канахин как друзья спасали рыбу рассказ читать
Канахин как друзья спасали рыбу рассказ читать
Горячий воздух растекался над землёю, становясь видимым, обретал причудливые формы и дразнил воображение миражом* глубокого синего озера.
Сюда, в этот знойный степной уголок, забрели из ча-
Обманувшись миражом, ребята со всех ног бросились к воде, но вместо озера обнаружили большую, наполовину пересохшую лужу. Поверхность её кишмя кишела мелкими рыбёшками, которые беспомощно разевали рты, изнывая от недостатка воды.
Толстяк Дуйсен, самый младший из четвёрки, радостно заявил:
Поверхность её тут же запестрела от светлых рыбьих брю- шек.
Мырзабек, соображая, отошёл в сторону, бросил взгляд
на лужу и решительно объявил:
— Соорудим канал и соединим эту лужу с озером.
— А когда рыть начнем?
— Не хватало ещё в такое пекло в земле копаться!
Выслушав всех, Мырзабек скомандовал:
— Ну, чего стоим? Айда в аул за лопатами и вёдрами! Тех рыбок, которые не сумеют сами выплыть, перетащим вместе с илом. Пошли!
. Они обливались потом, натруженные ладони нестерпимо горели, а коленки дрожали от напряжения. Особенно страдал Дуйсен: утром он проглотил натощак несколько кусочков солёного курта и теперь умирал от жажды. Мальчишки работали из последних сил, и вскоре по новому руслу устремилась, весело журча, тонкая струйка воды. Глядя на оживших рыбок, которые запрыгали над поверхностью озера, повеселели и ребята и радостно понеслись вдоль берега с громкими криками.
Тех рыбёшек, что без сил остались лежать на дне, мальчишки перетащили в озеро прямо вместе с чёрной густой жижей. Потом посбрасывали с себя одежду и с разбегу плюхнулись в воду. Усталость как рукой сняло.
. Счастливые и довольные, с лопатами и кирками* в руках, друзья в обнимку возвращались домой и пели добрые, хорошие песни.
1. Определи тему и идею рассказа.
2. Придумай к рассказу такое название, чтобы в нём была выражена основная мысль, идея произведения.
3. Найди в тексте описание полудня. С какой целью автор ввёл его? Какие образные средства использовал для описания летнего зноя?
4. Нарисуй словесные портреты героев рассказа. Кто больше всего тебе понравился и почему?
5. Прочитай последние строчки рассказа. Объясни, почему ребята были счастливые и довольные.
Тема: У. Канахин «Как друзья спасали рыбу»
Тема: У. Канахин «Как друзья спасали рыбу».
Цели: 1. Создать условия для осмысления темы и идеи произведения; совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения.
2. Содействовать развитию интеллектуальных умений (анализировать, выражать свои мысли, сопоставлять и строить свое отношение к прочитанному).
3. Способствовать воспитанию коммуникативных качеств личности, гуманного отношения к природе, общечеловеческих качеств (доброты), чувства товарищества.
1. Орг. момент (пожелания друг другу удачи).
В качестве девиза на уроке было взято следующее высказывание: Мы в ответе за все живое на планете. (Сент-Экзюпери).
— Найдите ключевые слова.
— Что включает в себя слово «живое»?
— Как вы понимаете данное высказывание?
3. Сообщение темы урока.
— У. Канахин «Как друзья спасали рыбу».
— Предположите, в результате какой сложившейся ситуации друзьям пришлось спасать рыбу.
— Давайте выясним, верны ли наши предположения.
А) Словарная работа. Выброс слов на доску: нещадно, мираж, одуряющая жара, кишмя кишит, кирка.
— Как вы их понимаете?
— Экспертная группа даст нам толкование со словаря Ожегова.
Б) Чтение 1 части (учителем).
— В какое время года и где происходят события?
— Каково состояние природы в данный момент?
— На основе каких слов вы делаете вывод, что было очень жарко?
— С какой целью автор ввел описание полудня?
— Что бы вы делали в такую жару?
— Давайте назовем героев рассказа.
— Предположите действия ребят при виде пересохшей лужи с рыбами?
В) Чтение 2 части( учителем).
— Совпали ли наши предположения с тестом?
— Как хотели распорядиться рыбой Дуйсен и другие ребята?
— Почему действия ребят рассердили Мырзабека?
— Выявите моральные качества, которые проявились у ребят в данной ситуации? (работа проходит в парах с оценочными карточками).
— Проверка: какие моральные качества проявились у ребят в данной ситуации.
— Что подтолкнуло Мырзабека осудить поступок ребят и остановить их действия.
— Как вы думаете, что будет дальше?
Г) Чтение3 части (учителем).
— Какой выход из сложившейся ситуации нашли ребята?
— Дополните словесный портрет героев рассказа. Какие изменения произошли с ребятами и в чем их причина.
— Кто понравился? Почему?
— Заполнение дискуссионной карты.
Да, потому что ….. Вопрос. Нет, потому что………..
Кеулимжая и Дуйсена
— Откройте книгу на стр. 118, найдите последнее предложение. Объясните, почему ребята были счастливые и радостные.
— Как бы вы поступили в такой же ситуации?
— Если бы Мырзабек не остановил друзей то, что бы случилось?
— А если бы они не пошли сегодня спасать, а, например, завтра?
— Прочитайте первую часть, вслушивайтесь в звуки природы, в то, что и как говорят рыбки?
— Закройте глаза, представьте себя на месте рыбок, что чувствуете, расскажите.
— С каким настроением заканчиваем урок?
— Какие эмоции овладевали вами во время урока?
— Были ли у вас в жизни такие ситуации, где вам было стыдно за свои поступки, действия?
Урок литературного чтения на тему У.Канахин » Как друзья спасали рыбу».
Краткосрочный план урока № 82.
Предмет: Литературное чтение
Школа: СОШ №6 им.А.С.Макаренко
ФИО учителя: Лобикова О.Н.
Раздел (сквозная тема):
В контексте сквозной темы «Вода источник жизни».
У. Канахин «Как друзья спасали рыбу»
Вода – богатство природы!
Цели обучения, которым посвящен урок:
3.3.3.1 Писать творческие работы в форме постера/ проекта/ рекламы/
1.2 Пересказывание произведения
2.1 Использование видов чтения
3.3 Написание текстов с использованием различных форм представления
Все учащиеся смогут:
— пересказывать выборочно содержание произведения по совместно
— читать вслух бегло, сознательно и выразительно;
— рисовать творческие работы в форме постера.
Большинство учащихся смогут:
— пересказывать подробно содержание произведения по совместно
— читать выразительно по ролям;
— читать творческие работы в форме постера.
Некоторые учащиеся смогут:
— пересказывать подробно содержание произведения свободно, используя
ключевые слова или модель текста;
— читать и рассказывать выразительно текст по ролям;
— составлять, рисовать и подписывать свою творческую работу в форме
постера на тему «экологические знаки» для охраны воды. Защищать
Основные термины и словосочетания: самостоятельно воспроизводить текст по алгоритму, ключевым словам, модель текста
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
-Как можно сберечь своё богатство?
Материал прошедших уроков:
Использование пословиц и поговорок/выражений из сказок. Невербальные
средства общения. Сопровождение речи
Чтение вслух, беглое, сознательное и выразительное чтение; чтение по
ролям/выборочно. Сравнение, олицетворение, эпитет и их роль.
Исправление лексических и стилистических неточностей, орфографических
и пунктуационных ошибок.
Запланированная деятельность на уроке
Создание положительного эмоционального настроя:
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
Голова хорошо … (думает).
Актуализация жизненного опыта
(К) Учитель предлагает подумать, что можно считать
(Г) Ученики строят высказывания, о чём пойдёт речь на
уроке литературного чтения?
Цель нашего урока – научиться:
— пересказывать содержание произведения;
— читать выразительно по ролям;
— писать творческие работы в форме постера.
Работа над сквозной темой раздела урока «Вода – богатство
(К) Знакомство с новой лексической темой, обсуждение
– Согласен ли ты с высказыванием «Вода – богатство
– Как можно сберечь это богатство?
Развитие связной речи
Работа по учебнику
(Г) Ученики составляют рассказ на тему «22 марта –
Всемирный день воды».
Ф.О. Учитель просит изобразить с помощью мимики и
жестов, чей рассказ понравился.
Работа над литературным произведением У. Канахина
«Как друзья спасали рыбу»
(К) Знакомство с творчеством У. Канахина.
(Д) Учитель читает вслух правильно и выразительно
(И) Ученики выбирают незнакомые для понимания слова.
(К) Словарная работа с использованием словаря.
(К) Ученики отвечают на вопросы по содержанию
(Г) Ученики читают вслух бегло, сознательно и выразительно
разговор ребят по ролям.
(П) Ученики изучают алгоритм деятельности и готовят
подробный пересказ текста.
(К) С помощью учителя учащиеся составляют пересказ текста
по ключевым словам или модели текста.
(Д, К) Динамическая пауза. Игра
Работа в тетради «Что я знаю и умею»
(И) Ученики выполняют задание №1.
Жизнь дана на добрые дела.
Ты пожалей и тебя пожалеют.
Человек природе друг.
(П) Ученики выполняют задание №2.
1. Жара загнала по норам и гнёздам …
2. Ребята обнаружили вместо озера …
3. Что подтолкнуло Мырзабека осудить поступок ребят и
4. Кто из друзей хотел накормить кошку рыбками?
5. Что предложил Мырзабек для спасения рыбок?
в) соединить лужу с озером
6. С каким настроением друзья возвращались домой?
а) счастливые и довольные
7. Какими словами можно выразить идею рассказа?
а) Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта.
(Г) Ученики выполняют задание №3.
(И) Ученики выполняют задание №4.
(К) Учащиеся составляют список профессий, где люди
занимаются охраной окружающей среды. Рассказывают о них.
Стратегии формативного оценивания.
Работа в тетради «Что я знаю и умею»
(Г) Ученики выполняют задание №5.
(И) Ученики выполняют задание №6.
(И) Оценить свою работу на уроке.
Итог урока. Рефлексия.
При составлении подробного пересказа можно использовать
ключевые … или … текста.
Сейчас я раздам вам листочки, на которых вы попробуете
описать свои чувства на сегодняшнем уроке.
Мне было_________ на уроке.
Я работал (а) с _____________ настроением.
Мне было сложно, когда ____________________.
Сегодня на уроке я заслужил (а) отметку _____.
Подготовить подробный пересказ по ключевым словам текста
«Как друзья спасали рыбу» У. Канахина
В процессе работы на
учащимся отвечать на
при чтении вслух стихотворения. Учитель
— Самооценивание по дорожке успеха в тетради «Что я знаю и умею».
— Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом.
— Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке.
— Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»)
Рефлексия для учителя:
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения)
Какие два момента были наиболее успешны?
Какие два момента улучшили урок?
Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-547508
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Утебай Канахин «Как друзья спасали рыбу»
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: Утебай Канахин
«Как друзья спасали рыбу»
Цель урока: cоздание условий для запоминания и воспроизведения содержания рассказа
У. Канахина «Как друзья рыбу спасали».
Ожидаемые результаты (критерии успеха): учащиеся понимают основную мысль художественного произведения; умеют формулировать свою точку зрения на происходящее; поддерживают кумулятивную беседу; оценивают работу свою и членов своей группы.
Умеют составлять вопросы и отвечать на них; формулировать свою точку зрения на происходящее
Формируются условия для определения текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе самостоятельного чтения; осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учащимися в группе.
Осознание учащимися насколько хорошо они усвоили текст, правильно ли выполняют задания.
Создаются условий для развития навыков самоанализа и самооценки.
Повышается интерес учащихся к групповой работе и урокам литературного чтения.
Оборудование: видеоролик с физкультминуткой, задания для каждой из групп, текст для анализа – 1 экземплеар, клей, ножницы, ватман, тетради, цветные ручки и карандаши, пословицы и поговорки о добре (вывешиваются на доске), портрет писателя.
1. Организационный момент.
Дети делятся на команды, выбирают спикеров ( в группах по 6 – 7 человек). Определяются названия команд. Заполняются групповые листы самооценивания (имя ученика)
А) Эмоциональный настрой: «Подари улыбку» .
Как бы Вам хотелось начать урок?
Встаньте. Улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра, сказав заветные слова:
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло.
Как лучик солнышка в окно.
Я улыбнусь и ты мне тоже.
Друг другу мы сейчас поможем
2. Сообщение цели и задач урока.
— Что было задано на дом?
Сегодня мы повторим содержание рассказа, а за одно проверим, как внимательно вы умеете читать, понимаете ли вы прочитанное.
А еще сегодня вы будете не только выполнять предложенные задания, но и самостоятельно придумывать задания для других групп; оценивать свои ответы и ответы участников из других групп.
4. Экологическая страничка
Из поймы Иртыша в крупные водоемы Павлодара переселено 4 млн. мальков рыб. Весной в пойме Иртыша образуются тысячи мелких озер, там рыба получает свое рождение, а уже осенью их переселяют в Иртыш и крупные озера. Если этого не делать, озера высохнут, а рыба просто погибнет.
Рыбинспекции удалось переселить в Иртыш и крупные озера 24 млн. мальков, карпа, судака и карася весом 10 – 15 граммов. Работа по переселению мальков продолжается до второй половины ноября.
Правила работы в группах
Работать единой командой
Уметь договариваться и слушать друг друга
Помогать и поддерживать друг друга
Соблюдать правило поднятой руки
В группе каждому должно найтись занятие.
Соблюдать предоставленный регламент времени.
Разговаривать тихо, не мешая другим группам.
Правила оценивания (ребята предлагают как и за что будут выставляться баллы):
Правильный не полный ответ – 0, 5 баллов
Не верный ответ – 0 баллов.
За поведение снимается 1 балл.
1. Работа в группах.
А) Знакомство с листами самооценивания)
Б ) Командиры групп получают задания (у каждой группы свое задание)
2. Объяснение заданий для каждой из групп:
3. Выполнение заданий (15 мин)
Рассказ У. Канахина «Как друзья спасали рыбу».
1. Тема рассказа: _______________________________________________________________________
2. Основная мысль (чему учит?)
3. Назови имена главных героев __________________________________________
4. Задание для другой команды :
«Две правды и одна ложь»
Верно ли, что ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Верно ли, что ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Верно ли, что ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассказ У. Канахина «Как друзья спасали рыбу».
1. « Цветопись»: раскрась части текста в соответствии с твоим восприятием текста.
Выбери нужные цвета для показа Вашего настроения:
Составь три тонких вопроса по содержанию:
Рассказ У. Канахина «Как друзья спасали рыбу».
1. Объясни значение слов и предложений:
Соединим лужу с озером____________________________________________
Не хватало в такое пекло трудиться ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Солнце нещадно палило_____________________________________________
Степной соловей – кузнечик _________________________________________________________________
Бросились со всех ног_______________________________________________
Найди в тексте и прочитай отрывок, который поможет ответить на вопрос:
Рассказ У. Канахина «Как друзья спасали рыбу».
1. Составь синквейны к словам:
Один «Толстый» вопрос:
Рассказ У. Канахина «Как друзья спасали рыбу».
1. Составь МНЕМОТАБЛИЦУ по содержанию рассказа. Перескажи текст, пользуясь таблицей.
Найди в тексте и прочитай отрывок, который поможет ответить на вопрос:
Рассказ У. Канахина «Как друзья спасали рыбу».
1. Составь план к рассказу:
3. Задание другой команде.
Составьте 3 «тонких» вопроса:
4. Групповая защита своих ответов. Вопросы для других групп (перекрёстный опрос)
Самооценивание в группе.
1. Итог и анализ урока:
— Понравился ли Вам урок?
— Что для Вас было новым? Интересным? Необычным?
— Хорошо ли вы запомнили содержание рассказа?
Б) Учащиеся рассказывают о своей работе на уроках, сравнивают результаты своей работы на этом и предыдущих уроках. Отслеживаются личные достижения отдельных учащихся.
Урок по литературе
для 3 класса.
Тема: «Как друзья спасали рыбу»
У. Канахин.
Подготовила: Куанышпаева Р. Ж.
Тема: «Как друзья спасали рыбу» У. Канахин.
Цель: В ходе работы над текстом дети усвоят идею рассказа, поймут, что каждый может
стать другом и защитником природы.
Задачи: 1. Поймут в ходе рассказа главную мысль, смогут сделать вывод и определить тему
рассказа.
2. научатся анализировать, находить главное, выражать главную мысль отношению к
рыбам и окружающему миру, совершенствовать навык беглого и выразительного
чтения.
3. развивать любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Форма урока: изготовление аквариума, благоприятная среда обитания.
Содержание урока.
I. Организация класса.
1. Вступительная часть (на доске: друзья, спасали, рыбу)
— Что вы цените в друзьях, какие качества?
— среда обитания рыб, где обитают?
— кого можно спасти?
честные
открытые взаимоотношения
Вывод: кто может спасти в данной ситуации?
Тема: как друзья спасали рыбу?
II. Основная часть
1. Вступительное слово об авторе.
Утебай Канахин родился в Актюбинской области. Учился в Актюбинском институте. Когда началась Великая Отечественная Война, он ушел на фронт, после окончания войны продолжил институт, затем поступил на филфак КазГу. Выпустил сборник рассказов для детей.
2. Первичное чтение (учителем, слушают внимательно)
— понравился вам рассказ, чем?
— встречались ли вам на слух новые слова?
— определите тему? Соответствует ли названию?
— как еще можно озаглавить? (спасение рыб, помощь)
— кто является главным героем? (Мырзабек, Ербол, Кулимжан, Дуйсен)
— кто вам понравился из друзей? Почему?
— Можно ли их назвать друзьями? Почему?
3. Вторичное чтение (детьми)
— встречались ли вам новые слова?
Нещадно – не жалея, жестоко, сильно
Мираж – что, чего нет на самом деле (испарение, видимость)
Кишмя – кишела – очень много
Кирка – род молотка, тяпка
4. Ребята, нам сейчас нужно выполнить ряд заданий. Будьте очень внимательны.
1 задание.
— найдите описание полудня, как автор описывает?
— почему попряталось все живое?
— как автор описывает горячий воздух?
2 задание.
— куда пошли мальчики? Зачем?
— как автор описывает фигуры мальчиков?
Мырзабек – длинный (высокий)
Ербол – худой
Кулимхан – крепыш (здоровый, сильный, крепкий)
Дуйсен – светлолицый (Светлый, толстенький)
Работа по иллюстрации
— найти по описанию
— что у Дуйсена? Ведро как они одеты?
— Ербола Кирка что у них на голове?
— Кулимхана Лопата что они делают?
5. Физминутка
6.
3 задание.
— что друзья обнаружили?
— прочему рыбы разевали рты?
— кто из друзей обрадовал рыб? Почему?
— почему поверхность воды запестрела?
— как можно оценить этот поступок?
— правильно ли он поступил?
— характер
— но он ведь хотел накормить кошку?
— Это тоже хорошо?
4 задание.
— кто остановил мальчиков?
— какой он был?
— найдите, как он смело выступил против своих товарищей?
— что Мырзабеку не понравилось?
— как он скомандовал?
— кто из друзей почувствовал вину?
— кому пришла идея соорудить канал?
5 задание.
— найдите, как друзья соорудили канал?
— какое было настроение вначале? Почему?
— почему они повеселели?
— найдите последнюю строчку.
7.
— Что я собрала? Где еще обитают рыбки?
— зачем нужен аквариум?
— уход за рыбками?
— из скольких частей состоит аквариум?
— на сколько частей мы разделили.
8. Экологическая страничка
Из поймы Иртыша в крупные водоемы Павлодара переселено 4 млн. мальков рыб. Весной в пойме Иртыша образуются тысячи мелких озер, там рыба получает свое рождение, а уже осенью переселяют в Иртыш и крупные озера. Если этого не делать, озера высохнут, а рыба просто погибнет.
Рыбинспекции удалось переселить в Иртыш и крупные озера 24 млн. мальков, карпа, судака и карася весом 10 – 15 граммов. Работа по переселению мальков будет продолжаться до второй половины ноября.
10. Рефлексия
На каждой рыбке напишите пожелание людям.