридоре, выбрать время для удаленной работы или запланировать день, который не предполагает абсолютно никаких встреч с «тем самым» коллегой. Конечно, это не может быть каждый день. Но когда тебе нужно взять перерыв, сделай это.
5 Удели внимание мелочам
Некоторые из тех, кто когда-то испытывал неприязнь к своему коллеге, признаются, что спустя время этот человек стал их лучшим другом. И это произошло вовсе не потому, что с нелюбимым коллегой произошла внезапная волшебная трансформация.
Вместо этого конфликтующие предпринимали небольшие, постепенные действия, чтобы улучшить отношения на рабочем месте. Что делать, если бесит коллега по работе, с которым ты трудишься в одном кабинете? Начни с мелочей — например, скажи «Доброе утро!» или «Хорошего вечера», когда ты встречаешься с этим человеком или прощаешься, предложи ему или ей кофе или одобрительно кивни после того, как сослуживец сделает полезный комментарий на рабочей встрече.
Помни, что ты не можешь изменить другого человека. Но тебе по силам изменить энергию, которую ты тратишь на него или нее — от негативной и обиженной до позитивной и порождающей. Мало-помалу эти маленькие жесты помогут тебе наполниться (хотя бы немного) позитивом по отношению к человеку, который тебя раздражает.
6 Никогда, никогда не сплетничай о коллеге, который тебе не нравится
Когда у тебя есть коллега, который раздражает, искушение поговорить о нем с другими, более приятными сослуживцами, иногда становится непреодолимым. Да, бесспорно забавно сидеть на работе и говорить об ужасной Марине и о том, как она громко жует свою еду или использует Comic Sans в электронных письмах.
Но спроси себя, что хорошего это даст? Поможет ли это твоим отношениям с Мариной? Нет. Сделает ли это тебя более сильным кандидатом на повышение? Нет. Сделает ли это твой отдел более продуктивным? Конечно же, нет. Не сплетничай. Не жалуйся. Просто будь достойным и воспитанным человеком. Относись к коллеге, который тебе не нравится, с профессионализмом и уважением.
Бесят коллеги по работе: что можно предпринять
Бывают ситуации, когда ужасно бесит коллега. Раздражение вызывает что угодно в человеке: поведение, манеры, действия, нелепые высказывания. Но главная проблема в том, что такие конфликты на работе сложно разрешить. Скандалы или обвинения — не выход из ситуации. Нужно начинать с работы над собой. Важно изменить отношение к раздражителю. Сменить свой негатив на позитив. Иногда помогают психоанализ, арт-терапия и групповые занятия.
Если коллега раздражает, придется провести сложную работу над собой
Найдите причину раздражения
Согласно статистическим данным, всего лишь 10% людей не раздражают их коллеги. Они сконцентрированы на задании и просто не замечают окружающих. Это люди, которые работают с машинами, установками и не имеют прямого контакта с другими работниками.
Постоянно нервничают из-за своих коллег около 20% человек, а время от времени — до 70%. Чаще всего, раздражение вызывают такие качества:
Самыми популярными считаются глупость и непрофессионализм. Действительно, сложно работать с коллегой, если он вас постоянно о чем-то спрашивает. Он лишь делает вид, что разбирается в рабочей области. Он не знает элементарных вещей, из-за чего постоянно задает вопросы коллегам. Обычно такой человек не любит или не умеет учиться новому. Его пытаются «выжить» с работы.
Часто раздражителями являются действия человека: вранье, курение, частые чаепития, ворчание, распускание слухов, пустая болтовня. Но истинных трудоголиков больше всего раздражает лень. Коллега работает меньше остальных, а зарплату все получают одинаковую. Вместо работы, сотрудник сидит в соцсетях, листает журналы, смотрит видео, беседует с кем-то по телефону и т. д.
Сформируйте личный круг общения
Когда одни коллеги раздражают, а другие — нет, это связано с совместимостью на биологическом уровне. Несколько сотрудников компании могут иметь одинаковые вредные привычки: стукать ручкой по столу, чавкать, громко смеяться и т. д. Но с одними работник может спокойно беседовать, вместе пить чай во время обеденного перерыва. А в других причиной раздражения может быть что угодно.
Женщины более уязвимы. Им сложно совладать с собой и собственными эмоциями в моменты раздражения. В большинстве случаев их также бесят женщины.
Мужчины имеют более высокий уровень самообладания. Если коллега — хороший специалист, не боится тяжелой работы, все сдает вовремя, то они спокойно перенесут такого сотрудника. Мужчины сведут общение во время рабочего дня и любые контакты с таким компаньоном к минимуму и будут спокойно работать.
Честно поговорите с коллегой
Если раздражителем являются вредные привычки, то о них стоит рассказать коллеге. Можно предложить собственные варианты их устранения. Главное — не держать чувства в себе и научиться толерантно озвучивать то, что не нравится.
Бывает, что раздражают такие стремления коллег:
Это проявление обыкновенной зависти. Важно признать, что коллега — действительно профессионал в своем деле и заслужил на повышение. Необходимо подумать, чего не хватает завистнику для достижения подобной цели. Нужно проанализировать черты характера и качества амбициозного коллеги и попытаться развить их у себя. Если человек — лентяй, предложите боссу выплатить зарплату за результаты деятельности. Это может мотивировать коллегу. А также директор будет знать, за кем вести наблюдение, и если сотрудник не будет справляться со своими обязанностями, его уволят. Это отличная возможность проявить себя и показать свой высокий профессионализм.
Стремление коллеги больше зарабатывать может вызвать зависть
Проанализируйте свое поведение
Но прежде чем высказывать коллеге недовольство, проанализируйте собственное поведение. Если конфликты в коллективе возникают из-за личностных качеств, то следует обсудить это с коллегами. Нужно придумать толерантный способ высказывания всех недовольств, чтобы никого не обидеть.
Будучи наедине с собой, воспользуйтесь методом свободных ассоциаций. В процессе нужно говорить всё, что думаете. Не фильтруйте высказывания. Не забудьте записать все на видео или диктофон. Позже внимательно прослушайте запись. Это поможет выявить комплексы и истинные причины раздражения.
Проведите анализ «переноса». Бывает, что детские чувства и страхи перенесены на нынешнего коллегу. И бесит не он, а образ из прошлого. Справиться с этим поможет детальный анализ поведения, черт характера, профессиональных качеств раздражающего сотрудника. Научитесь замечать положительные качества. Не стоит ограничиваться собственными умениями, взглядами, привычками.
Впоследствии проведите проработку. Она состоит из осознания причин конфликтов и поиска способа изменения модели поведения.
Психологи советуют просто сосредоточиться на рабочем процессе. Тогда человек перестанет обращать внимание на раздражители, а продуктивность будет высокой. Как результат — здоровая психика и хорошее настроение.
Избавьтесь от эмоций с помощью арт-терапии
Арт-терапия — направление в психотерапии, основанное на творчестве. Включает в себя такие виды искусства:
Нужно выбрать тот вид искусства, который больше всего импонирует и нравится больному. Главная цель арт-терапии — научиться самопознанию с помощью искусства. Используется метод сублимации — перенесение внутренних конфликтов на продукт творчества.
Изобразите свои переживания на листке бумаги, если за основу взята изотерапия. Подберите разные оттенки цветов. Можно рисовать даже элементарные фигуры, штрихи, линии. Нарисуйте коллегу, его привычки, действия, прочие вещи, которые вызывают сильное раздражение.
После этого сделайте с рисунком все, что хотите: сожгите, сомните, порвите, вымажьте другой краской, потопчитесь ногами и т. д. Важно, чтобы впоследствии весь негатив ушел, а его заменило умиротворение и душевное спокойствие.
Можно не портить свое творение, а разместить на видном месте. Рассматривайте рисунок с разных ракурсов и в разном настроении. Это поможет осознать все проблемные аспекты.
Арт-терапия помогает снять усталость и напряжение, повысить самооценку, разобраться в собственных мыслях и страхах, гармонизировать внутренний мир, нормализовать отношения в социуме. Главное — не стесняйтесь рисовать, даже если подобных навыков и талантов нет. В арт-терапии важен сам творческий процесс.
Арт-терапия с помощью музыкальных инструментов снимет напряжение
Научитесь новым моделям поведения
Нужно забыть о прошлых переживаниях, чувствах, негативном опыте. Важно сосредоточиться на настоящем и актуальном.
Экспозиционная терапия осуществляется только под наблюдением психотерапевта. В процессе лечения врач показывает пациенту, как тот себя ведет с коллегой. Он отображает разные модели поведения. Эта методика называется «поведение-мишень».
Врач показывает клиенту «поведение-помеху» — то, как ему следует себя вести в моменты сильного напряжения, стресса, если раздражает коллега. Чаще всего, это спокойный человек, который не обращает внимания на посторонних и усердно работает.
Психотерапевт предлагает пациенту изобразить свое виденье «идеального поведения» во время раздражения. Делается акцент на мимике, речи, чертах характера, реакции на слова коллеги.
Работа проводится на основе 3 техник:
Задача пациента — поменять свое отношение к коллеге, который бесит. Нужно научиться замечать позитивные качества. Ведь раздражение появляется из-за личных переживаний человека.
Метод «наводнения» характеризуется введением пациента в состояние истерики
Расскажите о чувствах на групповой терапии
Во время групповой терапии человек находится в небольшом коллективе. Участников объединяет одна проблема. Психотерапевт предлагает вообразить, что все участники терапии — коллеги. Разыгрывается несколько сценок, где:
Каждый участник должен быть в роли коллеги-раздражителя. Он копирует его манеры поведения. Показывает сценки, которые часто случаются в рабочей атмосфере. Ему важно посмотреть на реакцию других участников. Это поможет увидеть ситуацию со стороны и выбрать для себя наиболее удачную позицию.
Другой сеанс основан на обратном эффекте — пациент просто показывает свое отношение к коллеге, который бесит. Участники терапии могут сделать свои замечания, дать советы. Психотерапевт должен все контролировать и при необходимости останавливать обсуждения.
Важное примечание — все участники должны быть активными и искренними. Бездействие — худшее в лечении.
Групповая терапия — отличный способ решения проблемы
Бывает, что человек обожает свою работу, но его очень бесит коллега по работе. Бесит каждый вздох, парфюм, стиль одежды, манера поведения, мысли. Но если сконцентрироваться на рабочем процессе, этого можно не заметить.
Важно провести психоанализ. Бывает, что причина подобного поведения вовсе не в коллеге, а в больном. Иногда действенной оказывается арт-терапия. Если это не даст результатов, можно сходить на сеанс экспозиционной или групповой терапии. Под наблюдением психотерапевта будут происходить изменения в реакции на раздражитель, поведении, типе мышления и т. д.
Почему раздражают коллеги и что с этим делать Статьи редакции
Часть из книги Мишель Джой и Джоди Фостер «Мудаки под контролем» о типах офисных сотрудников и причинах раздражения на работе.
Нарушения поведения могут принимать разные формы. Крик, швыряние предметов, оскорбления — это очевидные проявления. Презрительные комментарии, унижение, запугивание, подрыв доверия, неадекватные выпады и непрофессионализм — тоже довольно распространенные примеры.
Другие формы касаются злоупотребления властью, служебным положением или социальным статусом, ограничения личных свобод. Настаивая на своем и отказываясь работать в команде, вы также создаете проблемы. Боязнь доводить дело до конца, уклонение от своих обязанностей — в том же списке. Предпосылки к неприятному поведению можно найти где угодно.
Иногда отталкивающее поведение налицо. Вряд ли можно не заметить, как кто-то непристойно ругается или швыряет предметы. Но порой нарушения протекают скрыто, без видимых симптомов. Работник, не оправдавший доверия или скрывший нужную информацию, столь же неблагонадежен, как и забывающий выполнять задания либо постоянно путающийся в документации.
При этом сотрудник, который предлагает улучшить рабочие процессы и дает дельные советы, тоже бывает определен как «неприятный», хотя это не так. Иметь дело с вопиющим поведением даже проще — его легче распознать.
Существуют и простые способы борьбы с ним — это жалобы или управленческие процессы. А вот скрытые нарушения поведения подкрадываются незаметно, поглощая время коллег, и не вызывают обращений за помощью.
Как же выявить поведение, которое с такой легкостью уничтожает наше рабочее пространство? Часто описать его сложнее всего. Мы рассуждаем с точки зрения своего опыта и представлений, и они у нас разные. То, что раздражает одного, другой может высоко ценить. Ситуация бывает настолько деликатной, что порой невозможно понять, что не так, но все это чувствуют.
Я считаю, что нужно рассматривать возможность проявления неприятного поведения всякий раз, когда после общения с человеком вы чувствуете себя расстроенными или испытываете негативные ощущения: смущение, злость, грусть, растерянность. Конечно, причины могут быть разными, но, возникая на рабочем месте, именно такие эмоции служат маркерами межличностных проблем.
Особенно если они продолжают беспокоить вас, постоянно всплывают в памяти, снятся по ночам или тревожат на протяжении дня. В таком случае стоит обратить на них внимание, потому что общение, очевидно, вышло за общепринятые рамки и оказывает на нас слишком сильное влияние.
Наверное, стоило бы сказать, что вы сможете распознать нарушение поведения, когда столкнетесь с ним. Вы определите его, когда оно проявится и у вас. Как? Просто почувствуете. И это ощущение будет уникальным, ясным или неопределенным, но настроенным именно на вашу волну, ваши особенности личности.
Понимание его важности и степени воздействия, желание непременно что-то сделать придут позже. Первый шаг — распознать это чувство и определить, что что-то не так. Второй — осознать, что перемены могут потребовать решимости. Без этого вы не сможете вникнуть в ситуацию и урегулировать ее, даже если считаете, что причина в ком-то другом.
Возможно, вы не поверите мне на слово. Я приложу все усилия, чтобы доходчиво объяснить, что такое нарушения поведения. Впрочем, понять это можно только на собственном опыте, и скорее всего он у вас уже есть.
Необходимо учитывать, что во многих компаниях существуют свои определения неприятного поведения. Любопытно, какие его виды у вас на работе подпадают под такое определение. Это особенно важно при принятии решения обратиться за квалифицированной помощью, о чем мы еще поговорим.
С профессиональной точки зрения термин «нарушение поведения» был сформулирован в ходе изучения детской психологии. Это служит отправной точкой в эволюции понятия «псих на работе» и позволяет взглянуть на поведение других с позиции большей вовлеченности.
Одно из преимуществ литературы по поведенческим нарушениям у детей в том, что в ней дается конкретное определение того, что считать проблемой. Поведение детей называют плохим, когда нарушаются права других или основные социальные нормы. Можно попробовать применить этот стандарт и к работающим взрослым. Важно и то, что проблемное поведение детей описывается в разных ситуациях.
В DSM (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (DSM) — диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам в США, в котором приводятся основные симптомы и факторы включения и исключения для каждого заболевания. — Прим. науч. ред.) рекомендуется наблюдать за поведением детей родителям, учителям, приятелям, тренерам и другим людям.
То же самое верно и для взрослых. Если кто-то ведет себя на работе неподобающим образом, то скорее всего он будет проявлять признаки ненормативного поведения и в других ситуациях. Наблюдая за человеком в офисе, часто можно обнаружить те же модели в общении с близкими, родственниками, друзьями.
Если же неприятное поведение просматривается только по отношению к вам, то, пожалуй, дело именно в вас. Любые сведения о том, как человек контактирует с другими — от коллег до бабушек и дедушек, — очень полезны для понимания ситуации и ее разрешения.
Поведенческие модели, которые определяются как «проблемные» на работе, можно легко распознать и в детях. Грубость, оскорбления, бросание предметов, отказ завершать начатое, травля, игнорирование — только некоторые из них. Наказание будет справедливо как для ребенка, нарушающего правила дома, так и для сотрудника, пренебрегающего ими в офисе.
Наблюдение за моделями поведения у детей также указывает на необходимость принимать меры на ранней стадии. Несвоевременная коррекция проблемного поведения позволяет ему укорениться и снижает шансы на успех, особенно если такое поведение поощряется. Если ребенок привык получать мороженое за приступы гнева, он вполне может вырасти в сотрудника, срывающего злость на коллегах и ожидающего за это повышения.
Параллель между детьми и взрослыми с проблемами в общении помогает посмотреть на ситуацию снисходительнее. И хотя ребенок, устроивший истерику в торговом центре, вызывает недоумение, мы, взглянув на дело шире, поймем, что у него не было цели довести нас до головной боли.
Это часто нелегко принять, но и сотрудники в коллективе, как правило, не стремятся стать невыносимыми. Глубже вникнув в развитие типов личности и особенностей характера, мы лучше поймем, почему люди ведут себя так, а не иначе, и сможем проявить больше эмпатии по отношению к ним. Даже когда с ними трудно работать.
Другая интересная параллель — между вмешательством в ситуацию у детей и взрослых. Помощь в исправлении нарушений базируется на принципах успешного родительства и подразумевает изменения поведения окружающих.
Чтобы исправить действия ребенка, нередко приходится меняться самим родителям. А для коррекции поведения сослуживца вам потребуется изменить собственное. Часто бывает необходимо установить и усилить границы. Общение должно быть простым и понятным. И, конечно, никакие трансформации не происходят быстро.
Если на раннем этапе научные исследования были в основном посвящены нарушениям поведения у детей, то впоследствии усилился интерес к неприятному поведению на рабочем месте.
Возможно, психиатры начали изучение моделей поведения с младшего возраста, поскольку это универсальный опыт. Все мы когда-то были детьми и находились среди ровесников. По мере того как законы глобальной экономики меняют правила трудоустройства, культура трудовой среды и ее особенности становятся важной сферой изучения.
Малый бизнес трансформируется в корпорации, люди работают бок о бок в усложняющихся условиях — и случаев нарушения поведения становится больше.
Значительная часть литературы о нарушениях поведения на работе касается медицинских учреждений. Это обусловлено многими причинами. Скорее всего, авторы исследований часто сталкивались с нарушениями поведения во время учебы в медицинском институте или работы в лабораториях либо больницах. Это и вызвало интерес к проведению изысканий в этой области.
Однако любопытная история связана с так называемой объединенной комиссией по аккредитации учреждений здравоохранения (Join Commission), в задачу которой входит повышение качества услуг. Больницы стремятся получить аккредитацию ради допуска к различным федеральным программам финансирования.
Одно из условий — соблюдать требование комиссии по отношению к нарушениям поведения среди сотрудников, так как это напрямую связано со стабильной работой больницы.
В июле 2008 года комиссия опубликовала официальный документ, в котором обозначила, что «ЧП, связанные со смертельными случаями, серьезными физическими или психологическими травмами либо риском их возникновения, — сигналы к немедленному реагированию и расследованию». Вот начало документа:
Запугивания и нарушения поведения могут стать причиной врачебных ошибок… ухудшения качества обслуживания пациентов и повлечь нежелательные последствия… увеличивают стоимость лечения… и вынуждают увольняться квалифицированных врачей, руководителей и административный персонал…
Безопасность и качество оказания помощи пациентам зависят от командного духа и взаимодействия внутри рабочего коллектива. Для повышения качества оказания помощи и обеспечения охраны труда организации здравоохранения обязаны принимать меры в случаях нарушения поведения, которые препятствуют слаженной работе коллектива.
Документ предписывал больницам выработать схемы для выявления и расследования случаев нарушения поведения, фиксации хода и результатов таких расследований и включить в штат квалифицированных специалистов.
Так появилась должность руководителя программ по повышению квалификации, и я стала консультантом по психологическому климату в коллективе. Документ сыграл и еще одну важную роль — побудил организации продумать, как определять отклонения в поведении и какие меры принимать для их устранения.
В разных сферах деятельности нарушения поведения неодинаковые. Например, корпоративная среда часто провоцирует жестокость. В крупных компаниях она может рассматриваться как положительная черта, успешная стратегия продвижения к цели. По существу, подобные действия поощряются, хотя должны вызывать беспокойство.
Такая модель характерна, например, для нарциссического типа личности, о чем мы поговорим ниже. Поведение, считающееся нормальным для руководителя расширяющейся организации, отличается от того, которого ждут от преподавателя семинарии.
Конечно, это крайности, но так оно и есть: сфера деятельности определяет культуру внутри коллектива и модели приемлемого поведения. Однако сам факт, что нечто признается частью корпоративной культуры, не означает, будто это правильно. Дискриминация, домогательства, унижения или оскорбления не могут считаться нормой ни в одной сфере деятельности.
Неприятные люди — проблема для бизнеса. Вдобавок к негативным эмоциям отдельных сотрудников компания как функциональная единица тоже испытывает значительные трудности. Отношения между членами команды влияют не только на их способность действовать сообща, но и на эффективность организации в целом. Люди не отдаются делу целиком там, где им не нравится находиться.
Если окружение неприятно или даже один человек досаждает коллегам, мотивация и работоспособность в коллективе снижаются. Это отражается и на других сотрудниках, пока продуктивность или творческий потенциал не сведутся к нулю.
Одно из исследований, охватившее пятьдесят больниц в США, показало: медсестры и врачи вели себя неподобающим образом, а это провоцировало напряжение, раздражение и ухудшение отношений между сотрудниками.
Что, в свою очередь, негативно отражалось на передаче информации, работе в коллективе и провоцировало текучку персонала. Удивительно, как тесно нарушения поведения связаны со снижением таких показателей, как качество работы, охрана труда, врачебные ошибки и нехватка персонала. Все это лишь малая часть последствий, весь спектр которых представлен во множестве исследований.
К сожалению (что неудивительно), это негативно влияет и на качество работы с пациентами. Было даже разработано соглашение, которое гарантировало возмещение до сотен тысяч долларов больным, столкнувшимся с запугиваниями со стороны лечащих врачей).
Но даже при существующих знаниях о расстройствах поведения и нежелательных последствиях, которые они вызывают, сотрудники продолжают молчать. Самая распространенная причина этого — страх наказания или мести. Люди опасаются, что поведение некоторых работников останется прежним независимо от принятых мер, и не осознают необходимость вмешательства для исправления ситуации.
При постоянных трудностях в общении сотрудники полагают, что было бы неплохо обсудить правила и определить, какое поведение приемлемо, а какое нет. Они видят пользу в программах, обучающих правильно реагировать на нарушения поведения на рабочем месте.
Конечно, все это относится не только к больницам. Любой человек припомнит кого-то, чье поведение можно считать не совсем нормальным. Это скорее правило, чем исключение. Сложное сочетание ситуаций, событий и личностных качеств, которые мы привносим в рабочую обстановку, делает непонимание, случайные ссоры и конфликты почти неизбежными.
Важно распознавать неподобающее поведение и уметь с ним работать, потому что оно негативно влияет и на каждого в отдельности, и на успешность бизнеса в целом, не говоря уж о самом источнике проблем.
Итак, что мы имеем? Нарушения поведения встречаются всюду, и их последствия преимущественно негативные. Никто не хочет столкнуться с отталкивающим поведением и тем более обнаружить его у себя. Так откуда же оно берется?
Размышляя о причинах, нужно понимать, что поведение — это продукт коммуникации двух и более людей. Сам по себе человек не проявляет нарушений. Проблемы начинаются, когда его действия отрицательно сказываются на окружающих. Другими словами, если дерево падает в лесу и никто этого не видит, то проблемы нет. То же самое и у людей.
Говоря в книге о неадекватном поведении, я имею в виду процесс взаимодействия человека с окружающими. Исследуя виды неприемлемого поведения, мы рассмотрим различные категории сотрудников, таких как Нарцисс, Потерянный (автор имеет в виду людей, страдающих деменцией, которым свойственна растерянность, забывчивость, трудности концентрации и переключения внимания. — Прим. науч ред.) и другие, склонные к неправильному поведению.
Что такое личность? Это совокупность привычек, мыслей и эмоций, характерных для конкретного человека. Понятие личности включает в себя отношение к окружающим, поведение и систему моральных ценностей. Некоторые особенности личности мы наследуем, другие — результат влияния семейной, культурной и образовательной среды.
Биологические факторы и жизненные события, с которыми сталкивается человек, формируют специфические черты характера, в том числе особенности поведения. Стремясь понять друг друга, мы глубже проникаем в суть моделей поведения, что поможет повлиять на него и скорректировать.
Я не призываю вас ставить диагнозы расстройств личности. Большинство тех, с кем вы общаетесь, не страдают никакими расстройствами, какими бы сложными ни были ваши отношения. Очень важно понимать разницу между чертами характера (которые есть у каждого, иначе мы были бы безликой массой) и расстройствами личности. Эта тема имеет ключевое значение и будет глубже раскрыта в предисловии ко второй части.
Чтобы понять, что мы подразумеваем под личностью, обратимся к истории. В Древней Греции и Древнем Риме учение о моделях поведения было неразрывно связано с так называемыми четырьмя типами темперамента (типы темперамента впервые были описаны Гиппократом в пятом веке до нашей эры. — Прим. науч. ред.).
Классификация основывалась на жидкостях, якобы преобладающих в организме у разных людей. В этой системе равнодушных (преобладание лимфы) называют флегматиками, вспыльчивых и несдержанных (преобладание желтой желчи) — холериками, эмоциональных экстравертов (преобладание крови) — сангвиниками, а пессимистов (преобладание черной желчи) — меланхоликами.
Понимание личностных особенностей в более современном смысле встречается в работах греческого философа Аристотеля. В четвертом веке до нашей эры в работе «Риторика» он исследовал изменения особенности личности с течением времени.
Эти идеи позже развил его ученик Теофраст, описавший тридцать неприятных черт характера с красочными названиями, такими как «опсиматия» (усердие не по возрасту, например, когда человек в летах старается быть наравне с молодыми. — Прим. науч. ред.), «злоязычие», «подлолюбие». С тех пор интерес к личности остается краеугольным камнем в изучении человеческой природы.
Почти две тысячи лет спустя основатель американской психологии Уильям Джеймс написал фундаментальный труд «Принципы психологии» (1890), в котором отдельные главы посвятил природе личности.
Даже у новорожденных заметны элементы темперамента, которые в дальнейшем под влиянием опыта оформятся в личность. Сначала младенцы либо просто скованны, либо более расслабленны. Взаимодействуя с окружающим миром и теми, кто о них заботится, малыши развивают различные модели поведения, за счет которых и формируется личность.
Наверное, самый понятный из современных подходов к теории личности — это модель «большая пятерка», получившая широкое распространение в 1960 годы. В нее входят экстраверсия, нейротизм, открытость опыту, добросовестность и доброжелательность. Следуя этой модели, можно определить личность человека как совокупность проявлений факторов «большой пятерки» или отсутствие какого-либо из них.
В этой книге нет строгого психологического определения понятия личности. Лучше разделим типы характеров на более широкие группы, такие как Нарцисс, Мистер Хайд, Эксцентрик, чьи особенности создают определенные модели нарушения поведения на рабочем месте. Мы раскроем знакомые сценарии, которые описывают личностные конфликты.
Расскажем, как они приводят к определенному поведению и какой волновой эффект оно создает вокруг себя. Для примера представим строителя и его ученика, допустившего ошибку в проекте. Вообразим также, что этот строитель всю жизнь живет с ощущением, будто все время ожидает удара в спину. Он патологически боится, что его обвинят в ошибке, перестраховывается и все тщательно перепроверяет.
Своего ученика он воспринимает как потенциальную угрозу, которая может привести к убыткам и даже судебным разбирательствам, потере репутации, бизнеса, денег. Строитель чувствует себя в ответе за каждый промах ученика. Из-за каскада страхов работа под его началом становится неприятной.
Потребность жестко контролировать все процессы делает строителя неспособным толково обучать. Он грубит, когда другие не делают того, чего он от них ожидает. Он нервничает на работе, испытывает трудности в общении, ему сложно заводить друзей.
А когда приходит домой, так напряжен, что не может уделить жене и детям того внимания, которое хотел бы или уделял раньше. Это разрушает отношения. Именно так можно объяснить и описать влияние особенностей человека на рабочие процессы вокруг него.
В последующих главах мы кратко рассмотрим историю теории личности от древних времен до современности. Определенное поведение, нарушающее атмосферу в коллективе, может быть как особенностью типа личности, так и способом общения.
Как получается, что кто-то отлично адаптируется и не имеет проблем, а другой постоянно сталкивается с одними и теми же нездоровыми моделями? Если мы хотим изменить ситуацию, необходимо научиться распознавать типы людей и их модели поведения.
В основе книги лежит подход, базирующийся на типах характеров. Однако помните, что категоричные суждения ведут к излишнему упрощению. Главное — находить правильный подход к неприятным людям. Это фактически метод проб и ошибок, который потребует от вас определенной гибкости.
Рассматривая нарушения поведения, важно учитывать психологические типы людей еще и потому, что это позволяет сопереживать. Каждый человек — уникальный набор биологических особенностей и жизненного опыта. И именно это заставляет нас вести себя определенным образом.
Но уважительное отношение к личностным особенностям, моделям поведения и их причинам не должно касаться только конфликтных ситуаций. Понимание и взаимопомощь делают нас снисходительнее к окружающим и полезны во всех сферах жизни. Иногда эмпатии бывает достаточно, чтобы улучшить отношения.
Как уже говорилось, в основе книги — взгляд на нарушения поведения с точки зрения особенностей характера. Но важно понимать, что свой вклад в эти нарушения вносят и факторы, не относящиеся к личности: время и место, принадлежность к определенной культуре, условия труда.
Некоторые коллективы более терпимы к проявлениям неприятного поведения, хотя с течением времени это меняется. Определенные корпоративные правила также способствуют проявлению некоторых особенностей поведения. Часто конкретный человек получает ярлык «трудный» или «конфликтный», хотя просто оказался не на своем месте. В таком случае проблема решается сменой работы.
Но есть и другие промежуточные факторы. Продолжительные стрессы или сама атмосфера в коллективе иногда способствуют увеличению случаев нарушений поведения. Когда кто-то болен или сотрудников не хватает, это также может провоцировать проблемы.
Вдобавок некоторые живут в постоянном неконтролируемом напряжении, что значительно омрачает взаимодействие с окружающими. Эти обстоятельства не вполне соотносятся с личностным подходом, однако важно понимать, что они вносят значительный вклад в развитие проблемного поведения. И, если кто-то ведет себя определенным образом, это не значит, что так будет всегда.
Прежде чем вдаваться в нюансы отношений с разными типами людей и в оттенки странностей поведения, взглянем на проблему шире. То есть рассмотрим не только сами нарушения, но и ситуации, когда они возникают. Тем, кто лишь однажды повел себя неподобающе, вряд ли понадобится длительная терапия. Но людям, у которых нарушения поведения проявляются постоянно, не поможет дружеский разговор.
При неадекватном поведении нужно принимать меры, а если они не работают, то быть готовым попробовать что-то другое. Эта книга послужит учебником, расскажет, что, когда и как делать. Ваши действия будут зависеть от ситуации и серьезности необходимого вмешательства. Для единичных эпизодов неадекватного поведения достаточно обсудить это за чашечкой кофе с проштрафившимся.
Если нарушения повторяются, то скорее всего понадобится вмешательство на официальном уровне. Потребуется обозначить проблему (привлечь свидетелей или донести информацию до нарушителя), чтобы человек знал о ее существовании. Разбор конкретных инцидентов, произошедших за последний месяц, поступившие жалобы или количество пивных бутылок, найденных под столом сотрудника, — все пригодится.
Зачастую для исправления поведения человеку достаточно указать на его неоднократные нарушения. Исследования показывают, что около 60% врачей исправляются после того, как им сообщают об их неадекватных действиях.
Люди должны знать, чего от них ожидают. Порой поведение человека обусловлено тем, что он не вполне понимает правила игры или оказывается в ситуации, где установки быстро и необъяснимо меняются. Абсолютно естественно определять границы дозволенного и не выходить за эти рамки. Поэтому необходимо сообщать людям, где они переходят черту.
Я часто сталкивалась с руководителями, которые, заметив неподобающее поведение, впадали в ступор и не знали, как подступиться к человеку, чтобы сделать ему замечание. Со временем неприятное событие превращается из эмоционального опыта в обычное воспоминание. Желание руководства вмешаться сходит на нет, остальные сотрудники падают духом, а виновный уходит от ответственности, делая вывод, что его действия вполне допустимы.
Он может даже не заметить проблемы. В конце концов руководители звонят мне и описывают устоявшиеся модели поведения, которым сами позволили развиваться до бесконечности. Но если бы они действовали прямо, открыто и вовремя, то скорее всего до крайности бы не дошло. А ведь коллеги замечают подобное поведение значительно раньше, чем о нем становится известно руководству.
Итак, первый шаг — четко обозначать ожидания и своевременно реагировать на проблему. Те, для кого это слишком сложно или кому неловко, должны обратиться за помощью. Если игнорировать плохое поведение, то оно не исчезнет, а наоборот, будет ухудшаться и в конце концов потребует серьезного вмешательства. Но все равно во многих случаях можно применить подход, основанный на поддержке, а не на дисциплинарных мерах.
Как только в дело вмешивается руководство, меры воздействия сильно сокращаются, поэтому лучше реагировать на неадекватное поведение, как только вы стали его свидетелем. Строгий разговор с вышестоящими или направление к специалисту не всегда влекут глубокое осознание проблемы и нужную реакцию со стороны виновника.
Но сотруднику надо дать понять, что неизбежны серьезные последствия: перевод на частичную занятость, в другой отдел, отстранение от определенных обязанностей или даже увольнение. Правда, это не решает проблему, а просто перемещает ее в другую плоскость.