казначейское обеспечение обязательств что это
Изменились правила работы с казначейским обеспечением обязательств
Казначейское обеспечение обязательств — это документ, который формирует территориальный отдел ФК после заявки от заказчика для оплаты госконтракта исполнителю. В 2021 году порядок работы изменился.
Как изменилось казначейское обеспечение обязательств в 2021 году
Регламент использования бюджетных средств на 2021 год изменился: законодатели издали Федеральный закон № 385-ФЗ от 08.12.2020. Он определяет регламент работы с федеральным бюджетом на 2021 и плановые 2022-2023 годы.
В связи с этим потребовались изменения в правилах работы Федерального казначейства и его территориальных отделов (ТОФК) с казначейским обеспечением обязательств в 2021 году.
Вот как изменится казначейское обеспечение обязательств с даты начала действия приказа № 316н:
Каковы изменения в казначейском обеспечении обязательств при банковском сопровождении контрактов
Кроме изменений в осуществлении операций с казначейским обеспечением целевыми средствами, поменялся и порядок казначейского обеспечения при банковском сопровождении контрактов.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как происходит банковское сопровождение госконтрактов в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
10.05.2021 вступило в силу совместное положение Минфина и Центробанка РФ № 342н/750-П от 31.12.2020. Вот что поменялось в казначейском обеспечении обязательств при банковском сопровождении госконтрактов:
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Как работать с казначейским обеспечением обязательств в 2021 году
Казначейское обеспечение обязательств — это финансовая гарантия заказчика оплатить контракт за счет целевых средств. Способ расчетов заменяет авансирование по госконтрактам.
Скачать проект указаний ЦБ РФ об изменениях 2020 года «Формы документов КОО при банковском сопровождении» |
Скачать пустой бланк заявления на выдачу казначейского обеспечения обязательств |
Скачать образец заполнения заявления на выдачу КОО |
Скачать пустой бланк КОО в 2021 году |
Скачать образец заполнения КОО в 2021 году |
Скачать пустой бланк заявления на исполнение КОО |
Скачать образец заполнения заявления на исполнение КОО |
Скачать образец счета на оплату по новым правилам по госконтракту через Казначейство в 2021 году по-новому |
Что меняется в 2021 году
17.05.2021 опубликован приказ Минфина № 316н от 22.12.2020. Норматив закрепляет порядок казначейского обеспечения обязательств в случае сопровождения Федеральным казначейством целевых средств. Существенных изменений в процедуру не внесли: правила казначейского сопровождения на 2021 год привели в соответствие с действующим законодательством о бюджете — 385-ФЗ от 08.12.2020 (ч. 8 ст. 5 385-ФЗ).
В приказе приводится порядок обеспечения ТОФК операций с целевыми средствами, которые предоставляются бюджетникам, автономным учреждениям и индивидуальным предпринимателям. Кроме того, в нормативе описывается порядок обмена и проверки документов при оплате таких обязательств.
Что изменилось в 2020 году
Минфин обновил порядок: казначейское обеспечение обязательств при казначейском сопровождении доработали с учетом нового закона о бюджете на 2021 год и 2022-2023 плановый период.
Аналогичную схему по операциям с целевыми средствами Минфин утвердил для операций с целевыми деньгами. Заказчик передает в ТОФК заявление на выдачу обеспечения обязательств Казначейством. Казначейство проверяет заявку и при успешном результате проверки формирует обеспечение обязательств и блокирует лимиты. Сформированное обязательство передается в ТОФК по месту открытия лицевого счета исполнителем госконтракта — неучастником бюджетного процесса.
Исполнитель составляет заявление на перевод обязательства и подает его в ТОФК по месту открытия лицевого счета. Казначеи проверяют заявку и формируют денежный перевод на сумму из заявления. Все операции с целевыми средствами по оплате исполнения госконтракта подлежат санкционированию органов ФК.
Норматив предусматривает введение трех новых формуляров и правила из заполнения документации. Приказом ФК № 34н от 25.11.2019 введены:
Формы раскрывают сведения о заказчике, исполнителе, ГРБС и реквизитах контракта, по которому предусмотрено обеспечение.
Чиновники не ограничились введением новых форм документов для КОО. Новые бланки ввел и Центробанк:
Если КОО осуществляется при банковском сопровождении исполнения государственных контрактов, эти формы обязательны к исполнению.
Что такое казначейское обеспечение обязательств
По нормам Федерального казначейства, КОО — это платежный документ, который формируется органами Федерального казначейства. Аккредитив Казначейства создают на основании письменного заявления получателя средств бюджета (заказчика). По сути, это финансовая гарантия, что ПБС обязуется оплатить обязательства исполнителя госконтракта при выполнении установленных условий.
В системе государственных закупок применяется в качестве частичной или полной замены авансовых расчетов по контрактам и договорам. Вид финансового инструмента применяется с целью сокращения дебиторской задолженности и исключения авансов по неисполненным обязательствам.
Но чтобы получить аккредитив от УФК, исполнителю придется выполнить ряд условий. Например, подтвердить факт поставки товара или выполнения услуги.
Когда применяют
В приказе № 34н разъясняется, что такое аккредитив в казначейском сопровождении, — это обеспечение обязательств от Казначейства. Оно потребуется заказчику при казначейском или банковском сопровождении. Законодатели установили ряд условий, когда использовать КОО обязательно.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы отразить аккредитив в бухгалтерском учете.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Сопровождение Казначейства
Если исполнение контракта предусматривает использование целевого финансирования, то сопровождение Казначейства обязательно. В 2020 году сопровождение ТО ФК предусмотрено в отношении средств, указанных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ, с учетом исключений, установленных в ч. 3 ст. 5 закона № 459-ФЗ. В этих нормативах разъясняется, что такое депозит в Казначействе, — размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах.
Если закупка требует КОО, то предусмотрите условие об аккредитиве Казначейства на этапе формирования проекта государственного контракта. Кроме того, КОО придется включить в договоры и соглашения, которые заключаются в рамках исполнения госконтракта.
Например, случаи, когда КОО обязательно:
Средства бюджета перечисляются для оплаты принятых обязательств только после получения КОО. Обеспечение поступает на счет исполнителя только в той сумме, которая подтверждена документально. Например, при предъявлении исполнителем документов, подтверждающих фактическую поставку или отгрузку товара, оказание услуги, выполнение работы.
Банковское сопровождение
В зависимости от случая, заявление заполняет:
Заявление о выдаче (переводе, исполнении) КОО при банковском сопровождении заполните по утвержденным формам (приказ Казначейства № 34н). В нем укажите сведения, предусмотренные порядком заполнения необходимой формы (ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ).
Порядок работы с казначейским обеспечением обязательств в 2021 году
Алгоритм работы с КОО, подробная инструкция для заказчика и исполнителя:
Шаг 1. Заказчик или ГРБС формирует проект контракта, в котором предусмотрено КОО.
Шаг 2. После подписания госконтракта заказчик обращается в ТО ФК с заявкой о предоставлении депозита Федерального казначейства на срок 2 года или меньше. Вместе с заявкой подается контракт с исполнителем, подтверждающий сумму закупки и порядок расчетов.
Шаг 3. Работники Федерального казначейства проверяют полученную заявку и заказчика. Проверяются наличие открытого счета в ТО ФК, сумма и ИКЗ госконтракта, сумма казначейского сопровождения и т. д.
Шаг 4. При положительном результате проверки Федеральное казначейство блокирует лимиты бюджетных обязательств на счетах заказчика. Создает казначейское обеспечение обязательств и направляет его в территориальное отделение ФК по месту регистрации исполнителя.
Шаг 5. Представители ФК направляют уведомление заказчику о создании обеспечения по госконтракту.
Шаг 6. По факту исполнения госконтракта исполнитель направляет в УФК заявку на перечисление денежных средств. Вместе с заявкой подаются документы, подтверждающие факт исполнения госконтракта.
Шаг 7. Работники Казначейства проводят аналогичную проверку заявки исполнителя.
Шаг 8. По завершению проверки ФК переводит денежные средства на специальный счет исполнителя, открытый в УФК.
Шаг 9. По окончанию расчетов ФК уведомляет заказчика, что деньги переведены.
Заказчик отражает исполнение в бухучете и формирует проводки по казначейскому обязательству (письмо Минфина № 02-06-10/68702 от 20.10.2017):
Особые случаи
Если в контракте предусмотрены субподрядчики, то расчеты с ними проводятся в аналогичном порядке. Если в рамках исполнения госконтракта предусмотрено казначейское обеспечение обязательств, заключаются другие договоры, соглашения, контракты, то в них обязательно предусмотреть требование об обеспечении.
Если сумма обеспечения меняется, допускается изменить сумму аккредитива от Казначейства. Для этого заказчик или ГРБС подает в территориальное отделение Федерального казначейства заявку с требованием об изменении суммы обеспечения. Изменяют аккредитив только при выполнении двух условий:
Если условия не выполнены, то сумму обеспечения не изменят. Казначейство направит в адрес заказчика отказ в установленной форме.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Что такое казначейское обеспечение обязательств?
Казначейское обеспечение обязательств — это инструмент для расчета между заказчиком и исполнителем госконтракта при казначейском сопровождении целевых средств.
Казначейское обеспечение обязательств – это документ, который обязывает заказчика осуществить оплату товаров/работ/услуг головного исполнителя госконтракта. Казначейское обеспечение обязательств оформляет территориальный орган Федерального казначейства (ТОФК) на основании заявления получателя бюджетных средств. Для оплаты исполнитель должен выполнить установленные условия. Размер казначейского обеспечения указывается в контракте и не должен превышать сумму средств, выделенных заказчику из бюджета. Казначейское обеспечение обязательств используется как для расчетов государственного заказчика с головным исполнителем, так и головного исполнителя с исполнителями следующего уровня и так далее.
Как выглядит процесс оформления казначейского обеспечения обязательств:
Порядок осуществления оплаты:
Если головной исполнитель заключает договор с соисполнителем, в котором установлено казначейское обеспечение обязательств:
Расчеты с соисполнителем осуществляются по аналогии со схемой расчетов между головным исполнителем и заказчиком.
Казначейское обеспечение обязательств используется как альтернатива авансу. Механизм позволяет сократить размер дебиторской задолженности бюджетных организаций и снижает риск недобросовестного исполнения обязательств исполнителями.
Для расчетов с использованием казначейского обеспечения обязательств исполнителю требуется строго соблюдать порядок оформления и предоставления документов. Мы поможем Вам подготовим требуемые документы, возьмем на себя согласование операций с казначейством, решим спорные вопросы. Свяжитесь с нами по номеру +7 (495) 177-36-13 или оставьте заявку в форме под статьей, и мы подключимся к решению Ваших задач на любом этапе казначейского сопровождения.
Казначейское обеспечение обязательств что это
Казначейское обеспечение обязательств. Аванс без доверия. Часть 1.
Казначейское обеспечение обязательств. Аванс без доверия.
Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) совместно с Федеральным казначейством Российской Федерации представляют КОО как безболезненную замену авансовым платежам. Авансы в классическом виде, зарекомендовали себя не с лучшей стороны потому что в результате авансовых платежей возникает дебиторская задолженность бюджета, а также возникает риск вывода полученных авансов и последующего исчезновения (банкротства) лица, получившего такой аванс. В результате чего, существенно снизилось доверие государства к исполнителям крупных госконтрактов, получающих авансы, и возникла идея разработки механизма КОО.
В законодательстве отсутствует прямое определение термина «казначейское обеспечение обязательств», что порождает определенные сложности, в первую очередь, для исполнителей госконтрактов, а также соисполнителей и их контрагентов.
Планируется дополнить Бюджетный кодекс РФ статьей 242.22, часть 1 которой будет содержать следующее:
«Казначейское обеспечение обязательств является документом (не являющимся ценной бумагой), который выдается Федеральным казначейством для подтверждения обязанности Федерального казначейства обеспечить оплату обязательств получателя бюджетных средств в пределах суммы, необходимой для оплаты указанных обязательств, возникающих при исполнении государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, иных договоров (соглашений), источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также в иных случаях, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации».
Согласно положениям части 8 статьи 5 Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Закон о бюджете на 2020 год), казначейское обеспечение обязательств – это перечисление средств по оплате обязательств Юр.лиц в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
В то же время, из положений пункта 2 Порядка осуществления КОО при казначейском сопровождении целевых средств, утвержденного Приказом Минфина России от 13.12.2019 № 232н следует, что казначейское обеспечение обязательств – это документ, подтверждающий обязанность Федерального казначейства обеспечить оплату обязательств государственного заказчика (главного распорядителя средств федерального бюджета) в пределах суммы, необходимой для оплаты указанных обязательств, возникающих при исполнении государственных контрактов, соглашений, нормативных правовых актов о предоставлении субсидий, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства.
Итак, в большинстве случаев КОО – это документ, который подтверждает, что казначейство исполнит обязательства по оплате. Но также КОО – это форма расчетов между контрагентами.
Из положений части 9 статьи 5 Закона о бюджете на 2020 год следует, что КОО может осуществляться как при казначейском, так и при банковском сопровождении средств. Учитывая то, что на момент написания настоящей статьи (II квартал 2020 года) случаи осуществления КОО при банковском сопровождении не определены, рассмотрим условия осуществления КОО при казначейском сопровождении.
Основными документами, устанавливающими порядок осуществления КОО при казначейском сопровождении средств в 2020 году, являются:
Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;
Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»;
Приказ Минфина России от 13.12.2019 № 232н «Об утверждении Порядка осуществления казначейского обеспечения обязательств при казначейском сопровождении целевых средств»;
Приказ Казначейства России от 25.11.2019 № 34н «Об утверждении форм документов, применяемых при казначейском обеспечении обязательств при казначейском сопровождении целевых средств, и порядка их заполнения». Необходимые формы и порядок их заполнения в 2020 г. утверждены Приказом Казначейства России от 09.01.2020 № 6н. Приказ находится на регистрации в Минюсте России. Тем не менее Казначейство России указывает, что его уже можно применять (Письмо от 09.01.2020 № 07-04-05/22-59).
Правительство РФ, приняв Постановление от 30.12.2017 № 1705 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Постановление № 1705) внесло определенную неясность в вопрос применения казначейского обеспечения обязательств. Положениями пункта 6 Постановления № 1705 установлено:
«в случае, если получателями средств федерального бюджета в заключаемых ими в 2018 году договорах (государственных контрактах) предусматривается условие о казначейском обеспечении обязательств в размере до 100 процентов суммы договора (государственного контракта), при включении условий о казначейском сопровождении для осуществления расчетов по ним в сумме не менее предусмотренной договором (государственным контрактом) суммы казначейского обеспечения обязательств получатели средств федерального бюджета не вправе предусматривать в таких договорах (государственных контрактах) авансовые платежи».
Положениями статьи 5 Федерального закона от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Закон о бюджете на 2018 год) установлено:
— предусмотреть в контракте КОО, необходимо если такой контракт должен подлежать казначейскому сопровождению;
— одним из условий казначейского сопровождения является наличие авансов;
при этом, согласно положениям Постановления № 1705 – если в контракте (договоре) есть КОО то, заказчики не вправе предусматривать авансовые платежи – парадокс, казалось бы.
В совместном письме Минфина РФ № 09-01-08/6881 и Федерального казначейства № 07-04-05/05-1827 от 06.02.2018 года авторы однозначно толкуют положения Закона о бюджете на 2018 год и Постановления № 1705 как прямой запрет на установление авансов в госконтрактах, указанных в части 9 статьи 5 Закона о бюджете на 2018 год. Чем внесли еще большее непонимание в вопрос применения казначейского обеспечения обязательств.
Пояснение представленного выше парадокса поступило в апреле 2018 года. Регуляторы, в своем совместном Письме Минфина России № 09-01-08/24704, Казначейства России № 07-04-05/05-6755 от 13.04.2018 попытались дополнительно разъяснить положения Постановления № 1705. Оказалось, что: «применение казначейского обеспечения обязательств не устанавливает запрет и не ограничивает право получателя средств федерального бюджета предусматривать аванс в договорах (государственных контрактах), условиями которых предусмотрено казначейское сопровождение, а устанавливает форму расчетов с поставщиками (исполнителями) за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), в том числе на сумму авансовых платежей».
В настоящее время запрет, который содержался в Постановлении № 1705, отсутствует, что в свою очередь не позволяет однозначно определить – правомерно ли предусматривать в контрактах (договорах) условие об авансировании без использования КОО?
Следующим вопросом, который возникает у человека, столкнувшего с КОО, является: «В каких случаях предусмотрено применение КОО?», и на данном этапе Вас ждет сюрприз…
Согласно положениям части 8 статьи 5 Закона о бюджете на 2020 год, КОО осуществляется в отношении:
1) Субсидий Юр.лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий госкорпорациям, определенным решениями Правительства Российской Федерации), а также авансовых платежей по контрактам (договорам), источником финансирования которых являются указанные субсидии;
Потенциальными получателями субсидий, предусмотренных пунктом 1 части 8 статьи 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» являются следующие юридические лица:
• Товарищество на вере (коммандитное);
• Публичное акционерное общество;
• Непубличное акционерное общество;
• Общество с ограниченной ответственностью;
• Основанное на праве хозяйственного ведения;
• Основанное на праве оперативного управления (казённое предприятие);
• Общественное объединение в том числе:
• Община коренных малочисленных народов Российской Федерации;
• Учреждение, включая органы государственной власти (за исключением бюджетных и автономных);
• Автономная некоммерческая организация;
• Товарищество собственников жилья;
• Государственная корпорация (за исключением госкорпораций, определенных решениями Правительства РФ);
Стоит отметить, что согласно положениям пункта 1 Порядка осуществления казначейского обеспечения обязательств, при казначейском сопровождении целевых средств, утвержденного Приказом Минфина России от 13.12.2019 № 232н, на предоставление КОО могут рассчитывать и индивидуальные предприниматели (далее – ИП).
2) Целевых средств, предоставляемых Юр.лицам на основании госконтрактов, определенных правовыми актами федеральных органов государственной власти, Госкорпорации «Роскосмос», Госкорпорации «Росатом», осуществляющих бюджетные полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета (далее – ГРБС), в отношении гоконтрактов, заключаемых ими и подведомственными им получателями средств федерального бюджета, в том числе госконтрактов, предметом которых является строительство (реконструкция) объектов государственной собственности Российской Федерации, включенных в ФАИП на 2020 год, а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения;
3) Средств, получаемых Юр.лицами в случаях, установленных Правительством РФ.
Вы спросите: «Так в чем же здесь сюрприз?», а я Вам отвечу: «не стоит торопить события».
Из представленных выше положений Закона о бюджете на 2020 год следует, что КОО подлежат все средства, предусмотренные положениями части 8 статьи 5 Закона о бюджете (т.е. в полном объеме).
Вместе с тем, положениями пункта 5 Постановления Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 установлены следующие условия:
«Главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета в соответствии с решением соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими в 2020 году договорах (государственных контрактах) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) условие о казначейском обеспечении обязательств в размере суммы, не превышающей сумму авансовых платежей по соответствующим договорам (государственным контрактам), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в установленном порядке на указанные цели на соответствующий финансовый год».
И вот он сюрприз – Как определить объем средств, которые подлежат КОО? Все средства или только авансы? Также не ясно, для каких целей в пункте 1 части 8 статьи 5 Закона о бюджете на 2020 год отдельно обозначены авансовые средства, если все средства субсидии подлежат КОО, независимо от аванса?
Получить ответ на указанные вопросы мне не удалось.
Изучение положений действующего законодательства, устанавливающего порядок осуществления КОО, также не представило возможности однозначно ответить на следующие вопросы:
Например: может ли субподрядчик, который выступает соисполнителем госконтракта, в своем договоре с контрагентом, открывшим счет в территориальном органе Федерального казначейства, предусмотреть условие о предоставлении КОО? Насколько длинной может быть цепочка участников рынка имеющих возможность использовать аккредитивную форму расчетов?
2) Существует ли необходимость утверждения госзаказчиком (ГРБС) документов, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по контрактам (договорам) заключаемым соисполнителями и их контрагентами в рамках исполнения госконтракта?
Например: В случае, если между госзаказчиком (ГРБС) и подрядчиком заключен контракт на строительство, условиями которого предусмотрено предоставление подрядчику КОО, а подрядчиком заключен договор с субподрядчиком (если такая возможность имеется), условиями которого также предусмотрено предоставление субподрядчику КОО, для санкционирования расходов по КОО, предоставленному субподрядчику, должен ли заказчик утверждать документы, подтверждающие факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по договору между подрядчиком и субподрядчиком? После какого момента осуществляется оплата в рамках КОО? После приемки ТРУ подрядчиком по договору с субподрядчиком либо только после их приемки госзаказчиком (ГРБС) по контракту с подрядчиком?
Ответы, которые удалось получить в результате консультаций с представителями Федерального казначейства РФ:
1) «Цепочка» участников (исполнитель, соисполнитель и т.д.), которым предоставляется право использовать аккредитивную форму расчетов со своими контрагентами, может быть сколько угодно длиной, при условии, что все участники данной «цепочки» должны будут открывать лицевые счета в ТОФК для учета операций неучастника бюджетного процесса;
2) Для осуществления операций по переведенному КОО, исполнителю (соисполнителю и т.д.) требуется предоставлять в ТОФК документы – основания, подтверждающие факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, но отсутствует обязательство утверждать документы – основания заказчиком.
Во всем остальном, представители Федерального казначейства РФ ссылаются на запредельную загруженность и предлагают направить официальный запрос. Мы пробовали, но эти запросы теряются в бесконечном путешествии по необъятным просторам российской бюрократии.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
В преимуществах КОО можно выделить снижение дебиторской задолженности федерального бюджета и снижение рисков потери авансовых средств.
Среди недостатков отметим существенный рост финансовых рисков исполнителей (соисполнителей) госконтрактов и их контрагентов.
КОО лишает возможности предоставления предоплаты. Представим ситуацию, когда субподрядчик заключил договор с генподрядчиком на выполнение строительных работ на сумму 100 миллионов рублей, при этом генподрядчик предоставляет в качестве аванса субподрядчику КОО на сумму 10 миллионов рублей. Допустим, что стоимость товаров (материалов), необходимых субподрядчику для исполнения обязательств по договору с генподрядчиком составляет 60 миллионов рублей. В указанной ситуации, имея на руках КОО на сумму 10 миллионов рублей, недобросовестный субподрядчик может заключить договоры с несколькими поставщиками, на общую сумму, превышающую сумму самого КОО.
Кроме вышеизложенного риска существует порядок изменения и отзыва КОО. Для отзыва КОО достаточно правильно оформленного заявления от заказчика или ГРБС.
По моему мнению КОО, является крайне ненадежным инструментом для взаиморасчетов сторон контракта (договора), поскольку для участников контрактной системы отсутствует какой-либо инструмент проверки сведений о том, сколько Юр.лиц и/или ИП рассчитывают на то КОО, с которым к ним пришел субподрядчик.
Механизм расчетов с применением КОО не только не является безболезненной заменой авансовых платежей, но, по мнению людей, столкнувшихся с ним на практике, является неудобным инструментом взаиморасчетов, в порядке осуществления которого разобраться непросто, и который:
– неизвестно сколько поставщиков рассчитывает получить;
– никак не застрахован от изменения или отзыва.
Напомню, что целями изобретения и внедрения КОО, Правительство РФ считает: улучшение механизмов реализации положений бюджетного законодательства, в том числе, в части повышения эффективности расходов бюджетов всех уровней, а также, сокращение дебиторской задолженности федеральных органов исполнительной власти. Удалось ли достичь Минфину РФ указанных целей? Возможно.
Условия о запрете авансов, а также разработка Порядка осуществления КОО (на замену авансам), таким образом, чтобы в указанном Порядке мало кто смог разобраться, приводит к сложностям в получении авансовых платежей, либо к тому, что заказчик при попытке разобраться в указанном Порядке совсем отказывается от условий об авансировании. Такой подход к разработке документов позволит авторам увидеть реальную статистику по снижению дебиторской задолженности, а также, позволит с гордостью заявлять об эффективности принятых мер на совещаниях Правительства РФ. Но в реальности, отсутствие нормальных авансов, приведет к тому, что исполнять крупные контрактов смогут только крупнейшие участники рынка, которые имеют необходимые резервы.
Ведущий менеджер ПТО
ООО «Центр подрядных
торгов в строительстве»
[1]Проект Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга» ID проекта 04/13/01-20/00098645.