картина рыбы в воде
в живописи и литературе
Адриан ван Остаде.
«Торговка рыбой».
1660-1670.
Артур Конан Дойль. «Белый отряд».
Александр Адриансен.
«Рыба и дичь».
1643.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Александр Адриансен.
«Рыбы».
1643.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Александр Адриансен.
«Рыба и дичь».
1647.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Архип Иванович Куинджи.
«Лов рыбы на Черном море».
1900.
– Ничего, Серега. – громко сказал дед, когда отец повез фельдшерицу в обратный путь. – Весна скоро, река разольется. Мы с тобой на рыбалку поедем. Поймаем рыбу валек. Я знаю место, где она клюет.
Про эту невиданную рыбу он говорил давно, все собирался выловить ее в нашей реке Чети, искал место, где водится, однако так ни разу и не поймал. И никто у нас в округе валька не то, что не ловил, а и слыхом не слыхивал. Дед любил рассказывать про эту рыбу, но только когда мы оставались вдвоем в лодке, где-нибудь под крутояром, подальше от чужих ушей, и еще всегда предупреждал, чтоб я держал язык за зубами. По его словам, валек отличается от других рыб не размерами, красотой или вкусом, а тем, что по достижению определенного возраста приплывает в реки из океанских глубин один раз в жизни, чтоб наглотаться золотых самородков. Рыба эта точно знает все речки, ручьи и проточные озера, где есть россыпи, и если поймал, значит, тут и золото ищи. Причем, ее ничто не задержит – ни пороги, ни высокие водопады, ни мели, только б воды было с вершок, везде пройдет, перепрыгнет. Заходя в реки через холодные северные моря, в поисках россыпей, поднимается до самых Саян и Алтая. Бывает, ловят валька даже в горных ручьях за многие тысячи километров от моря. А наглотавшись золота, спускается эта рыбка вниз и возвращается в океаны, где и живет до смерти на страшной глубине, никакой сетью не достанешь.
Вот она-то и есть сказочная золотая рыбка!
Если поймать валька и вспороть, можно найти до горсти самородков.
Дед объяснял пристрастие этой рыбы к драгоценному металлу не жадностью, как бывает у людей, а жестокой необходимостью: золото выполняло роль балласта, чтоб спускаться на дно океана за каким-то специфическим кормом. Размером она была не крупная, ровно сорок сантиметров, как на подбор, и вес имела не большой, до двух фунтов, потому без дополнительного груза спуститься глубоко не могла. А если она не поест этого корма, то не может отметать икру, то есть размножаться. Так что, чем больше в желудке золота, тем дольше валек может оставаться на дне, кормиться и продлять свой род. Однако же иные рыбы от жадности глотали такие крупные самородки, что потом всплыть не могли и погибали от высокого давления.
Мой дед не был наивным фантазером, никогда не тешился несбыточными надеждами, а скорее относился к реалистам и прагматикам, ибо жизнь прожил суровую, но при этом не утратил природного любопытства. Поймать валька он рассчитывал по чисто практическим соображениям: найденное золото думал сдать государству, а на положенные двадцать пять процентов купить отцу мотоцикл – ни охотой, ни рыбалкой, ни бондарным промыслом заработать на него было невозможно. Дело в том, что однажды ему стало совсем худо, и дядя Саша Русинов повез его на мотоцикле в больницу. Едва они помчались на этой двухколесной чудо-технике, как у деда прекратилась одышка, он в буквальном смысле ожил, сидел в заднем седле, смеялся и пел, а когда приехали в больницу, велел поворачивать назад.
Он верил в мотоцикл, как в лечебное средство.
Сергей Алексеев. «Сокровища Валькирии. 6-Правда и вымысел».
Бернар Бюффе.
«В рыбной лавке».
1951.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Георг Якоб Иоганн ван Ос.
«Натюрморт с посудой, цветами, фруктами и рыбой».
Елизавета Меркурьеана Бём (Эндаурова).
«Мы с тобой, что рыба с водой».
Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«Маленькая рыбка лучше большого таракана».
И. В. Оржешковский.
Рисунок сушеной рыбы.
2013.
Что касается рыб, то в китайском фольклоре они выступают аллегорией богатства, поскольку слово «рыба» в китайском языке звучит как слово «изобилие». Кроме того, рыба слыла символом плодовитости. Знаменитая эмблема Великого Предела являет взору китайцев образ «двойной рыбы».
Владимир Малявин. «Китайская цивилизация». Москва, «АСТ». 2001.
Константин Иванович Горбатов.
«Рыбный базар на Пскове-реке».
Михаил Васильевич Нестеров.
«Святой старец удит рыбу».
Наталья Сергеевна Гончарова.
«Рыбная ловля».
1909.
Собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид.
Окумура Масанобу.
«Женщина держит игрушку в виде актёра Отани Хиродзи в облике продавца рыбы».
Около 1715.
Питер Брейгель Старший.
«Большие рыбы пожирают малых рыб».
Гравюра.
1556.
Питер Брейгель Старший.
«Большие рыбы пожирают малых рыб».
Рисунок.
1556.
Питер Ластман.
«Ангел и Товия с рыбой».
Франс Снейдерс, Ян Вильденс (пейзаж).
«Рыбная лавка».
Между 1618-1621.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Эдуард Мане.
«Натюрморт с рыбой».
1864.
Институт искусств, Чикаго.
«Юноша с рыбами».
Фреска с острова Фера (Тира).
XVI век до н. э.
Национальный археологический музей, Афины.
Ян Брейгель Старший.
«Рыбный базар (Призвание апостолов Петра и Андрея)».
Около 1608.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Ян ван Ос.
«Фрукты, цветы и рыба».
«Рыба маслом»: образы обитателей воды в искусстве
Образ рыбы довольно часто встречается в изобразительном искусстве. Их почитают как символ зарождения, ведь все живое вышло из воды. Рыбные блюда преподносились в ритуальном богослужении всем богам подземного мира и лунным богиням вод. Символы рыбы известен как в Древнем Египте, так и в кельтской, индийской, месопотамской, бирманской, персидской культурах, искусстве восточных славян. В Древнем Китае изображение рыбы представляло собой эмблему изобилия и богатства (по-китайски слова «рыба» и «обилие» звучат и пишутся одинаково). В буддийском искусстве рыба, благодаря скорости и свободе передвижения, символизирует «свободу от всех ограничений». Поэтому изображение рыбы — одно из «семи проявлений» Будды. В книжных миниатюрах и надгробных рельефах ХII — XIV вв. встречаются изображения птицы и рыбы. Они символизируют «верхнюю и нижнюю бездны». В индуистских легендах упоминается Макара — сказочное существо, сочетающее черты большой рыбы, крокодила и слона.
Специалисты нашего Музея Рыбы и Рыболовства подготовили небольшую статью о произведениях искусства, в которых образ рыбы представлен необычным образом.
Питер Брейгель Старший «Большие рыбы пожирают маленьких», 1565 год.
Это гравюра хоть и была создана 500 лет назад и иллюстрирует старинную голландскую поговорку, своей актуальности не утратила и в наши дни. Здесь изображена огромная рыба с распоротым брюхом и раскрытой пастью, откуда вываливаются мелкие рыбёшки. Те в свою очередь держат рыб поменьше, а в воздухе над водой летит странная рыба с открытым ртом, надеясь кого-то поймать. На холме можно видеть сюрреалистичное существо в виде рыбы с человеческими ногами, которое тащит в пасти свою добычу. Так аллегорично Брейгель изображает мир людей, где могущественные угнетают слабых и работает принцип «съесть самому, чтобы не быть съеденным».
Джузеппе Арчимбольдо «Вода» и «Адмирал», 1560-е годы.
Это две картины аллегории, написанные в стиле маньеризма. Их создал знаменитый итальянский живописец, автор множества портретов-натюрмортов Джузеппе Арчимбольдо. Голова и тело персонажей картин полностью прорисованы в холодной, серо–жемчужной гамме. Стихию воды олицетворяют морские гады, сложившиеся в женский портрет. Здесь представлено более шестидесяти видов рыб и водных тварей, в большинстве средиземноморского происхождения. Образ адмирала (кстати, слово происходит от арабского «повелитель моря»), высшего чина военно-морского флота, также составляет многочисленная морская живность.
Питер Клас «Завтрак» (или «Натюрморт с рыбой»), 1646 год.
Джорджо де Кирико «Священные рыбы», 1919 год.
Автор картины Джорджо де Кирико был основоположником метафизической школы живописи. В своей работе он создал одно из ярких упоминаний образа рыбы, апеллирующее к классической традиции. Сюжет полон таинственности и многозначности. Центральный образ отсылает зрителя к библейской притче о чуде, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами и двумя рыбами.
Анри Матисс «Красные рыбки», 1911
Всё в этой картине не так – нереалистичная цветопередача, абсолютное пренебрежение пропорциями и проекцией. Удивительно, но эта нелогичность совсем не искажает полотно, наоборот, вся композиция отличается стройностью и чрезвычайной гармоничностью. Использование ярких чистых цветов, отказ от полутонов и светотеней создаёт иллюзию чистого взора. Так непосредственно и радостно на мир может смотреть только ребёнок. Картина призвана не повествовать, а лишь вызывать неподдельные светлые эмоции.
Николай Рерих «Заклятие. Терафим», 1940
На картине изображен шаман, обращающийся в своем обряде к силам воды, огня, земли и воздуха. Ярким огнем он освещает тьму озера, из которого на него смотрят молчаливые рыбы. Это состоянии хоть и кажется идиллическим, таит в себе таит зловещий смысл: человек, как носитель божественного Духа попадает под чары природных стихий и становится «язычником» в самом дурном смысле слова.
Рыбная тема в картинах
Здравствуйте, дорогие друзья!
Картины постепенно переезжают в новый магазин, планов много, часть пока в процессе.
А моя любимая тема рыб продолжается. Каким-то образом я постепенно в нее втянулась и теперь остановиться уже никак не могу.
Начиналась все давно, больше десяти лет назад, с мультяшной рыбки. Это была одна из первых работ маслом. В числе других была отдана девушке, которая занималась продажей картин разных художников. Но так сложилось, что контакты давно были утеряны и с тех пор судьба рыбы неизвеснта.
Потом было многолетнее рыбье затишье и вот, два года назад, опять всплыла эта тема. Правда рыбы теперь видоизменились, появилась:
«Рыба Сластена» с конфетами и пирожными на боку.
«Рыба Путешественница №1»
Они благополучно обрели своих хозяев, что дало мне стимул к продолжению этой истории
И родилась «Рыба-Клоун» в цилиндре с цирковой историей.
А за ней следом «Рыба-Терем». Она стала первой иммигранткой и уехала на ПМЖ в Германию.))
Не заставила себя ждать «Рыба Путешественница №2», прилетела на воздушном шаре.
Она уже выросла в размерах и расположилась на холсте 50х70см.
Ее тоже пристроила в хорошую семью.
Ну и одна из последних, еще сырая, тоже не из малышек, холст 70х50см.
У нее на теле расположился Крытый рынок, который находится в Швейцарии, архитектор Фриденсрайх Хундертвассер.
Теперь лежит еще несколько набросков на тему его архитектуры и ждут своего часа.
На днях должна «приплыть» флористическая рыба с цветами на спине и в последствии у нее должна будет появиться цветочная подружка. Еще бы только холсты по волшебству сами появлялись бы под них)
Рыбак в живописи
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Пейзаж с рекой и рыбаком».
1859.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
«Рыбаки на Волге».
1872.
Анри де Тулуз-Лотрек.
«Рыбацкая лодка».
1880.
Василий Владимирович Сухов.
«Рыбаки».
1996.
Василий Григорьевич Перов.
«Рыболов».
1871.
Василий Григорьевич Перов.
«Рыбаки (Священник, дьякон и семинарист)».
1879.
Василий Григорьевич Перов.
«Рыбная ловля».
1887.
Владимир Маковский.
«Рыбачки».
1886.
Генрих Семирадский.
«Юный рыболов».
Григорий Сорока.
«Рыбаки. Вид в Спасском.»
Вторая половина 1840-х.
И. Жмайлов.
«Рыбачка». Из серии «Трудовая Балтика».
Иван Константинович Айвазовский.
«Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива».
1842.
Иван Константинович Айвазовский.
«Рыбаки на берегу моря».
1852.
Илья Ефимович Репин.
«Нищая (Девочка-рыбачка). Вёль.»
1874.
Илья Ефимович Репин.
«Рыбацкие сети. Ширяево.»
1870.
Иоганн-Готлиб Георги.
«Волжские рыбаки».
К. А. Савицкий.
«Рыбаки в Нормандии».
1875.
Пётр Ермолаев (Денисов).
«Рыбацкий домик».
С. В. Герасимов.
«На Волхове. Рыбаки.»
1928-1930.
Хендрик ван Аверкамп.
«Рыбаки в лунном свете».
Около 1620.
Символизм Рыбы в интерьере
Шумно и суетно бегая по кругу обусловленного существования, нам иногда так необходимо просто замедлить бег и насладиться плавностью неспешных движений и медитативной отстраненностью, которой так искусно владеют рыбы.
Само по себе слово “рыба” на китайском языке обозначает также счастье, удачу, изобилие, поэтому рыбки фен шуй – талисман, приносящий процветание и благополучие. Этим же фактом и обусловлена китайская традиция дарить рыбок на Новый год, тем самым желая удачи и финансового процветания в грядущем году.
Талисман в форме рыбок может иметь разнообразные решения, но самым популярным и одновременно действенным в вопросах финансовой стабильности считается талисман в виде золотой рыбки, как в форме статуэтки, так и в виде живых рыбок.
Рыба в фен-шуй считается символом богатства и достатка. Китайское слово «юй» в переводе обозначает рыбу, достаток и благополучие, что волей-неволей делает рыбу превосходным оберегом, приносящим своим обладателям хорошие вести и радость во время новых жизненных этапов.
Живые рыбы в китайской культуре также считают предвестниками счастливого нового года, поэтому не удивляйтесь, что китайцы одаривают своих друзей и знакомых рыбками к новому году.
Помимо того, что рыба дарит своему обладателю счастье и успех в делах, она также способна оградить человека от несчастья и разочарований, принести удачу в личной жизни и настроить мысли на позитивную волну.
Символ рыбы можно встретить не только в китайской культуре, он также присутствует в русском фольклоре (сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»), где золотая рыбка исполняет все желания. Если копать глубже, то рыба с самых древних времен ассоциировалась у людей с глубокими поучениями, как хранитель сакральной мудрости.
Символизм рыбы также можно наблюдать в христианстве (Иисус Христос кормил голодный народ рыбой и хлебом), в индуизме (рыба является одним из воплощений (аватаров) бога Вишну.
По легенде, приняв облик рыбы Матсьяватары, Вишну спас от верной смерти Ману, прародителя всех людей, и Саптариши, а также мудрецов и сыновей Брахмы во время потопа, что позволило человечеству снова возродиться на Земле), а также в мифах древней Греции (богиня любви Афродита, была рождена матерью Водой, одним из аватаров которой была Рыба).
Рыбы, пожалуй, – наиболее многочисленные представители загадочных подводных миров. Живя в водной пучине, рыба чувствует там себя полноправной хозяйкой, властительницей первозданного океана. Имея непосредственное отношения к водной стихии, рыба по фен-шуй, как и вода, наделена способностью очищать, символически омывать человека от всего плохого, негативных впечатлений, энергетических загрязнений, а также давать надежду и новую жизнь. В символизме сновидений рыба, пойманная девушкой или молодой женщиной, может означать беременность.
Наделенная способностью плавать и жить под водой, но не имеющая возможности говорить и издавать звуки, рыба своим вечным безмолвием и природной молчаливостью способна тихо, но верно оградить нас от бед, успокоить наш ум и позволить подумать о вечном.
Обязательно заведите в своем доме статуэтку или картину с рыбкой – вы станете более сконцентрированными, собранными и уверенными в себе.