меня бесит мой психолог
Мой психолог меня бесит!
Здравствуйте, с вами Карев Алексей.
Предлагаю сегодня рассмотреть тему «мой психолог меня бесит».
Тема злости и агрессии на психолога всплывает часто. В том числе на страницах сайта b17. На форуме клиенты задают вопросы: «я злюсь на своего психолога, что делать», «меня бесит мой психотерапевт», «мне кажется, мой психолог меня игнорирует», «психолог с которым я работаю, меня подавляет», а так же много других «вариаций на тему».
Первое, на что хотелось бы обратить внимание читателей, это то, что «злость», «агрессия» и другие чувства, испытываемые и предназначенные психологу, в обязательном порядке должны быть ему высказаны. Из статьи «агрессия-это хорошо» мы с вами уже знаем, что агрессия это нормально. Мы помним, что обращаемся к психологу, как к специалисту, как к взрослому, способному помочь. И мы должны понимать, что психолог не умрет от наших слов, он не развалится на части, и не будет рыдать, приговаривая «за что ты со мной так поступаешь».
Любое чувство, особенно яркое, предмет для исследования в консультировании (психотерапии, психоанализе и пр.) так как является неотъемлемой частью процесса. Кроме того, чувства, возникающие в сеттинге (консультации, сеансе, встрече и пр.), часто являются индикатором эффективной работы.
Находясь в кресле клиента, мы можем воспринимать психолога в роли значимой фигуры, например, отца, матери, брата, сестры или бабушки с дедушкой. Возникающие чувства, важно не только испытывать, но и уметь отделить от реальной фигуры специалиста. Психолог может молчать как мать, или провоцировать как брат, может заботиться как бабушка или быть авторитетным дедом. Он может делать что угодно как кто-то, при этом, не являясь тем, кем его воспринимает клиент. Важно учиться отделять. Важно учится видеть не отдельные фрагменты личности, а человека целиком.
Кроме того, яркие чувства могут быть признаком сопротивления. То есть, когда консультация заходит в такую тему, в которой есть «большая тайна». Или в тему, которая доставляет много боли.
И вот тут важно. В такой ситуации, возникает минимум два варианта дальнейших событий.
Вариант 1: клиент может, из желания быть «хорошим», как например, для мамы, не показать своего возмущения. Опасаться наказания или гнева. Опасаться отвержения. Тогда клиент унесет свои чувства из кабинета, думая, что так будет лучше. В работе появится секрет. Психолог и клиент могут начать симулировать лечение (консультирование, терапию, анализ). Это ловушка, которая заставляет застывать в развитии на длительный срок (до момента осознания сторонами симуляции). Психолог будет в иллюзии, что работа идет, а клиент из желания «не обижать» специалиста, будет отыгрывать свои возникшие чувства «во вне». Или клиент и вовсе «сольется» под каким-нибудь предлогом.
Вариант 2: клиент, чувствуя возникающие чувства, начинает «огрызаться» и норовить «укусить» психолога. Здесь может быть и прямая речь с возмущением и негодованием насчет внешнего вида или компетенции, или верности выбранного направления терапии. Может быть, опосредованная агрессия в формате, «мой друг сказал, что все психологи сами чиканутые», «ой как у вас пыльно, наверное, к вам ни кто не ходит». Это может и вариант проявления агрессии через опоздания (правда это уже бессознательный материал), то есть интерпретацию опоздания как свою злость на психолога еще нужно принять, а это не просто…. В любом случае, такое развитие событий имеет смысл. Опираясь на возникающие чувства, можно исследовать перенос, можно исследовать проекции, можно познавать особенности выстраивания отношений с окружающими. То есть можно работать эффективно.
Небольшой пример из практики.
Ко мне ходит девушка, с которой ведется работа на протяжении года. В последние полтора месяца регулярно что-то «происходило» и консультации, то переносились, то отменялись. И вот после Нового Года она пришла. Вот небольшая выдержка из консультации:
Кл: «мне кажется, я понимаю, почему сливаюсь. Я злюсь на вас»
Кл: «мне все говорят, чтобы я перестала к вам ходить. Мой массажист, моя подруга, все… И я чувствую, что начинаю на вас злиться. Захожу к вам в соц.сети и вижу ваше фото с высунутым языком (смеется). Смотрю на это фото и говорю себе: «это мой психолог» и «как этот человек может мне помочь»
Я: «психолог должен быть безэмоциональным?»
Кл: «безэмоциональна моя мама и вот она меня по-настоящему бесит, и я не могу ей этого сказать. Не могу сказать ей, что мне не нравится, что она моих детей называет «доча» и «сына». Я или креплюсь и смотрю в пол, или ору, а она психует и уходит, а я потом мучаюсь от вины и хочу ее задобрить»
Я: «получается, что вы злитесь на меня вместо матери, на меня можно, так безопаснее»
Кл: «похоже, что так. Похоже, что вы меня бесите своей беззаботностью и легкостью. Я так не могу».
Не озвученная злость могла привести к прекращению консультационной работы. Озвученная агрессия расширила поле взаимодействия, и, я уверен, увеличила понимание клиентки о себе, и отделило меня от образа матери…
До встречи на страницах статей и жизни.
С уважением, Карев Алексей.
Другие новости по теме:
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Бесит, когда псевдопсихологи в сети учат жить людей с ментальными проблемами
Бессмысленный и беспощадный токсичный позитив, шизотерика, несуществующая карма и не менее несуществующий закон бумеранга. Подзаборные психологи, только вчера получившие сертификат какой-нибудь онлайн-школы психологии. Блогеры с курсами по решению высосанных из пальца проблем. Мамкины бизнесмены и инвесторы.
Куда ни зайдешь — в ТикТок, Инстаграм или другие соцсети — везде эти псевдопсихологические оценки и советы для умственно отсталых, поверхностные ярлыки и диагностика неопределенного круга лиц через интернет. Вот куда они все пытаются залезть грязными ручками в мою психику?
Я захожу в соцсети, чтобы зарядиться позитивом, юмором или узнать что-то полезное утилитарного свойства или в стиле научпоп. Листаю ленту рекомендаций, а там 4 из 5 публикаций начинаются с «никогда не» и/или глаголов в повелительном наклонении или еще какой-то пафосной шелухи уровня ванильных статусов ВКонтакте.
В этом плане ТикТок еще местами неплох: люди искренние, простые и естественные, встречаются милые комплименты зрителю или безусловная поддержка. Но за последние пару месяцев в него, похоже, перетек весь треш из Инстаграма — понеслась тупая бытовуха, недалекие пародии и прочая ересь для особо одаренных.
Наверное, все субъективно, алгоритмы подстраиваются, и сейчас опять будет виктимблейминг в комментариях. Или совет отказаться от соцсетей как развлечения (я подумаю). Я не спорю, но мне было бы намного приятнее обнаружить список максимально экологичных аккаунтов. Без тыкания пальцем в других, гендерных войн, с юмором и IQ хотя бы чуть повыше уровня табуретки. И, конечно, без хамства и жлобства. Если что, унизить ведь можно изысканно и без единого слова из обсценной лексики.
Самое мое любимое, когда в ТикТоке заходишь в комменты, а там внезапно сокровища: юмор, над которым можно надорвать живот. Люди стебутся над ситуацией в видео или над собой. Театр абсурда в хорошем смысле, побольше бы такого, а не вот это вот всё.
Мечтаю о сообществе людей с включенным по умолчанию мозгом, самоуважением и без подхода премудрого пескаря. Эгалитэ. Фратернитэ. Либертэ. Есть где-нибудь такое?
Бесит! Читатели — о вещах и явлениях, из-за которых они впадают в ярость
Что раздражает психолога
На самом деле банальная правда в том, что психологи тоже люди.
И есть вещи, которые раздражают даже психологов.
Раздражимость — фундаментальное свойство живых систем: её наличие — классический критерий, по которому отличают живое от неживого. Минимальная величина раздражителя, достаточная для проявления раздражимости, называется порогом восприятия (Википедия).
Я пишу не для того, чтобы показать уязвимость психолога, а для того, чтобы вы, как будущий или настоящий клиент, смогли понять, что психолог тоже человек, и у него есть своя жизнь. У него есть семья, дети, собаки, дачи-огороды, хобби и прочее – куда бы он мог направить свою энергию и время. Чтобы вы смогли более ответственно относится к встрече со специалистом.
Рейтинг раздражающих психолога факторов.
1. Первое место, конечно же, это когда клиент записывается на консультацию и не приходит. Молча не приходит.
Адекватно, когда клиент заранее (примерно за сутки) предупреждает, что не сможет прийти на встречу – тогда это нормально. Есть время для того, чтобы построить другие планы или взять на это время другого клиента.
Я всегда прошу, чтобы клиент предупреждал об отмене. И думаю, что трудно не согласится с тем, что это обычное человеческое отношение.
В день консультации я пишу напоминание о нашей встрече и прошу ее подтвердить. Каково же мое удивление (а чаще раздражение), когда клиент подтверждает встречу, а в назначенное время его просто нет. Нет, Карл! Телефон отключен или не отвечает на звонок.
Передать гамму чувств на самом деле не просто, особенно если были желающие на это время. Если человек не умер – всегда есть возможность предупредить об отмене визита.
Это неприятно как минимум по двум аспектам:
И пусть кинет в меня камень тот, кто ни разу бы не расстроился по этим двум пунктам. А если такое случается с определенной периодичностью?
Если так поступали с вами – вам было бы приятно? Думаю, что нет.
2. Когда за одну встречу хотят изменить жизнь длинною в 30 лет.
Идя к психологу, важно понимать, что если проблема существует длительное время, то и решать ее тоже придется какое-то время. Чудес с психикой не бывает!
3. Клиент, который ничего не знает.
— В виду того, что вы рассказали это, это и это – что из этого вам важно поработать, что разобрать и что изменить?
— А чего бы вам хотелось от нашей с вами встречи?
…и так до бесконечности…
И зачем он все-таки пришел, потратил время и деньги – он тоже не знает. И я пишу про адекватных людей, без патологии. В этот момент, конечно же, чувствуется бессилие, потому что помочь тут ничем не сможешь. Если клиент не знает, куда он хочет прийти – то и вести его некуда. Обычно такие клиенты уходят разочарованными, потому что психолог не будет плясать с бубном и развлекать по своему усмотрению.
Если вы идете к психологу, ваша задача хоть немного понимать и сформулировать, чего же вы хотите от встречи с ним. Ответ «не знаю» не подходит. А если не знаете, то лучше не ходите.
4. Когда хотят консультацию по телефону или в каком-нибудь мессенджере и дико удивляются, что консультация платная.
А когда поступает предложение оплатить консультацию и поговорить в скайпе, пусть даже и поздно вечером, и ты устал – а в ответ тишина. Как будто все проблемы решились сами, и в твоей профессиональной помощи уже нет необходимости.
Некоторые, более смелые, звонят по телефону и без каких-либо «Здравствуйте» начинают рассказывать о своей проблеме и спрашивают, что делать. Такой разговор обычно сразу прерывается расстановкой границ и приглашением на консультацию, чтобы помощь была эффективней. В этот момент обычно бросают трубку. А если не бросают, то записываются, а потом не приходят.
Может, чуть позже уже будет поздно решать эту проблему?
Может, это и не проблема вовсе?
Но время психолога безвозвратно потрачено.
Да, консультация психолога платная. Его знания, его время, его способность сочувствовать и поддерживать стоят денег. И если вы хотите бесплатной помощи – государственные поликлиники вам в помощь.
5. Когда пишут в 3 часа ночи 25 сообщений со своей историей и вопросом – что делать? Когда звонят в нетрезвом состоянии. Когда на отказ консультировать подобным образом начинают сыпаться обвинения в том, что ты очень плохой психолог. Когда хотят «просто поговорить с психологом».
У психолога, конечно же, нет других дел, кроме как сидеть в мессенджерах и ждать звонков нетрезвых людей. А на любое обвинение он сразу должен усомниться в своей компетентности и уйти из практики.
Все, что я описала (кроме пункта 3) – про границы и ответственность. Про элементарное уважение, вернее, про его отсутствие. Так могут поступать люди:
И все эти варианты, конечно же, про терапию с психологом, потому что не только с психологом эти люди так поступают. Но это надо до психолога дойти и остаться с ним. А с такими нарушениями это очень непросто.
P. S. Ситуации, которые я описала, конечно же, не так часто случаются, но имеют место быть. Они правда раздражают.
Бесят ли клиенты? Почему так дорого? 10 стыдных вопросов психотерапевту
«Афиша Daily» задала семейному психологу и сексологу Марине Травковой 10 неловких вопросов о работе и узнала, рассказывают ли психотерапевты тайны своих клиентов, может ли терапия сделать хуже и почему нельзя вступать в романтические отношения с клиентами.
Психотерапевтом становятся, чтобы решить личные проблемы?
Считается, что ведущих мотиваций две: понять, как устроен сам и переделать себя, и вторая — понять, как устроены другие и переделать их. Личные проблемы есть у всех нас, поэтому о любом человеке, который идет учиться на психотерапевта, можно сказать и это.
Часто ли психотерапевты выгорают?
Нередко, это один из профессиональных рисков. Выгорание выглядит как нечувствительность к другим, усталость, потеря интереса к работе и равнодушие.
Вы рассказываете кому‑то о проблемах клиентов?
Сложно ли не «лечить» близких?
Вряд ли можно совсем не пользоваться своими знаниями в обычной жизни. Когда учишься, находишь у себя все [диагнозы] и пытаешься классифицировать всех вокруг. Затем это проходит. Люди, пытающиеся получить совет на скорую руку, как правило, не ищут помощи по-настоящему, поэтому нет особого смысла вкладывать душу. А для людей, которые пугаются, узнав, что я психолог, у меня есть шутка: «Не бойтесь, я бесплатно не работаю».
Вы даете советы своим клиентам?
Психотерапевты дают советы, но редко и обоснованно. Мы не можем давать советы, за которые не несем ответственность сами. Нельзя советовать делать или не делать аборт, разводиться или не разводиться. Психотерапия не волшебная палочка, и решения клиенты принимают сами.
Может стать хуже после похода к терапевту?
Не всем людям обязательно ходить к терапевту, [можно ходить] только в сложных жизненных ситуациях и по необходимости. Поход к психотерапевту не должен делать хуже, но, к сожалению, такое бывает : если специалист повел себя некорректно. Обычно это связано с недостатком знаний [у психотерапевта] в какой‑то области.
Может ли психолог устать или возненавидеть клиента?
Спасибо за ответ. Да вообще со временем начала на себе это ощущать, но мне вначале не верилось просто что так вот может быть, я доверяла ей как самой себе, и вроде так хорошо все начиналось. А потом все больше и больше она менялась в наших отношениях, я уж и так и эдак старалась не показывать свой негатив а потом начала тоже высказывать свои эмоции, и пошло между нами не понимание, мне кажется я очень старалась быть нормальным клиентом, и платила вовремя и не пропускала и т. д. но ей то одно не нравилось во мне то другое.. Потом я поняла что меня просто выживают и пытаются мне намекнуть что мне пора переставать с ней общаться, то ей некогда то она занята то время переносит то вообще обо мне забудет.
И мою единственную проблему с оплатой она восприняла как освобождение от меня, сразу увеличила стоимость чтоб уж я точно не вернулась.. Потому что иначе этот поступок не понять просто, мы ж договаривались о цене и неоднократно это обсуждали и только один раз у меня не оказалось денег как она с радостью использовала этот шанс, ну как так можно вообще я не понимаю с людьми поступать.
Я разделяю с Вами возмущение. Вы чувствуете себя обманутой, осталось очень много недосказанности. К сожалению, действия другого человека мы обсуждать не можем, хотя бы потому, что этого человека нет здесь с нами. У специалиста своя правда, у Вас своя. И это вполне естественно. Вы согласны?
Но мы можем поработать с Вашими ощущениями и чувствами, чтобы Вам в будущем было легче взаимодействовать. Вы не против?
со временем начала на себе это ощущать
А опишите подробнее свои ощущения? От каких вопросов и слов они у Вас появлялись?
начала тоже высказывать свои эмоции. ей то одно не нравилось во мне то другое..
А какие эмоции высказывал Вам специалист? Осуждал Ваши действия? Или задавал неприятные вопросы?
то ей некогда то она занята то время переносит то вообще обо мне забудет
Если Вами так открыто пренебрегали, почему Вы не решились прямо спросить, в чем дело?
Я всегда спрашивала прямо в чем дело, мне отвечалось что я слишком много от нее хочу а я типа и так уже много получила и имею наглость требовать еще, внимания к себе. Мне же скидку сделали и из-за этой гребанной скидки я почему то потеряла право высказывать претензии, а на любые мои попытки мне говорилось что она и так слишком много со мной работает. «слишком много» перешло в вообще никак. В итоге я психанула и сама отказалась от работы с ней, попыток договориться вначале с ее а потом с моей стороны ни к чему не привели, я металась в мыслях продолжать мне или уходить, надо мне это или не надо уже, сложные и тяжелые чувства между прочим испытывала я. А ей было плевать на мои чувства, она начала, она же все испортила и оставила меня страдать в одиночестве. Нет она поставила мне свои условия с которыми я уже была не согласна т. к. начиная работу с ней я говорила какие у меня возможности и она была согласна с ними, а потом стала не согласна вдруг, а у меня денег больше все равно не стало от этого, а она видимо зная это специально поставила такое условие чтобы я не смогла его выполнить. Хотя я бы и смогла но вот в ее случае не смогла бы, именно из-за того что она так со мной поступила. И все равно очень не приятно, меня обманули, просто выбросили из общения.
Может во всем этом есть и моя вина конечно же, но разве это я должна обдумывать эти вот проблемы а не психолог? Неужели нельзя было мне нормально объяснить в чем дело, что она устала от меня и что не думала что так со мной не приятно общаться. И не придумывать причины такие как болезнь и отсутствие времени а прямо мне объяснить что я не устраиваю ее как клиент, что ни поведение мое не устраивает ни оплата ни вообще ничего. Могла бы честно сказать, да мне было б больно и не приятно но я бы смирилась. А теперь получается что это я сама отказалась от работы с ней из-за того что она условия поменяла, что я жадная типа, да ладно я могу найти деньги и я опять попыталась это обговорить, так ей еще какой то запрос от меня стало надо, какой еще запрос я не поняла, у меня в начале то не было никакого запроса и потом естественно я даже не знаю что это такое запрос, я не смогла ничего ответить а она на форуме меня добавила в черный список, вот этот ее шаг меня вообще поразил.
В черном списке оказаться я никак не ожидала, я сразу удалила все наши контакты естественно, испытала сильную злобу и обиду на нее и все такое т. к. это просто непрофессиональное и бесчеловечное поведение с ее стороны, очень обидно от этого ее поступка. Хотя она меня и до этого при ссоре один раз добавляла в черный список ненадолго, потом убрала, но второго раза я уже вынести не смогла, что это еще за обращение я что не человек совсем чтоб со мной так обращаться. И как таких как она вообще к людям допускают, она мне предлагала пожаловаться на нее в сообщество но я же не такая как она, я не стала.
Надежда, я вижу, как Вы разочарованы.. Как внутри Вас всё бушует, понимаю Ваше негодование. У меня был подобный опыт еще в студенческие годы. Но то, что произошло уже исправить невозможно, зато можно как-то пересмотреть происходящее и уже не попадаться на такие грабли, правда?
По поводу своей правды. Дело в том, что у психологов огромное количество инструментов, и даже таких, которые вызывают возмущение клиента.. В определенных ситуациях это приносит очень большую пользу в терапии. Поэтому обсуждать то, чего мы с Вами не знаем, почему так или иначе вел себя специалист невозможно, и Вы верно заметили это все же «подло». Поэтому оставляем этот вопрос на совести того человека.
Мне очень жаль Вас, что вместо помощи Вы получили вот такое разочарование. Но почему Вы так терпеливо относились к такому неуважительному отношению к себе?
— от ее переносов времени и смены типа работы, она все это придумывала сама не обсуждая это со мной вообще.
— она стала сокращать общение со временем, а вот мне это совсем не нравилось уже.
— я стала ощущать как напряжение в ней растет в отношении меня
— не так грубо как она объясняла, что типа у нее нет времени так много на меня и мои проблемы что у нее много других клиентов и болеет она и устает и времени у нее нет
— мне было очень жаль что она так со мной, мы никак не могли найти оптимальный баланс в общении с ней
— специалист осуждал меня за рассказы о своих проблемах
— же много получила и имею наглость требовать еще, внимания к себе
В жизни Вы вообще терпеливо относитесь ко всем людям? Терпите их выходки? Как у Вас складываются отношения?
В жизни Вы вообще терпеливо относитесь ко всем людям? Терпите их выходки? Как у Вас складываются отношения?
Вы, видимо сильно прониклись к человеку. У Вас была огромная благодарность по отношению к ней, а значит и доверие. И тут она Вас так подвела. Вместо продолжения помощи и поддержки. Вы почувствовали себя отверженной. Это как любят-любят, восхищаются и носят на руках. Расслабляешься, чувствуешь себя в полной безопасности и в предвкушении чего-то хорошего. А потом резко бросают на землю, с высоты. Вам больно, у Вас много ран и Вы не понимаете, почему, что случилось. Почему Вы стали вдруг неугодны. Грустная ситуация, честно. Но.
Мы не застрахованы от таких ситуаций, к сожалению. Такие разочарования случаются не только с психологами, но и с другими специалистами можно получить столь негативный опыт. Страшно накрашенные ногти. Прическа а-ля тормозила головой (надеюсь, улыбнулись :). Неправильный диагноз у врача. Мы часто становимся жертвами в этих ситуациях, но зато в следующий раз мы будем более внимательными и бдительными в выборе специалиста. При первых звоночках, уже будем знать, что так дело не пойдет и надо ставить твердую точку. Правильно?
Надежда, только не берите на себя всю ответственность за эту ситуацию. Это лишнее, и Вы в этой ситуации были не один на один. Вас было двое. Каждый из вас за что-то ответственен. Вы правы, что «Видимо на тот момент моей жизни именно она могла мне помочь так быстро и качественно, ну а потом наши пути разошлись.». Такое ведь часто бывает? Вы молодец, несмотря на всю ситуацию в целом, смогли увидеть позитивную частичку и даже испытываете благодарность. Это очень благородно с Вашей стороны.
Неужели она не могла отшить меня культурнее?
Могла, конечно. Но без нее самой мы не узнаем, почему она так с Вами поступила.
Это хорошо, что Вы не потеряли доверие к самой профессии психолога, что Вы продолжили работать и Вам помогают.
увы все равно я скучаю по тому моему первому специалисту, чего уж кривить душой я скучаю, но ничего с этим сделать не могу. Меня бесят эти мои двойственные чувства, не могу их прекратить до сих пор. Вот забыть бы и все, а что то не получается никак, все еще переживаю.
Как Вы думаете, Вы морально готовы простить и поблагодарить того психолога за проделанную работу в самом начале? Отпустить эту обиду? Принять тот факт, что просто на определенном этапе разошлись ваши пути?
Я готова поблагодарить её еще раз если потребуется, потому что благодарила ее уже много много раз, и пытаясь выйти из этих отношений я тоже еще раз ее поблагодарила написав сообщение, мне казалось что мне наверное станет легче, я ж к ней привыкла почти 7 мес. Общения это ведь не шутка для моей психики, практически ежедневного общения а потом раз и тупик и ни туда и ни сюда ни с той ни с этой стороны.
А прощать мне ее не за что, она молодец все что могла она сделала для меня, теперь мне почему то кажется что это было мое основное желание уйти из общения, если б я не хотела я б и не ушла, но что то во мне произошло такое не понятное. Я хочу ее оправдать теперь полностью. Но вот просто закончилось что то между нами и все, мне понадобилось что то другое и поэтому я захотела уйти. Просто она была мне более полугода самым близким человеком поэтому наверное я все еще скучаю и думаю о ней. Поэтому наверное просто нужно время чтоб отвыкнуть от всего.
Знаете Дарья, вот написала это все Вам и так мне легко стало. Спасибо что выслушали и помогли выговориться. Но мне стало прямо легче даже не ожидала.
Мой новый психолог как то не смогла так же со мной поговорить вот просто о моих чувствах, она как то сразу мне стала внушать что это просто психолог не совсем подходящий мне была, но меня это объяснение не устроило ведь я то знаю что между нами было и как мне плохо было вначале и как хорошо стало потом, ну а расставание оно же всегда больно тем более такое.
Я очень рада, что Вам стало легче, обращайтесь!:)