казачий сын что значит
Кто такие казаки?
Кто такие казаки? Происхождение слова
Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».
Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.
В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».
Происхождение казачества
Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:
Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.
Немецкий историк Г. Штекль пишет:
«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».
Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:
Казаки на Руси
На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.
С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:
Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.
В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.
Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.
К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.
Современные казаки
Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.
Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.
Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.
Иерархия казаков
Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.
Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.
Казачьи чины
Унтер-офицерские (младшие) чины:
Обер-офицерские (старшие) чины:
Штаб-офицерские (главные) чины:
Генеральские (высшие) чины:
Форма казаков
Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.
По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.
Другие элементы одежды казака:
Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.
Женщины в казачьих сообществах
Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.
Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.
Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.
Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».
Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.
Традиционный элементы одежды:
Кухня казаков
Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.
Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.
Казаки, прославленные Русской Православной Церковью
Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:
Казаки в художественной литературе
Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.
Проза
Поэзия
Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)
Если в чей-то адрес высказывалось подобное выражение, значит, воспитательный процесс в этой семье дал сбой, и внук настолько опозорил честь фамилии, что не имеет право называться казаком.
Воспитатели
Чтобы сын, а потом и внук, не давали поводов краснеть за их поступки, родители должны были растить и формировать личность ребёнка в соответствии с принятыми в казацком сообществе регламентами и ритуалами.
Девочка, как будущая хозяйка очага и верная подруга жизни, с детства приучалась к домашним хлопотам, рукоделию и покорному отношению к мужчине.
Мальчик, как защитник и хозяин, получал знания и навыки необходимые для героического, справедливого и доброго служения Богу, Отчизне и семье.
Немаловажную роль в становлении малышей играли крёстные или духовные родители, которые принимали непосредственное участие в воспитательном процессе: крёстная мать, отвечала за девочку, а крёстный отец за мальчика.
Этапы формирования
Как только новорожденный казачонок оказывался в люльке, приглашённые в дом на смотрины мужчины собирались вокруг него и начинали вспоминать и перечислять славных родственников младенца, прославивших его род, их ратные подвиги и моральный образ жизни.
На седьмой или сороковой день жизни новоиспечённого члена казацкой общины обязательно крестили, и с это момента он был ответственен за свои действия не только перед людьми, но и перед Богом, тем более что православие было одним из столпов казачества.
Пока дети были маленькими, их приучали действовать по схеме «увидел-осознал-сделал», и с каждым годом на этот процесс они должны были затрачивать всё меньше и меньше времени, дабы в критический момент без паники и суеты молниеносно принять правильное решение.
Впервые казак оказывался в седле в возрасте 1 года, когда на него надевали отцовскую шашку и выгуливали по двору. А после все мужчины рода вели его на урочище и круглик.
В целом система казачьего воспитания строилась по спирали, в которой всякий виток охватывал определённый возрастной отрезок и представлял собой замкнутый цикл развития. Каждая новая ступень формирования личности, начиналась с одних и тех же физических, духовных и интеллектуальных упражнений, но на более сложном и качественном уровне. Для того чтобы мальцы могли продемонстрировать свои способности в станицах устраивались различного рода игры – соревнования.
С 12 лет молодёжь начинали приводить на станичный сход – Круг, чтобы они смотрели и запоминали ход самого важного общественного мероприятия казаков, на котором решались все насущные проблемы.
Проявив себя с лучшей стороны, малец мог заслужить прозвище «матёрый казачина», но только в том случае, если его дед и отец из-за качественной подготовки и смелости, сумели вернуться живыми из всех своих военных походов.
Современное казачество
В наши дни в обществе наблюдается повышенный интерес к казачеству. Сегодня любой желающий, в том числе и тот, кто не исповедует православие, успешно пройдя трёхмесячные испытания, может с разрешения Схода стать членом казачьей общины.
Но, как поясняет атаман станицы «Адмиралтейская-Невская», уполномоченный Малого Круга казаков Санкт-Петербурга и Ленинградской области Игорь Чипизубов, ни восприятие казачьей идеологии, ни совершенное знание их традиций и обычаев, не способны превратить человека иной национальности в настоящего казака.
Новоиспечённый член казачьего войска, хоть и будет включён в соответствующий реестр, но всё же будет считаться приписным казаком. Атаман Тверского станичного казачьего общества Альберт Меньшиков отмечает, что носить гордое звание потомственного казака сможет лишь внук обратившегося в казачество инородца.
По словам атамана Верхне-Донского округа Юрия Карташова, казаком по роду, то есть представителем четвёртого восточнославянского народа, а не просто военного сословия, может именоваться не каждый. Это право имеется у тех, в чьих жилах течёт хоть капля казачьей крови, и неважно по какой линии она досталась человеку – по отцовской или по материнской.
2) до 1917 г. представитель одного из многочисленных племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами, татарами, алеутами, тунгусами и пр. В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне национальностей при проведении переписи в РФ;
3) представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года;
4) рядовой казачьих войск;
5) член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения);
6) вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре и литературе);
7) в малороссийском (украинском) языке (диалекте) – « к озак ».
Казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых или приписных казаков.
Казачка – 1) взрослая (с 18 лет) представительница казачьего этноса женского пола; до 18 лет – девица, до 7 лет – «мал а»;
2) девица, выросшая или воспитанная в казачьей семье, после 18 лет;
3) жена казака вне зависимости от племенного и этнического происхождения. В малороссийском (украинском) языке (диалекте) – «жинка» ;
Казачонок – подросток до 18 лет, родившийся и воспитанный в казачьей семье, до 7 лет – « мал ец ». После 18 лет казачонок верстается (принимается) в родовые или потомственные казаки на общем (валовом) станичном Круге
Казаки (казачий этнос, казачий народ) – исторически сформировавшаяся общность различных племен, объединенных: а) общей территорией проживания («почвой»);
б) общей культурой – религией, языком (фольклором), музыкой.
Племена, формировавшие в Приазовье, в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе казачий народ (этнос) на протяжении его истории:
I. В период существования Скифского государства ( до 4-5 веков вв.):
1) сарматские (кавказские) племена индоевропейской группы племен; 2) ост-готские племена германской группы племен; 3) греческие племена понтийской ( динарской ) группы племен.
II. В период существования Хазарского Каганата в 6-10 вв. (дополнительно): 1) татарские племена (половцы, печенеги, огузы и др.) туранской группы племен; 2) еврейские племена семитской группы племен.
IV. В период существования Золотой Орды в 13-15 вв. : представители славянской группы племен на основе «тамги» («дани по людям»).
VI. В период Российской империи в 18-20 вв. : 1) представители монголоидных племен (калмыки, буряты, якуты и др. народности Сибири и Дальнего востока); 2) представители западно-европейских стран ( европеидные племена).
VII. В период существования СССР в 20 в. размывание ранее сложившегося казачьего этноса: 1) в сельской местности за счет поволжских (мордва, черемисы, мари), северо- кавкакзских (дагестанские, ингушские, адыгейские) и закавказских (армяне, курды) народностей; 2) в городах и городских поселениях за счет евреев и татар.
VIII. В Российской Федерации в настоящее время продолжение племенного размывания казачьего этноса за счет ассимиляции его в русскоговорящей среде, подавление его славянским влиянием – великоросским (русским) и малоросским (украинским).
Казачья миграция ( с Дона, с Днепра, с Северного Причерноморья):
1. На Волгу, на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток с 16-го века (совместно с новгородцами, устюжанами, поморами);
2. На Северный Кавказ с 16-го века, на Кубань в конце 18-го века ;
4. Рассеяние по всему миру после гражданской войны 1917-1922 гг. (казаки – участники антибольшевистского сопротивления);
5. Рассеяние по всему миру после Второй мировой войны 1930-1945 гг. (казаки – участники антисоветского движения);
6. Оседание в странах (помимо России) – бывших республиках СССР после его распада (на Украине, в Казахстане, Киргизии, Молдавии).
а) территориальный признак проживания казачьего этноса;
Казаки российские – казаки, имеющие гражданство Российской федерации. Соответственно – казаки украинские, казаки казахстанские, казаки приднестровские, казаки австралийские, казаки советские и т.п.
Казаки русские (в древности – « русьские ») – казаки, признающие над собой духовную власть Патриарха (Митрополита) Всея Руси.
Казаки ордынские – казаки, служившие в 13-16 вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия Ордой ислама (14 век) могли быть православными, то есть «русскими».
Казаки реестровые: а) в 14-17 вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (17-18 вв.) на службе московскому царю (слободские казаки);
б) в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную организацию.
Казачий (казачья)– прилагательное к «казаку», «казачке» или «казакам» относящееся; в малороссийском (украинском) языке (диалекте) – « коз ацкий ».
Казачество – а ) До революции 1917 года означало принадлежность к казачьему сословию;
б) В настоящее время обозначает различные формы казачьих объединений – этнические, культурно-исторические, реестровые.
в) в начале 90-х годов ХХ века предпринималась несостоявшаяся попытка создания под руководством Главного управления казачьих войск при президенте РФ (расформировано в 1998 г.)
а) Одинокие казаки и казачки: неженатые казаки, незамужние казачки, вдовые, а также казаки и казачки, живущие отдельно от своих детей
б) Казачья семья – малая: бездетная семья или казак-муж и казачка-жена, живущие отдельно от детей;
г) Казачья семья – курень: совместно проживающие и ведущие общее хозяйство казак-отец, казак-дед, казачки – их жены, женатые сыновья и дочери, их невестки и зятья (примаки), взрослые и малолетние сыновья и дочери.
2. Этнические казачьи объединения:
а) казачья община : солидарное объединение казачьих семей, как правило, на основе общего вероисповедания. Община образуется вокруг конкретной церкви (храма) и составляет ее приход;
б) традиционное казачье жилище – двухэтажный (низы и верхи) дом с крышей «шатром»;
в) три и более хат (флигелей, изб), стоящих особняком;
г) воинское полковое соединение (у запорожских казаков).
в) Казачий хутор – а) традиционное поселение казаков, сходное с великоросской (русской) деревней. В отличие от казачьей станицы (или славянского села) не имеет на своей территории храма; б) отводная хозяйственная усадьба – «ферма», в Сибири «за имка», в Прибалтике «мыза», в Польше « фольварок », в Германии «фольварк»;
г) Казачья станица: а) традиционное казачье поселение, аналогичное русскому селу. В настоящее время на юге России – поселок городского типа в несколько тысяч жителей;
Казачья станица, как правило, создается вокруг православного храма и образует его приход. Станичный казачий Круг (общий, валовой) собирается один раз в год в День главного храмового праздника после молебна. Станичный атаман выбирается на общем станичном Круге исключительно из числа хуторных (или куренных) атаманов, входящих в данную станицу. Станичный атаман представляет на Круг для утверждения кандидатуры товарища атамана (станичного есаула), казначея и писаря. На станичном Круге председательствует председатель станичного Совета старейшин, деятельность станичного Круга благославляет настоятель станичного храма, там заслушивается и обсуждается отчет станичного атамана, выступают председатель станичного Совета старейшин и Суда чести, председатель станичного женского Совета (станичная мамука ), руководители (атаманы) казачьих артелей и предприятий (кошей). Казачата, достигшие 18-ти лет, в этот день принимают казачью присягу. Выступает станичный ансамбль с песнями и плясками, выступают казаки, казачки и казачата. Проводятся спортивные состязания и показательные выступления, награждаются победители. Работают буфеты и закусочные. На станичные (хуторные) Круги казакам, казачкам и казачатам рекомендуется приходить в национальной казачьей одежде, а казакам действующего реестра – в установленной законом форме, также надевать государственные и общественные награды и почетные знаки
Основные задачи станицы, как основополагающего казачьего объединения (в дополнение к перечисленным на уровне хутора и куреня): организация станичной казачьей школы для казачат и девчат от 7 до 14 лет, внешкольная работа с казачатами (приобщение к православию, физкультура и спорт, приобщение к искусству, приобретение хозяйственно-бытовых навыков, организация летних лагерей), медицинская и акушерская помощь станичникам, информационное обеспечение (выпуск газет, сайтов), поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности (организация станичной дружины).
В казачьей станице ежемесячно проводятся: атаманское правление, заседание станичного Совета старейшин, заседание станичного женского Совета, собрание хуторных ( куреныых ) уставщиков при станичном храме.
Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.
Если в чей-то адрес высказывалось подобное выражение, значит, воспитательный процесс в этой семье дал сбой, и внук настолько опозорил честь фамилии, что не имеет право называться казаком.
Воспитатели
Чтобы сын, а потом и внук, не давали поводов краснеть за их поступки, родители должны были растить и формировать личность ребёнка в соответствии с принятыми в казацком сообществе регламентами и ритуалами.
Девочка, как будущая хозяйка очага и верная подруга жизни, с детства приучалась к домашним хлопотам, рукоделию и покорному отношению к мужчине.
Мальчик, как защитник и хозяин, получал знания и навыки необходимые для героического, справедливого и доброго служения Богу, Отчизне и семье.
Немаловажную роль в становлении малышей играли крёстные или духовные родители, которые принимали непосредственное участие в воспитательном процессе: крёстная мать, отвечала за девочку, а крёстный отец за мальчика.
Этапы формирования
Как только новорожденный казачонок оказывался в люльке, приглашённые в дом на смотрины мужчины собирались вокруг него и начинали вспоминать и перечислять славных родственников младенца, прославивших его род, их ратные подвиги и моральный образ жизни.
На седьмой или сороковой день жизни новоиспечённого члена казацкой общины обязательно крестили, и с это момента он был ответственен за свои действия не только перед людьми, но и перед Богом, тем более что православие было одним из столпов казачества.
Пока дети были маленькими, их приучали действовать по схеме «увидел-осознал-сделал», и с каждым годом на этот процесс они должны были затрачивать всё меньше и меньше времени, дабы в критический момент без паники и суеты молниеносно принять правильное решение.
Впервые казак оказывался в седле в возрасте 1 года, когда на него надевали отцовскую шашку и выгуливали по двору. А после все мужчины рода вели его на урочище и круглик.
В целом система казачьего воспитания строилась по спирали, в которой всякий виток охватывал определённый возрастной отрезок и представлял собой замкнутый цикл развития. Каждая новая ступень формирования личности, начиналась с одних и тех же физических, духовных и интеллектуальных упражнений, но на более сложном и качественном уровне. Для того чтобы мальцы могли продемонстрировать свои способности в станицах устраивались различного рода игры – соревнования.
С 12 лет молодёжь начинали приводить на станичный сход – Круг, чтобы они смотрели и запоминали ход самого важного общественного мероприятия казаков, на котором решались все насущные проблемы.
Проявив себя с лучшей стороны, малец мог заслужить прозвище «матёрый казачина», но только в том случае, если его дед и отец из-за качественной подготовки и смелости, сумели вернуться живыми из всех своих военных походов.
Современное казачество
В наши дни в обществе наблюдается повышенный интерес к казачеству. Сегодня любой желающий, в том числе и тот, кто не исповедует православие, успешно пройдя трёхмесячные испытания, может с разрешения Схода стать членом казачьей общины.
Но, как поясняет атаман станицы «Адмиралтейская-Невская», уполномоченный Малого Круга казаков Санкт-Петербурга и Ленинградской области Игорь Чипизубов, ни восприятие казачьей идеологии, ни совершенное знание их традиций и обычаев, не способны превратить человека иной национальности в настоящего казака.
Новоиспечённый член казачьего войска, хоть и будет включён в соответствующий реестр, но всё же будет считаться приписным казаком. Атаман Тверского станичного казачьего общества Альберт Меньшиков отмечает, что носить гордое звание потомственного казака сможет лишь внук обратившегося в казачество инородца.
По словам атамана Верхне-Донского округа Юрия Карташова, казаком по роду, то есть представителем четвёртого восточнославянского народа, а не просто военного сословия, может именоваться не каждый. Это право имеется у тех, в чьих жилах течёт хоть капля казачьей крови, и неважно по какой линии она досталась человеку – по отцовской или по материнской.