казак атаманом будешь что значит
Казак
Терпи, казак, беду, атаманом атаман будешь.
Часто шутл. Терпеливо переноси трудности, испытания, дождешься чего-л. лучшего, добьешься в жизни многого, займешь высокое положение. Говорится в шутку, чтобы подбодрить того, кто переживает трудности, кто жалуется на тяжелое положение, неудобства, боль.
Терпеливо переноси трудности, испытания, дождешься чего-либо лучшего, добьешься в жизни многого, займешь высокое положение. Говорится в шутку, чтобы подбодрить того, кто переживает трудности, кто жалуется на тяжелое положение, неудобства, боль.
Пословица в русском языке — заимствование из украинского, где есть и ее варианты: Терпи, козак, отоманом будет; Терпи, ко-зак, горе, будет пиши мед. Она восходит к XIV—XVII вв., когда крепостные крестьяне, холопы, обнищавшие горожане убегали и селились на окраинах (украипах) Русского государства. Этих людей, не признающих никакой зависимости, и называли казаками или вольными казаками. Позднее вольные казаки стали особой сословной группой со своим самоуправлением из выборных лиц.
Атаман — выборный начальник казачьего войска и военно-административной казачьей области в старину. Слово казак (как и ата-\ мак) — тюркского происхождения, буквально — «вольный человек».
В русском языке пословица стала популярной благодаря повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Терпи, казак, атаманом будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто все вытерпит».
Пословица попала и в другие славянские языки: польск. Cierp, Kozacze, atamanem bqdziesz’, чеш. Trp, kozdce, budes atamanem. Щ [Андрей Титыч:] Прихожу я домой-с. а тятенька вдруг ко мне: «Что, говорит, ты шляешься, как саврас без узды! Собирайся, говорит, ехать невесту смотреть!» Как тут жить! [Досужев:] Что делать-то! Терпи, казак, атаманом будешь! (А. Островский. Тяжелые дни). Григорий Мелехов стоял рядом с Коршуновым Митькой. — Сапог ногу жмет, терпения нету, — жаловался Митька. — ТерпИ| атаманом будешь.
4709286_1257039034_kazak_2_ (257×348, 26Kb)*******
«Терпи казак – атаманом будешь»: автор слов и смысл высказывания
Пожалуй, многим знакома фраза: «Терпи казак – атаманом будешь», впервые представленная в 1835 году и в одночасье ставшая крылатой. Высказывание обыкновенно слышится из уст родителей в воспитательных целях или несет сатирический смысл. Впрочем, истоки появления фразеологизма и подлинное его значение для многих остается загадкой.
Составитель знаменитого высказывания
Николай Васильевич Гоголь – не только творческая и эксцентричная личность российской и украинской культуры, но и писатель, сумевший детально воспроизвести наиболее противоречивые исторические события, просторы казачества и украинского быта.
Его произведение «Тарас Бульба», иллюстрирующее события XVII века, стало образцом повествования и писательской реализации своего времени. Автор буквально погружает в представленные события, заставляя примерять на себя характеры персонажей, их манеру поведения, национальную одежку. Он побуждает наравне с описанными запорожскими казаками бороться за отнятые Речью Посполитой территории, поднимать народные восстания и защищать родную культуру.
Главным действующим лицом является полковник запорожского войска Тарас Бульба, олицетворяющий консервативные взгляды на общественный строй и жизнь на политической арене. В противовес ему ставятся его сыновья Остап и Андрей, ориентирующиеся на решительные перемены. Так, Остап определяет цель своей жизни, как бесконечную борьбу за свободу своего народа, а Андрей, в свою очередь, желает получить образование, обрести крепкую семью и статус истинного демократа.
Отец, будучи против вмешательства сыновей, держал их в своей тени и в абсолютном комфорте. Амбициозный и решительный Андрей был не в силах вынести беспросветное ожидание перемен, а уж когда встретил свою любимую и вовсе перешел на противоположную сторону. Тарас Бульба, видя подобное нетерпение, говорит знаменитую фразу: «Терпи казак – атаманом будешь». Впрочем, сын не прислушался к отцовской мудрости, за что поплатился жизнью в финальной казацкой битве.
Значение фразеологизма: «Терпи казак – атаманом будешь»
Стоит обратить внимание на столь точное построение высказывания, которое противопоставляет понятие «казака», как мужчину, и «атамана», как разумного государя. Мужчина в этом случае не показатель пола, а символ свободы, красоты и успеха. В свою очередь атаман – высшее народное почитание, лидер вольных людей. Для его становления, не достаточно быть, но важно постоянно работать на благо развития своей державы, выжидать и терпеть. Потому и цитата «Терпи казак – атаманом будешь» побуждает отбросить пустое и сосредоточиться на значимом и практичном. Она просит перетерпеть неудачи и неудобства для возможного достижения весомых целей.
А какие ещё фразеологизмы Николая Васильевича Гоголя используются вами в быту?
«Терпи казак – атаманом будешь!» Кто же такие атаманы? Часть 1
Вольные времена казачества
Ни для кого не секрет, что в нашей жизни очень многое зависит от того, кто и как руководит людьми. Общественные науки и человеческий опыт доказывают, что общества без власти не бывают. Что говорить о людях, когда даже в сообществах животных присутствуют отношения господства и подчинения! Но там это формируется на уровне инстинктов и, конечно, не рефлексируется. Люди же устроены так, что все время спорят по поводу властных, а значит, политических отношений, ругают и ненавидят или терпят и подчиняются.
Редко кто когда любит власть, редко вызывает она положительные эмоции. Возможно, все дело в человеке, его страстях и личных качествах. Кстати, мало кто выдерживает испытание властью. Но, тем не менее, власть будет существовать всегда. И здесь, скорее всего, важно то, как и на каких основаниях, эта власть организуется.
История нашей страны знает если и не уникальный, то удивительный способ взаимоотношений общества и власти. Причем способ, который пережил века. Во многих других структурах жизни он стал анахронизмом, и исследователи изучают его в исторической ретроспективе, рассматривая как что-то начальное, далекое от более высоких «сакральных» или «договорных» основаниях существования власти.
Это способ выбора обществом, по его мнению, лучшего представителя для руководства людьми в различных сферах жизни. Историческим примером здесь может служить казачество, где институт выборной атаманской власти прошел через века и долгое время был синонимом справедливого устройства взаимоотношения общества и власти.
Образ казачьего атамана для обычного человека — это всегда что-то очень сильное, яркое и красочное. За этим званием в сознании людском стоят несколько столетий воплощенной народной мечты о справедливом общественном устройстве и не менее справедливом управлении. Так получилось, что в наиболее законченных формах идея народного самоуправления была воплощена в казачьей общине и в должности выборного казачьего атамана.
Весьма интересно, что само по себе казачество прошло сложный путь эволюции, притом, что время его формирования было отнюдь не доисторическое. Всё происходило уже в хронологических рамках второго тысячелетия новой эры, то есть уже в эпоху письменной истории народов. А что касается должности казачьего атамана, так весьма примечательно, что она была выборной, срочной (на время) и очень ответственной. Ответственной во всех смыслах, притом что главный смысл может быть в ответственности перед обществом, перед теми, кто этого атамана выбирал, так как если обязанности исполнялись не должным образом, атаман переизбирался.
Вообще, откуда взялось само понятие «атаман»? Версий здесь несколько. Что может быть авторитетней официальной энциклопедии. Слово «атаман», по мнению некоторых исследователей, восходит к польскому hetman, которое, в свою очередь, произошло от немецкого Hauptman, что значило «начальник» или «старший». Другие же считают, что «атаман» слово древнерусское, но также заимствованное из тюркских языков, где odaman означало «старейшина пастухов или казачьего лагеря». Кстати, в «Большой советской энциклопедии» говорится также про тюркские языковые источники.
Считается, что на Руси слово «атаман» впервые встречается в новгородских грамотах. В каком-то смысле перед нами опять вечная дилемма очень многого в русской жизни, особенно в историческом контексте. В данном случае это заимствование слова и спор идет, откуда, с Востока или Запада, оно к нам пришло. Но на самом деле это не так уж и важно…
Есть и другие интересные, иногда баснословные версии, но оставим их пытливым умам и договоримся, что определять атаманов будем мы именно вышесказанным образом.
Изначально атаманами казаки называли своих военных предводителей. Как уже было сказано выше, атаманская должность была выборной. Для этого казаки собирались в круг и путем голосования определяли себе вождя. Характерно, что выбранный атаман был хозяин в жизни и смерти казаков. Он представлял собой высшую власть, но, что важно, только во время похода. После возвращения казачьей ватаги в родные пенаты атаман складывал с себя полномочия и становился рядовым казаком, причем подсудным, как и другие члены казачьей общины.
Если атаман переставал быть высшей властью, то что представляла собой высшая власть в казачьем сообществе? И вот здесь надо сказать об удивительных вещах. Казачество как социальная структура было устроено достаточно интересно. Особенностью было, по-настоящему демократическое устройство казачьей общины. Высшим органом власти у казаков был войсковой круг (рада, коло). Именно на Круге происходили все значимые для казаков политические и иные решения. Круг соединял в себе все ветви власти, а именно законодательную и судебную, лишь на время военных походов, передавая власть исполнительную в руки атаманов. Но и здесь присутствовала еще одна особенность.
Как уже было сказано выше, атаман во время похода концентрировал в своих руках более чем только распорядительную, т.е. исполнительную власть. Его слово было законом, а его распоряжения в области наказания за какие-либо провинности обсуждению не подлежали и оспорены быть не могли, вплоть до смертной казни. Все претензии к атаману откладывались на потом, т.е. на возвращение из похода, после которого он (атаман) складывал свои полномочия, становился равен всем и подсуден как все, а к Кругу, который обретал вновь свои полномочия, казаки могли вновь апеллировать, если считали какие-то действия атамана несправедливыми или чрезмерными.
Старейшим в России является Донское войско. Официально установленное старшинство, т.е. здесь уместно сказать «как бы», начало войска ведется с 1570 г. Естественно, что история казачества насчитывает гораздо более длинную историю. Не вдаваясь особенно в подробности этого вопроса (особенно в баснословную его часть), скажем, что первые серьёзные упоминания о казаках появляются, по меньшей мере, в XIV в., а в дальнейшем связаны были с устройством юго-восточных границ Рязанского княжества.
Список известных по разным источникам донских атаманов с XVI по XX в. насчитывает более 60 человек. Это те, чьи имена вошли в официальную историю Донского войска. А были бесчисленные «неформальные» атаманы, поднимавшие казаков на «охоту за зипунами», на различные бунты и восстания против власти, на бесчисленные «воровские» походы на казачьи реки. В годы русской Смуты начала XVII в. казачество и крестьянство, которое тоже хотело стать казаками, дали такое количество атаманов, которое невозможно исчислить. И надо сказать, что принципы организации власти, что у «голутвенных» казаков, что у так называемых «официальных» казаков продолжали оставаться неизменными.
Пройдемся по некоторым персоналиям. В Донском войске отметим как неизвестных, так и получивших всемирное признание атаманов. Начнем с XVI в., т.к. до этого известных по именам казачьих атаманов не находится. У Н.М. Карамзина находим под 1549 г. информацию о неком Сарыазмане, казачьем атамане, который, кстати, уже был с войском подданными Ивана Грозного, так вот они «завладели сею рекою (Доном) до самого устья, требовали дани с Азова, воевали ногаев, Астрахань, Тавриду (Крым); не щадили и турков, обязывались служить вдали бдительной стражей для России».
И хотя немного известно о первом донском атамане, все же он попал в переписку глав государств, содержание которой во многом показывает накал взаимоотношений и дипломатические коллизии, возникавшие на почве действий казаков. В грамоте 1550 г. посланной от ногайского правителя Юсуфа Ивану Грозному говорится о Сарыазамане: «Холопи твой, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и четырех местах городы поделали, да наших послов и людей…забирают, иных до смерти бьют…» Царь Иван отвечал, что, мол, «те разбойники… живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы не один раз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут». И далее царь лукаво предложил, мол, ты Юсуф, поймай их сам да в Москву пришли, здесь мы этого Сарыазмана с другими ворами и казним.
Этот момент очень интересен. Известно, что считается, что служба казаков, в частности донских казаков русскому государству начинается именно в XVI в. при Иване Грозном. Но служба эта была очень своеобразна. До XVIII в. донские казаки были с русским государством как бы в равных отношениях. То есть напрямую подчинения казачеству царской власти не было.
Казаки общались с московским царством на равных, их станицы, бывавшие в Москве, имели по существу, дипломатический статус. Это происходило по тому, что центральная власть, с одной стороны, не могла сильно влиять на казаков, а с другой стороны, была очень заинтересована в прикрытии своих юго-восточных границ со стороны Дикого Поля. Именно поэтому, между Москвой и казачеством сложились весьма своеобразные отношения. Казаки по клятве-присяге обязались защищать рубежи Московского государства, за это государство платило жалованье, хлебом, деньгами и иными материальными благами, например, оружейными припасами, в которых у казаков всегда был недостаток, т.к. изначально хозяйством они не занимались.
Основным занятием казачества была война. Но во внутренние дела казачества власть не совалась, что и предопределило дальнейшую эволюцию казачества. Оно изначально было очень самостоятельным, в отличие от многих других подданных царя, были лично свободными, обладали в связи с этим чувством собственного достоинства, и к тому же были способны к самоорганизации.
Правда редкость употребления имени первого известного донского атамана некоторыми исследователями ставит самого его под сомнение. Например, Е.П. Савельев выводит имя из иранского языка, где «сарыазман» означает «удальца». Есть и другие версии, но уже подтверждающие общеизвестную точку зрения и лишь уточняющие её.
Как казачество делится, по сути, на раннее татарское и более позднее синтезированное из разных народов, так и Сарыазман, возможно был татарином или русским, носившим татарское прозвище. И для Московского царства и для друзей-противников его казаки в целом, а Сарыазман в частности, были разбойниками, но для русского государства «нашими», а значит почти «хорошими» разбойниками, а для других — «чужими», «московскими», а значит «плохими», «лихими» людьми. Но, собственно так всегда и бывает в большой внешней политике. Для нас же главное, что в XVI в. наконец прозвучало реальное имя казачьего предводителя. И звали его Сарыазман.
терпи казак, атаман будешь
Полезное
Смотреть что такое «терпи казак, атаман будешь» в других словарях:
Терпи, казак, атаман будешь. — Терпи, голова, в кости скована. Терпи, казак, атаман будешь. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ Терпи, казак, атаман будешь. См. СУДЬБА ТЕРПЕНИЕ НАДЕЖДА Терпи, казак, атаман будешь. См. ТЕРПЕНИЕ НАДЕЖДА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Терпи казак, атаман будешь — Терпи казакъ, атаманъ будешь. Придетъ время, будетъ и пора. Хоть жду, да дождусь. Ср. Прихожу я домой съ, а тятенька вдругъ ко мнѣ: «Что̀, говоритъ, шляешься какъ соврасъ безъ узды! Собирайся, говоритъ, ѣхать невѣсту смотрѣть!» Какъ тутъ жить.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
АТАМАН — муж. (малорос. отаман и гетман,нем. Hauptmann) начально значило: предводитель шайки, вольницы; затем, выборный, старшина, голова казачьей общины. Войсковой атаман начальствует всем войском казачьим дома; зауряд или правящий должность, наказный… … Толковый словарь Даля
КАЗАК — муж. или козак (вероятно от среднеазиатского казмак, скитаться, бродить, как гайдук, гайдамака, от гайда; ускок от ускочить, бежать; бродяга от бродить и пр. Киргизы сами себя зовут казак), войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к… … Толковый словарь Даля
Терпи, голова, в кости скована. — Терпи, голова, в кости скована. Терпи, казак, атаман будешь. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ Терпи, голова, в кости скована. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА Терпи, голова, в кости скована. См. ТЕРПЕНИЕ НАДЕЖДА За кожей панциря нет. Терпи, голова, в кости скована. См. ЧЕЛОВЕК … В.И. Даль. Пословицы русского народа
атаман — Предводитель, начальник, глава, главарь, вождь, старшина, староста. Ср. вождь … Словарь синонимов
атаман — а; м. 1. У казачества: глава какой л. административно территориальной единицы (станицы, хутора и т.п.) или казачьего войска. Хуторской, станичный а. Войсковой, походный, куренной, кошевой а. * Терпи, казак, атаманом будешь (Посл.). 2. Трад. нар.… … Энциклопедический словарь
атаман — а; м. см. тж. атаманша, атаманский 1) У казачества: глава какой л. административно территориальной единицы (станицы, хутора и т.п.) или казачьего войска. Хуторской, станичный атама/н. Войсковой, походный, куренно/й, кошевой атама/ … Словарь многих выражений
Бог не без милости, казак не без счастья — Богъ не безъ милости, казакъ не безъ счастья (утѣшеніе). Ср. Ты поди къ себѣ, посуди пока, да погоди сокрушаться то! Богъ не безъ милости, казакъ не безъ счастья. Островскій. Правда хороша, а счастье лучше. 4, 3. Ср. Богъ не безъ милости, казакъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Терпи казак, атаман будешь
Полезное
Смотреть что такое «Терпи казак, атаман будешь» в других словарях:
Терпи, казак, атаман будешь. — Терпи, голова, в кости скована. Терпи, казак, атаман будешь. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ Терпи, казак, атаман будешь. См. СУДЬБА ТЕРПЕНИЕ НАДЕЖДА Терпи, казак, атаман будешь. См. ТЕРПЕНИЕ НАДЕЖДА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
терпи казак, атаман будешь — Придет время, будет и пора. Хоть жду, да дождусь. Ср. Прихожу я домой с, а тятенька вдруг ко мне: Что, говорит, шляешься как саврас без узды! Собирайся, говорит, ехать невесту смотреть! Как тут жить. Что делать то! Терпи казак, атаман будешь!… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
АТАМАН — муж. (малорос. отаман и гетман,нем. Hauptmann) начально значило: предводитель шайки, вольницы; затем, выборный, старшина, голова казачьей общины. Войсковой атаман начальствует всем войском казачьим дома; зауряд или правящий должность, наказный… … Толковый словарь Даля
КАЗАК — муж. или козак (вероятно от среднеазиатского казмак, скитаться, бродить, как гайдук, гайдамака, от гайда; ускок от ускочить, бежать; бродяга от бродить и пр. Киргизы сами себя зовут казак), войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к… … Толковый словарь Даля
Терпи, голова, в кости скована. — Терпи, голова, в кости скована. Терпи, казак, атаман будешь. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ Терпи, голова, в кости скована. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА Терпи, голова, в кости скована. См. ТЕРПЕНИЕ НАДЕЖДА За кожей панциря нет. Терпи, голова, в кости скована. См. ЧЕЛОВЕК … В.И. Даль. Пословицы русского народа
атаман — Предводитель, начальник, глава, главарь, вождь, старшина, староста. Ср. вождь … Словарь синонимов
атаман — а; м. 1. У казачества: глава какой л. административно территориальной единицы (станицы, хутора и т.п.) или казачьего войска. Хуторской, станичный а. Войсковой, походный, куренной, кошевой а. * Терпи, казак, атаманом будешь (Посл.). 2. Трад. нар.… … Энциклопедический словарь
атаман — а; м. см. тж. атаманша, атаманский 1) У казачества: глава какой л. административно территориальной единицы (станицы, хутора и т.п.) или казачьего войска. Хуторской, станичный атама/н. Войсковой, походный, куренно/й, кошевой атама/ … Словарь многих выражений
Бог не без милости, казак не без счастья — Богъ не безъ милости, казакъ не безъ счастья (утѣшеніе). Ср. Ты поди къ себѣ, посуди пока, да погоди сокрушаться то! Богъ не безъ милости, казакъ не безъ счастья. Островскій. Правда хороша, а счастье лучше. 4, 3. Ср. Богъ не безъ милости, казакъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)