кайрос что это значит
Кайрос
Кайрос (др.-греч. Καιρός «благоприятный момент») — древнегреческий бог счастливого мгновения.
У древних греков было два слова для времени: хронос — касается хронологической последовательности или времени прошедшего и все пожирающего (имеет количественный характер); кайрос — неуловимый миг удачи, который всегда наступает неожиданно, и поэтому им очень трудно воспользоваться (имеет качественный характер). [1] Кайрос обращает внимание человека на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, чтобы достичь успеха. Этот бог был очень почитаем у древних греков. На рельефе он изображён с прядью волос на голове — только за этот локон и можно ухватить неуловимого крылатого Кайроса. В руках он обычно держит весы, что символизирует справедливость судьбы, посылающей удачу тем, кто это заслужил.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Кайрос» в других словарях:
Кайрос — божество благоприят. момента, почитавш. в Олимпии; его изображ. с крыльями и весами … Древний мир. Энциклопедический словарь
Кайрос — (греч. благоприятный момент, подходящее для к. л. предприятий время), божество благоприятного момента, почитавшееся в Олимпии; его изображали с крыльями и весами … Словарь античности
кайрос — а, ч. В екзистенціальній психології – критичний момент прийняття рішення у власному житті, коли значення та цінності життя зазнають змін і виникають рішучі зміни в особистості … Український тлумачний словник
Кайрос — (греч. kairos определённый отрезок времени) в экзистенциальной психологии критический момент принятия индивидом поворотного решения относительно собственной жизни, когда его ценности, смыслы и личность в целом меняются самым радикальным,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Кайрос Документ — ♦ (ENG Kairos Document) (1985) Документ, написанный пасторами черной и белой расы в Южной Африке (5 сент. 1985), к рый подверг критике государственную и церковную теологии страны, из к рых одна была идолопоклоннической, а другая неспособной… … Вестминстерский словарь теологических терминов
kairos — Кайрос … Вестминстерский словарь теологических терминов
Kairos Document — Кайрос Документ … Вестминстерский словарь теологических терминов
ТИЛЛИХ — (Tillich) Пауль (1886 1965) – нем. амер. христ. мыслитель, теолог, философ культуры. Получил богословское образование в ун тах Берлина, Бреслау, Галле. Д р философии и теологии. Обе диссертации филос. и теол. были посвящены философии… … Энциклопедия культурологии
ТИЛЛИХ — (Tillich) Пауль (1886 1965) один из ведущих представителей диалектической теологии, философ культуры. Изучал философию и богословие в ун тах Берлина, Тюбингена, Галле (1905 1912); служил капелланом в действующей армии, преподавал в ун тах… … Философская энциклопедия
Кайрос
Смотреть что такое «Кайрос» в других словарях:
Кайрос — (др. греч. Καιρός «благоприятный момент») древнегреческий бог счастливого мгновения. У древних греков было два слова для времени: хронос касается хроноло … Википедия
Кайрос — божество благоприят. момента, почитавш. в Олимпии; его изображ. с крыльями и весами … Древний мир. Энциклопедический словарь
кайрос — а, ч. В екзистенціальній психології – критичний момент прийняття рішення у власному житті, коли значення та цінності життя зазнають змін і виникають рішучі зміни в особистості … Український тлумачний словник
Кайрос — (греч. kairos определённый отрезок времени) в экзистенциальной психологии критический момент принятия индивидом поворотного решения относительно собственной жизни, когда его ценности, смыслы и личность в целом меняются самым радикальным,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Кайрос Документ — ♦ (ENG Kairos Document) (1985) Документ, написанный пасторами черной и белой расы в Южной Африке (5 сент. 1985), к рый подверг критике государственную и церковную теологии страны, из к рых одна была идолопоклоннической, а другая неспособной… … Вестминстерский словарь теологических терминов
kairos — Кайрос … Вестминстерский словарь теологических терминов
Kairos Document — Кайрос Документ … Вестминстерский словарь теологических терминов
ТИЛЛИХ — (Tillich) Пауль (1886 1965) – нем. амер. христ. мыслитель, теолог, философ культуры. Получил богословское образование в ун тах Берлина, Бреслау, Галле. Д р философии и теологии. Обе диссертации филос. и теол. были посвящены философии… … Энциклопедия культурологии
ТИЛЛИХ — (Tillich) Пауль (1886 1965) один из ведущих представителей диалектической теологии, философ культуры. Изучал философию и богословие в ун тах Берлина, Тюбингена, Галле (1905 1912); служил капелланом в действующей армии, преподавал в ун тах… … Философская энциклопедия
Кайрос Бог — как поймать свой счастливый случай
Людям свойственно надеяться на счастливый шанс, данный судьбой. Многие обращаются за помощью к Богам. У каждого народа были свои Боги, олицетворяющие удачу. В древней греции — это Кайрос Бог — Бога счастливого мгновенья.
Всего четыре строки из прекрасной песни прекрасного фильма. Впервые эта песня прозвучала в кинотеатрах нашей страны в далеком 1973 году в фильме «Земля Санникова» и с тех пор ее слушают. Под эту песню грустят, под нее думают. Думают о вечном, думают о наболевшем, и молодые и те, у кого за спиной опыт прожитых лет. Почему?
Да просто все мы об этом хоть раз в жизни, но задумывались. А где сама жизнь? Вчера уже не существует, завтра еще не наступило.
Правы восточные мудрецы. Мы живем либо мечтами, которым не всегда суждено сбыться, либо воспоминаниями, которые ушли и никогда не вернутся. Либо мечты, либо воспоминания. При таком существовании мы не ощущаем саму жизнь. Потому, что жизнь есть миг, который здесь и сейчас. Именно здесь и именно сейчас мы делаем наш выбор и от этого выбора зависит вся наша дальнейшая жизнь.
Это происходит постоянно, но мы порой этого просто не замечаем. Не замечаем, как делаем неправильный выбор, а потом задаем себе вопрос – ну почему именно мне так не везет в жизни?
Много сотен лет тому назад в древней Греции себе задавали те же вопросы, которые мы задаем себе сейчас. И мудрые греки осознали, что только миг между вчера и завтра, в который мы делаем свой выбор, определяет нашу судьбу. У этого мига есть свой божественный покровитель (у древних греков по-другому просто не было) – Кайрос.
Кайрос Бог — что это
Кайрос — это счастливое мгновение, благоприятное для начала решительных действий. Это такая древнегреческая госпожа Фортуна мужеского пола.
Он был младшим из бессмертных сыновей Зевса и его часто путали с Фортуной. Ему поклонялись древние олимпийцы, и при входе на стадион в древней Олимпии стояло два алтаря.
Один был посвящен Гермесу, покровителю олимпийских игр, чей огонь и сейчас предвещает начало олимпийских игр. Другой алтарь был посвящен Кайросу, без участия которого победа невозможна.
Этот миг удачи бесшумно и ловко передвигается среди людей и бежит так быстро, что его не увидишь и не поймаешь. Увидеть Кайроса, увидеть свою победу, свой благоприятный момент можно, только если встретишься с божеством лицом к лицу. Тогда надо действовать мгновенно и ловко, ведь только в этот короткий миг есть возможность схватить Кайроса за чуб.
Если тебе это удастся — считай, что ты поймал свой жизненный шанс. Если будешь медлить, пребывать в нерешительности и раздумьях — стремительный Кайрос пробежит мимо, а тебе покажет свою гладкую лысину. Знай тогда, что свой шанс ты упустил, и второго такого же случая уже не представится.
Каждому важному шагу в жизни, маленькому или большому, всегда предшествует один короткий миг — миг Кайроса, когда нужно принять решение и действовать, а все остальные моменты, к которым Кайрос не прикасался, быстро погружаются в реку забвения и не определяют наше судьбоносное будущее.
В эпиграмме греческого поэта Посидипуса можно найти поэтическое описание основных символических свойств Кайроса. Она представляет собой диалог, который ведут статуя божества и паломник, обратившийся к ней за покровительством:
— Откуда приехал скульптор, твой творец?
— Из Сикиона.
— Скажи его имя.
— Лисипп.
— А ты кто?
— Я Кайрос. Бегу впереди всех и всех обгоняю.
— Почему ты бежишь на цыпочках?
— Потому что я всегда спешу.
— У тебя крылья даже на ступнях?
— Я же быстрее ветра.
— Почему ты так сильно сжимаешь бритву правой рукой?
— Чтобы предупредить людей, что я острее бритвы.
— Почему прядь твоих волос падает спереди, на лицо?
— Чтобы каждый, кто встречается на моем пути, мог схватить ее.
— А сзади почему ты лысый?
— Кого я перелечу, тот меня не поймает, каким бы сильным ни было его желание.
— А почему скульптор сотворил тебя?
— Чтобы напоминать людям обо мне, паломник. Я вечное напоминание для всех.
Что такое случай, счастливый миг?
Прихоть неведомых нам сил или что-то еще? Мы боимся случая, радуемся случаю, надеемся на случай, но воспринимаем его почти как ошибку природы. Ведь Случай не запланируешь, он приходит всегда неожиданно, как гром среди ясного неба.
«Нет ничего случайного», «случайностей не бывает» — так иногда говорим мы, когда интуитивно чувствуем, что своими поступками сами заслужили то или иное стечение обстоятельств.
Так назвал человек древнегреческой цивилизации божество, которое должно олицетворять счастливый случай.
Суть и смысл имени
Само слово «Кайрос» является своего рода ключом к разным граням познания, магическим словом, позволяющим открыть многие двери. Больше всего этому слову подходят свойства зерна, дающего, в зависимости от почвы, в которую его посеяли, каждый раз новые и удивительные ростки.
В древности говорили: «Ты произнеси „Кайрос“ и смотри, что перед тобой откроется!». И будь аккуратен со своими помыслами, у них есть свойства сбываться.
О Кайросе еще говорили, что «подходящий момент» — это тот миг, когда Судьба откликается на особые и постоянные усилия человека. В Древнем Китае была поговорка – мечты приходят к человеку вместе с возможностями их осуществления. Но эти возможности надо увидеть.
Надо успеть поймать «Момент Кайроса». Это твой шанс, и похоже, вся суть шанса в том, чтобы выстоять и продержаться — до того священного мига, когда Судьба посмотрит в твою сторону и скажет: «Хватит, твое испытание закончилось!» И в этот миг надо сделать последний рывок, решиться и среагировать мгновенно. Может быть, все поменять и перевернуть с ног на голову, чтобы правильно использовать этот дар Судьбы или Бога — возможно, непредсказуемый и неожиданный, который грех было бы упустить после стольких усилий.
В жизни каждого из нас наступает момент, когда нам все-таки надо сделать хоть какой-то важный выбор — по велению сердца, или по велению разума, но принять хоть какое-то смелое решение, взять за него ответственность и за него сражаться.
«Момент Кайроса» — это всегда новый поворот в судьбе, это одновременно и время посева, и время больших перемен, ведущих к мудрости и к осознанию малой толики собственного Предназначения.
Отношение к Кайросу в древности
Античный мир в своем неустанном стремлении к познанию законов гармонии Вселенной создал великое множество богов, больших и маленьких, но одинаково таинственных и великих, потому что все они символизируют разные грани непознанного нами до конца Великого Закона, благодаря которому существуют Небо и Земля, Звезды и Человек.
Само происхождение слова «случай» в очередной раз открывает нам мудрую логику древних. «Случай» — это «случение», соединение множества лучей в одной точке, это мгновение, которое может стать поворотной точкой в судьбе человека.
Не в каждом мифологическом словаре можно встретить даже упоминание о Кайросе. Современному человеку неведома божественная природа счастливого случая. А когда-то паломники устремлялись в маленькие уединенные храмы, где можно было увидеть изображение загадочного бога. Имя Кайроса не упоминалось всуе, его очень редко изображали, так как считали, что Кайрос скрыт от глаз людей, изредка он показывается лишь на мгновение, и не каждый человек достоин даже заметить его.
Франческо Сальвиати, фрагмент Стенной росписи
Большим благом считал для себя политик погладить изображение Кайроса. Обнаженный, с трещоткой в руках, он мчится куда-то вдаль, и нет силы, которая могла бы его остановить. На Кайросе никогда нет одежды, что символизирует невозможность удержать счастливое мгновение, — оно скользит сквозь ваши руки и проносится мимо. В шутку или всерьез, Кайроса изображали с залысиной на макушке — даже за волосы не удержать счастливое мгновение.
Мгновения жизни
О Кайросе бесполезно рассуждать, его нужно научиться ждать в любом месте, в любое время, чтобы не упустить миг его появления и правильно воспользоваться им. Приближение Кайроса можно узнать по шуму его трещотки — это те знаки, которые Судьба посылает человеку и которые он должен научиться читать вокруг себя. А когда наступит счастливое мгновение, нужно проявить мудрость и смелость, чтобы принять вызов, который делает нам Судьба. Повезет тем, кто сможет «отлепиться» от своих собственных стереотипов и ограничений, кто отважится шагнуть в неизвестное, навстречу новым дорогам, новым возможностям, новым мечтам.
В вечном круговороте судеб и жизней, внутри необратимого течения старого времени рождается время новое и юное, время Кайроса.
Это период особо интенсивных свершений и преобразований, происходящих независимо от календаря и от количественного чередования часов, лет, столетий. Ему свойственно пробуждение сознания и весь связанный с этим опыт Души и Духа, благодаря которому рождаются долговечные вещи, идеи и достижения — победившие Время, идущие далеко за пределы любого пространства и любой эпохи.
«Моменты Кайроса» нельзя предсказать, они могут длиться лишь одно короткое мгновение или долгие десятилетия и века. Они никогда не повторяются и определяются Божественным Промыслом. Их начало и конец предначертаны, но когда они наступят и к чему приведут — этого никто не знает. Все зависит от человека, который может их использовать, а может и упустить. Это потенциальное Время Великих Трансформаций, Время Великих Перемен.
«Ты произнеси „Кайрос“ и смотри, что перед тобой откроется!» Твое Будущее перед тобой. Станет ли оно таким, каким ты его видишь, зависит только от тебя!
Вслушайся, как течет время. Мгновения, мгновения, мгновения… Каждое из них может стать для кого-то счастливым. Какое из них твое?
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
У древних греков было два слова для времени: хронос — касается хронологической последовательности или времени прошедшего и все пожирающего (имеет количественный характер); кайрос — неуловимый миг удачи, который всегда наступает неожиданно, и поэтому им очень трудно воспользоваться (имеет качественный характер).
Хронос (др.-греч. Χρόνος, «время») — божество в древнегреческой мифологии и теокосмогонии
В эпиграмме греческого поэта Посидипуса можно найти поэтическое описание основных символических свойств Кайроса. Она представляет собой диалог, который ведут статуя божества и паломник, обратившийся к ней за покровительством:
— Откуда приехал скульптор, твой творец?
— Из Сикиона.
— Скажи его имя.
— Лисипп.
— А ты кто?
— Я Кайрос. Бегу впереди всех и всех обгоняю.
— Почему ты бежишь на цыпочках?
— Потому что я всегда спешу.
— У тебя крылья даже на ступнях?
— Я же быстрее ветра.
— Почему ты так сильно сжимаешь бритву правой рукой?
— Чтобы предупредить людей, что я острее бритвы.
— Почему прядь твоих волос падает спереди, на лицо?
— Чтобы каждый, кто встречается на моем пути, мог схватить ее.
— А сзади почему ты лысый?
— Кого я перелечу, тот меня не поймает, каким бы сильным ни было его желание.
— А почему скульптор сотворил тебя?
— Чтобы напоминать людям обо мне, паломник. Я вечное напоминание для всех.
Кайрос (др.-греч. Καιρός — «благоприятный момент») — древнегреческий бог счастливого мгновения
Что такое случай? Прихоть неведомых нам сил или что-то еще? Мы боимся случая, радуемся случаю, надеемся на случай, но воспринимаем его почти как ошибку природы. Ведь Случай не запланируешь, он приходит всегда неожиданно, как гром среди ясного неба.
«Нет ничего случайного», «случайностей не бывает» — так иногда говорим мы, когда интуитивно чувствуем, что своими поступками сами заслужили то или иное стечение обстоятельств.
Так назвал человек древнегреческой цивилизации божество, которое должно олицетворять счастливый случай.
Античный мир в своем неустанном стремлении к познанию законов гармонии Вселенной создал великое множество богов, больших и маленьких, но одинаково таинственных и великих, потому что все они символизируют разные грани непознанного нами до конца Великого Закона, благодаря которому существуют Небо и Земля, Звезды и Человек.
Само происхождение слова «случай» в очередной раз открывает нам мудрую логику древних. «Случай» — это «случение», соединение множества лучей в одной точке, это мгновение, которое может стать поворотной точкой в судьбе человека.
Не в каждом мифологическом словаре можно встретить даже упоминание о Кайросе. Современному человеку неведома божественная природа счастливого случая. А когда-то паломники устремлялись в маленькие уединенные храмы, где можно было увидеть изображение загадочного бога. Имя Кайроса не упоминалось всуе, его очень редко изображали, так как считали, что Кайрос скрыт от глаз людей, изредка он показывается лишь на мгновение, и не каждый человек достоин даже заметить его.
Франческо Сальвиати, фрагмент Стенной росписи
Большим благом считал для себя политик погладить изображение Кайроса. Обнаженный, с трещоткой в руках, он мчится куда-то вдаль, и нет силы, которая могла бы его остановить. На Кайросе никогда нет одежды, что символизирует невозможность удержать счастливое мгновение, — оно скользит сквозь ваши руки и проносится мимо. В шутку или всерьез, Кайроса изображали с залысиной на макушке — даже за волосы не удержать счастливое мгновение.
О Кайросе бесполезно рассуждать, его нужно научиться ждать в любом месте, в любое время, чтобы не упустить миг его появления и правильно воспользоваться им. Приближение Кайроса можно узнать по шуму его трещотки — это те знаки, которые Судьба посылает человеку и которые он должен научиться читать вокруг себя. А когда наступит счастливое мгновение, нужно проявить мудрость и смелость, чтобы принять вызов, который делает нам Судьба. Повезет тем, кто сможет «отлепиться» от своих собственных стереотипов и ограничений, кто отважится шагнуть в неизвестное, навстречу новым дорогам, новым возможностям, новым мечтам.
Вслушайся, как течет время. Мгновения, мгновения, мгновения… Каждое из них может стать для кого-то счастливым. Какое из них твое?
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
Кайрос — Древнегреческий Бог счастливого мгновения
Кайрос — малоизвестное греческое божество, олицетворяющее счастливое мгновение.
Его изображения встречались очень редко, так как считалось, что не каждый оказывается достойным увидеть Кайроса, уловить миг его появления и воспользоваться им.
Мифы повествуют, что Кайрос всегда появляется обнаженным, чтобы никто не мог удержать его за одежды, он неуязвим и мгновенно проносится мимо.
Что такое счастливый случай? Это лишь не познанный нами закон, это заслуженное человеком стечение обстоятельств, когда ему предоставляется возможность сделать шаг навстречу собственной Судьбе.
Загадка Кайроса, как говорят древние легенды, в том, что лучший способ увидеть его — посмотреть не физическим зрением, а глазами души; услышать же шаги его приближения поможет лишь внутренний слух, бдительность и тонкость души.
Кайрос — древнегреческий бог счастливого мгновения.
Имеются и другие смыслы у данного слова, Кайрос — это момент метаморфозы богов, время перемен, стремление к гармонии. Кайрос — бог, покровительствующий шансам, благоприятным моментам и счастливым мгновениям.
У древних греков было два слова для времени: хронос — касается хронологической последовательности или время прошедшего и все пожирающего (имеет количественный характер); кайрос — неуловимый миг удачи, который всегда наступает неожиданно, и поэтому им очень трудно воспользоваться (имеет качественный характер).
Кронос — время старое, а Кайрос — время новое, юное и вечно возобновляющееся. Нашей жизнью правят и Кронос, и Кайрос. С одной стороны, Кронос — это календарное время, время, которое последовательно отсчитывает часы и события. В мифологии это отец Зевса, пожирающий собственных детей в своем вечном течении. С другой стороны, это Великое Таинство, обозначающее сокровенный Божественный Промысел, который никто не может изменить и которого никто не может избежать.
У Стивена Кови читаем: «Хронос — это греческое слово, обозначающее хронологическое время. Хронологическое время видится как линейное и последовательное. Каждая секунда стоит не больше и не меньше любой другой секунды. Ритм нашей жизни, в сущности, диктуется тиканьем часов.
Но в мире существуют целые цивилизации, которые подходят к жизни на основе парадигмы кайроса — „подходящего времени“, „качественного времени“. Время — это нечто такое, что нужно пережить. Оно экспоненциально, экзистенциально. Сущность кайроса состоит в том, насколько с пользой вы тратите время, а не сколько времени вы вкладываете в то или иное дело. В нашем языке ссылку на кайрос можно найти в таком вопросе: „Хорошо провели время?“ Мы не спрашиваем, сколько хронологического времени было потрачено, мы спрашиваем о ценности, качестве этого времени».
Кайрос обращает внимание человека на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, чтобы достичь успеха. Этот бог был очень почитаем у древних греков. Он изображался с прядью волос на голове — только за этот локон и можно ухватить неуловимого крылатого Кайроса. В руках он обычно держит весы, что символизирует справедливость судьбы, посылающей удачу тем, кто это заслужил.
О Кайросе известно очень мало. В Греции он считался самым младшим из бессмертных сыновей Зевса, а в Риме его часто путали с Фортуной. Известно, что ему поклонялись в древней Олимпии, особенно во время Олимпийских игр.
Там рядом со входом на стадион находились два алтаря, один из которых был посвящен богу Гермесу, покровителю игр, а другой — Кайросу.
До нашего времени сохранилось лишь несколько изображений Кайроса; но даже и в античности его изображали весьма и весьма редко.
В одной из своих книг Каллистрат описывает необычайной красоты бронзовую статую Кайроса, созданную в IV веке до н. э. греческим скульптором Лисиппом и считающуюся самым лучшим его произведением. Знаменитый мастер изобразил Кайроса как юношу, ‘блистающего расцветом молодости’ и очень напоминающего Диониса.
Он стоит на шаре, балансируя на кончиках пальцев, на его ступнях — крылья. В левой руке он держит весы, а в правой бритву. Спереди, на лоб, бровь и щеку, падает длинная густая прядь волос, растущая на макушке, а сзади его голова практически лысая, за исключением нескольких волосков.
Считалось, что Кайрос находится в постоянном быстром движении и что, ‘порожденный временами года, он непрестанно вращается в Вечности’. Бесшумно и ловко передвигается Кайрос среди людей и бежит так быстро, что его не увидишь и не поймаешь.
Увидеть Кайроса — благоприятный момент — можно, только если встретишься с божеством лицом к лицу. Тогда надо действовать мгновенно и ловко, ведь только в этот короткий миг есть возможность схватить Кайроса за чуб. Если тебе это удастся — считай, что ты поймал свой жизненный шанс.
Если будешь медлить, пребывать в нерешительности и раздумьях — стремительный Кайрос пробежит мимо, а тебе покажет свою гладкую лысину. Знай тогда, что свой шанс ты упустил, и второго такого же случая уже не представится.
По словам Каллистрата, прядь волос на лбу Кайроса говорит о том, что его легко поймать, когда он мчится тебе навстречу, лицом к лицу, но если он уже пролетел мимо, то это значит, что срок для действия истек, что благоприятным моментом — Кайросом — ты пренебрег, и его уже не вернуть…
Хотя происхождение самого имени ‘Кайрос’ непонятно, в слове этом заключено множество параллельных символических и сокровенных значений. Философ Рубен Сото Ривера определяет его как ‘изначальное слово’ или ‘слово-семя’, поскольку оно является своего рода ключом к разным граням познания, магическим словом, позволяющим открыть многие двери.
Больше всего ему подходит свойство зерна, дающего, в зависимости от почвы, в которую оно посеяно, каждый раз новые и удивительные ростки. В древности говорили: ‘Ты произнеси ‘Кайрос’ и смотри, что перед тобой откроется!’ (Павзаний).
Чаще всего в трудах античных философов встречаются такие значения имени ‘Кайрос’: ‘подходящий и благоприятный момент (время, место) для действия’, ‘особо благоприятное дерзновение’, ‘справедливая мера всех вещей’, ‘миг вне времени и предшествующий времени’, ‘время Кайроса коротко — оно не ждет’, ‘мгновение великого счастья’.
В метафизике Плотина есть понятие Онто-Кайроса — Единого Сокровенного Божественного Начала, находящегося у истоков всего сущего и одновременно дающего первый импульс для любого цикла Космического Сотворения.
Плотин ссылается на Платона, утверждая, что Кайрос — это также и Высшее Благо; а Арцесилай из Питаны говорит: ‘Самое большое достоинство Философии состоит в том, что она помогает понять суть ‘Кайроса’ — подходящего момента для каждой вещи’. Орфики называли Кайроса ‘Временем для посева’ и связывали его с Афродитой — силой проявленной Любви, порождающей времена года.
О Кайросе еще говорили, что ‘подходящий момент’ — это тот миг, когда Судьба откликается на особые и постоянные усилия человека.
Неслучайно Кайрос в левой руке держит весы, символизирующие ‘подходящую меру всех вещей’. ‘Измерять’ с точки зрения Кайроса означает придавать каждой вещи то значение, которое она на самом деле имеет.
Как говорили философы античного мира, для того, чтобы поймать шанс, надо пробудить два качества, присущих Афине и Прометею, — разум и интуицию. Неслучайно Кайрос всегда символически связывался с Прометеем и его братом Эпиметеем.
Прометей — тот, кто видит и думает ‘вперед’, еще до того, как события начинают происходить. Его способность ‘ясного видения’ связана не только с интуицией, но и с умением гармонично сочетать ее с мудростью. Мудрость Прометея в том, что он видит далеко вперед — к каким результатам приведут его шаги и поступки.
Эпиметей — недальновидный брат Прометея, тот, кто думает и реагирует лишь после того, как событие совершилось, исправляя последствия своих действий, вместо того чтобы их предотвращать.
Именно по его вине все несчастья и бедствия убегают из ящика Пандоры и расползаются по земле, а остается внутри ящика единственный шанс для человечества — надежда. Эпиметей — это тот, кто из-за своей недальновидности постоянно упускает шансы, каждый раз сожалея о содеянном.
В древности говорили, что Эпиметей символизирует раскаяние, которое всегда испытываешь, упуская шанс. Иногда его изображают в компании хромой старушки, пытающейся вырвать единственную прядь волос, оставшуюся на голове, — ‘чуб Кайроса’, который так и не удалось вовремя схватить…
Однако существует таинственная связь между раскаянием и надеждой, раскаянием и искуплением. Пифагорейцы говорили, что боль, которую человек испытывает из-за неиспользованных возможностей и упущенных шансов, пробуждает в его Душе любовь к Мудрости — тягу к Философии. Они также говорили, что тот, кто может ответить на вопрос, почему он упустил свои жизненные шансы, уже ступил на путь искупления.
В эпиграмме греческого поэта Посидипуса можно найти поэтическое описание основных символических свойств Кайроса. Она представляет собой диалог, который ведут статуя божества и паломник, обратившийся к ней за покровительством:
— Откуда приехал скульптор, твой творец?
— Из Сикиона.
— Скажи его имя.
— Лисипп.
— А ты кто?
— Я Кайрос. Бегу впереди всех и всех обгоняю.
— Почему ты бежишь на цыпочках?
— Потому что я всегда спешу.
— У тебя крылья даже на ступнях?
— Я же быстрее ветра.
— Почему ты так сильно сжимаешь бритву правой рукой?
— Чтобы предупредить людей, что я острее бритвы.
— Почему прядь твоих волос падает спереди, на лицо?
— Чтобы каждый, кто встречается на моем пути, мог схватить ее.
— А сзади почему ты лысый?
— Кого я перелечу, тот меня не поймает, каким бы сильным ни было его желание.
— А почему скульптор сотворил тебя?
— Чтобы напоминать людям обо мне, паломник. Я вечное напоминание для всех.
2 комментария: Кайрос — Древнегреческий Бог счастливого мгновения
Автору особая благодарность-Кайрос был схвачен.