какой народ придумал пельмени
Съешь голову врага или золотой слиток. История возникновения пельменей
На этой неделе в России отметили День пельменей. Наряду с блинами, щами и холодцом это блюдо ассоциируется с русской кухней. При этом споры о том, кто придумал пельмени, ведутся уже много веков. Почти все учёные сходятся в том, что появились они в Китае. К тому же там существует даже несколько мифов об их изобретении — от милых до кровавых.
Фото © ТАСС / Кирилл Кухмарь
Пельмень как голова врага
Первая легенда гласит, что пельмени придумал первый китайский император Цинь Шихуанди. Он ещё известен своей терракотовой армией. В начале III века до нашей эры император впервые в истории Китая объединил страну, закончив войну царств. Все абсолютные правители любили отмечать победы с выдумкой, и китайский владыка не стал исключением. Он повелел повару изобрести такое блюдо, которое бы напоминало ему о великой победе. И тогда повар взял кусок мяса, кусок теста и слепил пельмень. Цинь Шихуанди увидел в пельмене напоминание об отрубленных головах своих врагов, порадовался, а повара наградил. И с тех пор блюдо и стало национальным атрибутом любого китайского застолья.
За пельмень заплатите чеканной монетой
Фото © Carl Simon / United Archives/Universal Images Group via Getty Images
Версия с головой врага выглядит людоедской даже с поправкой на нравы древних властителей. Поэтому следующую историю можно читать и детям. Действительно, в Китае пельмень — блюдо национальное и символизирует достаток. По легенде, пельмени придумали около 2,5 тысячи лет назад. Придворный повар слепил их в форме золотого слитка, которыми тогда расплачивались в Поднебесной. Слиток этот назывался юаньбао — и со временем он превратился из средства оплаты в символ достатка.
А пельмени стали больше чем очередным блюдом. В Поднебесной есть кафе, которые предлагают посетителю меню из ста видов этих тестомясных шариков. А названий у них не счесть: вонтон, цзяоцзы, баоцзы, шуй яо — и это не всё. Но самое важное, что пельмени остаются главным национальным блюдом за новогодним столом. Семейная лепка пельменей — ежегодная традиция. Считается, что семья символично лепит золотые слитки, увеличивая общее благосостояние.
Фото © Public Domain
Сложно проследить год, когда пельмень стал ассоциироваться с русской закуской. Почти в каждой национальной кухне есть блюдо, в котором отражён этот несложный союз теста и мяса. Взять хотя бы равиоли в Италии, хинкали в Грузии или буузы в Монголии. Ещё в начале XIX века о пельменях в европейской части страны почти не упоминалось. О них знали лишь те, кто жил ближе к Уралу. Даже название «пельмень» пришло с Урала. С коми-пермяцкого «пельнянь» переводится, по одной из версий, как «хлебное ухо». По другой же это означает «медвежье ухо».
С другой стороны, если про пельмени российские историки молчали, то вот манты периодически возникали в описаниях застолий российских правителей в XVI−XVII вв. Хотя народным это блюдо не стало и проходило скорее по разряду восточных и экзотических. Одна из самых правдоподобных версий: в Сибирь и на Урал прообраз пельменей занесло ещё монгольским нашествием. Там блюдо прижилось. А тремя веками позже из Сибири удобный и простой в приготовлении полуфабрикат привезли в европейскую часть России казаки, которые возвращались из сибирских походов.
Массовое же распространение пельмени получили в годы советской власти. Это блюдо полностью отвечало требованиям нового пролетарского государства. Они были лишены буржуазной вычурности. Стоили относительно недорого. И их можно было просто и быстро готовить. Шарики из теста и мяса к тому же были чрезмерно питательны. А что ещё нужно рабочему после смены на заводе? Так некогда экзотичное сибирское блюдо превратилось в любимую еду и закуску рабочего класса. Но это лишь одна из версий. Теорий о появлении пельменей множество, и каждая имеет право на жизнь.
К 1000-летию пельменей: от удмуртских «хлебных ушей» до китайских цзяо-цзы
Несколько регионов России бьются за то, чтобы называться «родиной пельменей». В их числе и Удмуртия. Считается, что русское название этого кушанья происходит от удмуртского «пель нянь», что означает «хлебное ухо» («пель» — «ухо», «нянь» — «хлеб»).
И в пир, и в мир
Появление пельменей у удмуртов относят к Х веку. Они и тогда уже занимались земледелием и животноводством, а значит, имели все необходимые для приготовления пельменей ингредиенты: муку и мясо.
А вот в центральную и западную часть России пельмени попали лишь в XIX веке. По одной из версий — не от удмуртов, а от владельцев сибирских и уральских заводов. Приезжая в Петербург или Москву, они требовали в ресторанах свое любимое блюдо, и повара со временем научились его готовить.
По второй версии, пельмени завезли в центральную часть страны русские переселенцы, державшие путь на север для освоения Урала и Сибири. Проходя территорию современной Удмуртии и Пермского края, они пробовали пельмени у местных жителей. Блюдо им понравилось: несложное в приготовлении (котелок, костер, вода и соль), удобно хранить в холодном климате и брать с собой в поход, к тому же оно вкусное и питательное.
Однако у северных и южных удмуртов пельмени немного разнятся. Размер их у северных удмуртов чаще небольшой — 3–4 см. Для того, чтобы блюдо получилось более сочным, концы при лепке не защипывают. У южных удмуртов традиционные пельмени обычно более крупные, и варят их в жирном мясном бульоне.
Как ритуальное блюдо пельмени в большом количестве готовят перед свадьбой — в знак доброго пожелания молодым. В начинку некоторых кладут соль, овес, ячмень, хвою или монету — для предсказания: пересоленый пельмень предрекает соленую жизнь, монета — к богатству
Пельмени не только варят, но и жарят, и запекают. Можно также подавать их вместе с бульоном, в котором они готовились, в виде супа. Жареные пельмени называются посекунчики.
Тесто готовится из муки, яиц и воды (реже молока). Начинка в классическом варианте состоит из говядины, свинины и/или баранины с добавлением различных специй, лука, иногда чеснока. Возможно использование мяса медведя, оленя, лося, гуся, рыбы, свиного сала, картофеля, капусты. Русский журналист конца — начала века Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» упоминает и редкие фруктовые пельмени:
«И вот в восьмидесятых годах съехались из Сибири золотопромышленники самые крупные и обедали у Лопашова в этой самой „избе“, а на меню стояло: „Обед в стане Ермака Тимофеевича“, и в нем значилось только две перемены: первое — закуска и второе — „сибирские пельмени“. Никаких больше блюд не было, а пельменей на двенадцать обедавших было приготовлено 2500 штук: и мясные, и рыбные, и фруктовые в розовом шампанском…»
Вот рецепты приготовления некоторых из этих блюд.
Пельмени:какой народ на самом деле изобрёл это древнее блюдо
Считается, что пельмени, наряду с блинами и водкой, являются русским пищевым брендом. Однако они не упоминаются в российских кулинарных книгах вплоть до начала XIX века. Пора узнать правду о пельменях.
От древних греков до угро-финнов
В трактате «Пир» Платона, написанному в 385–380 годах до н. э., встречается блюдо, напоминающее пельмени – кусочки мяса, завернутые в лапшу. Об этой еде также можно прочитать и в «Сатириконе» древнеримского писателя Петрония. И даже комедиограф Аристофан, современник Платона, в одной из своих комедий указал, что на пирах знати подавались обжаренные тестовые мешочки с начинкой из другой пищи.
При всем при этом большинство историков кулинарии уверены, что пельменизация Европы началась из Китая, поскольку такое блюдо могло появиться только в странах с резко континентальным климатом, с суровыми зимами без оттепелей. О восточном происхождении этой еды писал и А.Г. Преображенский в своем этимологическом словаре, приводя пояснение к слову «пельмень», которое означает «хлебное ухо»: от пель «ухо» и нянь «хлеб». Он считал, что угро-финны, которые мигрировали с Алтая на Запад, поведали коми-пермяцким племенам рецепт пельменей. После чего популяризация этой еды в России была лишь делом времени.
Пельмени Ермака
Однако этому противоречит легенда, согласно которой отряд Ермака во время зимних стоянок питался исключительно пельменями. Согласно другой легенде, во время пиршества в городке Искер, расположенном на правом берегу Иртыша, атаман отказался от местной еды, а попросил миску «хлебных ушек», что и было подано. Все это дает основание предположить, что и до покорения Сибири эта пища была известна казакам. Если это действительно так, то пельмени могли появиться на Руси еще до угро-финской эмиграции.
Скифские кундюмы для донских казаков
И в самом деле, на Дону уверены, что пельмени, вернее их кулинарный брат – манты были известны местным жителям еще со времен скифов. В частности, в ранних казачьих документах пишется, что идея оборачивать кусочки мяса в тесто пришла из Великой Бухарии, так тогда называли западный Туркестан. Также встречаются упоминания о кундюмах – аналоге пельменей, которые можно найти в письмах XIII века.
Справедливости ради, это блюдо не являлось основным и подавалось скорее для ассортимента, дабы показать богатство стола. Разница донцов с рецептами Новгорода, Московии и Сибири заключалась в способе приготовления. На Дону их готовили сразу же после лепки, тогда как северяне чаще всего замораживали и лишь потом варили.
Русская история пельменей
Интересно, что вплоть 1820—30-х годов в русской литературе нельзя найти упоминания о пельменях. Их нет даже в книге «Солдатская кухня» популярного русского кулинара С. Друковцева (1786 год). В этой связи приводится версия, что уральская и сибирская кухня не очень-то признавалась великороссами, жившими в центральных районах России. Мол, поистине всенародная слава к пельменям пришла лишь в середине XIX века.
Между тем, в «Росписи царским кушаньям» (1610—1613 гг.) встречается кушанье манту с бараниной. Имеются и более ранние документы, на которые ссылается Карамзин, рассказывая, чем кормили царя Федора Иоанновича, в частности, историк приводит следующее меню – «Уха курячья с умачем, манты, калья с лимоном». Кстати, слово «манты» произошло от китайского «маньтоу», означающего пустые пампушки.
Кстати, Екатерина Авдеева, автор «Словаря употребляемых в Сибири слов и выражений (провинциализмов)» еще в 1837 году писала: «Пельмени – то же, что в России называют ушки». Она была уверена, что это блюдо было известно в нашей стране еще со времен Крещения.
Причем ушки ели все: и цари, и простой народ. Речь шла о крохотных пирожках с курятиной или с другой начинкой. Чего уж точно не клали в ушки до начала XVIII века, это была телятина, поскольку отношение к молодой скотине в России было трепетным.
Иными словами, вопрос, кто придумал пельмени, имеет такой же ответ, что и загадка на тему, кто зажег первый костер. Идея заворачивать мясо в тесто настолько очевидна, что можно сделать предположение, что в Китае их придумали китайцы, на Руси – русские, в Греции – греки, а в Германии – немцы. Причем последние уверены, что авторами пельменей были протестантские монахи, которые таким образом питались во время длительных осад.
Сибирские пельмени
Несмотря на очевидную простоту лепки пельменей, в России сформировалось множество рецептов их приготовления. Даже сибирские пельмени, ставшие, казалось бы, классикой кулинарии, и то имеют несколько вариантов приготовления. Впрочем, различия касаются в большей степени мясной начинки. Как правило, это – говядина и небольшая добавка сала или жирной свинины, хорошо сдобренные луком. Но что обязательно кладется в фарш, так это колотый лед. Делается это для того, чтобы начинка не прилипала к рукам во время лепки и для сохранения сочного вкуса приготовленных пельменей.
Пельмени. История блюда, происхождение, этимология слова, распространение
Что такое пельмени?
Пельмени. Что такое пельмени, не нужно объяснять ни кому на территории бывшего СССР, а скорее всего и во всём мире. Пельмени – всем известное блюдо сибирской, русской кухни. Но, тем не менее, пельмени имеют китайское, финно-угорское и славянское происхождение.
Само слово – пельмени, в русском языке, происходит от удмуртского слова «пельнянь», что дословно переводится как «хлебное ухо».
Пельмени или их аналоги есть в кухнях всего мира, благодаря своему вкусу, сытности и удобству хранения. На сегодняшний день пельмени чрезвычайно популярное блюдо во всём кулинарном мире. Их не сложно готовить, а купить готовые можно в магазине в любое время. Но домашние, приготовленные своими руками, на много вкуснее. Попробуйте налепить пельмени, хотя бы один раз в жизни, и это занятие станет вашим семейным хобби перед праздниками. Домашние пельмени во многих семьях являются «коронным» блюдом. Для приготовления домашних пельменей нужны две важных составляющих, это тесто для пельменей и начинка. Рецепты домашних пельменей, теста для пельменей, секреты начинки и многие другие вопросы мы рассмотрим в другой статье. А здесь окунёмся в историю пельменей. Откуда они появились, распространились по миру и в чём их отличие у разных народов.
Откуда пельмени? Рождение пельменей.
Если окунуться в историю народов, точнее, в кулинарию разных стран и народностей, то можно найти, что простые современные пельмени были известны под именами: ушки, пельняни, шурубарки и перьмени. Когда пельмени появились на свет и кто их изобрёл не известно. История происхождения уходит вглубь веков. Известно одно, рецептов приготовления пельменей, теста для пельменей и начинки существует великое множество. Но, обо всё по порядку.
История пельменей
Как уже было сказано выше, точный исток происхождения не известен, но считается, что пельмени «родились» в Китае. На сегодня эта версия выглядит наиболее правдивой. Но, известный советский историк кулинарии и автор множества книг по кулинарии считал, что в Китай пельмени пришли из Средней Азии. Говорил он об этом, как о вероятности, то есть сам не был уверен в происхождении популярного блюда.
Откуда пельмени пришли в Россию
Как пельмени появились в России или Руси? Для ответа на этот вопрос снова обратимся к трудам историка кулинарии, Вильяма Васильевича Похлёбкина. Он указывает в своих трудах, что первые упоминания о пельменях в русской кухне встречаются на рубеже XIV-XV веков. Если пельмени не являются исконным русским блюдом и были изобретены не у нас, то откуда они «пришли» к нам в Россию? Версий ответа на этот вопрос несколько:
Сегодня практически невозможно установить точное происхождение кулинарного рецепта, но оно попало на территорию России и долго оставалось региональным блюдом народов Сибири. Аборигены Урала и Сибири первыми узнали вкус пельменей и полюбили их по-настоящему. В уральских и сибирских домах пельмени стали не только частой и любимой едой. Пельмени превратились в основное угощение на праздничных столах и обязательной частью пайка в полевых условиях у рыбаков и охотников. Погода в тех местах суровая, а пельмени прекрасно хранятся на морозе и их легко транспортировать.
Шло время. Пельмени завоёвывали всё новые и новые регионы России. И наконец, пришли в центральную Россию. Жители центра узнали вкус пельменей на много позже Приуралья и Сибири. Только к середине XIX века пельмени стали обычной едой у жителей центральных и южных областей России. Но в поваренных книгах и летописях того периода находят упоминания, что жители южной и центральной России употребляли в пищу блюда под названиями «шурубарки» и «ушки». Рецепт которых состоял из пресного теста и мелкорубленого мяса. Что, по сути, и напоминает пельмени. Получается, что рецепт пельменей был давно знаком нашим предкам, но под другим названием. А вот «пельмени», как блюдо, именно под этим названием стало общепринятым только в XIX веке. Вероятно, это произошло из-за того, что именно в этот период было отменено крепостное право, народ начал свободно перемещаться по стране, региональные признаки сглаживались, а вместе со всем этим начали объединяться кухня, культура и язык.
Пельмени – этимология слова
Пельмени у наших «соседей»
Пельмени присутствуют в национальных блюдах многих народов. В рецепте приготовления пельменей у разных кухонь мира, конечно же, есть отличия. И называют их везде по-разному. Но по своему составу и принципу приготовления, можно сказать однозначно, что это всё те же пельмени.
Баоцзы, вонтоны, цзяоцзы, шуй – это названия пельменей из китайской кухни. В западных странах, китайские пельмени называют «дим». Но на самом деле, словом «дим» можно назвать любую закуску, приготовленную по рецепту южной части Китая.
Дюшбара, манду, манты, момо, позы, тушпара, хинкали, чошура, чучвара – это всё названия пельменей в Тибете, Корее, Средней Азии и на Кавказе.
В Крыму можно услышать о блюде под названием «Татараш», а в еврейской кухне «Креплах», но это всё те же, знакомые нам пельмени.
В Италии, всем знакомые, названия пельменей – равиоли и тортеллини.
В Германии готовят – маульташен, а на западе России и в Беларуси наслаждаются «колдунами».
Надеемся, вам понравился наш экскурс в «историю» пельменей.
Но, как говорится, словами сыт не будешь. Поэтому, в качестве продолжения статьи, предлагаем вам и практический опыт. Вы можете сами приготовить и насладиться пельменями, «Двенадцать рецептов приготовления пельменей».
Похлёбкин В. В. (Вильям Васильевич) 20.08.1923 – 30.03.2000 гг. Полное имя по паспорту Вильям-Август. Советский и Российский историк, историк-скандинавист, специалист по международным отношениям, геральдист. Известность приобрел, публикуя свои исследования по кулинарии и гастрономической истории. Реконструировал рецепт древнерусского блюда «Кундюмы» (кундюбки), а так же широкий перечень напитков и блюд из классической литературы XVIII – начала XX веков. Участвовал в разработке рациона для советских космонавтов. В частности, предложил для космических полётов купаж из зелёного и чёрного чая. Написанная Вильямом Васильевичем Похлёбкиным монография «История водки» удостоена «Премии Ланге Черетто». Кулинарные книги с рецептами Похлёбкина неоднократно переиздавались и популярны у кулинаров и готовящих хозяек по сегодняшний день.
Любите пельмени? А откуда они взялись, знаете?
Сегодняшнее слово очень вкусное. Во все времена оно объединяло семью, а может быть и семьи. Причем не только за столом, но и в момент приготовления. Речь сегодня пойдёт об истории и этимологии слова «пельмень».
А вот история у этого блюда очень богатая. Постараюсь кратко изложить ее всю!
Как пельмени появились на Руси? Для ответа на этот вопрос снова обратимся к трудам вышеназванного историка кулинарии. Похлёбкин указывает в своих трудах, что первые упоминания о пельменях в русской кухне встречаются на рубеже 14-15 веков. Версий о том, откуда пельмени держат свой путь несколько: Пельмени в Россию (на Русь) привезли народы Коми. Имеется в виду не сегодняшняя республика, а кочевавшая в те времена народность. Пельмени на территорию тогдашней Руси привезли татары, также кочующий народ. Пельмени к нам пришли из Китая посредством общения местных жителей с кочевыми народами. НО! Большинство исторических источников утверждают, что пельмени сначала стали блюдом сибирским, и только после этого распространились по всей стране. Только к середине 19 века пельмени стали обычной едой у жителей центральных и южных областей России. Но в поваренных книгах и летописях того периода находят упоминания, что жители южной и центральной России употребляли в пищу блюда под названиями «шурубарки» и «ушки».
А вот пельмени, как блюдо, именно под этим названием стало общепринятым только в 19 веке. Вероятно, это произошло из-за того, что именно в этот период было отменено крепостное право, народ начал свободно перемещаться по стране, региональные признаки сглаживались, а вместе со всем этим начали объединяться кухня, культура и язык.
В этой моей рубрике я пойду на беспрецедентный шаг. Сейчас я перечислю все названия разных по виду пельменей из разных стран. Полетели!
Пельмени – это: БАоцзы, БЁрики, БарАки, Вареники, ВонтОны, ГЁдза или гёза, Гюрза, Дамплинги, Димсам или диньсинь, Дюшбара, Кава-манты, Кимчи-манду, КнЕдлики, КрЕплах, Кропкакор, КундЮмы, МантЫ, МАульташен, Модак, МомО, ПигОди или пян-се, ПодкОгыльо, Позы или бузы, Посикуньчики (здесь от слова сечь мясо), Равиоли, Тортеллини, Турецкие манты, Хинкали, Цеппелины, Цзяцзы, ЧУмары, ЧучварА или чучпарА, Шао-май, Юфах-аш – это блюдо крымских татар, что в переводе значит – маленькая еда.
Пока я перечислял, чуть не захлебнулся! Как же хочется отведать это всё! А вы, друзья, напишите, какие из этих блюд вы пробовали и какие больше всего понравились!
Кимчи-манду. Что, простите?
Трофейный вагон метро
Немного о раритетном трофейном вагоне метро типа «В».
Такие разноцветные «Москвичи» (408 и 412)
Поэтому хотелось бы сосредоточиться на периоде активного выпуска автомобилей третьего поколения «Москвичей», когда были самые золотые времена завода МЗМА/АЗЛК, и заодно поделиться с вами информацией о том, в какие цвета красили автомобили Москвич-408 и Москвич-412 в то время. Надеюсь, вам понравится как и с «жужиками». Итак, начнём с известного чёрного «Москвич-408», покрашенного в цвет «Кварц»:
Особенно примечателен этот четырёхфарный «Москвич-408» не только своим уникальным «выставочным» цветом, но и тем, что это один из самых первых «Москвичей», который успел изначально побывать на множестве выставок в 1960-е годы, был подарен Брежневым супруге президента Финляндии (Урхо Калеви Кекконен) Сюльви Кекконен, которая была заядлым автомобилистом. Автомобиль в 1992-м был реставрирован и поныне находится на выставке автомузея Мобилиа. Остальные же «Москвичи» цвета кварц были в основном предсерийными опытными моделями, и в такой цвет окрашивались для лучшего обнаружения дефектов кузова и ЛКП при испытаниях.
Однако, по крайне мере, некоторые автомобили «Москвич-408» таки красились в чёрный цвет, вероятно, эти машины предназначались для экспорта в Европу. Подтверждений этому кроме старых фото и буклетов нет, если бы не один автомобиль который продаётся на Украине в Ровенской области.
Следующий не менее стильный и броский цвет «Москвича-408» это Рубин (номер эмали GRC), который будет темнее чем «Кармин», особенно это заметно в ясную погоду.
Более редким в наше время стал очень интересный тёмно-зелёный цвет (номер эмали EVR), который был, существует в наше время на сохранившихся экземплярах, но имеющиеся экземпляры встречаются не часто. Но кое-что удалось найти!
Светло-синий цвет часто путается с «Электриком», «Космическим голубым» (о нём далее) и иногда даже с остальными оттенками голубого, но светло-синие (номер эмали FTP) таки тоже встречаются.
Тёмно-зелёный цвет (номер эмали EWH) ещё имеет наименования Батавия. Редкий цвет, ибо встречаются такие автомобили даже в продаже не часто, можно сказать редко.
Не менее броский в глаза и очень яркий зелёный травянистый цвет, практический близкий к салатовому. Номер эмали тут указан как МЛ-197 (номер 2277). Возможно, уже перекрас. Кто знает точно?
Следующий цвет встречается куда чаще, и, думаю, кому-то он точно лично попадался на глаза: небесно-голубой цвет (номер эмали ATR). В него часто окрашивались «Москвичи» самых первых годов выпуска:
Пепельно-серый цвет, заметно отличается от антрацита более светлым оттенком. и как на зло, именно 408-го в таком цвете найти было тяжело на всех сайтах. Единственное фото которое иллюстрирует пепельно-серый цвет (номер эмали ATQ) вот такое вот нашлось:
Весьма редкий и понравившийся лично мне цвет Сахара (номер эмали BTN). Встречается не часто в наших краях, видимо, предназначался также в основном на экспортные автомобили:
Это, если меня глаз не обманывает из-за освещения в пасмурную погоду, цвет вишня (номер эмали GPX). Тоже весьма яркий и красивый цвет:
Итак, ярко-белый цвет (номер эмали BSJ), предположительно. В него часто окрашивались экспортные модели и был характерен наиболее чистым белым цветом:
Жемчужно-белый цвет (номер эмали AVN), если меня опять глаза не обманывают, он чуть менее «чистый» но на солнце очень даже ярко отдаёт белым оттенком.
Само собой, приведены не все оттенки поголовно (не ко всем оттенкам мне точно удалось найти иллюстрации, не ко всем удалось найти точные номера эмалей). Но большую часть цветов, в которые красились 408-е и 412-е «Москвичи» (до модернизации кузова до варианта ИЭ в 1970-м году) я всё же нашла и продемонстрировала вам.
У кого какой был «Москвич-408» (или 412 в раннем кузове с «плавниками»)? Какого цвета и какие воспоминания остались у вас? Или, может быть, в такой же псих как и я, и желаете приобрести себе схожий «Москвич» для езды? 🙂
Говорил ли Цицерон: «Чем ближе крах империи, тем безумнее её законы»?
Ч. Маккари. Цицерон произносит речь против Катилины (1888)
Древнеримскому философу зачастую приписывают фразу о том, что судьбу государства можно предсказать по развитию его законодательства. Мы проверили, корректна ли такая атрибуция.
(Спойлер для ЛЛ: неверная атрибуция цитаты)
(Если вам показалось, что в проверяемых цитатах есть какой-то остросоциальный подтекст, то вам показалось. Наверное.)
Контент. Хотя эту цитату можно встретить и на нескольких сайтах с коллекциями афоризмов (например, «Жемчужины мысли» и Socratify.net), особую популярность она снискала в соцсетях и на блог-платформах. Отдельные пользователи и целые паблики нередко приводят якобы изречение Цицерона в публикациях с критикой той или иной законодательной инициативы. Подобные примеры можно с лёгкостью найти во «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассниках», Twitter и Instagram, на Pikabu, LiveJournal и Reddit.
В сочинениях Цицерона цитату про зависимость между качеством законов и близким разрушением государства мы обнаружить не смогли. Её не упоминают авторитетные учёные, занимающееся Античностью, или авторы комментариев к текстам философа. При поиске похожих фраз на английском языке упоминания в серьёзных источниках также найти не удалось — в основном она встречается на сайтах с коллекциями цитат, форумах и в социальных сетях.
Не исключено, что приписываемая Цицерону фраза — это искажённая цитата из сочинения другого античного автора, историка Тацита. В его «Анналах» встречается выражение Corruptissima re publica plurimae leges. Его переводят по-разному, среди вариантов: «Больше всего законов было издано в дни наибольшей смуты в республике», «В самом испорченном государстве больше всего законов» и «Чем ближе государство к падению, тем больше в нём законов».
UPD: Внимательный пикабушник @alexmix абсолютно справедливо указал тут #comment_218593186, что во времена Цицерона никакой империи в древнем Риме ещё не было. Спасибо ему за это 🙂
Цитата гуляет в сети именно в этой формулировке.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Протокол осмотра тела В.И. Ленина в 1934 г., спустя 10 лет после бальзамирования
Протокол заседания комиссии по осмотру тела В. И. Ленина (7 января 1934 года)
Присутствовали: проф. Абрикосов А.И., проф. Дешин А.А., проф. Иванов Г.Ф., проф. Розанов В.Н., проф. Федоров Л.Н., д-р Металликов, Комендант Кремля Петерсон Р.А., проф. Воробьев и проф. Збарский Б.И.
Председателем комиссии избирается проф. Федоров, секретарем — проф. Збарский.
1. Краткая информация профессора Воробьева о сохранении тела Владимира Ильича Ленина.
3. Составление акта.
ВОРОБЬЕВ: На днях исполняется 10 лет со дня смерти В.И. Ленина. После смерти Владимира Ильича тело было набальзамировано профессором Абрикосовым с тем мастерством, которое присуще этому крупному ученому. Бальзамировка была рассчитана на короткий срок. Когда в последующее время встал вопрос о более длительном сохранении тела, то за эту работу пришлось взяться мне и применить ряд новых методов, которые и создали возможность длительного сохранения тела Ильича.
Примененная нами методика должна была создать условия для преодоления высыхания тела, должна была создать возможность борьбы с вредным влиянием на кожу света и должна создать условия для борьбы с возможностью занесения инфекции.
В настоящее время мы выработали целый ряд методов и настолько ими овладели, что мы не боимся никаких случайностей и владеем рядом возможностей борьбы со случайностями и казусами. Мы не боимся ни набухания тканей, ни высыхания их, мы владеем вполне методами борьбы с теми изменениями, которые могут происходить под влиянием света.
В отношении инфекции, несмотря на все предпринимаемые нами меры, мы имели два случая занесения в саркофаг грибка. Первый случай имел место в старом мавзолее, и инфекция была занесена внесением в помещение мавзолея знамени Парижской Коммуны. Второй случай занесения инфекции имел место уже в новом мавзолее. Оба раза нам пришлось принимать ряд радикальных мер.
Теперешнее состояние тела Владимира Ильича должно считать совершенно удовлетворительным. Мы проводим главным образом макроскопическое наблюдение, изучая характер тканей, наблюдая за их напряженностью, за их окраской, их взаимоотношениями и их качеством. Сверх того мы неоднократно прибегаем к микроскопическому исследованию.
Учитывая теперешнее состояние тела, отсутствие в нем каких бы то ни было доступных для наблюдения изменений, мы считаем возможным заявить, что. срок дальнейшего сохранения тела может быть исчислен десятками лет.
РОЗАНОВ: Обращаете ли Вы внимание на сохранение нижележащих частей тела, в частности, в области спины. Меня интересует знать, нет ли там слеживания частей или высыхания.
ИВАНОВ: Не будете ли Вы добры ответить, как часто Вам приходится бороться с высыханием тканей и вредным действием света?
ВОРОБЬЕВ: Нижележащие части тела, как и вообще все тело, в одинаковой мере нами осматриваются, и до настоящего времени никаких изменений в этих частях, как и во всем теле, не наблюдали.
Комиссия приступает к осмотру тела В. И. Ленина.
При осмотре сделаны были следующие замечания:
РОЗАНОВ: На меня производит изумительное впечатление прекрасное состояние тела. Я помню, что нос был изменен, так как часть его отморожена, а теперь я не замечаю никаких изменений. Замечательно, что цвет волос совершенно не изменился. Сжатие губ чрезвычайно характерно для Владимира Ильича. Не понимаю, откуда берутся слухи, что лицо похудело.
АБРИКОСОВ: Я хорошо помню пятна на лице, а именно на щеке и носу, а также правое бедро было резко изменено. Сейчас я ничего этого не замечаю, исчезло очень большое пергаментного цвета пятно, которое находилось в области правого лобного бугра, исчезла еле-еле заметная бороздка, которая произошла при надломе с внутренней стороны поднятой нами при вскрытии трупа кожи.
ВОРОБЬЕВ: Отмечает слабость ткани в области левого виска, указывая на то, что в этом месте при вскрытии черепа при первом бальзамировании была надрезана соединительно-тканная основа кожи.
ДЕШИН: Указывает на то, что его поражает чрезвычайно хорошо сохранившаяся форма носа — крыльев носа и носовой перегородки. Он говорит, что ему трудно себе представить, до какой степени бальзамировка повлияла на исправление этих частей, которые по его памяти были чисто пергаментными.
Некоторые члены комиссии обратили внимание, что на теле имеются темноватые пятна вследствие неравномерного пропитывания бальзамическими веществами. На вопрос относительно того, насколько эти пятна преходящи и могут быть устранены, Воробьев указывает, что он с этими пятнами обычно не считается, что они обусловливаются большей или меньшей дегидратацией поверхностных слоев кожи, в зависимости от большего или меньшего притяжения к тем или иным участкам воды из окружающей тело среды. Любое из этих пятен может быть моментально уничтожено, но что и сам акт уничтожения пятна он может произвести тут же.
По указанию членов комиссии Воробьев производит тут же удаление двух указанных ему пятен, причем отмечает то обстоятельство, что делать этого вообще не нужно, так как необходимо беречь и щадить ткань, памятуя о том, что ее должно сохранять неопределенно долгое время. Члены комиссии отмечают, что они вполне удовлетворены произведенной на их глазах демонстрацией удаления этих пятен.
Розанов, Абрикосов, Дешин, Иванов, Федоров пальпируют ткани на разных участках тела и отмечают чрезвычайную их податливость, мягкость тканей в области торса, шеи и конечностей. Осмотру также подвергалась задняя часть туловища. Никаких следов изменений там не отмечено, и характер кожи, подкожной клетчатки и цвет кожи одинаков с кожей передней части тела.
После осмотра тела заседание продолжается.
Председатель комиссии предлагает высказаться о впечатлениях после осмотра тела.
ИВАНОВ: Искусство бальзамирования когда-то стояло на большой высоте, но секрет был потерян, но все то, что мы знаем по этому поводу, конечно, не может быть сравнено с тем, что тут достигнуто. Здесь применены новые методы, и такого опыта мы не знаем нигде в мире. Необходимо сделать это достоянием широких масс и мировой науки. Я выражаю свое восхищение перед работой, проделанной советской наукой.
ФЕДОРОВ: То, что мы сегодня видели, является, несомненно, фактом мирового значения прежде всего со стороны политической. Миллионы трудящихся имели возможность пройти через мавзолей и видеть облик гениального Ленина. Далее, благодаря научным знаниям и опыту проф. Воробьева и проф. Збарского мы имеем в этом деле также научное достижение мирового значения. Нигде в мире до сих пор не было подобных прецедентов, и ничего подобного нам неизвестно во всей мировой науке. В результате этой изумительной и блестящей работы мы должны спокойно сказать, что нет никаких оснований сомневаться, что и дальше сохранение тела В. И. Ленина, будет в той же степени, как и сейчас.
Комиссия переходит к составлению акта.
Тт. Енукидзе и Ворошилову
Комиссия тов. Федорова установила громадный успех работы проф. Воробьева и проф. Збарского по сохранению тела В. И. Ленина. Надо этот факт особо отметить решением правительства. Считаю необходимым наградить их обоих орденом Ленина (и дать по хорошей машине).