какой обед давали монахи
Чем питаются монахи? Полное меню
Картошку «в мундире» в монастыре шутя называют «в подряснике» — ведь монахи не носят мундиров
С недавних пор я стала замечать, что говоря о продуктах, блюдах «монастырский…», или «как монастырский…», люди подразумевают: «качественный», «настоящий», «вкусный». Мед, хлеб, обед…
Наблюдая уже специально, бросилось в глаза, что тенденция эта не только расширяется, но и уже используется различными производителями продуктов, добросовестными и не очень. Тогда и встал вопрос: что же представляет собой современная монастырская пища, монастырские продукты? Что стоит за признанием потребителя – традиционное уважение к религиозному образу жизни, исключающему обман и леность, или отсутствие внятных государственных ориентиров качества, тех же ГОСТов, к примеру?
За ответами на эти вопросы мы обратились к отцу Михею, иеромонаху Свято-Данилова монастыря. Путь, который привел этого замечательного человека к церкви, был не прост.
Начнем с того, что отец Михей был десантником и понятие «горячая точка» знает не понаслышке. Уже, будучи в монастыре, отец Михей исполнял тяжелые послушания: устройство скита в Рязанской области, организация монастырской пасеки, обязанности келаря в самом Свято-Даниловом монастыре и многие другие, о которых я не знаю.
В итоге нам удалось из вопросов и ответов составить картину того, как сегодня живет русский православный монастырь: что производит, чем питается, кого и как кормит.
AIF.RU: Известно, что монастыри на Руси в абсолютном большинстве своем были самодостаточными в производстве, хранении и распределении продуктов. Монастырям принадлежали сады, поля, огороды, пруды и пасеки. Так же с древности сохраняется традиция кормить монастырскими продуктами не только братию, но и работников, паломников, учеников, гостей. Жива ли эта традиция в Свято-Даниловом монастыре сейчас?
О. Михей: От века на Руси монастыри были не только центрами духовной жизни, но хозяйственной тоже. Они мало того, что сами себя кормили, но и вели селекционную работу, выращивали новые сорта растений, искали и находили новые способы хранения и консервации продуктов. Уже много сотен лет монастыри не только сами кормились, но и широко помогали нуждающимся. Как в обычное время, так и, особенно, в военные года, в неурожайные периоды, во времена эпидемий.
В монастыре по-другому и не бывает: на сегодняшний день хозяйство Свято-Данилова монастыря ежедневно кормит до 900 человек. Братии у нас – чуть более 80, работники из мирян – почти 400. И еще паломники, гости монастыря, нуждающиеся – каждый день монастырская кухня, с Божьей помощью, дает пропитание всем этим людям.
Большинство продуктов, которые у нас есть – собственного производства. Это и мука, с монастырских полей в Рязанской области, и овощи, и фрукты, и мед. Рыбу мы в основном покупаем пока, но хотим там же, на землях скита, вырыть пруды и запустить на выращивание рыбу. Коровок держим – на масло, творог, молоко. Мяса ведь в монастыре не едят.
— С чего началось возрождение монастырского хозяйства?
— Возрождение монастырского хозяйство началось с момента передачи его Церкви в 1983 году. За пять следующих лет монастырь в целом был восстановлен, и вместе с ним стало функционировать обеспечивающее его хозяйство. Однако, до действительно самостоятельной структуры, производящей, сохраняющей и питающей – до этого всего мы и сейчас только идем.
До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди – и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле – до основания.
Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.
И пасека теперь у монастыря не одна – в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека. Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды.
Мед такой продукт — Божье благословение. К нему нужно так и относиться. Ведь, если пасеку поставишь, например, около дороги, так там чего только из выхлопных труб не идет: и свинец, и всякие металлы тяжелые. А пчелки тоже все это собирают и на мед переносят. Мы же отвечаем перед Богом за то, что у нас в хороших, экологически чистых местах пасеки находятся, и вот, предлагаем чистый мед людям.
Мы любим свой народ и хотим, чтобы люди были здоровыми и красивыми и чтобы дети рождались здоровыми. Пчеловодство — это традиционный российский промысел. Еще в ХVI веке говорили: «Россия — это страна, где течет мед». Медом занимались чуть ли не в каждом доме. Его вместе с воском и за границу поставляли. Все русские люди мед ели. Это необходимый продукт для каждого человека.
У нас сейчас принято вкушать мед только во время болезни. Только это неправильно. Мед надо есть трижды в день: утром ложечку, днем и вечером. В меде есть все, что необходимо организму, в том числе витамины. Ведь мед — это натуральный продукт, который люди веками употребляли в пищу для укрепления своего здоровья. Воины прошлого в походах всегда имели при себе мед. Вкушая его, они увеличивали свои силы перед предстоящим боем
Стали еще возрождать традицию монастырского хлеба. Люди приезжают за нашей выпечкой со всей Москвы и даже из Подмосковья. Большой популярностью пользуются разнообразные пирожки, которые готовятся по старым монастырским рецептам. Сделано с душой — и людям нравится!
Очень наши прихожане и гости монастыря ценят то, что не только нашего монастыря рецепты мы используем, но и других святых мест: например, у нас есть бездрожжевой хлеб, испеченный по афонским рецептам, есть хлеб от сестер из Серпуховского женского монастыря.
— И со всем этим управляется немногочисленная братия Свято-Данилова монастыря?
— Нет, конечно! Нам помогают и работники-миряне, и добровольные помощники. Монахов действительно немного, особенно таких, которые на земле трудиться умеют. Многие в монастырь приехали из городов, некоторые не в состоянии заниматься физическим трудом. А ведь работу на медовых пасеках называют «сладкой каторгой»…
Далеко не все знают, как много трудов приходится приложить, чтобы хорошие продукты попали на стол и монастыря.
— Расскажите, пожалуйста, о системе монастырского питания. Из каких продуктов и блюд складывается монастырский стол для братии?
— Мы же в монастырь приходим не для того, чтобы вкусно поесть – мы приходим, чтобы достичь Царствия небесного трудами, молитвами и послушанием. Высшая добродетель — пост, молитва, отказ от мирских соблазнов и послушание.
Кстати, по монастырскому уставу, в году около 200 постных дней. Посты делятся на многодневные (великий, петровский, успенский и рождественский) и однодневные (среда, пятница каждой недели). Именно в дни воздержания от скоромной пищи в монастырских трапезных разрабатывались тысячи оригинальных, простых, доступных населению блюд.
За этим следит келарь, а делают и братья-монахи, и работники – миряне. И идет это на стол всем без исключения. По уставу монахи трапезничают только два раза в день: в обед и в ужин. Келарь монастыря особенно следит за тем, чтобы трапезы были и вкусными, и разнообразными и поддерживающими силы – ведь промежуток перед приемами пищи большой, а сложа руки никто не сидит, у каждого своя работа по хозяйству — послушание.
Будничное меню состоит обычно из ухи, если в этот день дозволяется, рассольника, супа овощного, грибного или молочного и рыбы с гарниром. На десерт – чай, компот или кисель, пирожки, печенье. Воскресное меню состоит из рыбного борща, жареной рыбы с гарниром из картофельного пюре или риса с овощами, свежих овощей, рыбной нарезки и продуктов с монастырского подворья – сыра, сметаны и молока. На праздники Рождества Христова и Пасхи на трапезе подают праздничное меню.
У нас есть отец Гермоген – он келарем монастыря был более 10 лет, так он даже книгу написал о монастырской трапезе, «Кухня отца Гермогена». На данный момент келарь в монастыре о. Феогност. Я же был келарем несколько лет, а до этого нес послушание в строительстве скита, восстановлении храма Архангела Михаила, заботах о пасеках, пекарне…
Сейчас у меня послушание — предлагаю монастырскую продукцию для москвичей, в медовой лавке и 2-х монастырских магазинах «Монастырский мед» и «Монастырский магазин продуктов», в которых можно приобрести нашу продукцию: мед, продукты пчеловодства, варенье на меду, ассортимент рыбы, каши, монастырскую выпечку-хлеб бездрожжевой, пирожки, оздоровительные продукты: безалкагольные бальзамы, сбитни, чаи, травы.
А также у меня послушание в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.
— Мы благодарим Вас, отец Михей за внимание и рассказ. Желаем Вам радости в Ваших трудах!
Что едят монахи в Троице-Сергиевой лавре и какие продукты производят?
История крупнейшего мужского монастыря в России, Троице-Сергиевой лавры, насчитывает более шести веков. Как сегодня живут монахи, каким образом проходят их трапезы и что можно попробовать в Сергиевом Посаде? Об этом нам нам рассказал келарь Троице-Сергиевой лавры, отец Архипп.
История Троице-Сергиевой лавры
Датой основания Троице-Сергиевой пустыни считается 1337 год, когда Варфоломей (Сергий Радонежский) и его старший брат Стефан поселились на холме Маковец недалеко от Хотькова. Сначала они поставили небольшой деревянный храм, и затем стали появляться первые монастырские сооружения. Постепенно сюда пришли первые насельники, пустынь превратилась в монастырь со своим укладом, вокруг которого стали селиться ремесленники. Количество поселений росло, и в марте 1782 года Екатерина II подписала указ о создании у стен Троице-Сергиевой лавры Сергиевского посада.
В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому сегодня его стараются максимально разгрузить. Но все равно монастырь напоминает огромный муравейник, где используются все помещения, в том числе и внутри каменных исторических монастырских стен.
Вид на Троице-Сергиеву лавру с высоты птичьего полета
Как устроена жизнь в монастыре?
Сегодня на территории лавры проживает братия (послушники, монахи, диаконы, священнослужители) — около 200 человек. Также одну треть территории монастыря занимают Московские духовные школы — семинария, академия, иконописная и регентская школы. Раньше студенты, а их около 1000 человек, проживали внутри периметра монастырских стен, но теперь для них построены специальные общежития. Есть у студентов и собственная столовая, где они бесплатно питаются.
Помимо братии и студентов на территории монастыря ежедневно находятся еще около тысячи человек, которые поддерживают деятельность лавры — это преподаватели духовных школ, технические сотрудники, сантехники, электрики и другие.
Трапезная в Троице-Сергиевой лавре
Что едят монахи?
Братия живет по внутреннему монастырскому уставу, в котором расписаны все правила, касающиеся, в том числе, и питания. Едят они в трапезной, куда обычному человеку не попасть, но иногда в праздничные дни проходят торжественные трапезы, когда могут пригласить и светских гостей.
В уставе прописано, что пища, которая готовится для братии, должна подвергаться минимальной термической обработке и легко усваиваться. Минимум жареного, на столе обязательно должны быть лук, чеснок, брусничный или клюквенный морс. Из заграничных продуктов — греческие или итальянские оливки.
Трапезная в Троице-Сергиевой лавре
Завтрак в монастыре проходит с восьми до девяти утра. Появился он примерно в 1980-е годы, до этого традиции завтракать не было. Сделано это было для тех монахов, которые учились в семинарии или в духовных школах, чтобы они не приходили на уроки голодными. Да и сейчас на завтрак ходит незначительная часть братии, потому что у многих в это время может быть какая-то служба. Стол сервируется в зависимости от дня недели — постный день или непостный: на столе всегда есть хлеб, сахар, сладости, сливочное масло (если день непостный) и каша.
Сервировка стола в трапезной Троице-Сергиевой лавры
Обязательная трапеза в монастыре — это обед с часа дня до половины второго. И это не просто прием пищи, но и время, когда братия собирается вместе для общения и решения каких-то бытовых вопросов. Также во время обеда поздравляют тех, у кого в этот день именины. Едят простую пищу: закуски, салаты, суп, горячее блюдо, морс или компот из сухофруктов.
Существует вполне определенный ассортимент блюд, которые тут подают с разной периодичностью. Например, салаты: и простые, и сложные — от винегрета и свекольного салата с орехами и чесноком до селедки под шубой и мимозы. Готовят пять-десять супов — несколько видов ухи, борщ с рыбой или фасолью, свекольник, рассольник, солянка или овощной суп. Все супы варят на овощных или рыбных бульонах, т.к. мясо и птицу в монастыре не употребляют. На второе может подаваться рыба в разных видах: котлеты из судака и щуки, запеченная треска, жареный карп, а в праздничные дни форель.
По праздникам готовят что-то интересное
Ужин в монастыре начинается после окончания вечерней службы, на него приходят по необходимости, например, те, кто пропустил обед по разным причинам. На ужин обычно готовится какой-либо суп и горячее. В молочный день – запеканка, сырники или каша. Также в течение дня в трапезной можно выпить чай или кофе.
Есть в трапезной еще и дополнительный стол, диетический, например, для тех, у кого диабет или повышенный сахар. Монахи — тоже люди.
Что такое келарская служба?
В XVII веке монастырь посещал патриарх Антиохийский, которого сопровождал диакон Павел Алеппский, подробно записывающий особенности быта всех народов, встречающихся на пути делегации. И в его книге есть отдельная глава, посвещенная путешествию патриарха в Троице-Сергиеву лавру, где записано: «Есть на Руси три великих правителя – Царь, Патриарх и Троицкий келарь». Троицкий келарь — это был монах, который занимался всем монастырским хозяйством: стройкой, сельским хозяйством, ремеслами и прочим.
Сейчас в келарской службе монастыря трудится около 300 человек, и одно из направлений ее деятельности — производство продуктов питания, служба общепита и работа пищеблоков. Ежедневно нужно накормить примерно полторы тысячи человек — и это без учета паломников и туристов! Также нужно накормить гостей, разные делегации, в том числе церковные.
Помимо трапезной и столовых для студентов, у монастыря есть бесплатные столовые и гостиницы для паломников, которые приезжают на богомолье, но не имеют финансовой возможности оплатить проживание. Также у стен лавры расположен большой комплекс Старо-лаврской монастырской гостиницы для более комфортного размещения. Курирует келарская служба и розничные точки — магазинчики и лавки, где продаются продукты монастырского производства.Почетных гостей угощают в небольшом зале с камином, расположенном в Красной башне над Святыми вратами
Собственное производство
Во все века при монастыре что-то производили: даже сохранились древние гравюры, на которых преподобный Сергий печет хлеб, шьет сапоги, занимается мебелью. Монастырское производство продуктов питания начиналось для того, чтобы накормить братию: была традиционная монастырская пекарня, огороды, молочная ферма.
В конце 2013 года в монастырских лавках появились продукты собственного производства под брендом «Сергиев канон». Название происходит от греческого слова «канон», что переводится как предел, то есть правило, которому нужно следовать. Как объясняет келарь Троице-Сергиевой лавры, отец Архипп, регламент очень простой: «Поступай по совести, и поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Если мы печем хлеб, то печем его так, как если бы мы хотели испечь его для себя, для своих родителей, близких, сестер, братьев. Если мы что-то производим, это должно быть натуральное, без заменителей сырья, с технологией приготовления, которая не портит продукт, не изменяет его свойства с целью удешевления или ускорения производства. Мы делаем все по старинке, по-честному. Если это хлеб, то хлеб на закваске, если сыр, то без пальмового масла».
Продукты собственного производства монастыря: сыры, напитки, выпечка
Сначала появилась сыроварня: наладить производство помогали итальянцы, к которым после этого приезжало на учебу еще не менее десяти монастырей. Начали немного делать сыры для себя, а излишки предлагали в магазинах: молодые сыры, буррату, моцареллу, сыры с плесенью, а также классические, типа российского, и полутвердые.
Работают, в основном, на российских заквасках Угличской биофабрики, а молоко используют местное. У монастыря есть своя небольшая молочная ферма в Покровском скиту в деревне Сабурово, но она не покрывает все потребности — ежедневно для питания братии и студентов требуется минимум пятьсот литров молока! Поэтому его покупают на фермах в Сергиево-посадском районе. В пост из молока делают масло, сыры — и полутвердые, и даже камамбер, срок созревания у которого четыре недели.
Буррата собственного производства
Также под брендом «Сергиев канон» выпускают хлеб, кондитерские изделия, выпечку, пирожки, замороженные вареники и пельмени ручной лепки, пряники, сделанные по классическому рецепту без консервантов. Благодаря натуральному составу срок годности таких пряников не полгода, а всего двадцать дней. Есть и широкий ассортимент напитков собственного производства: безалкогольного кваса, лимонада, морса. По старинным рецептам готовят не только непастеризованный монастырский квас на закваске, но и постную Посадскую коврижку. Готовится она без молока и яиц, зато с медом и орехами.
Медовая коврижка стала гастрономическим символом Сергиева Посада
Отдельная история с поставщиками продуктов — доверять можно далеко не всем. Например, пять лет назад столкнулись с тем, что в муке многих мукомольных заводов, помимо пшеницы, были обнаружены химические улучшители. В итоге нашли хорошую муку в Оренбургской и Омской областях, а из Крыма в монастырь поставляется мука с высоким содержанием клейковины. Обходится немного дороже, но для монастыря качество и натуральность принципиально важны. В месяц в монастыре используется порядка 20-30 тонн муки, а летом — до 50 тонн.
Да и собственных рыбных хозяйств у лавры нет: форель везут с Онеги, у поставщиков закупают судака, щуку, треску. В небольшом кулинарном цеху рыбу коптят, в основном, для собственных нужд, а если возникают излишки, то их предлагают в монастырских лавках и в ресторане «Гостевая изба».
Ресторан-музей «Гостевая изба»
Обед в ресторане «Гостевая изба»
Меню здесь довольно обширное, и его можно читать, как историческую кулинарную книгу: гороховый кисель, перепеча из печени, уха из баранины, калья утиная, ушное из баранины, котлета «Лаврская» из онежской форели, домостроевская пастила. Тут же можно попробовать все продукты собственного производства: и рыбу, и соленья, и сыры. И даже настойки.
Как таковой, авторской кухни в меню ресторана нет, все делает дружная монастырская команда — и ищет новые старые рецепты, и следит, чтобы качество и продуктов, и блюд было на высоком уровне. Интерьер простой, среди деталей интерьера попадаются реплики старинной мебели и предметов быта из Сергиево-Посадского музея-заповедника. Тут несколько залов, обставленных по разному, и в двух есть камины.
Стерлядь кольцом, приготовленная по традиционному рецепту
А еще «Сергиев канон» и «Гостевая изба» активно ведут профили в социальных сетях и каналы «Яндекс. Дзен», где делятся фото и видеорецептами как монастырских, так и традиционных блюд русской кухни. Все съемки проходят на территории Троице-Сергиевой лавры, в «Елисеевых палатах» XVI века.
Так проходят съемки видеоролика для социальных сетей
Какие обеты дают монахи
Монашество как общественное явление появилось в IV веке, когда император Константин Великий сделал христианство государственной религией в империи. Тогда монастыри начали огораживать стенами, а монахи стали носить специальное монашеское одеяние и, что самое главное, произносить обеты.
Монашеские обеты — это обещания, обязательства перед Богом, налагаемые на себя добровольно в соответствии с постоянным устремлением человеческого духа к Богу, к теснейшему единению с Ним, к высшему умственному и нравственному усовершенствованию. Согласно им, монашествующие должны отречься от мира и строить свою земную жизнь по небесным законам, полностью вверяя и подчиняя себя Промыслу Божию и воле Божией. В святоотеческой традиции отречение от мира — это смысл, суть монашеской жизни. Она находит свое основание в Евангелии: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6: 33), Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (ср.: Мф. 16: 24).
Три монашеских обета остались в целом неизменными, начиная с древнейших чинов монашеского пострига: девство, послушание и нестяжание. В них монах дает обещание Богу искоренять в своей душе главные страсти — себялюбие, сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. Эти страсти отрывают человека от Бога, привязывают ко всему чувственному, доводят до совершенного охлаждения в сердце любви к Богу, не дают душе стремиться к Небу. Эти страсти служат источником болезней души и тела, временной и вечной смерти рода человеческого.
В этих трех обетах заключается основание и дух монашества, средоточие всей подвижнической деятельности, ими насаждаются противоположные страстям добродетели.
Девство
Понятия «целомудрие» и «безбрачие» — это не синонимы. Целомудрие понимается как целостность, неповрежденность ума, нравственная норма жизни, вообще здоровое состояние внутренней жизни. Самым существенным здесь является хранение ума от всяческих греховных помыслов и мечтаний, хранение чистоты сердца. Без этого никакие телесные подвиги не достигают искомой цели.
Целомудрие достижимо и для потерявших телесное девство или живущих в браке, если супружеская жизнь не превращается в угождение греховным похотям плоти, ибо нечистая жизнь препятствует уразумению высоких истин.
Таким образом, важнее всего состояние сердца, девство сердца.
Послушание
Второй монашеский обет — послушание, отречение от своей воли. Добродетель послушания появляется исключительно в христианской монашеской традиции. Христос, Который искал не Своей воли, но воли пославшего Его Отца (см.: Ин. 5: 30), Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти (см.: Флп. 2: 6–8), прямо приглашает нас идти тем же путем: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16: 24).
Обет послушания заключается в том, что отныне монах добровольно лишается своей воли, без остатка передавая себя в руки духовных наставников, старших, Господа. Обет послушания направлен к подавлению одной из главных страстей — гордости житейской. Вспомним, что именно непослушание первого человека Богу стало началом отпадения его от Бога, причиной разрушения человека, катастрофы всего рода человеческого. Так как гордость в практическом отношении проявляется преимущественно в стремлении к независимости, к самостоятельному действованию, самоуправлению, не терпит подчинения другим, то противоположное гордости смирение лучше всего приобретается послушанием.
Без послушания и самоотвержения нельзя подняться по лестнице духовной жизни, это ее первые ступени. Смиренное послушание, отказ от своей воли, безграничное доверие к воле Божией, умение принимать с благодарностью и горести и радости — основа душевного мира и покоя, обязательное условие стяжания глубокой молитвы.
Нестяжание
Большинство людей независимость и уверенность в завтрашнем дне и даже само счастье отождествляют с обладанием материальными благами, пусть и небольшими: квартирой, машиной, землей, денежными вкладами в банках — желают стяжать их, накопить. По этой причине они тратят внутренний ресурс духа на постоянные переживания о земном, совершенно не заботятся о душе, о ее участи в вечности.
Противоположной этому желанию добродетелью является отказ от обладания какой бы то ни было собственностью, нестяжание. Нестяжание было неписаным законом древнего монашества, когда только по разрешению игумена разрешалось иметь что-то малозначащее в келье.
И теперь монах добровольно отказывается от материальных привязанностей, от собственности, обходится самым необходимым для жизнедеятельности, следуя совету Спасителя всем ищущим совершенства: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим (ср.: Мф. 19: 21).
Но обет нестяжания вовсе не означает, что монаху запрещено иметь какие-либо вещи в собственности. Он может иметь всё необходимое для жизни, не должен лишь иметь пристрастия к вещам, считать обладание ими чем-то важным для себя.
Нестяжание, т.е. произвольная нищета, состоит в отчуждении сердца от всего земного, в лишении всех излишеств, т.е. всего того, что в мире называют избытком и удобствами жизни. Это относится не только к вещам материальным, но также и к не материальным — карьере, общественному мнению, репутации, самоуважению и т.п. Нестяжание делает сердце монаха свободным от всех забот мирских, свободным в своем стремлении к Небу. Монах не должен бояться не только житейских превратностей, но и самой смерти. «Монах должен жить для Бога, и притом для Него одного» (святитель Григорий Богослов).
Подготовила послушница Татьяна Кладиева