казачья правка тела что это
Кому на самом деле нужен мануальный терапевт?
Ходить к остеопатам и мануальным терапевтам стало модно. При любом недуге найдется друг или знакомый, который посоветует вам «сходить к мануальщику». Но это не панацея. Мануальный терапевт — это не волшебник, который исправит любые проблемы со здоровьем, которые вы накапливали в течение жизни. Некоторым этот врач помочь не сможет, а некоторым он жизненно необходим. Давайте поговорим о том, в каких случаях обратиться к мануальному терапевту стоит.
Для начала разберемся с тем, что вообще такое мануальная терапия. Итак, это метод лечения болей и нарушений в работе аппарата с помощью воздействия рук. Пользоваться данным методом без специализированного образования не может даже врач с огромным опытом работы в медицине.
Стоит сразу сказать, массажист — это не мануальный терапевт. Это два разных специалиста, которые занимаются разными задачами оздоровления.
Мануальный терапевт использует 3 вида техник:
Помимо основных техник, врач может использовать дополнительные техники из своего арсенала, чтобы более тонко воздействовать на позвоночник и достигать нужного эффекта.
Чем хорошая мануальная терапия?
Если вы попали в руки грамотного специалиста, то мануальная терапия может дать очень хорошие результаты в борьбе с болевым синдромом и разными типами искривлениями позвоночника в любом возрасте — от детского до пожилого. Это внешний вид воздействия на суставы и позвоночник без проколов, оперативного вмешательства и неприятных процедур.
При соблюдении рекомендаций врача можно улучшить состояние здоровья в течение нескольких месяцев. Многим людям удается отказаться от постоянного приема обезболивающих или вернуть своему телу здоровую подвижность. Но это не происходит за один сеанс. Это путь, на который вы вступаете вместе с мануальным терапевтом.
Для профилактики посещать мануального терапевта стоит пару раз в год, даже если у вас не наблюдается серьезных нарушений. Так врач сможет вовремя заметить начинающиеся изменения в аппарате и поможет исправить ситуацию.
Показания для мануальной терапии
Противопоказания для мануальной терапии
Перед началом терапии проконсультируйтесь с врачом. Расскажите обо всех своих хронических заболеваниях и травмах. Не утаивайте важной информации!
К прямым противопоказаниям для мануальной терапии можно отнести:
Мануальный терапевт должен опросить вас, провести внимательный тщательный осмотр, проверить подвижность тканей и суставов. Если у вас есть противопоказания для применения мануальной терапии, необходимо выбрать другой подход, консультироваться со специалистами и ни в коем случае не принимать самостоятельных решений. Это может стоит вам здоровья.
Положительные последствия мануальной терапии
Негативные последствия мануальной терапии
Если пациент попадает в руки неквалифицированного врача, то, к сожалению, могут возникнут и негативные эффекты от мануальной терапии:
Обязательно проверяйте квалификацию врача, просите документы об образовании, сертификаты, читайте отзывы. С осторожностью относитесь к терапевтам, которые принимают на дому.
В московской МЦ «Здоровье» пациентов с различными жалобами принимает кандидат медицинских наук, и мануальный терапевт Владимир Галагуза. Один ведущих специалистов России готов принять вас и ваших близких и помочь справиться с болями и проблемами в работе аппарата. Запишитесь на первый прием, чтобы пройти осмотр и получить консультацию специалиста.
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.
Битие определяет сознание: как людей лечат нагайками
Альтернативная медицина не стоит на месте, и пока гомеопаты и натуропаты придумывают новые лекарства, а гирудотерапевты выводят новые породы пиявок, более творческие лекари презентуют собственные методы лечения. И они пользуются спросом: по данным РАН, в конце нулевых в России на 800 тысяч целителей приходилось только 640 дипломированных врачей. Самиздат познакомился с Иваном Пшеничным, который ушёл в альтернативную медицину из IT, выучился на остеопата, гирудотерапевта и мастера хиджамы, а в итоге разработал собственный метод лечения казачьими нагайками. Вот его история.
Я приезжаю чуть раньше назначенного времени, спускаюсь на цокольный этаж обычного офисного здания недалеко от центра Москвы и нахожу дверь с табличкой «тренинговый центр „УмТело“». Внутри — массажный стол и флипчарт, на стене — телевизор, у стола стоит улыбчивый пожилой мужчина. Мы представляемся. Он уточняет, до какой степени мне будет комфортно раздеться, и я вспоминаю, что сейчас зима, а значит, на мне термобельё. Пожалуй, это и есть самая комфортная для меня степень.
Он вежливо удаляется, я снимаю верхний слой одежды и осматриваю помещение: камер нет. Через пару минут он возвращается и показывает мне три разных по размеру инструмента из плетёной кожи, похожих на мини-ракетки для бадминтона, но без сетки. «Будем сегодня „эсочкой“ работать», — улыбается мужчина, выбирая самую маленькую. Он накрывает меня несколькими полотенцами и тихим голосом объясняет, что́ сейчас будет происходить, но я его почти не слушаю. Несмотря на то, что до визита я изучила все видео процедуры, которые только смогла найти в интернете, мне всё равно тревожно. Ну зачем я на это согласилась! Ещё и за свои деньги.
Чтобы не выдать волнения, весь сеанс я чётко следую его указаниям. Положить «ручки на молочные заводики», лечь на бок, расслабиться, снова перевернуться. Целый час он бьёт меня кожаными петлями-ракетками через полотенца. Этот метод народной медицины называется «ладка тела нагайками», его цель — расслабление пациента и общее оздоровление организма. По словам пока немногочисленных адептов методики, у неё древние казачьи корни. Моего ладчика зовут Иван Пшеничный, и он — самый известный в России нагаечник, который не только принимает пациентов, но и обучает новых лекарей. У него приятный тихий голос, а выглядит он как пожилой интеллигент времён перестройки: в очках, с торчащими седыми усами и широкой улыбкой. Я здесь, чтобы взять у него интервью.
A post shared by Иван Пшеничный (@pshenichny_ivan) on Jul 20, 2018 at 4:21pm PDT
Классическая казачья нагайка — это плеть с кожаной нашивкой на конце. Исторически её использовали для управления лошадью, но также могли применять в бою или в качестве наказания. Для ладки тела нужны модифицированные нагайки: они свёрнуты в петлю и по форме напоминают выбивалку для ковра — в первую очередь потому, что обычной нагайкой ладить человека тяжело и у мастера устаёт рука. Чтобы расслабить клиента, его накрывают полотенцами, берут две нагайки-петли и простукивают тело то одной, то другой, то обеими сразу. Описанию этой техники Иван Пшеничный посвятил девять коротких видео на своём YouTube-канале. В них он на фоне осеннего леса рассказывает о специальных детских нагайках, универсальных инструментах, которыми можно стучать и по животу, и по спине, и «тяжёленьких», которые он использует чаще всего.
В тот день я ушла из «УмТело» с огромным синяком на попе, а потом ещё неделю не могла нормально сидеть. Пшеничный сказал, что синяк — признак того, что из меня вышло всё самое плохое. Хоть бы так и случилось.
Ивану Павловичу Пшеничному 59 лет. В 1984 году он закончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, а потом почти 35 лет проработал в сфере IT. Сначала создавал алгоритмы для обработки информации со спутников на оборонном предприятии «Комета», потом управлял отделом сисадминов в одной из компаний — дочек «Газпрома». Параллельно Иван развивался в сфере народной медицины: учился всему — от гирудотерапии до хиджамы, а с 2018-го оставил официальную работу и посвятил жизнь ладке тела казачьими нагайками. Сам себя Пшеничный называет оздоровителем, подчёркивая, что он не врач: «Ладка делает тело более ладным, более правильным, но при этом мы не используем силовые манипуляции, которые можно было бы назвать „правками“», — объясняет Иван.
Если бы передо мной стояла задача описать самого Пшеничного одним словом, я бы выбрала «ладный». Во-первых, не представляю человека, который может с ним поссориться. Во-вторых, многое в его жизни будто пришло к нему без особых усилий. В-третьих, жаловаться на обстоятельства и «править» мир вокруг он явно не привык. Хотя случалось с Пшеничным всякое.
Иван родился в селе Старая Полтавка под Волгоградом в семье сотрудницы семенной лаборатории и разнорабочего. Отец пил и бил мать: «Были такие моменты, когда мы убегали из дома и ночевали у матери на работе», — вспоминает Пшеничный. Иногда доставалось и ему самому: например, в третьем классе отец хорошенько отшлёпал Ивана ремнём за «тугодумство» — тот не мог выучить таблицу умножения. «Со стратегической точки зрения это было эффективное действие, — рассуждает Иван. — Через несколько лет я был лучшим учеником в классе. Вообще я благодарен отцу, в том числе за то, что показал мне, как не нужно вести себя с алкоголем».
В школе Пшеничного из-за хороших отметок дразнили академиком, а в седьмом классе на одном из комсомольских собраний он пообещал себе и коллективу стать золотым медалистом. Через год мама по знакомству достала ему путёвку в областной физико-математический лагерь «Интеграл». Там Иван познакомился с преподавателями МГУ и решил поступать на факультет вычислительной математики и кибернетики. Но, получив золотую медаль, столкнулся с первой крупной трудностью в жизни: денег на переезд парня в Москву у семьи не было. Тогда мать устроила сына лаборантом на местную молочно-товарную ферму. Там Иван жульничал: говорил дояркам, что качество молока хуже, чем есть на самом деле. Им приходилось заново процеживать продукт, в итоге показатели качества росли, а колхоз получал дополнительные деньги, чем Иван, параллельно проходивший заочные подготовительные курсы при МГУ, очень гордился. Через год он скопил денег и переехал в Москву.
На ВМК Пшеничный «как-то сам по себе» стал председателем профкома курса, командиром народной дружины и комсомольским прожектором. А ещё влюбился в однокурсницу Татьяну, которая вскоре стала его женой. «Мы даже писали диплом на одной кафедре: у меня была тема „Неравновесная динамика сорбции многокомпонентной смеси“, а у неё — „Равновесная. “», — с улыбкой вспоминает ладчик. Вместе с Татьяной и мечтами о детях в жизни Пшеничного появился интерес к закалке, народной медицине и альтернативным методам обучения.
Всё началось с лекций знаменитого советского педагога Бориса Никитина о раннем развитии интеллекта с помощью игр и головоломок. Дальше было изучение метода тренера по плаванию Игоря Чарковского: младенца в течение получаса быстро и часто погружают в воду; в момент окунания в бассейн он автоматически задерживает дыхание, а выныривая, делает «активный вдох». Адепты метода считают, что гипоксия и последующий активный вдох — залог быстрого умственного и физического развития ребёнка, но официально эффективность практики не доказана. Тем не менее, когда у Пшеничных появились сын Михаил и дочь Антонина, их сразу стали погружать в бассейн по Чарковскому и обливать холодной водой для закалки.
A post shared by Иван Пшеничный (@pshenichny_ivan) on Mar 8, 2020 at 8:20am PDT
Официальная медицина в СССР считалась качественной и была бесплатной — большинство населения врачам доверяло. Народные целители были запрещены, но продолжали существовать подпольно. Несмотря на то, что за незаконное врачевание грозили штрафы и исправительные работы, к знахаркам иногда обращались за снятием порчи и сглаза, а старшие женщины в деревнях всегда знали, как помочь домашним с головной болью и рвотой, чтобы не обращаться в поликлинику «по пустякам». В 1970-е годы в кругах советской интеллигенции стал распространяться западный эзотерический самиздат: литература по йоге, цигуну и восточной медицине. Вместе с ней появились домашние кружки по освоению этих практик.
В 1989 году на Центральном телевидении СССР впервые выходит передача «Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского», в которой он лечил население страны от самых разных болезней методами гипноза; чуть позже в эфире появляется заклинатель воды, кремов и мазей Аллан Чумак. В 1990-е Россию окончательно захватил интерес к альтернативной медицине на грани с эзотерикой, при этом западные нью-эйдж-практики активно смешивались с традиционными российскими «бабушкиными методами». По словам доктора филологических наук, кандидата культурологии и антрополога Ольги Христофоровой, в то же время в стране падало доверие к официальной медицине: из-за кризиса система здравоохранения обнищала, врачи уходили из профессии. Альтернативная же медицина давала надежду даже в тех случаях, когда официальная воздерживалась от оптимистических прогнозов.
В 1993 году в России вышел закон «Об охране здоровья», по которому у практиков народной медицины появилась возможность лицензироваться и даже открывать кабинеты в государственных поликлиниках. При этом сеансы массового целительства запретили. Сейчас в России люди по-прежнему интересуются альтернативными и народными методами лечения: по данным «Левада-Центра» за 2017 год, лекарям доверяют более половины россиян. Юридически народная медицина регулируется 50-й статьёй закона «Об основах охраны здоровья граждан»: практиковать её могут лишь люди, которые получили на это разрешение от «исполнительной власти субъекта в сфере охраны здоровья». «Без бумажек — мы никуда», — соглашается с положением дел Иван Пшеничный.
Однажды Иван принёс с работы рекламный журнал «Красота и здоровье», в котором среди прочего была информация, что гирудотерапия «способствует деторождению». Татьяна это запомнила и через несколько лет отыскала надёжного специалиста, который выписал ей двухнедельный курс пиявок. В тот же месяц супруги обнаружили на тесте две полоски. Младшую дочь, Аксинью, они ласково называют «пиявчонком». По словам Ивана, обычные репродуктологи «смотрят только на половые органы», а для наступления беременности важно общее здоровье организма, поэтому пиявки — это «универсальное и наиболее правильное в этой ситуации средство».
Успешная гирудотерапия стала для Пшеничных поводом познакомиться с народной медициной ещё ближе. Татьяна прошла обучение у Владимира Савинова, «патриарха российского пиявочного направления», а Иван по наводке знакомых увлёкся основоположником висцеральной хиропрактики — массажа живота, с помощью которого якобы можно воздействовать на все внутренние органы, — Александром Огуловым. На YouTube-канале Огулова (233 тысячи подписчиков) Иван пересмотрел все видео о массаже живота и очень захотел скорее начать применять техники на себе. Но прежде ему как человеку с научным складом ума нужно было убедиться в их эффективности.
Тогда Пшеничный стал искать в интернете способы за короткий срок определить максимум параметров здоровья и наткнулся на статьи Людмилы Куликовой. В прошлом практикующий врач, она пришла к выводу, что официальная медицина не лечит, и ушла в биорезонансную диагностику (методика диагностики болезней, основанная на «спектральном анализе магнитных полей человеческого тела»; эффективность не доказана) и распространение БАДов. Иван пропил курс таблеток и порошков, параллельно разминая живот по технике Огулова, и на повторном сеансе диагностики с удовольствием узнал, что его живот стал «хорошенький». Сложные приборы Людмилы Куликовой вместо «чёрных квадратиков» в его организме теперь видели «жёлтые треугольнички» — так Иван понял, что всё делает верно, и продолжил изучать техники Огулова. Среди прочего он прошёл очный курс по висцеральным хиропрактикам.
Судя по информации на официальном сайте клиники Александра Огулова и его странице во «ВКонтакте», доктор закончил Московскую государственную академию физической культуры и в 2016 году был награждён медалью «Лучший врач года», хотя не имеет медицинского образования. Кроме того, у него есть орден «Честь и слава Великой России», однако самиздату не удалось найти организацию, которая бы выдавала такие ордена.
В 2016 году, ещё работая в офисе, Иван начал принимать клиентов. К тому моменту он прошёл множество курсов у гуру альтернативной медицины и остановился на методике восстановления нормального тонуса мышц, которая называется «постизометрическая релаксация». Практику нужно создать в мышце клиента максимальное напряжение, и тогда следом придёт расслабление. Но Пшеничного степень расслабления клиентов после релаксации не устраивала. Он искал метод, «чтобы бах — и опа!» И обнаружил его на семинаре ростовского казака Сергея Павлюкова.
«Казаки всегда лечили людей кожаными плётками, а ещё кодировали так от зависимости», — объясняет Павлюков. По его словам, чтобы закодировать человека, нужно привязать его к дереву и отстегать до крови «спинку и попу», тогда негатив впитывается в плётку благодаря свойствам кожи и узору плетения. Кроме того, у нагаек есть релаксационный потенциал. Казаки, уверяет Павлюков, — не единственные, кто оздоравливался методами розготерапии, но в открытых источниках информации об исторических корнях методики почти нет.
Иван отлично помнит вечер, когда вернулся домой с последнего семинара Павлюкова. «Жена спрашивает: „Где был?“ Я говорю: „Учился“. Спрашивает: „Чему научился?“ Предлагаю: „Хочешь, отшлёпаю?“» Спустя 15 минут ладки Татьяна уснула. Тогда Иван решил простучать свою 13-летнюю дочь. Та уснула через пять минут. Пшеничный было подумал, что это случайность, но, когда опробовал нагайки на знакомой массажистке, которая неожиданно для самой себя заснула во время сеанса, убедился: нагайки работают. Если Сергей Павлюков «шлёпал бодренько», то Пшеничный защитил аттестационную работу в Институте восточной медицины РУДН по теме «Релаксационная модификация казачьих техник ладки тела нагайками». Подтверждение своих гипотез он ищет в отзывах клиентов — те сообщают об остановках внутреннего монолога и глубоком умиротворении во время процедур.
Нагайки изменили жизнь Ивана. Его заметили в Международной ассоциации специалистов оздоровительных практик (МАСОП), где раньше он только занимался фото- и видеосъёмкой, пригласили в оргкомитет и стали предлагать вести семинары. «Есть в каком-то фильме фраза: „Не проси — оно само придёт“, — объясняет Иван. — Это мой случай».
Помимо нагаек-петель, Иван перепробовал множество разных инструментов для ладки, но ни один не смог их заменить. Железные венички, по отзывам клиентов, были жестковаты. Руками простукивать людей больно. А бамбуковые палочки, которые Пшеничный видел на соревновании массажистов, — «это просто смешно». Неплохим инструментом Иван считает резиновые ладошки, но с автором методики, Леонидом Кононовичем Розломия, у Пшеничного конфликт.
Изобретатель и владелец патента на резиновые ладошки, Розломия написал разгромную статью — сравнение ладошек с нагайками-петлями. По его мнению, вес у нагаек излишний, удары они наносят поверхностные, изнашиваются быстро — словом, проигрывают ладошкам по всем параметрам. Пшеничный утверждает, что его коллега нагайки-петли в руках никогда не держал, а поэтому не может делать таких выводов. Розломия не стал давать самиздату комментарий, но в переписке подчеркнул, что статью на его сайте «написал врач с почти полувековым стажем работы», поэтому у нас не может быть оснований ей не доверять. На сайте «Школы практической миологии Л. Розломия» написано, что в 1973 году он закончил Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт и является автором многих медицинских терминов (например, «синдром холодных стоп») и методик по терапии внутренних органов. Однако нигде, кроме сайта Леонида, эти термины и методики не упоминаются.
Это не первое столкновение в мире оздоровителей. На своём сайте Розломия утверждает, что существует «ОПГ, которая занимается контрабандным производством и распространением резиновых ладошек», и причисляет к ней коллег Ивана по МАСОП и Александра Огулова. Пшеничный смеётся, когда слышит эту историю: «Если человек считает, что его ограбили, то он должен обратиться в правоохранительные органы». По словам Ивана, Розломия пользовался чужими иллюстрациями по остеопатии и выдавал их за свои — и для него это «проблемой не было». Впрочем, прямого ответа на вопрос, как он в целом относится к ситуации, Иван не даёт и, кажется, обиды на Розломия он не держит: «Леонид Кононович — уважаемый мною специалист, однако как человек он не очень».
К 2020 году Иван обучил работе с нагайками-петлями более 150 человек, многие из которых уже сами ладят пациентов. Он регулярно ездит по городам, проводит мастер-классы, а потом фотографируется с учениками, которые радостно держат сертификаты, и размещает фото на своей странице во «ВКонтакте». После каждого семинара Пшеничный создаёт в WhatsApp чат для обучившихся, чтобы они могли обмениваться опытом, а со всеми интересующимися поддерживает связь в чате «Целительство и нагайки», где сейчас более 240 человек. В то же время Иван продолжает ладить людей сам.
77-летний Виктор обратился к Ивану с жалобами на дважды травмированное правое плечо. От боли у него появились проблемы со сном. Пшеничный провёл для него занятие по суставной гимнастике и пробил его нагайками через четыре махровых полотенца. На следующий день, вспоминает Виктор, он позвонил Пшеничному и рассказал, что по дороге домой заснул в автобусе и пропустил свою станцию, а когда оказался дома, заметил, что потерял мобильный телефон. Несмотря на тревогу, он крепко проспал всю ночь, а утром позвонил в депо и забрал мобильный.
Среди клиентов Ивана есть как люди без медобразования, так и врачи. «Настолько позитивные ощущения испытывает тело, что просто подсаживаешься как наркоман на эти процедуры», — пишет в отзыве реабилитолог Марина Новикова. А 60-летняя Людмила Аркатова рассказывает, что Иван помог ей справиться со множеством проблем: от боли в крестцовом отделе, бессонницы и слабости в ногах до камней в жёлчном пузыре, плохой работы ЖКТ и частого воспаления бронхов. Сам же Иван гордо вспоминает, как клиентка его ученицы, которой «только попу постучали минут 30», получила работу мечты на следующий день после сеанса.
Большинство клиентов и коллег Пшеничного отзываются о нём как о «светлом человеке» и «грамотном специалисте, который применяет комплексный подход». Подход у Ивана и правда всеобъемлющий: в пятистраничной pdf-автобиографии Пшеничного перечислены все семинары, вебинары и конференции по альтернативной медицине, которые он когда-либо посещал. Согласно этому документу, Иван — специалист по хиджаме, висцеральной хиропрактике, остеопатии, холистическому массажу, корректировке психофизического состояния на основе волновых процессов в полушариях мозга, коррекции костей и применению стимулина-Д (препарат на основе яда жуков-стафилинидов, который якобы повышает иммунитет и лечит от гепатита; не зарегистрирован, данных о клинической эффективности нет). Иван объясняет свою тягу к знаниям тем, что «одной пилюли, техники или метода, который помог бы всем, не существует», а значит, чем больше знаний и умений у него будет, тем большему количеству клиентов он сможет помочь.
Врач-педиатр Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачёва Арина Рахтеенко объясняет, что с точки зрения официальной медицины судить об эффективности альтернативной затруднительно. «Чтобы заявить, что метод работает, нужно провести исследования на больших выборках пациентов и на каждую группу заболеваний, от которых, предположительно, помогает то или иное средство. Упрощённая суть испытания: результаты пациентов, которые принимают лечение, сравнивают с результатами тех, кто не получал терапию или получал плацебо». Таких экспериментов не проводилось ни для ладки тела нагайками, ни для хиджамы, ни для висцеральной хиропрактики. По мнению Арины, основная проблема с этими методами в том, что они не несут ни выраженной пользы, ни выраженного вреда. При этом, выбирая такой способ лечения, пациенты рискуют запустить патологию и потерять время. «Незнание диагноза и позднее начало лечения могут ухудшить прогнозы или даже сыграть фатальную роль», — предостерегает Рахтеенко.
Иван, впрочем, считает, что эффективность нагаек сомнению не подлежит. Её замеряли приборами «Оникс» и «Лотос», выявившими «усиление мощности энергосистемы пациента, улучшение работы сосудов и повышение иммунного статуса». «Оникс» и «Лотос» — продукты петербургской Научно-производственной фирмы «Динамика». Первый прибор снимает ЭКГ и показывает информацию о состоянии чакр, меридианов, дош и ауры человека, а второй выдаёт индекс напряжённости, нейродинамическую матрицу и энергетическую пирамиду пациента. На сайте компании-производителя сказано, что использовать машины может человек без медицинского образования; стоят приборы 39 и 49 тысяч рублей соответственно.