картина завтрак на берегу
Картина «Завтрак гребцов» Огюста Ренуара — непринуждённая атмосфера загородного отдыха парижан в конце XIX века
«Завтрак гребцов» — знаменитая картина, написанная Пьером Огюстом Ренуаром (Pierre-Auguste Renoir) в 1881 году. На холсте изображена открытая летняя терраса гребного клуба, расположенного на берегу Сены. За столом собрались мужчины в спортивных костюмах гребцов и дамы в светских нарядах. Позади них оживлённо общаются, пьют и веселятся другие гости заведения, выехавшие за город, чтобы отдохнуть на свежем воздухе. На белой скатерти переднего плана представлен тщательно прописанный натюрморт. Бокалы, фужеры и бутылки с вином гармонично перекликаются с фруктами и гроздями винограда. За густой зеленью, окружающей террасу, просматривается гладь реки и скользящий по ней белый парусник. Недавно построенный железнодорожный мост на дальнем фоне почти скрыт красно-белым полосатым тентом, но является подтверждением современности события. Выполненное плавными, мягкими мазками произведение передаёт живую атмосферу и непринуждённое настроение собравшейся публики, радует зрителя богатством формы, игрой солнечных бликов и мастерством автора.
Пьер Огюст Ренуар — знаменитый французский живописец и яркий представитель импрессионизма второй половины XIX — начала XX века. Как и многие художники того времени, он часто бывал в окрестностях Парижа, делал зарисовки местных видов, заходил в ресторан загородного клуба Maison Fournaise — излюбленное место отдыха столичной публики. На картине «Завтрак гребцов» изображена терраса именно этого заведения.
Над созданием жанровой сцены мастер работал несколько месяцев. Пейзаж рисовал на природе, затем от пленэрной живописи перешёл к студийной работе. Фигуры людей писал в мастерской, приглашая их для позирования поодиночке или небольшими группами. Моделями стали знакомые и близкие друзья Ренуара:
Несмотря на кажущуюся спонтанность, сюжет произведения был тщательно выверен. Интересной находкой стало разделение композиции перилами ограждения по диагонали на две части, одна из которых оказалась плотно заполнена людьми, а другая — почти пуста. Ещё одной необычной деталью — пересечением края тента с парусом лодки — художник объединил передний и дальний планы картины. В работе Ренуар также демонстрирует своё обычное мастерство управления световыми эффектами. Падающий слева солнечный луч проходит через фестоны тента, отражается от белой скатерти и маек мужчин и рассеивается по всему холсту.
Представленный на Седьмой выставке импрессионистов в 1882 году, «Завтрак гребцов» был горячо принят публикой и получил высокую оценку сразу нескольких самых известных критиков. Поль де Шарри (Paul de Charry) из Le Pays счёл картину «свежей, свободной и в меру непристойной». А Арман Сильвестр (Armand Silvestre) в издании La Vie Moderne назвал её лучшим произведением, написанным Ренуаром, в котором «совершенно замечательный, истинный рисунок является результатом сопоставления оттенков, а не линий».
Картина «Завтрак гребцов» Пьера Огюста Ренуара стала одним из величайших жанровых произведений художника и самым известным изображением пикника на открытом воздухе в истории изобразительного искусства. Сразу после выставки 1882-го года она была приобретена дилером-меценатом Полем Дюран-Рюэлем за большую по тем временам сумму в 15 тысяч франков. А спустя 41 год перешла к Дункану Филлипсу, который потратил десять лет на поиски этой работы и заплатил за неё 125 тысяч долларов.
Описание картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
«Кажется, настало время мне писать нагую натуру» – воскликнул восторженный Мане, наблюдая за купающимися в речке людьми. Так зародилась идея картины «завтрак на траве».
Сцену он решил выбрать на природе, моделью выступила любимая натурщица, художница, музыкант и добрая подруга мастера. Мужчин художник оставил одетыми, причем одетыми с иголочки.
В «Салоне отверженных» впервые была выставлена картина. Многих возмутил тот факт, что мужчины, благородные и интеллигентные, прилично одетые и при галстуках находятся рядом с обнаженными женскими телами. Картина имеет наверное какой-то тайный смысл, и не соответствует своему названию.
Где же завтрак? Позади обнаженной женщины лишь перевернутая корзина с выпавшими из нее сдобными булками и какими-то ягодами. Корзина свалена прямо на платье обнаженной барышни, сидящей в кругу с мужчинами.
Двое мужчин, о чем-то оживленно беседуют, расположившись полулежа на траве у самой кромки воды. Смущенно улыбается и сидящая рядом с ними красивая обнаженная женщина. Сидит она опершись локтем в одно колено, второе положив на голубого цвета полотенце или покрывало.
Вторая женщина с оголенными плечами в одном исподнем стоит по колено в воде. Одной рукой она придерживает подол своей сорочки, второй что-то держит под водой, скорее всего емкость в которую набирает воды. Взгляд ее отведет чуть в сторону, как будто она что-то увидела на дне водоема рядом с собой.
Вернемся к людям, сидящим на траве. Рядом сидящие мужчина и обнаженная женщина, отдаленно чем то похожи друг на друга. Скорее всего они муж и жена, а этот мужчина напротив возможно художник, который собирается писать их семейный портрет. А может быть оба мужчины художники, а их жены красавицы – натурщицы.
Картина очень теплая, спокойная, слегка смущенные все ее герои, она полна света и теплоты. Эмиль Золя, глядя на картину сказал, что это полотно смоделированная потоками света прочная плоть.
Завтрак на траве
Описание картины «Завтрак на траве»
«Завтрак на траве» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ни в одной мастерской ни одного художника XIX века не могла больше появиться такая или даже хоть сколько-нибудь похожая картина. В то время как Салон покоряли «Римляне эпохи упадка» и бесконечные Венеры и одалиски, она перевернула живопись, для нее не находилось в то время ни терминов, ни традиции, в которую можно бы было ее вписать. И все складывалось к тому, чтобы этот эффект усугубить.
Жюри французского Салона, никогда не отличавшееся благосклонностью к молодым художникам, в 1863 году было особенно беспощадным. Настолько, что даже Наполеон III был недоволен количеством не допущенных к выставке работ. Тогда император решил устроить в том же здании одновременно с официальным Салоном Салон отверженных.
Возможно, появись картина в рамках официальной экспозиции, она бы не стала первым в истории современного искусства полотном, над которым толпы зрителей смеялись и стыдливо перешептывались. Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа, правда, сам он хотел совсем другой славы.
Картина, первоначально названная «Купание», была задумана как художественный диалог и переосмысление сразу нескольких шедевров: «Сельский концерт» Джорджоне и «Суд Париса» Рафаэля. Первая вдохновила Мане писать двух обнаженных женщин рядом с одетыми мужчинами, вторая – расположить фигуры в пространстве. Только женщины Мане – совсем не нимфы и не богини.
Больше всего насмешек вызвала фигура женщины, которая пробует воду. Говорили, что она моется, и добавляли шепотом: известно, после чего она моется. В картине увидели сцену сексуального характера, а в сидящей девушке – проститутку: слишком уж прямой и вызывающий взгляд у нее. То и дело около картины яростно шипели: «непристойность», «вульгарность», «уродство».
Когда же толпам зрителей и озадаченным одиноким критикам удавалось обуздать свой священный гнев, дело доходило и до художественных особенностей картины. И, оказывалось, что здесь Мане допустил еще больше непростительных вольностей, чем в выборе сюжета. Он совершенно непростительно поступил с перспективой – фигура женщины на заднем плане слишком крупная, каждый из героев сюжета как будто находится ближе к зрителю, чем это было бы возможно в реальности. Это позже арт-критики скажут «вовлек зрителя», а экспериментаторы нового поколения будут повторять этот трюк со сжавшейся перспективой. А в 1863 году картину объявляют «нелепой», а художника – непрофессиональным «мазилкой».
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Картина » Завтрак на траве»
Картина кисти гениального художника — импрессиониста Клода Моне была написана маслом на холсте, и по своим размерам достигала 130 на 181 см. Полотно было создано за восемь лет до знаменитой первой выставки импрессионистов, вскоре после нашумевшей картины под таким же названием художника Эдуарда Мане, принесшей своему автору скандальную славу.
Работу над картиной » Завтрак на траве» Клод Моне начал в 1965 году в Живерни, когда увидел презентацию одноименного полотна Эдуарда Мане на выставке в Салоне. Эти работы мало что объединяет — общим у них является только пейзажный фон, а также название, хотя изначально полотно Клода называлось по — другому.
По прошествии времени трудно установить, почему полотно Клода Моне получило это же название ( вероятно, по аналогии с картиной Э. Мане), но раньше оно называлось » Завтрак под деревьями», что больше соответствовало композиции произведения
Клод Моне и писал свою картину как бы в подражание своему другу и почти однофамильцу ( художников иногда путали их современники — парижане, как путают и теперь), которого он, подобно другим будущим импрессионистам, считал своим учителем.
Подготовка к созданию полотна.
Моне воздержался от изображения обнаженных человеческих тел, потому что именно этот фактор вызывал возмущение публики в те времена. Напротив, Клод Моне изобразил дам в роскошных летних платьях и мужчин, одетых в сюртуки. При этом фигуры людей не выделяются на фоне пейзажа, а являются его равнозначной частью.
Художник поставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и светом, добиться их слияния с природой, так, чтобы картина стала частицей окружающей жизни.
В процессе написания полотна Клод Моне долго готовился. Так, он тщательно выбирал пейзаж, и нашел — таки подходящую поляну в лесу Фонтенбло. Далее Моне начинает работу по написанию этюдов. Сначала он делает многочисленные наброски лесного пейзажа, а после этого берется за изображение человеческих фигур в разных положениях.
Позже, когда было готово огромное количества набросков, Клод Моне в полном одиночестве работает в своей мастерской, где гармонично вписывает человеческие фигуры в замечательный пейзажный фон лесной поляны в Фонтенбло.
Особенности композиции картины.
Действующие лица композиции — люди, близкие автору, его друзья — художники, среди которых выделяется высокая фигура Фредерика Базиля, а также первая жена Моне — Камилла. В построении полотна отдана дань классицизму: кулисам справа соответствуют три фигуры, а в центре представлен натюрморт — неотъемлемые атрибуты пикника. Пространственная перспектива отмечена фигурами, уходящими в глубь леса.
Полотно » Завтрак на траве» Клода Моне заслуживает внимания не только благодаря особенностям композиции, но главным образом потому, что картина выполнена в уникальной художественной технике.
Смешивая краски особым образом и мастерски нанося их на полотно, художник добился эффекта чрезвычайной легкости и воздушности изображения. Уникальной также является манера живописца изображать солнечные лучи, проникающие сквозь густую листву деревьев. Яркие блики солнца желтого и белого цвета трепещут на стволах деревьев. белой скатерти и на лицах людей. Это и определяет художественный почерк будущего импрессиониста.
Дальнейшая судьба картины К. Моне » Завтрак на траве».
Изначально Клод Моне планировал написать полотно огромного формата, но работа над ним оказалась непосильной задачей для художника, тем более, что он хотел успеть презентовать ее на выставке в Салоне 1866 года.
Поэтому Моне оставил незаконченное полотно в качестве оплаты за аренду жилья. Хозяин квартиры не понимает истинной ценности картины и хранит ее в сыром подвальном помещении. В результате этого изображение на большей части полотна портится.
Через шесть лет, в 1872 году, Клод Моне выкупает свое произведение, и наконец — то завершает работу над ним. Художник восстановил утерянные фрагменты, а также дополнил полотно некоторыми новыми, интересными деталями.
Полотно представляет собой законченный эскиз большой картины, которую Моне разрезал в порыве неудовлетворенности собой, что случалось с ним постоянно. Три части полотна сохранились и экспонируются теперь в разных музеях мира.
Безусловно, подлинники полотен являются бесценными, и принадлежать к сокровищам мировой культуры. Однако в дизайне интерьера своей квартиры или загородного дома можно использовать качественные репродукции полотен великих мастеров.
Это придаст оформлению интерьера атмосферу роскоши и утонченного благородства, а также поможет в полной мере выявить вкусовые предпочтения хозяев дома. К тому же, картины используют в дизайне помещений во многих стилях. При этом важно правильно подобрать репродукцию картины в соответствии с другими декоративными деталями оформления комнаты.
Картина » Завтрак на траве» : 1 комментарий
Картина » Завтрак на траве» относится к наиболее интересным произведениям живописца. На ней изображены близкие друзья художника во время пикника на природе. Все люди изображены в естественных позах, в которых нет наигранного напряжения и надуманной позы. Все фигуры выглядят очень натурально.
Но даже не это самое главное в картине. Живописец считал своей задачей передать именно настроение этого солнечного утра, показать теплые лучи, пробивающиеся сквозь листву деревьев, кружевные тени на траве и веселых молодых людей, отдыхающих на лоне природы.
«Завтрак гребцов» – друзья Ренуара на его картине
Пьер Огюст Ренуар был одним из тех живописцев, что сумели привлечь интерес парижской публики к импрессионистическим творениям. Ярким тому примером является картина «Завтрак гребцов», ставшая известнейшим произведением художника. Она демонстрирует нам мастерство Ренуара не только в качестве портретиста, но и как виртуоза изображения жанровых сцен.
Кроме того, сама картина была создана в любимейшем месте художника, где он сам часто бывал. Вероятно, именно поэтому атмосфера ресторана, расположенного на острове посреди Сены, кажется такой манящей и жизнеутверждающей. Что же мы видим в истории «Завтрака гребцов»? Что открывает нам картина?
История создания
Пьер Огюст Ренуар бы истинным ценителем красоты и изысканных мест. Именно к последним можно было отнести ресторан «Фурнез», расположенный на острове посреди реки Сены. Здесь живописец нередко проводил время с друзьями. Именно здесь Ренуар написал несколько известных своих картин, в том числе и «Завтрак гребцов». Это творение было создано в 1881 году.
Пьер-Огюст Ренуар «Автопортрет», 1899 год
Местонахождение: Художественный институт Кларка, Уильямстаун, США
На полотне можно увидеть многочисленных друзей живописца, причём заметно, что компания охотно позирует ему. К слову, занятие это было непростое – порой картины писали несколько месяцев, а в неподвижном положении приходилось сидеть каждому из натурщиков по три и более часа.
Суть «Завтрака гребцов» – изображение тёплой встречи друзей. Заметно, что все представители этой компании чувствуют себя легко и непринуждённо. Перед ними накрыт богатый стол. а в обществе царит веселье, все присутствующие любуются прекрасными пейзажами, что открываются с террасы. Вероятнее всего, перед нами – время позднего завтрака или обеда.
Судя по одежде гостей, дело происходит в тёплое время года. Кроме того, хочу обратить ваше внимание на стиль нарядов. Он самый разный. Кто-то из присутствующих одет более официально, а на ком-то обыкновенная майка, и эта особенность также говорит нам о том, что это – не званый обед, где необходимо соответствовать установленному дресс-коду, а простые приятельские посиделки.
Пьер-Огюст Ренуар «Завтрак гребцов», 1881 год
Местонахождение: Коллекция Филлипса, Вашингтон, США
Судьба картины
Зимой 1881 года, когда «Завтрак гребцов» уже был полностью завершён, а мелкие детали доработаны Ренуаром, картину приобрёл известный коллекционер Поль Дюран-Рюэль, что выложил за неё 15 000 франков. По меркам того времени это была значительная сумма.
Уже после смерти коллекционера творение Ренуара было продано семьёй первого владельца творения. Сегодня картина принадлежит Дункану Филлипсу, коллекционеру из Вашингтона.
Что интересно, ресторан «Фурнез» и его знаменитая терраса сегодня названы именем Ренуара. Если вам доведётся побывать в этих места, то вы несомненно, заметите – любимый ресторан художника практически не изменился, сохраняя прежние стиль и атмосферу.
Та самая терраса ресторана «Фурнез», где была написана знаменитая картина / graytravelblog.wordpress.com
“Изюминки” полотна Ренуара
Но почему именно «Завтрак гребцов» называют вершиной творчества Ренуара? Секрет кроется в особенностях этой картины и её значении для всей истории живописи. Важнейшим аспектом является раскрытие Ренуаром сути импрессионизма в “новом свете”.
И если прежде в этом раннем стиле, который только начинал утверждаться в Европе, доминировало изображение городских пейзажей, то именно с подачи Ренуара и ряда других мастеров популярность приобретают пригородные картины природы. Хочу заметить, что «Завтрак гребцов», где так колоритно показаны берега Сены, сыграл в этом не последнюю роль.
Рядом с рестораном – репродукция «Завтрака гребцов» / graytravelblog.wordpress.com
Как я уже сказала, Ренуар нередко изображал друзей, которые выступали в качестве натурщиков ряда его картин. В «Завтраке гребцов» эту особенность также можно заметить. На заднем фоне можно увидеть человека в цилиндре. Это – коллекционер Шарль Эфрусси.
Его собеседник – ещё один приятель Ренуара, поэт Жюль Лафорг. В правой части полотна мы видим Пьера Лестренге, который в ту пору работал в Министерстве внутренних дел, а рядом с ним – журналист Поль Лот, с которым кокетничает актриса Жанна Саммари. В правом углу можно заметить художника и коллекционера Кайботта, что общается с актрисой Анжель Лего и итальянским корреспондентом Маджиоло.
В правой части полотна мы видим Пьера Лестренге, работавшего в Министерстве внутренних дел, а рядом с ним – журналист Поль Лот, с которым кокетничает актриса Жанна Саммари
Портрет будущей жены
Но, помимо описанных персон, наибольшее внимание к себе привлекает девушка с щенком. Кажется, будто Ренуар умышленно изобразил её в центральной части, на самом видном месте полотна. А может, всё это вовсе не было случайностью? Дело в том, что в дальнейшем очаровательная Алина Шариго стала натурщицей художника и его постоянной моделью.
Более того, у них начался бурный роман, а в 1885 году она родила Ренуару сына. Живописец сделал предложение Алине лишь в 1890 году, а в браке у них появилось ещё двое детей. Шариго была изображена не только в «Завтраке гребцов», но и на картинах «Танец в деревне», «Мадам Ренуар с собачкой», «Материнство».
Девушка со щенком – это очаровательная Алина Шариго, будущая жена Ренуара
Конечно, Ренуар в своём творении решил отдать дань уважения владельцу ресторана – Альфонсу Фурнезу, который и открыл это заведение. На полотне изображены его дети, Альфонсинка Фурнез, что опирается о перила, а также её брат, которого можно заметить в левом нижнем углу картины.
Как видите, в своём «Завтраке гребцов» Ренуар решил не просто продемонстрировать новые веяния импрессионизма, но и показать своих близких людей, душевную компанию, в которой он часто проводил время. И эту картину нельзя назвать простым произведением искусства или шедевральным творением. Нет – это истинный гимн дружбе, “воспетой” Ренуаром.