каждение в храме что это

Каждение

Каждение в храмах Божиих

Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совер­шении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета (см.: Исх.30,7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее (см. Исх.40,27,34 ).

Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел Ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел. Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок.8,3–4 ) (7, с.402).

Каждение – неотъемлемая часть богослужения. Что оно выражает?

Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъем­лемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего (Там же).

Когда совершается каждение?

Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно.

После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением, затем обращается к священнослужителю, совершаю­щему проскомидию, со словами «Благослови, Владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже при­ем в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда при­сутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной литургии.

Далее диакон, открыв завесу царских врат, начинает совершать каждение крестообразно (Типикон, гл.22 Крестообразное каждение в церковном употреблении, по мысли проф. М.Скабалановича, совершалось тогда, когда кадильница была без цепочек. В настоящее время оно заменено троекратным возношением кадила пред каждым священным образом. Толковый Типикон. Киев, 1913, стр.54) вокруг Престола сначала с западной его стороны, а за­тем с южной, восточной, и наконец, с северной. Совершая каждение святой трапезы, диакон читает тропарь св.Иоанна Дамаскина: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». В слова этого тропаря святой отец вложил глубочайший догматический смысл, а именно – отобразил погребение Спасителя, а также то, что Он как Бог Вездесущий, Необъемлемый, Неописуемый пребывал и во гробе, и в Раи с разбойником, на Престоле со Отцем, в то же время душой был во аде, оттуда вывел души всех людей, которые ожидали Его пришествия.

Этот тропарь читается диаконом во время каждения престола еще и потому, что эта святая трапеза, по мысли епископа Виссариона, является подобием гроба Христова (Виссарион, епископ. Толкование на Божественную литургию. СПб, 1895, с.35) и Горним Престолом Всевышнего (Историческое, догмати­ческое и таинственное изъяснение на Литургию. М, 1816, с.27), на котором пребывает вечно Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Закончив каждение престола, диакон затем кадит весь алтарь, то есть горнее место, жертвенник (Булгаков С.В. Настольная книга для священно церковнослужителей. Харьков, 1900, с.812) (ибо на нем – Св.Дары), далее иконы на правой стороне от себя, потом – на левой и икону над царскими вратами, затем кадит священнослужителей в алтаре и всех присутствующих, а если здесь находится архиерей, то сначала его трижды по три.

Отдав кадило пономарю, диакон делает крестное знамение на горнем месте и поклон священнику. Во время каждения алтаря и храма диакон, согласно уставу, должен читать 50-й псалом, в котором он выражает свое смирение пред величием Божиим и умоляет Творца простить его согрешения (Там же, с.402–403).

Что означает каждение?

Возношение благовонного фимиама во время каждения икон и молящихся означает то, что посредством его воздается особая честь святым, а священнослужители и народ освящаются невидимой благодатью Святого Духа. Блажен­ный Симеон Солунский по этому поводу пишет: «Священник кадит Престол, храм и всех, священным вещам воздавая честь, как вещам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная с святого святых – престола, он кадит все по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его, и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да при­ятно будет кадило горе и да ниспошлется нам благодать Всесвятого Духа; таким образом через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пре­небрегает каждением» (Писания св.отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного богослужения, т.II, СПб, 1856, с.413) (Там же, с.403).

Каждение побуждает к усердной молитве и богоугодной жизни

Кроме воздаваемых почестей святым иконам и освящения всех присутствующих, каждением диакон побуждает молящихся возносить усердную молитву к Престолу Вышнего, и не только возноситься умом к Богу, но жизнь свою про­водить так, чтобы она благоухала подобно фимиаму, о чем и говорит апостол Павел: «Мы Христово благоухание Богу» ( 2Кор.2,15 ) (Там же).

Благодаря каждению все в храме приобщаются благодати

Итак, каждение за богослужением должно исполняться обязательно всеми священнослужителями с благоговением и страхом Божиим, потому что через это видимое действие все в храме освящаются и таинственным образом при­общаются благодати Святого Духа (Там же).

Пренебрегая каждением, пастырь лишает паству общения с Церковью торжествующей

Пренебрегая каждением, пастырь Церкви Христовой тем самым лишает себя, а также своих пасомых благодатного воздействия Духа Божия, молит­венного общения с торжествующей Церковью (Там же, с.403–404).

Смысл каждения во время чтения Апостола

Каждение во время чтения Апостола означает, во-первых, распространение по всей вселенной святыми апостолами благовествования о Христе и христи­анской жизни, а во-вторых, сообщение верующим благодати Святого Духа посредством Таинств (Там же, с.380).

Вечером с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св.Андрея Критского. В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочис­ленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по коли­честву его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Великое повечерие первых четырех дней называется «малым стоянием», в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5-й седмице и «великого стояния» в Великий Пяток.

Внешнее отличие канона св.Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все девять песней (включая вторую), и к каждому тропарю поется припев. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаян­ному канону прибавляются несколько тропарей в честь св.Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари и в честь творца его – св.Андрея Критского (4, с.233).

Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Каждение в храме что это

Почему во время службы священник окуривает кадилом людей?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В религиозной обрядовой символике фимиам обозначает молитву. На это указано в Священном Писании: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8). Как благовонный дым легко поднимается вверх, так и искренняя молитва, исходящая от очищенного сердца, должна возноситься к Богу. Как фимиам имеет приятный запах, так и моление, совершаемое с любовью и смирением, угодны Господу. Св. апостол Павел говорит: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:1-2). В приведенных словах мы находим мысль, что ветхозаветное каждение было прооброзом благоухания подвига Спасителя мира. Когда за очередной ропот Бог стал поражать израильтян, первосвященник Аарон, войдя в среду народа, стал совершать каждение, гнев Божий прекратился (Числ.16:41-48). Грех был прощен. Св. пророк Захария во время каждения в храме получил весть от Ангела Господня о рождения сына – Предтечи Господа великого Иоанна (Лк.1:11).

Нужно сказать, что каждение имеет не только символическое значение, но является также и реальным очищающим действием. Это известно из практики. Мне самому довелось в этом убедиться во время освящения квартиры. В доме, куда я был приглашен, находилась пожилая женщина, которая много лет страдала от вселившегося в нее демона. Она могла молиться, приступать к святым таинствам, но не имела возможности избавиться от бесовского плена. Предупрежден я не был, но убедился в этом с первой же минуты. Она попыталась поблагодарить священника за то, что он пришел в их дом, но закончить фразу не успела. Другой голос в ней грубо оборвал ее и сказал, явно обращаясь к священнику: «Зачем пришел. Уходи…». Священник в подобных случаях не должен вступать в общение с демоном, спорить или обличать его. Ему надо положиться на помощь Божию и совершить дело, ради которого пришел, не обращая никакого внимания на беса. За все время моего пребывания в доме была возможность наблюдать его поведение. Если священник не произносил молитву, а молча совершал необходимое действие, то демон замолкал. Как только возобновлялась молитва, он начинал что-нибудь выкрикивать, чтобы перебить и помешать. Когда я стал окроплять квартиру святой водой, бес начал громко кричать: «Гонят меня, гонят. Сам уйду, сам уйду. Через два с половиной часа уйду». Не буду все подробно описывать. Скажу лишь, что крики его и недовольство достигли особой силы, когда началось каждение всей квартиры. Можно было наглядно убедиться в верности пословицы: «Ладан на чертей, а тюрьма на татей» (В.И.Даль. Пословицы русского народа). Замечу, что крики демона слышали все присутствующие. В этом я убедился после окончания молебна.

Не любят также демоны, когда горит лампада или возжигается свеча. Совершая установленные Церковью обрядовые действия, христианин должен помнить, что они имеют значение и силу, только тогда, когда от сердца нашего исходит чистый фимиам смирения, любви и благодарения к Богу. Господь говорит: «от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11).

Источник

Значение каждения в Православной Церкви

Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совершении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета ( Исх. 30, 7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее ( Исх. 40:27, 34 ).

Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел… ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник… И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ).

Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно.

После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением; затем обращается к священнослужителю, совершающему проскомидию, со словами: «Благослови, владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христосе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в принебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда присутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной Литургии.

Далее диакон, открыв завесу царских врат, начинает совершать каждение крестообразно 2 вокруг Престола сначала с западной его стороны, а затем с южной, восточной, и наконец, с северной. Совершая каждение святой трапезы диакон читает тропарь св. Иоанна Дамаскина: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». В слова этого тропаря святой Отец вложил глубочайший догматический смысл, а именно – отобразил погребение Спасителя, а также то, что Он как Бог вездесущий, необъемлемый, неописуемый пребывал и во гробе, и в раи с разбойником, на престоле со Отцем, в то же время с душой был в аде, оттуда вывел души всех людей, которые ожидали Его пришествия.

Закончив каждение престола, диакон затем кадит весь алтарь, т.е. горнее место, жертвенник 5 ( ибо на нем – св. Дары), далее иконы на правой стороне от себя, потом – на левой и икону над царскими вратами, затем кадит священнослужителей в алтаре и всех присутствующих, а если здесь находится архиерей, то сначала его трижды по три.

Отдав кадило пономарю, диакон делает крестное знамение на горнем месте и поклон священнику. Во время каждения алтаря и храма диакон, согласно уставу, должен читать 50–й псалом, в котором он выражает свое смирение пред величием Божиим и умоляет Творца простить его согрешения.

Кроме воздаваемых почестей святым иконам и освящения всех присутствующих, каждением диакон побуждает молящихся возносить усердную молитву к Престолу Вышнего, и не только возноситься умом к Богу, но и жизнь свою проводить так, чтобы она благоухала подобно фимиаму, о чем и говорит апостол Павел: «Мы Христово благоухание Богу…» ( 2Кор. 2:15 ).

Итак, каждение за богослужением должно исполняться обязательно всеми священнослужителями с благоговением и страхом Божиим, потому что через это видимое действие все в храме освящаются и таинственным образом приобщаются благодати Святого Духа. Пренебрегая каждением, пастырь Церкви Христовой тем самым лишает себя, а также своих пасомых благодатного воздействия Духа Божия, молитвенного общения с торжествующей Церковью.

Таинственное толкование на литургию блаженного Симеона, митроп. Фессалоникийского. М., 1916 г., стр.16.

Типикон, гл. 22. Крестообразное каждение в церковном употреблении, по мысли проф. М. Скабаллановича, совершалось тогда, когда кадильница была без цепочек. В настоящее время оно заменено троекратным возношением кадила пред каждым священным образом. Толковый Типикон. Киев, 1913, стр. 54.

Епископ Виссарион. Толкование на Божественную литургию. СПб., 1895, стр. 35.

Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию. М., 1816, стр.27.

С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Харьков, 1900, стр. 812.

С.В. Булгаков. Цит. соч. Примечание к вечерне, стр. 765.

Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного богослужения, т.II, СПб., 1856, стр. 413

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Кадило. Суть вещей

Приблизительное время чтения: 5 мин.

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое кадило.

Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.

Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.

Каждение

Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.

Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:

Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.

Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.

Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

История возникновения

Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:

И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.

На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:19).

Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.

Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.

Современный вид

Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.

На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.

К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.

Кация

Кация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.

Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.

По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.

Ладан

Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.

Настоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.

каждение в храме что это. Смотреть фото каждение в храме что это. Смотреть картинку каждение в храме что это. Картинка про каждение в храме что это. Фото каждение в храме что это

Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.

Ладанница

В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.

Сейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.

Изображение кадила на иконах

С кадилом в руках изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат. Также с кадилом изображается первосвященник Аарон.

Интересный факт:

самое большое в мире кадило находится в соборе святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Оно весит 80 кг и изготовлено из сплава латуни и бронзы, которое покрыто тонким слоем серебра. Изначально кадило изготовили на средства Людовика XI (король Франции с 1461 по 1483 год), но в 1809 году его переплавили солдаты Наполеона. Новое кадило изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году. Оно крепится к потолку собора и раскачивается с помощью веревки, при этом скорость движения достигает 60 км в час.

Источник

Кадило, каждение

Кади́ло – (греч. θυμιατός (фими­а­тос), θυμιατήριον (фими­а­ти­рион), λιβανωτός (лива­но­тос)) – метал­ли­че­ский сосуд, исполь­зу­е­мый в литур­ги­че­ской прак­тике Пра­во­слав­ной и Като­ли­че­ской Церк­вей для совер­ше­ния каж­де­ния (куре­ния ладана — важ­ней­шего сим­во­ли­че­ского дей­ствия, совер­ша­е­мого во время бого­слу­же­ния).

С апо­столь­ских времен совер­ша­ется каж­де­ние во время молитвы. В метал­ли­че­скую кадиль­ницу на рас­ка­лен­ные угли пола­га­ется души­стая смола восточ­ных дере­вьев – ладан (фимиам). При сго­ра­нии он обра­зует бла­го­вон­ный (аро­мат­ный) дым.

каждение в храме что это. Смотреть фото каждение в храме что это. Смотреть картинку каждение в храме что это. Картинка про каждение в храме что это. Фото каждение в храме что это

Сожже­ние жертв пред Богом появи­лось на Земле в древ­ней­шие вре­мена. Доста­точно вспом­нить жертву пра­вед­ного Авеля.

Сам Гос­подь в Ветхом Завете пове­лел Моисею сде­лать в скинии особый жерт­вен­ник для свя­щен­ного куре­ния аро­ма­ти­че­ских веществ ( Исх.30:1-9 ).

Волхвы, при­шед­шие покло­ниться Христу, среди прочих даров пре­под­несли Богом­ла­денцу ладан.

Еван­ге­лист Иоанн Бого­слов видел в Откро­ве­нии в Небес­ном храме Ангела, при­ем­лю­щего золо­тую кадиль­ницу ( Откр.8:3-5 ).

Хри­сти­ане стали исполь­зо­вать кадила за бого­слу­же­нием начи­ная с VI века. По форме они напо­ми­нали совре­мен­ные: это была неболь­шая чаша или сфера на трех цепоч­ках, кото­рые соеди­ня­лись вместе. Изна­чально крышки не было — все эле­менты несли прак­ти­че­ское зна­че­ние.

На Русь кадиль­ницы с цепоч­ками попали из Визан­тии в XI веке. В XV веке они при­об­рели форму храма: к чаше для угля доба­вили крышку в виде цер­ков­ного купола с отвер­сти­ями для воз­духа и бла­го­во­ний, кото­рая закан­чи­ва­лась кре­стом.

По тол­ко­ва­нию Святых Отцов, огонь как веще­ство сожи­га­ю­щее и согре­ва­ю­щее изоб­ра­жает собою Боже­ство. Поэтому огонь кадиль­ных углей зна­ме­нует Боже­ствен­ную при­роду Христа, само веще­ство угля – Его чело­ве­че­скую при­роду, а ладан – молитвы людей, при­но­си­мые Богу.

Кадиль­ница есть образ Бого­ма­тери, вме­стив­шей Невме­сти­мого Христа. Во многих молит­вах Пре­чи­стая назы­ва­ется Кади­лом бла­го­вон­ным.

Когда свя­щен­ник кадит пре­стол, иконы или другие свя­щен­ные пред­меты, он воз­даёт честь и хвалу Богу. Каж­де­ние людей сим­во­ли­зи­рует бла­го­сло­ве­ние и схож­де­ние Свя­того Духа.

Молитва перед нача­лом каж­де­ния

Перед нача­лом каж­де­ния свя­щен­ник про­из­но­сит молитву: «Кадило Тебе при­но­сим, Христе Боже наш, в воню (запах) бла­го­уха­ния духов­ного, еже прием в пре­не­бес­ный мыс­лен­ный Твой жерт­вен­ник, воз­нис­посли нам бла­го­дать Пре­свя­таго Твоего Духа».

Из этой молитвы ясно, что види­мый дым кадила озна­чает неви­ди­мое при­сут­ствие бла­го­дати Гос­под­ней, духовно укреп­ля­ю­щей веру­ю­щих.

Виды каж­де­ния: полное и малое

Бого­слу­жеб­ное каж­де­ние бывает полным, когда охва­ты­вает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, ико­но­стас и пред­сто­я­щих людей с амвона. Когда каж­де­ние совер­ша­ется свя­щен­ным пред­ме­там – иконам, храму, оно отно­сится к Богу, воз­да­вая Ему подо­ба­ю­щую честь и хвалу. Когда же кадило обра­ща­ется к людям, этим сви­де­тель­ству­ется, что Дух Святой нис­хо­дит на всех верных, как нося­щих в себе образ Божий. По тра­ди­ции в ответ на каж­де­ние при­нято кла­няться.

Каж­де­ние, как слу­же­ние дья­кона

Когда свя­щен­ник служит вместе с дья­ко­ном, послед­ний совер­шает прак­ти­че­ски все каж­де­ния. Это одна из глав­ных его обя­зан­но­стей наряду с воз­гла­ше­нием молит­вен­ных про­ше­ний — екте­ний. Именно поэтому в пра­во­слав­ной тра­ди­ции дья­кона хоро­нят с кади­лом в руках.

Дей­ствия при­хо­жан во время каж­де­ния

В ответ на каж­де­ние при­нято кла­няться. Во время каж­де­ния всего храма доста­точно лишь слегка раз­вер­нуться в сто­рону свя­щен­ника с кади­лом и покло­ниться, нет необ­хо­ди­мо­сти кру­титься вокруг своей оси.

Могут ли миряне само­сто­я­тельно совер­шать каж­де­ние дома?

Не суще­ствует чина освя­ще­ния кадила, но суще­ствует тра­ди­ция, согласно кото­рой свя­щен­но­слу­жи­тели кадят в храме кади­лом с цепоч­ками, а миряне в своих жили­щах исполь­зуют кацею.

В каче­стве топ­лива для каж­де­ния при­ме­няют уголь, он про­да­ется в виде таб­ле­ток, кото­рые легко раз­жи­га­ются при помощи спичек (быст­ро­раз­жи­га­ю­щи­еся таб­летки) или на плите (обыч­ные таб­летки). Ладан исполь­зуйте только хоро­шего каче­ства, чтобы полу­чить дей­стви­тельно бла­го­вон­ный фимиам.

Обходя ком­наты в доме и совер­шая кади­лом крест­ное зна­ме­ние, можно про­из­но­сить 90‑й и 100‑й псалмы, а также молитву Чест­ному Кресту.

Кадило и пани­ка­дило – это разные пред­меты!

Ручное кадило в форме ковша име­ну­ется кацией.

Теперь вы не пере­пу­та­ете кадило с пани­ка­ди­лом, как это сделал рус­ский клас­сик: Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раз­ду­вая ладан в старом медном пани­ка­диле (И.С. Тур­ге­нев).

Изоб­ра­же­ние кадила на иконах

С кади­лом в руках изоб­ра­жают пер­во­свя­щен­ника Аарона и святых архи­ди­а­ко­нов Сте­фана и Лав­рен­тия (их иконы можно встре­тить на диа­кон­ских вратах ико­но­стаса — они нахо­дятся по обе сто­роны от цен­траль­ных цар­ских врат).

«Каж­де­ние при­го­тов­ляет нас к службе «вонею бла­го­уха­ния». Духов­ному, «умному» бого­слу­же­нию пред­ше­ствует это телес­ное, внеш­нее. Фимиам воз­но­сит ум к пре­столу Божию, куда он направ­ля­ется с нашими молит­вами. Во все века и у всех наро­дов сожже­ние бла­го­во­ний счи­та­лось лучшей, чистей­шей веще­ствен­ной жерт­вой Богу, и из всех видов веще­ствен­ной жертвы, при­ня­тых в есте­ствен­ных рели­гиях, хри­сти­ан­ская Цер­ковь удер­жала только эту и еще немно­гие (елей, вино, хлеб). И внеш­ним видом ничто так не напо­ми­нает бла­го­дат­ного дыха­ния Духа Свя­того, как дым фимиама. Испол­нен­ное такого высо­кого сим­во­лизма, каж­де­ние много спо­соб­ствует молит­вен­ному настро­е­нию веру­ю­щих и своим чисто телес­ным воз­дей­ствием на чело­века. Бла­го­во­ния дей­ствуют повы­ша­юще, воз­бу­ди­тельно на наше настро­е­ние. С этой целью устав, напри­мер, пред пас­халь­ным бде­нием пред­пи­сы­вает уже не просто каж­де­ние, а чрез­вы­чай­ное напол­не­ние храма запа­хом из постав­лен­ных сосу­дов с куре­ни­ями».
Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый типи­кон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *